Так, кинокритик Андрей Плахов писал, что «Жестокий романс», хотя в свое время не нравился интеллектуалам, содержал «почти пророческое предчувствие новорусской эпохи». Смотреть «Жестокий романс» на других устройствах. Жестокий романс: о чем фильм, краткое описание. Драма. Режиссер: Эльдар Рязанов. В ролях: Алиса Фрейндлих, Лариса Гузеева, Никита Михалков и др. Конец XIX века. В провинциальном городке на Волге живет вдова Харита Игнатьевна Огудалова с тремя дочерьми. Ее имение пришло в упадок после смерти мужа.
История песни «А напоследок я скажу» (к/ф «Жестокий романс»)
Жестоким романсом всегда назывался романс о безответной любви, о порнографии и речи нет. Когда «Жестокий романс» вышел на экраны, на режиссёра обрушилась критика со стороны литературных и театральных кругов. А вот «Жестокий романс» претендует на историческую «достоверность» уже тем, что он прямо ориентирован на «Бесприданницу» Островского, чья проблематика напрямую мотивирована конкретным историческим периодом. Жестокий романс: пересказ фильма кратко, анализ сюжета, основной смысл и идея киноленты. Главная» Капилляры, вены и артерии» Краткое содержание жестокий романс островский. Не секрет, что после «Жестокого романса» Никиту Михалкова стали прочно ассоциировать с его героем — Сергеем Сергеевичем Паратовым, обаятельным любимцем фортуны, благодетелем, воплощающим самые яркие черты русского характера.
Краткое содержание жестокий романс островский. А.Н
Рецензии к фильму «Жестокий романс» (1). Драма «Бесприданница», краткое содержание по действиям и явлениям всего произведения в целом. Какой истинный смысл скрывает в себе фильм Жестокий романс.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Рецензия на фильм Э. Рязанова «Жестокий романс» - 2 июня 2008 - Е1.ру
- «Бесприданница»: краткое содержание и анализ произведения
- Подписаться
- Награда - смерть. "Жестокий романс" (1984): inryko — LiveJournal
"Жестокий романс"
Вечная история мезальянса между бедностью и богатством. Рассказ о красоте, на которую смотрят как на товар, о предательстве, разбитых надеждах и гордыне ничтожного человека. «Жесто́кий рома́нс» — советский мелодраматический фильм режиссёра Эльдара Рязанова, снятый в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница» (1878). Блистательная экранизация пьесы Александра Островского «Бесприданница». «Жестоком Романсе» показал своего героя, несомненно, человеком ярким. Очень краткое содержание. Лариса Дмитриевна Огудалова была окружена вниманием поклонников, но в жёны её никто не брал из-за отсутствия приданого.
Жестокий романс
Сила характера главного персонажа Этот трогательный фильм научил меня ценить стойкость характера, которая может преодолеть любые трудности. Он показал, как важно не сломаться под ударами судьбы, даже если они кажутся нестерпимо жестокими. Главное — не утратить надежду и искать светлое и доброе даже в самых темных моментах жизни. Никогда не следует сдаваться и опускать руки, иначе несчастья одолеют, и это приведет только к худшему финалу. Важной темой фильма является также понятие наказания за совершенные плохие поступки. Карандышев совершил ужасное преступление, убив несчастную девушку.
Земное наказание может быть справедливым, но и оно не избавит его от мук совести. Вечно жить с этой тяжестью придется и тем, кто довел судьбу до трагического финала. Даже богатство не спасет их от неминуемой справедливости. Печальная история также подчеркивает, что равнодушие и отсутствие сочувствия могут уничтожить человеческую душу. Окружающие спокойно, безразлично смотрели на страдания главной героини, и их безразличие привело к ее гибели.
Этот фильм напоминает нам, как важно проявлять заботу и сочувствие к окружающим, иначе мы можем стать соучастниками трагедии. Что в итоге Завершение этой грустной истории пропитано глубоким смыслом. Чистосердечная девушка не смогла перенести то, что случилось. После коварных поступков Паратова у нее остался всего один путь. Однако девушка не решилась лишиться жизни.
Ее смерть на руках у того, кто мог бы подарить ей спокойствие и счастье. Однако осознание, что ей предстоит провести жизнь с ничтожным мужем, было для героини хуже, чем смерть. Она не могла бы прожить такую жизнь, и поэтому она ушла, прощаясь со всеми словами благодарности. Для бедной девушки смерть оказалась лучшим решением. Упадок был для нее хуже, чем сама смерть.
А как же такое суждение? Всегда считалось, что жестокий романс — это история о несчастной, безответной любви, и вовсе не о пошлости.
Кнуров сообщает Огудаловой, что он очень недоволен тем, что Ларису отдают замуж за нищего. После подобного сообщения он предлагает заплатить за приданное и подвенечное платье. Лариса объявляет, что желает уехать в деревню. Карандышев в деревню уезжать пока не намерен. Лариса ведет себя очень своенравно, даже не пытаясь сделать вид, что хоть на каплю его любит, и ворчит на него за данное решение. Карандышев очень недоволен тем, что весь город как с цепи сорвался из-за приезда барина.
Он задает первому встречному вопрос, кто же такой этот барин, на что ему отвечают, что это Паратов. Лариса пугается и уходит. Госпожа Огудалова спрашивает у Паратова, по какой причине он уехал от ее дочери, а он сообщает, что ему пришлось продать все свое имение, а теперь ему придется жениться на девушке с крупным состоянием. Лариса и Паратов встречаются, он упрекает ее за то, что она его быстро забыла, но Лариса объясняет ему, что она любит, а замуж выходит только для того, чтобы быть избавленной от унижений. Сбежавший жених удовлетворен. Паратов знакомится с Карандышевым, причем они сразу ругаются, так как Паратов пытается постоянно задеть жениха. Входит Вожатов со своим сопровождением. Паратов с Вожатовым договариваются почудить на обеде у жениха.
Кабинет обставлен очень бедно. Входят Лариса и ее мать. Они беседуют об обеде. Огудалова сообщает, что гости специально напаивали хозяина и смеялись над его положением. Женщины уходят. Появляются Кнуров с Паратовым и Вожеватый, они возмущены обедом, но они рады, что напоить Карандышева удалось. Входит жених, причем делает это очень важно, совершенно не замечая того, что его высмеивают. Карандышева посылают за выпивкой, а сами рассуждают о том, что хорошо бы было взять с собой на отдых Ларису.
Ларису уговаривают спеть песню, жених запрещает, после этого невеста все равно поет. Карандышев уходит за шампанским. Паратов остается один на один с Ларисой. Она соглашается поехать с ним, надеясь вернуть Паратова. Возвращается Карандышев и произносит тост. Его вновь посылают за выпивкой. Вернувшись, он узнает о том, что Лариса уезжает. Он понимает, что все над ним смеялись, и уходит, хватая пистолет.
Робинзон узнает, что жениха Дарисы видели с пистолетом. Карандышев находит Робинзона и спрашивает где его друзья, на что тот отвечает, что он с ними едва знаком. Жених уходит. Все возвращаются с пикника, на котором Паратов много чего наобещал Ларисе, причем он этого совершенно не собирается выполнять. Лариса желает услышать, что станет женой Пиратова, но он говорит, что не бросит богатую невесту. Лариса хочет умереть, но не решается. Она встречает жениха, он обещает ей все простить, но она решается уйти к Кнурову, за что Карандышев в нее стреляет. Лариса умирает под цыганский хор.
Перед смертью она говорит, что в ее смерти никто не виновен, и она все равно всех любит. Краткий пересказ "Бесприданница" в сокращении подготовил Олег Ников для читательского дневника. Знаменитую пьесу «Бесприданница», которую Островский писал на протяжении четырех лет с 1874 по 1878 год, сам автор считал одним из своих самых лучших и значимых драматических произведений. Хотя показанная на театральных подмостках в 1878 году, она вызвала бурю протеста и негодования, как у зрителей, так и у критиков, пьеса получила свою заслуженную долю популярности только после смерти знаменитого русского драматурга. Наглядная демонстрация главной идеи, которую хотел показать автор людям о том, что миром правят деньги, и в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбами других, зависящих от них людей, многим пришлась не по вкусу. Как и другие новаторства в пьесе, непонятные широкому кругу общественности, все это вызвало довольно резкую оценку и читателей, и критиков. История создания В начале семидесятых годов девятнадцатого века Островский работал почетным мировым судьей Кинешемского уезда, по долгу службы он участвовал в различных громких процессах и хорошо был знаком с криминальными сводками того времени, что давало ему как писателю богатый литературный материал для написания произведений. Сама жизнь подбрасывала ему сюжеты для его драматических пьес, и существует предположение, что прообразом сюжетной линии в «Бесприданнице» стала трагическая смерть молодой женщины, которую убил собственный муж, Иван Коновалов, местный житель Кинешемского уезда.
Пьеса была одобрена цензурой, началась подготовка к публикации, которая закончилась её печатью в журнале «Отечественные записки» в 1879 году. Затем последовали репетиции театральных труп в Москве и Петербурге, желающих сыграть пьесу на театральных подмостках, явив её на суд зрителей и критиков. Премьеры «Бесприданницы» как в Малом, так и в Александрийском театрах были провальными и вызвали резкие негативные суждения театральных критиков. И только через десять лет после смерти Островского вторая половина 90-х годов XIX века к пьесе наконец пришел заслуженный успех, во многом благодаря огромной популярности и славе актрисы Вере Комиссаржевской, сыгравшей главную роль Ларисы Огудаловой. Анализ произведения Сюжетная линия Действие произведения разворачивается в приволжском городке Бряхимове, который выглядит словно местечко Калинов из пьесы «Гроза» только по прошествии уже 20 лет. Время таких самодуров и тиранов как Кабаниха и Порфирий Дикой давно прошло, настал «звездный час» для предприимчивых, хитрых и изворотливых дельцов, таких как миллионер Кнуров и представитель богатой торговой фирмы Василий Вожеватов, которые способны покупать и продавать не только товары и вещи, а и человеческие судьбы. С их диалога, рассказывающего о судьбе молодой женщины Ларисы Огудаловой, обманутой богатым барином Паратовым эдаким вариантом повзрослевшего Бориса, племянника Дикого и начинается первое действие пьесы. Из разговора купцов мы узнаем, что первая красавица города, артистичности и обаянию которой нет равных, выходит замуж за бедного чиновника, абсолютно ничтожного и жалкого по их мнению, Карандышева.
Мать Ларисы, Харитона Огудалова, сама воспитавшая трех дочерей, пыталась для каждой дочери найти хорошую партию, и для младшей самой красивой и артистичной дочерей она пророчит прекрасное будущее с богатым мужем, только все портит один простой и общеизвестный для всех факт: она - невеста из бедной семьи и не имеет приданного. Когда на горизонте среди поклонников дочери появляется блистательный, молодой барин Паратов, мать всеми силами старается выдать дочь за него замуж. Однако, тот поиграв с чувствами Ларисы, покидает её на целый год без всяких объяснений в ходе диалога выясняется, что он промотал свое состояние и теперь вынужден жениться на дочери владельца золотых приисков, чтобы спасти свое положение. Отчаявшаяся Лариса заявляет матери, что готова выйти замуж за первого встречного, которым и становится Юлий Капитоныч Карандышев. Перед свадьбой Лариса встречается с возвратившимся после годовой отлучки Паратовым, признается ему в любви и сбегает с ним от нелюбимого жениха на его пароход «Ласточка», который незадачливый банкрот тоже продает за долги. Там Лариса пытается выяснить у Паратова кем она теперь ему приходится: женой, или кем-то другим, тогда же она с ужасом узнает о его будущей женитьбе на богатой невесте. К разбитой горем Лариса с предложением увезти её на Парижскую выставку, а по сути стать его любовницей и содержанкой, обращается миллионщик Кнуров, который выигрывает это право у Вожеватова посовещавшись, купцы решают, что такой бриллиант как Лариса не должен пропадать даром, они разыгрывают её судьбу подкидыванием монетки. Появляется Карандышев и начинает доказывать Ларисе, что для своих поклонников она только вещь, красивый и изысканный, но абсолютно бездушный предмет, с которым можно поступать так, как того захочет её владелец.
Раздавленная жизненными обстоятельствами и бездушностью людей-дельцов, так легко продающих и покупающих человеческие жизни , Лариса находит это сравнение с вещью очень удачным, и теперь в жизни, не найдя любовь, она согласна искать только золото, и ничего больше. Оскорбленный Ларисой, которая назвала его жалким и ничтожным, Карандышев в порыве ревности, злобы и ущемленного самолюбия со словами «Так не доставайся ты никому! Главные герои Главная героиня пьесы, Лариса Огудалова, молодая женщина-бесприданница из города Бряхимова, это немного повзрослевшая Катерина из ранее написанной этим же автором пьесы «Гроза». Их образы объединяет пылкая и чувствительная натура, которая в итоге приводит их трагическому финалу. Также как и Катерина, Лариса «задыхается» в унылом и затхлом городке Бряхимове, среди его обывателей, которым тоже здесь скучно и тоскливо. Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации , отличающейся некоторой двойственностью и несомненной трагичностью: она - первая умница и красавица города не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она бесприданница. В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения. Хватаясь за последнюю соломинку, Лариса влюбляется в созданный ею образ красивого и блестящего мужчины, обанкротившегося помещика Сергея Паратова, который, так же как и Борис, племянник Дикого в «Грозе», оказывается в реальной жизни совсем другим человеком.
Он разбивает сердце главной героини и своим безразличием, ложью и бесхарактерностью в буквальном смысле «убивает» девушку, то есть становится причиной её трагической смерти. Трагическая кончина становится для главной героини своеобразным «благодеянием», ведь для неё сложившаяся ситуация стала жизненной трагедией, с которой она не смогла справиться. Именно поэтому в свои последние минуты, умирающая Лариса никого ни в чем не обвиняет и не жалуется на свою судьбу. Островский изобразил свою героиню как пылкую и страстную натуру, пережившую тяжелую душевную травму и предательство любимого человека, которая, тем не менее, не потеряла своей возвышенной легкости, не озлобилась и осталась такой же благородной и чистой душой, какой она и была на протяжении всей своей жизни. Из-за того что понятия и устремления Ларисы Огудаловой в корне отличались от системы ценностей, господствующей в окружающем мире, она и хотя постоянно находилась в центре внимания общественности как красивая и изящная кукла в душе она оставалась одинокой и никем не понятой. Абсолютно не разбираясь в людях, не видя в них лжи и фальши, она создает для себя идеальный образ мужчины, которым становится Сергей Паратов, влюбляется в него и жестоко платит за свой самообман жизнью. В своей пьесе великий русский драматург удивительно талантливо изобразил не только образ главной героини Ларисы Огудаловой, а людей её окружающих: циничность и беспринципность потомственных купцов Кнурова и Вожеватова, разыгравших судьбу девушки простым жребием, безнравственность, лживость и жестокость её несостоявшегося жениха Паратова, жадность и порочность её матери, старающейся продать свою дочь как можно выгоднее, завистливость, мелочность и ограниченность неудачника с обостренным самолюбием и чувством собственности ревнивца Карандышева. Особенности жанра и композиционного построения Композиция пьесы, построенная определенным образом в строгом классическим стиле, способствует нарастанию душевного напряжения среди зрителей и читателей.
Временной интервал пьесы ограничен одним днем, в первом акте показана экспозиция и начинается завязка сюжета, во втором акте действие постепенно развивается, в третьем званый ужин у Огудаловых - кульминация, в четвертом — трагическая развязка. Благодаря такой последовательной линейности композиционного построения автор раскрывает мотивацию поступков персонажей, которая становится хорошо понятной и объяснимой как для читателей, так и для зрителей, осознающих, что люди поступают так или иначе не только в силу своих психологических особенностей , а еще и по причине влияния социальной среды. Также для пьесы «Бесприданница» характерно использование своеобразной системы образов, а именно придуманные для персонажей «говорящие» имена: имя возвышенной натуры, Ларисы Огудаловой в переводе с греческого «чайка», имя Харита имеет цыганское происхождение и означает «прелестная», а фамилия Огудалова происходит от слова «огудать» - обмануть, облапошить. Фамилия Паратов происходит от слова «паратый», что означает «хищник», Кнуров — от слова «кнур» - дикий кабан, именем жениха Ларисы Юлия Карандышева Имя в честь римского Гай Юлия Цезаря, а фамилия — символ чего-то маленького и незначительного автор показывает несовместимость желаний с возможностями этого героя. В своей пьесе Островский хотел показать, что в мире, где правят деньги и на каждого набито определенное социальное клеймо, никто не может чувствовать себя свободным и делать то, что он действительно хочет. Пока люди верят в силу денег, они навсегда остаются заложниками социальных штампов: Лариса не может стать женой любимого человека, потому что она бесприданница, даже богатые и влиятельные купцы, ровно как и банкрот Паратов, связаны по рукам и ногам социальными догмами и не могут жениться по своему желанию, получать любовь и человеческое тепло просто так, а не за деньги. Именно благодаря огромной силе эмоционального воздействия, масштабности, злободневности затронутых проблем и бесспорной художественной ценности, пьеса Островского «Бесприданница» занимает почетное место среди классики мировой драматургии. Данное произведение никогда не утратит своей актуальности, каждое поколение читателей, погрузившись в мир переживаний персонажей пьесы, будет открывать для себя что-то новое и находить ответы на извечные духовные и нравственные вопросы.
Кнуров «из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с огромным состоянием», как сказано о нем в ремарке и Вожеватов «очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец , заказав шампанское в чайном приборе, начинают обсуждать новость: известная в обществе красавица бесприданница Лариса Огудалова выходит замуж за бедного чиновника Карандышева. Вожеватов объясняет скромный брак желанием Ларисы, пережившей сильнейшее увлечение «блестящим барином» Паратовым, который вскружил ей голову, отбил всех женихов и внезапно уехал. После скандала, когда очередной жених за растрату был арестован прямо в доме Огудаловых, Лариса и объявила, что выйдет замуж за первого, кто посватается, а Карандышев — давний и неудачливый поклонник — «и тут как тут». Вожеватов сообщает, что ждёт Паратова, который продал ему свой пароход «Ласточка», чем вызывает радостное оживление владельца кофейни. Разговор заходит о Паратове, к которому Карандышев относится с завистливым недоброжелательством, а Лариса — с восторгом. Она возмущена попытками жениха сравнить себя с Паратовым, заявляет: «Сергей Сергеич — идеал мужчины». Во время разговора раздаются пушечные выстрелы, Лариса пугается, но Карандышев объясняет: «Какой-нибудь купец-самодур слезает со своей баржи», между тем из разговора Вожеватова и Кнурова известно, что пальба — в честь приезда Паратова. Второе действие происходит в доме Огудаловых, главная примета гостиной — рояль с гитарой на нем.
Приезжает Кнуров и упрекает Огудалову, что она отдаёт Ларису за бедного человека, предрекает, что Лариса не вынесет жалкой полумещанской жизни и, вероятно, вернётся к матери. Тогда им потребуется солидный и богатый «друг» и предлагает себя в такие «друзья». Лариса наигрывает на гитаре и напевает романс «Не искушай меня без нужды», но гитара расстроена. Увидев в окно содержателя хора цыгана Илью, она зовёт его наладить гитару. Илья рассказывает, что барин приезжает, какого «весь год ждали», и убегает на зов других цыган, сообщивших о приезде долгожданного клиента. Но он не хочет спешить, чтобы «повеличаться» выражение Огудаловой Ларисой, удовлетворить своё самолюбие, которое так долго страдало от пренебрежения им, Карандышевым. Карандышев бранит город за внимание к развратному, промотавшемуся кутиле, приезд которого всех свёл с ума: рестораторов и половых, извозчиков, цыган и горожан вообще, и на вопрос, кто же это, раздражённо бросает: «Ваш Сергей Сергеич Паратов» и, выглянув в окно, говорит, что он приехал к Огудаловым. Огудалова зовёт Ларису, между ней и Паратовым происходит объяснение наедине.
Паратов упрекает Ларису, что она скоро его забыла, Лариса признается, что продолжает любить его и выходит замуж, чтобы избавиться от унижений перед «невозможными женихами». Третье действие — в кабинете Карандышева, убранном бедно и безвкусно, но с большими претензиями. На сцене тётка Карандышева, смешно жалующаяся на убытки от обеда.
Лариса наигрывает на гитаре и напевает романс «Не искушай меня без нужды», но гитара расстроена. Увидев в окно содержателя хора цыгана Илью, она зовёт его наладить гитару.
Илья рассказывает, что барин приезжает, какого «весь год ждали», и убегает на зов других цыган, сообщивших о приезде долгожданного клиента. Но он не хочет спешить, чтобы «повеличаться» выражение Огудаловой Ларисой, удовлетворить своё самолюбие, которое так долго страдало от пренебрежения им, Карандышевым. Карандышев бранит город за внимание к развратному, промотавшемуся кутиле, приезд которого всех свёл с ума: рестораторов и половых, извозчиков, цыган и горожан вообще, и на вопрос, кто же это, раздражённо бросает: «Ваш Сергей Сергеич Паратов» и, выглянув в окно, говорит, что он приехал к Огудаловым. Огудалова зовёт Ларису, между ней и Паратовым происходит объяснение наедине. Паратов упрекает Ларису, что она скоро его забыла, Лариса признается, что продолжает любить его и выходит замуж, чтобы избавиться от унижений перед «невозможными женихами».
Третье действие — в кабинете Карандышева, убранном бедно и безвкусно, но с большими претензиями. На сцене тётка Карандышева, смешно жалующаяся на убытки от обеда. Мужчины говорят между собой, что хорошо бы взять Ларису, Паратов берётся её уговорить. Появившуюся Ларису просят спеть, но Карандышев пытается ей запретить, тогда Лариса поёт «Не искушай». Он кружит ей голову, говоря, что ещё несколько таких мгновений, и он бросит все, чтобы стать её рабом.
Появившийся Карандышев произносит тост за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она «умеет разбирать людей» и потому выбрала его. Карандышева посылают ещё за вином. Четвёртое действие снова в кофейной. Появляются вернувшиеся с пикника Кнуров и Вожеватов, полагающие, что «драма начинается». Оба понимают, что Паратов дал Ларисе серьёзные обещания, которые не намерен выполнять, а потому она скомпрометирована и положение её безвыходное.
Жребий выпадает Кнурову, и Вожеватов даёт слово устраниться. В отчаянии Лариса подходит к обрыву, мечтая умереть, но не решается покончить с собой и восклицает: «Как бы теперь меня убил кто-нибудь…» Появляется Карандышев, Лариса пытается прогнать его, говорит о своём презрении. Лариса потрясена и, подхватывая его слова, говорит: «Уж если быть вещью, так дорогой, очень дорогой». Карандышев пытается её остановить, кричит, что прощает её и увезёт из города, но Лариса отвергает это предложение и хочет уйти. Взбешённый и униженный Карандышев стреляет в неё.
Умирающая Лариса с благодарностью принимает этот выстрел, кладёт револьвер около себя и говорит сбежавшимся на выстрел, что никто не виноват: «Это я сама». Паратов кричит: «Велите замолчать! Стоит большой город на реке Волге. Красуется открытая площадка, которая располагается возле кафе на приволжском бульваре. За столиком, заказав шампанское, сидят два клиента.
Кнуров - пожилой человек и с огромным состоянием, и Вожеватов - представитель торговой фирмы. Они обсуждают последнюю новость в городе. Лариса Огудалова, которая слыла в обществе красавицей и бесприданницей, выходит замуж за бедного чиновника Карандышева. Раньше Лариса была увлечена богатым барином Паратовым, который вскружил ей голову, а затем уехал. Лариса объявила, что выйдет за того, кто первый к ней посватается, а тут Карандышев и кстати.
Подходят Огудаловы и Карандышев, который как равный обращается к Кнурову, приглашая его на обед. В разговоре о Паратове Карандышев относится недоброжелательно, зато Лариса считает его идеальным мужчиной. Паратов продаёт Вожеватому свой пароход «Ласточка» и не жалеет об этом, так как ему чуждо слово «жаль», и если будет выгодно, то всё продаст. Ещё говорит, что женится на богатой невесте. В дом к Огудаловым приезжает Кнуров, упрекая мать, что выдаёт Ларису за бедного человека.
По сути дела, она не выдержит бедной мещанской жизни, и им нужен будет богатый друг и предлагает себя. Лариса хочет как можно быстрее уехать в деревню, и говорит, что не любит Карандышева, а только надеется на это. Цыган Илья говорит, что все ждут барина. На это Карандышев бранит город, который так слепо внимателен к развратному и промотавшему кутиле. Входит Паратов, где его знакомят с Карандышевым, но между ними происходит ссора ввиду неприязни друг друга.
Все отправляются на обед к Карандышеву, а тётка его жалуется на убытки от обеда. Появляется Карандышев и начинает важничать и хвастать, не замечая, что над ним смеются. Паратов, Кнуров и Вожеватов собираются ехать на пикник. И пока Карандышев уходил за вином, они уезжают и с ними Лариса. Карандышев решает за обиду отомстить.
Он подходит к Ларисе и говорит, что её разыграли, как вещь, но она не верит ему. Униженный, он стреляет в неё. Умирающая Лариса принимает этот выстрел, как благодарность под громкий цыганский хор. Сочинения В чем причина драмы героини пьесы А. Островского «Бесприданница»?
Островского "Бесприданница" Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Островского «Бесприданница». Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой по пьесе А.
Островского «Бесприданница» Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? Островского "Бесприданница" Мать и дочь в драме А. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А. Островского на примере "Бесприданницы" Образ города в произведениях А. Островского «Бесприданница» Образы жестокого мира в драматургии А.
Островского на примере пьесы «Бесприданница» Образы купцов в пьесах А. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Особенности конфликта в драме А. Островского "Бесприданница" Паратов и Карандышев по пьесе А. Островского "Бесприданница" Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? Островского «Бесприданница» Психологизм драмы А.
Сравнение произведений А. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в драме А. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А. Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" Пьеса А. Островского "Бесприданница" Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" по пьесе А.
Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла» Образ "жестокого мира" в драматургии А. Н Островского. По пьесе "Гроза" или "Бесприданница". Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница» Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница» Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева Моя любимая героиня - Лариса Огудалова Что сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского "Бесприданница" Пьеса Островского «Бесприданница» была написана в 1874 — 1878 годах.
Премьера спектакля состоялась осенью 1878 года. Пьеса является ярким примером психологического реализма в русской литературе. В «Бесприданнице» Островский вывел на первый план конфликт между материальным миром, миром денег представленным Паратовым, Вожеватовым, Кнуровым, Огудаловой и духовным, миром любви отображенным в образе Ларисы Дмитриевны. Ведущей темой пьесы является тема «маленьких людей». Главные герои Лариса Дмитриевна — бесприданница, дочь Огудаловой, очень красивая молодая девушка, которая прекрасно поет и умеет играть на нескольких инструментах.
Сергей Сергеич Паратов — «блестящий барин из судохозяев, лет за 30», расчетливый мужчина, которого безответно любила Лариса. Юлий Капитоныч Карандышев — «молодой человек, небогатый чиновник», мужчина с болезненным чувством собственного достоинства, жених Ларисы, который в конце произведения застрелил девушку. Другие персонажи Василий Данилыч Вожеватов — « очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы», для которого самым важным в жизни являются деньги, с малых лет знаком с Ларисой. Мокий Пармевыч Кнуров — «из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием», женатый мужчина , который хочет стать «другом»-покровителем Ларисы. Харита Игнатьевна Огудалова — «вдова средних лет», мать Ларисы, любит «пожить весело», нужные средства выпрашивает у женихов дочери.
Робинзон — актер, приехавший с Паратовым. Гаврило — «содержатель кофейной на бульваре». Иван — «слуга в кофейной». Действие первое Явление 1 События пьесы происходят в большом городе Бряхимове на Волге. Действие начинается на Городском бульваре у кофейни.
Явление 2 Вожеватов рассказывает Кнурову, что собрался купить у Паратова пароход «Ласточку» , но все не может дождаться Сергея Сергеевича. Гаврило заверяет Василия Данилыча, что Паратов точно приедет, так как для него уже приготовлена лучшая в городе четверня. Вожеватов распоряжается подать им шампанское в чайных приборах и «за чаем» рассказывает Кнурову, что известная в городе красавица-бесприданница Лариса Дмитриевна выходит замуж за Карандышева. Кнуров удивлен, ведь Карандышев девушке не пара. Вожеватов объяснил, что Лариса Дмитриевна согласилась на скромный брак после того, как она пережила прошлогоднее увлечение Паратовым, который, отбив всех ее женихов, неизвестно куда исчез.
После него сватались «старик с подагрой» , вечно пьяный управляющий какого-то князя и кассир, устроивший у них дома громкий скандал. Не выдержав, Лариса Дмитриевна сказала, что выйдет за первого же, кто посватается. Вот давно бывавший в их доме Карандышев «и тут как тут» с предложением и теперь «рад-то, сияет, как апельсин». Кнуров жалеет Ларису Дмитриевну, говоря, что она «создана для роскоши» — «дорогой бриллиант дорогой и оправы требует». Явление 3 К мужчинам присоединяются Карандышев и Лариса с матерью.
За чаем Карандышев, важничая, на равных обращается к Кнурову и Вожеватову, приглашая их сегодня к себе на обед. Харита Игнатьевна объясняет, что этот обед устраивается для Ларисы. Явление 4 Оставшись вдвоем с Ларисой Дмитриевной, Карандышев обвиняет девушку в чрезмерной вольности во время общения с Вожеватовым.
Девушка слабо благодарит его, после чего умирает. Смысл концовки фильма «Жестокий романс» достаточно прост. Истосковавшаяся по любви Лариса потеряла голову и предала себя. И не стоит думать, что, не будь она бесприданницей, все было бы как-то иначе. Если бы она была богата, Паратов, скорее всего, женился бы на ней. Однако верен ей он не был бы, да и состояние ее он бы точно вскоре промотал. Финал картины да и сама суть фильма жесток: если женщина позиционируется в обществе только как вещь неважно, дорогая или дешевая , то участь ее в любом случае незавидна. Андрей Мягков в роли Юлия Капитоновича Карандышева. Картина Рязанова отличается неторопливым темпом и даже некоторой велеречивостью. Есть в ней и что-то наиграно-театральное и этот эффект, честно говоря, портит удовольствие от просмотра. Трагическая история юной Ларисы Огудаловой поделена на 2 часовых отрезка с разной насыщенностью событий и одновременно с одинаковой важностью. Каких-либо актуальных мыслей и, тем более, скрытого смысла в фильме нет, однако он не лишен своеобразного очарования. Безусловным его плюсом является атмосфера. Она получилась благодаря натуральным съемкам, и остается только удивляться, как авторам ленты удалось достоверно воссоздать совершенно иную историческую эпоху. Но о чем это кино? Стоит только раз увидеть Ларису и заглянуть в ее тоскующие глаза, чтобы понять, что ничего хорошего здесь не будет. Она — удивительная одни называют ее чистой, другие — наивной и чересчур сентиментальной. Она не может без любви, она ищет ее… но не находит. Впрочем, доставалось от него не только изуродованному обществу, но и самим женщинам. Что представляет собой Лариса? Это очень наивная, воспитанная в домашних условиях молодая девушка.
ЖЕСТОКИЙ РОМАНС
Лариса хорошо воспитана и образована и внешне она очень привлекательна, у нее много поклонников, но никто не хочет брать в жены бесприданницу. От отчаяния Лариса цепляется за последнюю надежду и собирается выйти замуж за мелкого и невзрачного почтового чиновника Юлия Капитоновича Карандышева актер Андрей Мягков. Дело идет к свадьбе, но неожиданно в город прибывает старая любовь Ларисы —богатый купец Сергей Сергеевич Паратов актер Никита Михалков. От приятелей Паратов узнает о скором замужестве Ларисы и решает навестить Ларису. На корабле Лариса вступает в интимную связь с Паратовым, а на утро, не дождавшись от Паратова предложения выйти замуж, с тревогой задумывается о своем будущем.
Тем временем, приятели Паратова разыгрывают жребий, кто из них предложит Ларисе стать любовницей и богатой содержанкой. Победивший в жребии Кнуров предлагает Ларисе стать его любовницей. В это время протрезвевший жених Ларисы Карандышев поднимается на борт корабля и случайно подслушивает разговор купцов. Отверженный жених Карандышев предлагает Ларисе вернуться к нему и обещает ей все простить, но Лариса остается непреклонной и отвергает предложение жениха.
Тогда Карандышев достает пистолет и … Смысл фильма Создатели показали трагедию обычного человека в сложных жизненных условиях. Но печальная история выявляет и проблемы современного общества. С ней жили три дочери, двух изворотливая женщина выдала замуж. С матерью осталась только одна, Лариса Дмитриевна.
Мать и дочь живут небогато, поэтому о хорошем женихе Ларисе приходится только мечтать. И девушка мечтает. Она влюблена в богатого судовладельца, Сергея Сергеевича Паратова. Сам же Паратов тоже любит Ларису, но жениться на ней не собирается.
Бесприданница не пара богатому купцу. Сергей Сергеевич ведёт разгульный образ жизни, Лариса живёт спокойно и размеренно. В доме Огудаловых всегда много разных людей. Их привлекают красота и талант девушки.
Лариса прекрасно поёт. В числе постоянных гостей — купец Мокий Пармёныч Кнуров, очень солидный человек. Он часто помогает Харите Игнатьевне деньгами. Другой частый гость — друг семьи Огудаловых, Василий Данилович Вожеватов.
У одной из них, красавицы Ларисы, много воздыхателей — к ней неравнодушен и богатый купец Мокий Парменович Кнуров, и коммерсант Василий Вожеватов. Впрочем, первый женат, а второй влюблен в бесприданницу не настолько сильно, чтобы жениться на ней. Искренне любит девушку только мелкий чиновник Юлий Капитонович Карандышев. Но он беден, глуп, некрасив и чересчур навязчив. Самой Ларисе он не нравится. Вскоре главная героиня знакомится с импозантным судовладельцем Сергеем Сергеевичем Паратовым и практически с первого взгляда влюбляется в него. Он вроде бы отвечает на ее чувство и красиво ухаживает за ней. Однако предложение делать не спешит, а чуть позже и вовсе уезжает из города. Разгадка его отъезда проста: он получил сообщение о том, что управляющий почти полностью растранжирил его имущество. То есть Сергей Сергеевич спешно отправился спасать свое имение.
Проходит год, от Паратова нет никаких известий. Харита Игнатьевна в буквальном смысле слова осаждает дочь просьбами выбрать уже хоть кого-нибудь. Та в конце концов соглашается и решает, что выйдет замуж за первого посватавшегося. Получилось так, что первым к Ларисе сватается Карандышев… Начинается подготовка к свадьбе и Харита Игнатьевна, прекрасно зная, что Лариса не любит жениха, просит ее хорошо подумать. Но девушка остается верна своему слову: как она сказала, так и будет. В это время в город возвращается Паратов. Дела его идут неважно и поправить их может только женитьба на богатой невесте. Он уже нашел такую, хотя говорить об этом никому не хочет. Новость о скором замужестве Ларисы бьет по его самолюбию, однако он просит Кнурова и Вожеватова передать ей его поздравления. Вскоре он сам встречается с Ларисой и та признается, что по-прежнему любит его.
На сцене появляется Карандышев, гордый тем, что Лариса выходит замуж за него.
Фильм сразу стал невероятно популярен, и до сих пор каждый его показ по телевидению имеет высокие рейтинги. А профессиональные критики приняли фильм мэтра в штыки. В частности, из-за того, что тот позволил себе вольно трактовать ключевые коллизии драмы Островского и тем самым сместил смысловые акценты. Например, Рязанов недвусмысленно дает понять, что во время прощальной прогулки на «Ласточке» Лариса и Паратов провели вместе ночь, между тем как в тексте пьесы Островского нет указания на такое развитие событий. Как бы то ни было, «Жестокий романс» остается одним из самых любимых наших фильмов.
Прежде всего потому, наверное, что его создатели идеально выдержали дух мелодрамы. Кого оставит равнодушным история искренне любящей и подло преданной в своем чувстве красавицы? В очередной раз Эльдар Рязанов зажег новую звезду: на сей раз ею стала ослепительно красивая молодая актриса Лариса Гузеева. Тезка своей героини, Гузеева идеально подошла на роль барышни Огудаловой — женственна, грациозна, способна краснеть от внимания роскошного кавалера Паратова.
Это известие поднимет настроение хозяина заведения. К кофейне подходят Огудаловы и Карандышев.
Госпоже Огудаловой предлагают выпить чаю. Карандышев показывает всем своим видом свою важность и приглашает Кнурова на обед. Огудалова сообщает, что данный обед будет поводиться в честь Ларисы. Карандышев говорит, что Лариса слегка фамильярна по отношению к Вожеватому. Беседа переключается на Пиратова, которого Карандышев, скажем так, слегка недолюбливает, а Огудалова Лариса относится к нему весьма доброжелательно. Невеста немного возмущена тем, что жених сравнивает себя с Пиратовым.
Она говорит, что Сергея Сергеивича считает самым прекрасным мужчиной, которого она встречала в своей жизни. Раздаются выстрелы из пушек. Огудалова сильно пугается, а Карандышев сообщает ей, что это,вероятнее всего, какой-то самовлюбленный купец причалил к пристани. Лариса и ее жених покидают кофейню. На пороге появляется Паратов с Аркадием Счастливцевым, который является актером из провинции. Пиратов в шутку называет Аркадия Робинзоном, так как он забрал его с острова, на который тот попал за дебош на пароходе.
Кнуров задает вопрос Паратову, в нем говорится о том, что Кнурову было бы жаль продавать любимый пароход. Но Паратов сообщает, что он может продать все что угодно, лишь бы от этого была выгода, а после этого говорит, что главной причиной его приезда является прощание с вольной холостятской жизнью, и приглашает всех мужчин за столом отправиться с ним на природу. Он зовет к себе официанта, делает очень большой заказ и приглашает всех к себе на обед. Кнурову с Вожеватовым приходится отказаться от этого приглашения, так как они уже обещали приехать на обед к жениху и Огудаловой. Кнуров сообщает Огудаловой, что он очень недоволен тем, что Ларису отдают замуж за нищего. После подобного сообщения он предлагает заплатить за приданное и подвенечное платье.
Лариса объявляет, что желает уехать в деревню. Карандышев в деревню уезжать пока не намерен. Лариса ведет себя очень своенравно, даже не пытаясь сделать вид, что хоть на каплю его любит, и ворчит на него за данное решение. Карандышев очень недоволен тем, что весь город как с цепи сорвался из-за приезда барина. Он задает первому встречному вопрос, кто же такой этот барин, на что ему отвечают, что это Паратов. Лариса пугается и уходит.
Госпожа Огудалова спрашивает у Паратова, по какой причине он уехал от ее дочери, а он сообщает, что ему пришлось продать все свое имение, а теперь ему придется жениться на девушке с крупным состоянием. Лариса и Паратов встречаются, он упрекает ее за то, что она его быстро забыла, но Лариса объясняет ему, что она любит, а замуж выходит только для того, чтобы быть избавленной от унижений. Сбежавший жених удовлетворен. Паратов знакомится с Карандышевым, причем они сразу ругаются, так как Паратов пытается постоянно задеть жениха. Входит Вожатов со своим сопровождением. Паратов с Вожатовым договариваются почудить на обеде у жениха.
Кабинет обставлен очень бедно. Входят Лариса и ее мать. Они беседуют об обеде. Огудалова сообщает, что гости специально напаивали хозяина и смеялись над его положением. Женщины уходят. Появляются Кнуров с Паратовым и Вожеватый, они возмущены обедом, но они рады, что напоить Карандышева удалось.
Входит жених, причем делает это очень важно, совершенно не замечая того, что его высмеивают. Карандышева посылают за выпивкой, а сами рассуждают о том, что хорошо бы было взять с собой на отдых Ларису. Ларису уговаривают спеть песню, жених запрещает, после этого невеста все равно поет. Карандышев уходит за шампанским. Паратов остается один на один с Ларисой. Она соглашается поехать с ним, надеясь вернуть Паратова.
Возвращается Карандышев и произносит тост. Его вновь посылают за выпивкой. Вернувшись, он узнает о том, что Лариса уезжает. Он понимает, что все над ним смеялись, и уходит, хватая пистолет. Робинзон узнает, что жениха Дарисы видели с пистолетом. Карандышев находит Робинзона и спрашивает где его друзья, на что тот отвечает, что он с ними едва знаком.
Жених уходит. Все возвращаются с пикника, на котором Паратов много чего наобещал Ларисе, причем он этого совершенно не собирается выполнять. Лариса желает услышать, что станет женой Пиратова, но он говорит, что не бросит богатую невесту. Лариса хочет умереть, но не решается. Она встречает жениха, он обещает ей все простить, но она решается уйти к Кнурову, за что Карандышев в нее стреляет. Лариса умирает под цыганский хор.
Перед смертью она говорит, что в ее смерти никто не виновен, и она все равно всех любит. Краткий пересказ "Бесприданница" в сокращении подготовил Олег Ников для читательского дневника. Знаменитую пьесу «Бесприданница», которую Островский писал на протяжении четырех лет с 1874 по 1878 год, сам автор считал одним из своих самых лучших и значимых драматических произведений. Хотя показанная на театральных подмостках в 1878 году, она вызвала бурю протеста и негодования, как у зрителей, так и у критиков, пьеса получила свою заслуженную долю популярности только после смерти знаменитого русского драматурга. Наглядная демонстрация главной идеи, которую хотел показать автор людям о том, что миром правят деньги, и в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбами других, зависящих от них людей, многим пришлась не по вкусу. Как и другие новаторства в пьесе, непонятные широкому кругу общественности, все это вызвало довольно резкую оценку и читателей, и критиков.
История создания В начале семидесятых годов девятнадцатого века Островский работал почетным мировым судьей Кинешемского уезда, по долгу службы он участвовал в различных громких процессах и хорошо был знаком с криминальными сводками того времени, что давало ему как писателю богатый литературный материал для написания произведений. Сама жизнь подбрасывала ему сюжеты для его драматических пьес, и существует предположение, что прообразом сюжетной линии в «Бесприданнице» стала трагическая смерть молодой женщины, которую убил собственный муж, Иван Коновалов, местный житель Кинешемского уезда. Пьеса была одобрена цензурой, началась подготовка к публикации, которая закончилась её печатью в журнале «Отечественные записки» в 1879 году. Затем последовали репетиции театральных труп в Москве и Петербурге, желающих сыграть пьесу на театральных подмостках, явив её на суд зрителей и критиков. Премьеры «Бесприданницы» как в Малом, так и в Александрийском театрах были провальными и вызвали резкие негативные суждения театральных критиков. И только через десять лет после смерти Островского вторая половина 90-х годов XIX века к пьесе наконец пришел заслуженный успех, во многом благодаря огромной популярности и славе актрисы Вере Комиссаржевской, сыгравшей главную роль Ларисы Огудаловой.
Анализ произведения Сюжетная линия Действие произведения разворачивается в приволжском городке Бряхимове, который выглядит словно местечко Калинов из пьесы «Гроза» только по прошествии уже 20 лет. Время таких самодуров и тиранов как Кабаниха и Порфирий Дикой давно прошло, настал «звездный час» для предприимчивых, хитрых и изворотливых дельцов, таких как миллионер Кнуров и представитель богатой торговой фирмы Василий Вожеватов, которые способны покупать и продавать не только товары и вещи, а и человеческие судьбы. С их диалога, рассказывающего о судьбе молодой женщины Ларисы Огудаловой, обманутой богатым барином Паратовым эдаким вариантом повзрослевшего Бориса, племянника Дикого и начинается первое действие пьесы. Из разговора купцов мы узнаем, что первая красавица города, артистичности и обаянию которой нет равных, выходит замуж за бедного чиновника, абсолютно ничтожного и жалкого по их мнению, Карандышева. Мать Ларисы, Харитона Огудалова, сама воспитавшая трех дочерей, пыталась для каждой дочери найти хорошую партию, и для младшей самой красивой и артистичной дочерей она пророчит прекрасное будущее с богатым мужем, только все портит один простой и общеизвестный для всех факт: она - невеста из бедной семьи и не имеет приданного. Когда на горизонте среди поклонников дочери появляется блистательный, молодой барин Паратов, мать всеми силами старается выдать дочь за него замуж.
Однако, тот поиграв с чувствами Ларисы, покидает её на целый год без всяких объяснений в ходе диалога выясняется, что он промотал свое состояние и теперь вынужден жениться на дочери владельца золотых приисков, чтобы спасти свое положение. Отчаявшаяся Лариса заявляет матери, что готова выйти замуж за первого встречного, которым и становится Юлий Капитоныч Карандышев. Перед свадьбой Лариса встречается с возвратившимся после годовой отлучки Паратовым, признается ему в любви и сбегает с ним от нелюбимого жениха на его пароход «Ласточка», который незадачливый банкрот тоже продает за долги. Там Лариса пытается выяснить у Паратова кем она теперь ему приходится: женой, или кем-то другим, тогда же она с ужасом узнает о его будущей женитьбе на богатой невесте. К разбитой горем Лариса с предложением увезти её на Парижскую выставку, а по сути стать его любовницей и содержанкой, обращается миллионщик Кнуров, который выигрывает это право у Вожеватова посовещавшись, купцы решают, что такой бриллиант как Лариса не должен пропадать даром, они разыгрывают её судьбу подкидыванием монетки. Появляется Карандышев и начинает доказывать Ларисе, что для своих поклонников она только вещь, красивый и изысканный, но абсолютно бездушный предмет, с которым можно поступать так, как того захочет её владелец.
Раздавленная жизненными обстоятельствами и бездушностью людей-дельцов, так легко продающих и покупающих человеческие жизни , Лариса находит это сравнение с вещью очень удачным, и теперь в жизни, не найдя любовь, она согласна искать только золото, и ничего больше. Оскорбленный Ларисой, которая назвала его жалким и ничтожным, Карандышев в порыве ревности, злобы и ущемленного самолюбия со словами «Так не доставайся ты никому! Главные герои Главная героиня пьесы, Лариса Огудалова, молодая женщина-бесприданница из города Бряхимова, это немного повзрослевшая Катерина из ранее написанной этим же автором пьесы «Гроза». Их образы объединяет пылкая и чувствительная натура, которая в итоге приводит их трагическому финалу. Также как и Катерина, Лариса «задыхается» в унылом и затхлом городке Бряхимове, среди его обывателей, которым тоже здесь скучно и тоскливо. Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации , отличающейся некоторой двойственностью и несомненной трагичностью: она - первая умница и красавица города не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она бесприданница.
В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения. Хватаясь за последнюю соломинку, Лариса влюбляется в созданный ею образ красивого и блестящего мужчины, обанкротившегося помещика Сергея Паратова, который, так же как и Борис, племянник Дикого в «Грозе», оказывается в реальной жизни совсем другим человеком. Он разбивает сердце главной героини и своим безразличием, ложью и бесхарактерностью в буквальном смысле «убивает» девушку, то есть становится причиной её трагической смерти. Трагическая кончина становится для главной героини своеобразным «благодеянием», ведь для неё сложившаяся ситуация стала жизненной трагедией, с которой она не смогла справиться. Именно поэтому в свои последние минуты, умирающая Лариса никого ни в чем не обвиняет и не жалуется на свою судьбу. Островский изобразил свою героиню как пылкую и страстную натуру, пережившую тяжелую душевную травму и предательство любимого человека, которая, тем не менее, не потеряла своей возвышенной легкости, не озлобилась и осталась такой же благородной и чистой душой, какой она и была на протяжении всей своей жизни.
Из-за того что понятия и устремления Ларисы Огудаловой в корне отличались от системы ценностей, господствующей в окружающем мире, она и хотя постоянно находилась в центре внимания общественности как красивая и изящная кукла в душе она оставалась одинокой и никем не понятой. Абсолютно не разбираясь в людях, не видя в них лжи и фальши, она создает для себя идеальный образ мужчины, которым становится Сергей Паратов, влюбляется в него и жестоко платит за свой самообман жизнью. В своей пьесе великий русский драматург удивительно талантливо изобразил не только образ главной героини Ларисы Огудаловой, а людей её окружающих: циничность и беспринципность потомственных купцов Кнурова и Вожеватова, разыгравших судьбу девушки простым жребием, безнравственность, лживость и жестокость её несостоявшегося жениха Паратова, жадность и порочность её матери, старающейся продать свою дочь как можно выгоднее, завистливость, мелочность и ограниченность неудачника с обостренным самолюбием и чувством собственности ревнивца Карандышева. Особенности жанра и композиционного построения Композиция пьесы, построенная определенным образом в строгом классическим стиле, способствует нарастанию душевного напряжения среди зрителей и читателей. Временной интервал пьесы ограничен одним днем, в первом акте показана экспозиция и начинается завязка сюжета, во втором акте действие постепенно развивается, в третьем званый ужин у Огудаловых - кульминация, в четвертом — трагическая развязка. Благодаря такой последовательной линейности композиционного построения автор раскрывает мотивацию поступков персонажей, которая становится хорошо понятной и объяснимой как для читателей, так и для зрителей, осознающих, что люди поступают так или иначе не только в силу своих психологических особенностей , а еще и по причине влияния социальной среды.
Также для пьесы «Бесприданница» характерно использование своеобразной системы образов, а именно придуманные для персонажей «говорящие» имена: имя возвышенной натуры, Ларисы Огудаловой в переводе с греческого «чайка», имя Харита имеет цыганское происхождение и означает «прелестная», а фамилия Огудалова происходит от слова «огудать» - обмануть, облапошить. Фамилия Паратов происходит от слова «паратый», что означает «хищник», Кнуров — от слова «кнур» - дикий кабан, именем жениха Ларисы Юлия Карандышева Имя в честь римского Гай Юлия Цезаря, а фамилия — символ чего-то маленького и незначительного автор показывает несовместимость желаний с возможностями этого героя. В своей пьесе Островский хотел показать, что в мире, где правят деньги и на каждого набито определенное социальное клеймо, никто не может чувствовать себя свободным и делать то, что он действительно хочет. Пока люди верят в силу денег, они навсегда остаются заложниками социальных штампов: Лариса не может стать женой любимого человека, потому что она бесприданница, даже богатые и влиятельные купцы, ровно как и банкрот Паратов, связаны по рукам и ногам социальными догмами и не могут жениться по своему желанию, получать любовь и человеческое тепло просто так, а не за деньги. Именно благодаря огромной силе эмоционального воздействия, масштабности, злободневности затронутых проблем и бесспорной художественной ценности, пьеса Островского «Бесприданница» занимает почетное место среди классики мировой драматургии. Данное произведение никогда не утратит своей актуальности, каждое поколение читателей, погрузившись в мир переживаний персонажей пьесы, будет открывать для себя что-то новое и находить ответы на извечные духовные и нравственные вопросы.
Кнуров «из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с огромным состоянием», как сказано о нем в ремарке и Вожеватов «очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец , заказав шампанское в чайном приборе, начинают обсуждать новость: известная в обществе красавица бесприданница Лариса Огудалова выходит замуж за бедного чиновника Карандышева.
Рецензия на Жестокий романс Эльдара Рязанова
Драма «Бесприданница», краткое содержание по действиям и явлениям всего произведения в целом. Жестокий романс. Режиссёры:Рязанов Эльдар. «Жесто́кий рома́нс» — советский мелодраматический фильм режиссёра Эльдара Рязанова, снятый в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница» (1878).