Sputnik Молдова: новости в Молдове и мире. Президент Республики Молдова ведет переговоры, участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры от имени Республики Молдова и представляет их Парламенту для ратификации в порядке и сроки, установленные законом. В Молдавии у оппозиции должна быть общая стратегия на президентских, и на парламентских выборах. Именно поэтому высшие руководители РМ уже несколько раз заявляли о возможности вступлении в ЕС исключительно Молдовы, но без ПМР. В Молдавии 28 октября стартует общенациональная кампания в поддержку перехода от парламентской к президентской форме правления, объявил глава государства Игорь Додон.
Молдова, Республика
Премьер Гаврилица сообщила, что Молдавия пока не планирует выходить из СНГ. фото сборник. По форме правления Молдавия — парламентская республика. Власти Молдавии встретили вернувшихся из Москвы оппозиционеров обысками, угрозами и давлением. Молдавия в свое время стала последним государством на территории бывшего СССР, ратифицировавшим соглашение о создании СНГ, напоминает Елена Кузьмина. Молдавия, Республика Молдова, государство на юго-востоке Европы. Президент Молдавии Майя Санду заявила, что Россия пыталась свергнуть проевропейское правительство в Кишиневе и привести к власти пророссийские силы.
"Втягивает в военный конфликт". Социалисты Молдавии назвали правление Санду антинародным
Академия наук Молдавии — высшее научное учреждение Молдавии, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране. Академия наук Молдавии — высшее научное учреждение Молдавии, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране. Результатом проводимой Республикой Молдова политики геноцида стала полномасштабная военная агрессия Молдовы против Приднестровья. Глава Гагаузии Евгения Гуцул заявила, что автономия запустит процесс отделения от Молдавии, если Кишинев примет решение объединиться с Румынией. Результатом проводимой Республикой Молдова политики геноцида стала полномасштабная военная агрессия Молдовы против Приднестровья. По форме правления Молдавия — парламентская республика.
Молдавия как государство скоро исчезнет
Последние и самые главные новости из Молдавии и Приднестровья каждый день на EADaily. Он напомнил, что "даже в России не сразу удалось победить олигархов": "В России, где действует президентская форма правления, Владимиру Путину это тоже удалось не сразу. Республика Молдавия — Координаты: 47°15′00″ с. ш. 28°31′00″ в. д. / 47.25° с. ш. 28.516667° в. д. (G)47.25, 28.516667 Молдавия Republica Moldova Флаг Молдавии Герб Молдавии Гимн: «Limba noastră» Дата независимости 27 августа 1991 (от СССР).
Угроза Приднестровью и Гагаузии: чем закончится попытка Молдавии и Румынии объединиться
Sputnik Молдова: новости в Молдове и мире. Однако решения проблемы пока нет — самопровозглашенная Приднестровская Молдавская Республика не соглашается входить в состав Молдавии, а ни одно государство в мире не готово признать ПМР. Последние и самые главные новости из Молдавии и Приднестровья каждый день на EADaily. Избиратели Молдавии не поддержат политика, который провалит старт евроинтеграции. вывод людей на площадь. Москва всегда заявляет, что не вмешивается в дела других государств, хотя рычагов для воздействия на Молдову у нее немало.
Кишинев бросает вызов России. Молдавия хочет присоединиться к санкциям ЕС
Санду: До конца года 80 семей ликвидаторов получат квартирыПрезидент Молдовы подтвердила намерение государства предоставить семьям ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС бесплатное жилье. Процедура изменения Конституции Молдовы для перехода к президентской республике будет запущена в ближайшие недели. в материале ФедералПресс. Об этом заявил экс-президент Молдавии Игорь Додон, общаясь с местным блогером Габриелом Кэлином. вывод людей на площадь. Молдавия войдет в состав Европейского союза (ЕС) только в случае соблюдения условия, согласно которому все население государства объявит себя румынами.
Молдавия как государство скоро исчезнет
Есть этой точке зрения и оппозиция, особенно со стороны всевозможных «ястребов», которые призывают использовать при «урегулировании» молдо-приднестровского конфликта т. Трудно сказать, какие подходы в итоге возобладают в головах западных и румынских политических и военных стратегов, но одно очевидно из материалов СМИ и заявлений официальных лиц Бухареста: в Румынии всерьёз рассматривается вопрос перехвата политико-дипломатической инициативы и получения согласия США и ЕС на простое включение Молдовы или даже всей бывшей Молдавской ССР с Приднестровьем и Гагаузией в состав Румынского государства. По самым приблизительным подсчётам, с февраля-марта 2022 года румынские политики, чиновники и эксперты не менее 150 раз заявляли, что Румыния является самым надёжным и близким союзником и даже учителем Молдовы в деле сближения с Евросоюзом. В свою очередь, представители кишинёвской правящей группировки, включая самых первых лиц, порядка 100-110 раз высказывали благодарность Бухаресту за это же. Можно предположить, что нынешнее руководство Молдовы или влиятельная часть его готово совершить грандиозную авантюру в виде провозглашения «воссоединения» с Румынией и объявить, как не раз писалось, о «встрече разделённого народа в Евросоюзе и НАТО». Но такой вариант ещё более обострил бы ситуацию на Днестре и вызвал бы полное неприятие Гагаузии. Следовательно, напряжённость в бывшей Молдавской ССР резко выросла бы.
Раскол ещё более углубился бы. Чтобы сохранить относительную стабильность в бывшей Советской Молдавии и закрепить мир в зоне безопасности, логично предпринять следующее. В условиях разнонаправленного интеграционного движения европейского и евразийского Кишинёва и Тирасполя а также симпатии Гагаузии к России, СНГ и евразийскому проекту ещё большее значение приобретает сохранение нынешнего формата миротворческой операции, в которую, в частности, вовлечены международно признанные стороны конфликта — Приднестровье и Молдова. Формат доказал свою эффективность. Только с его помощью можно найти формулу дальнейшего сосуществования берегов Днестра, коль скоро Запад решил ещё больше вбить клин между ними.
Приднестровье — государство с высокими агроклиматическим и биологическим почвенным потенциалом. Республика обладает развитой транспортной инфраструктурой: по ее территории пролегают две железные дороги, две магистральные автотрассы международного значения, проходят три магистральных газопровода, связывающих Россию со странами Восточной и Юго-восточной Европы.
Энергогенерирующие предприятия в полном объеме обеспечивают потребности промышленного производства, социальной сферы и населения. Международно-политическое положение Образование Приднестровской Молдавской Республики стало закономерным следствием процессов, начавшихся в результате распада Советского Союза. Это было важным решением, отразившим волю народа Приднестровья, высказанную на всенародном референдуме и позволившим защитить законные интересы приднестровцев, сохранить многовековые исторические и культурные традиции, обеспечить право людям жить на земле своих предков, предоставив возможность равноправного развития всех проживающих здесь наций. Результатом проводимой Республикой Молдова политики геноцида стала полномасштабная военная агрессия Молдовы против Приднестровья. В 1992 году за период вооруженного конфликта сотни граждан Приднестровья были убиты, десятки тысяч лишились крова, став беженцами. Необходимость урегулирования взаимоотношений, основанная на стремлении не допустить повторения вооруженного конфликта, предопределила спустя два года после окончания вооруженной агрессии Молдовы начало переговоров Приднестровской Молдавской Республики с Республикой Молдова. Одной из основных целей внешней политики Приднестровья является укрепление стабильности и безопасности в регионе.
Сегодня для этого активно используется механизм миротворческой операции, включающий в себя Совместные Миротворческие силы и Объединенную Контрольную Комиссию, а также посредничество авторитетных государств и международных организаций. За многолетний период молдо-приднестровского урегулирования подписано более 80 документов и соглашений, обеспечено участие в переговорном процессе посредников и гарантов выполнения достигнутых договоренностей. В соответствии с Концепцией внешней политики ПМР основными приоритетами внешней политики Приднестровской Молдавской Республики являются: а укрепление и защита независимости и суверенитета; б защита прав, свобод и достоинства человека, независимо от национальной принадлежности; в открытость в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений с государствами ближнего и дальнего зарубежья; г приверженность исключительно мирным, политико-демократическим, переговорным методам в вопросе урегулирования отношений с Республикой Молдова; д обеспечение благоприятных внешних условий для продвижения социально-экономических реформ, необходимых для повышения благосостояния населения. Реализация национальных интересов Приднестровской Молдавской Республики обеспечивается, главным образом, путем развития дружественных, взаимовыгодных отношений с сопредельными государствами, ведущими мировыми державами и интеграционными объединениями международного сообщества. С первых дней своего независимого развития Приднестровская Молдавская Республика установила, поддерживает и активно развивает дружественные межгосударственные отношения с Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия, Нагорно-Карабахской Республикой.
Провозглашает свой постоянный нейтралитет. Государственный язык — молдавский на основе латинской графики. Вместе с тем признается право на сохранение русского языка и других языков, используемых на территории страны. Государственное устройство. Молдавия — парламентская республика, Конституция которой основана на принципе разделения властей. Законодательная власть осуществляется однопалатным парламентом, состоящим из 101 депутата, избираемых свободным и тайным голосованием на основе пропорционального представительства по общенациональному избирательному округу. Срок полномочий парламента — 4 года. Парламент принимает законы и дает их толкование, назначает референдумы, утверждает основные направления внутренней и внешней политики государства, осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью, утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением, ратифицирует международные договоры. Сессии парламента созываются два раза в год. Парламент принимает конституционные то есть — по пересмотру конституции , органические и ординарные законы. Органические законы принимаются большинством голосов избранных депутатов. Ими регламентируется, в частности, избирательная система, организация и деятельность парламента и правительства, судебных инстанций, организация местного управления, режим местной автономии, организация и деятельность политических партий, общий режим трудовых отношений, профессиональные союзы и социальная защита, режим чрезвычайного и военного положения и некоторые другие области. Ординарные законы принимаются большинством голосов присутствующих депутатов. Важнейшие вопросы жизни общества и государства выносятся на референдум. Законодательная инициатива принадлежит депутатам парламента, президенту и правительству. Глава государства — президент, избирается парламентом тайным голосованием; избранным считается кандидат, набравший три пятых голосов депутатов. Президентом может быть гражданин, имеющий право избирать, достигший 40-летнего возраста, проживающий на территории республики не менее 10 лет и владеющий государственным языком. Срок полномочий президента — 4 года, одно и тоже лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. В случае совершения деяний, которые нарушают положения конституции, президент может быть отстранен от должности парламентом двумя третями голосов избранных депутатов. Президент участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры от имени республики, по предложению правительства аккредитует и отзывает дипломатических представителей, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других государств, является главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет промульгацию законов. К числу других полномочий президента относятся: награждение государственными наградами, присвоение воинских званий, решение вопросов гражданства, назначение на государственные должности, осуществление помилования. При осуществлении своих полномочий президент издает указы, обязательные для исполнения на всей территории государства. Проведение внутренней и внешней политики государства обеспечивается правительством, которое состоит из премьер-министра, первого заместителя и заместителей, министров и других членов. Программа деятельности и состав правительства обсуждаются на заседании парламента. Парламент выражает вотум доверия правительству большинством голосов избранных депутатов. На основании вотума доверия президент назначает правительство. В случае невозможности формирования правительства президент после консультации с парламентскими фракциями вправе распустить парламент. Правосудие осуществляется Высшей судебной палатой, апелляционными палатами и судами. Судьи назначаются президентом по представлению Высшего совета магистратуры. Должность судьи несовместима с какой-либо другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской и научной деятельности. Председатель, заместители председателя и судьи Высшей судебной палаты назначаются парламентом по представлению Высшего совета магистратуры. Они должны иметь стаж работы в должности судьи не менее 10 лет. В компетенцию Высшей судебной палаты, в числе прочих, входит судебное разбирательство в случае возбуждения парламентом обвинения против президента. Высший совет магистратуры состоит из 11 магистратов, срок полномочий которых — 5 лет. В него входят по праву министр юстиции, председатель Высшей судебной палаты, председатель Апелляционной палаты, председатель Экономического суда, Генеральный прокурор, а также — 6 выборных членов. Высший совет магистратуры призван обеспечивать назначение, перемещение, повышение судей и применение к ним дисциплинарных мер. В конституции закреплены и основные требования к судопроизводству. Во всех судах судебные заседания проводятся открыто. Судебное разбирательство в закрытом заседании допускается только в случаях, установленных законом, с соблюдением всех правил судебной процедуры. Судопроизводство ведется на молдавском языке, но лица, не владеющие молдавским языком или не говорящие на нем, имеют право ознакомиться со всеми документами и материалами дела, изъясняться в суде через переводчика. В соответствии с законом судопроизводство может вестись и на языке, приемлемом для большинства лиц, участвующих в судебном процессе. Решения суда могут быть обжалованы заинтересованными сторонами и компетентными государственными органами в соответствии с законом. Система органов прокуратуры включает Генеральную прокуратуру, территориальные и специализированные прокуратуры. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законом осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами публичного управления, юридическими и физическими лицами и их объединениями, защищают законность, права и свободы граждан, содействуют осуществлению правосудия. Генеральный прокурор назначается парламентом, нижестоящие — генеральным прокурором и подчиняются ему. Срок полномочий прокуроров — 5 лет. Единственным органом конституционной юстиции в республике является Конституционный суд, который независим от любой другой публичной власти и подчиняется только Конституции. Конституционный суд: — осуществляет по запросу контроль конституционности законов, регламентов и постановлений парламента, указов президента, постановлений и распоряжений правительства, — дает толкование Конституции, — высказывается по предложениям о пересмотре Конституции, — подтверждает результаты республиканских референдумов, — подтверждает результаты выборов парламента и президента, — констатирует обстоятельства, оправдывающие роспуск парламента, временное отстранение от должности президента или временное исполнение обязанностей президента, — разрешает исключительные случаи неконституционности правовых актов, представленные Высшей судебной палатой, — принимает решения по вопросам, предметом которых является конституционность партии. Законы и другие нормативные акты либо их части утрачивают силу с момента принятия Конституционным судом соответствующего решения, а сами решения Конституционного суда окончательны и обжалованию не подлежат. Конституционный суд состоит из шести судей, назначаемых на шестилетний срок, при этом двое судей назначаются парламентом, двое — президентом и двое — Высшим советом магистратуры. Судьи Конституционного суда несменяемы в течение срока полномочий. Административно-территориальное устройство. Новый закон об административно-территориальном устройстве был принят 27 декабря 2001. В соответствии с ним страна делится на 32 района, 5 муниципалитетов Кишинев, Бельцы, Тирасполь, Бендеры, Комрат , автономное территориальное образование Гагаузия и административно-территориальные единицы Левобережья Днестра, которым могут быть предоставлены особые формы и условия автономии и на которых в настоящее время существует непризнанная Приднестровская Молдавская Республика ПМР. Гагаузия — это автономно-территориальное образование с особым статусом как форма самоопределения гагаузов, которое самостоятельно, в пределах своей компетенции, решает вопросы политического, экономического и культурного характера. Закон об особом правовом статусе Гагаузии был принят парламентом Молдовы 23 декабря 1994. На начало 2002 в Молдавии насчитывалось 1678 населенных пунктов, из них городских поселений — 66. Неопределенная ситуация сложилась с муниципалитетом Бендеры, который, за исключением пригородного поселка Варница, признает юрисдикцию ПМР, но при этом новый закон не включил город в состав территорий, где может быть создана приднестровская автономия. Существуют и другие территории спорной юрисдикции. Политические партии. Ведущей политической партией Молдавии после выборов 2001 стала Партия коммунистов Республики Молдова. Запрещенная в 1991 компартия в апреле 1994 зарегистрировалась под новым названием, а в декабре 1994 состоялся ее I съезд, принявший программу партии. Первым секретарем ЦК на организационном пленуме, состоявшимся после съезда, был избран Владимир Николаевич Воронин. В 1998 партия впервые после запрета в 1991 приняла участие в парламентских выборах, завоевав 40 депутатских мандатов из 101. Через год коммунисты получили свыше 2000 мандатов в местных органах власти. По инициативе ПКРМ летом 2000 парламент внес изменения в Конституцию страны, позволившие перейти к парламентской форме правления. На досрочных парламентских выборах партия завоевала 71 мандат, получив таким образом квалифицированное большинство, дающее право при необходимости вносить изменения в Конституцию. Воронин был избран президентом Республики Молдова. Христианско-демократическая народная партия была создана 20 мая 1989, является идейной преемницей Народного Фронта Молдовы 1989—1992 и Христианско-Демократического Фронта Молдовы 1992—1998. Входит в Христианско-Демократический Интернационал. Является главным оппонентом компартии. Другими крупными партиями являются Аграрно-Демократическая партия Молдовы создана в 1991 , Социалистическая партия, Демократическая партия, Социально-политическое движение «Forta Noua», Социал-либеральная партия, Социально-политическое движение «Равноправие», Центристский союз Молдовы и некоторые другие. Социал-либеральная партия — правоцентристская политическая партия, основанная на доктрине социального либерализма. Выступает за строительство демократического государства с конкурентоспособной рыночной экономикой, за интеграцию в Европейский союз. Партия была создана 9 мая 2001 День Европы , ее первым президентом был избран доктор Олег Серебрян, проректор Независимого Университета Молдовы. Объединяющей доктриной организации стал социальный либерализм. Динамика политической жизни. С 1990 Молдавия сталкивалась с острыми социальными и политическими проблемами. Пестрый этнический состав страны и политический кризис конца советского периода создали крайне тяжелую ситуацию. Со стороны радикальных партий появились требования объединения страны с Румынией, что, однако, не встретило поддержки большинства населения. В 1991 вспыхнули широкомасштабные боевые действия между правительственными войсками и силами, выступающими за автономию Приднестровья. Эта непризнанная Кишиневом республика была образована в сентябре 1990, еще во время существования СССР, ее жители выступили против выхода из состава Советского Союза вместе с Молдавией. Власти Молдовы пытались вооруженным путем занять территорию мятежной республики с конца 1991 до середины 1992, однако эта попытка не удалась, автономия устояла. В конце 1992 — начале 1993 произошла перегруппировка политических организаций, что сопровождалось снижением влияния националистов Народного фронта, а коалиция из депутатов-аграриев и бывших коммунистов членов фракции независимых депутатов заняла доминирующую позицию в парламенте. В феврале 1994 состоялись парламентские выборы. Молдавские национальные прорумынские партии потерпели серьезное поражение. Более умеренные сторонники этих партий оказались в лучшем положении. В начале 1994 парламент принял новую конституцию, которая вступила в действие 29 июля 1994. Придя к власти, аграрии предприняли шаги к разрешению межэтнических конфликтов. Стремление к автономии со стороны гагаузов в середине 1994 было удовлетворено. Существенный прогресс был также достигнут в отношениях со сторонниками автономии Приднестровья. В 1998 на парламентских выборах ПКМ добилась больших успехов, используя растущее недовольство ходом экономических реформ, проводимых правительством АДП. Остальные партии и избирательные блоки не преодолели необходимого избирательного барьера. Полиция и вооруженные силы. Полиция подчиняется министерству внутренних дел, вооруженные силы — министерству обороны. Существует вооруженный полицейский корпус, состоящий примерно из 4 тыс. Первоначально в течение непродолжительного времени был введен в действие проект двухлетней военной службы для мужчин, достигших 18 лет, а в дальнейшем предусматривался переход к небольшой армии на контрактной основе. Однако, когда в начале 1991 вспыхнули боевые действия между сторонниками национальной независимости и Приднестровьем, в Молдове была объявлена мобилизация мужчин в возрасте от 18 до 40 лет. В 1998 срок прохождения обязательной военной службы был сокращен до 18 месяцев. Боеспособные вооруженные силы насчитывали, по оценкам 1997, более 11 тыс. Число резервистов, которые могут быть призваны в ряды вооруженных сил, составляет ок. В 1998 пригодными к военной службе считались более 1145 тыс. После визита в январе 1999 в Кишинев генерального секретаря НАТО было принято решение о сокращении численности армии с 10 тыс. Внешняя политика. Конституция 1994 подтвердила статус Молдавии как нейтральной страны. Внешнеполитическая деятельность Молдавии осложнялась из-за ее географического положения, особенностей исторического развития и непрекращавшихся внутренних межэтнических конфликтов. Главные дипломатические усилия направлялись на разрешение конфликта в Приднестровье и на стабилизацию отношений с региональными органами власти. Соглашение о прекращении огня, достигнутое в июле 1992, положило конец войне, но не привело к окончательному разрешению конфликта. В августе 1994 правительства России и Молдавии подписали соглашение о постепенном выводе с молдавской территории складов 14-й армии. Молдавия обязалась найти политическое решение конфликта с Приднестровьем. Это решение впоследствии было подтверждено меморандумом от 8 мая 1997. В апреле 1999 были установлены сроки вывода войск. Румыния была первым государством, признавшим Республику Молдова. Тесное сотрудничество с Румынией поощрялось лидерами Народного фронта. Однако спустя некоторое время, особенно после выборов 1994, отношения между странами ухудшились. Перспектива объединения, неприемлемая для русского и гагаузского меньшинств, послужила основной причиной для обострения межэтнического конфликта. Националистические элементы в Румынии расценили уступки сторонникам автономии как свидетельство пророссийской ориентации. Соответственно оппозиция румынскому вмешательству в дела Молдавии возросла, а недовольство румынских националистов в связи с отказом от объединения и стремлением Молдавии развивать отношения с Россией привели к волне враждебной риторики в парламенте Румынии. ЭКОНОМИКА В досоветский период Молдавия была сугубо аграрной страной, в 1940-х ее экономика базировалась главным образом на сельском хозяйстве и производстве товаров народного потребления. В советский период началась индустриализация, в первую очередь в Кишиневе и Приднестровье. Наряду с пищевой появились текстильная промышленность, машиностроение и электроника. Экономика Молдавии, не имевшей практически никаких минеральных ресурсов, в значительной степени зависела от импорта. Например, электростанции работали исключительно на привозных энергоносителях нефти, нефтепродуктах и угле. После выхода страны из состава СССР и несмотря на проведение рыночных реформ, экономическое развитие Молдавии сдерживалось из-за непрекращавшейся нестабильности как внутри страны, так и за ее пределами. Региональные конфликты препятствовали установлению надежных торговых связей Молдавии с другими бывшими советскими республиками. По данным Всемирного банка, в 1995 валовый национальный продукт ВНП составлял примерно 3,9 млрд. В первой половине 1990-х ВВП страны ежегодно сокращался и в 2002 оценивался в 11,51 млрд. В 1996 правительство выступило инициатором введения трехлетней программы, ориентированной на ускорение перехода к рыночной экономике. Молдавии удалось получить кредиты от МВФ, которые обеспечивали возможность осуществления этой программы. Сельское хозяйство остается наиболее значимой сферой экономической деятельности. Частная собственность на землю была легализована лишь в 1991, однако продажа сельскохозяйственных земель началась только после 2001. Мягкий климат и плодородные почвы позволяют выращивать большое число культур. Молдавия — крупный производитель винограда и продуктов виноделия. Ее фруктовые сады приносят большие урожаи слив, абрикосов, вишни и персиков. Выращивание фруктов сконцентрировано на севере, в центральных районах и в долине Днестра.
При этом язык, на котором столетиями разговаривали в этом регионе, называется румынский. Именно такое название употребляли жители Древней Молдавии упоминания, о чем датированы еще семнадцатым столетием. Да и сейчас нет различия между языком жителей по обе стороны Прута — то есть реки, разделяющей современную Румынию и Республику Молдова. А различие между румынским в Бухаресте и в Молдавии — примерно такое, как между "киевским" и "полтавским" наречиями а ведь никому не приходит в голову утверждать, что это — два разных языка! Более того, в Республике Молдова в школах с начала 1990-х годов изучают именно румынский язык, то есть школьный предмет имеет именно такое название. Причем "переименование" произошло еще в поздние времена Советского Союза. А до того школьная дисциплина называлась "молдавский язык". И вычистить это советское название не удавалось до сих пор. Как вообще появились два названия для одного языка? Чтобы объяснить это, не обойтись без краткой исторической справки. Границы государств в Европе перед Второй мировой войной претерпевали существенные изменения, но в юго-восточной Европе этот процесс был особенно активным. Здесь, на стыке Российской, Османской и Австро-Венгерской империй появлялись и исчезали новые государства, причем это нередко происходило вопреки воле людей. К слову, Румыния, ныне восьмое по площади государство Евросоюза, также является довольно новым государством, появившимся в 1850-х — 1860-х годах с объединением Молдавского княжества и Валахии — двух стран, населенных преимущественно румынами, которые уже тогда имели общий язык и идентичность. Однако восточная часть земель с румынским населением и после того оставалась предметом споров между Румынией и Российской империей, пока последняя не потеряла Бессарабию после Первой мировой войны. Советский Союз не отказался от намерений вернуть "свои" земли, а, чтобы заявить претензии на них — искусственно создал "молдавский язык", для чего перевел письменность в румыноязычных поселениях с латинской графики на кириллическую в 1920-х годах это было возможно сделать директивно. Для объединения "носителей языка" в составе Украины создали "молдавскую автономию". Далее последовал пакт Молотова-Риббентропа, по которому СССР в 1940 году присоединил, в частности, румынские земли от Прута до Днестра и разделил их между Украинской и новосозданной Молдавской советскими республиками, оставив это разделение и после Второй мировой войны. А искусственно созданный "молдавский язык" оставался официальным в МССР вплоть до конца 1980-х годов, когда национальное движение в Молдавии начало требовать от властей восстановления исторической правды и, в частности, отмены "кириллической графики". По решению парламента МССР от 31 августа 1989 года в Молдавию вернулась латинская графика и, соответственно, румынский язык, а этот день из-за его значимости до сих пор является государственным праздником и выходным днем. В декларации о независимости Молдавии от двадцать седьмого августа 1991 года также говорится о "провозглашении румынского языка государственным языком". Если все так однозначно — то из-за чего ломают копья? К сожалению, после 1991 года однозначность в Молдавии исчезла. Москва не могла смириться с потерей контроля над бывшими республиками и перешла к влиянию на них. Языковой вопрос, в том числе переход на латиницу, стал инструментом пропаганды для возникновения так называемого "приднестровского конфликта", который в конечном итоге вылился в прямые военные действия между армиями РФ и Молдавии, с поражением последней; это позволило РФ оставить свою военную базу на оккупированной территории. Гибридное влияние РФ начало расти и в Кишиневе. В 1994 году, когда принимали конституцию Молдавии, по требованию левых сил в нее внесли упоминание о "молдавском языке" вместо румынского. А во времена правления коммуниста Владимира Воронина, который был президентом Молдавии в 2001—2009 годах, лингвистически абсурдный вопрос о названии языка превратился в вопрос идентичности.
Гагаузия выйдет из состава Молдавии в случае объединения страны с Румынией
Это тоже поставит под сомнение легитимность Евгении Гуцул, так как она выдвинута от партии, которая может быть запрещена. Поэтому итоги голосования в Гагаузии, на мой взгляд, это лишь промежуточное звено в цепи дальнейшей борьбы между прозападными и пророссийскими силами в Молдове. Эта борьба будет обостряться по мере приближения 21 мая, на которое Санду наметила проведение крупного мероприятия — Великого Национального собрания за Европу. Возможны любые сценарии, вплоть до начала уже открытых репрессий в отношении оппозиции. Прорумынские лозунги там, скорее всего, тоже прозвучат. Но если раньше молдавские националисты ориентировались на объединение с Румынией, то сейчас задача выглядит более масштабно и внешне привлекательно: это интеграция в Европу. Но все понимают, что эта интеграция возможна только через Румынию. Но гагаузов в автономии осталось всего около 100 тысяч человек. Основная масса трудоспособного населения давно выехала из региона на заработки. Там низкий уровень жизни, нет работы. Это тоже часть политики Кишинева, которая направлена на то, чтобы Гагаузия себя чувствовала наиболее ущемленным регионом.
Также они выразили верность исторической памяти молдавского народа и его подвигу в Великой Отечественной войне. Ранее в МИД Великобритании предостерегли своих граждан от въезда на территорию Украины через Молдавию и воздержаться от любых поездок в Приднестровье. В феврале 2022 года молдавские власти объявили чрезвычайное положение из-за продолжающегося регионального кризиса. В связи с этим гражданам Великобритании рекомендуется держаться подальше от всех политических демонстраций, во избежание "строгих мер наказания со стороны Молдавии, включая депоратацию".
Об этом "Партия социалистов Республики Молдова" сообщила в своём телеграм-канале Социалисты заявили, что правление президента Майи Санду и правящей партии "Действие и солидарность" является антинародным и втягивает республику в военный конфликт. В своём обращении социалисты выступили против фальсификации истории Молдавского княжества и лжи в отношении России. Также они выразили верность исторической памяти молдавского народа и его подвигу в Великой Отечественной войне. Ранее в МИД Великобритании предостерегли своих граждан от въезда на территорию Украины через Молдавию и воздержаться от любых поездок в Приднестровье.
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Да Не сейчас 6 апреля 2024, 10:14 Гагаузия выйдет из состава Молдавии в случае объединения страны с Румынией Гагаузия выйдет из состава Молдавии, если Кишинев решит начать путь к объединению с Румынией. Об этом сообщила глава автономии Евгения Гуцул после недавнего заявления румынского премьера Марчела Чолаку. Он поддерживает объединение его страны с Молдавией.
Оппозиция Молдавии обвинила власти страны в чрезмерных тратах
Молдова, Республика | в материале ФедералПресс. |
Кто может вернуть Молдавии пророссийское направление | Форма правления – парламентская республика. Основным законом страны является Конституция, принятая в 1994 г., имеющая высшую юридическую силу на территории государства. |
Новости Молдавии сегодня — последние новости и события — | Власти Молдавии в 2023 году денонсировали 29 соглашений с Содружеством независимых государств (СНГ), сообщает Sputnik Молдова со ссылкой на пресс-секретаря кабинета министров республики Даниэла Водэ. |
Кто может вернуть Молдавии пророссийское направление | Премьер Гаврилица сообщила, что Молдавия пока не планирует выходить из СНГ. |
Молдавия — Википедия | Полиция Молдавии отпустила возвращавшихся из РФ членов делегации Гагаузии после допроса. |
Угроза Приднестровью и Гагаузии: чем закончится попытка Молдавии и Румынии объединиться
На его территории были убиты и умерли в концлагерях 120 тыс. Вскоре после этого по постановлению Совета Министров СССР о выселении с территории Молдавии «бывших помещиков, крупных торговцев, активных пособников немецким оккупантам, лиц, сотрудничавших с немецкими органами полиции, участников профашистских партий и организаций, белогвардейцев, а также семей всех вышеперечисленных категорий» были «раскулачены», репрессированы и депортированы в Казахстан и Сибирь 35 тыс. Одновременно с этим началась активная «советизация» республики, выраженная в том числе во внедрении русского языка, как языка межнационального общения народов СССР, действующего, официально, наравне с молдавским языком, а также в продвижении на руководящие должности партийных работников из соседних республик. При этом, в отличие от других советских республик Прибалтики, западной Белоруссии или западной Украины , в Молдавии это не вызывало сколько-нибудь значительного протеста и создания подпольных антисоветских движений. Георге Гимпу поднимает флаг Румынии над зданием Верховного совета в Кишинёве В 1989 году появились организации, выступающие за национальное возрождение молдаван: «Клуб А. Матеевича», «Молдавское демократическое движение», «Демократическая лига студентов», «Ассоциация историков» и другие, которые впоследствии объединились в Народный фронт Молдовы. Вначале эти организации выступали за придание официального статуса молдавскому языку, за переход на латинскую графику, принятие в качестве государственного флага румынского триколора и т. Но очень скоро из молдавского национального это движение превратилось в прорумынское.
В рамках своих полномочий президент заключает от имени республики международные договоры ; назначает на государственные должности; решает вопросы гражданства Республики Молдова и предоставления политического убежища ; издаёт обязательные для исполнения на всей территории государства указы; осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией страны. Высший орган законодательной власти — парламент , который состоит из 101 депутата. Депутаты парламента избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании. Срок полномочий парламента — 4 года может быть продлён в случае войны или катастрофы. Парламент утверждает основные направления внутренней и внешней политики государства ; принимает законы , постановления и резолюции; назначает референдумы ; ратифицирует , денонсирует, приостанавливает действие и аннулирует международные договоры, заключённые Республикой Молдова; объявляет чрезвычайное, осадное и военное положение ; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией и законами. Парламентские фракции имеют право вносить предложения по повестке дня заседаний парламента и Постоянного бюро; по образованию специальных, следственных и иных комиссий парламента; инициировать парламентские слушания и т. Постоянное бюро — рабочий орган парламента, который формируется с учётом пропорционального представительства фракций в парламенте. В его состав входят по должности председатель парламента и его заместители. Численный и персональный состав Постоянного бюро определяется постановлением парламента по предложению парламентских фракций. В состав парламента также входят постоянные комиссии, создаваемые на весь срок созыва парламента для осуществления им своих функций. Количество комиссий, их наименование, численный и номинальный состав определяются парламентом по предложению Постоянного бюро. Высший орган исполнительной власти — правительство Республики Молдова, которое состоит из премьер-министра осуществляет руководство деятельностью правительства , первого заместителя и заместителей премьер-министра, министров и других членов правительства, определяемых законом. Кандидатуру на должность премьер-министра выдвигает президент после консультаций с парламентскими фракциями. На основании вотума доверия программе деятельности и всему составу правительства, выраженного парламентом, президент формирует правительство, которое осуществляет свои полномочия до признания действительными выборов нового парламента. В соответствии с программой деятельности, одобренной парламентом, правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики республики, осуществляет общее руководство органами публичной власти. Центральными отраслевыми органами исполнительной власти являются министерства, которые проводят в жизнь политику правительства, его постановления и распоряжения, осуществляют руководство вверенными им областями и несут ответственность за свою деятельность. Также в целях осуществления руководства, координации и контроля в области организации экономики и других областях, не находящихся непосредственно в ведении министерств, могут создаваться и другие органы власти. Судебная система состоит из Высшей судебной палаты, апелляционных палат и судов.
Уменьшение численности за данный период обусловлено снижением рождаемости и отрицательным сальдо внешней миграции. Плотность населения в межпереписной период снизилась с 120,4 до 111,4 человек на 1 кв. В 2008 году было зарегистрировано около 25 тыс. При последней переписи учтено 1755643 женщины, что на 128 тысяч больше, чем мужчин. На 1000 женщин приходилось 927 мужчин, против 912 в 1989 году. Несмотря на то, что снижение численности женского населения в межпереписной период было значительнее, чем снижение численности мужского населения, преобладание женщин сохранилось. Женщины более многочисленны после 30 — летнего возраста. В межпереписной период возрос на 3,5 года средний возраст населения и составил 35,3 года, для женщин — 36,8 года, для мужчин — 33,6 года по данным переписи 1989 г. На 1000 жителей Республики Молдова в 2005 г. История До XIV века территория современной Молдавии была частью владений различных племенных союзов гето-даки , готы , анты и государственных образований Древнерусское государство , Галицкое княжество , Золотая Орда. В 1917 провозглашена Молдавская Демократическая Республика.
До XIV века территория современной Молдавии, в разное время, была частью владений различных племенных союзов гето-даки , готы , анты , тиверцы и государственных образований Киевская Русь , Галицкое княжество , Золотая Орда. В середине XIV века здесь хозяйничали кочевники Золотой орды. В 1351 году по приказу венгерского короля Лайоша I Великого воевода Драгош покинул Марамуреш для установления оборонительного рубежа против Золотой Орды. В результате его кампании монголы отступили на восток от реки Днестр. На освободившейся территории Драгошу было разрешено создать своё княжество , с целью защиты Венгрии от монголов. Оно было создано волохами и русинами [26]. Первоначальной резиденцией княжества был современный город Байя или Баня , тогда называемый «Молдавия». Затем несколько лет спустя резиденция была перенесена в Сирет , откуда позже в Сучаву. Польский историк XVI века Леонардо Горецкий , говоря о Молдавии и молдаванах, отмечал: Вера и обряды молдаван весьма близки к церкви греческой и армянской; священники у них женятся. Молдаване особенно славятся конницей, даже беднейшие из них имеют верховых лошадей, годных для походов и сражений. Подобно венграм, они вооружены щитом, шлемом и копьём [27] В 1503 году Османская империя присоединила Бессарабию Буджак , где были построены крепости Бендеры и Измаил. Аккерман и Килия с округой стали турецкими административными единицами — райя , в 1538 году новая райя была образована на отторгнутой у Молдавского княжества бессарабской территории с центром в Бендерах — Тигина. В 1591 и 1621 годах райя были созданы в районах Измаила и Рени. В 1711 году молдавский господарь Дмитрий Кантемир в Яссах присягнул на верность России. В результате неудачного для Российской армии Прутского похода он со своей семьёй и придворными переселился в Россию, где стал одним из приближенных Петра I , Молдавское княжество осталось вассалом Османской империи.