В 1938 совместно с О. Ганом открыл деление ядер урана при бомбардировке их нейтронами, химическими методами доказал факт деления. Британия с ЕС в разводе, у нее своя заготовка для Зеленского — снаряды с обедненным ураном. 19 января 2019 Ирина С. ответила: Явление деления ядер урана при облучении их нейтронами было открыто немецкими физиками Отто Ганом и Фрицем Штрассманом в 1939 году. Цепная реакция деления ядер урана – это реакция, в которой частицы (нейтроны), вызывающие эту реакцию, образуются в процессе деления ядра.
1. Механизм деления ядра урана:
При спонтанном делении ядер выделяется энергия; для урана она составляет около 190 МэВ на ядро. Процесс спонтанного деления ядер не происходит мгновенно: перед образованием двух осколков ядро должно пройти несколько стадий деформированных состояний, различающихся по степени отличия от его исходной, почти сферической формы. В процессе деформации вначале преобладает эффект уменьшения энергии связи нуклонов за счёт увеличения поверхности деформированного ядра , затем кулоновские силы расталкивания протонов приводят к уменьшению потенциальной энергии ядра. Этим объясняется появление т. В 1966 г.
Цепная реакция Физика 9 класс 55 Инфоурок Видеоуроки являются идеальными помощниками при изучении новых тем, закреплении материала, для обычных и факультативных занятий, для групповой и индивидуальной работы. Они содержат оптимальное количество графической и анимационной информации для сосредоточения внимания и удержания интереса ребят без отвлечения от сути занятия. Каждый видеоурок озвучен профессиональным мужским голосом, четким и приятным для восприятия.
Через неделю Институт проблем безопасности атомных электростанций НАН Украины подтвердил , что в одном из подреакторных помещений четвертого реактора ЧАЭС «наблюдается рост плотности потока нейтронов», но тот «не превышает установленных пределов безопасности». Что происходит? Science приводит слова сотрудников украинского Института проблем безопасности АЭС, Анатолия Дорошенко и Максима Савельева, о том, что поток нейтронов в остатках реактора медленно растет и нельзя исключить «риск инцидентов». Эти их слова отчасти повторяют выводы публикации в журнале «Вопросы атомной науки и техники» 2020 года, один из авторов которой как раз Дорошенко. Действительно, несколько измерительных приборов системы контроля ядерной безопасности, установленной в объекте «Укрытие» так официально называется саркофаг показывают, что с 2016 по 2019 год плотность нейтронного потока увеличилась — в самом значительном случае на 60 процентов. Откуда взялись нейтроны в давно «остывшем» месте катастрофы и почему они так важны? Нейтроны вызывают деление ядер урана-235 или плутония-239 которые поэтому называются делящимися материалами , при этом распад ядер сопровождается выходом новых нейтронов и в случае правильной геометрии материалов выстраивается самоподдерживающаяся цепочка реакций. Это можно увидеть в ядерном взрыве или работе атомного реактора, и самопроизвольная авария с образованием цепной реакции весьма опасна. В ходе развития аварии на 4 блоке Чернобыльской АЭС чуть меньше половины загруженного в реактор топлива 80-90 из 200 тонн осталась в здании в виде лаваподобных топливосодержащих материалов ЛТСМ, подробнее об этом читайте в материале «Китайский синдром Чернобыля». Уран, плутоний, америций и нептуний в этой застывшей лаве продолжают распадаться, порождая в некоторых вариантах распада нейтроны. В конце 90-х общее количество нейтронов в «Укрытии» оценивалось величиной примерно 109 штук в секунду, что примерно в триллион раз меньше, чем поток нейтронов в работающем гигаваттном реакторе. За счет распада радиоактивных веществ мы должны были бы наблюдать постепенное снижение нейтронного потока, однако измерения кое-где показывают, что происходит не совсем это. После аварии это помещение оказалось недоступным.
По его словам, возобновление подобной реакции опасно в первую очередь для жителей близлежащих к Чернобылю городов — Гомеля и Чернигова. Также «вторичная критичность» представляет угрозу для работников «зоны». Однако о критической опасности можно будет говорить лишь в случае обнаружения новых радионуклидов в воздухе, подчеркнул Ожаровский. Среди возможных причин возобновления ядерных реакций может быть попадание в устройство влаги, отметил ученый. Это частично может быть связано с периодом дождей: вода может проникать в реактор и создавать необходимые условия.
52. Ядерные реакции. Деление ядер урана
Объект «Магия деления ядра урана» был создан четко в установленный договорной срок и сдан заказчику без каких-либо замечаний с его стороны. Например, при делении ядра урана выделяется энергия порядка 200 МэВ., содержащего 238 нуклонов, Схема развития цепной реакции деления ядер урана представлена на рисунке При делении ядра урана-235, которое вызвано столкновением с нейтроном. Он уже был признанным лидером Западного побережья США в теоретической физике, когда стала известна новость о делении ядра урана, полученная в результате открытия Лизы Мейтнер и ее племянника Отто Фриша. Выделение энергии в ядерных реакторах происходит за счёт деления ядер урана и плутония. На самом деле, физики начали фиксировать нарушение постулата Лавуазье задолго до открытия деления ядра урана. Крайне существенным является то обстоятельство, что нейтроны, испущенные при делении уранового ядра (так называемые вторичные нейтроны деления), способны вызывать деление новых ядер урана.
15 интригующих фактов об уране - Слабый радиоактивный металл
Поскольку вода замедляет нейтроны, ее попадание ускоряло деление ядер урана в расплаве. При попадании нейтрона ядро урана раскалывается на два крупных ядра с сопоставимыми зарядами и массами. Следова-тельно, «трансураны» получаются при делении ядра урана, так как сам по себе захват нейтрона с испуска. При делении ядра урана, как видим, удельная энергия связи повышается примерно на 1 \ МэВ/нуклон; эта энергия как раз и выделяется в процессе деления. Вскоре они обнаружили, что камера продолжает регистрировать деление и после удаления источника нейтронов: происходит самопроизвольное деление ядер урана без бомбардировки их нейтронами.
Деление ядра урана. Цепная реакция. Описание процесса
Ядерная реакция, имеющее наибольшее значение для энергетики — это деление ядер урана. Рассмотрим особенности этой реакции подробнее. Открытие деления ядер урана Большинство природных радиоактивных элементов сильно распылено. Поэтому добыча весовых количеств этих элементов уже представляет собой сложности. Изучение продуктов распада еще труднее, поскольку все природные радиоактивные элементы имеют длительные периоды полураспада, и получение весовых количеств веществ, пригодных для исследования, происходит крайне медленно. Поэтому интенсивное изучение радиоактивных распадов началось лишь после открытия нейтрона в 1932 г.
Нейтрон не имеет электрического заряда, и способен гораздо легче попадать в зону действия ядерных сил, чем заряженные протоны или альфа-частицы. Появляется возможность ускорить ядерные реакции, облучая пробу вещества нейтронами. В результате таких исследований в 1938 г О.
Впрочем, я еще отнюдь не убеждена, что трансураны уже прикончены и... Ради одного из названных вопросов Ган оставил ответ на это письмо до возвращения Штрассмана из отпуска, но уже 3 января получил новое письмо: «Теперь я почти убеждена, что Вы действительно открыли распад в барий, и считаю это действительно прекрасным результатом, с которым сердечно поздравляю Тебя и Штрассмана...
Можешь мне поверить, что, хотя я при этом ничего не имею, я радуюсь этой чудесной находке». Естественная озабоченность Лизы Мейтнер по поводу возможного опровержения прежней работы была неправильно понята Ганом как возражение против публикации новых результатов без ее согласия. С обеих сторон были сказаны горькие слова, так что Фриш, оказавшийся в Копенгагене, дружески вмешался, чтобы внести ясность. Если опровержение последует только со стороны Гана и Штрассмана,— писал он,— то «люди скажут, что вот. Если же учесть возможность того, что многие прежние результаты не будут затронуты опровержением, то многие расценят опровержение лишь как новую ошибку...
То, что тете Лизе несколько грустно не участвовать в новой работе, понятно без слов, но это огорчение уже через день было вытеснено радостью по поводу Вашего прекрасного открытия». Фриш и Лиза Мейтнер выступили в английском журнале «Nature» с общей заметкой, в которой расщепление ядра назвали «fission» деление , и это стало затем общепринятым. В письме, написанном по-немецки, оно определялось как «разделение ядра на два примерно одинаковых осколка, причем каждый содержит большее или меньшее число нейтронов». Для ясности заметим, что объяснение при этом получали лишь продукты реакции, ранее включавшиеся в ряды как радий, актиний и торий; что же касается трансуранов, то вопрос о них по-прежнему оставался открытым. Ответ Гана от 5 января звучит в высшей степени неожиданно: «Сегодня я больше не уверен, даже снова боюсь за барий; не радий ли это все-таки?
Никак не могу поверить в это». К Фришу он еще раз обращается с вопросом о реальности трансуранов, на что тот отвечает ему 10 января: «Я накопил уже столько аргументов против трансуранов, что мне трудно согласиться с их оживлением. Не могут ли и они оказаться легкими элементами? Впрочем, мы предполагаем еще изучить осадки с рутением, родием и палладием». Это — первое указание на новую проверку реальности трансуранов.
Опыт, поставленный нами сегодня [10. Во всяком случае, сегодня я уже убежден. Нужны несколько более быстрые нейтроны, чтобы взорвать ядра тория». Активность и, значит, количество бария, полученного при обстреле тория быстрыми нейтронами, была крайне малой; ее удалось измерить лишь только потому, что у Гана имелся необходимый для этого измерения чистейший образец тория, приготовленный им в процессе длительных утомительных опытов, путем многократного очищения от продуктов распада, излучение которых исказило бы изучаемое явление. Это была заслуженная награда за прежнюю «бесцельную работу!
Она сообщила также, что у них с Фришем готовы две заметки в «Nature». Это следствие того, что дефект массы атома урана существенно меньше, чем дефект массы атомов средней части периодической системы. Если, таким образом, подобный переход происходит, то разница дефектов масс проявляется в виде ядерной энергии. В качестве возможных пар деления, порядковые номера которых в сумме дают 92, в заметке Фриша и Мейтнер предполагались барий 56 и криптон 36 , а также стронций 38 и ксенон 54. Сообщалось также об успешном опыте Фриша с атомами отдачи.
В этом опыте взрывной характер деления атома урана следовал из того, что два продукта деления разлетались в противоположные стороны с очень большой скоростью, что было установлено по величине производимой ими ионизации в воздухе в условиях, когда все ионизирующие заряженные частицы меньшей скорости, создававшие меньше 500 тысяч ионов, устранялись с помощью внешнего поля. Его реакция на них была очень специфична: выходит, все наши трудоемкие опыты «после убедительного опыта Отто-Роберта не нужны». Лиза Мейтнер ответила 25 января: вовсе не «не нужны», без Вашего прекрасного результата о барии вместо радия мы никогда бы не пришли к этому... Конечно, публикуйте Ваши результаты о стронции и иттрии... Опыты с атомами отдачи доказывают лишь факт взрыва, но не то, на что делится ядро; это может решить только химия».
Это письмо Лизы Мейтнер перекрылось с письмом Гана, тоже от 25 января, уже явно оптимистическим «благодаря многим новым результатам»: в барии уже нельзя более сомневаться, доказано образование «гипотетического криптона» при облучении урана нейтронами, среди продуктов деления найдены также стронций, иттрий, рубидий. В своем ответе на следующий день Лиза Мейтнер писала: «Все сделанное Вами в последнее время мне представляется фантастическим. Добрая половина периодической системы встречается среди этих осколков урана, и Вы в последние месяцы заслужили много первых наград». Отдельные данные, сообщенные Ганом в последних письмах, получили дальнейшее обоснование в еще более обстоятельной второй статье Гана и Штрассмана «Доказательство возникновения активных изотопов бария из урана и тория при облучении их нейтронами; доказательство новых активных осколков, возникающих при делении урана» датировано 28 января 1939 г. Окончательные результаты этих потребовавших много времени опытов сняли последние сомнения, но с типичной для Гана добросовестностью все еще проводилось различие между «сильным доводом в пользу бария» и «доказательством в пользу бария» и новые результаты сформулированы в статье существенно осторожнее, чем в предшествующем письме.
Следовательно, и эта важнейшая работа несет отпечаток тех действительно громадных трудностей, которые приходилось преодолевать исследователям. При делении урана возникают четыре разных ра- диоактивных изотопа бария, которые затем превращаются в другие элементы; поэтому в исследуемом препарате наряду с первичными продуктами деления всегда имеются вторичные продукты распада. То же самое имело место при определении природы новых первичных продуктов деления. Для проверки естественного предположения, что и криптон, подобно барию, превращается в соседние с ним элементы, были поставлены два опыта. Следовательно, была допустима и другая схема деления урана.
Это исследование было проведено. Четыре недели спустя 2 марта последовало экспериментальное доказательство распада урана на различные изотопы ксенона и стронция. Две следующие работы, датированные 21 и 22 июля, принесли дальнейшее прояснение и сведения о новых продуктах деления. Какие трудности пришлось преодолеть на пути к выяснению этих связей, видно уже из того, что в разные ряды входят изотопы одних и тех же химических элементов, различающихся между собой только периодами радиоактивного распада. Были найдены также новые продукты деления — йод, бром, теллур, молибден.
Наконец, было установлено совпадение продуктов деления урана и тория благодаря тому, что некоторые препараты тория были облучены быстрыми нейтронами от сильных источников института Бора в Копенгагене и Берлинского Ауер-общества. Сразу же после первых публикаций Гана и Штрассмана о делении урана опыты с расщеплением ядер были повторены и продолжены во многих институтах мира. Почти всюду имелись более сильные источники нейтронов, чем в институте Гана. В связи с некоторыми публикациями возникали жаркие споры о приоритете, которые, однако, быстро разрешались и забывались. Три факта сегодня не вызывают возражений: 1 никто до Гана и Штрассмана не принимал во внимание такой своеобразной ядерной реакции, как деление ядер; 2 Ган и Штрассман дали окончательное доказательство деления своими радиохимическими методами; 3 Фриш и Мейтнер предложили первое физическое объяснение и дали экспериментальное доказательство взрывного ядерного процесса, связанного с освобождением больших количеств энергии.
Очень большое значение имело также данное около четверти года спустя группой Жолио окончательное доказательство того факта, впервые замеченного Ганом, Штрассманом и др. Мнения о существовании трансуранов, выраженные в письмах и в журнальных публикациях, колебались: должны они умереть или остаться? Ган и Лиза Мейтнер склонялись то к одному, то к другому мнению. Неужели четырехлетняя сверх всякой меры напряженная работа должна оказаться безрезультатной? Отчасти себе в утешение, отчасти из чувства великодушия, Ган и Штрассман писали в своей второй работе, что без многолетней практики с «трансуранами» совместно с Лизой Мейтнер деление урана нельзя было бы обнаружить.
Но вопрос имел и оборотную сторону.
В процессе деформации вначале преобладает эффект уменьшения энергии связи нуклонов за счёт увеличения поверхности деформированного ядра , затем кулоновские силы расталкивания протонов приводят к уменьшению потенциальной энергии ядра. Этим объясняется появление т. В 1966 г. Струтинский ввёл метод учёта эффекта ядерных оболочек для вычисления потенциальной энергии делящегося ядра и получил «двугорбую» структуру энергетического барьера деления см. Такая структура объясняет появление промежуточных спонтанно делящихся изомеров формы попаданием ядра во вторую яму потенциального барьера деления.
Исследование прояснило, что фосфоресценция не была позади запотевания пластины соли урана не являются фосфоресцентными и что там была какая-то форма невидимого излучения, которое проникало в черную бумагу и создавало вид, будто пластина подвергается воздействию света. Природный реактор ядерного деления В 1972 году Фрэнсис Перрин обнаружил более десятка древних естественных ядерных реакторов, расположенных в трех отдельных рудных месторождениях на руднике Окло в Габоне страна на западном побережье Центральной Африки. Эти реакторы деления неактивны. Последующие исследования показали, что им почти 2 миллиарда лет, за века до того, как был построен первый искусственный ядерный реактор. Вам может быть интересно, как это возможно? Он также разлагается гораздо быстрее, чем уран-238. Это означает, что уран-235 истощил намного больше, чем уран-238 с момента рождения Земли. Таким образом, теоретически жизнеспособно существование древнего природного ядерного реактора. Краткие и быстрые факты 8. Помимо использования в качестве ядерного топлива обедненный уран также используется в бронебойных боеприпасах высокой плотности.
Бронебойный снаряд - это вид боеприпасов, специально предназначенных для проникновения в бронированные стекла, автомобили, танки и даже военные корабли. Потребовалось бы более 3000 тонн угля для производства такого же количества энергии. Пенетраторы высокой плотности из обедненного урана военного класса 7. В 2017 году мировое производство урана составило 59 531 тонну , что несколько ниже уровня 2015 и 2016 годов. Казахстан является крупнейшим производителем урана в мире, за ним следуют Канада, Австралия, Нигер, Россия и Намибия.
Спонтанное деление ядер
Лиза Мейтнер и Отто Фриш объяснили этот результат распадом ядра урана на примерно две равные части (осколока), а Фриш назвал это явление по аналогии с биологическим явлением «бинарным делением ядра» или просто делением ядра. Согласно ему, для инициации деления нейтрон должен обладать довольно большой энергией, более 1 МэВ для ядер основных изотопов — урана-238 и тория-232. Спонтанное деление ядер урана было впервые обнаружено в 1939 году в Ленинграде. Рентгеновское излучение от реакции деления первой ступени термоядерного заряда частично отражается от урана-238, частично превращает уран в плазму и частично проходит сквозь уран. В 1938 совместно с О. Ганом открыл деление ядер урана при бомбардировке их нейтронами, химическими методами доказал факт деления.