Новости что такое сатирическое произведение

Сатирическое произведение — это литературный жанр, который использует сатирические приемы и стили для исмеивания негативных явлений в обществе. В сатирических произведениях часто авторами используются такие литературные приемы, как гипербола, сарказм, гротеск или пародия.

Сатира это в литературе кратко

Сатирические жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью описания, адресностью фактов. Типичное сатирическое произведение является побочным продуктом общественных изменений, политических и социальных трансформаций. сатира — сатира ж. 1. Произведение, осмеивающее какой-либо порок, недостаток (в литературе классицизма).

У истоков русской сатиры

В мультике неоднократно затрагивают злободневные темы человеческого общества, такие как смысл жизни, проблемы гомосексуалии, цензуры, молодёжи, науки и религии. Главный же герой пытается исправить это положение. Главные титаны мультипликационной сатиры на американское и не только общество. Аниме и манга[ править ] Shimoseka — на удивление данное аниме ещё в далёком 2012 году смогло проехаться по политкорректным трендам. Основа сюжета — лишение вообще упоминаний и намёков о сексе, а также запрет на непристойности и брань. Да-да, задолго до того как на Западе начали бороться с объективацией персонажей и сексуализированным контентом, который может не дай бог навредить «снежинкам». Разве что не было упоминаний о репрезентации меньшинств. Серия игр GTA. Рокстары успели высмеять многие реалии американской жизни. В пятой игре серии, к примеру, мы видим предвыборную борьбу двух кандидатов в губернаторы, а именно — Джока от республиканцев, и Сью от Демократов.

А теперь вспомните президентские выборы 2016 года! И Bully от тех же авторов! Только тут высмеиваются школьные реалии и её стереотипы. Да и сама игра является карикатурной пародией на ванильные подростковые фильмы о школе. Серия игр Persona , особенно пятая часть. Тут разработчики успели проехаться по всем реалиям современного общества. Тут Япония не пригламуренная, как в аниме категории Б, и авторы не стесняются показать все её пороки. Но при этом почему-то стесняются высмеивать радикальных феминисток. Postal 2.

Просто Postal 2! Тут уж проще сказать, что разработчики из Running with Scissors, подражая традициям Южного Парка, устроили натебейку всем и вся! Городок Парадайз кишит идиотами всех мастей, где единственным нормальным человеком во всём безобразии оказался полный козёл и антигерой Чувак. Особенно досталось борцам за нравственность, которые хотят запретить жестокие игры. Первые игры серии Ratchet and Clank были сатирой на капитализм и общество потребления в целом чего только стоил инопланетный тиран Дрэг, похожий на Рэйгана и на редкость неприятный супергерой Капитан Кварк, явно срисованный с Супермена и Атома. Да, в детской то игре. И к сожалению, эту же фичу убрали в последних частях франшизы, включая даже ремейк первой части.

В менипповой сатире Апоколокинтосис Отыквление Сенеки , I в.

Художественные элементы менипповой сатиры присущи также произведениям вполне серьезного содержания Утешение философией латинского поэта-философа Боэция , VI в. Рабле , Дон Кихот Сервантеса , драматургия Шекспира и др. По степени изученности наукой о литературе мениппова сатира существенно уступает сатире как лиро-эпическому жанру. Пристальное внимание исследованию фольклорных истоков менипповой сатиры и ее влиянию на европейский роман в литературоведении 20 в. Бахтин , который и ввел этот малоизвестный ранее термин в широкий научный оборот. Особая, свойственная всем литературным жанрам, форма художественного отображения действительности — обличение и высмеивание отрицательных, внутренне превратных явлений жизни. В этом случае о сатире можно говорить как о типе художественного пафоса, особой разновидности комического: уничтожающем осмеянии предмета изображения, раскрытии его внутренней несостоятельности, несоответствия своей природе или предназначению. В европейских литературах последних столетий именно этот тип сатиры получил наибольшее распространение.

Его история и теория еще разработаны слабо, что, однако, не мешает обозначать основные характерные черты сатиры этого типа. Обязательное следствие сатирического творчества — смех. Смех как реакция на сатиру может звучать открыто или приглушенно, но всегда остается — наряду с обличением — основой сатиры, ее способом обнаруживать несоответствия между видимостью и сущностью, формой и содержанием. Этим художественная сатира отличается от прямых видов критики личных и общественных недостатков. От юмора сатира принципиально отличается природой и смыслом смеха. Для юмора смех — самоцель, задача писателя-юмориста — развеселить читателя. Для сатиры смех — средство развенчания недостатков, орудие бичевания человеческих пороков и проявлений социального зла. В отличие от юмора, сатире свойственны суровость и тенденциозная страстность.

Юмор обычно предполагает двойственное отношение к своему предмету — в осмеиваемом вполне может заключаться положительно прекрасное к примеру, благородный идеализм Дон Кихота, патриархальная доброта и душевная чистота старосветских помещиков из одноименной повести Н. Гоголя и др. Поэтому юмор снисходителен, умиротворен. Сатира же отличается безоговорочным неприятием своего предмета. При этом ее эстетическая сверхзадача — обличая, возбуждать воспоминания о прекрасном добре, истине, красоте , оскорбляемом пошлостью, пороком, глупостью. Двойственную сущность сатирического творчества точно определил в трактате 1796 О наивной и сентиментальной поэзии Ф. Шиллер : «Действительность как недостаточность противопоставляется в сатире идеалу как высшей реальности. Действительность, таким образом, обязательно становится в ней объектом неприятия».

Салтыкова-Щедрина , «в царство теней все отживающее», и тем самым выражает положительное, восславляет подлинно живое. Идеал сатирика выражен негативно, обнаруживает себя через «антиидеал», через свое возмутительное и смехотворное отсутствие в конкретном предмете обличения. И в юмористических, и в сатирических произведениях нескрываемо присутствует авторская индивидуальность, но формы ее проявления также различны. В юморе смех тяготеет к универсальной «усмешке», часто он распространяется и на самого смеющегося например, на героя-«энтузиаста» новелл Э. Гофмана , на лирического героя цикла Г. Гейне Романсеро и стихов Саши Черного и др. В сатирических произведениях авторская субъективность проявляется по-иному — прежде всего в их откровенной тенденциозности и публицистичности, которые указывают на непреодолимую границу между моральным миром художника и обличаемым предметом. Эти особенности заставляют некоторых авторов говорить о художественной ограниченности сатиры.

Так, Гегель утверждал в трактате Эстетика, что в сатире «находит свое выражение не чувство души, а всеобщее представление о добре,.. Достаточно часто критика пытается показать, что шедевры сатирического искусства не ограничиваются решением лишь собственно сатирических задач. Так, В. Белинский , размышляя об одном из вершинных достижений русской сатирической литературы, полемически замечает: «Нельзя ошибочнее смотреть на Мертвые души и грубее понимать их, как видя в них сатиру». Белинский расширительно трактует характер гоголевского смеха, аттестуя его не как «сатиру», а как «юмор», находит в нем, помимо «субъективности» и «социально-обличительного пафоса», «известную полноту изображения» и «слитность смеха с грустной любовью». Наиболее последовательно в современном литературоведении взгляд на чистую сатиру как на искусство «голое и прямолинейное», как на смех сугубо «отрицательный, риторический, несмеющийся, односторонне серьезный» выразил М. Такого рода сатире Бахтин противопоставляет собственную концепцию «амбивалентного», двойственного «карнавального» смеха — одновременно отрицающего и утверждающего, издевательского и веселого. Этот смех, по Бахтину, имеет культовое, фольклорно-мифологическое происхождение: осмеяние и срамословие обладали искони магическим значением, были связаны с категорией обновления, расставания со старым годом, укладом жизни и т.

Смех как бы фиксирует этот момент смерти старого и рождения нового. Здесь имеет место далеко не голая насмешка, отрицание старого неразрывно слито в этом типе смеха с утверждением нового и лучшего. Бахтин считает такой смех принадлежностью т. Образцы карнавального смеха в изобилии дают европейское средневековье фасцении, фаблио, шванки и др. При широком толковании сатиры «антиидеал», подразумевающий «идеал» бахтинские характеристики двойственного, амбивалентного карнавального смеха приложимы и к ней. В сочинениях Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, Ф.

Достоевского сатира не менее двойственна: смеясь, она в то же время скрывает «невидимые миру слезы». Посмеявшись, читатель как бы переходит от конкретных впечатлений к итоговому размышлению: частное предстает перед ним крупицей всеобщего, и тогда в сатире обнаруживается трагическое, ощущение надлома в законах самого бытия. Салтыкова-Щедрина, герои Сентиментальных повестей М. Зощенко вызывают комический эффект, пока читатель воспринимает их как индивидуальные характеры, но стоит их осмыслить как типы, они предстают «прорехой на человечестве», раскрывается трагический аспект самого бытия. Поскольку сатирический пафос может пронизывать собой любые жанры, в советском и российском литературоведении периодически возникали попытки представить сатиру самостоятельным родом художественной литературы Л. Тимофеев, Ю. Основания к тому исследователи видят в особых принципах сатирической типизации и в специфике сатирического образа. Сатирический образ — результат сознательного «искажения», благодаря которому в предмете выявляется доселе скрытая комическая сторона и его внутренняя неприглядность.

Сатира как бы пародирует жизненный объект. Она то приближается к нему вплотную, то в своих преувеличениях и обобщениях настолько далеко отходит от жизненного материала, что реальные признаки получают в образе воплощение фантастическое, подчеркнуто условное. Такое отклонение сатирического образа от «обычного» достигается за счет заострения, гиперболизации, преувеличения, гротеска. В гротескные формы могут воплощаться фантастический сюжет Путешествия Гулливера Дж. Свифта , Хромой бес А. Лесажа , История одного города М. Салтыкова-Щедрина, Клоп В. Маяковского , аллегория басни Эзопа, Ж.

Лафонтена , И. Крылова , пародийное преувеличение Житейские воззрения кота Мура Э. В области языка гротеск опирается на остроту — минимальный элемент простейших сатирических жанров: каламбура, афоризма, анекдота. Гротеск, шарж в сатире обычно раскрывает комическое в той стороне личности, которой она походит на неодушевленную вещь, механическую деталь, косный, безжизненный автомат рассказ А. Чехова Унтер Пришибеев, государственные чиновники в романе Я. Гашека Похождения бравого солдата Швейка и др. Философ-литератор А. Бергсон так комментирует эту сторону гротеска: «Комично вставлять себя в готовые рамки.

И всего комичнее перейти самому в состояние рамки, в которую другие будут бегло вставлять себя, то есть окаменеть в известном характере. Пути сатирической типизации различны. Рационалистическая сатира сконцентрирована на изображении явлений общественной жизни. Обрисовка индивидуальных черт здесь ограничена, широко применяется фантастическое допущение. Сатира такого типа приобретает зачастую памфлетное звучание, исследование жизни идет в формах «доказательства от противного». Образ-персонаж в произведениях такого рода склонен превращаться в символ и немыслим вне художественного гротеска Органчик из Истории одного города М. Композиционно произведения этого типа строятся нередко как диалоги, посредством которых сталкиваются враждующие идеи или качества.

Остроту этой борьбы отлично характеризует самая лексика челобитных, в которых притесняемые духовными феодалами крестьяне и посадские именуют поступки своих обидчиков, не считаясь с высотой их духовного сана, «озорничеством», «насильством», «грабежом», жалуются, что их «разоряют», «морят голодом», «оболгав ложным челобитьем», «стакався воровски» со светскими властями и т. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII века, т. В условиях этой борьбы вырастали ненависть и презрение к духовенству и равнодушие к церковной обрядности, поддерживавшиеся пренебрежительным отношением самого духовенства к религии. Обе эти антеклерикальные темы были подхвачены сатирой. То, что Белинский в письме к Гоголю назвал «образцовым индифферентизмом в деле веры», свойственным русскому духовенству «Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, схоластическим педантством да диким невежеством» В. Сомнение в признанных церковых авторитетах выразилось в насмешливой «Повести о бражнике»; формальное благочестие, за которым кроются корыстные цели, осуждено «Сказанием о куре и лисице»; отсутствие традиционного почтения к самой церковной обрядности породило смелую форму «Службы кабаку», «Повести о крестьянском сыне». Засилье «богатых мужиков» в посадах и на селе, против которого во второй половине XVII в. Сатира отразила эту борьбу в гневных репликах «голого и небогатого человека» — героя «Азбуки о голом», в насмешке над «малоумием» сельского богача, принимавшего вора за «ангела господня», в ироническом «Послании дворительном» к взяточнику. В обстановке все усиливающейся эксплуатации господствующим классом трудового народа были созданы сатирические портреты «дворянских детей»—Фомы и Еремы «Повесть о Фоме и Ереме» , неспособных ни к какому труду, и ироническое описание пожалованного дворянину «поместейца малого», где с народа за проезд берут всякие пошлины, а хозяева и их гости живут в сказочном, гротескно изображенном изобилии «Сказание о роскошном житии и веселии». Одним из способов пополнения оскудевшей за годы «смуты» царской казны была усиленная организация кабаков «кружечных дворов», в которых целовальники грабили народ и в пользу казны, и в собственных интересах; брали в заклад, несмотря на официальные запрещения, всякое имущество посетителей; стремились, по царскому наказу, «искать перед прежним прибыли». Челобитные «меньших и середних» людей обращались с просьбами «свести» кабаки — закрыть их, чтобы не разорялся народ. Сатира подхватывает и эту тему, гневно изображая «обнажение велие» посетителей кабака, показывая кабак как воплощение всякого зла, как виновника бедствий, постигающих пьяницу. Не миновала сатира XVII в. Недоверие, а иногда и прямая вражда к иностранным специалистам разного рода, приезжавшим по вызову правительства, объяснялись неуважительным отношением их к людям и обычаям новой родины; тем , что под видом мастеров проникали всевозможные авантюристы, шпионы, наносившие немалый вред; что способы торговли, практиковавшиеся иноземными купцами, были убыточны и для русских купцов, и для покупателей. На этой почве вырастало враждебное отношение к иноземцам вообще, крайним выражением которого является сатирический «Лечебник... Литературная сатира, как и устная, народная, касалась иногда и более узких тем «бытового» характера: язвительно насмешливо изображала ревнивого мужа с его подозрительностью «Слово о мужах ревнивых» , высмеивала тех, кто тянется за богачами, не имея на то средств, в частности била по обычаю «меньшего» свадебного чина вписывать напоказ в список приданого и то, чего на самом деле семья дать не могла пародийная «Роспись о приданом». Как видим, наиболее яркие сатиры XVII в. В этой литературе нет того отвлеченного морализирования по поводу человеческих пороков «вообще», которое характерно для сатирических элементов дворянской литературы XVIII в. Сатира в ряду этих способов занимала свое немаловажное место. В сюжетах сатирических произведений XVII в. В отличие от современных им «гисторий» и «сказаний», бытовавших также и среди демократических читателей, сатиры избирают своим сюжетом простейшие и обычные случаи из повседневного быта. Но эти случаи выбраны так, что они дают возможность обнаружить те стороны феодально-крепостнической действительности, обличение которых составляет задачу писателя. Сатира XVII в. Произведения сатирической литературы XVII в. На этом старшем этапе своего развития сатира пользуется уже готовыми литературными формами, всегда точно и обоснованно отбирая их из устоявшейся традиции. Выбирая средства для выражения сатирического замысла, демократические писатели имели перед собой полноценный образец в виде народной сатиры, также жанров о неоднородной. Сатирическая сказка и пословица, прибаутка и небылица сих своеобразным методом создания сатирических характеристик, обобщений нашли себе в литературе применение и в целом, и в отдельных своих элементах. В повестях о Шемякином суде, о куре и лисице, о крестьянском сыне, о Фоме и Ереме ведется рассказ приемами сатирической бытовой сказки, отчасти — сказки о животных. Но в «Азбуке о голом и небогатом человеке», «Службе кабаку», «Калязинской челобитной» сатирическая пословица и прибаутка являются лишь одним из элементов сатирического стиля. Народная небылица определила форму изложения таких жанрово различных произведений, как «Лечебник на иноземцев», «Роспись приданого» и «Сказание о роскошном житии и веселии». В народной сатире писатели XVII в. Стали пародироваться также литературные и документальные жанры. Выбор этих образцов, как и в фольклорной практике, всегда строго обоснован сатирическим замыслом. В XVII в. Коллективные и индивидуальные челобитные на царское имя или воеводам и другим властям, челобитные, подававшиеся земским соборам, пытались «законным» путем протестовать против «обид, насильств, продаж», против злоупотреблений и беззакония, против «московской волокиты» в судебных делах и т. Известны челобитные монахов, которые жаловались на свое монастырское начальство, разоряющее пьянством «монастырскую казну», доводящее до нищенства и «братию». На фоне этих челобитных с особой остротой выступает иронический замысел «Калязинской челобитной» — сетований пропойц-монахов на «лихого архимарита», который «почал монастырский чин разорять», т. Разнообразные способы пародирования и стилизации церковной и религиозно-учительной литературы употреблялись для разоблачения лицемерия, внешнего благочестия, распущенности духовенства; в «Службе кабаку» проведено смелое сопоставление «мученика за веру» с пьяницей, гибнущим от кабака. Даже мелочное стремление тянуться за богатыми, ни в чем не отставать от них, хотя бы средства и не позволяли этого, сказывавшееся в некоторых обычаях «меньшего» свадебного чина, было высмеяно в XVII в. Так мастерство сатириков XVII в. Умелому применению жанров деловой и церковной письменности способствовали профессиональные навыки той среды, из какой выдвигались создатели сатирических произведений, — мелкие приказные служащие, «плебейская» часть духовенства, примыкавшая к оппозиции посада и крестьянства. Необходимо сразу подчеркнуть, что в XVII в. Пародирование определенных образцов было, как мы видели, неразрывно связано с сатирическим замыслом, с темой общественного, а не узко литературного значения Как литературную пародию, может быть, следует рассматривать загадочную, условно названную издателем «Сказку о молодце, коне и сабло», сохранившуюся в отрывке в рукописи собр. Гиперболическое описание коня и оружия «доброго молодца», возможно, пародирует входившие в моду в XVII в. Это пародирование было лишь одним из средств, помогавших острее, ярче представить предмет обличения. И в этом отношении сатирическая литература XVII в. Выбор контрастирующего образца для пародирования сразу давал возможность заострить тему, нарушив привычные нормы применения данного жанра. В сопоставлении с теми реальными явлениями, для изображения которых служила в прямом своем назначении пародируемая форма, с теми задачами, какие она выполняла, обличаемое в сатире явление особенно резко обнаруживается в своих отрицательных сторонах. В этом легко убедиться на двух-трех примерах. Смелый замысел — заставить пьянствующих монахов направить самому архиепископу челобитную на строгого игумена, притом открыто назвать по имени лиц, действительно занимавших в годы написания пародии эти должности, — для читателя XVII в. Изложение истории «до нага» обобранного в кабаке пропойцы в форме церковной службы мученику, пострадавшему за веру, также нарушало все привычные ассоциации, связанные с этой литературной формой, сближало два резко противоположных образа, заостряя с помощью этого сближения сатирическое изображение и самого пьяницы, и «кабака шалного» — виновника его несчастий. Таким образом, пародирование определенных литературных и документальных форм в сатире XVII в. Преувеличение, гротеск служат той же цели. Обиженные «лихим» игуменом челобитчики в «Калязинской челобитной» стремятся доказать его вину тем, будто он монастырскую «казну не бережет», и в пояснение сообщают комически преувеличенные размеры убытков: звоном «ис колокол меди много вызвонили и железные языки перебили, три доски исколотили, шесть колокол разбили», на «уголье» для кадил сожгли «четыре овина», ладаном все «иконы закоптили», а монахам «оттого очи выело»; посты так строги, что «мыши с хлеба опухли, а мы с голоду мрем», и т. На гротескном нагромождении невероятных обстоятельств построена «Повесть о Шемякином суде»: чтобы разоблачить пристрастность судьи, автор сначала заставляет своего героя невольно совершить подряд целую цепь случайных преступлений, а затем комически отражает их в столь же невероятном судебном приговоре. Гротескно представлено «малоумие» «богатого мужика», принимающего вора за «ангела господня». Фантастическая ситуация лежит в основе сюжета «Повести о бражнике», который у «врат райских» ниспровергает церковные авторитеты, уличая в «грехах» апостолов, библейских царей, святых. На комическом преувеличении неудач в работе строится рассказ о Фоме и Ереме — сатира на неспособных к труду представителей господствующего класса; комически серьезная жалоба Осетра и Сома на обидевшего их маленького Ерша в «Судном деле Леща с Ершом» предстает как насмешка над «глупыми и неразсудными» богатыми и знатными людьми, и т. Так с помощью преувеличения, гротеска подчеркивается отрицательная характеристика темных сторон исторической действительности, заостряется сатирический смысл произведения. Выше отмечено, что теми же средствами пользуется и сатира трудового парода, отражающая его антикрепостнические настроения или борьбу с отрицательными явлениями в своем быту. Иронию, характерную черту сатирической стихии в народной поэзии, классики русской литературы расценивали как одну из форм протеста против несправедливостей жизни. Сатирическая литература XVII в. Старшая русская сатира в ее ведущих образцах никогда не снижается до простого вышучивания, поскольку, как мы видели, темой своей она берет не случайные мелкие факты, а явления широкого общественного значения. В применении того или иного оттенка иронии в сатире обнаруживается яснее всего мировоззрение автора, его отношение к изображаемым событиям; поэтому вопрос об иронии как одном из качеств сатирического стиля XVII в. Следует отметить, что в сатире XVII в. В сатирических произведениях XVII в. В ряде сатирических произведений авторская речь вообще отсутствует. Нет авторской речи и в таких произведениях, самая форма которых не оставляла места для нее, как «Лечебник на иноземцев», «Роспись о приданом», «Судное дело Ерша с Лещом». В сатирах, где рассказ ведется «по-сказочному», авторская речь по своей функции напоминает ремарки драматических произведений. Вначале автор сообщает кратко, в какой обстановке происходит действие: «Стоит древо высоко и прекрасно, а на том древо сидит кур велегласны, громкогласны, громко распевает, Христа прославляет, а християн от сна возбуждает. И под то древо, к тому седящему на древо к велегласному х куру пришла к нему ласковая лисица и стала ему говорить лестными словами, глядя на то высокое древо» «Повесть о куре и лисице» ; «Некий человек, пиющий рано велми в празники божия, за всяким ковшем господа бога своего прославляет. По неких днех реченаго дни прислал бог ангела своего по душу того человека; понесли душу того человека к божественным вратом, поставили того человека у врат; отиде прочь. Нача человек толкатися у врат. Прииде ко вратом Петр апостол» «Повесть о бражнике» ; «Бысть неки крестьянской сын у отца своего и матери. И отдан бысть родителми своими грамоте учитися, а не ленитися. Почал ево мастер болно бил, подымаючи на козел, за ево великое непослушание и за ленивство. И он, крестьянской сын, в то дело ся дал, а учения не возприял себе и учал себе размышлять» «Повесть о крестьянском сыне» , и т. В дальнейшем автор лишь связывает части диалога довольно однообразными «и рече», «и отвеща», добавляя иногда указание на эмоциональпый тон последующей реплики: «... В «Повести о крестьянском сыне» реплики вора предваряются кратким описанием его действий: «... Единственное произведение сатирической литературы XVII в. Обличение кабака и пьяниц от лица автора, а не только от лица «до нага» обобранных посетителей кабака обусловлено здесь самой формой, пародирующей церковные песнопения: лирические излияния молящегося и прославление им мученика в церковной службе превращаются в пародии в суровые обвинения и «злословие» кабака как со стороны пьющих в кабаке, так и самого автора. Однако, и не вмешиваясь прямо в рассказ, авторы сатир умели настроить читателя в тон своему отношению к изображаемым фактам, и делали они это с помощью всей интонации повествования через речевые характеристики героев. Нам всегда ясны авторские оценки, то, что Чернышевский называл «приговором» поэта или художнику над изображаемыми явлениями. Поэтому и нельзя относиться к старшей русской сатире лишь как к выявлению «особой стихии веселости» И. Домашний быт русских царей... Было бы исторической ошибкой искать уже в сатирических произведениях XVII в. Как и во всей допетровской литературе, в старшей сатире еще нет индивидуализированных героев. Они все в той или иной мере представляют собой только обобщения определенных типических черт данной общественной среды. Но если в положительном герое древнерусская литература показывала и «норму класса», т. В сатире XVII в. Первый герой — страдающий от гнета феодально-крепостнического строя; через его судьбу автор показывает отрицательные стороны этого строя и, обличая их, сочувствует обездоленному. Таков «голый», разоренный «богатыми мужиками», пьяница, «до нага» ограбленный целовальником и «шалным кабаком», ставленник, обобранный попом Савой, «крестьянин» Лещ, выгнанный «боярским сынчишкой» Ершом из Ростовского озера, бедняк, идущий на суд к Шемяке, бражник, которого не пускают во «врата божия». Другие герои сатир — непосредственные объекты сатирического обличения, насмешки. Это «богатые мужики», «бедняки», целовальник, «кабак», являющийся воплощением зла, судьи-взяточники, пьянствующие монахи, поп Сава, «воевода Осетр» и «окольничий Сом» и т. Отношение автора к герою иногда становится двойственным, противоречивым: он и глубоко жалеет пьяницу, доведенного до нищеты, а то и до тюрьмы «шалным кабаком», и в то же время осуждает его за потерю чувства собственного достоинства; он на стороне крестьянина Леща в его тяжбе с Ершом, но явно одобряет Ерша, когда тот издевается над воеводой и окольничьим, над судьями. Все герои сатиры показаны исключительно с точки зрения того явления, против которого сатира направлена. Все внимание сосредоточивается на этом осуждаемом явлении, а не на человеческом характере в целом. Безымянные герои сатирических произведений представляют собой художественные обобщения; не случайно поэтому они в своем огромном большинстве и называются по признаку этого, лежащего в основе авторского замысла, осуждаемого явления: «голый» — герой сатиры о разорении «богатыми мужиками» «младого» наследника; пьяница и все другие посетители кабака, названные только по профессии, — герои «кабацкого праздника»; «кростьянишка» Лещи «боярский сынчишка» Ерш — герои повествования о тяжбах в суде, «бедный» и «богатый брат» — повести о Шемякином суде, «иноземец» — «Лечебника», и т. Именами наделены дишь судья Шемяка, поп Сава приравненный этим именем к герою народных пословиц, в которых имя Сава взято как рифма к «слава»; эта рифма перенесена и в сатирическую повестушку о нем , ни к чему не пригодные Фома и Ерема. Герои сатир не имеют индивидуальных биографий, в описании их поведения, характеров, отношений с окружающими собраны типические черты данной общественной среды данного образа жизни. Однако следует в полной мере оценить то уменье, с каким авторы XVII в. Ничего особо примечательного авторы не сообщают о своих героях — и о тех, кому они сочувствуют, и о тех, кого осуждают. В сатире на первом плане представлена уродующая и самих людей, и их жизнь действительность феодально-крепостнического быта; в неразрывной связи героев с их бытовой обстановкой, с мелкими делишками, какими они заняты, вырисовываются и они сами как типы, которые читатель встречал на каждем шагу, и те явления жизни, суд над которыми произносит сатира. В том-то и заключается общественное значение этих первых опытов русской сатиры, что она умеет через изображение мелких, незначительных самих по себе фактов и поступков подвести читателя к большим и серьезным вопросам тогдашней жизни: порочной практике пристрастного суда, взяточничеству властей, распущенности «белого» и «черного» церковного сословий, бесправия неимущих, спаивания населения и т. В то время как в «большой» литературе прошлого, преимущественно исторической, герой-феодал, выразитель определенного общественного идеала, рисовался вне своего обычного бытового окружения, в обстоятельствах более или менее исключительных сражения, государственное строительство, дипломатическая деятельность и т. Поэтому в сатире гораздо больше, чем в других видах литературы, предметов этого быта, не случайно выхваченных из него, а подобранных так, что они помогают представить нам условия той конкретной, реальной жизни, в которой совершаются поступки, осуждаемые сатирой. Поэтому в лучших образцах сатиры мы действительно видим людей, уродующую их обстановку, зло, которое она приносит. Мы видим замоскворецкого «попа Саву», сутягу и ябедника, который «по приказам волочитца», вместо того чтобы служить в церкви, «по площади рыщет, ставленников ищет»; видим «ставленников», которые «капусту поливают», «баню топят» попу, вместо того чтобы учиться; слышим жену, которая пытается предостеречь беззаботного попа, вычитывает ему все «вины», грозит наказанием, выражая авторскую оценку его поведения; наконец, житво представляем наказанного попа — он сидит в «патриаршей хлебне» «на цепи», «сеет» муку и разливается в запоздалых сожалениях. С большим мастерством воспроизведены в «Службе кабаку» сцены кабацкого быта, на фоне которых показано постепенное нравственное падение пьющего, хотя в этих сценах немало и грубых натуралистических подробностей. Выразительные портреты калязинских челобитчиков проступают через их собственный рассказ о том, как они «до полуночи у пивного ведра» «утрудятся», «на утро встать» не могут, «где клобук с мантиею» не помнят, в церковь «к росходному началу» едва поспеют; как они просятся в слободу «благословение коровнице подать»; как жалуются, что от кадил им «очи выело, горло засадило», а от постов они «с голода мрут». В мечтах этих пьяниц о «добром архимарите», который «горазд лежа вино да пиво пить», о веселой жизни при нем раскрываются вполне реальные картины беспробудного монастырского пьянства, засвидетельствованного и в деловых донесениях московских надзирателей за монастырским бытом. Именно этот быт насытил литературные описания таким обилием «обиходных» слов — названий бытовых предметов, определений их качеств, положения бедняка и т.

Приёмы сатирического обличения. Юмор вид комического. Средства комического в литературе. Юмор сатира ирония сарказм гротеск. Сатира и сарказм это в литературе. Гипербола ирония сарказм и. Лирическая сатира. Лирика сатира примеры. Сатира лирический Жанр. Лирическая сатира это в литературе. Сатиры это в литературе. Определения жанров:сатира. Ирония примеры из художественной литературы. Ирония это простыми словами. Юмористический фельетон это. Виды создания комического. Ирония юмор сатира в литературе. Юмор ирония сатира сарказм. Сатира в творчестве Салтыкова Щедрина. Сатирические приемы в сказках Салтыкова Щедрина. Сатира в русской литературе 20 века. Сатира в русской литературе 19-20 века. Сатира и юмор в литературе 20 века. Сатирические произведения в творчестве Салтыкова-Щедрина. Особенности сатирической сказки. Презентация сатира Салтыкова Щедрина. Ирония что это означает. Ирония понятие в литературе. Приемы сатиры Маяковского. Сатира это художественный прием. Чем отличается сатира от юмора. Юмор и сатира сходства и различия. Средства сатиры. Средства сатирического изображения. Таблица сатира. Что такое юмор, сатира, Гипербола, гротеск,.

Sorry, your request has been denied.

Что значит сатирическое произведение Сатира в произведениях Классическая форма сатиры к XIX веку исчезает, но сильно её влияние на лирику ( «На выздоровление Лукулла» и др.
Писатели-сатирики и их роль в обществе Цель сатирических произведений – осмеяние общественных недостатков с целью их искоренения и исправления.

Комическое в литературе (юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск)

Что такое сатирическое произведение сатира, сатиры, жен. (лат. satira). 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира.
Что такое сатира? - YouTube сатира — сатира ж. 1. Произведение, осмеивающее какой-либо порок, недостаток (в литературе классицизма).
Сочинение Нужны ли сатирические произведения? | Нейросеть отвечает Что такое сатирическое произведение в литературе.

Основные понятия теории литературы: сатира, юмор, ирония, сарказм

Определение ее как жанра можно лучше понять, обратившись к произведениям Персия, Горация и особенно Ювенала, в которых римская сатира дала самые высокие образцы.
Познавательная роль сатиры в произведениях Зачастую сатира становится очень субъективна, потому часто писатели-сатирики сами подвергаются острой критике.
Смех сквозь слезы: что такое сатира в литературе и как она действует? сатира, сатиры, жен. (лат. satira). 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира.
Сатира: история и особенности жанра Что же касается до междужанровой сатиры, т.е. до сатирического отношения к действительности, реализующегося в разнороднейших жанрах (третье значение слова «сатира»), то с ее систематическим изучением дело обстоит очень плохо.
Московские новости Сатирическое произведение – это литературное или художественное произведение, которое с помощью шуток, иронии и сатиры изображает недостатки, ошибки или противоречия в обществе, политике, культуре и других сферах жизни.

Литературная ирония. Почему популярны современные сатирические рассказы

Таким образом, сатирические произведения играют важную роль в формировании общественного мнения, расширении кругозора, пробуждении мыслительного процесса и поднятии настроения. Они позволяют высмеять негативные аспекты общества и вызвать обсуждение проблем, что способствует их преодолению. Особенности сатирического стиля Сатирический стиль литературы особенен своим специфическим подходом к отображению действительности. В своих произведениях сатирики используют различные средства высмеивания и иронии с целью раскрытия недостатков и пороков общества. Основные особенности сатирического стиля включают следующие аспекты: Критика: Сатирические произведения обычно направлены на острокритический анализ проблем и недостатков в обществе, политике или культуре. Авторы используют разные методы для выявления и подкрепления своей критики, включая сарказм, иронию и пародию. Юмор: Сатира часто основана на юморе, как основном механизме передачи своего сообщения. Сатирики владеют острым, саркастическим или самоироничным юмором, который позволяет им выражать свое недовольство или несогласие с существующей действительностью. Упрощение: Для достижения максимальной ясности и эффектности, сатирики обычно используют простые языковые и стилистические приемы. Они стремятся к максимальному пониманию своего сообщения, поэтому предпочитают простоту и выразительность приемов, чтобы они были доступны как можно большей аудитории.

Искажение реальности: Сатирические произведения часто используют искажение и переобразование реальности для достижения своих целей. Это может включать создание выдуманных персонажей, сюжетов и событий или карикатуризацию реальных людей и явлений. Особенности сатирического стиля делают его уникальным и важным жанром, способным привлечь внимание к социальным проблемам, вызвать улыбку и заставить задуматься о мире вокруг нас. Юмор и ирония в сатире Юмор в сатире может принимать различные формы — от остроумной игры слов до простого смехотворного описания ситуации.

Особого мастерства в гротескном изображении действительности достиг М. Салтыков-Щедрин в сказках, «Истории одного города». Аллегория Это способ передачи понятия на основе конкретного образа, иносказание. Автор использует не прямое наименование, а намёк, систему скрытых представлений. Аллегория — это слово фраза , использованное в переносном смысле для обозначения каких-либо общепринятых явлений, понятий. Например, смерть — фигура с косой, Фемида — правосудие. Аллюзия Это намёк. В литературе этим словом называют приём, указывающий на какой-либо общеизвестный факт, явление, событие. Писатели и обычные люди используют фразы, содержащие имена собственные или лексемы, связанные с историческими, мифологическими, др. Например, очень сильного человека могут назвать Гераклом, ассоциируя его с древнегреческим героем. Это аллюзия. Эзопов язык Данный фразеологизм в литературе обозначает иносказание. Связан он с именем древнегреческого баснописца Эзопа, который использовал особую форму высказывания, обличающего пороки общества и человека. Этот приём характерен для басен и притч.

Кроме того, сатира и ирония могут привести к утрате доверия к авторам и их сообщениям. В целом, сатира и ирония имеют свои преимущества и недостатки. Они могут быть мощным инструментом для критики и изменения общества, но при неправильном использовании могут вызывать негативные последствия. Поэтому важно использовать сатиру и иронию с осторожностью и учитывать их потенциальные негативные эффекты. Современные проявления сатиры и иронии в литературе В современной литературе сатира и ирония продолжают играть важную роль. Они используются для критики общественных явлений, политики, культуры и других аспектов современной жизни. Вот некоторые из современных проявлений сатиры и иронии в литературе: Пародия Пародия — это форма сатиры, которая имитирует стиль, тему или жанр другого произведения с целью высмеять или критиковать его. В современной литературе часто можно встретить пародии на популярные книги, фильмы или жанры. Это может быть смешное переосмысление известных произведений или их элементов, которые вызывают у читателя узнавание и смех. Сатирические романы Сатирические романы — это произведения, в которых сатира используется для критики общества и его недостатков. Они часто содержат гротескные и комические ситуации, а также персонажей, которые являются карикатурами реальных людей. Сатирические романы могут быть как фантастическими, так и реалистическими, но их главная цель — вызвать у читателя размышления и осознание проблем общества. Иронические короткие рассказы Иронические короткие рассказы — это небольшие произведения, в которых используется ирония для создания комического эффекта или критики. Они могут содержать неожиданные повороты сюжета или играть с ожиданиями читателя. Иронические короткие рассказы часто используются для передачи определенного послания или идеи, а также для вызова смеха и размышлений. Сатирические стихотворения Сатирические стихотворения — это стихотворные произведения, в которых используется сатира для критики и высмеивания различных аспектов жизни. Они могут быть написаны в различных стилях и формах, но их основная цель — вызвать у читателя смех и размышления. Сатирические стихотворения могут быть как короткими и лаконичными, так и длинными и эпическими. В целом, современные проявления сатиры и иронии в литературе разнообразны и могут принимать различные формы. Они помогают авторам выразить свою критику и осмысление современного мира, а также вызвать у читателей смех и размышления. Таблица сатиры и иронии в литературе Тема Свойства Сатира Литературный жанр, основная цель которого — высмеивание недостатков и пороков общества, политики, морали и других явлений жизни. Использует сарказм и юмор для критики Часто содержит элементы гротеска и карикатуры Может быть направлен на конкретные лица или группы Цель — вызвать изменение или осознание проблемы Ирония Литературный прием, при котором слова или высказывания имеют противоположное значение относительно их буквального смысла. Используется для создания эффекта сарказма или непонимания Может быть использована для выражения скрытой критики или насмешки Может быть использована для создания комического эффекта Может быть использована для создания двусмысленности Заключение Сатира и ирония являются важными литературными приемами, которые используются для передачи определенных идей и комментариев. Сатира, с помощью юмора и критики, высмеивает недостатки общества и политики, вызывая у читателя размышления и осознание проблем. Ирония, в свою очередь, использует противоречие между словами и их истинным значением, чтобы вызвать эффект смеха и подчеркнуть некоторые аспекты ситуации или характера персонажей. Оба приема имеют свои особенности и цели, но их общая цель — вызвать реакцию у читателя и показать ему определенные аспекты жизни или общества. Сатира и ирония могут быть мощными инструментами для передачи сообщений и вызова изменений в обществе. В современной литературе сатира и ирония продолжают играть важную роль, особенно в контексте социальных и политических проблем. Они помогают авторам выразить свое мнение и вызвать обсуждение вокруг актуальных тем. Сатира и ирония в литературе: их роль, цели и влияние на читателя обновлено: 26 января, 2024 автором: Научные Статьи. Ру Нашли ошибку? Копирайтер со стажем, автор текстов для образовательных презентаций. Количество оценок: 0 Поставьте вашу оценку Сожалеем, что вы поставили низкую оценку! Позвольте нам стать лучше!

Сатира как Жанр литературы. Сатирические сказки Салтыкова Щедрина. Приемы сатиры. Все сатирические приемы. Приёмы сатирического обличения. Юмор вид комического. Средства комического в литературе. Юмор сатира ирония сарказм гротеск. Сатира и сарказм это в литературе. Гипербола ирония сарказм и. Лирическая сатира. Лирика сатира примеры. Сатира лирический Жанр. Лирическая сатира это в литературе. Сатиры это в литературе. Определения жанров:сатира. Ирония примеры из художественной литературы. Ирония это простыми словами. Юмористический фельетон это. Виды создания комического. Ирония юмор сатира в литературе. Юмор ирония сатира сарказм. Сатира в творчестве Салтыкова Щедрина. Сатирические приемы в сказках Салтыкова Щедрина. Сатира в русской литературе 20 века. Сатира в русской литературе 19-20 века. Сатира и юмор в литературе 20 века. Сатирические произведения в творчестве Салтыкова-Щедрина. Особенности сатирической сказки. Презентация сатира Салтыкова Щедрина. Ирония что это означает. Ирония понятие в литературе. Приемы сатиры Маяковского. Сатира это художественный прием. Чем отличается сатира от юмора. Юмор и сатира сходства и различия.

Писатели-сатирики и их роль в обществе

Сатирическое произведение — это произведение литературы или искусства, которое использует сатиру, чтобы высмеять иррациональные и абсурдные аспекты человеческой жизни или общественной действительности. Смотрите видеоурок: “Здоровье человека и здоровый образ жизни” Цифровая библиотека уроков школьной программы от Онлайн-школы Бесплатные видеоуроки по школьным предметам. Автор сатирического произведения, создавая объект "высокой степени условности", использует гиперболу и гротеск. Сатирическая повесть — произведение, в котором изображаемые герои или события представляются через их осмеяние. Я считаю, что сатира необходима, она показывает минусы и недостатки в характере каждого отдельного человека и всего общества в целом. Сатирические произведения также играют ключевую роль в поддержании социального диалога, предоставляя платформу для обсуждения и рефлексии.

Детям о разнице между юмором и сатирой: объясняем на примерах шуточных стихов и дразнилок

Лирический субъективный окрас сатирического произведения лишает жанр художественный объективности, поэтому политическая сатира носит характер мимолетности. Его перу принадлежит вольная обработка романа Рабле «Гаргантюа» — сатирическое произведение, содержащее всеобъемлющую критику социального строя и его недостатков. Сатирическое произведение — это особый жанр литературы и искусства, который отличается остроумным и сатирическим подходом к изображению действительности. Что такое сатирическое произведение в литературе. Сатира была способом менять мир к лучшему и применялась в основном к тупорылым политикам, религиозным фанатикам и прочим классовым врагам рабочего класса.

Комическое в литературе (юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск)

Сумароков, Д. Фонвизин, Н. Особое роль в развитии сатиры 18 века сыграло творчество А. Кантемир основывался на европейской литературной традиции и своими предшественниками считал Д. Ювенала, Н.

Сатиры А. Кантемира делились на философические и живописные. Жуковский в статье "О сатире и сатирах Кантемира" писал о том, что сатиры А. Кантемира четко делятся на русские и заграничные: русские — "живописные", т.

Кантемир более тяготеет к рассуждению о пороке как таковом. Своего расцвета русская сатира достигла в 19 веке. Сначала басни И. Крылова , сатирические стихи Г.

Потом А.

Культурный код История русского юмора: оружием сатиры «Московские новости» начинают серию материалов об истории российского юмора: в первом выпуске рассказываем о сатирической прессе — от сатирических журналов конца XVIII века и первых листков с антибуржуазными шутками до журналов с острой критикой перестройки. Первым подобным изданием принято считать «Всякую всячину». Она была создана в 1769 году по инициативе Екатерины II, которая втайне редактировала и составляла большую часть статей. Впрочем, как таковой сатиры во «Всякой всячине» не было — проблемы общества игнорировались. Такие темы предоставлялись антиправительственным журналам-однодневкам вроде «Трутня» и «Пустомели», подпадавших под императорский ценз. Первым сатирическим журналом в более современном представлении был «Будильник», который появился в 1865 году в Петербурге и проработал вплоть до 1917 года. В разные периоды тут уживался самый разный юмор: от злободневной оппозиционной критики до легких и безобидных шуток.

В лучшие годы «Будильника» для него писал Антон Павлович Чехов, который отличился в жанре «комического календаря» — коротких пародийных заметок с вымышленными новостями и выдуманными фактами. Вот как это выглядело: Астроном Бредихин в математическом обществе сделает сообщение о двух евреях, виденных им на планете Сатурн, которые, по его мнению, бежали на эту планету от воинской повинности.

Басни как средство отображения пороков. Объяснение понятия. В толковом словаре Д.

Ушакова даётся такое определение понятия: «Басня — короткий аллегорический рассказ, обычно с нравоучительным заключением». Басни Крылова. О баснях И. Крылова можно сказать многое, но я ограничусь лишь набором основных тезисов: Образы животных у Крылова строятся по аллегорическому принципу, имея структуру, в которой представлены значения, раскрывающие социальный статус персонажа, а также его интеллектуально-нравственные качества. Стоит сказать, что эта структура достаточно разветвлена.

Наряду с иносказанием анималистические образы в баснях отличаются очень ярко выраженным прямым значением. При изображении повадок животных Крылов использует не только мифологические и сказочные традиции, но и на научные представления. Двойственность изображения — прямого и переносного — одна из основных отличительных черт басен И. Почти в каждой басне описано общественное явление или важный вопрос. Широкую известность, например, получили басни, которые посвящены Отечественной войне 1812 года.

Одно из таких произведений — это «Волк на псарне». В ней в образе Волка высмеивался Наполеон.

И в юмористических, и в сатирических произведениях нескрываемо присутствует авторская индивидуальность, но формы ее проявления также различны. В юморе смех тяготеет к универсальной «усмешке», часто он распространяется и на самого смеющегося например, на героя-«энтузиаста» новелл Э. Гофмана , на лирического героя цикла Г. Гейне Романсеро и стихов Саши Черного и др.

В сатирических произведениях авторская субъективность проявляется по-иному — прежде всего в их откровенной тенденциозности и публицистичности, которые указывают на непреодолимую границу между моральным миром художника и обличаемым предметом. Эти особенности заставляют некоторых авторов говорить о художественной ограниченности сатиры. Так, Гегель утверждал в трактате Эстетика, что в сатире «находит свое выражение не чувство души, а всеобщее представление о добре,.. Достаточно часто критика пытается показать, что шедевры сатирического искусства не ограничиваются решением лишь собственно сатирических задач. Так, В. Белинский , размышляя об одном из вершинных достижений русской сатирической литературы, полемически замечает: «Нельзя ошибочнее смотреть на Мертвые души и грубее понимать их, как видя в них сатиру».

Белинский расширительно трактует характер гоголевского смеха, аттестуя его не как «сатиру», а как «юмор», находит в нем, помимо «субъективности» и «социально-обличительного пафоса», «известную полноту изображения» и «слитность смеха с грустной любовью». Наиболее последовательно в современном литературоведении взгляд на чистую сатиру как на искусство «голое и прямолинейное», как на смех сугубо «отрицательный, риторический, несмеющийся, односторонне серьезный» выразил М. Такого рода сатире Бахтин противопоставляет собственную концепцию «амбивалентного», двойственного «карнавального» смеха — одновременно отрицающего и утверждающего, издевательского и веселого. Этот смех, по Бахтину, имеет культовое, фольклорно-мифологическое происхождение: осмеяние и срамословие обладали искони магическим значением, были связаны с категорией обновления, расставания со старым годом, укладом жизни и т. Смех как бы фиксирует этот момент смерти старого и рождения нового. Здесь имеет место далеко не голая насмешка, отрицание старого неразрывно слито в этом типе смеха с утверждением нового и лучшего.

Бахтин считает такой смех принадлежностью т. Образцы карнавального смеха в изобилии дают европейское средневековье фасцении, фаблио, шванки и др. При широком толковании сатиры «антиидеал», подразумевающий «идеал» бахтинские характеристики двойственного, амбивалентного карнавального смеха приложимы и к ней. В сочинениях Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, Ф.

Достоевского сатира не менее двойственна: смеясь, она в то же время скрывает «невидимые миру слезы». Посмеявшись, читатель как бы переходит от конкретных впечатлений к итоговому размышлению: частное предстает перед ним крупицей всеобщего, и тогда в сатире обнаруживается трагическое, ощущение надлома в законах самого бытия. Салтыкова-Щедрина, герои Сентиментальных повестей М. Зощенко вызывают комический эффект, пока читатель воспринимает их как индивидуальные характеры, но стоит их осмыслить как типы, они предстают «прорехой на человечестве», раскрывается трагический аспект самого бытия. Поскольку сатирический пафос может пронизывать собой любые жанры, в советском и российском литературоведении периодически возникали попытки представить сатиру самостоятельным родом художественной литературы Л. Тимофеев, Ю.

Основания к тому исследователи видят в особых принципах сатирической типизации и в специфике сатирического образа. Сатирический образ — результат сознательного «искажения», благодаря которому в предмете выявляется доселе скрытая комическая сторона и его внутренняя неприглядность. Сатира как бы пародирует жизненный объект. Она то приближается к нему вплотную, то в своих преувеличениях и обобщениях настолько далеко отходит от жизненного материала, что реальные признаки получают в образе воплощение фантастическое, подчеркнуто условное. Такое отклонение сатирического образа от «обычного» достигается за счет заострения, гиперболизации, преувеличения, гротеска. В гротескные формы могут воплощаться фантастический сюжет Путешествия Гулливера Дж.

Свифта , Хромой бес А. Лесажа , История одного города М. Салтыкова-Щедрина, Клоп В. Маяковского , аллегория басни Эзопа, Ж. Лафонтена , И. Крылова , пародийное преувеличение Житейские воззрения кота Мура Э.

В области языка гротеск опирается на остроту — минимальный элемент простейших сатирических жанров: каламбура, афоризма, анекдота. Гротеск, шарж в сатире обычно раскрывает комическое в той стороне личности, которой она походит на неодушевленную вещь, механическую деталь, косный, безжизненный автомат рассказ А. Чехова Унтер Пришибеев, государственные чиновники в романе Я. Гашека Похождения бравого солдата Швейка и др. Философ-литератор А. Бергсон так комментирует эту сторону гротеска: «Комично вставлять себя в готовые рамки.

И всего комичнее перейти самому в состояние рамки, в которую другие будут бегло вставлять себя, то есть окаменеть в известном характере. Пути сатирической типизации различны. Рационалистическая сатира сконцентрирована на изображении явлений общественной жизни. Обрисовка индивидуальных черт здесь ограничена, широко применяется фантастическое допущение. Сатира такого типа приобретает зачастую памфлетное звучание, исследование жизни идет в формах «доказательства от противного». Образ-персонаж в произведениях такого рода склонен превращаться в символ и немыслим вне художественного гротеска Органчик из Истории одного города М.

Композиционно произведения этого типа строятся нередко как диалоги, посредством которых сталкиваются враждующие идеи или качества. Так противоборствуют человеческие свойства под масками животных в баснях. Но в жанрах сатирического романа, утопии или памфлета противостоять друг другу могут и философские системы, общественные идеологии. В таких произведениях чаще всего присутствует герой-наблюдатель, чье внимание перемещается с предмета на предмет и формирует сюжет — как правило, иллюзорный, почти сказочный, утопический. Герой может посещать несуществующие края, чтобы сторонним взглядом окинуть привычные земные условия и неожиданно уловить их несуразность Микромегас в одноименной повести Вольтера , герой романа Иной свет С. В плутовском эпосе странствия связаны с поисками бытовых комических сцен на реальных дорогах Англии , Франции , Испании Приключения Тома Джонса, Найденыша Г.

Филдинга и т. Чем более универсальные вопросы ставит в произведении автор, тем фантастичнее оказываются маршруты героя-наблюдателя. В гротескных сочинениях такого рода с широкой философской проблематикой порой он свободно обращается с пространством и — особенно — со временем. Здесь часты анахронизмы, осовременивание древности или архаизация современности Остров пингвинов А. Франса , переносы героя из настоящего в прошлое или будущее Янки из Коннектикута при дворе короля Артура М. Твена , пьеса М.

Булгакова Иван Васильевич, Москва 2042 В. Войновича и т. Сатира этого типа расцветает в периоды великих исторических сломов, мощных общественных потрясений, чреватых пересмотром всей прежней системы ценностей. Не случайно бурное развитие рационалистическая сатира переживала прежде всего в 18 Вольтер , Дидро , Свифт , Н. Радищев и др. Сологуб , М.

Булгаков, Ф. Кафка и др. Иной тип сатиры являют произведения, высмеивающие ущербную личность и исследующие психологическую природу зла. Сатира такого рода тесно связана с жанром реалистического романа. В произведения широко вводятся реалистические детали, точные наблюдения. Гротеск представлен лишь легкими штрихами — ненавязчивыми подчеркиваниями автором каких-то сторон жизни героя, едва уловимыми перестановками акцентов в изображении привычной действительности.

Этот тип сатиры может быть назван психологическим. Образ-характер здесь осмысляется в свете доминирования какого-то одного качества безнравственное честолюбие Ребекки Шарп в Ярмарке тщеславия У. Теккерея и т. Сюжет в сатире такого рода — последовательное жизнеописание, окрашенное авторскими эмоциями грусти, горечи, гнева, жалости.

Смех сквозь слезы: что такое сатира в литературе и как она действует?

Открыв первую же страницу комедии и читая фамилии, например, частного пристава — Уховертов и лекаря — Гибнер, мы уже видим портрет персонажей «в полной красе». Огромную роль в создании сатиры нашей страны внёс Салтыков-Щедрин. Все изменения в государстве отразились в произведениях автора. Писатель наблюдал засилье коррупции, что не могло не вызвать негодование честного и правильного человека. Сатира в книгах Салтыкова-Щедрина имела особенно карающее значение. Наиболее сильно это проявлялось в сказках. В каждом «литературном чуде» Щедрина есть подтекст, который был понятен каждому прочитавшему.

В сказках автор критикует тех, кто не работает. У Щедрина много образов помещиков, купцов и чиновников, живущих в безделье. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» писатель показывает жизнь того времени: помещики нещадно наживаются на крестьянах, а те даже не осмеливаются ответить. Два генерала всю жизнь проработали в регистратуре, которую за закрыли за ненадобностью. Если бы не мужик, то, оказавшись на острове, от недостатка еды они чуть не съели друг друга. Помещики умоляют их покормить, на что тот добродушно соглашается, а «парочка», наевшись, вновь начинают издеваться над ним.

В этом произведении Салтыков-Щедрин высмеивает лень людей, разучившихся трудиться, умеющих лишь «сидеть на шее».

Гейне , А. Франс , Б. Шоу , Г.

Честертон , Я. Гашек , Дж. Оруэлл , К. Чапек , О.

Хаксли , Б. Брехт , К. Воннегут , Г. В русской литературе сатира отчётливо оформилась в сатирической повести конца 16 в.

Кантемира , А.

Он не излагается в подробностях, так как позитивный план бытия требует обоснованных доказательств, а сатира принципиально не доказывает, а только указывает, не объясняет, что зло есть зло, а демонстрирует это зло. Сатирическая аргументация, хотя и имитирует иногда логические доказательства так делал, например, Буало в своих стихотворных сатирах , но оперирует не ими, а «наглядными» примерами. Поэтому в сатирических произведениях широко используется монтаж. Остроумное перечисление отрицательных свойств «обвиняемого» героя или вариаций того или иного порока, изображение «галереи» отрицательных персонажей, «монтирование» эпизодов из жизни осмеиваемого героя, наложение эпизодов из сатирически освещаемой истории страны или даже человечества можно наблюдать и в стихотворных сатирах Ювенала, Буало, Кантемира, и в «Мертвых душах» Гоголя, и в "Острове пингвинов" А. Монтаж в известной степени нарочит и рационален. Но это вовсе не предполагает, что в основании сатирического обличения находится только холодный расчет издевающегося рассудка. Не меньшее значение имеет чувство, «сердечный жар» сатирика. То есть сатирик сулит «ненормальность жизни» не только с социальной или этической стороны «любовь к добродетели» , но и со стороны эстетической "уважение ко всему прекрасному".

Соединение же этих двух сторон, совмещение потребностей добра и красоты определяют основную интонацию автора, его позицию — благородное чувство негодования, возмущения, презрения к тому, что он осмеивает, ибо в основе «благородных» эмоций лежит сочетание именно этического и эстетического начал. Общий смысл такой позиции присущ сатирикам самых разных эпох - от Ювенала до Маяковского при условии, конечно, что под «добродетельным» и прекрасным понималось в разные времена не одно и то же. Сатира в литературе стремится заразить читателя своим благородным возмущением. Автор, подобно андерсеновскому мальчику, первым не побоявшемуся заметить, что «король-то голый», указывает на общественное или моральное зло людям, к этому злу притерпевшимся и не желающим замечать, насколько оно аномально. Сатирик пытается как бы восстановить естественное положение вещей. Недаром долгое время главной задачей всякой сатиры считалось исправление нравов и искоренение социальных недостатков.

Все изменения в государстве отразились в произведениях автора. Писатель наблюдал засилье коррупции, что не могло не вызвать негодование честного и правильного человека. Сатира в книгах Салтыкова-Щедрина имела особенно карающее значение. Наиболее сильно это проявлялось в сказках. В каждом «литературном чуде» Щедрина есть подтекст, который был понятен каждому прочитавшему. В сказках автор критикует тех, кто не работает. У Щедрина много образов помещиков, купцов и чиновников, живущих в безделье. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» писатель показывает жизнь того времени: помещики нещадно наживаются на крестьянах, а те даже не осмеливаются ответить. Два генерала всю жизнь проработали в регистратуре, которую за закрыли за ненадобностью. Если бы не мужик, то, оказавшись на острове, от недостатка еды они чуть не съели друг друга. Помещики умоляют их покормить, на что тот добродушно соглашается, а «парочка», наевшись, вновь начинают издеваться над ним. В этом произведении Салтыков-Щедрин высмеивает лень людей, разучившихся трудиться, умеющих лишь «сидеть на шее». Сейчас XXI век, а люди всё те же. Думаю, человечество никогда не станет идеальным, не исчезнут пороки.

Что значит сатира в литературе?

Самым известным сатирическим произведением Бирса, вероятно, является Словарь дьявола (1906), в котором определяют высмеивают ханжество, лицемерие и мудрость. Тегиирония что это в литературе, что такое сатирические произведения, почему сатириконцы пишут об истории иронически, как правильно назвать рассказы юмористическими или сатирическими, рассказ история юмористический или сатирический. Признаки сатирических произведений. В России сатиру принято противопоставлять юмору.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий