С этого года в Казахстане принята новая концепция празднования Наурыза, но это не означает, что в Казахстане больше не будут отмечать Новый год, сказал президент Касым-Жомарт Токаев на заседании Национального курултая в Атырау. Наурыз – главный праздник Великой степи, время весны и обновления. И не случайно его испокон веков называли Ұлыстың ұлы күні – Великий день народа. Наурыз, или с персидского Nowruz – это название иранского Нового года. Как празднуют Наурыз Как одеваться на праздник Особенности традиционной казахской одежды Читать подробности Блог
О происхождении праздника Наурыз и его трансформации беседуем с Гульнарой Латыповой
Наурыз считается главным праздником для большинства тюркских народов и означает обновление, приход Нового года, новых надежд. В древности его отмечали в течение месяца, он считался религиозным праздником зороастризма. В таком случае, сторониться Наурыза, сеять среди народа раздор, нападать на традиционные убеждения – несуразно. Ноуруз, Навруз, Нуруз, Наурыз, Нооруз – это все он, день весеннего равноденствия, который в переводе с персидского (а именно он является главным языком персидских и тюркоязычных народов) означает «Новый день». Новости Усть-Каменогорска и ВКО Новости Усть-Каменогорска и ВКО. Курсы Национального Банка РК. Новости Усть-Каменогорска и ВКО Новости Усть-Каменогорска и ВКО. Курсы Национального Банка РК.
Мусульмане по всему миру отмечают древний праздник Навруз
В Наурыз всегда готовится очень много еды, все это считалось символом изобилия. Наурыз не считается религиозным праздником в Казахстане — он отмечался до прихода ислама и фактически является пережитком древних языческих традиций, почитающих силы природы. По традиции на праздник готовят наурыз-коже.
Навруз в 2024 году
Праздничный декор Для украшения помещений хозяйки используют веточки цветущих деревьев. Их раскладывают во всех жилых комнатах. На праздничный стол ставят весенние цветы. Это могут быть нарциссы, тюльпаны, крокусы. Составляя цветочные композиции, рекомендуется выбирать весенние цвета: белый, розовый, фиолетовый, зеленый. Традиционные блюда На праздничном столе можно увидеть большое количество еды. Чем больше различных яств подаст хозяйка, тем урожайнее и благополучнее будет следующий год. Главные блюда на столе — халиса и сумаляк. Они готовятся только на этот праздник. Сумаляк, как уже было сказано ранее, — это сладкая каша. Едят ее в охлажденном виде.
Халиса — это соленое блюдо. Оно готовится из семи видов злаков с добавлением мяса. Готовое блюдо получается однородным и очень сытным. В некоторых странах на Навруз хозяйки также традиционно составляют «хафт син». На стол ставят 7 продуктов, названия которых начинаются с персидской буквы «син». В этот список входят семена руты, спелые яблоки, черные косточки, дикие маслины, уксус, чеснок и проросшие зерна. Закончив с подготовкой ритуальных блюд, на стол выставляют плов, шурпу, вареную баранину, слоеную самсу, пирожки со свежей зеленью. В качестве десерта хозяйки подают гостям нишалду — сладкий десерт из яичных белков. На столе также можно увидеть чак-чак, пахлаву, сладкий хворост. Интересные факты о празднике Существует несколько интересных фактов, связанных с этим праздником.
Праздновать Навруз разрешено не во всех исламских странах.
Еще через 10 лет, в 2001-м году, Наурыз стал государственным и был внесен в перечень праздников РК, — говорит Гульнара. Наурыз в независимом Казахстане получил немного другой окрас, собрав в себе все традиции, сформированные годами.
Но опыт предков и обычаи из прошлого забывать тоже нельзя. Тем, что люди имеют доступ к национальным костюмам, одеваются в эти дни, как им хочется. Люди выходят на улицы в ярких, колоритных одеждах.
Все очень красивые, Наурыз дает нам эту возможность. Мне кажется, что полезно это, прежде всего, для наших детей, они должны помнить свою историю. Меня знаниями насыщали бабушки и дедушки, водили на всевозможные праздники, я сейчас поступаю также.
Стараюсь приобщать детей ко всем мероприятиям, происходящим в городе. Они должны видеть культуру, пробовать ее на вкус в виде баурсаков и наурыз коже. Я обязательно фотографию своих сына и дочку, важно — запечатлеть момент.
Сейчас, когда изучаю архивы, иногда становится очень жаль, что у людей не было возможности фотографировать, они могли бы передать нам массу информации… Поэтому с каждого праздника у нашей семьи есть фотокарточки. Приятно их разглядывать и вспоминать прошедшие события, — поделилась общественница. Кстати, на Наурыз мейрамы в этом году городские власти подготовили множество локаций, где получатся отличные тематические фото.
Документ имеет название «О народном празднике весны». На основании его 22 марта — официальная дата празднования Наурыза, день весеннего равноденствия. В 2001 году Наурыз внесли в число государственных праздников. Через 8 лет его начали отмечать три для подряд — 21 — 23 марта. В этот день проводят множественные мероприятия, на которые люди приходят в национальных костюмах.
Freepik Также людям советуют примириться с недругами, простить долги и покаяться в грехах. В дни Навруза, согласно поверьям, добрые ангелы по-персидски фаришта приносят благоденствие и изобилие тем, у кого чисты помыслы, светлая душа и убранный, аккуратный дом. Люди считали, что вода в этот период смывает весь негатив, поэтому обязательно перед праздником стирали одежду, особенно детскую.
Неделю перед Наврузом еще до появления ислама посвящали памяти предков. Поэтому древние народы поминали своих праотцов — делали им подношения, просили помощи в будущем году, а также защиты их от всех бед и невзгод. Иранская девочка во время празднования Навруза. Как напомнила газета Freepress Kashmir , для местных жителей Навруз — это праздник не только возрождения всего живого и начала Нового года, но и повод для «омоложения своего тела и обновления жизни». Люди навещают родственников и друзей, надевают национальную одежду и устраивают торжественные застолья. Неотъемлемой частью празднования стали пиявки. Местные жители давно признали маленьких кровососущих существ настоящими целителями особенно в Навруз, поскольку, по поверьям, 20 или 21 марта целебный эффект от процедуры увеличивается в несколько раз. Поэтому ежегодно взрослые, подростки и даже маленькие дети соблюдают древний обычай подобной лечебной физической и духовной терапии.
Хозяйки накрывают богатые столы. На них всегда подают круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Навруз готовят кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов. Наиболее известное праздничное угощение во время Навруза — сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы, напоминающий по консистенции пудинг. Считается, что огонь защищает от злых духов, а зеркало символически завершает «старое» и начинает «новое». Сумаляк обычно ставят в самом центре праздничного стола среди других блюд.
Наурыз, Кыдыр ата и бешбармак: как появился и почему празднуют весенний Новый год?
Новости. Мировые часы. Наурыз несет в себе истинные ценности и традиции, объединяющие многонациональный народ Казахстана, передает , со ссылкой на По традиции на праздник готовят наурыз-коже.
Что мы знаем о Наурызе
Наурыз-коже – традиционный весенний суп из 7 ингридиентов: вода, мясо, соль, масло, мука, пшено и молоко. Новости Усть-Каменогорска и ВКО Новости Усть-Каменогорска и ВКО. Курсы Национального Банка РК. семь ингредиентов в наурыз-коже, который потом разливают в семь чаш и ставят перед мудрыми старцами-аксакалами.
Наурыз, Кыдыр ата и бешбармак: как появился и почему празднуют весенний Новый год?
Обязательно на столе должны быть семь хафт продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы «син»: семена руты сипанд, яблоко себ, черные косточки сиахдане, дикая маслина санджид, уксус сирке, чеснок сир и проросшее зерно сабзи. Возможен другой набор 7 предметов, например, в Иране в него входят секке монета; серке уксус; сир чеснок; сумах специя; саману у других народов сумалак блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед ягода лоха; сабзе зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы. Навруз 2023: традиции и ритуалы Магические 7 предметов и продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу, которое, принимая сей дар, должно позаботиться о богатом урожае. Кроме того на столе ставится зеркало и зажигают по числу членов семьи свечи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи.
Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась. Готовится плов. Ведь в Центральной Азии ни один праздник не обходится без него. Но главными на столе будут гуджа у некоторых народов халим или халиса и сумалак сумаляк, саману. Процесс приготовления этих блюд длительный и трудоемкий.
Начинают их готовить с вечера и уходит на это вся ночь, предшествующая Наврузу. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима халиса мужчины. Гуджа готовится из семи видов злаков с добавлением мяса, причем все разваривается до состояния однородной массы. Халим халиса представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. А сумалак это халва, приготовленная из проросших ростков пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на хлопковом масле у некоторых народов на воде с добавлением муки.
Эти блюда очень полезны для здоровья, поскольку богаты витаминами и аминокислотами. Для приготовления сумалака у огромных котлов собираются все женщины в большой семье, а в городах соседки, по очереди беспрерывно помешивая в них, чтобы блюдо не пригорело. Ночь превращается в женские посиделки с разговорами, песнями и даже танцами. Главное чтобы не пригорело. Утром сумалак раздают всем, кто участвовал в приготовлении блюда или внес свою долю продуктов.
В свою очередь, эти люди угощают им своих родственников и знакомых, разнося его в пиалах по домам. После охлаждения блюдо подается к столу. При этом считается, что по изображению, которое проявится на поверхности сумалака, определяют, что сулит новый год, а само блюдо наделяет людей физическими и духовными силами. Пришедшим на праздник гостям хозяин протягивает блюдо с едва проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого. Праздничный ритуал не ограничивается сладким, добрым застольем.
В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. До позднего вечера продолжается веселье и смех, а утром праздник продолжается, хотя уже и не с той пышностью, а просто в домашнем кругу. В древние времена Навруз праздновали 13 дней. В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год.
Такова была примета. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие.
Курды в Стамбуле празднуют Навруз, 2006 г. Британская учёная М. Бойс отмечала, что, помимо всего этого, в зороастризме этот праздник был посвящён непосредственно огню, который древние зороастрийцы считали жизненной силой и поклонялись ему. Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года — лета — и отмечает ежегодное поражение Злого Духа. По зороастрийским обычаям, в полдень Нового дня приветствовали возвращение из-под земли полуденного духа Рапитвина , несущего тепло и свет.
Посвящение этого праздника огню в более поздней зороастрийской традиции несомненно. В день Навруза ещё с Ахеменидского и Сасанидского периодов в храмах совершались поклонения огню. Иранские правители того периода принимали в этот день подарки от покоренных народов [19]. Огни разжигались повсюду, начиная с самого высокого места на крышах домов и кончая свечами на праздничных столах [20]. В настоящее время эти обычаи частично сохранились. Так, в некоторых районах Азербайджана «на всех холмах разжигаются костры» [21]. Люди становятся в круг вокруг огня и исполняют фольклорные песни [22].
Свечи также являются атрибутами праздничных столов в день «Навруза» и предшествующих ему дней приготовления к нему начинаются за несколько недель до праздника [23]. Аналогичные традиции сохранились в Иране и Средней Азии. В Самарканде тесное взаимодействие оседлого таджикского, узбекского населения с полукочевым тюркским способствовало синтезу земледельческих и скотоводческих элементов в ритуальной практике Навруза. Праздник был легитимизирован через молитвы в мечети, посещение мазаров мусульманских святых и священных речек [24] А. Негмати писал, что жители Самарканда и окрестных селений в высшей степени торжественно отмечают наступление последнего вторника накануне Нового Года по персидскому календарю Навруз [25]. После захода Солнца люди разжигают костры, поют песни, играют на национальных инструментах. Под звуки бубна они организуют факельное шествие к окраине реки и там устраивают празднества.
Они прыгают через разведённые костры и купаются в реке. Более зажиточные таджики в этот день организуют совместные трапезы для малоимущих сограждан. Прыгая через костры, они желают от природы обильного урожая и ищут защиты от злых духов и джиннов. Прыгают через костёр даже женщины с грудными детьми, надеясь, что таким образом они в течение года будут избавлены от напастей и несчастий. Сохранились в настоящее время и другие атрибуты этого зороастрийского праздника. Например, зороастрийцы наполняли сосуды семенами пшеницы или ячменя, заливали их водой, а затем, когда они прорастали, относили их домой и ставили в особое место [20]. Точно так же в настоящее время оставляют на прорастание семена злаков к празднику в Азербайджане, Иране и Средней Азии [23].
На праздничный стол зороастрийцы ставили яйца — символ зарождения жизни — и особые сладости. Они присутствуют на праздничных столах и в настоящее время [23]. Как видно из приведённого выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Навруз, он имеет доисламское происхождение и его философия, а также обрядность не имеют к исламской религии никакого отношения.
Следует принять во внимание, что инициационный элемент архаического ритуала в каждой новой культурной эпохе подвергался трансформации, расширялся его семантический строй, наполняясь новыми значениями и смыслами, но не исчез окончательно: его след остался в потаенных глубинах структуры праздника. Но, к сожалению, современность такова, что в ней, как соль в воде, растворяется исконный смысл того, что культура народов тысячелетиями выстраивала как ценностную константу бытия, как духовный стержень своей картины мира. Праздники сегодня, потеряв свой сакральный смысл, стали восприниматься только лишь как время развлечения.
Здесь следует понимать, что речь идет о свободе праздника, которая дарована в обмен на жесткую регламентированность и повторяемость будничной трудовой и общественно значимой жизни человека. Праздник - время высвобождения от жестких правил социальных запретов и установлений той или иной общественно-политической, хозяйственно-экономической и порой даже религиозной системы. Это особенно очевидно демонстрируется в средневековом карнавале как празднике-перевертыше, празднике, где коммуникация снимала все социальные установки и осмеянию могли подлежать даже служители церкви. Каким образом это сказывается на природе праздника и технологиях празднования в современных условиях? В поисках ответа на этот вопрос встречаешься с идеями, в большей мере критического настроя, где в основу природы праздника кладется принцип свободы. Понимание свободы здесь сопряжено с проявлением ее именно в игре как системообразующем компоненте культуры.
Подлинность праздника исчезает, констатирует Й. Поэтому в таком мире люди желают не развлечений, а отвлечений. Безусловно, подобная ситуация усложняет процесс возрождения и сохранения смысла исходных форм наследия традиционной культуры, центральным элементом которой является народный праздник.
Традиции и обычаи Навруза В разных странах Навруз отмечают по-разному, но есть немало общих черт, которые объединяют представителей многих восточных народов. Древние культурные обычаи содействуют миру в городах и общинах. Разжигание костров и свечей Источник: Freepik В ночь перед праздником принято изгонять из жилищ злых духов при помощи дымящихся веток арчи. Поскольку Навруз связан с культом солнца и огня, в этот день зажигают свечи и факелы, разводят ритуальные костры. Считается, что люди должны перепрыгнуть семь раз через один костер, либо по одному разу через семь костров. Гадания С древних времен в праздники было принято гадать.
Не является исключением и Навруз. В этот вечер девушки на выданье бросают через голову обувь и по расположению носка туфли определяют, отпразднуют ли свадьбу в новом году. Еще один обычай связан с гаданием на первого гостя. Если он, переступая порог дома, ступит на «счастливую ногу», весь год будет удачным.