Уникальная эстетика Михаила Врубеля, замешанная на мистицизме, чувственности и религиозной философии, завораживает и приковывает внимание более века. Уникальная эстетика Михаила Врубеля, замешанная на мистицизме, чувственности и религиозной философии, завораживает и приковывает внимание более века.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Хотя его живопись все больше ценили, сам он становился все более раздражительным, недовольным собой. Очевидцы говорили, что временами Демон «был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота». Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым». На курсе из семи лекций через биографии Джотто, да Винчи, Босха, Караваджо, Моне, Кандинского и Дали поймем, как по-разному выглядит живопись разных эпох и направлений.
А еще разберемся, что делает гения гением и навсегда вписывает в историю искусства.
Как- то летом у Врубеля, который жил со мною в мастерской на Долгоруковской улице, не было денег. Он взял у меня 25 рублей и уехал. Приехав вскоре обратно, он взял большой таз и ведро воды, и в воду вылил из пузырька духи, из красивого флакончика от Коти. Разделся и встал в таз, поливая себя из ведра. Потом затопил железную печь в мастерской и положил туда четыре яйца и ел их с хлебом печеные. За флакон духов он заплатил 20 рублей… - А чудно, - говорю я ему. Словно это так необходимо. Раз он продал дивный рисунок из «Каменного гостя» - Дон Жуан за 3 рубля.
Так просто кому-то. И купил себе белые лайковые перчатки. Врубель много рисовал, делал акварели-фантазии, портреты и бросал их там, где рисовал, Я никогда не видал более бескорыстного человека. Когда он за панно, написанные Морозову, получил 5000 рублей, то он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришел поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей - цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актеры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завернутое в салфетку шампанское и наливал всем. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады. Все пять тысяч ушли, и еще не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг.
Во время работы над декорациями в частной опере С. Мамонтова он познакомился с Н. Забелой, которой буквально в тот же день сделал предложение, и та к удивлению многих согласилась. Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился». Считается, что именно Надежда Забела изображена на картине «Царевна-лебедь». К сожалению, их единственный сын умер в двухлетнем возрасте, а семейную жизнь омрачала болезнь художника. Над картиной «Демон поверженный» он работает по 14 часов в день. Возможно, это усугубило имевшиеся у него психические отклонения.
Вначале В. Бехтерев предположил, что виной всему «неизлечимый прогрессивный паралич» третичный сифилис , позже Ф. Усольцев поставил ему диагноз «спинная сухотка», то есть сифилис затронул только спинной мозг, а странности в поведении связаны с сопутствующим маниакально-депрессивным психозом.
Гадалка сама по себе напоминает изображение на игральных картах. Врубель работает здесь с несколькими смысловыми и символическими уровнями. Пряжа напоминает о греческой богине судьбы Парке, прядущей и обрезающей нити человеческих жизней. На раскрытых картах, лежащих на переднем плане, выделяется туз пик — знак рока и фатума. Над всем торжествует лицо гадалки, в руках которой еще нераскрытые карты: наполовину освещенное, наполовину сокрытое в тени, оно символизирует вечное противоборство тьмы и света, прозрение высшей тайны бытия, стоящее за игрой фортуны. На его создание Врубеля вдохновила драма Эдмона Ростана, навеянная легендой рыцарских времен. Принц и поэт Жоффруа Рюдель из рассказов пилигримов узнает о принцессе Мелисанде, живущей далеко за морем. Проникшись любовью к Прекрасной Даме, принц посвящает ей стихи. Предчувствуя скорую смерть, он отправляется в странствие за своей мечтой. Врубель изображает кульминационный момент сюжета: на корабле, который как будто взлетает над волнами, умирающий принц с лирой в руках поет песню о своей грезе, принцессе Мелисанде. В это мгновение красота торжествует над миром и происходит чудо: прекрасная принцесса склоняется к изголовью поэта. Это произведение стало воплощением идеи вечности искусства. В том же году Сергей Юльевич Витте заказал Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на тот же самый сюжет пьесы Ростана, а второе — "Микула Селянинович" — на былинный. В основу сюжета панно, а затем камина легла русская былина о Вольге и Микуле. Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет. Он просит Микулу проводить его в те города, где должен собирать дань. В керамическом панно Врубель изображает момент диалога двух героев. Композиция камина и его колористическое решение построены на противопоставлении двух образов, которые олицетворяют различную природу их сверхъестественной силы. Согласно тексту былины Вольга наделен таинственными колдовскими способностями, а мощь Микулы Селяниновича исходит от самой земли — это настоящий русский богатырь. Известны несколько вариантов камина на тему былины о Вольге и Микуле, выполненные в технике майолики. Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где он долгое время использовался по прямому назначению, то есть в отличие от всех других известных декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили.
Жить в Италии пришлось довольно долго, плохо было с русскоязычным обществом. Правда, Врубеля посетил там Дмитрий Менделеев. Их, кстати, и дальше связывали тесные отношения, Дмитрий Иванович помогал Врубелю в опытах с красками и смесями для керамики. Ещё в Киеве, дома и на даче Праховых, Врубель сделал несколько карандашных набросков, изображающих Эмилию и Ольгу младшую дочь Праховых. Картина писалась в уникальной технике — на листе цинка. Итальянцы воспользовались неопытностью художника и сделали основу не из одного куска цинка, а допаяли с правой стороны во всю вышину образа узкую полосу общий размер иконы — 202 на 87 см. Краски стекали с металла, поэтому художник обратился в письме к Прахову за советом. Прахов проконсультировался у профессора химии Киевского университета Сергея Реформатского, который посоветовал протравить поверхность слабым раствором соляной кислоты, чтобы краска хорошо держалась. Однако таким образом были сделаны только три другие большие иконы местного чина "Иисус Христос", "Святой Афанасий", "Святой Кирилл". Иконографически эта икона относится к типу Панахранта Всенепорочная, Пречистая, Всемилостивая, Всецарица. Для этого типа характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с младенцем Христом на коленях. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой — держит свиток, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора Вседержителя. Думается, сам Казимир Северинович не согласился бы ни с теми, ни с другими — самая знаменитая из его супрематических картин не так проста, но и не так сложна. Икона выполнена с учётом всех канонических требований, но необычайно выразительна и, безусловно, может быть отнесена к искусству модерна. Лицо Богоматери запоминается не только необычными чертами, но и выражением страдания — она-то уже знает, для какой миссии родила ребенка… Строгий критик Михаил Нестеров оценил эту икону так: "писал он их в Венеции под впечатлением старинных мастеров и приложил к этому свой удивительный талант, и вышло нечто, от чего могут глаза разгореться. Особенно хороша местная икона Богоматери, не говоря уже про то, что она необыкновенно оригинально взята, симпатична, но главное — это чудная, строгая гармония линий и красок". Кстати, важный момент — у Эмилии Львовны глаза были синие, у Богоматери они тёмно-карие. По мнению специалистов, образ сборный, там присутствуют черты также Елены Праховой. Пребывая в Италии, Врубель постоянно переписывался со своей моделью. Эмилия Прахова пережила его на 17 лет. Перед смертью она уничтожила всю переписку со своим несчастливым кавалером. Историки страдают, но восхищаются — очень уж это было… по-человечески. Киев и Одесса. Сразу по возвращении он направился к Адриану Викторовичу и… стал просить у него руки его жены! Совершенно фантастический случай, впрочем, вполне в духе фантазёра и романтика Врубеля. Разумеется, ничего из этого плана не получилось. Праховы, конечно, были несколько удивлены, но сочли этот инцидент проявлением специфического темперамента художника впрочем, нам-то не мешает помнить, что он закончил свои дни в психиатрической больнице….
Михаил Врубель. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра
«Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото | Итак, в первом зале расположились демоны: «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1899) и «Демон поверженный» (1902). Все три картины связаны с поэмой Лермонтова «Демон». |
«Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото | Чтобы пережить невзаимные чувства, Михаил Врубель даже истязал себя: резал ножом грудь, думая, что физическая боль сможет заглушить душевную. |
Обзор картины Михаила Врубеля “Демон Сидящий”. Расплата за гениальность
Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло. Жить в Италии пришлось довольно долго, плохо было с русскоязычным обществом. Правда, Врубеля посетил там Дмитрий Менделеев. Их, кстати, и дальше связывали тесные отношения, Дмитрий Иванович помогал Врубелю в опытах с красками и смесями для керамики. Ещё в Киеве, дома и на даче Праховых, Врубель сделал несколько карандашных набросков, изображающих Эмилию и Ольгу младшую дочь Праховых. Картина писалась в уникальной технике — на листе цинка. Итальянцы воспользовались неопытностью художника и сделали основу не из одного куска цинка, а допаяли с правой стороны во всю вышину образа узкую полосу общий размер иконы — 202 на 87 см. Краски стекали с металла, поэтому художник обратился в письме к Прахову за советом.
Прахов проконсультировался у профессора химии Киевского университета Сергея Реформатского, который посоветовал протравить поверхность слабым раствором соляной кислоты, чтобы краска хорошо держалась. Однако таким образом были сделаны только три другие большие иконы местного чина "Иисус Христос", "Святой Афанасий", "Святой Кирилл". Иконографически эта икона относится к типу Панахранта Всенепорочная, Пречистая, Всемилостивая, Всецарица. Для этого типа характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с младенцем Христом на коленях. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой — держит свиток, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора Вседержителя. Думается, сам Казимир Северинович не согласился бы ни с теми, ни с другими — самая знаменитая из его супрематических картин не так проста, но и не так сложна. Икона выполнена с учётом всех канонических требований, но необычайно выразительна и, безусловно, может быть отнесена к искусству модерна.
Лицо Богоматери запоминается не только необычными чертами, но и выражением страдания — она-то уже знает, для какой миссии родила ребенка… Строгий критик Михаил Нестеров оценил эту икону так: "писал он их в Венеции под впечатлением старинных мастеров и приложил к этому свой удивительный талант, и вышло нечто, от чего могут глаза разгореться. Особенно хороша местная икона Богоматери, не говоря уже про то, что она необыкновенно оригинально взята, симпатична, но главное — это чудная, строгая гармония линий и красок". Кстати, важный момент — у Эмилии Львовны глаза были синие, у Богоматери они тёмно-карие. По мнению специалистов, образ сборный, там присутствуют черты также Елены Праховой. Пребывая в Италии, Врубель постоянно переписывался со своей моделью. Эмилия Прахова пережила его на 17 лет. Перед смертью она уничтожила всю переписку со своим несчастливым кавалером.
Историки страдают, но восхищаются — очень уж это было… по-человечески. Киев и Одесса. Сразу по возвращении он направился к Адриану Викторовичу и… стал просить у него руки его жены! Совершенно фантастический случай, впрочем, вполне в духе фантазёра и романтика Врубеля. Разумеется, ничего из этого плана не получилось.
Врубель добился такого эффекта, накладывая широкие плоские мазки. Он печален, сидит со сцепленными руками, будто зажатый верхней и нижней границами картины, и с грустью смотрит вдаль. Вся его поза выражает одиночество — но в ней чувствуются мощь, сила, энергия. Демон летящий, 1899 3. Демон поверженный, 1901—1902 4—6.
Демон поверженный, эскизы, 1901 Спустя несколько лет после «Демона сидящего» Михаил Врубель вновь вернулся к этому образу. Так появились картины «Демон летящий» и «Демон поверженный».
Уроки Павла Чистякова в Академии художеств, говорившего об «осмысленном рисунке», привели Врубеля к первоначальному пониманию смысла слова disegno, от которого происходит всем теперь привычное «дизайн» и которое в эпоху Возрождения означало не только рисунок, чертеж или узор, но и главным образом художественный замысел, проект. У святого Иоанна сказано: «В начале была мысль…» Что отличается от привычного нашему слуху: «В начале было слово…» Но ведь на греческом logos вбирает в себя такие понятия, как «слово», «закон», «мысль». О выставке Грандиозная выставка, посвященная творчеству Михаила Врубеля 1856—1910 и проходящая при поддержке банка ВТБ, заняла все три этажа Новой Третьяковки. На выставке представлено более 300 произведений из 14 российских и зарубежных музеев. Свыше 100 работ привезли из Государственного Русского музея. Еще… Карандаш и перо Врубеля стремительно двигались по листу бумаги в клинике для душевнобольных он, по его же словам, за полгода сделал более тысячи рисунков , следуя только ему ясной логике, словно автор, как пророк, знал результат наперед. По свидетельству современников, Врубель мог приступить к наисложнейшему рисунку, начав его прямо из угла листа, а затем все время «расширять» его, словно изморозь, постепенно захватывающая все окно.
В своих замыслах художник во многом полагался на узор, из которого должен был в конце концов проявиться, выплыть или выкристаллизоваться образ. Он копил эту материю ту, которая в аристотелевском смысле слова , рисуя собственно груды натуральных материй, но также цветы, растения и кружева. Он нагнетал, наращивал эту материю, часто даже в буквальном смысле, как материал, когда подклеивал к работам недостающие, по его мнению, куски бумаги или картона. И этот образ возникал, обязанный появлением то любованию ковровым орнаментом как в «Восточной сказке» , то специально небрежно уложенными складками парчи «Портрет мужчины в старинном костюме». Таким же образом мастер поджидал попадание своего поверженного Демона в им же самим расставленные декоративные силки, в которые «дух изгнанья» должен был угодить после того, как уже были написаны и гористый фон, и сломанные павлиньи крылья. Оставалось лишь вписать обломки «летевшего» и его лицо-маску. Бывали и такие странности, когда маска оживляла натюрморт. Возможно, сам того не ожидая, но следуя собственному же методу, Врубель создал свой квазисюрреалистический опус в графике — голову «спящей Тамары» так иногда называют этот фрагмент , лежащую на покрытом тканью табурете.
Кстати, в таком переиначенном виде он подходит для эпиграфа ко всему творчеству Михаила Александровича Врубеля, который был не только рисовальщиком par excellence — просто виртуозом, но и весьма плодовитым сочинителем узоров, декоров и орнаментов, становившихся строительными материалами для создаваемых им художественных сооружений: картин, панно, мозаик. О его тяге ко всему трагедийному и драматическому и говорить не приходится: его герои — то Гамлет, то Фауст, то сам Демон. И как представляется, узор и трагедия у Врубеля причудливо переплелись. Уроки Павла Чистякова в Академии художеств, говорившего об «осмысленном рисунке», привели Врубеля к первоначальному пониманию смысла слова disegno, от которого происходит всем теперь привычное «дизайн» и которое в эпоху Возрождения означало не только рисунок, чертеж или узор, но и главным образом художественный замысел, проект. У святого Иоанна сказано: «В начале была мысль…» Что отличается от привычного нашему слуху: «В начале было слово…» Но ведь на греческом logos вбирает в себя такие понятия, как «слово», «закон», «мысль». О выставке Грандиозная выставка, посвященная творчеству Михаила Врубеля 1856—1910 и проходящая при поддержке банка ВТБ, заняла все три этажа Новой Третьяковки. На выставке представлено более 300 произведений из 14 российских и зарубежных музеев. Свыше 100 работ привезли из Государственного Русского музея. Еще… Карандаш и перо Врубеля стремительно двигались по листу бумаги в клинике для душевнобольных он, по его же словам, за полгода сделал более тысячи рисунков , следуя только ему ясной логике, словно автор, как пророк, знал результат наперед. По свидетельству современников, Врубель мог приступить к наисложнейшему рисунку, начав его прямо из угла листа, а затем все время «расширять» его, словно изморозь, постепенно захватывающая все окно. В своих замыслах художник во многом полагался на узор, из которого должен был в конце концов проявиться, выплыть или выкристаллизоваться образ. Он копил эту материю ту, которая в аристотелевском смысле слова , рисуя собственно груды натуральных материй, но также цветы, растения и кружева. Он нагнетал, наращивал эту материю, часто даже в буквальном смысле, как материал, когда подклеивал к работам недостающие, по его мнению, куски бумаги или картона. И этот образ возникал, обязанный появлением то любованию ковровым орнаментом как в «Восточной сказке» , то специально небрежно уложенными складками парчи «Портрет мужчины в старинном костюме». Таким же образом мастер поджидал попадание своего поверженного Демона в им же самим расставленные декоративные силки, в которые «дух изгнанья» должен был угодить после того, как уже были написаны и гористый фон, и сломанные павлиньи крылья.
Не прекрасная дама, а демон: как одержимость женщиной помогла Михаилу Врубелю создать шедевр
А наши инклюзивные проекты, и в том числе партнерство с Русским музеем в рамках программ благотворительного фонда «Система» помогает нам развивать современные инструменты и подходы, которые открывают мир искусства для людей с особенностями здоровья, помогают получить доступ к любой информации и комфортно чувствовать себя во всех сферах жизни», - комментирует Артур Сизов, директор МТС по работе с бизнес-рынком в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Миссия совместной работы культурных и благотворительных организаций — учитывать интересы, потребности и особенности каждого человека. Мы не можем в рамках одного инклюзивного проекта решить глобальную проблему учета интересов людей с ограниченными возможностями здоровья, но можем показать пример, которому последуют другие», — рассказывает Сергей Александров, руководитель блока культурно-просветительских проектов БФ «Система». Благотворительный фонд «Система» — один из крупнейших благотворительных фондов России, созданный в 2004 году как оператор социальной деятельности компаний Группы АФК «Система». БФ «Система» инвестирует в образование и профессиональное карьерное развитие, поддерживает культурные и просветительские проекты и оказывает социальную помощь через создание платформы для внедрения и продвижения системной благотворительной деятельности Корпорации. АФК «Система» — крупнейшая частная несырьевая корпорация России, обслуживающая около 150 миллионов потребителей в более чем 20 отраслях российской экономики. АФК «Система» и ее портфельные компании последовательно инвестируют в развитие человеческого потенциала, реализуют масштабные и долгосрочные инициативы в сфере образования и науки, здравоохранения, спорта и культуры, поддерживают инновации и помогают незащищенным категориям населения.
Еще один символ — заходящее солнце на горизонте. Оно может означать победу добра и закат зла. Картина поражает энергетикой, сложностью и многогранностью. Фигура Демона словно соткана из противоречий, противоположностей, их внутренней борьбы. Но при всей своей фрагментарности образ не распадается, а составляет единое целое.
Вопиющая несправедливость терзала душу художника. Те, кто знал эту женщину, возмущались, не желая молиться «на Милку» Шрамы любви Между тем забот прибавилось. Надежда Ивановна кормила малыша сама, поэтому сцену на время пришлось оставить. Содержание семейства легло на плечи Михаила Александровича. Родственники, видевшие Врубеля осенью 1901 года, отмечали его грустный, озабоченный вид. Он работал как проклятый. Повесив в мастерской электрическую лампу, писал допоздна. Длинные ночи располагали к раздумьям - мысли художника становились все мрачнее. Снова появились видения - тревожные и манящие. Первый - «сидящий» - возник в его воображении еще в 1884-м. Созданный позже набросок Михаил показал отцу. Мощная фигура, словно вырывающаяся из холста, гранитное лицо с недоброй улыбкой. Увидев рисунок, Врубель-старший сообщил родным: «На первый взгляд Мишин Демон показался мне злою, чувственною, пожилою бабой». Странные черты отметил и друг Врубеля - художник Константин Коровин: «Я узнал сейчас же лицо знакомой дамы, совершенно неподходящее к Демону». Тот искал умелого мастера для росписи Кирилловской церкви в Киеве. Питерский знакомый - преподаватель Врубеля Павел Чистяков - прислал Михаила. Начав работу, 27-летний художник признавался сестре, что вовсе не благоговейный трепет охватывает его, когда он пишет лики святых: «Рисую изо всех сил Христа, а между тем вся религиозная обрядность... Во фрагменте «Сошествие святых» изобразил душевнобольных - пациентов клиники, находившейся на территории Кирилловского монастыря. Но что бы он ни делал, образ 32-летней Эмилии Львовны преследовал его. Ее лицо художник подарил Богородице, списав маленького Христа с младшей дочери Праховых. Эмилия была для него божеством, постепенно превращаясь в разрушающего душу Демона. Боясь пересудов, дама велела сжечь все письма, которые писал ей ее воздыхатель. Врубель же, сосланный Праховым в Венецию - от греха, исполосовал себе грудь ножом, стараясь забыть пленившую его женщину. Художник часто изображал на картинах любимую Наденьку.
Лица, не соответствующие требованиям, установленным п. Время и место выдачи призов, а также перечень документов, подлежащих предъявлению при получении приза, определяется организатором дополнительно, о чем сообщается непосредственно участнику Акции, который имеет право на получение приза. Порядок и способ вручения призов, дата, время и место вручения, перечень документов, подлежащих предъявлению при получении приза, а также оценка полноты, точности, своевременности и правильности всех сведений, сообщенных участником, определяются и осуществляются организатором Акции по его собственному усмотрению, и относятся к его компетенции. Организатор Акции вправе поручить указанные в настоящем пункте действия третьим лицам.
«Демон сидящий» Врубеля
Спустя 10 лет после «Демона сидящего» появится еще одна картина, признанная впоследствии одним из главных шедевров Врубеля, – «Царевна-Лебедь». Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий" © / Антон Пичугин. Врубель, главным в творчестве которого стал образ Демона, страдал психическим расстройством. Ангелы и Демоны, но самый пронзительный – черное-белая графическая Раковина. Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890 г. Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. «Демон» очень оригинально написан — некоторые современники Врубеля даже не думали, что эта картина является живописью.
Загадка Михаила Врубеля: автор «Демонов» под конец жизни ослеп и оказался в психбольнице
Работа так покорила художника, что он развил отдельное и революционное направление — кубизм. Сама же картина «Демон сидящий» была выполнена Врубелем для юбилейного издания сочинений Лермонтова и стала не только одной из тридцати иллюстраций к литературным произведениям, но и воплощением образа из собственных снов художника. В период создания картины автору каждую ночь являлся прекрасный Ангел с грустными глазами, похожими на глаза безответно любимой им женщины. Как ни странно, но для Врубеля Ангел стал прототипом Демона, которого сам художник трактует как «олицетворение вечной борьбы мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе». Демон сидящий, 1890.
Например, одержимость образом демона, который присутствует явно на нескольких знаменитых картинах. Но, если присмотреться, его профиль виден почти в каждом полотне, даже в карандашных этюдах, на которых мастер упрямо изображает складки смятого одеяла, платья, халата. Даже в серии мистических зарисовок одной и той же перламутровой ракушки можно рассмотреть нечто. Кто это? Чей образ так упорно преследует Врубеля? Его собственный мятущийся дар непонятого гения?
А может, мучающая его душу болезнь, или даже любовь? Даже в мятой одежде и одеяле на рисунках Врубеля, то и дело просматривается профиль Демона, которым художник был одержим. Фото: Ярослава Танькова Пытаясь найти ответы, я бродила по залам туда и обратно несколько раз. И, в очередной раз проходя мимо знаменитых Сиреней, заметила сидящую на полу перед полотном маленькую девочку. Она старательно малевала в тетрадке, пытаясь срисовать картину. Девочка на выставке Врубеля.
Фото: Ярослава Танькова И не важно, что рассуждение не по канонам! В поговорке про «глаголящую истину» не упоминается об искусствоведах, а вот про «уста ребенка» — сказано. Так что, возможно, тот самый удачный портрет, который был обещан после свадьбы Надежде Забеле — вовсе не портрет, и даже не Царевна-Лебедь. Выставка открыта по 8 марта 2022 года включительно.
Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был сыном негероического времени. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия... Врубель занимает достойное место в этом уникальном списке. Его живописный дар выделяли со времен учебы в Академии художеств. Врубель всю жизнь углублял и усложнял свою цветовую палитру и нашел на ней новые, прежде неведомые сочетания.
Сильное влияние оказали на него итальянцы: Беллини и Карпаччо, ранние византийские мозаики и древние русские фрески... Мухина, который учился у М. Врубеля в Строгановском училище. Он раскрывает новую, неизвестную грань дарования мастера.
А именно — с Эмилией Праховой, женой Адриана. Эта женщина была на десять лет старше Врубеля и имела троих детей. Михаил влюбился в дерзкую и своенравную Эмилию без памяти. Она была довольно властным человеком — эдакая домашняя Салтычиха", — рассказывала внучка Эмилии, художница Александра Прахова. Врубель стал настолько одержим Эмилией, что начал писать ее образ в многочисленных портретах и даже изобразил возлюбленную на иконе "Богоматерь с младенцем" в Кирилловском храме. Адриан Прахов стал замечать влюбленность Врубеля в его жену. И если сначала это забавляло искусствоведа, то вскоре стало раздражать. Он отправил Врубеля в Италию, чтобы тот изучил памятники византийского искусства.
Киевские ангелы и одесский демон Михаила Врубеля
Выставка старается показать в «Демоне сидящем» и других хрестоматийных вещах провозвестие художественных революций ХХ века. Итак, в первом зале расположились демоны: «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1899) и «Демон поверженный» (1902). Все три картины связаны с поэмой Лермонтова «Демон». В 1890 году Михаил Врубель уехал из Киева в Москву, чтобы уже никогда туда не вернуться.
«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров»
«Демон сидящий», Михаил Врубель, 1890 год. Через некоторое время Врубель уехал в Москву, где взялся за иллюстрацию лермонтовской поэмы. Михаил Врубель, "Демон сидящий", 1890. Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника. В коллекции Третьяковской галереи хранятся картины «Демон сидящий» (1890) и «Демон поверженный» (1902), о которых мы сегодня и поговорим в Смотрите видео онлайн «Михаил Врубель.
Киевские ангелы и одесский демон Михаила Врубеля
У Врубеля напротив центра картины стояла лампа. И это давало особое мерцание множества золотых оттенков, созданных с использованием бронзового порошка. Но первая же демонстрация на выставке — с нормальным ровным светом — повергла гения в отчаяние: ему показалось, что магия ушла. Он стал прямо в зале корректировать работу, посвятил труду несколько месяцев и всё равно не смог добиться желаемого подробности этой истории изложены в роскошном каталоге, изданном к выставке. Получилось ли сейчас воссоздать первоначальный эффект — вопрос спорный. Но, как минимум, зрители могут почти вплотную рассмотреть перья крыльев и в целом увидеть произведение иначе, чем раньше. Выставка вообще дает возможность взглянуть на многие знакомые вещи по-новому — в прямом и переносном смысле. Например, трехметровое вертикальное полотно «Пророк» годы спустя автор разрезал на две части, и на нижней прямо поверх изображения крыльев божественного вестника написал портрет Надежды Забелы-Врубель. Вещь, известная как «Дама в лиловом», теперь в коллекции Русского музея, «Пророк» — третьяковский. На выставке их повесили вплотную один над другим — так, что стала понятна исходная композиция. И получилась чисто врубелевская мистическая фантасмагория: жена и муза художника оказалась у ног посланника высших сил.
Две части картины становятся красивой аналогией двух частей экспозиции. Но и сам маршрут оказывается в определенной мере символическим: мы будто спускаемся в подсознание художника, на тот момент уже душевнобольного, но ничуть не потерявшего творческую силу.
Мы с нашими тренерами прослушали очень много различных композиций. Довольно большой выбор музыки был. Очень много искали, чтобы это не было излишне шаблонно, но в то же время показало дух определенного времени, чтобы была создана эта атмосфера восьмидесятых. Постарались найти именно такой вариант. Сейчас его готовим и совершенствуем, надеюсь, что дорогим зрителям придется по нраву.
Длинные черные волосы персонажа развевает ветер, красивое лицо с женственными чертами печально, взгляд расфокусирован — Демон словно погружен в тяжкие думы, скорбь или воспоминания. Позади юноши в горах догорает яркий закат. Художник заложил в «Демона» множество символов. Так, по его задумке, персонаж олицетворяет дух изгнанника, его ощущения и чувства. Демон словно зажат в картине — так художник мыслил передать идею заточения, обозначить героя как пленника Творца.
Фоном для картины «Демон сидящий» служит накаленно-пурпурное низкое небо. За спиной Демона расцветают неведомые кристаллические цветы различных темных оттенков. Тяжелые атлетические мышцы его обнаженного торса напряжены, а сцепленные пальцы рук выдают пронзительную тоску. Грозно вскинуты вверх черные линии бровей и горько опущены вниз уголки рта на его смуглом лице.
Демон сидящий врубель обои
Уникальная эстетика Михаила Врубеля, замешанная на мистицизме, чувственности и религиозной философии, завораживает и приковывает внимание более века. В истории русского искусства конца XIX — начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856−1910) занимает уникальное место. Ангелы и Демоны, но самый пронзительный – черное-белая графическая Раковина.