В районе Курильских островов 7 февраля произошло землетрясение магнитудой 5,8 балла по шкале Рихтера. Примерно к середине 1760-ых годов русские первопроходцы достигли южных Курильских островов, которые сейчас являются предметом непрекращающихся претензий Японии. кому принадлежат Курильские острова. Япония в одностороннем порядке присвоила российские острова Курильской гряды. Глава Министерства иностранных дел Японии объявил о том, что острова Курильской гряды Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи перешли под юрисдикцию Японии.
Позиция Токио
- Содержание
- Почему до сих пор нет мирного договора?
- Острова раздора. Как Курилы вернулись в родную гавань
- Курилы: отдать нельзя отдать
Кому принадлежат Курильские острова? Северные территории Японии или Русская земля? Остров Кунашир.
Официальный представитель МИДа России Андрей Нестеренко прокомментировал это высказывание как «незаконное» и «политически некорректное» [30] [31] [32]. МИД России выступил с заявлением, в котором назвал подобные действия японской стороны неуместными и неприемлемыми [35]. Премьер-министр Японии Юкио Хатояма выступил перед участниками движения за возвращение северных территорий, сообщив, что Японию не устраивает возвращение только двух островов и что он приложит максимум усилий, чтобы вернуть все четыре острова при жизни нынешних поколений. Также он отметил, что России очень важно дружить с такой экономически и технологически развитой страной, как Япония. Слов о том, что Южные Курилы — это «незаконно оккупированные территории», не прозвучало [40]. Дмитрий Медведев , как в качестве президента, так и премьер-министра России неоднократно посещал спорные острова в 2010, 2012, 2015 и 2019 годах [42] [43]. Японское правительство каждый раз выражало своё отрицательное отношение к таким визитам [44] [45]. Российский МИД, в свою очередь, подчёркивал, что Москва не будет учитывать позицию Токио по этому вопросу [46] [47]. Дмитрий Медведев на Кунашире 11 сентября 2011 года секретарь совета безопасности РФ Николай Патрушев посетил южные Курильские острова, где провёл совещание с руководством Сахалинской области и побывал на погранзаставе на ближайшем к Японии острове Танфильева.
На встрече в посёлке Южно-Курильске на острове Кунашир обсуждались вопросы обеспечения безопасности региона, ход строительства объектов гражданской и пограничной инфраструктуры, рассматривались вопросы безопасности при возведении и эксплуатации портового причального комплекса в Южно-Курильске и реконструкции аэропорта Менделеево. Генеральный секретарь правительства Японии Осаму Фудзимура заявил, что визит Николая Патрушева на южные Курильские острова вызывает глубокое сожаление у Японии [48] [49]. Выставка прошла под патронажем Лиги жителей Курильских и Хабомайских островов и администрации Саппоро. В июне 2015 года в префектуре Нагано состоялось заседание исполнительного комитета Совета жителей префектуры Нагано за возвращение северных территорий [52]. В июле 2021 года глава правительства РФ Михаил Мишустин посетил Итуруп с рабочим визитом, в ответ Япония выразила протест [55]. Изменений в нашей позиции по этому поводу нет» [59] [60]. Россия также вышла из переговоров по мирному договору с Японией и заморозила совместные экономические проекты, связанные со спорными Курильскими островами [64]. МИД РФ сообщил, что консультации по соглашению 1998 года о морском промысле в районе Южных Курил вестись не будут из-за санкционной политики [69].
Визит Юрия Трутнева на остров Итуруп 4 июля 2023 года вызвал протест японского правительства, заявившего, что это совершенно недопустимо [71]. Несмотря на обострение положения, в Токио намерены возобновить диалог по квотам на вылов рыбы, хотя от России нет положительной реакции [72].
Падение Шумшу стало ключевым событием Курильской операции — в дальнейшем занятие островов, на которых находились японские гарнизоны, превратилось в принятие их капитуляции. Непогода несколько задержала действия советских войск на Южных Курилах, однако к 1 сентября Итуруп, Кунашир и Шикотан перешли под их контроль. Группа островов Хабомаи была полностью взята под контроль 2-4 сентября 1945 года. Меморандум и Указ Первоначальные планы советского командования были значительно шире: предполагалось, что войска высадятся на острове Хоккайдо, который должен был стать советской зоной оккупации. Однако по настойчивой просьбе американцев решено было от проведения операции отказаться. Впрочем, обе страны старались не нарушать принятые на себя обязательства. То есть ни о какой аннексии и односторонних действиях СССР говорить не приходится — Москва выполнила свои обязательства перед союзниками, получив взамен то, что было оговорено на конференции в Ялте и подтверждено на конференции в Потсдаме.
Дипломатические маневры Но Советскому Союзу аукнулся отказ от высадки на Хоккайдо. Ибо полностью попавшая под контроль США Япония с подачи Вашингтона начала разыгрывать спектакль под названием «территориальный спор». Дело в том, что в его текст не включили советскую поправку о признание суверенитета над Южным Сахалином и Курилами. В договоре указывалось, что Япония отказывается от Курил, но в Токио заявили, что Итуруп, Кунашир, Хибомаи и Шикотан частью Курильских островов не считают. Именно к этому документу апеллируют японцы, говоря о согласии Москвы вернуть острова. Речь идет 9-й статье документа, которая звучит так: «Союз Советских Социалистических Республик и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией переговоров о заключении Мирного Договора. При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».
Или, может, Литва должна вернуть Польше Вильнюс? Думается, не стоит запускать подобные процессы. И Россия на это не пойдет», — уточнил специалист. Не исключено, что какие-то сдвиги в отношениях РФ и Японии могут произойти, если последняя перестанет быть базой для американцев. Однако это уже совсем другая история. За Курилы и двор стреляю в упор Территориальный вопрос, впрочем, является одной из главных тем в повестке не только у японцев. Жители Сахалинской области ничуть не меньше переживают за итоги территориального спора. В регионе периодически проходят митинги за сохранение Курил в составе России. Напомним, что в этом году до поправок в Сахалинской области прошел опрос среди жителей Курил о том, в какой из стран они хотели бы жить — Японии или России. Как рассказал губернатор Валерий Лимаренко, подавляющее большинство выбрало Российскую Федерацию. Яркой иллюстрацией может служить недавний скандал, который разразился в правительстве региона. Во время заседания один из сотрудников агентства по рыболовству показал презентацию, в которой использовал неправильную карту Курильских островов. На ней российская территория была обозначена тем же цветом, что и Япония. Это происшествие вызвало большой скандал. Госслужащего, допустившего такую ошибку, уволили на следующий же день, а его непосредственный начальник получил выговор. Так что отношение к курильскому вопросу у сахалинцев трепетное. Тем более что острова уже не представляют собой «медвежий угол», практически отрезанный от цивилизации. В развитие Курил сейчас вкладывают большие деньги. Власти региона и федеральное правительство хотят раскрыть туристический потенциал островов, привлечь гостей со всего мира. Конечно, до момента, когда Курилы разовьются во что-то действительно привлекательное и масштабное, должно пройти много времени. Однако начало уже положено.
Предпосылкой для этого стало решение правительства Фумио Кисиды ввести антироссийские санкции. Причем не один пакет, а 15. Как отмечали в МИД, в этом вопросе Япония «бежит впереди паровоза», опережая санкционные инициативы своих союзников. Среди прочего, Токио отменил для РФ режим благоприятствуемой нации и выслал группу дипломатов, ввел ограничения против двусторонней торговли, Центробанка и высших должностных лиц. Ответ Москвы был незамедлительным. Уже в марте прошлого года Россия отказалась от переговоров о мирном договоре и статусе Южных Курил.
Новости партнеров
- Договоры между Японией и Россией
- Позиция Токио
- Почему между Россией и Японией до сих пор нет мирного договора — история Курильского вопроса
- Самое популярное
- РФ прекращает действие соглашения об облегченном посещении японцами Курил
Курильские острова
Бывший заместитель главы МИД РФ, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Кунадзе во время работы в Министерстве иностранных дел России лоббировал передачу Курильских островов Японии, передает ТАСС, ссылаясь на дипломатический источник. Курильские острова являются предметом территориального спора со времен Второй мировой войны. После ее окончания Курилы перешли к СССР, однако Токио считает, что острова Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи по-прежнему принадлежат Японии. Сегодня я подписал соответствующий указ», — сказано в заявлении. В этой статье рассказываем: кому принадлежат Курильские острова, когда они стали российскими и что происходит на этих территориях сейчас. Губернатор записал видеообращение, в котором подчеркнул: Курильские острова – это российская территория, и проводить на них любые работы – неотъемлемое право россиян. харьков что происходит сейчас. харьков последние новости на сегодня 2024.
Война за Курилы? Японцы могут увеличить армию и получат ядерное оружие
«Практически офшор»: Курилы хотят сделать зоной, свободной от налогов | Переименовать Курильские острова предложил гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин. |
Kyodo News: Китай впервые за 59 лет сменил позицию по принадлежности Курил | Китай впервые за почти 60 лет занял нейтралитет по вопросу принадлежности Курильских островов. |
Курильские острова. Большая российская энциклопедия | Япония в одностороннем порядке забрала российские острова Курильской гряды. |
История Курильских островов — имеют ли японцы право владеть Курилами? | Согласно ему все Курильские острова стали принадлежать Японии, а России стал принадлежать Сахалин (за исключением южной части). |
Япония объявила о переходе Курильских островов под свою юрисдикцию
Сегодня я подписал соответствующий указ», — сказано в заявлении. Ёсимаса Хаяси заявил, что четыре курильских острова не принадлежат России, якобы на них распространяется суверенитет Токио. Острова Курильской гряды имеют важное геополитическое значение. Постановление о признании южных Курильских островов «оккупированной Россией территорией Японии» приняли в Верховной раде, говорится в сообщении пресс-службы украинского парламента. Суверенитет Японии над Курильскими островами Российская империя признала в конце XIX века. Курильские острова являются предметом территориального спора со времен Второй мировой войны. После ее окончания Курилы перешли к СССР, однако Токио считает, что острова Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи по-прежнему принадлежат Японии. Курильские острова расположены цепью между полуостровом Камчатка и японским островом Хоккайдо. Острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и группа Хабомаи сейчас принадлежат России – они входят в состав Сахалинской области.
Курильский вопрос: современное состояние
Об этом заявил премьер-министр Японии Фумио Кисида. Он обозначил текущую базовую позицию правительства Японии: указать на принадлежность четырех островов и продолжить переговоры о заключении мирного договора. При этом, отметил Кисида, в Японии осознают, что "эта базовая позиция по указанию принадлежности четырех островов впредь не изменится", передает ТАСС.
Он обозначил текущую базовую позицию правительства Японии: указать на принадлежность четырех островов и продолжить переговоры о заключении мирного договора. При этом, отметил Кисида, в Японии осознают, что "эта базовая позиция по указанию принадлежности четырех островов впредь не изменится", передает ТАСС. Премьер-министр снова повторил, что Токио намерен продолжить переговоры с российской стороной на основе всех достигнутых к настоящему времени договоренностей.
Для него и всех в Японии, кто под видом "мирного договора" хочет попытаться забрать Российской территории: 1.
Именно согласно этому документу Японию, кстати, приняли в ООН. Никакого мирного договора с Германией у нас не было подписано. И его никто не требует. Сила колониальной вертикали Америки в отношении Страны восходящего солнца настолько беспрецедентна, что японцы не могут даже выговорить, кто же всё-таки сбросил атомные бомбы на их Хиросиму и Нагасаки. Ну и какой смысл мириться с режимом американских прислужников? Зачем Японии мирный договор с Россией?
Не прошло и года, как в Японии «стряхнули» пыль с темы мирного договора с Россией. Сегодня генеральный секретарь японского правительства Ёсимаса Хаяси заявил, что позиция Токио Японии о решении территориального вопроса имеются в виду Курилы и заключении мирного договора с Россией остается неизменной. Чиновник обвинил Москву в том, что она «под предлогом японских санкций в одностороннем порядке отказалась продолжать переговоры по мирному договору». Очевидно, что в Кремле и в Токио диаметрально разные точки зрения по этому вопросу. Если в Японии заявляют о существовании «территориальной проблемы», то в Москве не согласны с самой постановкой вопроса. Вчера зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев по этой теме выразился достаточно прямолинейно, заявив, что «глубоко наплевать на чувства японского народа» в отношении Курил.
Более того, обновленная Конституция РФ запрещает даже переговоры вести об отчуждении территорий. А что до мирного договора, то вещь это хорошая, но достаточно номинальная — Россия с Японией успешно сотрудничали в начале века и без всяких договоров. Но в Токио заключение мирного договора увязывают исключительно с возвращением Курил, что фактически исключает вероятность подписания такого документа.
Несмотря на то, что, к примеру, Шикотан находится на широте Сочи. Обусловлено это, в первую очередь, погодными условиями. Климат Курильских островов суровый, непредсказуемый и нестабильный.
И способны снести все на своем пути, в том числе дома. Интересно, что с острова Итуруп была в свое время осуществлена атака Японии на Перл-Харбор. Развитие туристического сектора На самом деле идет полным ходом. Насколько это вообще возможно на такой территории, как Курильские острова. Построены новые аэропорты на Итурупе и Кунашире тут, скорее, новый терминал, но все же аэропорт Менделеев преобразился. Введены в эксплуатацию два новых теплохода — «Адмирал Невельской» и «Павел Леонов» запущены на маршрут в 2020 и 2021 гг.
Кроме того, в Курильске о. Итуруп и Южно-Курильске о. Кунашир появились новые гостиницы.
История территориального спора России и Японии
Япония объявила о переходе Курильских островов под свою юрисдикцию | Русские Онлайн | Курильские острова. |
Как организовать путешествие на Южные Курилы | Курильские острова все вместе (а их насчитывают 56) занимают площадь в 10,5 , создавая границу между Россией и Японией: они расположились между Хоккайдо и полуостровной Камчаткой. |
В Токио заявили, что Япония настаивает на своём праве на Курильские острова
Японская сторона, и такие "российские" дипломаты как Г. Кунадзе и дp. Однако, эти слова означают лишь то, что русское правительство исходило из общепризнанности принадлежности к России островов к северу от Уpупа, и отдавало себе отчет в том, что Япония оспаривает принадлежность островов южнее Уpупа. Граница между Россией и Японией к этому моменту еще не была формально закреплена в международном двустороннем договоре, что и предстояло сделать. Само построение фразы "как и ныне она в сущности есть", как раз говорит о том, что по мнению Государя имелось расхождение между долженствующей границей в силу принадлежности островов России, и той линией, которую "в сущности", то есть в реальных обстоятельствах приходилось соблюдать, чтобы избежать острых столкновений с Японией, претендующей на территории. У России не хватало достаточного и способного к самозащите населения, хозяйственной инфраструктуры и вооруженных постов на Дальнем Востоке, то есть не было военно-политических возможностей реально осуществлять свой суверенитет над этими островами в условиях постоянных посягательств японцев. Сложнейшая международная обстановка накануне Крымской войны заставляла вести себя так, чтобы не активизировать остроту взаимоотношений, то есть "в сущности" отступить от своих исторических прав. Упомянутые русско-японские договоры как любые территориальные размежевания являются отражением соотношения сил и международной обстановки.
Симодский трактат был заключен в разгар Кpымской войны, когда английские и французские эскадры хозяйничали в Охотском море. Петpопавловск-Камчатский был осажден, и, хотя атака английского десанта была отбита, порт даже был эвакуирован в Николаевск-на-Амуpе. В любой момент англичане могли высадиться на Курилах, которые не были формально разграничены в международном договоре. Для России было безопаснее пойти на такое разграничение, при котором часть островов оказалась бы под юрисдикцией слабой в военно-моpском отношении Японии, зато не подверглась бы оккупации сильнейшей военно-моpской державы - Великобритании. К тому же большим успехом считалось согласие Японии торговать продовольствием с Россией, которая не могла содержать свои военные посты на Сахалине и Курилах из-за хронической нехватки продовольствия. Япония же, проводившая политику полной изоляции, долгое время категорически отказывалась продавать даже соль и муку. Откровенно антироссийскую роль играли уже тогда США, начавшие массированное внедрение в Дальневосточно-Тихоокеанский регион.
Одним из главных препятствий на пути своей экспансии США считали Россию, а инструментом против нее - Японию. Амеpиканские миссии постоянно убеждали Японию не соглашаться на признание южного Сахалина российским и внушали, что Россия стремится захватить Хоккайдо. Русским дипломатам приходилось дезавуировать эти инсинуации, а американцам даже приносить официальные извинения. Американская печать в 70-х гг. XIX в. Такая же обстановка сохранялась и во время заключения Санкт-Петербургского договора 1875 г. Важнее было международно-правовым образом закрепить принадлежность всего Сахалина России и обезопасить его от беззастенчивой военной экспансии западноевропейских держав.
Но и после заключения этих договоров Япония практически никогда не соблюдала их, нарушая территориальные воды и высаживаясь на других принадлежащих России территориях, а позднее развязала Русско-японскую войну 1904-1905гг. И эта война вообще перечеркнула все предыдущие решения, ибо международное право гласит: состояние войны между государствами прекращает действие всех и всяческих договоров между ними. Следовало бы напомнить это сегодняшней Японии, как и то, что именно это было указанно японской стороной графу С. Витте, который пытался на Портсмутских переговорах в 1905г. По Портсмутскому миру Россия уступала победившей Японии и все Курилы, и южный Сахалин, что русской дипломатией всегда рассматривалось как большое поражение. Американский посол в России, как информатор японцев в 1905-м Настоящей детективной историей является дипломатическая игра США во время Портсмутских переговоров по итогам проигранной Россией pусско-японской войны. США, разумеется, "принимали близко к сердцу дело всеобщего мира", который мог привести к столь желанному "уменьшению владений России в Южной части Азии".
Американский президент Теодор Рузвельт считал, что американская "будущая история больше будет определяться нашей позицией на Тихом океане в отношении Китая, чем нашей позицией на Атлантическом океане в отношении Европы". Саму Японию США не считали серьезным соперником, но всячески стремились воспрепятствовать укреплению российских позиций. Поэтому с самого начала Русско-японской войны симпатии Теодора Рузвельта были на стороне Японии. К моменту Портсмутских переговоров Рузвельт договорился с японским правительством о разграничении сфер влияния. По секретному соглашению от 31 июля 1905 г. Рузвельтом и Кацурой - японским премьер-министром, Япония отказывалась от "намерений" в отношении Филиппин, оставляя их на волю США, а США соглашались на право Японии через военную оккупацию установить контроль над Кореей. На этом фоне неуместно Вашингтону возмущаться пактом Молотова-Риббентроппа, позволившему СССР всего лишь восстановить территорию исторической России, утраченную из-за революции, гражданской войны и интервенции.
Имея за спиной такой "американо-японский союз", Т. Рузвельт, взявший на себя роль "честного маклера", не мог быть беспристрастным посредником. Действительную роль США проясняют весьма интересные мемуары крупнейшего японского дипломата начала ХХ в. Кикудзиро Исии, непосредственного участника событий, изданные в блестящем переводе О. Трояновского и с превосходным анализом А.
При перестройке газы при нагревании столь же анекдотически перестали расширяться, поскольку так учила утратившая власть партия. Русские горе мыслители опять дошли до абсурда, с пафосом отрекаясь от всех отеческих гробов не только советской, но и всей русской истории. Есть две Японии - до и после войны Термин "возвращение" в отношении предмета территориальных претензий послевоенного японского государства должен быть навсегда изъят из официального языка российских должностных лиц. Этот термин является концептуальной ревизией итогов войны, означая косвенное признание новой Японии в качестве правопреемницы континуитет того японского государства, которое развязало и проиграло войну. Политики и государственные деятели должны вспомнить некоторые положения международного права. Ни созданные после войны ФРГ и ГДР, ни Япония, ни даже сегодняшняя объединенная Германия не являются продолжателями субъектности довоенных государств, не обладают по отношении к ним континуитетом. Они являются новыми субъектами международных отношений и международного права. Их правопреемство по отношению к прежним государствам ограничено решениями держав, обладавших четырехсторонней ответственностью. Это вытекает из юридического содержания принципа полной и безоговорочной капитуляции, заложенного в послевоенное устройство. Полная и безоговорочная капитуляция принципиально отличается от простой капитуляции по своим правовым, политическим и историческим следствиям. Простая капитуляция означает лишь признание поражения в военных действиях и не затрагивает международную правосубъектность побежденной державы. Такое государство, пусть наголову разбитое, сохраняет суверенитет и само в качестве юридической стороны ведет переговоры об условиях мира. Но полная и безоговорочная капитуляция означает прекращение существования субъекта международных отношений, демонтаж прежнего государства, утрату им суверенитета и всех властных полномочий, преходящих к победителям, которые сами определяют условия мира и послевоенного устройства. На месте прежнего возникает новый субъект международного права, который может по отношению к нему обладать правопреемством. В каком объеме, ограниченном или почти полном - это решают победители. Особенно наглядно это в случае с Германией, которая даже получила новое официальное название. Их суверенитет в терминах международного права имел так называемый производный характер - производный от полномочий союзников, сохранявших часть полномочий в виде четырехсторонней ответственности. Можно привести пример, как США воспользовались своими полномочиями в отношении ФРГ через два десятилетия после победы. В 1973г. Последовала немедленная отповедь со стороны Вашингтона. Государственный департамент в официальной ноте в резких тонах заявил, что ФРГ не имеет полного суверенитета, и США, исходя из своих прав, вытекающих из принципов послевоенного урегулирования, имеют право без уведомления совершать с территории ФРГ любые действия, которые сочтут необходимыми для своих интересов. Отсутствие полного суверенитета и континуитета по отношению к рейху продемонстрировал даже момент объединения Германии. Этому процессу вряд ли кто-либо мог помешать, тем не менее, для того, чтобы новое государство получило суверенитет, четыре державы должны были дать согласие на объединение и формально сложить с себя полномочия, что и было сделано в Договоре "Два плюс четыре". Концепция японского правительства исходит из непризнания именно этой основы послевоенного урегулирования. В случае с Японией внешние проявления утраты суверенитета и прерывания международной правосубъектности менее наглядны. Япония сохранила прежнего императора. Этот факт используется для утверждения, что правосубъектность Японии не прерывалась, что сохранение прежней императорской верховной власти означает континуитет государства. Однако на деле континуитета не было, а состоялось признание правопреемства императорской власти, но источник сохранения императорской династии совершенно иной - это воля и решение победителей. Не выдерживает критики позиция Японии, что она не может считать себя связанной ялтинскими соглашениями, так как не являлась их участником. Если признать право нынешней Японии оспаривать территориальные решения победителей, можно ли гарантировать, что в будущем не будет подвергнута сомнению линия Одер-Нейссе, начертанная не немцами, а державами - победительницами, не испрашивавшими на это согласия фельдмаршала Кейтеля. Нынешняя Япония - послевоенное государство, и урегулирование может исходить единственно из послевоенной международно-пpавовой основы, тем более, что только эта основа имеет юридическую силу. Особенно интересно в этом вопросе то, что все исторические договоры прошлого, на которые ссылаются японские политики, в сегодняшних спорах утратили силу, даже не в 1945г. История "Курильского вопроса" и международное право Весь "исторический" пласт аргументации японской стороны не имеет отношения к правам сегодняшнего японского государства, хотя, безусловно, имеет отношение к истории Японии. В этой аргументации особое место занимают ссылки на договоры XIX века - Симодский торговый договор 1855 года, по которому граница была проведена между островами Уpуп и Итуpуп, а Сахалин остался неpазгpаниченным, а также на Санкт-Петеpбуpгский договор 1875 года, по которому за признание Японией всего Сахалина российским все Курильские острова были переданы Японии. В современной японской литературе приводятся только те официозные исторические исследования и карты прошлого, где так или иначе Курилы обозначены как владения Японии. Однако японские историки прошлого отдавали России бесспорный приоритет в открытии и освоении островов и указывали, что вплоть до середины XIX века Япония не считала своими владениями не только Курилы и Сахалин, который считался там полуостровом, в то время как с российской стороны он был уже подробно исследован, но даже остров Хоккайдо, который не был тогда еще заселен. Но уже в конце XIX в. Япония стремится вытеснить с Курильских островов русских поселенцев, уничтожить их посты, выселить оттуда коренных жителей - айну, которые до появления русских первопроходцев японцев не видели и никому не платили дани. Специалисты в СССР на основе архивных материалов, зарубежных источников и данных картографии дали убедительный ответ на все необоснованные попытки Японии исказить историю открытия Курильских островов. Эти труды были подготовлены в 60-70-е годы, как правило, для служебного пользования. Они скрупулезно документированы и свободны от пропагандистской заостренности, которая у современного читателя часто вызывает подозрение в тенденциозности.
В текст договора было включено положение о том, что «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г. С обывательской точки зрения может показаться, что это тоже самое, что и советские поправки. С юридической точки зрения ситуация обстоит иначе — Япония отказывается от претензий на Курилы и Южный Сахалин, но при этом не признаёт суверенитета СССР над этими территориями. С такой формулировкой договор и был подписан 8 сентября 1951 года между странами антигитлеровской коалиции и Японией. Представители Советского Союза, Чехословакии и Польши, участвовавшие в конференции, отказались его подписать. Территория Японии по Сан-Францискому мирному договору 1951 г. Современные японские историки и политики расходятся в оценках содержащегося в тексте мирного договора отказа Японии от Южного Сахалина и Курильских островов. Одни требуют отмены этого пункта договора и возвращения всех Курильских островов вплоть до Камчатки. Другие пытаются доказать, что южнокурильские острова Кунашир, Итуруп, Хабомаи и Шикотан не входят в понятие «Курильские острова», от которых Япония отказалась в Сан-Францисском договоре. Последнее обстоятельство опровергается как сложившейся картографической практикой, когда вся группа островов — от Кунашира до Шумшу на картах называется Курильскими островами, так и текстами русско-японских переговоров по этому вопросу. Вот, например, отрывок из переговоров Путятина с японскими уполномоченными в январе 1854 г. На Уруп Российско-Американская компания ежегодно посылает суда скупать меха и проч. Японская сторона: Мы считали все Курильские острова издавна принадлежащими Японии, но так как большая часть из них перешла один за другим к вам, то об этих островах нечего и говорить. Итуруп же всегда считался нашим и мы полагали это делом решенным, равно как и остров Сахалин или Крафто, хотя мы и не знаем как далеко последний простирается к северу... Забавный факт - японцы претендовали на то, чтобы весь Сахалин принадлежал им, но при этом не имели его географической карты. Кстати, оперируя аналогичным аргументом, Россия могла бы претендовать на Хоккайдо на том основании, что в 1811 году В. Головнин в своём «Замечании о Курильских островах» причислил о. Матсмай, то есть Хоккайдо, к Курилам. Более того, как уже отмечалось выше, как минимум в 1778-1779 годах с жителей северного берега Хоккайдо русские собирали ясак. Неурегулированность отношений с Японией мешала налаживанию торговли, решению вопросов в области рыболовства, а также способствовала вовлечению этой страны в антисоветскую политику США. В начале 1955 года представитель СССР в Японии обратился к министру иностранных дел Мамору Сигэмицу с предложением начать переговоры о нормализации советско-японских отношений. Японская делегация в качестве условия заключения мирного договора выдвинула заведомо неприемлемые требования — на «острова Хабомаи, Шикотан, архипелаг Тисима Курильские острова и южную часть острова Карафуто Сахалин ». На самом деле японцы понимали невыполнимость этих условий. Секретная инструкция японского МИД предусматривала три этапа выдвижения территориальных требований: «Сначала требовать передачи Японии всех Курильских островов с расчётом на дальнейшее обсуждение; затем, несколько отступив, добиваться уступки Японии южных Курильских островов по «историческим причинам», и, наконец, настаивать как минимум на передаче Японии островов Хабомаи и Шикотан, сделав это требование непременным условием успешного завершения переговоров». О том, что конечной целью дипломатического торга были именно Хабомаи и Шикотан, неоднократно говорил сам японский премьер-министр. Так, во время беседы с советским представителем в январе 1955 года Хатояма заявил, что «Япония будет настаивать во время переговоров на передаче ей островов Хабомаи и Шикотан». Ни о каких других территориях речи не было42. Такая «мягкая» позиция Японии не устраивала США. Так, именно по этой причине в марте 1955 года американское правительство отказалось принять в Вашингтоне японского министра иностранных дел. Хрущёв был готов пойти на уступки. Малик в годы войны он был послом СССР в Японии, а затем в ранге заместителя министра иностранных дел — представителем Советского Союза в ООН предложил японскому дипломату в ранге после Сюнъити Мацумото передать Японии острова Хабомаи и Шикотан, но только после подписания мирного договора. Вот какую оценку этой инициативе дал один из членов советской делегации на лондонских переговорах, впоследствии академик РАН С. Тихвинский43: «Я. Малик, остро переживая недовольство Хрущёва медленным ходом переговоров и не посоветовавшись с остальными членами делегации, преждевременно высказал в этой беседе с Мацумото имевшуюся у делегации с самого начала переговоров утверждённую Политбюро ЦК КПСС т. Хрущёвым запасную позицию, не исчерпав до конца на переговорах защиту основной позиции. Его заявление вызвало сперва недоумение, а затем радость и дальнейшие непомерные требования со стороны японской делегации… Решение Н. Хрущёва отказаться в пользу Японии от суверенитета над частью Курильских островов было необдуманным, волюнтаристическим актом… Уступка Японии части советской территории, на которую без разрешения Верховного Совета СССР и советского народа пошёл Хрущёв, разрушала международно-правовую основу ялтинских и потсдамских договорённостей и противоречила Сан-Францисскому мирному договору, в котором был зафиксирован отказ Японии от Южного Сахалина и Курильских островов…» Как становится понятным из этой цитаты, японцы восприняли инициативу Малика как слабость и выдвинули другие территориальные требования. Переговоры прекратились. Это устраивало и США. В октябре 1955 года Дж. Даллес в ноте правительству Японии предупреждал, что расширение экономических связей и нормализация отношений с СССР «может стать препятствием для осуществления программы помощи Японии, разрабатываемой правительством США». Внутри Японии в заключении мирного договора прежде всего были заинтересованы рыболовы, которым необходимо было получать лицензии на вылов рыбы в районе Курил. Этот процесс сильно затруднялся отсутствием дипломатических отношений между двумя странами, что, в свою очередь, было связано с отсутствием мирного договора. Переговоры возобновились. Серьёзное давление на правительство Японии оказывали США. Так, 7 сентября 1956 года Госдепартамент направил правительству Японии меморандум, в котором заявил, что США не признают никакого решения, подтверждающего суверенитет СССР над территориями, от которых Япония отказалась по мирному договору. В ней провозглашалось прекращение состояния войны между СССР и Японией, восстановление дипломатических отношений. Пункт 9 декларации гласил44: 9. Союз Советских Социалистических Республик и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией переговоров о заключении мирного договора. При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией. Однако, как мы знаем, подписание мирного договора так и не состоялось. Японский премьер-министр Хатояма Итиро, подписавший Декларацию, ушёл в отставку, а новый кабинет возглавил Киси Нобусукэ, политик, настроенный открыто проамерикански. Американцы же ещё в августе 1956 г. Сейчас Япония претендует не только на Шикотан и Хабомаи, но и на Итуруп и Кунашир, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года - поэтому подписание мирного договора на основе декларации 1956 г. Однако, если бы Япония отказалась от требования на Итуруп и Кунашир и подписала мирный договор, должна ли будет Россия выполнять условия Декларации и отдать Шикотан и Хабомаи? Рассмотрим этот вопрос подробнее. США в одностороннем порядке приняли Закон о сохранении рыбных запасов и управлении рыболовством, в соответствии с которым с 1 марта 1977 г. Вслед за США в течение 1976 г. В том же году Указом Президиума Верховного Совета от 10 декабря «О временных мерах по сохранению живых ресурсов и регулированию рыболовства в морских районах, прилегающих к побережью СССР» Советский Союз тоже установил суверенные права над рыбными и другими биоресурсами в своей 200-мильной прибрежной зоне46. Новые реалии были зафиксированы в конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Было введено понятие «исключительной экономической зоны», ширина которой не должна превышать 200 морских миль. Статья 55 конвенции предусматривает, что прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет «суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра». При этом оно в этой зоне осуществляет юрисдикцию в отношении «создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды» 47. Ранее, в 1969 году, была принята Венская Конвенция о праве международных договоров. Статья 62 «Коренное изменение обстоятельств» этой конвенции гласит выделение жирным наше 48: 1. На коренное изменение, которое произошло в отношении обстоятельств, существовавших при заключении договора, и которое не предвиделось участниками, нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из него, за исключением тех случаев, когда: а наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия участников на обязательность для них договора; и б последствие изменения обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору. Коренное изменение обстоятельств нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из него: а если договор устанавливает границу; или б если такое коренное изменение, на которое ссылается участник договора, является результатом нарушения этим участником либо обязательства по договору, либо иного международного обязательства, взятого им на себя по отношению к любому другому участнику договора. Если в соответствии с предыдущими пунктами участники вправе ссылаться на коренное изменение обстоятельств как на основание для прекращения договора или выхода из него, то он вправе также ссылаться на это изменение как на основание для приостановления действия договора. Введение 200-мильной экономической зоны — это обстоятельство, которое коренным образом изменяет сферу действия обязательств. Одно дело передавать острова, когда ни о какой 200-мильной исключительной зоне речь не шла, и совсем другое дело, когда эта зона появилась. Однако, можно ли считать, что декларация 1956 г. В декларации речь идёт о суверенитете над территориями суши, в то время как между морскими государствами граница проходит по морю. После передачи островов Японии потребовалось бы дополнительное соглашение по определению морской границы. Таким образом, можно утверждать, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Россия не обязана выполнять условие Декларации 1956 г. На следующий день президент России Владимир Путин заявил, что Россия всегда готова выполнять взятые на себя обязательства, тем более в том, что касается ратифицированных документов. Но эти обязательства будут выполняться "только в тех объемах, в которых наши партнеры готовы выполнять те же самые договоренности". Таким образом, сейчас в случае передачи территорий объектом передачи уже являются не только и не сколько острова, сколько неотделимые от них прилегающие экономические зоны, которые только контрабандных морепродуктов дают на сумму до 1 млрд. Разве появление в мире после 1956 года морских экономических зон не существенное изменение обстановки? Портсмутский договор 1905 г.
Подобные действия Японии могут очень серьёзно сказаться на отношениях с Россией, особенно учитывая тот факт, что Токио отказался от проведения переговоров по этому вопросу, однако, совершенно очевидно, что Россия не намерена отдавать острова Курильской гряды ни под каким давлением Токио или союзников этой страны. В Токио должны осознавать, что даже минимальная попытка устроить аннексию, приведёт к попросту непоправимым последствиям — не поможет ни Запад, ни США», - заявил аналитик. Следует уточнить, что Россия официально не отреагировала на подобные действия японского МИДа, однако, для Токио это определённо выльется в очень тяжёлые последствия.
Kyodo News: Китай впервые за 59 лет сменил позицию по принадлежности Курил
ЯПОНИЯ И РОССИЯ: КОМУ ПО ПРАВУ ПРИНАДЛЕЖАТ КУРИЛЫ (Н.А. НАРОЧНИЦКАЯ) | Курильские острова сегодня: происшествия, важные события, новости политики, экономики, культуры и спорта. |
Эксперт объяснил, почему США и ЕС включились в борьбу Японии за Курилы | Курильская гряда растянулась почти на 1200 км и на сегодня относится к Сахалинской области России. |
Курилы – последние новости | Бывший заместитель главы МИД РФ, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Кунадзе во время работы в Министерстве иностранных дел России лоббировал передачу Курильских островов Японии, передает ТАСС, ссылаясь на дипломатический источник. |
История Курильских островов — имеют ли японцы право владеть Курилами? | Япония устроила провокацию вблизи Курильских островов. |
Зеленский признал Курилы «оккупированной Россией территорией»
Москва отказалась от переговоров с Японией по заключению мирного договора, который определил бы окончательный статус Курильских остров, доставшихся России. В Синей книге по дипломатии за 2023 год, выпущенной японскими властями, утверждается, что Северные территории (японское название части островов Курильской гряды, на которые претендует Токио) принадлежат Японии, а Россия является их незаконным оккупантом. Документ, официально закрепляющий Курильские острова как часть своего государства, первым издала Россия – это был указ Екатерины II 1786 года. Первыми карту Курильских островов составили голландские путешественники в 1643 году, а вслед за ними острова посетили русские казаки-первопроходцы.
Острова раздора. Как Курилы вернулись в родную гавань
Он подчеркнул, что для Японии эти четыре острова являются исконной и неотъемлемой частью страны. Япония продолжает усиленные переговоры с Россией по вопросу о возвращении этих территорий, чтобы заключить мирный договор на основе соглашений, достигнутых между двумя странами в прошлом.
Возобновились они летом 1874 г. Эномото впервые заговорил об отказе от Сахалина за компенсацию в виде всех Курильских островов — от Японии до Камчатки36. В это время обострялась ситуация на Балканах, война с Турцией которую, как и во время Крымской войны, могли вновь поддержать Англия и Франция становилась всё более реальной, и Россия была заинтересована как можно скорее решить дальневосточные проблемы, в т. К сожалению, российское правительство не проявило должной настойчивости и не оценило стратегическое значение Курил, которые закрывали выход в Тихий океан из Охотского моря, и согласилось на требования японцев. Также по этому договору Россия разрешила судам Японии без уплаты торговых и таможенных пошлин в течение 10 лет посещать порт Корсаков на Южном Сахалине, где учреждалось японское консульство. Японским судам, купцам и рыбопромышленникам предоставлялся режим наибольшего благоприятствования в портах и водах Охотского моря и Камчатки36.
Договор этот часто называют обменным, но фактически речь не идёт об обмене территориями, так как Япония не имела сильного присутствия на Сахалине и реальных возможностей его удержать, — отказ от прав на Сахалин стал простой формальностью. На самом деле можно говорить о том, что в договоре 1875 г. Следующая точка в истории Курильского вопроса — русско-японская война. Россия эту войну проиграла и по Портсмутскому мирному договору 1905 г. Этот договор имеет то важное юридическое значение, что он фактически прекратил действие договора 1875 г. Ведь смысл «обменного» договора состоял в отказе Японии от прав на Сахалин в обмен на Курилы. При этом по инициативе японской стороны к протоколам Портсмутского договора было включено условие о том, что все предыдущие русско-японские соглашения аннулируются.
Тем самым Япония лишила себя юридического права владеть Курильскими островами. Договор 1875 г. Не лишним будет напомнить, что, напав на Россию, Япония также нарушила пункт 1 Симодского трактата 1855 г. Следующая ключевая точка — Вторая мировая война. Он был заключен на 5 лет с момента ратификации: с 25 апреля 1941 по 25 апреля 1946 г. По этому пакту его можно было денонсировать за год до истечения срока. Сталин же в качестве условия выдвинул требование, что после победы над Японией Курилы и Южный Сахалин перейдут к Советскому Союзу.
Далеко не все в американском руководстве были согласны с этими требованиями, но Рузвельт согласился. Причиной, видимо, стала его искренняя забота о том, чтобы после окончания Второй мировой у СССР и США сохранились хорошие отношения, достигнутые в ходе военного сотрудничества. Передача Курил и Южного Сахалина была зафиксирована в Ялтинском соглашении трех великих держав по вопросам Дальнего Востока 11 февраля 1945 г. Передачи Советскому Союзу Курильских островов. Кунашира и Итурупа, отошедших Японии ещё по Симодскому трактату 1855 г. СССР денонсировал советско-японский пакт о нейтралитете, а 8 августа объявил войну Японии. Однако, после акта о капитуляции предстояло ещё заключить мирный договор, в котором были бы зафиксированы новые границы.
Помимо таких неприятных для СССР деталей, как сохранение на территории Японии американских войск на неопределённое время, в них подвергалось пересмотру ялтинское соглашение, по которому Южный Сахалин и Курилы переходили к СССР38. В сентябре 1951 г. Однако эти расчёты американцев не оправдались. Среди поправок к проекту мирного договора, предложенных советской делегацией, были следующие39: Пункт «с» изложить в следующей редакции: «Япония признаёт полный суверенитет Союза Советских Социалистических Республик на южную часть острова Сахалина со всеми прилегающими к ней островами и на Курильские острова и отказывается от всех прав, правооснований и претензий на эти территории». По статье 3. Изложить статью в следующей редакции: «Суверенитет Японии будет распространяться на территорию, состоящую из островов Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо, а также Рюкю, Бонин, Розарио, Волкано, Парес Вела, Маркус, Цусима и другие острова, входившие в состав Японии до 7 декабря 1941 г. Эти поправки были отклонены, но вовсе не учитывать ялтинских соглашений США не могли.
В текст договора было включено положение о том, что «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г. С обывательской точки зрения может показаться, что это тоже самое, что и советские поправки. С юридической точки зрения ситуация обстоит иначе — Япония отказывается от претензий на Курилы и Южный Сахалин, но при этом не признаёт суверенитета СССР над этими территориями. С такой формулировкой договор и был подписан 8 сентября 1951 года между странами антигитлеровской коалиции и Японией. Представители Советского Союза, Чехословакии и Польши, участвовавшие в конференции, отказались его подписать. Территория Японии по Сан-Францискому мирному договору 1951 г. Современные японские историки и политики расходятся в оценках содержащегося в тексте мирного договора отказа Японии от Южного Сахалина и Курильских островов.
Одни требуют отмены этого пункта договора и возвращения всех Курильских островов вплоть до Камчатки. Другие пытаются доказать, что южнокурильские острова Кунашир, Итуруп, Хабомаи и Шикотан не входят в понятие «Курильские острова», от которых Япония отказалась в Сан-Францисском договоре. Последнее обстоятельство опровергается как сложившейся картографической практикой, когда вся группа островов — от Кунашира до Шумшу на картах называется Курильскими островами, так и текстами русско-японских переговоров по этому вопросу. Вот, например, отрывок из переговоров Путятина с японскими уполномоченными в январе 1854 г. На Уруп Российско-Американская компания ежегодно посылает суда скупать меха и проч. Японская сторона: Мы считали все Курильские острова издавна принадлежащими Японии, но так как большая часть из них перешла один за другим к вам, то об этих островах нечего и говорить. Итуруп же всегда считался нашим и мы полагали это делом решенным, равно как и остров Сахалин или Крафто, хотя мы и не знаем как далеко последний простирается к северу...
Забавный факт - японцы претендовали на то, чтобы весь Сахалин принадлежал им, но при этом не имели его географической карты. Кстати, оперируя аналогичным аргументом, Россия могла бы претендовать на Хоккайдо на том основании, что в 1811 году В. Головнин в своём «Замечании о Курильских островах» причислил о. Матсмай, то есть Хоккайдо, к Курилам. Более того, как уже отмечалось выше, как минимум в 1778-1779 годах с жителей северного берега Хоккайдо русские собирали ясак. Неурегулированность отношений с Японией мешала налаживанию торговли, решению вопросов в области рыболовства, а также способствовала вовлечению этой страны в антисоветскую политику США. В начале 1955 года представитель СССР в Японии обратился к министру иностранных дел Мамору Сигэмицу с предложением начать переговоры о нормализации советско-японских отношений.
Японская делегация в качестве условия заключения мирного договора выдвинула заведомо неприемлемые требования — на «острова Хабомаи, Шикотан, архипелаг Тисима Курильские острова и южную часть острова Карафуто Сахалин ». На самом деле японцы понимали невыполнимость этих условий. Секретная инструкция японского МИД предусматривала три этапа выдвижения территориальных требований: «Сначала требовать передачи Японии всех Курильских островов с расчётом на дальнейшее обсуждение; затем, несколько отступив, добиваться уступки Японии южных Курильских островов по «историческим причинам», и, наконец, настаивать как минимум на передаче Японии островов Хабомаи и Шикотан, сделав это требование непременным условием успешного завершения переговоров». О том, что конечной целью дипломатического торга были именно Хабомаи и Шикотан, неоднократно говорил сам японский премьер-министр. Так, во время беседы с советским представителем в январе 1955 года Хатояма заявил, что «Япония будет настаивать во время переговоров на передаче ей островов Хабомаи и Шикотан». Ни о каких других территориях речи не было42. Такая «мягкая» позиция Японии не устраивала США.
Так, именно по этой причине в марте 1955 года американское правительство отказалось принять в Вашингтоне японского министра иностранных дел. Хрущёв был готов пойти на уступки. Малик в годы войны он был послом СССР в Японии, а затем в ранге заместителя министра иностранных дел — представителем Советского Союза в ООН предложил японскому дипломату в ранге после Сюнъити Мацумото передать Японии острова Хабомаи и Шикотан, но только после подписания мирного договора. Вот какую оценку этой инициативе дал один из членов советской делегации на лондонских переговорах, впоследствии академик РАН С. Тихвинский43: «Я. Малик, остро переживая недовольство Хрущёва медленным ходом переговоров и не посоветовавшись с остальными членами делегации, преждевременно высказал в этой беседе с Мацумото имевшуюся у делегации с самого начала переговоров утверждённую Политбюро ЦК КПСС т. Хрущёвым запасную позицию, не исчерпав до конца на переговорах защиту основной позиции.
Его заявление вызвало сперва недоумение, а затем радость и дальнейшие непомерные требования со стороны японской делегации… Решение Н. Хрущёва отказаться в пользу Японии от суверенитета над частью Курильских островов было необдуманным, волюнтаристическим актом… Уступка Японии части советской территории, на которую без разрешения Верховного Совета СССР и советского народа пошёл Хрущёв, разрушала международно-правовую основу ялтинских и потсдамских договорённостей и противоречила Сан-Францисскому мирному договору, в котором был зафиксирован отказ Японии от Южного Сахалина и Курильских островов…» Как становится понятным из этой цитаты, японцы восприняли инициативу Малика как слабость и выдвинули другие территориальные требования. Переговоры прекратились. Это устраивало и США. В октябре 1955 года Дж. Даллес в ноте правительству Японии предупреждал, что расширение экономических связей и нормализация отношений с СССР «может стать препятствием для осуществления программы помощи Японии, разрабатываемой правительством США». Внутри Японии в заключении мирного договора прежде всего были заинтересованы рыболовы, которым необходимо было получать лицензии на вылов рыбы в районе Курил.
Этот процесс сильно затруднялся отсутствием дипломатических отношений между двумя странами, что, в свою очередь, было связано с отсутствием мирного договора. Переговоры возобновились. Серьёзное давление на правительство Японии оказывали США. Так, 7 сентября 1956 года Госдепартамент направил правительству Японии меморандум, в котором заявил, что США не признают никакого решения, подтверждающего суверенитет СССР над территориями, от которых Япония отказалась по мирному договору.
Читая слова про усталость Америки, возникает подозрение, будто злопамятные японцы попросту издеваются над слабеющим гегемоном. Вице-адмирал Уильям Блэнди и контр-адмирал Фрэнк Дж. Лоури едят торт в виде атомного взрыва. Скрин с ТГ-канал Istoriya. Интересно, о каком авторитаризме идёт речь? Ведь, судя по его словам, именно это главная угроза миру в западном понимании.
Две из них несут глобальный, экзистенциальный характер, одна — региональный. Прежде всего, их волнует Китай.
Об этом заявил премьер-министр Японии Фумио Кисида. Он обозначил текущую базовую позицию правительства Японии: указать на принадлежность четырех островов и продолжить переговоры о заключении мирного договора.
При этом, отметил Кисида, в Японии осознают, что "эта базовая позиция по указанию принадлежности четырех островов впредь не изменится", передает ТАСС.