Гастроэнтеролог Пахомова Инна Григорьевна рассказывает о том, что можно и нельзя есть во время Великого Поста с точки зрения медицины. Перед соблюдением Великого поста необходимо пройти консультацию с врачом. Однако обычай поститься на Пасху обличает ещё святитель Иоанн Златоуст в своём «Слове на пост в Пасху». Что в Великий пост можно есть и пить тем, кто хочет очистить тело и душу перед Пасхой. Цель поста — духовное очищение перед встречей с Богом в Пасху.
12 рецептов: что можно есть в пост
18 марта в России начинается Великий пост — самый продолжительный из православных постов. В субботу перед Пасхой, 15 апреля, разрешена горячая пища без масла. Великий пост, предшествующий празднику Светлого Христова Воскресения — Пасхе — в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая.
Великий пост 2023: что можно и нельзя есть, главные правила и суть
Кто может не соблюдать Великий пост Перед соблюдением Великого поста необходимо пройти консультацию с врачом. Соблюдение поста является добровольным. Отказаться от придерживания строгим правилам рекомендуется следующим категориям людей: При наличии болезней желудочно-кишечного тракта ЖКТ ; Дети и пожилые люди; При диабете, онкологии и хронических заболеваниях также не рекомендуется соблюдать пост; Беременные и кормящие женщины. Ранее URA. RU рассказывало о православном Великом посте в 2023 году. Начавшись 27 февраля, пост продлится до 15 апреля. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей!
Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой.
В Страстную пятницу и Великую субботу положено совсем ничего не кушать. Разрешенных продуктов не так много: хлеб, овощи и фрукты — сушеные, квашенные или свежие. Желательно также воздерживаться от просмотра телевизора, бесцельного пребывания в социальных сетях. Современные люди, конечно, не в состоянии придерживаться настолько строгих правил. Начинать следует с малого, чтобы организм имел силы, а мысли не были исключительно о еде.
Не соблюдают пост больные, маленькие дети, беременные женщины. Но даже они перед Пасхой придерживаются некоторых ограничений, если являются по-настоящему верующими людьми. Какой пост необходим перед Пасхой Основная ошибка — отношение к посту, как к волшебному ритуалу. Составлять меню по дням на весь пост совершенно необязательно. Это уже похоже на оздоровительную диету. Начните ходить в храм, общаться с более опытными людьми — многие вопросы отпадут сами собой. Сбор средств на строительство храма. Если человек соблюдает все, что касается воздержания от пищи, но при этом обманывает, гневается на ближних, прелюбодействует — такой прихожанин просто лицемер.
Многие духовные отцы учили в гостях есть все, что предлагается, лишь бы не обидеть хозяев.
Причем в пятницу и субботу церковь требует от верующих полного отказа от пищи. На Страстной неделе не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших, венчания и крещения. Особенное значение имеют последние три дня перед Пасхой. В Страстной четверг церковь вспоминает Тайную вечерю. В этот день принято наводить порядок в доме, поэтому его называют также Чистый четверг. Это время, когда можно начинать печь пасхальные куличи и красить яйца. В Страстную пятницу верующие вспоминают о распятии и мученической смерти Иисуса.
Литургии не проводятся, вечером совершается служба с выносом полотнища с изображением Христа — плащаницы. Это единственный день в году, когда в церквях не звонят в колокола. В Страстную субботу, в преддверии Воскресения Христова, в церковных службах впервые за семь недель Великого поста появляются светлые, праздничные мотивы. После вечерней службы и литургии в храмах освящаются яйца и куличи, священнослужители меняют темные облачения на белые, пасхальные. Как проходят пасхальные торжества? До начала пасхальной службы прихожане ждут Благодатного огня, который священнослужители доставляют из храма Гроба Господня в Иерусалиме. От него зажигают церковные свечи, многие верующие уносят лампаду с огнем домой, где стараются поддерживать его в течение года.
История и традиции праздника блинов Рыбу разрешается есть дважды за время поста - на Благовещение 7 апреля и в празднование Входа Господня в Иерусалим, которое в народе называют Вербным Воскресеньем 28 апреля.
В течение всего поста можно есть любые овощи, грибы, фрукты, ягоды, орехи, семечки, разнообразную зелень, а также все виды бобовых, макароны и крупы. Порадовать себя не возбраняется вареньем, соками, медом и любыми домашними заготовками, по субботам и воскресным дням — морепродуктами. Растительное масло также не полностью запрещено, но в некоторые дни его исключают из еды. Но главное во всем соблюдать воздержание и меру. Сергей Пятаков Насколько строго придерживаться ограничений, каждый решает самостоятельно. Церковь предлагает накануне поста посоветоваться со своим духовником и с врачом. Читайте также Яблоки: польза и вред для здоровья. Интересные факты о фрукте При этом учитываются состояние здоровья, возраст, род занятий и другие факторы, которые могут повлиять на физическое состояние человека.
Так, врачи не рекомендуют ограничивать себя в еде людям с серьезными заболеваниями, онкологическим больным, особенно в период обострения. Тем, кто заболел во время поста, лучше прервать его, считают медики. То есть у нас такая есть особенность у организма, если он что-то не получает, он начинает брать из того, что есть - из мышц, из костей. Поэтому необходимо сбалансированно питаться в это время. Например, белок мы можем получать из других источников - из растительного белка, специальных добавок, сейчас их много делают", - сообщила "Интерфаксу" врач, гастроэнтеролог-диетолог челябинской клинической больницы N6 Светлана Вишнякова. Читайте также Что происходит с организмом, если пить кофе? Польза и вред С этим мнением согласны и священники, поясняя, что цель поста не в том, чтобы упасть в голодный обморок, а в победе "духа над телом". Поэтому гораздо важнее отказаться не от какого-то традиционного набора продуктов, а от того, что ты больше всего любишь или, говоря святоотеческим языком, "к чему ты больше пристрастен".
Откажись от утренней чашки кофе или выпей одну вместо привычных двух. Если кто подвержен страсти табакокурения или алкоголю, попробуй на время поста полностью отказаться. Нет таких сил, откажись наполовину, на треть, на четверть. Если, например, курильщик хотя бы частично уменьшит привычную дневную дозу, для него это будет личный подвиг", - считает отец Алексий. В Великий пост.
Сообщить об опечатке
- Какие посты соблюдают православные христиане
- Что разрешается употреблять в пищу в последнюю неделю Великого поста?
- Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая
- Как соблюдать пост перед Пасхой - как правильно поститься
- Что запрещено есть в Пост?
- Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься
Великий пост: зачем он нужен
- Что можно есть в последнюю неделю поста перед Пасхой
- Великий пост в 2024: что можно, а что нельзя - Россия || Интерфакс Россия
- Что можно есть в пост: рекомендации по питанию и 12 рецептов постного меню — Бэби.ру
- Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
- Великий пост в 2024: даты, суть, что можно и нельзя, молитвы - Российская газета
- Великий пост в 2024: даты, суть, что можно и нельзя, молитвы - Российская газета
Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести?
Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания | Но стоит помнить, что сосредоточившись на формальных правилах можно упустить саму суть поста. |
Великий пост - что можно есть постящимся, основные правила соблюдения | Придерживаясь календаря питания в Великий пост в 2024 году, можно включить в него некоторые экзотические продукты. |
Питание в Великий пост в 2024 году по дням | меню, календарь | Накануне Пасхи, в Великую субботу, не заканчивать пост, а подождать до наступления праздника. |
Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания
Блюда из сои по содержанию белка превосходят мясо, поэтому должны занять приоритетное место в рационе. При этом нужно знать, что растительный белок хуже усваивается, чем животный, поэтому порции растительных белков будут больше для обеспечения суточной потребности в белке. Важно не столько белка поступает с пищей, а наличие в нем незаменимых аминокислот. Конечно, получить все важные аминокислоты из мяса проще.
А чтобы получить их из растительных продуктов, нужно ежедневно сочетать зерновые, бобовые, овощи, фрукты и орехи. Белок синтезируется в организме из аминокислот. Чаще всего, в растительных продуктах его мало метионина.
Он в большом количестве содержится в бразильских орехах, кунжуте и злаковых. Это также нужно учесть, составляя полноценный рацион питания. Разумеется, что нельзя отказываться от употребления рыбы, которая разрешается в вербное воскресенье и благовещение, и икры рыб в лазареву субботу.
Жиры восполнять растительными маслами, орехами, семенами подсолнечника и тыквы. Использование разнообразных растительных масел оливковое, тыквенное, кунжутное, льняное, ореховое, соевое покрывают потребность в жирах, витаминах. Соевое масло дополнительно является еще и источником лецитина.
Если очень строго придерживаться поста, то употребление растительного масла возможно только по выходным дням. Но для мирян выполнение строгих ограничений не обязательно. Углеводы во время поста присутствуют в питании в достаточно большом количестве: каши, крупяные запеканки, картофель и другие овощи, постная выпечка, хлеб, изделия из муки блины и оладьи на воде, вареники.
Это питание можно назвать преимущественно углеводным, и чтобы не набрать вес за это время, следует исключить простые углеводы сахар, варенье, мед, хлеб с вареньем и джемом , умеренно употреблять хлеб лучше предпочесть ржаной, цельнозерновой или хлебцы с отрубями и картофель. Все эти продукты имеют высокий гликемический индекс и высококалорийны. Овощи и фрукты должны употребляться ежедневно, поскольку являются источником минеральных веществ и витаминов.
Витамин В12 , который необходим для нормального кроветворения, мы получаем, употребляя мясо и печень. Однако, он содержится также в проросшей пшенице и зелени, морских водорослях, в том числе в спирулине, поэтому нужно обязательно ежедневно включать эти продукты в питание. Съедая 100 г свежей сырой моркови или свеклы, можно получить половину суточной нормы этого витамина.
Жертва Богу — дух сокрушенный Пс. Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений, и даже от насущных дел как понимают жертву католики, иудаисты, язычники , а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. В этом смысле и говорит преподобный Исаия Отшельник: «Душевный пост состоит в отвержении попечений». Пост — это время служения Богу молитвой и покаянием. Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти — просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий».
Для такой покаянной молитвы пост — самое благодатное время. И действительно, «можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений... Господь наш был вождем и первенцем этой победы... И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и силы его сокрушаются». Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечает, что «укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость».
Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней особенно многодневных часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание». Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией». Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия».
О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш? Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь 1 Ин. Рассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана.
У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху. О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник.
Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим. Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести 1 Кор. Но это случаи особенные.
Рыбу можно употреблять только в Вербное воскресенье и в Благовещение. В период Великого поста можно есть один раз в день Фото: 1MI Что можно и нельзя в Великий пост В период Великого поста верующие должны исповедоваться минимум один, в идеале — три раза. Важно посещать не только воскресные богослужения, но и приходить в храм по будням. Стоит уделить больше внимания чтению Библии. В Великий пост следует избегать гордости, грубости и безделья. Свободное время важно заполнить полезными делами, например, чтением или молитвой. Нельзя браться за дела, которые вам не по силу — это касается и самого поста: неопытным важно приступать к нему постепенно. Больные и несовершеннолетние могут поститься «легким» постом, например, только в первую и последнюю неделю. Напомним, что в настоящее время пост держат и мусульмане. Священный месяц Рамадан, в период которого происходит воздержание от еды, начался 11 марта и завершится 9 апреля. В этот день окончание священного периода отметят праздником Ураза-Байрам.
Мы расскажем о рационе питания в Страстную неделю по дням. В понедельник, вторник и среду Страстной недели необходимо воздержаться от приготовления пищи, те есть ограничиться сырыми овощами и фруктами. В Великий понедельник 29 апреля 2024 года разрешается съесть кусочек хлеба и выпить стакан воды. Некоторые люди полностью отказываются от пищи и пьют только воду. В Великий вторник и Великую среду 30 апреля и 1 мая 2024 года соответственно необходимо придерживаться сухоядения, то есть включать в меню только термически необработанные продукты. Разрешается есть орехи, фрукты, свежие, соленые и маринованные овощи, а также сухофрукты. Уточним, что сухоядение в эти дни предписано церковным уставом Типиконом , в котором говорится: «…якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» Глава 49, стр. Обсуждая то, как правильно питаться в последнюю неделю Великого поста, надо сказать, что в первые её дни следует по возможности принимать пищу только раз в сутки. Исключение делается для детей, больных людей и лиц пожилого возраста. В течение дня можно пить несладкий чай, травяные настои и другие напитки без сахара. В Великий четверг 2 мая 2024 года в рационе допускаются послабления: постящимся позволительно есть дважды. Разрешены горячие блюда с добавлением растительного масла. Можно также выпить немного вина в память о последней трапезе Иисуса с учениками, когда он предсказал предательство одного из них. Однако этот напиток нужно разбавлять водой на три части воды берется одна часть красного вина. Согласно Типикону, для монахов в четверг день возможны три варианта приема пищи: по обычному Палестинскому последованию разрешено одно блюдо, но дозволено вкушение вареной пищи с растительным маслом; по Студийскому уставу — одно вареное блюдо, но дополненное сочивом любой кашей и бобовыми; по уставу Святой Горы Афон — два вареных блюда с елеем и вином. Пища вкушается после вечерни, соединенной с литургией святого Василия Великого, то есть вечером, после 15. Особо строгим рацион становится в последние дни Страстной седмицы. О возможности соблюдать строгий пост следует поговорить с вашим духовником. Какие предписания должны соблюдаться в последние дни Великого поста?
Что такое Великий пост и когда он закончится в 2024 году. Простыми словами
Что можно употреблять и что можно приготовить в Великий пост. Смотрим, что можно есть в пост, что запрещено делать, в чем суть Великого поста и меню по дням. Великий пост каждый год имеет разные даты и зависит от того, в какой день будет Пасха.
Великий пост в 2024 году: что можно и нельзя
На заре христианства перед крещением люди должны были усиленно молиться и поститься. Крестины проводили всего несколько раз в год по большим праздникам. Одним из них была Пасха. Те, кто хотел креститься, назывались оглашенными.
В солидарность с теми, кто желал креститься, обычные люди соблюдали пост и молились. Сейчас, согласно современному уставу церкви, поститься необходимо 48 дней. Суть Великого поста не в том, чтобы отказаться от продуктов и любимых занятий, а напомнить себе о своих грехах, с которыми в течение всего поста нужно будет бороться: осуждение, раздражительность, частое и бездумное использование гаджетов, скверных слов.
Помогает верующим отказаться от мяса и постепенно войти в постный ритм Масленица.
Важно понимать, что нельзя в пост перед Пасхой есть не только названные продукты, но и блюда, в состав которых они входят как отдельные компоненты. Например, покупая в магазине хлеб, обязательно читайте этикетку. Если в ингредиентах указано яйцо, сухое молоко, сливочное масло, такой хлеб постным уже не является. Под запрет попадают сладости с содержанием животного масла и молока, майонез на куриных яйцах, шоколад и даже мармелад на желатине. Дело в том, что желатин производят из костной ткани животных, а значит, он относится к пище животного происхождения. Это значит, что нельзя есть в пост перед Пасхой покупные желе и другие десерты на желатине. Но если вы, например, приготовите желе на растительном агар-агаре, то в «постные» условия вполне уложитесь.
Плов из перловки с грибами Это вкусное четверговое блюдо, которым можно накормить всю семью. Правильно приготовленная перловая крупа не имеет ничего общего с советской кашей из районного общепита. А уж не использовать целительные свойства перловки неразумно. Обязательно попробуйте это постное блюдо. Получается очень вкусно!
Поэтому отказ от продуктов животного происхождения был для людей равен отказу от потакания своим слабостям. Запрещено выдерживать пост детям, старикам, людям, которым отказ от определенных продуктов может навредить здоровью или усугубить болезнь. К противопоказаниям для соблюдения поста относятся заболевания желудочно-кишечного тракта, гастрит, холецистит, панкреатит, энтерит и многие другие заболевания.
Также не рекомендовано воздерживаться от животных продуктов кормящим матерям и беременным женщинам. Да, путешественники могут отступать от правил, им разрешена еда животного происхождения. Однако исторически поблажка давалась странникам из-за того, что в дороге было сложно найти пищу. Сегодня же найти постную еду в путешествиях не так сложно. Интимные отношения во время поста — вопрос очень тонкий и личный. Пост предполагает воздержание от супружеской жизни. Но здесь оба партнера должны быть согласны на воздержание. Если пара не знает, как поступить, то она должна обратиться за помощью к духовному наставнику. Этот контент относится к развлекательному.
А как уже было сказано выше, во время поста человек должен думать прежде всего о душе. Однако здесь нет строгого табу на телевизор.
Верующим в эти дни следует исключить из меню: мясные продукты и птицу; молоко и любые его производные, в том числе кисломолочную продукцию; сливочное масло; яйца и любую пищу, их содержащую; сладости, сдобную выпечку; алкоголь кроме вина по субботам и воскресеньям. Запреты касаются не только и не столько пищи, ведь пост — это, прежде всего, подвиг духовный. Под запретом азартные игры, развлекательные мероприятия, сплетни, ссоры, обиды, осуждение, дурные мысли и поступки. Супругам рекомендуют на этот период воздержаться от близости по согласию. Также, по возможности, следует как можно меньше времени проводить за просмотром телевизионных передач и за компьютером. Освободившееся время и энергию предписывается тратить на посещение храма, молитвы, покаяние, добрые поступки и чистые мысли.
Кому позволяется нарушать пост? Поскольку в это время в организм поступает мало животного белка и необходимых аминокислот, пост, предписанный канонами Церкви, получится соблюдать далеко не всем. Освобождаются от него малыши и подростки до 14 лет, поскольку растущий организм нуждается в усиленном питании, беременные и кормящие мамы, больные острыми инфекционными заболеваниями, а также люди, страдающие хроническими болезнями: сахарным диабетом 1 типа, анемией, патологиями ЖКТ и эндокринной системы, онкологией. Для тех, кто это время вынужден отправиться в длительную поездку или чья работа связана с большими нагрузками, как физическими, так и умственными, тоже предусмотрены смягчения запретов. В любом случае мало кто из мирян способен придерживаться того меню, которое предусмотрено строгим монастырским уставом, поэтому перед тем, как начинать поститься, следует проконсультироваться с врачом и поговорить со своим духовником о том, какие ограничения в пище вам стоит вводить, а какие только навредят вашему здоровью. Как правильно готовиться к посту Пост требует определенной подготовки организма Поскольку пост — это, чаще всего, период непривычного для организма питания, к нему следует начинать подготовку ещё за 10—14 дней, чтобы пищеварительная система успела хоть немного перестроиться. За это время необходимо: снизить количество мяса и мясных продуктов в меню, одновременно увеличивая долю растительной пищи; при этом запастись белком всё же необходимо, чтобы исключить потенциальные проблемы со здоровьем. Для этого ежедневно следует употреблять 1 яйцо и хотя бы 150 г рыбы — она усваивается гораздо лучше, чем мясо; позаботьтесь о работе кишечника — кисломолочную продукцию, обогащённую бифидобактериями, за 2—3 недели до начала поста старайтесь употреблять регулярно; «приучайте» пищеварительный тракт к клетчатке — ешьте больше растительной пищи, продукты с добавлением отрубей; постепенно снижайте количество сладостей и сахара, заменяйте их мёдом или сухофруктами — полный и резкий отказ от привычного пищевого удовольствия очень тяжело переносится; привыкайте пить больше жидкости — это полезно не только во время поста или подготовки к нему; если в первое время из-за снижения калорийности пищи вы постоянно хотите кушать, увеличивайте не порции, а частоту приемов пищи — так получится избежать переедания.
Иногда наш мозг по ошибке принимает за голод жажду, поэтому даже в обычное время перед тем как поесть, выпивайте стакан воды. Последняя неделя перед постом — не следует поддаваться искушению и от души напоследок поесть всего вкусного и жирного: вашему организму придётся потом не сладко, а впереди у вас — долгий путь к совершенствованию души и тела. Что разрешено есть в Великий пост Великий пост предваряет светлый праздник Пасхи. В 2024 году он начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. Монастырский устав гласит следующее: в самый первый день, который называют Чистый понедельник, по правилам нужно вообще отказаться от любой пищи; в основном рекомендуется «сухоядение» — неварёная еда: свежие фрукты, овощи, орехи, хлеб, вода, мёд. Некоторые источники трактуют сухоядение как употребление вареной, но холодной пищи; каждые выходные можно есть горячую еду с добавлением растительного масла, а также позволяется выпить чуть-чуть вина; начиная со второй недели по вторникам и четвергам возможно употребление горячей еды, но без масла; дважды за всё время поста можно съесть рыбу: в Благовещение и в Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу разрешено есть икру; всю последнюю, Страстную, неделю перед Пасхой, как и первую, предстоит прожить на сухоядении, включая субботу.
Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести?
Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало. Исключение составляет Игнатий Богоносец , провозглашающий: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» [4] ; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня». Ссылаясь на эти слова Дебольский Г. Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе.
С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах.
Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия чин которой к тому времени уже сформировался. Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. Кроме этого, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2-ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект. Конечная цель любого аскетического делания в том числе и настоящего поста , да и христианской жизни в целом — единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами. Но это как раз тот аспект богословия, раскрытию которого посвятил свою жизнь святитель Григорий. Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I 518—527 или Юстин II 565—578 — имеется в виду. Так как согласно древнейшей традиции, в седмичные дни поста богослужения Минеи не совершались, то праздник Кресту сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку. Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как памяти других Недель оформились позднее. Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом. Память преподобной Марии связывается с 5-й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже. Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет. В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четверг 5-й седмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четверг 5-й седмицы? С точки зрения исторической литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически хотя с большой долей уверенности. В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения. Подтверждение этому тезису можно найти в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома, во-вторых, тропарь пророчества 6-го часа «Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя» явно намекает на какое-то стихийное бедствие. На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так: во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы. Монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, а впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения. Само землетрясение случилось 17 марта 790 года и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой, в которую воспоминали землетрясение. Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение образец покаяния был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние. Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5-й седмице Великого поста в четверг. Суббота 5-я поста — Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя. О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго. Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта Студийско-Алексиевский Типикон , вторник 6-й седмицы Триодь из лавры святителя Афанасия или за 5 дней до Благовещения итальянская версия Студийского Устава. Однако уже в X—XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях после XII в. Торжество Иерусалимского Устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородице за указанным днем. Однако до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований, и даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, то есть 25 марта, и в Субботу Акафиста. Можно думать, что раньше всего праздник возник в Иерусалимской Церкви, то есть там, где и происходили сами воспоминаемые события.
В Великий четверг церковь разрешает принимать горячую пищу и класть в нее растительное масло. Можно есть салаты, каши, первые блюда, печь или жарить что-то мучное. В Страстную пятницу верующие скорбят по распятому Христу и полностью отказываются от пищи. Только после вечерней службы детям, больным и старикам можно принять немного пищи, чтобы поддержать силы. В Великую субботу освящают крашеные яйца, выпеченные куличи, приготовленную пасху. Вечером верующим можно поесть немного хлеба, сухофруктов, меда, овощей в сыром виде. Таким образом, горячая пища на Страстной неделе разрешена только в четверг. Кроме меда, есть можно только растительные продукты. Масло, даже растительное, строго ограничено. Можно отказаться от него только в Страстную субботу, а в течение недели добавлять в блюда. Важно понимать, что каноны поста в первую очередь были созданы для монастырей. Монахи проводят этот период в размышлении и молитве, поэтому голодные обмороки редки. Но жесткие ограничения в мирской жизни вряд ли оправданы, ведь мирянам приходится и работать, и воспитывать детей, и выполнять работу по дому.
Можно ли крестить ребенка Таинство крещения совершается в любой день поста. Можно ли играть свадьбу Жених и невеста могут зарегистрировать брак в ЗАГСе, а свадебное торжество и венчание стоит провести после завершения Великого поста. Можно ли венчаться Церковь не благословляет проведение венчания в постные дни. А в народе бытует поверье, что такой брак будет пустым: супруги не найдут согласия и быстро разведутся. Можно ли отмечать день рождения Во время поста приветствуется общение с семьей и близкими людьми. Однако на таких посиделках следует воздержаться от переедания, употребления алкоголя, танцев, песен. Можно ли поминать усопших родственников Во время Великого поста можно ежедневно поминать умерших. В храмах проводится литургическое поминовение по субботам и воскресеньям, а также в Великопостные родительские субботы вторая, третья и четвертая недели поста. Николай Савченко советует честно посмотреть в глаза порокам и отказаться от греховного поведения. Это и алкоголь, и азартные, и компьютерные игры, и развлечения, особенно с греховным подтекстом. Это опасно, отвратительно и неуместно в Великий пост», — считает священнослужитель. Ради соблюдения православных канонов Николай Савченко призвал бороться с возникающим искушением и не ограничиваться только приемом растительной пищи, а обращать внимание на возникающие чувства и мысли, направлять свою волю к Богу. Какие молитвы нужно читать в Великий пост В понедельник, вторник, среду и четверг Первой седмицы на Великом повечерии читается канон святого Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В пятницу первой седмицы после Литургии происходит освящение «колива» отварная пшеница с медом , в память святого Великомученика Феодора Тирона. Он оказал помощь христианам для сохранения поста. В первое воскресенье совершается «Торжество православия» в память восстановления почитания святых икон.
Питание в Великий пост в 2024 году по дням
Великий пост 2023: что можно и нельзя есть, главные правила и суть | С 27 февраля у православных христиан начинается Великий пост перед Пасхой. |
Пасха 2023. Чего нельзя и что можно делать в Страстную неделю до праздника | Самый светлый праздник православных, Пасху, предваряет строгий Великий пост. |
Как правильно соблюдать пост перед Пасхой
статья на кулинарном сайте Смотрим, что можно есть в пост, что запрещено делать, в чем суть Великого поста и меню по дням. 18 марта у православных верующих начинается Великий пост, который продлится до самой Пасхи – 4 мая. Великий пост был установлен в память о постном подвиге Христа, который после своего крещения 40 дней находился в пустыне без воды и еды. У православных христиан Великий пост длится семь недель и заканчивается перед Пасхой. О том, что можно и что нельзя есть в этот период, какие обряды запрещены, когда заканчивается пост и как выйти из него без вреда для здоровья, — в материале «».