Выборы президента Украины 2024 являются очередными президентскими выборами в стране, которые назначены на год после предыдущих выборов в 2019 году. Главное сегодня.
«Вопрос, ждущий своего кропотливого исследователя»
- Когда пройдут следующие выборы президента на Украине | 360°
- Выборы на Украине в 2023-м и 2024 году
- Когда пройдут следующие выборы президента на Украине | 360°
- Что будет с полномочиями Зеленского после 20 мая
- На Украине официально объявили о втором туре президентских выборов
- Правители независимой Украины — Русский эксперт
Зеленский запланировал переизбраться на второй срок
Депутат Верховной Рады Украины и бывший министр культуры Алексей Гончаренко заявил, что решение о том, будут ли на Украине проходить президентские выборы в 2024 году, будет принято в ходе поездки президента Украины Владимира Зеленского в США. 31 марта 2024 года на Украине должны были состояться президентские выборы. — В Конституции Украины нет прямого указания на возможность переноса срока выборов президента, хотя в отношении Верховной Рады такое положение существует. сво, украина, военное положение, выборы, рада, президент, зеленский Владимир Зеленский напомнил депутатам, что закон не позволяет проводить выборы во время боевых действий. Согласно конституции и закону Украины о выборах президента, следующие выборы должны состояться 31 марта 2024 года. Главная» Новости» Когда будут выбирать президента украины в каком году.
«Это называется узурпацией»: почему на Украине требуют отставки Зеленского
Фото: t. По словам журналистов, Зеленский может изменить мнение, если станет известно об отказе участия в выборах Валерия Залужного. Сам он публично не высказывался о своих президентских амбициях. При этом конфликт далек от завершения.
Даже в том, что действующий легитимных глав государств противоборствующие стороны негласно договариваются не трогать. А тут такое. И опять же директор ФСБ Бортников не просто так сказал: «Все, кто совершают преступления в отношении России и российских граждан, являются законной целью». А на вопрос «А что же они живы до сих пор? Всю неделю вражеские голоса наперебой, как воробьи на пригреве, вещали о том, что Украине без западной помощи теперь уж точно несдобровать. Русские прут вперед, и она будет терять территории и чем дальше, тем сложнее будет положение.
Илон Маск спрогнозировал потерю Украиной Одессы и заявил, что главный вопрос — останется ли у Киева Причерноморье. Собственно, примерно то же самое говорил и Зеленский в очередном интервью на развалинах. Но, конечно, с упором на то, что вот отступать будем, но дайте грошей и оружия и когда мы выйдем на границы февраля 2022 года, тогда можно будет и договариваться. Не обязательно же возвращать границы 1991 года военным путем. Размышлять о смене риторики и обсуждать тут, однако, нечего. Ничего не поменялось.
Кремль не напрямую, конечно, но косвенно ответил устами Пескова: дырку вам от бублика, а не границы даже 22-го года, у России появилось 4 новых региона и с этим нельзя не считаться. Впрочем, недооценивать врага — себе дороже. Есть несколько признаков, что киевский режим меняет стратегию. Во-первых, он просит дальнобойные ракеты прямо указывая на то, что будет бить по Крыму. Во-вторых, в Киеве постоянно говорят, что собираются лишить Россию Черноморского флота заметим, адекватного противодействия безэкипажным катерам еще не придумано. В-третьих, хотя это уже из раздела домыслов и народной конспирологии, Зеленский в последнем видео из медкабинета, где его прокапывают, появился впервые не в зеленой, а в синей футболке.
Под морячка косит, намекает?
Однако из-за военного положения их отменили. По его словам, отмена выборов на Украине выгодна только президенту страны Владимиру Зеленскому. Он сможет исполнять свои полномочия столько, сколько посчитает нужным. В марте была информация, что администрация Зеленского подготовила запрос в Конституционный суд, чтобы прийти к какому-то решению. Однако запрос так и не направили. На данный момент юристы ищут зацепки, чтобы позволить Зеленскому занимать свой пост после 31 мая, когда истекут два месяца после выборов, в течение которых должен вступить в должность новый глава государства.
По правилам Владимир Зеленский должен передать свои полномочия, но так как нового президента не избрали, он может продолжать исполнять свои обязанности, — сказал он.
Таких в Европу не берут Александр Дубинскийдепутат Верховной Рады По мнению бывшего депутата и генерального прокурора Украины Юрия Луценко , для президента боевые действия — всего лишь предлог, чтобы сохранить власть: «Этот человек настроен быть президентом долго и вообще решил не заморачиваться какими-либо юридическо-правовыми или политико-правовыми шагами ни в парламенте, ни в Конституционном суде Украины». Сторонники бывшего президента хотят расколоть общество и, воспользовавшись политическими неурядицами, вернуть власть в стране. При этом действующие власти жестко отвечают на заявления со стороны оппозиции: так, уже бывший секретарь Совета национальной безопасности и обороны СНБО Украины Алексей Данилов назвал перспективу проведения выборов угрозой существования страны. Мы находимся в военном положении, во время которого обеспечить демократические выборы практически невозможно. Это все нарративы Российской Федерации Алексей Даниловбывший секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Сам же Владимир Зеленский уверен , что его оппонентов волнует не будущее Украины, а распространение «кремлевских нарративов»: «О легитимности — это не мнение западных партнеров или кого-то внутри Украины, это нарратив и программа Российской Федерации... Для всех, в принципе, понятно, что это программа россиян. Все против этого, абсолютно все». Но в действительности отказ Украины от проведения голосования критиковали и в США, и в Европейском союзе. Член Республиканской партии США Вивек Рамасвами в ходе теледебатов назвал Владимира Зеленского «клоуном в карго-штанах», который шантажирует западные страны отменой выборов.
Схожие мысли озвучивал сенатор Линдси Грэм внесен Росфинмониторингом в перечень экстремистов и террористов , известный своими критическими заявлениями в отношении России: если Украина хочет называться демократией — там должны проводиться электоральные процедуры. Призывы к проведению выборов звучали и от европейских политиков. Министр иностранных дел Австрии Александер Шалленберг , к примеру, в ноябре прошлого года высказался однозначно — Украина не может вечно переносить голосование. Эксперт в сфере сравнительного конституционного права Иван Брикульский считает, что конституционные нормы в этом отношении нельзя трактовать однозначно, речь идет о «конституционном клинче», отметил он в разговоре с «Лентой. Законодательство запрещает проведение каких-либо выборов во время военного положения. В отношении парламента подобную ситуацию Конституция Украины регулирует. Согласно статье 83, если парламентская каденция заканчивается во время действия военного положения, то парламентские полномочия продолжаются вплоть до нового созыва... Но в отношении президента такой оговорки нет Иван Брикульскийэксперт в сфере сравнительного конституционного права Определение правомерности отмены выборов становится вопросом трактовки конституционных норм. Спор идет о толковании статей 83, 103 и 108 Конституции Украины. Позицию соратников действующего президента озвучивал бывший судья Конституционного суда Украины Николай Мельник.
По его мнению, хотя статья 103 устанавливает пятилетний срок пребывания в должности президента, она также предусматривает выполнение им своих полномочий и за пределами указанного периода. Николай Мельник ссылается на статью 108 о непрерывности исполнения государственных обязанностей, согласно которой президент Украины выполняет полномочия до вступления в должность следующего президента. По его мнению, норма касается ситуации, когда выборы состоялись и определен следующий президент. Действия Владимира Зеленского в этом смысле необходимо трактовать как узурпацию власти и квалифицировать в соответствии с Уголовным кодексом. Проблема в том, что механизма лишения власти «засидевшегося» президента в Конституции Украины нет.
Быть или не быть: Что известно о выборах президента на Украине в 2024 году
Зеленский, возможно, сам того не понимая, завел себя в политический тупик», — акцентирует Корнилов. После 20 мая его легитимность в глазах Запада будет зависеть от продолжительности боевых действий. Теперь он становится главным лицом, наиболее заинтересованным в затягивании кровопролития», — считает эксперт. Он отмечает, что именно конфликт с Россией сегодня служит основным фактором поддержания всей сложившейся на Украине системы власти. Если же он будет вести себя не так, как необходимо США и ЕС, тогда они вспомнят о его нелегитимности и заменят на другого человека. Но до тех пор, пока он выполняет ключевые требования, к его узурпаторству на Западе будут относиться с молчаливым пониманием, а России, как верно сказал Лавров, нужно дождаться 20 мая. Дальше будет видно», — резюмирует Скачко.
Что в этом хорошего для нас? А то, что Россия до сих пор официально считала Зеленского легитимным президентом Украины. То есть, теоретически, с ним можно было вести переговоры. А теперь — даже теоретически это будет обосновать крайне сложно. А уж после 20 мая… И здесь весьма интересно сделанное на неделе заявление Лаврова, о признании легитимности Зеленского после 20 мая: «Что будет 21 мая… Давайте доживем до этого. Может, там и не потребуется ничего признавать».
Это заявка на бомбу. В каком хотите смысле. Даже в том, что действующий легитимных глав государств противоборствующие стороны негласно договариваются не трогать. А тут такое. И опять же директор ФСБ Бортников не просто так сказал: «Все, кто совершают преступления в отношении России и российских граждан, являются законной целью». А на вопрос «А что же они живы до сих пор? Всю неделю вражеские голоса наперебой, как воробьи на пригреве, вещали о том, что Украине без западной помощи теперь уж точно несдобровать.
Русские прут вперед, и она будет терять территории и чем дальше, тем сложнее будет положение. Илон Маск спрогнозировал потерю Украиной Одессы и заявил, что главный вопрос — останется ли у Киева Причерноморье. Собственно, примерно то же самое говорил и Зеленский в очередном интервью на развалинах. Но, конечно, с упором на то, что вот отступать будем, но дайте грошей и оружия и когда мы выйдем на границы февраля 2022 года, тогда можно будет и договариваться. Не обязательно же возвращать границы 1991 года военным путем. Размышлять о смене риторики и обсуждать тут, однако, нечего.
Закрепленный ч. Как итог, после 20 мая Зеленский перестает быть президентом и становится узурпатором, считает юрист. По словам Монтян, «многие диктаторы так поступали и от этого не переставали быть главами государств», даже нарушая при этом конституцию. Считать Зеленского не президентом нет смысла, если он будет иметь всю полноту власти по факту, резюмирует она. Запад ни слова не скажет по поводу легитимности власти Зеленского после 20 мая, считает заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин. По его словам, для Запада ничего после истечения срока Зеленского не поменяется — украинский президент полностью подконтролен ЕС и США, так что говорить о мифическом «третьем майдане», который якобы планирует организовать Москва, не приходится. Не будут признаны нелегитимными и указы Зеленского после 20 мая. На решение Зеленского о том, что выборы 31 мая не состоятся, никак не повлияло отсутствие многих украинских граждан в стране, считает Шишкин.
Запомните: статья 103 Конституция Украины. Вы это скоро будете слышать часто. На эту статью будут ссылаться, когда будут говорить, что после марта Зеленский — нелегитимный президент. Последние записи:.
Зеленский утвердил дату президентских выборов в Украине - депутат
В Украине 31 марта 2024 года должны были состояться президентские выборы, которые Зеленский благополучно отменил. Главная» Новости» Президент украины 2024. Президентом Украины может быть избран гражданин Украины, достигший 35 лет, имеющий право голоса, проживающий на Украине в течение 10 последних перед днем выборов лет и владеющий государственным языком. Президентские выборы на Украине (2004) — выборы президента Украины в конце 2004 года, послужившие причиной для Оранжевой революции.
Медведев объяснил, почему на Украине перенесли выборы президента
Главная» Новости» Когда будут выбирать президента украины в каком году. 31 марта на Украине, согласно Конституции, должны были пройти выборы президента. сво, украина, военное положение, выборы, рада, президент, зеленский Владимир Зеленский напомнил депутатам, что закон не позволяет проводить выборы во время боевых действий. В Украине 31 марта 2024 года должны были состояться президентские выборы, которые Зеленский благополучно отменил. Главное сегодня.
В Киеве заявили, что 31 марта Украина официально останется без президента
В 1999 году выборы президента также прошли в два тура - 31 октября и 14 ноября. В первом туре на президентский пост претендовали 13 кандидатов. На очередных выборах президента 31 октября 2004 года борьба за пост главы государства развернулась между 24 кандидатами. Это решение вызвало протест оппозиции и спровоцировало на Украине так называемую "оранжевую революцию".
Скандал с торговлей детьми 2020 — в Киеве вскрыли масштабную схему переправки новорождённых детей за границу за денежное вознаграждение [41]. Усиление террористической деятельности на территории страны теракт в Луцке в июле 2020 года [55] и другие. Мощный энергетический кризис с 2020 — каждые пол года тарифы на газ, тепло и электроэнергию для населения дорожают на десятки процентов на электроэнергию — в несколько раз ; принято решение о ликвидации особых тарифов для населения, проживающего в 30-километровых зонах АЭС, для тех, кто отапливает жилье электричеством, и для религиозных организаций [42]. В октябре 2022 года из-за ракетных обстрелов России Украина полностью прекратила экспорт электроэнергии в ЕС [57].
Борьба со свободой слова и инакомыслием, подавление оппозиции. Были введены санкции против телекомпании «112-ТВ» « 112 Украина » и ещё семи украинских телекомпаний, куда входят телеканалы «112 Украина», NewsOne и ZIK — на них чаще всего выступали депутаты от относительно пророссийской партии « Оппозиционной платформы — За жизнь » 2021 [58]. Также были введены санкции против одного из глав этой партии Виктора Медведчука и его жены [59]. Ввод персональных санкций через СНБО Украины без суда, например, против Игоря Гужвы , Ольги и Анатолия Шария , санкции против которых включают блокировку связанных с ними медиаресурсов — сайтов strana.
В марте 2022 года на Украине была приостановлены фактически запрещены вещание всех русскоязычных каналов и деятельность всех прокоммунистических и пророссийских партий, включая « Оппозиционная платформа — За жизнь », « Партия Шария » и « Социалистическая партия Украины ». В декабре 2022 года фактически все независимые СМИ, что не поддерживают провластную точку зрения, были уничтожены [60]. Поддержка Украиной попытки госпереворота в Белоруссии 2020 , что окончательно испортило отношения между двумя странами, и заставило Белоруссию в вопросах Крыма и Донбасса полностью перейти на сторону России. Украина оказалась не в состоянии справиться c пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 с 2020 — по состоянию на октябрь 2022 года умерло более 105 тысяч человек.
Создание на Украине целой сети американских биолабораторий, которые работали на создание биологического оружия против жителей Донбасса и России — в марте 2022 года данную информацию подтвердила заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд [61] [62]. Несмотря на мирные заявления и заключённые в 2019 году договорённости, « формула Штайнмайера » и « Минские договорённости » фактически не исполнялись. В конце февраля 2022 года Россия была вынуждена признать независимость ДНР и ЛНР и заключить с ними договоры о военном сотрудничестве [64] , и начала военную спецоперацию в Донбассе [65]. Всего за время СВО в 2022—2024 годах Украина потеряла более 500 тысяч военнослужащих на апрель 2024 года [66].
В ходе военной спецоперации России против Украины потерял рычаги управления ситуацией, в стране начались хаос, массовые грабежи и мародёрство из-за бесконтрольной выдачи населению оружия [67] [68]. Украина полностью потеряла контроль над ранее оккупированной ею территорией ЛНР , большей частью Херсонской области и Запорожской области. После начала СВО 2022 стал появляться на публике в очень неопрятном и небритом внешнем виде, без положенного официального костюма на публичных мероприятиях. Многочисленные военные преступления ВСУ и националистических батальонов против мирного населения и военнопленных во время военной спецоперации России на Украине с 2022 — в частности, удерживание иностранных студентов как заложников [69] , взрыв Мариупольского театра, убийство иностранных журналистов [70] , регулярные обстрелы Донецка [71] , массовые убийства жителей Бучи [72] и Купянска [73] , обстрелы Краматорска, Херсона, Мелитополя и других городов [74] [75] [76] [77] [44] , ракетный удар по собственным военнопленным, содержавшимся в Еленовке ДНР [78] , регулярные обстрелы российских городов Белгорода, Курска, Брянска [79] и даже Москвы с помощью беспилотников [80] , бомбёжки Запорожской АЭС ядерный терроризм [81] , расстрел российских военнопленных в Макеевке [82] , вторжение диверсантов в Брянскую и Белгородскую области [83] [84] и т.
Кто и где это будет решать? В 2024 году на Украине должны пройти выборы президента. Но окончательное решение по этому поводу до сих пор не принято. Депутат Верховной рады Алексей Гончаренко сообщил в своем Telegram-канале, что окончательное слово по этому поводу будет сказано во время визита нынешнего президента Украины Владимира Зеленского в США.
Первые же попытки добиться прогресса в урегулировании конфликта в рамках ТКГ [155] [156] [157] , однако, вызвали резкую реакцию представителей бывшего руководства Украины, которые назвали их предательством интересов Украины и капитуляцией перед Россией [158] [159] [160] [161] [162]. В июне-июле Зеленский подписал несколько указов о предоставлении украинского гражданства иностранным добровольцам, участвовавшим на стороне Украины в вооружённом конфликте в Донбассе [163] [164]. К 1 июля было осуществлено разведение сил и средств на участке линии соприкосновения в районе Станицы Луганской [165] [166]. Среди предложенных к обсуждению тем были названы принадлежность Крыма и конфликт на востоке Украины [168] [169].
Госдепартамент США, однако, не поддержал предложение Владимира Зеленского об изменении формата переговоров по ситуации в Донбассе [170]. Как сообщил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, телефонный разговор состоялся по инициативе украинской стороны. По его словам, президенты обсудили ситуацию в Донбассе, а также работу «по возвращению удерживаемых с обеих сторон лиц». Позже пресс-служба президента Украины сообщила, что главной темой беседы было освобождение моряков, задержанных в районе Керченского пролива , а также «других граждан Украины, которые удерживаются на территории России» [171] [172].
Телефонный разговор привёл к заметной активизации усилий по освобождению удерживаемых лиц. Уже на следующий день в Париже прошла встреча внешнеполитических советников и помощников лидеров стран « нормандской четвёрки », на которой была достигнута договорённость об обмене пленными, о так называемом «хлебном перемирии» на период сбора урожая и о разминировании в Станице Луганской [173]. В районе Станицы Луганской после разведения сил и средств конфликтующих сторон было проведено разминирование местности и начаты работы по восстановлению моста, взорванного ВСУ в 2015 году пешеходный мост был сдан в эксплуатацию в ноябре 2019 года. Тем временем Зеленский продолжал настаивать на скорейшем проведении саммита « нормандской четвёрки » [176] [177] [178] [179] [180].
Российская сторона, однако, в качестве предварительного условия потребовала выполнения договорённостей предыдущего саммита 2016 года имелось в виду разведение сил ещё на двух участках линии соприкосновения сторон — в Петровском и Золотом , а также согласования « формулы Штайнмайера », касающейся вступления в силу закона об особом статусе Донбасса [181]. Согласование «формулы Штайнмайера», однако, вновь дало украинской оппозиции повод обвинить власти в предательстве национальных интересов и организовать массовые протесты [193]. Разведению войск в районе населённых пунктов Петровское и Золотое пытались помешать «ветераны-добровольцы» из батальона «Азов» члены « Национального корпуса » под командованием Андрея Билецкого [195] [196] [197] [198]. В этот период Владимир Зеленский заявил, что для него «нормандский формат» — «это ещё и возможность возвращения вопроса Крыма».
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Москве «внимательно ознакомились с основными высказываниями президента Зеленского, особенно теми, которые касаются процесса урегулирования на юго-востоке Украины, Минских договорённостей и так далее… Что касается вынесения вопроса о Крыме на любой формат, будь то нормандский или ещё какой-то, то об этом не может быть и речи» [199]. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил по этому поводу, что Россия не допустит пересмотра договорённостей, достигнутых лидерами «нормандской четвёрки» на предыдущих встречах [200]. Что касается Зеленского, то он неоднократно давал понять, что не удовлетворён минскими соглашениями , подписанными при его предшественнике , и установленной в них последовательностью шагов по урегулированию конфликта в Донбассе [201] [202]. Глава МИД Украины Вадим Пристайко также неоднократно заявлял о готовности властей Украины признать несостоятельность минских соглашений и попытаться при помощи западных партнёров найти другие пути решения конфликта [203] [204] [205].
Тем временем в Киеве заявляли, что основной задачей Зеленского в ходе планируемой встречи должен стать пересмотр минских соглашений с учётом точки зрения украинской «патриотической общественности» [207]. Париж , 9 декабря 2019 года Саммит, прошедший в Париже 9 декабря, стал первой встречей лидеров в «нормандском формате» с 2016 года. В ходе саммита также состоялась первая двусторонняя встреча президентов Путина и Зеленского [208] [209]. Как было заявлено в итоговом коммюнике, участники встречи: договорились поддержать Контактную группу в обеспечении полного прекращения огня до конца 2019 года и разведения сил в трёх новых пунктах к концу марта 2020 года; договорились провести обмен пленными по формуле «всех на всех» до конца 2019 года; выступили за внесение «формулы Штайнмайера» в украинское законодательство, в соответствии с версией, согласованной в «Нормандском формате» и Трёхсторонней контактной группе; выразили заинтересованность в согласовании всех правовых аспектов особого статуса Донбасса с целью обеспечения его функционирования на постоянной основе; поддержали расширение миссии ОБСЕ с тем, чтобы она могла следить за режимом прекращения огня круглосуточно и без выходных; поддержали предоставление Красному Кресту и другим международным организациям полного доступа ко всем задержанным лицам в Донбассе.
Украина отказалась вносить в итоговое коммюнике упоминание о разведении сил и средств противостоящих друг другу сторон по всей линии их соприкосновения, хотя в тексте, согласованном помощниками лидеров государств «нормандской четвёрки», это было предусмотрено. Нерешённым остаётся и ключевой политический вопрос, касающийся закрепления в украинской конституции особого статуса для ОРДЛО. На состоявшейся после переговоров совместной пресс-конференции Владимир Зеленский заявил, что Украина никогда не пойдёт на изменение конституции Украины с целью её федерализации: «Мы не допустим какого бы то ни было влияния на политическое управление Украиной. Украина — независимая страна, которая сама определяет свой политический путь» [212].
Прежде всего Украину не устраивает положение о том, что передача ей контроля над неподконтрольным сегментом границы с РФ может начаться только после проведения на территории непризнанных ДНР и ЛНР местных выборов. Украинская сторона настаивает на том, чтобы вернуть контроль над границей и только после этого проводить выборы [213] [214] [215]. В своём дебютном выступлении на 56-й Мюнхенской конференции по вопросам безопасности февраль 2020 года Владимир Зеленский, в частности, предложил по-новому разводить силы на линии противостояния в Донбассе — по секторальному принципу, при котором «переход от одного сектора к следующему возможен только после того, как специальная мониторинговая миссия ОБСЕ верифицирует, что в секторе отсутствуют какие-либо незаконные вооружённые формирования, войска и военная техника». Заявления Зеленского продемонстрировали, что украинское руководство продолжит добиваться изменения последовательности выполнения пунктов Минских соглашений, а в идеале и самих договорённостей [216].
В марте на переговорах Трёхсторонней контактной группы была достигнута договорённость о создании Консультативного совета по урегулированию в Донбассе, который должен был бы вырабатывать рекомендации по политическим вопросам и способствовать прямому диалогу между непризнанными республиками Донбасса и Киевом [217] [218]. Эта договорённость привела к очередным обвинениям команды президента Зеленского в «госизмене», капитуляции и предательстве интересов страны. На этот раз к оппозиции присоединились многие депутаты фракции «Слуга народа», которые призвали президента не допустить реализации этого решения. От президента также потребовали отправить в отставку советника секретаря СНБО Украины по вопросам реинтеграции и восстановления Донбасса Сергея Сивохо , отвечавшего за подготовку «Национальной платформы примирения и единства» — инициативы мирного урегулирования конфликта в Донбассе.
На самого Сивохо во время презентации этого проекта напали представители «Национального корпуса». Зеленский уступил требованиям радикалов: проект «Национальная платформа примирения и единства» был закрыт [219] , от создания Консультативного совета в Киеве также отказались. По мнению экспертов, причина такой непоследовательности заключается в отсутствии у Зеленского силового ресурса для «продавливания» принимаемых решений, а также в отсутствии в украинском обществе единства по вопросам войны и мира [220]. В начале июня представительная украинская делегация во главе с вице-премьером Алексеем Резниковым посетила с рабочим визитом Берлин.
Главными вопросами переговоров стали отношения с Россией и урегулирование в Донбассе.
Украина объявит досрочные президентские выборы осенью 2022 года
По Конституции, выборы президента Украины должны пройти весной следующего года, однако возможность их отмены или переноса давно уже обсуждается в украинских СМИ. В начале ноября депутат Верховной Рады Алексей Гончаренко внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга сообщил, что президент Украины Владимир Зеленский, якобы, отдал распоряжение своему офису начать подготовку к выборам, которые планируется провести 31 марта. Затем о подготовке парламентом некоего законопроекта сообщило украинское издание NV. Сам Зеленский до сих пор не дал однозначного ответа, однако в своем видеообращении 6 ноября потребовал прекратить «вбрасывать в общество» тему выборов, заявив, что они сейчас «не ко времени».
Член Республиканской партии США Вивек Рамасвами в ходе теледебатов назвал Владимира Зеленского «клоуном в карго-штанах», который шантажирует западные страны отменой выборов. Схожие мысли озвучивал сенатор Линдси Грэм внесен Росфинмониторингом в перечень экстремистов и террористов , известный своими критическими заявлениями в отношении России: если Украина хочет называться демократией — там должны проводиться электоральные процедуры. Призывы к проведению выборов звучали и от европейских политиков. Министр иностранных дел Австрии Александер Шалленберг , к примеру, в ноябре прошлого года высказался однозначно — Украина не может вечно переносить голосование. Эксперт в сфере сравнительного конституционного права Иван Брикульский считает, что конституционные нормы в этом отношении нельзя трактовать однозначно, речь идет о «конституционном клинче», отметил он в разговоре с «Лентой. Законодательство запрещает проведение каких-либо выборов во время военного положения.
В отношении парламента подобную ситуацию Конституция Украины регулирует. Согласно статье 83, если парламентская каденция заканчивается во время действия военного положения, то парламентские полномочия продолжаются вплоть до нового созыва... Но в отношении президента такой оговорки нет Иван Брикульскийэксперт в сфере сравнительного конституционного права Определение правомерности отмены выборов становится вопросом трактовки конституционных норм. Спор идет о толковании статей 83, 103 и 108 Конституции Украины. Позицию соратников действующего президента озвучивал бывший судья Конституционного суда Украины Николай Мельник. По его мнению, хотя статья 103 устанавливает пятилетний срок пребывания в должности президента, она также предусматривает выполнение им своих полномочий и за пределами указанного периода. Николай Мельник ссылается на статью 108 о непрерывности исполнения государственных обязанностей, согласно которой президент Украины выполняет полномочия до вступления в должность следующего президента. По его мнению, норма касается ситуации, когда выборы состоялись и определен следующий президент. Действия Владимира Зеленского в этом смысле необходимо трактовать как узурпацию власти и квалифицировать в соответствии с Уголовным кодексом.
Проблема в том, что механизма лишения власти «засидевшегося» президента в Конституции Украины нет. Как отмечает Иван Брикульский, выборы могут быть назначены только Верховной Радой, но ответственности за непроведение голосования парламент не несет. Никаких механизмов для того, чтобы лишить власти президента, который задержался дольше своего срока, в конституционных нормах не содержится. К такой ситуации Конституция Украины была не готова Иван Брикульскийэксперт в сфере сравнительного конституционного права В легитимности Владимира Зеленского после окончания каденции сомневаются и в его собственной команде. По информации издания «Зеркало недели», юристы офиса президента Украины в конце февраля подготовили обращение к Конституционному суду Украины с просьбой разъяснить правовой статус действующего президента после 20 мая, но до сих пор не отправили документ. Журналисты связывают это с опасениями Банковой не получить нужного решения. Однако чтобы обосновать продление полномочий президента, от судей потребуется особое толкование норм, на которое они могут не решиться пойти Согласно статье 106, круг президентских полномочий определяет исключительно Конституция Украины. Попытки судей обосновать неограниченный срок правления президента, то есть расширить его власть с помощью судебного решения, будут противоречить Основному закону, считает Иван Брикульский. Самым простым и удобным решением будет простое игнорирование этой проблемы, тем более ни президент, ни парламент, который состоит из сторонников президента, не несут практически никакой ответственности», — отмечает эксперт.
В прошлом году спикер Парламентской ассамблеи Совета Европы Тини Кокс заявлял: «Это не наш вопрос — указывать, как это сделать, но, конечно, Украина должна организовать свободные и честные выборы. Потому что это ваше обязательство по уставу Совета Европы». Американский ястреб, сенатор Линдси Грэм говорил во время визита в Киев: «Я хочу, чтобы в этой стране состоялись свободные и честные выборы. Американский народ должен знать, что Украина изменилась. В прошлом это была очень коррумпированная страна». А выборы — «следующий шаг в становлении демократии». Но не сложилось. Зеленский для порядка по привычке потребовал от Запада 5 млрд на проведение выборов, не получил их, и выборы были отменены. В принципе, понятно почему.
В начале марта этого года украинская социологическая компания SOCIS опубликовала опрос, кого бы украинцы выбрали президентом. Ну, и где теперь Залужный? И где выборы? А Зеленский с поддержкой менее четверти населения — вот он. Прекрасное доказательство «демократической сущности». В роли просто узурпатора он побудет 50 дней. После 20 мая у него истекает срок полномочий. И даже на самой Украине еще не очень уверены нет решения конституционного суда — а будет ли Зеленский легитимен после этого. Что в этом хорошего для нас?
А то, что Россия до сих пор официально считала Зеленского легитимным президентом Украины.
Что в этом хорошего для нас? А то, что Россия до сих пор официально считала Зеленского легитимным президентом Украины. То есть, теоретически, с ним можно было вести переговоры.
А теперь — даже теоретически это будет обосновать крайне сложно. А уж после 20 мая… И здесь весьма интересно сделанное на неделе заявление Лаврова, о признании легитимности Зеленского после 20 мая: «Что будет 21 мая… Давайте доживем до этого. Может, там и не потребуется ничего признавать». Это заявка на бомбу.
В каком хотите смысле. Даже в том, что действующий легитимных глав государств противоборствующие стороны негласно договариваются не трогать. А тут такое. И опять же директор ФСБ Бортников не просто так сказал: «Все, кто совершают преступления в отношении России и российских граждан, являются законной целью».
А на вопрос «А что же они живы до сих пор? Всю неделю вражеские голоса наперебой, как воробьи на пригреве, вещали о том, что Украине без западной помощи теперь уж точно несдобровать. Русские прут вперед, и она будет терять территории и чем дальше, тем сложнее будет положение. Илон Маск спрогнозировал потерю Украиной Одессы и заявил, что главный вопрос — останется ли у Киева Причерноморье.
Собственно, примерно то же самое говорил и Зеленский в очередном интервью на развалинах. Но, конечно, с упором на то, что вот отступать будем, но дайте грошей и оружия и когда мы выйдем на границы февраля 2022 года, тогда можно будет и договариваться. Не обязательно же возвращать границы 1991 года военным путем. Размышлять о смене риторики и обсуждать тут, однако, нечего.