90 лет назад, 9 ноября 1933 года, Иван Алексеевич Бунин был удостоен Нобелевской премии по литературе.
«Есть нечто большее даже России. Это — мой Бог и моя душа»
До революции Иван Бунин был одним из самых издаваемых и читаемых литераторов, он вращался в блестящей артистической среде двух столиц. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (10 октября по старому стилю) 1870 года в Воронеже в дворянской семье. И. Бунин сделал головокружительную карьеру. Первое его стихотворение было опубликовано в 16, а уже в 18 лет его пригласили на пост помощника редактора, в то время, как у него не было ни университетско. Иван Алексеевич Бунин умер в парижской мансарде рано утром 8 ноября 1953 года. 22 октября 1870 года в Воронеже в обедневшей дворянской семье родился один из наиболее значимых русских писателей XX века Иван Бунин. Иван Алексеевич Бунин — чем известен, биография, библиография и творческое наследие — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.
Иван Бунин – русский писатель, лауреат Нобелевской премии
Отец вконец разорился, продал усадьбу, лишился имения и переехал жить к своей родной сестре в Каменку. Мать Ивана Алексеевича с его младшей сестрой Машей уехала к родственникам в Васильевское. В 1891 году вышел первый поэтический сборник Ивана Алексеевича под названием «Стихотворения». В 1892 году Бунин с гражданской женой Варварой Пащенко переехал жить в Полтаву, здесь в губернской земской управе на должности статистика работал его старший брат Юлий. Он помог устроиться на работу Ивану Алексеевичу и его гражданской супруге. В 1894 году Бунин начал печатать свои произведения в газете «Полтавские губернские ведомости».
А также земство заказывало ему очерки о хлебных и травяных урожаях, о борьбе с насекомыми-вредителями. Литературный путь Находясь в Полтаве, поэт стал сотрудничать с газетой «Киевлянин». Помимо стихов Бунин начал писать много прозы, которую всё чаще печатали уже в довольно популярных изданиях: «Русское богатство»; «Вестник Европы»; «Мир Божий». Корифеи литературной критики обратили внимание на творчество молодого поэта и прозаика. Один из них очень хорошо отозвался о рассказе «Танька» сначала он был под названием «Деревенский эскиз» и сказал, что «из автора получится большой писатель».
В 1893-1894 годы был период особой влюблённости Бунина в Толстого, он ездил в Сумской уезд, где общался с сектантами, по своим взглядам приближёнными к толстовцам, посещал возле Полтавы колонии толстовцев и даже ездил в Москву на встречу к самому писателю, которая произвела на Ивана Алексеевича неизгладимое впечатление. В весенне-летний период 1894 года состоялось длительное путешествие Бунина по Украине, он плыл на пароходе «Чайка» по Днепру. Поэт в буквальном смысле слова был влюблён в степи и сёла Малороссии, жаждал общения с народом, слушал их мелодичные песни. Он посетил могилу поэта Тараса Шевченко, творчество которого очень любил. Впоследствии Бунин много занимался переводами произведений Кобзаря.
Там он в скором времени вошёл в литературную среду, где осенью в зале Кредитного общества состоялось первое публичное выступление писателя. На литературном вечере с большим успехом он читал рассказ «На край света». В 1898 году Бунин переехал в Одессу, где женился на Анне Цакни. В этом же году увидел свет его второй поэтический сборник «Под открытым небом». Впоследствии Бунин бывал у Чехова в Крыму неоднократно, долго гостил и стал для них «своим человеком».
Антон Павлович хвалил произведения Бунина и смог разглядеть в нём будущего великого писателя. В Москве Бунин стал постоянным участником литературных кружков, где читал свои произведения. В 1907 году Иван Алексеевич совершил путешествие по восточным странам, побывал в Египте, Сирии, Палестине.
В художественном мире писателя представлены архетипические черты русской культуры, создан образ народной жизни с её культурными особенностями, духовными ценностями, этнографическими подробностями, деталями бытовой жизни.
Первые публикации стихотворений Бунина состоялись на страницах еженедельной петербургской газеты «Родина» в 1887 году, 22 февраля «Над могилой С. Надсона» и 17 мая «Деревенский нищий». С осени 1889 года Бунин стал сотрудничать в газете «Орловский вестник», затем некоторое время жил в Полтаве, где, по собственному признанию, «много корреспондировал в газеты, усердно учился, писал…». Особое место в жизни юного Бунина занимает глубокое чувство к Варваре Пащенко, дочери елецкого врача, с которой он познакомился летом 1889 года.
Историю своей любви, сложную и мучительную, закончившуюся полным разрывом в 1894 году, писатель расскажет потом в повести «Лика», составившей заключительную часть его автобиографического романа «Жизнь Арсеньева». Эта любовь осталась с ним на всю жизнь. Литературную деятельность Бунин начал как поэт, но очень скоро главное место в его творчестве заняла проза. Признание приходит к нему в 90-е годы XIX века.
В 1896 году вышла в переводе Бунина поэма Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате».
Пащенко В 1989г. Бунин женился на Анне Николаевне Цакни. Семейная жизнь не ладилась, Бунин и Анна Николаевна в начале маpта 1900 года pазошлись. Их сын Коля умеp 16 янваpя 1905 года. Затем началась их совместная жизнь.
Однако плодородная степь Орловской губернии, где у его родителей было имение и где он сам вырос, простиралась широко и полого до самого горизонта, и больше всего Бунина пугала в детстве именно эта огромная горизонтальная бесконечность соединения земли и неба. Полное отсутствие вертикальных объектов — даже холмов и лесов, — которые ограничивали бы эту горизонтальность, или даже просто преград, которые оказывали бы любое вертикальное сопротивление ее горизонтальным просторам и позволяли бы преодолеть страх поглощения одновременно имманентной и трансцендентной бесконечностью. Бунин в Каннах, 1930-е Вот почему подавляющему простору средней полосы Бунин предпочел крестьянско-дворянский быт, который он наблюдал в Белоруссии и Украине, где местность была более разнообразной, приятно холмистой и местами лесной. В большей степени подходящей человеку. Может быть, именно поэтому грасские крутые склоны не внушали ему страха? Разве он не предпочел бы любую, даже экстремальную вертикальность той горизонтальной бесконечности, которая когда-то ввергала его в космическое отчаяние? Так могло быть, поскольку мне так и не удалось нигде у него найти негативных впечатлений по поводу местоположения Грасса. Напротив, кажется, на местных скалах, как и в горах Крыма , он себя чувствовал не хуже альпийских серн. Кадр: фильм «Дневник его жены» В июле 1940 года с ним и с Верой под одной крышей — на самом верхнем этаже «Жаннет», прозванном башней, — останавливались всего двое таких людей: Галина Кузнецова и Маргарита Степун. Бунины были знакомы с братом Марги, Федором Степуном , давно, но с ней познакомились только в декабре 1933 года на обратном пути из Швеции, где Бунин в сопровождении своей супруги, Гали и Андрея Седых Цвибака получил Нобелевскую премию по литературе. В Германии Галя простудилась, поэтому решили остаться в Дрездене на несколько дней, тем более что приближалось католическое и протестантское Рождество, а в Дрездене проживал Степун, которого они давно не видели. У Степуна как раз в то время оказалась сестра, и Вера Николаевна записала только одну фразу о недавно встреченной Марге: «Странная большая девица — певица. Хорошо хохочет». Пройдет много времени, прежде чем жена Бунина заметит в Марге то, что Ирина Одоевцева выразит брутальным термином «отчаянная лесбиянка». Хотя достоверность высказываний Одоевцевой иногда подвергается сомнению — кажется, что она слишком открыто говорит о вещах, которые, по мнению многих, никогда не должны увидеть свет, — тем не менее, или именно поэтому, иногда стоит воспользоваться ее знаниями, особенно когда по какому-то вопросу иных свидетельств нет. Именно таким единственным свидетельством является ее рассказ о первой встрече Галины с Маргой, и хотя Одоевцева не присутствовала при ней, она дружила с Кузнецовой и, вероятно, услышала об этой встрече от нее. Она получила хорошее образование и унаследовала любовь к музыке от матери, которая происходила из шведско-финского рода Аргеландеров. Находясь в эмиграции, она принимала участие в заседаниях Московского землячества и выступала на вечерах с «московскими воспоминаниями», а также давала сольные концерты — сначала в провинциальных оперных театрах Германии, а затем и в Париже. Ее сильное контральто иногда описывалось как «божественное», а в ее репертуар входили, в частности, произведения Шумана, Шуберта, Брамса, Сен-Санса, Чайковского и Рахманинова. Возможно, именно эти песни, арии и романсы и глубокий голос Марги очаровали Галину, очень чувствительную в музыкальном плане. Ее неожиданная любовь к этой женщине, кажется, беспокоит многих исследователей, выдвигающих в связи с этим различные гипотезы, которые должны помочь окончательно разрешить мучающую их загадку. Подобные теории лучше сразу оставить в стороне, прежде всего потому, что они говорят об их авторе гораздо больше, чем о чем-либо еще. И вместо того чтобы путаться в объяснениях, которые ничего не объясняют, стоит обратиться, например, к автобиографическому роману Кузнецовой, опубликованному в Париже в 1933 году под названием «Пролог», который был написан в Грассе под опекой Бунина как ответ на его «Жизнь Арсеньева», где автор совершенно осознанно изображает неосознанную юношескую любовь героини к прекрасной Зине. Иван Бунин с друзьями, Грасс, 1 января 1933 года Фото: photo studio V. Вижу множество мест сразу и ни одного такого, от которого можно начинать.
Кратчайшая биография Бунина - 2 варианта
Иван Алексеевич Бунин - биография, библиография, экранизации, награды. | Иван Алексеевич Бунин — последний русский классик, запечатлевший Россию конца XIX — начала XX века. |
«Есть нечто большее даже России. Это — мой Бог и моя душа» | Как свидетельствует биография Ивана Бунина, в 1881 году он поступил в первый класс. |
Бунин Иван Алексеевич. Большая российская энциклопедия | 22 октября 1870 года в Воронеже в обедневшей дворянской семье родился один из наиболее значимых русских писателей XX века Иван Бунин. |
100 фактов биографии Ивана Бунина
Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в старинной дворянской семье в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. Иван Алексеевич Бунин — непревзойденный мастер слова, творчество которого признано по всему миру и не теряет своей актуальности по настоящее время. возрождение Русской православной церкви, более уважительное отношение к прошлому страны, - по сути, мало что изменилось. 9 ноября 1933 года Иван Бунин узнал, что стал первым в истории России лауреатом Нобелевской премии по литературе. Иван Алексеевич Бунин родился в старинной дворянской семье Буниных. В 1889 году Иван Бунин переехал в Орел, в центральную Россию, «где образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым.
Бунин Иван
возрождение Русской православной церкви, более уважительное отношение к прошлому страны, - по сути, мало что изменилось. последний русский классик, запечатлевший Россию конца XIX - начала XX века. выдающийся русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской Академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года. последний русский классик, запечатлевший Россию конца XIX - начала XX века. И. Бунин сделал головокружительную карьеру. Первое его стихотворение было опубликовано в 16, а уже в 18 лет его пригласили на пост помощника редактора, в то время, как у него не было ни университетско.
Иван Алексеевич Бунин | От помощника редактора до лауреата Нобелевской премии | Музей И.А.Бунина
Бунин «был всем, чем придется, - и корректором, и передовиком, и театральным критиком», жил исключительно литературным трудом, еле сводя концы с концами. В 1891 г. К орловскому периоду относится и первое сильное и мучительное чувство — любовь к Варваре Владимировне Пащенко, согласившейся в конце лета 1892 г. Буниным в Полтаву, где в то время Юлий Бунин служил в земской городской управе. Молодая пара также устроилась на работу в управу, а в газете «Полтавские губернские ведомости» публиковались многочисленные очерки Бунина, написанные по заказу земства. Литературная поденщина угнетала писателя, стихотворения и рассказы которого в 1892-1894 гг. В начале 1895 г. Пащенко, он оставляет службу и уезжает в Петербург, а затем в Москву. В 1896 г.
Лонгфелло «Песнь о Гайавате», открывший несомненный талант переводчика и до настоящего времени оставшийся непревзойденным по верности оригиналу и красоте стиха. В 1897 г. В духовной биографии Бунина важны сближение в эти годы с участниками «сред» писателя Н. Телешова и особенно встреча в конце 1895 г. Преклонение перед личностью и талантом Чехова Бунин пронес через всю свою жизнь, посвятив ему свою последнюю книгу неоконченная рукопись «О Чехове» была опубликована в Нью-Йорке в 1955 г. В начале 1901 г. Знакомство в 1899 г. Бунина в начале 1900-х гг.
Бунина том шестой увидел свет уже благодаря издательству «Общественная польза» в 1910 г.
В конце того же года типография газеты издала «Песнь о Гайавате» отдельной книгой. В апреле-мае 1907 г. Бунину дважды 1903 год, 1909 год присуждалась Пушкинская премия. Летом 1918 года Бунин перебирается из большевистской Москвы в занятую австрийскими войсками Одессу. С приближением в апреле 1919 года к городу Красной армии не эмигрирует, а остаётся в Одессе. Приветствовал взятие города Добровольческой армией в августе 1919 года, лично благодарил прибывшего 7 октября в Одессу генерала А. В феврале 1920 года при подходе большевиков покинул Россию. Эмигрировал во Францию.
В течение этих лет вёл дневник «Окаянные дни», частично утерянный, поразивший современников точностью языка и страстной ненавистью к большевикам. В эмиграции вёл активную общественно-политическую деятельность: выступал с лекциями, сотрудничал с русскими политическими организациями националистического и монархического направления, регулярно печатал публицистические статьи. В 1924 году выступил со знаменитым манифестом о задачах Русского Зарубежья относительно России и большевизма: «Миссия Русской эмиграции», в котором дал такую оценку произошедшему с Россией и лидеру большевиков В. Ленину: Была Россия, был великий, ломившийся от всякого скарба дом, населенный могучим семейством, созданный благословенными трудами многих и многих поколений, освященный богопочитанием, памятью о прошлом и всем тем, что называется культом и культурой. Что же с ним сделали? Заплатили за свержение домоправителя полным разгромом буквально всего дома и неслыханным братоубийством, всем тем кошмарно-кровавым балаганом, чудовищные последствия которого неисчислимы... Планетарный же злодей, осененный знаменем с издевательским призывом к свободе, братству, равенству, высоко сидел на шее русского «дикаря» и призывал в грязь топтать совесть, стыд, любовь, милосердие... Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее, он разорил величайшую в мире страну и убил миллионы людей, а среди бела дня спорят: благодетель он человечества или нет?
В живых остались сыновья Юлий, Евгений, Иван и дочь Мария. Детство Вани прошло в хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, принадлежавшего его отцу, и куда семья Буниных переехала из Воронежа в 1874 году. В возрасте одиннадцати лет Иван поступил в первый класс Елецкой гимназии и проучился в ней около пяти лет. Его исключили из гимназии в 1886 году за неявку с каникул и неуплату за обучение. Наставником и учителем Ивана становится брат Юлий, студент Московского университета. В 1884 году он был арестован за участие в революционно — демократическом движении, заключен в тюрьму, а затем отправлен под надзор полиции в имение Буниных Озёрки, доставшееся им по наследству от бабушки будущего писателя Чубаровой и где семья стала жить после продажи Бутырок. Благодаря занятиям с братом, Ваня прошёл гимназический курс, начал интересоваться мировой историей и философией, выучил английский язык. В девятнадцать лет Иван начинает самостоятельную жизнь в Орле, куда приезжает осенью 1889 года по приглашению издателя газеты «Орловский вестник» Н. Семеновой для работы в редакции. В этой газете были опубликованы его первые художественные очерки «Божьи люди», «День за день. Старая история», в литературном приложении к изданию в 1891 году — сборник «Стихотворения 1887-1891 годов», а в 1896 году — поэма Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» в переводе Бунина. В Орле он знакомится с корректором издания Варварой Пащенко. Через короткое время их дружба перерастает в близкие отношения. Но Бунин и Пащенко не обвенчались — её родители противились браку, считая, что у дочери должен быть богатый муж. В 1892 году они уезжают в Полтаву к брату Юлию, где Иван поступает на службу в губернскую управу и пишет статьи для газеты «Полтавские губернские ведомости». В начале 1895 года происходит разрыв отношений с Варварой. Бунин бросает службу и переезжает в Петербург, а затем в Москву, где знакомится с признанными писателями и издателями: А.
Повесть «Суходол» 1911 — исповедь крестьянки, убежденной в том, что «у господ было в характере то же, что и у холопов: или властвовать, или бояться». Герои рассказов «Сила», «Хорошая жизнь» 1911 , «Князь во князьях» 1912 — вчерашние холопы, теряющие образ человеческий в стяжательстве; рассказ «Господин из Сан-Франциско» 1915 — о жалкой смерти миллионера. Параллельно Бунин рисовал людей, которым некуда приложить свою природную одаренность и силу «Сверчок», «Захар Воробьев», «Иоанн Рыдалец» и др. Заявляя, что его «более всего занимает душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психики славянина», писатель искал стержень нации в фольклорной стихии, в экскурсах в историю «Шестикрылый», «Святой Прокопий», «Сон епископа Игнатия Ростовского», «Князь Всеслав». Усилила эти поиски и Первая мировая война, отношение к которой Бунина было резко отрицательным. Октябрьская революция и гражданская война подытожили это социально-художественное исследование. Но и в том и другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, "шаткость", как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: "Из нас, как из древа — и дубина, и икона", — в зависимости от обстоятельств, от того, кто древо обработает». Из революционного Петрограда, избегая «жуткой близости врага», Бунин уехал в Москву, а оттуда 21 мая 1918 года в Одессу, где был написан дневник «Окаянные дни» — одно из самых яростных обличений революции и власти большевиков. В стихотворениях Бунин называл Россию «блудницей», писал, обращаясь к народу: «Народ мой! На погибель вели тебя твои поводыри». В 1921 году в Париже вышел сборник рассказов Бунина «Господин из Сан-Франциско» Это издание вызвало многочисленные отклики во французской прессе. Вот только один из них: «Бунин… настоящий русский талант, кровоточащий, неровный и вместе с тем мужественный и большой. Его книга содержит несколько рассказов, которые по силе достойны Достоевского» «Nervie», декабрь 1921 года. Бунин поселился на вилле Бельведер, а внизу амфитеатром расположился старинный прованский городок Грасс. Природа Прованса напоминала Бунину Крым, который он очень любил. В Грассе его навещал Рахманинов. Под бунинской крышей жили начинающие литераторы — он учил их литературному мастерству, критиковал написанное ими, излагал свои взгляды на литературу, историю и философию. Рассказывал о встречах с Толстым, Чеховым, Горьким. В ближайшее литературное окружение Бунина входили Н. Тэффи, Б. Зайцев, М. Алданов, Ф. Степун, Л. Шестов, а также его «студийцы» Г. Кузнецова последняя любовь Бунина и Л. Все эти годы Бунин много писал, чуть ли не ежегодно появлялись его новые книги. Вслед за «Господином из Сан-Франциско» в 1921 году в Праге вышел сборник «Начальная любовь», в 1924 году в Берлине — «Роза Иерихона», в 1925 году в Париже — «Митина любовь», там же в 1929 году — «Избранные стихи» — единственный в эмиграции поэтический сборник Бунина вызвал положительные отклики В. Ходасевича, Н. Тэффи, В. В «блаженных мечтах о былом» Бунин возвращался на родину, вспоминал детство, отрочество, юность, «неутоленную любовь».