Корреспондент узнала у педагогов, что усложняет им работу в школах, а также выяснила, почему учителя выбирают онлайн-формат. Вопрос о деньгах: в 2023 году в СМИ не раз проходили новости о «повышении зарплат бюджетников». Почему современные учителя уходят из школы, выяснил у самих преподавателей. Чаще всего из школ уходят учителя начальных классов. В Екатеринбурге 12 учителей почти одновременно уволились из школы № 22. В городской мэрии сообщили, что педагоги ушли с работы «по личным причинам».
Вы точно человек?
Корреспондент «Фонтанки» решил ловить оставшихся учителей и администрацию на живца и наведался на школьную линейку. В меру счастливые школьники мнут в руках разноцветные георгины, гордые своими чадами взрослые увлеченно снимают торжество на смартфоны. Линейка, белые банты, сидящая на плече первоклашка радостно звенит в звонок. Найти обеспокоенных родителей оказалось проще простого. Не прошло и нескольких разговоров правда, с мамами первоклассников, которые ничего про увольнения не слышали , как у корреспондента «Фонтанки» тихонечко уточнили: «Ищете, с кем поговорить? У меня сын, он плоховато учился, брал у неё уроки дополнительные бесплатно. Как к ЕГЭ будут подготавливать детей, пока не знаю», — поделилась своими переживаниями мама старшеклассника. Мама семиклассника рассказала, что в классе, в котором учится её ребенок, не хватает сразу нескольких педагогов: «У нас нет трех учителей: английского, русского и математики.
Было вообще все идеально, а с прошлого года начались проблемы». Впрочем, прозвучали и слова в поддержку нового директора. Одна из родительниц похвалила Марию Свирко за попытки «осовременить» школу, открытие новых кружков и строгость по отношению к школьной форме. В школьной библиотеке корреспондент нашел и других собеседников, одобряющих политику нового руководства, но уже среди работников школы. Одна из сотрудниц школы заверила, что увольнения — это не более, чем совпадения, связанные с личными обстоятельствами. Например, с замужеством, выходом на пенсию или предложением о работе, поступившим из более престижного учебного заведения. Вроде бы молодой директор, активный, какой-то конкурс выиграла.
К сожалению, эти надежды не оправдались», — рассказывает «Фонтанке» один из уволившихся учителей. Тогда в школе работал другой учитель она тоже, кстати, уволилась , и на этого учителя внезапно в коридоре начинают кричать, потому что от ее кабинета потерялся ключ. Люди только-только вышли из отпусков и, по понятным причинам, моя коллега не знала, куда делся этот ключ летом», — вспоминает уже другой учитель.
Было вообще все идеально, а с прошлого года начались проблемы». Впрочем, прозвучали и слова в поддержку нового директора.
Одна из родительниц похвалила Марию Свирко за попытки «осовременить» школу, открытие новых кружков и строгость по отношению к школьной форме. В школьной библиотеке корреспондент нашел и других собеседников, одобряющих политику нового руководства, но уже среди работников школы. Одна из сотрудниц школы заверила, что увольнения — это не более, чем совпадения, связанные с личными обстоятельствами. Например, с замужеством, выходом на пенсию или предложением о работе, поступившим из более престижного учебного заведения. Вроде бы молодой директор, активный, какой-то конкурс выиграла.
К сожалению, эти надежды не оправдались», — рассказывает «Фонтанке» один из уволившихся учителей. Тогда в школе работал другой учитель она тоже, кстати, уволилась , и на этого учителя внезапно в коридоре начинают кричать, потому что от ее кабинета потерялся ключ. Люди только-только вышли из отпусков и, по понятным причинам, моя коллега не знала, куда делся этот ключ летом», — вспоминает уже другой учитель. Тогда ситуацию списали на волнение на новом рабочем месте и то, что сотрудница просто попала под горячую руку, но сейчас об этом случае говорят как о «первом звоночке». Жалуются учителя и на нагрузку: «Она нам устраивала такие каникулы, что лучше бы мы работали.
Прямо расписано было: час у нас работа с документацией, следующий час какой-нибудь тренинг, потом час работа, допустим, со слабоуспевающими, следующий — совещание. И вот так вот был день буквально раздроблен на несколько таких составляющих, когда потом уже выходишь — голова кругом, ты не понимаешь вообще, где ты, на какой планете находишься». Некой точкой кипения стал момент объявления частичной мобилизации. Три собеседника «Фонтанки» заявили, что якобы Свирко «угрожала отправить на СВО» учителей-мужчин, которые не будут выполнять её поручения. По словам сотрудников, эти поручения касались в том числе раздачи повесток: «Мысль была примерно следующая: у неё есть повестки якобы на имена педагогов, она их в любой момент может подписать и учителя отправятся на фронт».
Нервов добавило и предоставление бронирования, о котором сначала вообще «не хотели разговаривать».
В России В стране нет катастрофического дефицита учителей, но проблема нехватки кадров остается. Молодые специалисты все еще неохотно идут работать в школы. По данным сервиса «Авито. Работа», спрос на педагогов к августу 2023 года вырос в 4,2 раза. Теперь преподавателям предлагают в среднем 67 582 рубля ежемесячно. Самые высокие оклады в Москве и Санкт-Петербурге. Министр просвещения Сергей Кравцов заявил , что учителей-предметников для российских школ, возможно, будут готовить в колледжах.
С помощью этой меры чиновники рассчитывают частично решить проблему дефицита педагогов в школах. Для того чтобы привлечь молодых специалистов в регионы, в России была запущена программа «Земский учитель», по которой учителю при устройстве на работу в сельскую школу выплачивается единовременно 1 млн рублей.
Приходится соглашаться на эти условия. Наверное, поэтому в школе сейчас не происходит смена персонала. Учителя в возрасте не могут уйти, потому что их больше никуда, кроме как этой школы, не возьмут. Они работают и держат места, которые могли бы занимать более перспективные молодые люди. Я не говорю, что всех надо поголовно увольнять и набирать молодых. Нет, мэтров надо оставлять, они должны следить за работой и быть наставниками молодым. Но если бы в школе платили больше, если бы было меньше работы с бумажками, больше рабочих мест, в школу бы ещё и молодые ребята с охотой шли. Из школы я ушёл из-за маленькой зарплаты. Со всем остальным, в принципе, можно мириться. Но я не могу жить на 15-20 тысяч, мне трудно. А ещё надо содержать семью. Меня пытались удержать. Родители ходили к директору и просили, чтобы я остался в школе. Директор тоже предлагала остаться, но без энтузиазма, так как понимала, что причина - финансы, и помочь она ничем не может. Родители детей предлагали наличными добавку, предлагали квартиру к школе поближе снять и даже жить у кого-то из них дома. Это, конечно, всё несерьёзно. Сейчас я работаю менеджером в строительной компании. Работа не настолько интересная, но приносит в три раза больше денег. Что будет, если все учителя вдруг уйдут в бизнес, как советовал Дмитрий Медведев? Кто станет учить детей? Я не считаю, что работа учителя менее ответственная, чем работа президента. Мы воспитываем новое поколение! Возможно, вся эта странная ситуация в сфере образования изменится, когда старые учителя уже просто в силу возраста уйдут на пенсию. Тогда появится вопрос, как привлечь молодых специалистов в школу. Придется улучшать систему, поднимать зарплаты. Хочется, чтобы в школе работали перспективные молодые идейные люди. Но они пока работать не пойдут, потому что денег нет. Кирилл, работает учителем начальных классов 5 лет. Ему 24 года. Выиграл конкурс "Молодой учитель года", сейчас трудится в Москве С учениками у меня всегда были хорошие отношения, без проблем. Получалось быстро найти общий язык. Профессия учителя невероятно интересная. Ты можешь учить, творить, вытворять. Это чистое творчество. От детей получаешь колоссальный заряд энергии, особенно когда видишь отдачу, когда они тебя понимают и применяют знания в жизни и учебе. Ещё я люблю другую активную деятельность помимо учёбы. Когда я работал в предыдущей школе, мы с классом постоянно ходили и в музеи, и в театры, каждую четверть ездили куда-то. Я всегда за поездки, походы. Несколько месяцев назад я перебрался в Москву. Меня пригласили работать в одну из столичных школ. В конце этого учебного года я буду увольняться, вернусь к себе обратно. Честно - переехал по глупости и очень скучаю по старой школе и своим детям. Переехал из-за того, что хотел развития, перспектив и карьерного роста, мотивировала высокая зарплата. Если учитель активный, ему реально получать около ста тысяч рублей. Но в Москве всё оказалось не так. Раньше я шёл на работу с большим желанием и удовольствием, а сейчас хожу, потому что надо. В школе, где я работаю, нет коллективизма вообще. Если ещё в подмосковных школах учителя дружат, помогают друг другу, то здесь каждый сам за себя. Учителя нацелены на зарабатывание денег, думают, как бы им ещё что-то сделать и получить премию. При любой удобной ситуации тебя подставят, по тебе пройдут и не заметят. Родителей больше неадекватных в Москве, чем в подмосковных школах. Все знают свои права, но никто не знает обязанностей. Учителя принимают за "рабочий материал". Отдали ребенка в школу и только требуют. В Москве всё сурово - по учителям ездят как хотят. В классе у меня 25 человек. Если дети мотивированы на учёбу, родители мотивированы, то можно хоть сорок человек учить. А если дети не очень хотят учиться, семьи неблагополучные, то там и с десятью будет тяжело. У нас есть такое выражение - "московская школа". Это значит, что в каждом среднем учебном заведении свои порядки и требования. Даже если ты собираешься устроить праздник внутри класса, нужно в письменном виде подать заявление. Если директор согласует проведение праздника, ты его проводишь, нет - так нет. По каждому поводу надо спрашивать разрешение и письменно кого-то уведомлять. Это было для меня шоком, потому что в областных школах всё намного проще. Родители тоже подливают масла в огонь. Такого отношения к учителям я не видел больше нигде. В моей старой школе, где я работал, была одна дотошная мамочка на класс, а тут все с претензиями через одного: "За что два, за что то, за что это? В любой момент тебе может кто-то позвонить, наехать на тебя, наорать, что-то от тебя потребовать, обвинить тебя и так далее. Энтузиазм из-за этого пропадает. Если бы я изначально пришел работать в московскую школу, я бы себя, наверное, перестроил, а так мне есть, с чем сравнить. К счастью, у меня никогда особых проблем с родителями не было. Учитель в моём понимании - призвание. Ты знаешь, на что ты идешь, потому что все держится на голом энтузиазме. Если хочется зарабатывать много денег и занимать важный пост, то школа всё-таки не то место, где это нужно делать. Мне повезло ещё потому, что в моей жизни не стоит остро финансовый вопрос. В Москве к учителям относятся очень пренебрежительно, безо всякой доли сожаления. Директор школы говорит, что незаменимых нет. Уйдешь - и тебе через неделю найдут замену. Здесь в течение учебного года учителя увольняются и постоянно приходят новые. У младших классов может быть четыре разных классных руководителя, потому что молодые девчонки, которые приходят работать, просто не выдерживают. Их сжирают, убивают в них весь энтузиазм, поэтому они убегают в другую школу, ищут что-то получше. Снисхождения никакого нет. Ты пришел и должен быть идеальным. Не дай бог пропустишь ошибку в тетради! У нас в области нехватка молодых учителей, и когда ты приходишь из колледжа или института, тебе помогают, направляют, подсказывают. А тут такого нет. В системе образования стоит поменять вообще всё. Сейчас профессия учителя находится на каком-то низшем уровне уважения, это просто какой-то обслуживающий персонал. Надо поднять профессию учителя до определенного статуса, показать родителем, где их зона ответственности, а где учителя. Сейчас граница стерта. Родители снимают с себя обязательства и перекладывают их на учителей. Правительство учитывает мнение родителей, а учителя никто не слушает. Если родители пожалуются на учителя, его сразу же уволят без объяснения причин. Родителям дали много власти, у них развязаны руки. Раньше профессия учителя вызывала уважение. Ну и что сейчас мы требуем от детей, когда родители так наплевательски относятся к учителям? Дети это видят, и потом также себя ведут. В Москве стало меньше коррекционных школ, поэтому в обычной школе учатся дети и с ограниченными возможностями здоровья, и с психическими расстройствами. Я считаю, что это неправильно. Если у ребенка есть отклонения в развитии, он должен учиться в специализированном заведении. А у нас получается так, что сажают ребенка с острым, явным психическим отклонением в обычный класс, а он потом не дает учиться другим детям. Родителям объяснять это бесполезно. Раньше ребенка могли за неуспеваемость оставить на второй год, сейчас такого нет. Можно учиться на двойки и тебе ничего не будет, если твоя мама принудительно не решит оставить тебя на второй год. Грань оценок полностью пропала. Дети не боятся получить ни двойку, ни тройку - их же все равно переведут в другой класс. В области учителя "горят" своей работой.
Скромная зарплата
- «Требуют, не оплачивая!»: Названы причины ухода учителей из школ
- Учитель должен
- Нехватка учителей в России: почему педагоги увольняются из школ | 360°
- «В школах не задерживаются»: учитель из Архангельска объясняет, почему молодежь бежит из профессии
Почему педагоги бегут из школ?
В начальной школе не осталось квалифицированных учителей, учителя уходят, а точнее — их выживает новый директор, детей учить некому», — привело издание «Фонтанка» слова одного из родителей учащихся. Процессом руководили преподаватели вуза и учителя лицея. Вот почему учителя часто предпочитают уволиться вместо того, чтобы продолжать работать в школе. Учителя назвали причины увольнения из школ России. Daily Storm рассказывает истории преподавателей, которые были вынуждены уйти из школы из-за давления начальства.
Учителя бегут из школ...
Для сравнения: по данным Воронежстата , по итогам первого полугодия 2019-го средняя зарплата в регионе составила 32,5 тыс. В Воронежской области решили, кто из учителей получит по 1 млн рублей Примерное положение об оплате труда педагогов гордума приняла в 2018 году первая редакция — в 2013-м. В документе прописаны рекомендуемые размеры постоянных повышающих надбавок коэффициентов к должностному окладу: за квалификационную категорию 1,2 — I квалификационная категория, 1,4 — высшая квалификационная категория и за стаж непрерывной работы от 1,02 до 1,07. Потеря авторитета Надежда Дахина проработала учителем начальных классов больше десяти лет. Причиной увольнения в декабре 2018 года послужил конфликт с родителями. Многие родители не выбирают с учителем выражений, ведут себя неадекватно. Мама ребенка-хулигана, который бил других детей, пригрозила мне жалобами в разные инстанции. К сожалению, есть родители, которые считают, что только их мнение — единственно правильное, — рассказала Надежда. Бывшая учительница начальных классов, 24-летняя Анастасия И. Из-за этого страдает дисциплина: — Те приемы, которые учителя применяли раньше, не всегда можно использовать сейчас — контроль за поведением педагога усилился. Во многих дошкольных и школьных учреждениях появились камеры, а родители обсуждают поведение учителя в чатах.
Многие родители ставят авторитет учителя под сомнение. Ольга Асоян добавила, что педагоги находятся в состоянии постоянной травли: — Для возвращения учителей в школу повысить одну зарплату недостаточно — нужно вернуть им былой авторитет. Елена Е. Некоторые спрашивают: а законно ли данное решение учителя? Это неприятно. Ольга Асоян указывает и на то, что современная школа предъявляет к детям высокие требования. Чтобы сделать домашнюю работу, ребенку нужно затратить психологические усилия. И здесь на помощь школьнику должны прийти родители, но они заняты работой, а после работы им не до уроков. Недовольное руководство Елене Е. Слышим только укоры: «Опять ваши дети бегают на перемене!
Как будто другие дети не бегают. За свою долгую учительскую карьеру я встретила только одного завуча, который был интеллигентным человеком.
Как заверили в пресс-службе Невского района, 10 педагогов уже трудоустроены или оформляют документы для устройства в другую школу, а в 338-й обеспечат реализацию образовательных программ в полном объеме и в соответствии с учебным планом. Редакция «Фонтанки» увидела расписание школьников на 4 сентября. В один только этот учебный день на замену поставили 11 сотрудников. Как сказано на сайте самой школы, всего в ней работают 95 сотрудников, из них 69 — педагоги.
То есть, увольнение 17 учителей — это потеря четверти педагогического состава. Корреспондент «Фонтанки» решил ловить оставшихся учителей и администрацию на живца и наведался на школьную линейку. В меру счастливые школьники мнут в руках разноцветные георгины, гордые своими чадами взрослые увлеченно снимают торжество на смартфоны. Линейка, белые банты, сидящая на плече первоклашка радостно звенит в звонок. Найти обеспокоенных родителей оказалось проще простого. Не прошло и нескольких разговоров правда, с мамами первоклассников, которые ничего про увольнения не слышали , как у корреспондента «Фонтанки» тихонечко уточнили: «Ищете, с кем поговорить?
У меня сын, он плоховато учился, брал у неё уроки дополнительные бесплатно. Как к ЕГЭ будут подготавливать детей, пока не знаю», — поделилась своими переживаниями мама старшеклассника. Мама семиклассника рассказала, что в классе, в котором учится её ребенок, не хватает сразу нескольких педагогов: «У нас нет трех учителей: английского, русского и математики. Было вообще все идеально, а с прошлого года начались проблемы». Впрочем, прозвучали и слова в поддержку нового директора. Одна из родительниц похвалила Марию Свирко за попытки «осовременить» школу, открытие новых кружков и строгость по отношению к школьной форме.
В школьной библиотеке корреспондент нашел и других собеседников, одобряющих политику нового руководства, но уже среди работников школы. Одна из сотрудниц школы заверила, что увольнения — это не более, чем совпадения, связанные с личными обстоятельствами.
Сегодня они должны быть не завхозами, как в СССР, а экономистами, чтобы организация могла зарабатывать и стимулировать своих учителей рублем. Причем без перегибов, когда учителей нагружают по максимуму ради экономии. Однако консервативная по своей сути система образования все еще живет законами Советского Союза и не готова работать в новом режиме, сетуют представители педсообщества. Получаем замкнутый круг: чтобы школа могла зарабатывать на дополнительных активностях например, продавая занятия, скажем, по театральному мастерству , нужны передовые учителя. А они не идут в систему, потому что хотят зарабатывать больше, чем им предлагают. В школах почти отсутствует ротация кадров, говорят эксперты и чиновники, опрошенные Финтолком. Педагоги старой гвардии не всегда готовы давать дорогу молодым, особенно если речь идет о руководящих должностях. В итоге молодые учителя просто не видят перспектив карьерного роста, говорят знатоки отрасли.
Это подтверждает и недавнее исследование «Актион образования». Следом идут люди старше 50 лет — это почти каждый третий работник образования. В сельской местности и городах России преобладают возрастные учителя, чей стаж насчитывает более 20 лет. Сколько должен получать учитель: россияне назвали достойный размер зарплаты Чего хотели бы сами учителя Помимо повышения зарплат до уровня не ниже средней по региону, учителя мечтают о мерах поддержки. Это помогло бы повысить престиж профессии, причем часть мер, предлагаемых учительским сообществом, не стоила бы государству больших денег, утверждает лауреат «Учителя года — 2023» Андрей Журбин.
Отдельная тема — взаимопонимание с родителями, многие не готовы слышать критику в адрес своих детей. И самим детям важно получить положительную отметку, даже если знаний для этого недостаточно. Отсюда возникают случаи, когда они начинают выпрашивать незаслуженные оценки.
Радует, что коллектив у нас хороший и зарплата моя приличная, но для этого много работаю, - рассказала одна из учителей. Собеседница считает, что изменить ситуацию с кадрами в лучшую сторону может достойная заработная плата, снижение информационной нагрузки и работы с документацией, уважение к педагогу и его труду. Второй учитель, с которой мы пообщались, к проблеме высокой нагрузки добавила и то, что приходится вести другие предметы. Педагоги старшего поколения не особо привечают молодых специалистов, как и родители, и сами дети. Постоянно отвлекаются на телефоны, говоря, что мой предмет им в жизни не пригодится. Первое время я пыталась бороться, сейчас закрываю глаза на эти безобразия — свои нервы дороже, - с грустью подчеркнула учитель географии и биологии. Формат не для всех Сейчас становятся более популярными онлайн-школы и репетиторство. Кто больше не может выдерживать работу в обычной школе, уходят в эти форматы преподавания.
Победитель областного этапа конкурса «Учитель года - 2020» Елена Файрушина считает, что онлайн-формат подойдёт не всем учителям. Кому-то важно общение с коллегами, контакт с детьми не через монитор компьютера. Однако назвала личные объективные причины ухода из государственной школы в онлайн. В школе у тебя помимо уроков есть классное руководство и много других активностей, которые не вмещаются в рамки рабочего дня. Приходилось выбирать: качественно подготовиться и провести уроки или качественно заполнить отчёты, планы, электронные дневники.
Почему я бросил школу? 5 историй молодых учителей из Омска, которые ушли из профессии
Учителя назвали причины увольнения из школ России. в 2023 году в России уволилось рекордное за 7 лет число учителей - 193 тысячи, пишет Учителя стучат друг на друга, а дети качают права: педагоги назвали истинные причины побега из школ.
Педагоги массово увольняются из школ из-за низких зарплат, стресса и перегрузки
Педагоги массово увольняются из школ из-за низких зарплат, стресса и перегрузки | Работники среднестатистических школ уверены: чиновники от образования «далеки от педагогической реальности», а все вышеназванные шаги Минпросвещения «не способны остановить бегство учителей из школы». |
Урока не будет: почему российские учителя массово уходят из школ и что делать | Финтолк | За год из школы ушло 11 педагогов, все нашли себя в репетиторство, талантливый учитель не пропадёт. |
Учитель: опять май и я опять увольняюсь из школы | Невысокие доходы – далеко не единственная, а в Москве – даже не главная причина, по которой из школ уходят молодые учителя. |
«Прощай, школа!» почему в Приамурье увольняются учителя? | Чаще всего уходят из школ учителя начальных классов — среди них в 2023 году уволилось больше 36 тысяч человек. |
Учителя бегут из школ. Как власти собираются решать проблему?
Рассказ учителя школы, откуда из-за директора со скандалом ушли педагоги. Вот почему учителя часто предпочитают уволиться вместо того, чтобы продолжать работать в школе. Рассказ учителя школы, откуда из-за директора со скандалом ушли педагоги. А вот учитель русского языка и литературы столичной школы уже 16 раз принимала решение увольняться, но ни разу не смогла претворить его в жизнь.
Из петербургской школы уволились сразу 17 учителей
Чем это аукнется, особенно когда полностью уйдут педагоги советской и постсоветской закалки? Чаще всего уходят из школ учителя начальных классов — среди них в 2023 году уволилось больше 36 тысяч человек. Учителя и воспитатели массово увольняются из-за резкого понижения зарплат. Я работала в школе, со сменой директора ушло 17 педагогов, а это был костяк.
Проблема №1. Маленькая зарплата.
- Почему педагоги бегут из школ?
- Учителя бегут из школ...
- «Умираешь на работе за копейки»: почему молодые учителя увольняются из школ Красноярска
- «Хорошо, если зарабатывает муж». Почему учителя уходят из школ в Воронеже
- Почему учителя бегут из школ? Пять реальных историй педагогов из Татарстана
- Почему учителя увольняются из школ: реальные истории российских педагогов - 5 сентября 2023 - 86.ру
Школы России страдают, учителя отказываются работать
Вопрос о деньгах: в 2023 году в СМИ не раз проходили новости о «повышении зарплат бюджетников». В одной из школ Санкт-Петербурга сразу 17 учителей подали заявления на увольнение. Учителя и воспитатели массово увольняются из-за резкого понижения зарплат. Процессом руководили преподаватели вуза и учителя лицея. это заблуждение. А вот учитель русского языка и литературы столичной школы уже 16 раз принимала решение увольняться, но ни разу не смогла претворить его в жизнь.