Глава Чечни Рамзан Кадыров на этой неделе объявил награду в $1 млн за информацию о местонахождении «батальонов Шейха Мансура и Дудаева». Лидеры обоих формирований принимают участие в боевых действиях на Украине и известны критикой чеченского лидера.
Военкор Коц сообщил, что Белгородскую и Курскую области атакуют ичкерийцы* в составе ДРГ
Голые фото в ванне Гитлера: кто их делал в день смерти фюрера. Режим контртеррористической операции (КТО) в двух районах Кабардино-Балкарии. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на региональный оперштаб. Пользователь Darling Lilly задал вопрос в категории Гуманитарные науки и получил на него 3 ответа. Мы хотим понятным русским языком показать зрителям, кто мы – черкесы, карачаевцы, которые живут в нашей республике. Пользователь Darling Lilly задал вопрос в категории Гуманитарные науки и получил на него 3 ответа.
Кто такой Ицык Цыпер? Почему его треки рвут чарты, а власти стремятся их запретить?
26 апреля олимпийской чемпионке Камиле Валиевой исполнилось 18 лет. Девушка рассказала, что хочет побыстрее закончить школу и уже подала документы в несколько вузов, а также призналась, что мечтает получить водительские права и съехать от родителей. «Кто такой Борис Надеждин и почему его нужно поддерживать» — новое видео на канале. Мильчаков стал влиятельной фигурой среди неофашистской молодежи России. Он также один из немногих, кто не пострадал от арестов по возвращении в Россию. Они видели на сельском плацу, превращенном в небольшой стадион, дикую картину — молодые ичкерцы играли в футбол отрезанной головой, наверное, нашего солдата. Истории, рассказы, новости о Героях ЧРИ, врагах и предателей а также их лизоблюдов-сторонников. Мы хотим понятным русским языком показать зрителям, кто мы – черкесы, карачаевцы, которые живут в нашей республике.
В Черекском районе Кабардино-Балкарии объявлен режим КТО
А много у вас ходят в театр? За развлечением, культурными впечатлениями? Я уж не говорю о детских спектаклях, в последнее время к нам часто заезжают столичные театры. Неделю назад был московский «Театр Луны». Так что у нас все нормально со зрителем и репертуаром. Это спектакль, в котором есть несколько видов кукол. Кукольный артист все-таки отличается своей техникой от артиста драматического театра. Пришлось переучивать режиссеру, перестроиться актерам, чтобы работать? Одно дело, когда он работает живым планом, другое дело, когда куклы.
Нужно держать куклы, владеть этим искусством. Как шла работа? И актеров, и… - Работать как педагогу. Это необычный спектакль, когда мы используем как планшетные куклы, театр теней, тантамарески, наши традиционные черкесские куклы, которые увидит зритель. Ну, все красиво там. Будет интересно, красиво, мы надеемся, что людям понравится.
В частности, оперативные мероприятия проводили в Ленинском и Советском районах Махачкалы, а также в Каспийске. Что такое режим КТО Режим КТО — это особый правовой режим , который дает силовикам дополнительные полномочия, а остальных граждан ограничивает в правах. Режим контртеррористической операции вводят для пресечения или раскрытия теракта и минимизации его последствий. Режим КТО предполагает проверку документов и досмотр на въезде и выезде из зоны действия режима; беспрепятственное проникновение сотрудников КТО в любые помещения; контроль обмена информацией и отключение связи и другие ограничения.
Тем не менее попытки прорваться на территорию РФ пресекаются российскими военными, сообщили в Минобороны. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей!
Оказывается, на домах турок заранее ставили метки, чтобы потом их сжигать, только на нашем не поставили, на него «положили глаз» соседи. Через полтора года я приехала в Фергану по делам, смотрю в моем доме живут чужие люди, а наша в прошлом соседка ходит в моем платье, ребенок в одежде старшего сына бегает… В 1989-м году во время погромов было страшное мародерство, ведь люди бросали дома, убегали в чем есть. Наш дом разграбили полностью, остались только стены… На следующий день несколько тысяч турок-месхетинцев собрались возле здания Обкома партии, но ситуация не решалась. Тогда люди собрались на военном полигоне около Ферганы. На огромном поле под палящим солнцем турки провели пятнадцать дней. Не всем достались палатки, в дефиците была вода и еда. Там же, на полигоне, хоронили погибших. Через несколько дней военными самолетами началась эвакуация беженцев… Начало новой жизни - Привезли в Центральную Россию, в самую захудалую умирающую деревню Курской области, — говорит Гавхархон. Через три дня приходит председатель колхоза, требует, чтобы мы выходили на работу, на ферму. Мы две недели тому назад дома потеряли. Стресс страшный. Кроме того, многие из нас — врачи, учителя, инженеры. Турки всегда стараются своим детям высшее образование дать. На ферме-то из нас никто раньше не работал… Местный народ так странно нас воспринимал, например, люди спрашивали:«А вас что, перед тем как к нам отправить, специально русскому обучали? Мы три дня в спортзале прожили, председателю говорим: «Мы не цыгане, не можем жить табором, у нас у каждого своя семья». Оказалось, что его задолго до этих событий предупредили, что прибудут беженцы, выделили деньги на постройку домов. Средств не хватило, дома стояли наполовину недостроенные. Вот их-то нам и дали! Достраивали дома все вместе,сначала один, потом другой. Стали жить, дети в школу пошли, кроме наших детей в школе никто больше не учился, из местного населения в деревне только старики остались. Муж работал кочегаром. Там прожили полтора года. Пробовали жить в Азербайджане — не смогли, через какое-то время поехали к родителям в Белгородскую область, там давали землю. Но и там не смогли прижиться, трудно вставать на ноги, да и восприятие странное,чужие мы там. Старший сын Мурат с двоюродным братом поехали учиться в Казань. Мурат сказал: «Если где-то и буду учиться, то только в Казани, здесь к нам нормально относятся, никто пальцем не тыкает, здесь мы как все». В 1997году в Казань переехала вся семья. Турки-месхитинцы народ выносливый, трудолюбивый. Какой бы вызов не бросила судьба — все выдерживают. В нашем народе на протяжении всей истории не было не одного нищего,который бы просил подаяния — это предмет нашей гордости. Если бы такой человек появился, то мы бы все скинулись, отдали бы последнее, но не позволили бы просить подаяния. Что толку тому народу, который изгнал нас с родной земли, украл наши дома, имущество? Разве они стали богаче от этого?
Драка русских и чеченских студентов. Зэх...
Но их тоже никто с крыма не гнал. Уничтожили, проверяйте Так что это за план был, шломо? К тебе и твоей тяночке в хатку завтра завалится араб с x2 нетворсом, помашет бумажкой перед ебалом со словами: "Так бля, теперь мы здесь будем жить", и оккупирует твою гостиную, не давая тебе возможности войти, ни вещи свои забрать. Через неделю к нему заедет брат с женой.
Сразу же с Киевского вокзала столицы, закинув вещмешок на плечи, Николай отправился на Красную площадь — увидеть живую историю. Вспомнились соревнования, когда он, сильный и стройный, по приглашению судьи шел гордой походкой к спортивному снаряду, тренировки в армейском спортклубе СКА ПрикВО, где практически случайно решилась его судьба. Сданы вступительные экзамены. На темно-зеленой гимнастерке появились курсантские погоны. Учеба шла по накатанной колее — лекции, семинары, практические занятия. Гимнастику не бросил. Сначала возглавил команду гимнастов на факультете, а затем и всего вуза. Это были упражнения для тела, но нужно было что-то и для души. Вскоре организовалась группа энтузиастов: вместе ходили по музеям, на выставки, в театры и кино.
Особенно любили вечера поэзии. Николай записался в «Ленинку», которую посещал почти каждую субботу. Копался в редких книгах, открывал забытые имена поэтов, искал ответы на философские вопросы. Это был ренессанс души. Когда Николай прочитал только что вышедшую поэму Егора Исаева «Суд памяти», то он, не имея возможности приобрести книгу, сидел целую ночь, переписывая произведение в тетрадь, — так понравились звонкие звучанием и глубокие смыслом строки мастера слова. Учеба в Москве обогащает любого, пытливые умы — вдвойне. Шестидесятые годы были годами расцвета поэзии. Часто проходили поэтические вечера. Увлекалась молодежь творчеством Е.
Как сообщают источники в Новороссии, в рядах карателей киевской хунты воюют около 300 выходцев из Чечни преимущественного дети и внуки сбежавших из России в начале 2000-х годов дудаевских боевиков. Они входят в т. Что самое интересное, то объявился и номинальный командир этого образования — «бригадный генерал» Иса Мунаев.
На северной окраине города был устроен тир, где каратели тренировались в бросании боевых гранат по живым людям.
Когда старушка бросилась защищать свою живность, немцы облили ее бензином и подожгли, после чего забрали кур и уехали. В июле 1942 года в Воронежской области был казнен председатель колхоза имени Буденного Семен Алехин. Ему выкололи глаза, отрезали нос и уши, и заставили мучаться 3 часа на глазах у всех жителей деревни, после чего распороли ножом живот и застрелили. Причиной казни послужило то, что Алехин был в красноармейской гимнастерке, оставленной ему сыном.
Но даже среди всего царящего на оккупированной врагами территории нечеловеческого ужаса и неприкрытого террора находилось место подлинному мужеству и героизму. Несмотря на то, что за сокрытие лиц еврейской национальности полагался расстрел, Шамаил Конакович и Фердаус Дагировна Халамлиевы из селения Теберда Карачаево-Черкессии сами предложили убежище и укрыли от нацистов молодых девушек Фаину, Брониславу и Лину Гейдеман, хотя тем самым они подвергали смертельной опасности не только свои жизни, но и жизнь 11 своих детей.
Кержаки — старообрядцы Сибири
Чечня всего лишь один из дотационных. И Чечня вовсе не на первом месте в получении помощи из бюджета. К примеру Якутия получает больше. Хоть в абсолютных цифрах, хоть на душу населения. Так кого тогда победили якуты? Если русских, то где? В каком году, в каком месте?
В них было 1280 жилых домов -20 тысяч квартир, 400 магазинов, более тысячи казарм, 65 крупных полигонов, 28 современных аэродромов. Разве сравнить эти цифры с затратами немцев, о которых так бодро вещал президент? Прогар налицо. За 13,5 млн марок мы отдали более 90. Но, глядя Западу в рот, наши кремлевские хозяева приурочили к этим дням и еще вывод войск — из Латвии и Эстонии, где руководство МО РФ в спешке поувольняло сотни офицеров. Кто им будет платить пенсии? Где они будут жить? Куда им ехать, в Россию?
Прибалты, по сути, не дали им никаких гарантий. Разве это не дикость? Разве после этого у военных останется хоть капля доверия к московскому чиновничеству в погонах и без? А ведь был разумный план, который прежнее руководство МО и КГБ предлагало «первому немцу», — вывод войск поэтапно, по мере строительства германской стороной жилья для наших офицеров и солдат, ангаров и складов для боевой техники и боеприпасов. Гельмут сделал с их помощью то, чего не смог Адольф, причем — без выстрела. Руководители Балтии, где тысячи наших соотечественников оставлены без гражданства и считаются людьми второго сорта — «унтерменшами», сказал бы Адольф , все настойчиво просятся в НАТО. Я больше чем уверен, что скоро этот «процесс пойдет». И мы будем иметь под носом не одну американскую или германскую военную базу.
Одновременно этими же силами муссируется вопрос о «демилитаризации» Калининградской области, где Россия собрала последние осколки стекла от «петровских окон» и пытается сохранить хотя бы форточку в Европу. При нашем руководстве, послушном воле Запада, мы можем скоро покинуть и этот анклав. А где же незыблемость послевоенного устройства, о котором так печется Запад, когда это выгодно ему? Срам, да и только! Мне нечем крыть, остается соглашаться. Обидно «дедам» — Гаврилычу и отцу, провоевавшим «от звонка до звонка». Да, конечно, когда-то из Германии все равно надо было уходить. Не о том речь: уходить-то можно по-разному.
Без заискивания, без угодничества, без торопливости, смахивающих на отступление. Ведь даже в американской прессе появляются публикации, в которых трезво напоминается, что Ялтинские и Потсдамские соглашения, по которым в Германии находились союзнические войска, бесспорно, удерживали человечество от третьей мировой войны. Кто даст гарантии, что после мудрого и миролюбивого Гельмута Коля не придет к власти простоватый, но с «полководческими» замашками очередной капрал и не станет мечтать о новом переустройстве мира, глядя опять-таки на Восток? А ведь экономический потенциал объединенной Германии скоро войдет в русло стабильности и может составить неоспоримую конкуренцию США в Европе… Запад это чувствует тонко, а поэтому через СМИ идет прокачка идеи о неспособности российского руководства обеспечить сохранность ядерного оружия, а значит, необходимости «международного контроля» за состоянием баз и арсеналов. А понятие «международный» нынче однозначно переводится как американский. Дураку, и тому ясно, «о чем речь идет». Американское «миротворчество» пахнет, к сожалению, кровью. Нас никто не защитит, кроме нас самих.
К примеру Якутия получает больше. Хоть в абсолютных цифрах, хоть на душу населения. Так кого тогда победили якуты? Если русских, то где? В каком году, в каком месте? Ну а если кто скажет, что Чечне все же делают некоторую преференцию из-за прошедших чеченских войн. То скажу, это тоже учитывается при распределении денег, и с государственной точки зрения это правильно.
У него есть качества системного западного политика — циничного прагматика. Джохар Дудаев как раз был прямым и открытым идеалистом. В большой политике идеалисты, в отличие от циничных прагматиков, долго не удерживаются. Любить власть, цепляться за нее, на мой взгляд, может только человек с рабской поврежденной психологией, который был ничем, а хочет стать всем любой ценой. Циничный и опытный в политических темных играх Закаев — серьезный конкурент любому представителю антироссийской кавказской эмиграции, который захочет поиграть в «президента» или на худой конец в «министра» «независимой от России Чечни». Закаев привык идти к своей цели по головам людей. Для него не существует морального и аморального. Он поступает как циничный политик и по отношению к своим собратьям по делу «Ичкерии». Когда в нулевых годах я работал в информационном центре «Ичкерии» в Тбилиси и Михаил Саакашвили начал нас в буквальном смысле душить, Ахмед Закаев поступил со мной и моими коллегами, мягко говоря, как человек, который добровольно отказался от всего человеческого. Он мог нам помочь — и ничем в итоге не помог. Это несмотря на то, что мы в свое время всячески помогали Закаеву. Поведение Закаева мы восприняли как предательство. Чеченцы предателей не прощают», — рассуждает Ислам Сайдаев. Ахмед Закаев и помогающий «евроичкерийцам» киевский режим видят фактор Северного Кавказа как генеральную линию по распаду России на мелкие марионеточные государства. В последнее время в киевском окружении Закаева стал преобладать план по созданию на Северном Кавказе федерации или конфедерации суверенных государств, где бы лидировала Чечня. Пока что Яганов и Закаев договориться не могут. Яганов харизматичный и упорный человек, но у него нет такого изощренного внутреннего политиканства, как у Закаева. Того и гляди эти два пожилых человека в драке собьют друг с друга папахи, вцепятся друг другу в бороды. Для Запада Яганов — один из множества антироссийских общественников-эмигрантов, с мнением которых можно вообще не считаться. Та Горская республика, которая появилась на Северном Кавказе в ходе развала Российской империи, не стояла прочно на ногах как суверенное государство, ей манипулировали как хотели Турция, Германия, страны Антанты. Всевышний попустил, чтобы премьер Горской республики чеченец Тапа Чермоев умер в Швейцарии в 1937 году в молодом для чеченца возрасте 55 лет, проклинаемый русскими белогвардейскими генералами, брошенный на произвол судьбы европейскими покровителями Горской республики. Британцы помогали Чермоеву, потому что Лондону была нужна грозненская и бакинская нефть. Британский крупный бизнес за полцены купил все принадлежащие Чермоеву акции кавказских нефтедобывающих фирм. По воле Всевышнего стало так, что героями для молодежи Северного Кавказа при советской власти стали Серго Орджоникидзе, Наджмудин Самурский, другие известные по сей день кавказские большевистские лидеры.
Ошибка ликвидации. Сержанта российской армии поместили в компанию идейных нацистов
Ингуш мстителен и никогда не забудет о нанесенной ему обиде или оскорблении, не говоря уже об убийстве. Месть может обрушиться на виновника, как шквал, и через пятьдесят лет. При этом непреднамеренное убийство прощается сразу, в тот же день. Был случай, когда водитель насмерть сбил на дороге двух девочек пяти и шести лет. Когда выяснили, что он не пьян, а девочки резко выбежали из-за угла, отец девочек тут же, на месте, простил его. Совершенно невозможно для любого ингуша то, что совершил владикавказский архитектор Калоев, который после гибели своей семьи в страшной авиакатастрофе убил авиадиспетчера Питера Нильсена. По ингушским нравственным законам, это — убийство совершенно невиновного человека, и ни о каком обычае кавказской мести тут речи быть не может. Человеку, впервые попавшему в ингушскую среду, может показаться, что все процессы, происходящие в ней, хаотичны и непредсказуемы, и только спустя некоторое время он поразится тому, насколько четко обозначено место каждого индивида по возрасту, полу и т. Жизнь ингуша есть постоянное напряжение всех духовных и физических сил, зачастую порожденное страхом перед общественным мнением.
Любой пустяк, например, выход на улицу в тапочках может стать для юноши причиной того, что за него уже не отдадут любимую девушку. Пройтись по улице в потрепанной одежде, даже если идешь делать не очень чистую работу, не принято. В далекую пору это объяснялось тем, что весь народ, по существу, был одной организованной и всегда вооруженной армией. Для того чтобы выжить, необходимо было находиться в полной боевой готовности круглые сутки. Отголоски этих времен сохранились до нынешних дней, тоже не совсем мирных. Даже самые близкие ингушам по ментальности чеченцы поражаются тому, что ингуш никогда не расслабляется в обществе и в глубине души всегда ожидает нападения, неважно какого. Из ингушей очень редко получаются хорошие врачи, учителя и люди творческих профессий. Как уже писалось выше, ремесленников среди них нет совсем.
Но из них выходят великолепные спортсмены, военные и дипломаты. Увидев, в каких залах тренируются в Ингушетии чемпионы и призеры общемировых первенств и чемпионатов, требовательные западные спортсмены будут в шоке. Что касается дипломатии, то ее ингуши изучают с пеленок, и поэтому встреча с человеком самого высокого ранга никогда не приводит их в трепет. Иностранные и российские исследователи в своих трудах всегда отмечали это природное свойство ингушей. Склонность к военной службе и дипломатическому поприщу ингушу крайне редко давала реализовать Советская власть. Единицы, которые преуспевали в этой области, всегда должны были идти на сделку со своей совестью. Совершенно иное положение дел было и есть там, где живут эмигранты-ингуши трех основных волн эмиграции: конца Кавказской войны, революционных лет и Великой Отечественной войны. В основном это страны Ближнего Востока.
Например, в Иордании вся без исключения королевская гвардия состоит из чеченцев, ингушей и других представителей народов Северного Кавказа. Все более или менее известные спортсмены — также из них. Самые лучшие представители дипломатических корпусов этих стран — выходцы из Центрального Кавказа. Возможно, когда-нибудь будут преодолены стереотипы, созданные Сталиным и Берией, которые испытывали к ингушам и чеченцам личную внутреннюю неприязнь, и Россия получит великолепных дипломатов и военных из ингушской среды. Конечно, представители ингушского народа добиваются успехов и в других профессиях, но склонность к вышеназванным профессиям присуща им генетически. Отношение к гостю и вообще любому человеку, оказавшемуся под его кровом, выделяет ингуша среди всех. Если гостеприимство, включающее в себя только ночлег, теплую беседу и угощение, есть практически у всех народов мира, то, оказавшись в ингушском доме, гость получает не только все это, но и хозяев, готовых в случае опасности биться за него до последнего вздоха. Нередки случаи и в далеком прошлом, и ныне, когда хозяин и его сыновья погибали у порога собственного дома, защищая гостей или любых людей, бежавших от преследования под их крышу.
В 1909 году целый аул Кек был окружен и разрушен царскими войсками за отказ выдать тяжело заболевшего и скрывающегося здесь абрека Зелимхана. Горсточка наездников вывезла Зелимхана в безопасное место, а все жители села с семьями были сосланы в Сибирь.
Турки всегда стараются своим детям высшее образование дать. На ферме-то из нас никто раньше не работал… Местный народ так странно нас воспринимал, например, люди спрашивали:«А вас что, перед тем как к нам отправить, специально русскому обучали? Мы три дня в спортзале прожили, председателю говорим: «Мы не цыгане, не можем жить табором, у нас у каждого своя семья». Оказалось, что его задолго до этих событий предупредили, что прибудут беженцы, выделили деньги на постройку домов. Средств не хватило, дома стояли наполовину недостроенные. Вот их-то нам и дали! Достраивали дома все вместе,сначала один, потом другой. Стали жить, дети в школу пошли, кроме наших детей в школе никто больше не учился, из местного населения в деревне только старики остались.
Муж работал кочегаром. Там прожили полтора года. Пробовали жить в Азербайджане — не смогли, через какое-то время поехали к родителям в Белгородскую область, там давали землю. Но и там не смогли прижиться, трудно вставать на ноги, да и восприятие странное,чужие мы там. Старший сын Мурат с двоюродным братом поехали учиться в Казань. Мурат сказал: «Если где-то и буду учиться, то только в Казани, здесь к нам нормально относятся, никто пальцем не тыкает, здесь мы как все». В 1997году в Казань переехала вся семья. Турки-месхитинцы народ выносливый, трудолюбивый. Какой бы вызов не бросила судьба — все выдерживают. В нашем народе на протяжении всей истории не было не одного нищего,который бы просил подаяния — это предмет нашей гордости.
Если бы такой человек появился, то мы бы все скинулись, отдали бы последнее, но не позволили бы просить подаяния. Что толку тому народу, который изгнал нас с родной земли, украл наши дома, имущество? Разве они стали богаче от этого? Только беднее. А наш народ трудности закалили. Мы почти все смогли встать на ноги, выжить. Одно тревожит: из-за того, что сейчас народ раскидан по разным местам, очень трудно сохранять самобытность,культуру. Раньше в нашем народе не было смешанных браков, теперь они есть, потому что трудно найти себе пару в ближайшем окружении. Свадьбу,как у нас принято сыграть, тоже трудно, например, здесь в Казани нет турок-музыкантов, которые всегда играют на свадьбах. У нас никогда раньше не было разводов — традиция такая, сейчас и они появляются.
Там,где большая община, легче сохранить самобытность. Но есть традиции, которые пока что незыблемы: во всех семья обязательно говорят на турецком языке. Причем именно среди турок-месхетинцев сохранен древний самобытный турецкий язык. И конечно, необыкновенное почтение к старшему поколению. Ведь именно оно хранит и передает традиции и верования своего народа.
Появление наших войск в самых глухих дебрях Аргунского округа, сравнительно значительные потери, понесенные мятежниками, наглядно показали силу русского оружия, охладили мятежный пыл чеченцев и заставили их явиться в отряды с просьбой о помиловании.
Дада Залмаев бежал в Ичкерию просить поддержки у имама, но Алибек сам был обессилен, тем более что многие аулы изгоняли его приверженцев. Началось движение и в Хасав-юртском округе, но там был полковник Батьянов. Он быстро сумел сорганизовать дело и удержать жителей в повиновении. Только у Зандака у него была небольшая перестрелка. В виду твердого положения Хасав-юртского округа, Аух и Салатавия также удержались в спокойствии. Решено было двинуть военные силы как из Чечни, так и из Дагестана.
Ярык-су в Самырские леса. Хутор Самсыр по своему положению считался неприступным. И вот полковник Батьянов двинулся туда со своим отрядом. Жители Ауха и Салатавии, проявлявшие прежде возбужденное состояние, прислали теперь представителей с заявлением покорности и раскаяния и просьбой выступить им для поимки Алибека. Ответ был таков: прежде пускай они представят Алибека и Султана-Мурада, а тогда уже пойдет речь о помиловании. Кроме того, аулы должны выдать всех главных зачинщиков по указанию администрации.
В противном случае отряды вынуждены будут приступить к уничтожению непокорных аулов, аресту зачинщиков и выселению жителей на плоскость. Рядом с этим должны были образовываться отряды из чеченцев для подавления восстания. Однако покорность горцев нужно было понимать в обратном смысле, и действительно полковнику Батьянову скоро пришлось иметь дело и с ауховцами и салатавцами. Вместо Беноя полковнику Батьянову пришлось идти на Дылым, где он быстро справился с мятежниками и отправился на Турган-калу. Здесь он налетел на отряды чеченцев, среди значков которых были и значки Алибека, и жестоко их разнес. Узнав о значительных скопищах чеченцев [23] в области действий полковника Батьянова, генерал Свистунов двинулся ему на помощь с даргинским отрядом.
Первая встреча мятежников с милиционным отрядом из местных жителей была для них удачна, но как только подошли наши казаки, дело приняло иной оборот, и мятежники скрылись в лесах. Отсюда-то Алибек и действовал как на Ичкерию, так и на Аух и Салатавию. Генерал Свистунов решил овладеть Самсыром и захватить Алибека. В этом он видел конец восстанию. По мере приближения к Самсыру Свистунов услышал пушечную пальбу. То разделывал Батьянов ауховцев и салатавцев.
Все говорило за успех предприятия, тем более что Алибек не ожидал нападения Свистунова. При подступе к Самсыру там царила мертвая тишина. Но как только русские приблизились, чеченцы стали удирать в лес. Скоро Самсыр был взят. Алибек, однако, бежал вместе со своими приверженцами. Самсыр был срыт, а Салатавия изъявила покорность.
Так были выселены жители Алмана и Бурунтая. Опять наступило затишье в Чечне. Но ичкерцы доселе остались ненаказанными. Поэтому генерал Свистунов решил теперь расплатиться с ними за прежние прегрешения. Между тем Алибек снова появился и скрывался в Самсырских лесах. Поэтому полковник Батьянов потребовал от чеченцев его поимки и выдачи.
Ауховцы, салатавцы, гумбетовцы и беноевцы решили покончить с Алибеком. Они дошли вновь до Самсыра, разорили все, что осталось от первого пожара, уничтожили многих мятежников, — но Алибек ускользнул. Спустя некоторое [25] время он вновь вернулся в Самсыр и поселился в землянках. Несмотря на поражение мятежников на всех пунктах, несмотря на полные неудачи Алибека. Чечня не была покойна. Турецкие эмиссары и зикристы [26] делали свое дело.
Брожение шло в Шали. Брожение шло в Чаберлое. Чаберлойцы сносились с Алибеком, даже тушины готовы были пристать к восстанию, если Алибек одержит победу над русскими. Генерал Свистунов решил покончить с Алибеком и Самсыром. Для этого прежде всего он вызвал команды охотников из грозненского, хасав-юртского, веденского и аргунского округов. Сверх всякого ожидания салатавский округ выслал около 400 человек, остальные округа поменьше, да и тех ненадежных.
Во главе салатавцев стоял Шейх-Магома-Дациев. Команды должны были окружить Самсырские леса и прекратить всякое сношение Алибека с Чечней. Для поисков назначены были Хасав-юртская и Эрсенойская команды, а также сотни, осетинская и ингушская. Во главе дела стоял полковник Батьянов. Алибек увидел, что дело плохо и успел с самого начала удрать из Самсырских лесов, пока они еще не были окружены, и поселился на высотах Кожельген-дука. Вешина казалась действительно малодоступной, но не для Батьянова.
Относительно же поимки Алибека самими жителями, генерал Свистунов говорит; «Что же касается поимки или уничтожения Алибека самими жителями, то после различных попыток [27] тем или другим способом побудить их к такому действию, после двухмесячного тяжелого опыта, я, к сожалению, должен был окончательно убедиться в совершенной неисполнимости этого. Прежде всего, трудно найти в среде благоразумного, преданного своим хозяйственным интересам населения отважных личностей, которые согласились бы с явной опасностью для жизни решительно пойти в неприступные чащи леса против фанатиков, знающих, что в случае поимки их ожидает неизбежная казнь, и потому предпочитающих умереть с оружием в руках. Жители, может быть, и пойдут, как например, салатавцы, но они, несомненно, ограничатся поисками только в более доступных районах, — в места же более опасные, где скрывается Алибек, проникнуть не отважатся. За сим надо признать за положительный факт, что все без исключения чеченское население если не прямо сочувствует и желает успеха Алибеку, то, по крайней мере, видит в нем несчастного, которому приходится страдать за предпринятое им святое дело религии и которому поэтому, хотя и в тайне, помочь обязан каждый правоверный». Какой поучительный урок в этих словах для современных ловцов Зелим-хана… Однако пропуск Алибека не обошелся жителям [28] даром: покосы и кукурузные поля были сожжены. Все это не содействовало мятежу.
А мятеж все-таки шел и нашел себе исход там, где его меньше ожидали. Мятеж появился по р. Басе и по Аргуни. Только Дарго и Белгатой были покойны. Особенно сильно мутили Мехкеты, где старшина Тангай был наибом имама. Хотя он был разбит и арестован, однако дорогой арестованные успели захватить конвойных и бежать.
Этот факт имел очень неблагоприятные последствия. Теперь подняли голову даже и смирные. Алибек перебрался в Ичкерию. Чаберлоевцы коноводили. В это время и на западе Кавказа было не покойно. Явилось движение в Абхазии.
Явилось движение в Сванетии. Было слышно, что абхазцы и сваны хотят прорваться на Северный Кавказ и поднять здешнее народонаселение. Приходилось действовать быстро, энергично и решительно. Прежде всего нужно было осадить Алибека. Он был в Таузене. Решено было не пустить его в Чаберлой, и на Таузен послали генерала Вибера.
Таузен был взят, но Алибек оказался в Чаберлое. Чаберлоевцы приняли Алибека с великим почетом, как имама, и отказались повиноваться властям. Являлась необходимость немножко проучить Чаберлой. Энергичные действия наших отрядов в Аргунском округе, несмотря ни на горные трущобы, ни на вековые леса, а также пожарища аулов и истребление посевов навели такой страх на чаберлоевцев, что они скоро остыли к Алибеку. Таким образом, наступило затишье в Ичкерии, малой Чечне, Шатое и Чаберлое. Но в это время совершенно неожиданно вспыхнуло возмущение в другом месте — в Дзумсое поднял восстание Ума-Хаджи-Дуев.
Быстро полковник Лохвицкий нагрянул на Дзумсой. Мятежники были разбиты, и Ума раненый бежал. Между тем Алибек вновь из Чаберлоя направился на р. Басс и поселился у Таузена. В это время турецкие глашатаи не жалели ни фантазии, ни горла. Пущен был слух, что сын Шамиля, Кази-Магома, вступает с многочисленной армией горцев-переселенцев в Терскую область.
Русские всюду терпят поражения. Все чеченцы, принявшие участие в восстании, навсегда избавляются от всяких налогов и получают землю в собственность, — не принявшие участия в восстании будут обращены в рабство. Между жителями пущены были от имени Кази-Магомы воззвания, напечатанные золотыми [30] буквами. Разумеется, эти воззвания оказывали на детски наивный народ необыкновенное влияние. Возбуждение во всей Чечне было очень сильно. Первый шаг сделал Сулейман из Центороя.
Он объявил себя наибом имама, собрал партию, угнал почтовых лошадей и удалился в Ичкерию. Туда же явился и Алибек и быстро окружил себя преданными людьми. Достаточно подготовив [32] дело здесь, он направился мимо Автуры и Майортуны на Гудермес и Басс. К сожалению, он не рассчитал, что здесь-то его и захватит генерал Смекалов. И действительно, он быстро отсюда убрался на Центорой, Дарго и Белгатой в Беной. В Ичкерии Алибек владычествовал.
Для более успешного ведения дела команду над войсками принял генерал Смекалов. Без провожатых он быстро примчался к месту служения и принялся за дело в Ведено. Ведено — историческое место, резиденция Шамиля. Смекалов поместился в укреплении Ведено, Алибек окружил его своими войсками, «войсками имама». Главный его пункт возвышенность Гамердук, на всех остальных высотах поместились огромные скопища мятежников. Смекалов был как бы заперт.
Никогда Алибек не обладал такими силами. Нужно было предпринять решительный шаг, чтобы не уронить всего дела. Генерал Смекалов решил штурмовать аул. Дело было серьезное. Крови было пролито много, но аул Дышни Веден, а равно и Гамердук были взяты. Алибек и его присные жестоко пострадали.
Как исступленные мятежники бросались в шашки, но все было напрасно. Русские действовали как на параде и победили, несмотря на многократное численное превосходство чеченцев. Алибек ушел к Центорою. Опять скопища были слишком велики, и Смекалов вновь окружен был чеченской ордою. Но и здесь мятежники были уничтожены русскими войсками. Алибеку и его присным приходилось уходить.
Но его имя стояло еще высоко. Его боялись; хотя все видели, что сила на стороне русских. Кроме того, в руках Смекалова было одно, особенно опасное для чеченцев орудие — выпаливание полей, где проявлялись непокорные. Это был слишком охлаждающий душ. Необходимо было поколебать обаяние Алибека и других предводителей, называвших собранные толпы «войсками имама»». Между тем и Алибек сообразил, что ему не выгодно выступать с большими силами, которые не выдерживали натиска даже малых дисциплинированных отрядов, и решил действовать малыми отрядами.
Генерал Смекалов искал случая хорошо проучить Алибековы скопища, хотя бы даже часть их. Случай представился. У Белгатоя появился отряд мятежников под начальством имама. Быстро посланы были на них казаки и дагестанская [34] и милиция. Но под этим прикрытием была и пехота и пушка. Увидев только дагестанцев, чеченцы с гиком понеслись на наших.
Вот тут-то и угостили их очень усердно. Только часть мятежников спаслась и бросилась на Дарго и Самсыр. Поражение Алибека было столь велико, что белгатоевцы встретили его расстроенную команду выстрелами, и Алибеку пришлось идти не в Самсыр, а на Гельдынген и Беной, где блуждал Султан-Мурад. Ичкерия пала духом. Алибек потерял значение. Даргинцы и белгатоевцы сражались против Алибека.
Центорой и Курчалой просили пощады. Теперь уже и ингуши энергично работали против Чечни. Ичкерия смирилась. Волнение передалось на Аух. В Зандаке явилась шайка Алибека. По Аксаю тоже было неладно.
Но полковник Батьянов не ждал. Моментально в Зандаке явились русские. Запылали чеченские посевы, и чеченцы смирились. На Аксае было не хуже. Аулы пали. Хлеб и сено пылали, и чеченцы охладели.
Встречаться же с отрядами Батьянова у чеченцев не было большой охоты. Началась расправа и в Ичкерии. В виду того, что Беной дважды проявлял восстание, жители были выселены в долину. Наши войска тоже подняли голову. Опыт им показал, что лес может быть защитой как чеченцу, так и [35] русскому, и лес его не пугал. Кроме того, теперь и Смекалов решил пускать маленькие отряды на чеченцев, «травить мятежников как зайцев».
Особенно в этом отношении полезны были казаки. В виду всего вышеизложенного, генералом Свистуновым издан был приказ: «требовать от жителей безусловной покорности и отнюдь никаких обещаний не давать, внушать им убеждение, что торговаться с нами они не могут, и что в случае малейшего непослушания теперь же уничтожать хлеба и аулы, а зимою выморить голодом в лесах». Восстанию горцев в Беное и проч. Такой успех турецкой армии не мог не вскружить головы легковерной Чечне. Однако наличность значительных русских сил у Ведено и Беноя, сердце Чечни, показала, что русские не проиграли, а выиграли. Дела Алибека были плохи.
Он скрылся в Самсырские леса. Оттуда он послал в Ичкерию заявление: «Я разорил вас, не надейтесь более на меня. Делайте теперь, что знаете. Я с Султан-Мурадом ухожу». Султан-Мурад тоже отпустил своих приверженцев. Сулейман Центоройский бежал.
Разбежались мятежники, скрылись в леса и те, кто не принимал прямого участия в мятеже, но ему благоприятствовал. Большинство [38] злостно непокорных переселялось на долины. Теперь несколько работала еще партия Умы Дуева в Бассовских обществах. Решено было покончить и с нею. Аббас-паша — Джасбас, дагестанец, офицер турецкой службы, явившийся сюда эмиссаром с поручением Кази-Магомы и турецкого правительства. Дело их велось очень обстоятельно, и скопище было очень велико.
Но и русские теперь действовали наверняка. Жестокие были сечи на р. Арджин-Акха, но чеченцы должны были бежать. Был конец августа. Виден был конец и чеченского мятежа. Но в то время, как Чечня замирала, восстал Дагестан.
Об этом после. Были, однако, и у чеченцев светлые деньки, как например, почти неожиданное нападение у Алистанджи, где особенно пострадала дагестанская милиция. Такие деньки вызывали сильный подъем духа у чеченцев и раздувались едва ли не в славную победу. Тем не менее, русским приходилось долго их сглаживать. Вот и теперь, после Алистанджи, бассовские аулы подняли голову. Они отказались повиноваться и ушли в леса.
Тут работали Ума, Ларсан и Тангай. Пришлось вновь действовать против Алистанджи. В то время, когда авангардная цепь находилась в версте от окраины правого берега алистанджинской балки, послышались выстрелы, а затем закипела горячая перестрелка. Оказалось, что мятежники рассчитывали встретить войска только с фронта, засели в ауле и в ожидании их прихода распевали «Зикр». Мятежники были захвачены врасплох, были разбиты и бежали в леса и пропасти. Теперь, однако, ни леса, ни пропасти их не спасли.
Казаки их выслеживали, устраивали засады и расстреливали. В это же время мятежные аулы были переселены в долины. Чеченцы становились послушными. Во всем они были послушны. В одном — нет: в выдаче предводителей. Вот что отвечали махкетинцы на требование Смекалова.
От народа следует требовать только возможного. Ты знаешь, как нам трудно расставаться с могилами отцов и родиной, но мы беспрекословно покоряемся. Выдать же Уму не можем. Он был нашим гостем». Положение Умы в махкетинских лесах становилось тяжелым. Поэтому он бежал в Чаберлой.
С уходом Умы Бассовские аулы быстро стихли и смирились. Одновременно с этим волнение усилилось и на Аргуни, особенно в области хутора Букказе; но быстрые и решительные приемы полковника Лохвицкого [40] скоро покончили с этим движением. И тут особенно удачно действовали казаки. Восстание Чечни затихало и затихло бы совершенно, если бы в это время не так сильно разгорелось восстание в Дагестане, а Дагестан и Чечня были слишком близки друг к другу и жили общей жизнью. Со вспышкой мятежа в Дагестане оживился мятеж и в Чечне. Однако чеченские вожди сами себе портили.
Так Алибек в отместку за неповиновение чеченцев начал палить и разорять аулы. Таким образом, палку жгли с двух концов: аулы палили русские, аулы палили и чеченцы. Приходилось искать защиты у сильнейших, а такими, видимо, были русские. При обострении восстания в Чечне, естественно, русским пришлось вновь приниматься за подавление. Полковнику Батьянову поручено было укротить Зандак. Беной и проникнуть в Самсырские леса.
Но и в Андии Алибека постигла неудача, и он вновь бросился в Самсырские леса. Здесь ожидал его конец. Угроза шла от Дагестана. Ушедши в Самсырские леса, Алибек не остановился в Самсыре. Этот пункт побывал [41] уже в руках у русских. Нужно было искать другое неприступное место.
Теперь он избрал для себя хутор на Ярык-Су. Местность представляла собою треугольник: основание гора Дарум, боковые стороны — Беноевский и Ауховский Ярык-Су, в верхушке пересекающиеся. Отвесные стороны к реке так были непроходимы, лес так густ и переплетен, сообщения так недоступны, что Алибек допускал возможность проникновения сюда русских не иначе, если они спустятся с неба. Пребывание Алибека в этом месте было указано нашими сыщиками Джималом и Джиналом, причем с ним было до 400 чеченцев, обрекших себя на смерть. Рассчитывая здесь зимовать, Алимбек устроил на хуторе большие запасы. Там была вяленая баранина, мука, соль, масло, чай, сахар, красные товары и проч.
И вот в это-то логовище решено было пробраться. Ни время, ни место тому не благоприятствовали. Шли дожди, и карабкаться на отвесы было почти невозможно. Даже Батьянов выразил сомнение. Помог случай. К Смекалову явился Бий-Султан и предложил провести русских к самому Алибеку.
Бий-Султан — богатый чеченец, но «скомпрометированный». Желая восстановить свое имя и возвратить имущество, он и хотел предательством этого достигнуть. За верность [42] предложений Бий-Султана ручались чеченцы, состоявшие у нас на службе. Решено было в ночь с 5 на 6 октября двинуться [43] на приступ. Предприятие был рассчитано так, чтобы не только разбить банду, но по мере возможности и захватить всех. Поэтому большое число людей назначено было на засады для ловли бегущих.
Алибек так был уверен в недоступность своего положения, что ослабил даже сторожевые посты. В 4 часа утра наши двинулись. Только теперь неприятели заметили русских и покойно открыли по ним огонь. Алибек думал, что русские идут с одной только стороны, и решил их уничтожить. Он не допускал мысли, что русские его охватили. Между тем это было так.
Когда мятежники увидели настоящее положение, они пришли [44] в панический ужас и бросились, кто куда мог. Вот тут-то и началась травля беглецов. Это была охота. Это было поголовное преследование.
Они выходцы из Керии часть Хунской имерии. Считается, что булгарский князь Бу-Юрган в начале VII столетия принял с частью булгар православие в византийском городе Кряшен возможно, Корсунь или Херсонес.
Этой версии придерживается историк-краевед М. По ней получается, что слово «кряшен» не происходит от слова «крещёный». В пользу этой версии говорят регулярные контакты Волжской Булгарии с Византией, однако письменных и археологических подтверждений существованию группы православных в Волжской Булгарии практически нет. Вторая версия — проще. В период до и особенно после завоевания Казанского ханства 1556 Иваном IV шёл процесс распространения христианства в Урало-Поволжье. Часть местного населения принимала православие, отдалялась от культуры своего народа и формировалась в обособленном в этнографическом и этническом плане.
По этой версии получается, что кряшены как народ сформировался в тюркском лоне, но на основе православия. Эта версия представляется более убедительной. По крайней мере, совершенно точно можно говорить, что часть кряшен сформировалась за счёт принятия татарами православия. Характерно, что тогда появились «старокрещённые татары», а применительно к XVIII столетию упоминаются и «новокрещённые». Историческая судьба Принявшие православие жители Урало-Поволжья замыкались в собственном лоне, утрачивали связи со привычным миром. При этом татарские мурзы, крупные землевладельцы и купцы сближались с русскими даже при сохранении исламского вероисповедания.
Именно поэтому феодальная, а позднее буржуазная прослойка среди кряшенских элит практически не сформировалась. А принявшие православие простые сельские общинники, не зная русского языка и сократив общение с мусульманами, вели замкнутый образ жизни, который чем-то напоминает русских староверов.
Кто такие езиды: этнос и религия
новости космоса. Смотреть видео онлайн Ичкерия. Ичкерцы мужики кавказцы и истинные чеченцы. 11 мая 2018 Алексей Краснов ответил: О том, кто такие "кэлхеры" Миха Big Mic: Первый раз я услышал это слово от Вити АК-47. В центре Киева развернули огромный флаг Ичкерии. Украина – первая, кто признает Ичкерию? Между тем общественники уже пожаловались в прокуратуру с требованием запретить песню в Рунете. Рассказываем, кто такой Ицык Цыпер, почему его песня “Дымок” набрала бешеную популярность и почему ее хотят запретить? Очевидно, эта осмотрительность и позволила ему оказаться в числе тех немногих деятелей Ичкерии, кто до сих пор жив.