Из-за чего возникает синдром отличника у детей Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Синдром отличника может также выливаться в проявление негативных эмоций. У детей в период синдрома отличника наблюдается нестабильная самооценка. Итак, мы разобрались с тем, что такое синдром отличника, а перейдем к тому, как избавиться от него.
Синдром отличника у ребенка – чем опасен, последствия
Синдром отличника: как избавиться от желания быть во всем идеальным | Синдром отличника начинает проявляться в средней или старшей школе, и чреват своими последствиями. |
Синдром отличника у ребенка: признаки, последствия, как помочь избавиться / | Синдром отличника достаточно опасен и может быть симптомом нервного расстройства. |
Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться? | Синдром отличника может также выливаться в проявление негативных эмоций. |
Что такое синдром отличника
- Отличник в школе
- У детей мало свободного времени
- Чем опасен синдром отличника по мнению психолога | Советы психолога
- Синдром отличника: что это? Как проявляется? Лечение
Все или ничего: чем опасен синдром отличника для ребенка
Таким образом, важнейшие различия людей с «синдромом отличника» и без него — это организация работы в команде и творческая составляющая. Критика[ править править код ] В последние 20 лет[ прояснить ] перфекционизм подвергается интенсивным эмпирическим исследованиям зарубежной клинической психологии. Первая теоретическая статья [5] на эту тему была написана американским психоаналитиком К. В настоящее время большинство известных учёных-психоаналитиков согласны с тезисом об опасности стремления к идеалу. Это приводит к депрессии и к нарушению психики , снижает интеллектуальные и творческие способности. Лидерами в разработке эмпирических исследований в области перфекционизма являются две группы исследователей: группы британских клинических психологов под руководством Фроста и группа канадских учёных во главе с Хьюиттом. Группа Фроста разработала многомерную шкалу перфекционизма — это шкала позволяет тестировать различные параметры перфекционизма: личные стандарты, озабоченность ошибками, сомнения в собственных действиях, родительские ожидания, родительская критика, организованность. Канадские учёные выдвинули альтернативные представления о структуре перфекционизма, включающие:.
Недостаток обратной связи и проявления любви побуждает ребенка заслужить внимание и одобрение взрослых. В первую очередь — родителей. Отличными оценками он безотчетно добивается попадания в поле зрения важных людей. В таком случае терапевтический эффект окажет открытое выражение взрослым своих чувств. Например, можно чаще обниматься. Человеку нужно 4 объятия в день для выживания. И 8 объятий — для здоровья и хорошего самочувствия. Обнимайтесь бессчетное количество раз. Столько, сколько потребуется. Это так просто и так важно! Замеченный и услышанный ребенок неуязвим. Интересуйтесь происходящим в его жизни. Проводите вместе свободное время. Выезжайте всей семьей на пикники и в походы, играйте в настольные игры. Напоминайте о необходимости смены деятельности, общения с друзьями, хобби. Поощряйте у слишком зацикленного на учебе ребенка отвлечение. Запишите ребенка в спортивные секции и творческие клубы. Пробудите у ребенка интерес к окружающему миру и любовь к тому, чем он уже обладает. Объясните, что поражение не менее важно, чем победа. Это стимул для дальнейшего развития, поиска новых путей, оправданного риска. Возможность обнаружения своих слабых сторон, и сильных сторон соперника, у которого можно чему-то научиться. Покажите на чьей вы стороне в отношениях со школой и учителями. Я всегда буду за тобой». Хвалите за скромные успехи и оказывайте поддержку при неудаче в серьезных начинаниях. Сравнивайте не с другими детьми, а с самим собой вчерашним.
С взрослением ребёнка синдром отличника перерастает в перфекционизм. Перфекционизм — это психологическая черта личности, со сложной структурой. Главные симптомы перфекционизма: Уровень притязаний выше нормы. Сверхвысокая требовательность к себе; Высочайшие стандарты при выполнении деятельности с ориентацией на «самых успешных»; Все люди воспринимаются как требовательные и критикующие; Человек постоянно сравнивает себя со своим окружением; Оценивает и планирует свои действия по принципу «либо всё, либо ничего»; Внимание фиксируется на несовсем удачных своих действиях. Стремление выполнить работу превосходно, «отшлифовывая» каждую деталь. Перфекционисты беспрерывно подвергают критике уровень выполнения задания, очень восприимчивы к чужим словам и практически неспособны получать удовольствие от результатов своей работы из-за уверенности, что она сделана на не совсем отличном уровне. В реальности постоянное стремление к идеалу нередко оборачивается одиночеством, отсутствием нормального отдыха и развлечений, а также к психическому нездоровью из-за частого нервного напряжения. Причины Существует как врождённый, так и приобретённый синдром отличника. Но формируется и становится явным он как раз в детском возрасте, чаще всего, когда ребенок поступает в школу. Синдром отличника у ребенка способен развиться по нескольким причинам: Заниженная самооценка. Дети думают, что они по какой-то причине не полноценны и делают всё, чтобы нивелировать это хорошей учебой. Врождённая потребность в похвале и признании. Часто это является природной чертой характера, которую нужно своевременно выявить и постараться её сгладить. Потребность получить внимание родителей. Страх наказания. Такие дети склонны к робости и очень дисциплинированы, они не хотят расстроить своих родителей или учителей. Как избавиться от синдрома отличника? Лучшее лечение от синдрома отличника — это безусловная любовь своих детей родителями. Любовь просто так, за то, что он, ребёнок — за то, что он просто есть. Такое лечение должно быть постоянным.
Это поможет перескочить через отрицание и сразу начать действовать. Здесь мы собрали 5 советов, как побороть синдром отличника, которые подойдут разным возрастам. Отвлекитесь от мнения других и сосредоточьтесь на своём Пытаться быть хорошим для всех — это заранее проигранная битва. Людей вокруг слишком много, и кто-то всегда будет вами недоволен. Но разница между их недовольством и вашим в том, что окружающим особо нет дела до ваших неудач. Они могут осудить или осмеять, но уже через пару минут переключатся на что-то другое и забудут. А ваше недовольство собой придётся нести дальше, как кандалы. Если хотите исправить перфекционизм, начните с самооценки. Примите факт, что не бывает безупречных людей, и позвольте себе не быть таким. Знаем, это так легко не исправить. Но разобраться в себе и полюбить без одних пятёрок поможет психолог.
Все или ничего – уверен человек с синдромом отличника
Как только пропускала, сразу начиналось покашливание. Не знаю, то ли хлорка помогала, то ли физическая нагрузка расслабляла, снимала нервное напряжение. Я думаю, это были симптомы начала астмы. Мы сменили школу. В новой школе не ставили отметки аж до 4 го класса, так как экспериментальная площадка. Покашливание ушло через несколько месяцев полностью. Но расстраивание в случае неуспеха осталось. До 4го класса она часто плакала в школе, чуть только у нее не получалось, хотя она была лучшей ученицей в классе. Наконец, я начала ее лечить с помощью гомеопатии. Нервная система стала более стабильной, плакать перестала.
Затем в пятом классе, в случае неуспеха, она стала спорить с нами, но только агрессивно. Что мы все виноваты в том, что она проигрывает в игру, которую мы всей семьей с удовольствием играем, не ориентируясь на победу. Я продолжала ее лечить. Лекарства подбирались по психологическим симптомам, по предпочтениям в еде, по всему в целом. Она стала более уравновешенной. Перестала за всех в классе переделывать задания при работе в группах. Раньше, при работе в группах она не доверяла остальным, а сама все делала как надо. Остальные же дети свешивали ручки -- все равно Х все сделает сама. Научилась наблюдать со стороны за одноклассниками, а не только самой рваться в бой и звездить.
В настоящий момент синдромом отличника мы не страдаем до степени явных проблем, которые выливались бы в нервотрепку и простудные заболевания. Пока еще у нее есть постоянный насморк, который раньше выливался в весеннюю аллергию. Но теперь, по мере укрепления нервной системы, аллергии уже не наблюдается. Недавно, она вспомнила: "Когда я была в садике. В нашем случае мы не успевали после школы восстанавливать силы, так как детей у нас много и уделять много внимания каждому мама то есть я не может. Поэтому психические проблемы выливались в простудные заболевания. Сначала заболевала наша отличница, а затем и все остальные дети. Возможно, в семьях, где по 1-2 ребенка родители успевают в вечернее время как-то компенсировать расстройства ребенка, ребенок успевает в спокойной обстановке дома прийти в себя. У нас же дома, как на перемене в школе.
Постоянно нужно со всеми договариваться, у каждого свои намерения, поэтому умение видеть и учитывать интересы других, а точнее, работать в команде, нам очень нужно. Вот если вам не очень приятно, что пол вы вовремя не помыли и он грязный, это же не обязательно значит, что вы чего-то при этом боитесь например, что микробы сейчас позаражают всю семью. Нет, я боюсь, что придёт кто-то, чьё мнение для меня важно, и увидит, что у меня бардак. Странно, кстати, любой дискомфорт сразу рассматривать с точки зрения страха. Шумилка писал а : Для начала нужно осознать, что ты заперт в своем "круге комфорта", и это далеко не норма. Если такого понимания нет, то начать работу над собой будет проблематично. Здесь я с вами согласна. И вот здесь надо работать над этим чувством дискомфорта, чтобы оно потом и не превращалось в страх. Шумилка писал а : Да?
А как же 4 типа, на которые вы легкой рукой поделили человечество?
Вначале все идет хорошо, но проблемы начинаются в послеуниверситетской жизни, когда повзрослевший отличник попадает во взрослый неидеальный мир. Он понимает, что многие дела можно выполнять и на 3, и продвигаться в жизни. Но мышление отличника мешает ему. В психологии используется метафора автобуса, где водитель — это вы, а пассажиры — ваши мысли, эмоции и поведение. Бывает так, что один из пассажиров начинает вам мешать, что-то требовать и кричать. Пока за рулем вы, все хорошо. Но если вы уступите рули мысли о том, что нужно быть отличником, тогда стоит задуматься о вашем мышлении и поведении. Как справиться с «синдромом отличника»?
Пропишите краткосрочные и долгосрочные плюсы и минусы, если это произойдет. Также можно поразмышлять над тем, какой будет ваша жизнь, если в ней будет меньше высоких стандартов. Задайте себе вопросы: «Каким я буду? Выявите убеждения, которые подталкивают вас к выполнению дел на пятерку.
Не обедняет ли отличный аттестат внутренний мир ребенка? Ответить на эти вопросы совсем не просто.
В наше время жесткой социальной конкуренции продолжают все еще «встречать по одежке»: конкурс аттестатов при приеме в высшее учебное заведение или на работу никто не отменял. Ото всюду разносятся призывы к карьерному успеху и т. Это оказывает просто зомбирующее действие и на родителей, и на детей. В итоге мы получаем не жизнь, а гонку по карьерной лестнице, за которой порой теряется то, что принято называть «жизнью», то есть жизнь и развитие души, причем, подчеркнем, многогранное развитие, а не только поглощение содержания многочисленных учебников. Еще раз повторим: если мы встречаем отличника, то это возможно в двух случаях: ребенку учеба дается легко и он спокоен и тогда все в порядке , либо ребенок выворачивается наизнанку, лишь бы не испортить свой аттестат и тогда надо бить тревогу. Оценка — вещь формальная и субъективная.
Школьник может действительно отлично знать предмет и иметь по нему только «четверку» в силу разных причин несобранность в ответственный момент, переживания, пристрастность учителя и т. Но его-то истинных знаний у него никто не отнимет. Другое дело, что они не будут достойно социально маркированы. Но, как говорили древние римляне: «Лучше знать, чем казаться». Далеко не все дети предрасположены к «синдрому отличника». Дело в том, что существует большое количество типов личности, которые по-разному относятся к социальному успеху.
Например, синтонные люди люди, для которых свойственно пребывать в состоянии естественной радости, наслаждаться жизнью, и настроение которых меняется по принципу — «солнышко - тучки» или психастеники тревожно-сомневающиеся личности гонки за хорошими оценками избегают. У первых и так все хорошо, а для вторых это слишком мучительно. Синтонные или психастенические дети легко могут получать оценки «отлично», но только за те предметы или темы, которые им искренне интересны. И родители, и учителя должны их в этом поддерживать и стимулировать таких детей.
Перфекционизм Когда родители сами привыкли доводить все до идеала и делают все, чтобы их ребенок был таким же. Как помочь ребенку Если вы обнаружили у своего ребенка синдром отличника, возьмите на заметку рекомендации от детских психологов онлайн-школы Kidskey: Хвалите ребенка не за оценки, а за знания Ребенка стоит мотивировать получать знания, интересоваться окружающим миром, делать свои открытия, а не стремиться получать высокие оценки. Потому что оценка — это всего лишь цифра, относительное понятие, которое не имеет ничего общего с его истинными талантами и способностями. Не переносите на личность ребенка успеваемость в школе Ребенку может быть трудно сидеть тихо на уроках, зато он блестяще выступает на сцене, он может испытывать трудности в математике, зато красиво рисовать. Подчеркивайте его сильные стороны и не сравнивайте с другими детьми. Сейчас такое время, что высокая успеваемость в школе не гарантирует успех в будущем. Научите ребенка воспринимать ошибки как получение опыта Все люди ошибаются. Это нормально. Не вините за это ребенка, а рассказывайте, как из ошибок делать правильные выводы. Этот навык пригодится ему не только в школе, но и во взрослой жизни. Научите ребенка анализировать свои поступки Чтобы не зависеть от внешней похвалы, нужно научиться оценивать свои поступки со стороны. Например, если получил плохую оценку, но сделал все, что от тебя зависит — ты молодец! Такой самоанализ поможет сохранить адекватную самооценку ссылка на статью про самооценку и выстраивать личные границы. Чаще обнимайте ребенка и демонстрируйте безусловную любовь При любом поведении ребенка дарите ему столько тепла и безусловной любви, сколько можете.
Чем опасен синдром отличника: 5 способов его побороть
Но разница между их недовольством и вашим в том, что окружающим особо нет дела до ваших неудач. Они могут осудить или осмеять, но уже через пару минут переключатся на что-то другое и забудут. А ваше недовольство собой придётся нести дальше, как кандалы. Если хотите исправить перфекционизм, начните с самооценки. Примите факт, что не бывает безупречных людей, и позвольте себе не быть таким. Знаем, это так легко не исправить. Но разобраться в себе и полюбить без одних пятёрок поможет психолог. Всё получится! Перераспределите приоритеты Иначе — перестаньте волноваться о том, что вам неинтересно.
Это достаточно просто сделать: в следующий раз, когда захотите удариться в достигаторство, спросите себя — зачем. Это ваше личное желание?
У такого ребенка нет свободного времени, друзей и увлечений. Отличник по желанию родителей. Некоторые родители уверены в том, что их ребенок должен быть отличником. Высокие оценки достигаются любыми способами: репетиторы чуть ли не с начальной школы, выполнение заданий вместо ребенка, давление и жесткий контроль над сыном или дочкой. Отличник поневоле боится плохих оценок, так как за ними стоит жесткая реакция родителей.
Школа вызывает тревожность, а в некоторых случаях страх. В погоне за оценками родители часто забывают о самом ребенке. Ребёнок в итоге получает статус отличника и просто обязан ему соответствовать. У него нет выбора, так как он — пример для одноклассников. Этого требуют родители, учителя или собственные амбиции. Комплекс отличника появляется, чаще всего, у отличников второго и третьего типа и реже у природных отличников. Как статус отличника перерастает в синдром Оценка в школе имеет важное стимулирующее значение — каждый ученик должен стремиться к высоким отметкам.
Получение пятерки — гордость для среднего ученика и норма для отличника. Получить пятерку для отличника — ничего не значит, а получить более низкую оценку — позор и порицание. Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие. Значит, нужно не просто постоянно выполнять домашние задания, а постоянно чем-то удивлять. Отсутствие оригинальности моментально замечается всеми. И уж совсем непростительно совершить ошибку: - педагоги высказывают мнение о недостаточной подготовке; - родители ищут причины в отсутствии старания; - сверстники радуются ошибкам того, кто учится лучше. Получается, что отличник — это ребенок, чьи ошибки стоят «дорого».
Школьная успеваемость отражается на личностных отношениях в семье и в школе. Просто получать пятерки становится недостаточным, нужно выигрывать конкурсы и олимпиады. Но вскоре окружающие привыкают и к таким победам. От отличника ждут чего-то нового. Помните правило шахматной королевы из книги «Алиса в зазеркалье»? Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!
Ребёнок с синдромом отличника, как правило, тяжело переживает даже незначительные неудачи, особенно ситуации, когда он не первый, не на высоте. Само стремление «быть на высоте» уходит корнями в детско-родительские отношения. Часто таким образом ребёнок пытается обратить на себя внимание, добиться своей значимости перед родителями и заслужить их любовь.
Обычно желание демонстрировать свою успешность является проявлением неуверенности в себе, причинами которой может быть совокупность различных факторов. Ребёнок может думать, что его недостаточно любят, что он недостаточно красив или успешен, возможно, его часто сравнивают с другими детьми, которые добились больших результатов. Бывает, что родители сами не понимают, как транслируют ребёнку не абсолютную любовь с полным принятием, когда «мы тебя любим несмотря ни на что», а любовь с союзом «если». То есть мы тебя любим, но с определёнными условиями — если ты победитель, если ты станешь лучшим, если ты сделаешь всё превосходно. Представьте только, какое давление и стресс испытывает ребёнок? Если я не буду лучшим — я потеряю любовь родителей! Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики.
Однако такие мысли ошибочны. Необходимо осознать, что любые действия являются, прежде всего опытом, помогающим обрести человеку себя, что способствует развитию. Не существует идеальных людей. А образ, засевший в мозге с детства — лишь иллюзорное представление, ошибка. Не нужно бояться экспериментировать, пробовать, действовать. Ведь именно в этом и заключается жизнь. Также следует научиться принимать собственную персону без прикрас. Зачем терзать себя бессмысленными переживаниями по причине собственного несовершенства? Ведь это бесполезно и ресурсозатратно. Лучше потратить энергию на самосовершенствование. Идеалов нет, но каждый индивид уникален и наполнен набором положительных черт и отрицательных качеств, равно как и остальные жители планеты. Нужно относиться проще к себе и не стремиться всегда добиваться только значительных результатов, ведь отсутствие результата, тоже является результатом. Лучшим способом избавиться от синдрома отличника является умение слышать собственное сердце. В детстве «отличник» слушал родителей, во взрослом состоянии пора ему научиться прислушиваться к себе. Это не подразумевает забыть о близких или не прислушиваться к их мнению. Это значит, что окончательное решение должно приниматься самостоятельно. Не нужно превращаться в заложника чужих надуманных правил. При синдроме отличника, прежде всего, страдает самооценка. Поэтому дабы освободиться от него, необходимо повысить самооценку, то есть научиться уважать собственные жизненные приоритеты, ценностные ориентиры и следовать им. Также надобно понять, что здраво лишь то, что в меру. А потому следует под себя подстраивать ситуацию. Порой рассматриваемый синдром может помочь его носителю, поэтому нужно научиться адекватно анализировать и оценивать любую ситуацию бытия. Главной проблемой людей с синдромом отличника является отождествления себя с плодами своей деятельности.
Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться?
Синдром отличника. Что делать? Советы родителям - Папамамам — МИФ | Синдромом отличника или перфекционизмом принято называть иррациональное стремление сделать все “на отлично”, лучше, чем другие. |
Синдром отличника у ребенка - Детская поликлиника Маркушка | Рассказываем, чем опасен синдром отличника у детей и взрослых, как его распознать и научиться держать под контролем. |
Чем опасен синдром отличника и как с ним справиться | Синдром отличника (отличницы): что это такое, почему появляется и как от данного комплекса. |
Все или ничего – уверен человек с синдромом отличника | это желание делать все идеально, преуспевать во всех сферах жизни и обязательно получать высокую оценку окружающих. |
Синдром отличника у ребенка – чем опасен, последствия | Перфекционисты стараются ради идеального результата, а люди с синдромом отличника – высокой оценке самих действий. |
О синдроме отличника: как его распознать, каковы последствия и как с ним можно справиться
Психологи утверждают, что синдром отличника – не самая популярная проблема среди родителей, так как большинство наоборот пытаются вытянуть школьника на четверки и замотивировать на какие-либо действия. Проще говоря, синдром отличника — нездоровая зависимость от одобрения окружающих, маниакальное стремление получать похвалу и достигать успеха во всем. Психологи утверждают, что синдром отличника – не самая популярная проблема среди родителей, так как большинство наоборот пытаются вытянуть школьника на четверки и замотивировать на какие-либо действия. Разбираемся, что такое синдром отличника, откуда он берётся и как с ним попрощаться. Синдром отличника достаточно опасен и может быть симптомом нервного расстройства.
Что такое синдром отличника и нужно ли требовать от ребенка отличной учебы
Цена совершенства: психолог рассказал о последствиях синдрома отличника. Синдром отличника — одна из форм проявления перфекционизма, которая оказывает негативное влияние не только на учёбу, но и на жизнь школьника. Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих.
Синдром отличника (почему именно отличника и как это связано со школой и оценками)
- Синдром отличника (почему именно отличника и как это связано со школой и оценками)
- Синдром отличника у ребенка – откуда он берется, что делать, советы психолога
- «Синдром отличника», или Почему «одни пятерки» — это не всегда хорошо
- У детей мало свободного времени
- Синдром отличника - как избавиться, причины - объясняет психолог
Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться
Нет предела совершенству. Однако погоня за идеалом может сильно отравлять ер, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может р. Синдром отличника – стремление к перфекционизму и убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Люди с синдромом отличника практически всегда думают о себе в негативном ключе и преуменьшают свои заслуги. Синдром отличника – стремление к перфекционизму и убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование.