В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца. Возможно, ты помнишь, как в июле 2020 года власти страны вернули Айя-Софии статус мечети после долгих лет работы в качестве музея. В ближайшее время в Стамбуле планируют начать масштабную комплексную реставрацию одной из главных достопримечательностей Турции – Айя-Софии.
«Мы на пороге культурной катастрофы». Храм Святой Софии в Турции хотят превратить в мечеть
Торжества в Турции по случаю 569-й годовщины падения Стамбула завершились вчера трехмерным представлением над собором Святой Софии. Рассказываю о контрастах Стамбула путешествиях, моей любви к жизни, еде и о людях на моем пути. Владимир Путин обратил внимание коллеги на значительный общественный резонанс, который вызвало в России решение изменить статус храма Святой Софии в Стамбуле.
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев
Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках. В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали. Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света. Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого. Часть мозаики разрушена. Расстаться с идеей Софии-храма оказалось сложнее. К ней регулярно возвращаются не только греки, считающие Софию своей, но и русские, тоже так считающие. Не совсем безосновательно, конечно, — все-таки и христианство наше византийское, и именно внутреннее золото Софии повлияло на выбор религии послами князя Владимира, и Софию вполне можно считать прообразом многих русских храмов Софии Киевской и Новгородской, чтобы далеко не ходить , и довольно многое о том, какой была София до завоевания, мы знаем из записей русских паломников из Царьграда. Мечты о возрождении Царьграда начинаются с «греческого проекта» Екатерины II — она мечтала покорить Константинополь и сделать столицей нового православного государства, где правил бы ее внук, которого она стратегически назвала Константином. И хотя греческий проект воплотить не удалось, Екатерина все-таки построила свой маленький Царьград, Царское Село, со своей маленькой Софией.
Несколько раз казалось, что мечты эти исполнятся: в 1829 году, когда русские войска стояли у Эдирне; в 1878-м, когда русская армия дошла до Ешилькея, района Константинополя, но отступила под давлением Великобритании. Ну а реальнее всего казались эти чаяния в Первую мировую войну. Такого больше не будет. Но все же еще недавно президент Эрдоган говорил, что поезд для этих перемен ушел. Софию погубил коронавирус. Печатный станок остановился, рейтинг президента и его партии стремительно полетел вниз, и надо было срочно объединить раскалывающееся и стремительно разбегающееся общество вокруг какой-то национальной идеи. Мечтали ли все турки о Софии-мечети? Большая часть их и вовсе никогда ее не видела и не подозревала о ее сложной истории.
Для всего мира Святая София — это главный памятник византийской цивилизации.
Главный христианский храм, причем не только в православном мире. Аббат Сугерий, который в 40-е годы XII века придумал и построил на окраине Парижа первый готический собор в аббатстве Сен-Дени, писал, что видел в качестве великого образца именно храм Святой Софии. Хотя, казалось бы, он не похож на готические соборы. Видимо, аббат имел в виду уникальную драматургию света, которую мы видим в Софии Константинопольской. То, что потрясло послов князя Владимира в Х веке — уникальная свето-пространственная икона, которая создавалась этим единственным в своем роде зданием. Интересно, что Юстиниан пригласил в качестве главных архитекторов не профессиональных строителей, а самых знаменитых математиков и инженеров-оптиков — Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Световое кольцо создавалось под куполом 40 окнами днем и ночью, транслируя в купол свет либо солнца, либо луны и звезд. Под куполом постоянно создавалось светящееся облако, световая икона Славы Божьей. Из-за того, что купол неоднократно перестраивался, в том числе из-за землетрясений, этот эффект сейчас практически не заметен.
Своды Святой Софии. Интересно, что до победы иконопочитания в IX веке в храме не было фигуративных мозаик, поскольку образ Божий создавался при помощи световой драматургии и какие-либо «картины» на стенах и сводах были излишни. Да, световое оформление останется, даже если музей превратится в мечеть. Но посещение храма будет ограничено мусульманскими службами, также некоторые его части останутся закрыты. Поскольку это будет действующая мечеть, каким-то образом придется закрыть убрать со стен византийские мозаичные иконы. Во времена Османской империи эти мозаики были замазаны белой известью, не всегда аккуратно. Потому русские путешественники и исследователи XIX века, например, пытались их увидеть. Никодим Павлович Кондаков, великий историк византийского искусства, когда попадал в Святую Софию, которая была действующей мечетью, видел некие размытые силуэты и лишь пробовал догадаться, какие сюжеты там могли быть изображены.
До Султанахмет можно доехать на трамвае линии T1 из разных частей города, включая аэропорт. Если вы остановились в старом городе, прогулка пешком до Святой Софии может стать отличным вариантом. Вы сможете исследовать узкие улочки и переулки Стамбула, пока будете добираться до достопримечательности. Это отличный способ приобщиться к местной культуре и почувствовать атмосферу города. Достопримечательности Вид на собор Святой Софии Первоначально построенная как христианская церковь в 537 году во времена Византийской империи, собор Святой Софии был спроектирован известными милетскими архитекторами. При строительстве здания использовались самые передовые строительные технологии того времени, в том числе уникальная смесь кирпича и камня, которая позволила этому сооружению достойно выдержать землетрясения и другие стихийные бедствия. Что делает собор Святой Софии таким особенным, так это его уникальная архитектура. Здание представляет собой идеальное сочетание Востока и Запада, отражающее разнообразные культуры и религии, которые влияли на Стамбул на протяжении веков. Айя-София представляет собой слияние византийского, исламского и османского стилей, что делает ее настоящим архитектурным чудом. Собор Святой Софии считался одним из величайших достижений византийской архитектуры и более 900 лет служил главным религиозным сооружением Восточной православной церкви. В 1453 году, после завоевания Константинополя Османской империей, церковь была превращена в мечеть. На протяжении веков в здание было внесено несколько дополнений и реконструкций, в том числе добавлены минареты и удалена часть христианского убранства. Одна из самых поразительных особенностей архитектуры Святой Софии — массивный купол. Высота купола составляет 56 метров, а диаметр - 32 метра. Его поддерживают четыре опоры и 40 ребер, которые придают куполу уникальную форму.
На днях в Турции суд разрешил сделать из собора Святой Софии мусульманскую мечеть. Собор имел статус музея последние 85 лет. Государственный совет Турции пришёл к выводу, что собор Святой Софии в его нынешнем статусе противоречит закону. Те, кто сделал Святую Софию музеем, сделали неправильно, нарушили закон. Правительство утверждает, что теперь они осуществляют своё суверенное право. Статус музея Святая София приобрела благодаря первому президенту Турции, Кемалю Ататюрку в 1935 году. Статус музея для византийского собора был установлен Кемалем Ататюрком, первым президентом Турецкой Республики. Построен храм был ещё императором Константином I в период с 324 по 337 год. Это была базилика для греческих православных христиан. Эта церковь сгорела во время восстания в 404 году. Восстановлено здание было императором Юстинианом в 6 веке. В 537 году строительство было закончено. На Рождество состоялась первая служба. В течение 9 столетий собор был резиденцией православного Константинопольского патриарха. Здесь проводились все главные религиозные церемонии. За это время храм дважды подвергался землетрясениям и его купол разрушался. Его восстанавливали и всё возвращалось на круги своя. Святая София пережила не одно стихийное бедствие. В 11 веке в Святой Софии произошло знаковое религиозное событие — Церковь разделилась на католическую и православную. Храм пережил множество стихийных бедствий, восстаний и войн.
Обратите внимание:
- Кто построил Собор Святой Софии в Турции, и почему вокруг постройки возник скандал
- Любопытные факты
- В СМИ появились кадры осыпающейся кладки собора Святой Софии в Стамбуле
- Айя-София не закроется во время реставрации
- Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе - Православный журнал «Фома»
- Читайте ещё
Чем заняться: Турция
- Чем заняться: Турция
- Музей Айя-София в Стамбуле: интересные факты и рекомендации по посещению
- 10 фактов о соборе Святой Софии | myDecor
- Больше не музей: Святая София в Стамбуле снова стала мечетью | Точка Арт
- Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов
- В СМИ появились кадры осыпающейся кладки собора Святой Софии в Стамбуле
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев
Кто построил Собор Святой Софии в Турции, который объединил две религии | В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца. |
Крест на куполе Святой Софии. Этой мечте уже полтысячи лет, но вряд ли ей суждено сбыться | Обращаем внимание, что с 15 января 2024 года вносятся изменения в порядок посещения Собора Святой Софии (Айя Софья) в Стамбуле, Турция. |
Платно или бесплатно — плевать: дело не в этом. Что я думаю о новостях про стамбульскую Айя-Софию | Когда собор Святой Софии превратился в мечеть Айя-Софья, в медном листе у основания колонны сделали отверстие для пальца, с помощью которого можно загадать желание. |
Власти Стамбула уточнили правила входа в Айя-Софию | Когда собор Святой Софии превратился в мечеть Айя-Софья, в медном листе у основания колонны сделали отверстие для пальца, с помощью которого можно загадать желание. |
Больше не музей: Святая София в Стамбуле снова стала мечетью | Что я думаю о новостях про стамбульскую Айя-Софию. |
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов
Собор Святой Софии в Стамбуле: что нужно знать до визита | Айя-София по хорошему подавляет любой скептицизм, циничность и искушенные попытки причислить её всего лишь к достопримечательностям Стамбула. |
"Россия может объявить Святую Софию в Стамбуле своей реликвией" - МК | Власти Турции приняли окончательное решение сделать платным вход для иностранных туристов в стамбульскую мечеть Айя-София (собор Святой Софии). |
Собор Айя-София, Босфор и мечеть, построенная Эрдоганом — фотоколлекция из Стамбула | В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода Константинополь подвергся разрушительному нападению крестоносцев, собор Святой Софии был разграблен и осквернён. |
«Мы на пороге культурной катастрофы». Храм Святой Софии в Турции хотят превратить в мечеть
Собор Святой Софии и сохранилась часть окружающих ее построек исторического центра. И разрешил превратить собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть. Стамбул, Айя-София. Жители собрались на вечернюю молитву, здесь же много и сторонников победившего на выборах президента Турции Эрдогана, передает корреспондент РИА Новости.
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София
Теперь посещать собор можно будет бесплатно чему раньше мешал его музейный статус. При этом официальных представитель президента заявил, что изменение статуса собора не будет мешать туристам местным и иностранным посещать его — правда, при условии соблюдения некоторых норм ислама. Кроме того, решается вопрос с уникальными христианскими мозаиками на стенах — согласно нормам ислама, изображать людей запрещено. Скрыть мозаики и фрески обещают лазерами, специальным освещением или просто коврами — и только на время богослужений. Кому на самом деле принадлежит собор? История собора Святой Софии начинается с 324-337 годов нашей эры, когда на рыночной площади Августеон была построена христианская церковь.
Строительство первого храма, названного Софией, относится к времени правления императора Констанция II 337-361 годы , но в 404 году храм сгорает в ходе народного восстания. После этого церковь восстанавливали несколько раз, и она снова сгорала. Грандиозный храм был построен после очередного пожара при восстании во времена императора Юстиниана I в 523 году. На строительстве каждый день трудились 10 тысяч рабочих, использовались лучшие строительные материалы. Здание, которое удалось построить, поражало народную фантазию до такой степени, что строительству храма приписывали участие небесных сил.
Вплоть до завоевания Константинополя турками в 1453 году собор оставался символом могущества Византийской империи. Например, в 1054 году во время богослужения легат папы римского вручил отлучительную грамоту константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию — это стало началом раскола церкви на Православную и Католическую. В 1453 году в соборе прошло последнее в его истории христианское богослужение — 29 мая того же года храм захвачен турками и, по описанию историков, процесс был далек от мирного и обращен в мечеть. Тогда же в собор вступил султан Мехмед II — завоеватель Константинополя.
После того как были сняты молитвенные коврики открылся мраморный пол собора. Вопрос об изменении музейного статуса[ править править код ] В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения сотрудниками музея мусульманских религиозных обрядов [49]. В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии [50] — «Совет по освобождению Святой Софии» англ. Free Agia Sophia Council [51].
На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США англ. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству, да и всему христианству» [52]. По мнению историка А. Соколова , здесь явно усматривается греческое влияние в США [53]. Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру [54] в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете « Завтра » [55] : Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Всё дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению.
В 2016 году во время Рамадана в соборе Святой Софии происходили чтения Корана , которые транслировались в прямом эфире одного из турецких телеканалов. Это вызвало крайне негативную реакцию министерства иностранных дел Греции [56]. В марте 2019 года стало известно, что власти Турции могут изменить статус собора Святой Софии, чтобы его смогли посещать бесплатно. Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству. Со Святой Софией можно сделать аналогично» [58]. В этот же день президент Турции Тайип Эрдоган подписал указ о превращении Айи-Софии в мечеть [4] [60]. Всемирный совет церквей призвал Эрдогана пересмотреть решение по Святой Софии [68]. Намаз совершил также сам Реджеп Тайип Эрдоган.
Изображения христианских святых на время намаза были закрыты тканью. Молящиеся разместились как внутри здания, так и на территории перед ним [69]. Это базилика с четырёхугольным средокрестием , увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня [70]. Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола [71]. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна их также 40 , благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса [72]. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов, — которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре [71].
К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой , глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод , содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы , впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами , вывезенными из храмов Малой Азии и Египта [71] ; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея , а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах. Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью мозаики на золотом полу, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе. Стены храма также были полностью покрыты мозаиками как сюжетные композиции, так и орнаменты. Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св.
Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в. В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери , и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы. На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити , оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей см. Мозаичный цикл[ править править код ] Значительное число мозаик Святой Софии было выполнено во времена императора Юстиниана в VI веке. Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе , нефах , галереях и главной арке [74]. Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества.
Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век. Мозаики апсиды и вимы[ править править код ] Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века [75]. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы , держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела [76] сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись почти полностью утрачена со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили» [77]. Эти мозаики были раскрыты в 1935—1939 годах. Русский паломник Антоний Новгородский , посетивший Константинополь около 1200 года, сообщал, что мозаика апсиды была создана в IX веке иконописцем Лазарем , пострадавшим в период иконоборчества, но после Торжества Православия получившим широкое признание.
Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79]. По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году. Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком.
Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась.
Реконструкция, включавшая постройку купола новой формы и кое-какие переделки интерьера, завершились к 562 году. В таком виде собор простоял несколько веков, пережив эпоху иконоборчества с замазыванием и уничтожением икон и мозаик, сильнейший пожар и очередное землетрясение 859 года, вызвавшее обрушение одного из полукуполов, и наконец землетрясение 989 года, в результате которого обрушилась одна из арок купола.
Реставрировать собор тогдашний император Василий II призвал видного армянского архитектора Трдата, который, помимо восстановления и укрепления арки, произвел еще ряд строительных и реконструкционных работ, которые заняли шесть лет. И далее здание переживало множество злоключений со стороны природы. В частности, особенно сильный ущерб был нанесен ему в середине XIV века землетрясениями, вызвавшими частичное обрушение куполов. С тех пор собор претерпел многочисленные реставрации и реконструкции, наиболее масштабная из которых прошла в конце 40-х годов XIX века, не говоря уже о многочисленных изменениях, сделанных после превращения Святой Софии в мечеть. Последние включали пристройку минаретов и дополнительных помещений и служб к зданию собора, уничтожение деталей интерьера, связанных с христианским богослужением и добавлением таковых для осуществления богослужений исламских, сокрытие изображений и проч. Одно их поздних добавлений к экстерьеру собора — массивные контрфорсы, призванные предотвратить расползание стен под весом куполов.
Лучший мрамор и другие строительные материалы свозились в Константинополь со всех концов империи, даже из Африки. По указу императора на украшение собора пошли архитектурные элементы античных построек — колонны из зеленого мрамора — из Эфеса, порфировые — из Рима, а еще золото, серебро, слоновая кость и прочая, и прочая, и прочая. Для украшения алтаря использовались самые разнообразные драгоценные камни в бессчетном количестве. Не удивительно, что на строительство и украшение собора Юстиниан потратил несколько годовых бюджетов империи, а также предписал, чтобы часть доходов некоторых городских торгово-ремесленных корпораций отдавалась на строительство и последующее содержание храма то же, к слову, пришлось сделать и султану Мехмеду II, завоевавшему Константинополь в 1453 году. Колонны нижнего яруса, а также ныне утерянные статуи были вывезены по приказу Юстиниана из храма Артемиды в Эфесе — одного из семи чудес света, первую версию которого сжег Герострат в 356 году до н. На переднем плане — один из восьми сделанных из кожи и дерева 8-метровых щитов с каллиграфически написанным именем праведного калифа Али ибн Абу Талиба; на остальных имена Аллаха, Мухаммеда и иных важнейших для ислама фигур.
Туристический поток россиян в Турцию увеличился почти в полтора раза с начала этого года по сравнению с аналогичным периодом 2022-го, сообщил недавно генеральный директор Coral Travel Эрджюмент Юналан. С января по июль 2023 года Турцию посетили более 2,6 миллиона российских туристов, сообщили в пресс-службе Ассоциации туристических операторов России со ссылкой на данные министерства культуры и туризма Турции. Отмечается, что поток туристов увеличился в Стамбуле и сократился в Анталье.
В Стамбуле отреставрируют мечеть Айя-София
Теперь там будут проходить традиционные религиозные церемонии мусульман. Музеем здание сделал Ататюрк. Первый президент Турецкой Республики хотел видеть свою страну светским государством. Но в XXI веке новые власти отменили его решение ради своих политических целей. Лазейка из кризиса Турция еще до пандемии оказалась в состоянии не только экономического, но и социального кризиса. Граждане все меньше доверяют властной верхушке и чувствуют все большее давление. Смена статуса Айя-Софии с музея на мечеть может как-то разрядить обстановку в стране, а также привлечь на свою сторону консервативных мусульман. Об этом в беседе с «360» заявил турецкий журналист Тунджа Ойретен.
Единственный способ для нее сохранить власть — это сделать что-то связанное с религией. Они думают, что открытием Айя-Софии для молитв смогут привлечь к себе сторонников традиционного ислама. Таких в Турции почти половина населения», — поделился он. По словам журналиста, Айя-Софию каждый год посещают тысячи туристов. Большая часть из них — это христиане, для которых собор — это священное место.
Здание собора неоднократно страдало от различного рода катаклизмов. В 10 веке из-за землетрясений пришлось перестраивать купол. В 1453 году столица Византии Константинополь была захвачена турками-османами и переименована в Стамбул, главный храм христианского мира был сразу превращен в мусульманскую мечеть. Внешний облик здания сильно изменился.
К собору пристроили четыре минарета. Считается, что в соборе сохранились византийские мозаики, которые при устройстве в здании замазали штукатуркой. Музеем Айя-София стала в 1934 году в период правления Кемаля Ататюрка. Собор превратился в музей, в котором можно было увидеть, как христианские, так и мусульманские элементы интерьера. Таким образом удалось объединить две религии в одном соборе.
Главный христианский храм, причем не только в православном мире. Аббат Сугерий, который в 40-е годы XII века придумал и построил на окраине Парижа первый готический собор в аббатстве Сен-Дени, писал, что видел в качестве великого образца именно храм Святой Софии. Хотя, казалось бы, он не похож на готические соборы. Видимо, аббат имел в виду уникальную драматургию света, которую мы видим в Софии Константинопольской. То, что потрясло послов князя Владимира в Х веке — уникальная свето-пространственная икона, которая создавалась этим единственным в своем роде зданием. Интересно, что Юстиниан пригласил в качестве главных архитекторов не профессиональных строителей, а самых знаменитых математиков и инженеров-оптиков — Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Световое кольцо создавалось под куполом 40 окнами днем и ночью, транслируя в купол свет либо солнца, либо луны и звезд. Под куполом постоянно создавалось светящееся облако, световая икона Славы Божьей. Из-за того, что купол неоднократно перестраивался, в том числе из-за землетрясений, этот эффект сейчас практически не заметен. Своды Святой Софии. Интересно, что до победы иконопочитания в IX веке в храме не было фигуративных мозаик, поскольку образ Божий создавался при помощи световой драматургии и какие-либо «картины» на стенах и сводах были излишни. Да, световое оформление останется, даже если музей превратится в мечеть. Но посещение храма будет ограничено мусульманскими службами, также некоторые его части останутся закрыты. Поскольку это будет действующая мечеть, каким-то образом придется закрыть убрать со стен византийские мозаичные иконы. Во времена Османской империи эти мозаики были замазаны белой известью, не всегда аккуратно. Потому русские путешественники и исследователи XIX века, например, пытались их увидеть. Никодим Павлович Кондаков, великий историк византийского искусства, когда попадал в Святую Софию, которая была действующей мечетью, видел некие размытые силуэты и лишь пробовал догадаться, какие сюжеты там могли быть изображены.
В Анкаре расценивают претензии других стран по этому вопросу как вмешательство во внутренние дела республики. По мнению экспертов, такой шаг продиктован не столько религиозными, сколько политическими мотивами. За ним стоит желание властей отвлечь внимание населения от непростой экономической ситуации, а также стремление продемонстрировать самостоятельность Анкары на мировой арене, уверены аналитики. Мнение других стран не может повлиять на наше решение», — подчеркнул турецкий лидер. Храм Святой Софии, вокруг статуса которого в последние дни развернулась международная дискуссия, был построен при византийском императоре Юстиниане I Великом между 532 и 537 годами. В качестве христианского собора здание просуществовало свыше 11 веков. После того как турки-османы завоевали Константинополь, храм был превращён в мечеть и пробыл в этом статусе ещё порядка пяти веков. В 1934 году по решению основателя современной Турецкой Республики Кемаля Ататюрка храм стал музеем. Объект принадлежит Фонду имени султана Мехмет-хана, в документации которого указывалось, что уже бывший музей может использоваться только в качестве мечети. В тот же день президент республики Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, позволяющий открыть собор для отправления исламских религиозных обрядов. При этом турецкий президент подчеркнул, что двери мечети будут открыты для всех, включая иностранцев и представителей других религий. Плату за вход, существовавшую ранее, отменят. Действовать в качестве мечети собор начнёт 24 июля, после проведения подготовительных мероприятий.
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов
В РПЦ заявили, что смена статуса собора Святой Софии в Стамбуле "может повлиять на ход истории" | Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже подписал указ, разрешающий проводить в Святой Софии мусульманские молитвы. |
Эрдоган сделал собор Святой Софии мечетью. Это поссорит его с христианскими странами | Эрдоган предложил сделать собор Святой Софии мечетью для удобства туристов. Оперативные новости Присоединяйся к |
В Турции решили сделать платным вход в мечеть Айя-София для туристов | Многие туристы недовольны не только высокой стоимостью посещения мечети Айя-София, одной из главных достопримечательностей Стамбула, – 25 евро, но и ограничением доступа. |
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов | тогда ещё не было такого наплыва туристов. |
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов
Собор Святой Софии и сохранилась часть окружающих ее построек исторического центра. Первый намаз за 86 лет в Айя-Софии в Стамбуле Стало известно, что изменили в Айя-Софии к первому за 86 лет намазу. Собор Святой Софии — одна из главных достопримечательностей Стамбула, расположенная в историческом центре города, районе Султанахмет. Россия отреклась от Святой Софии давно — и поскольку обстоятельства, как и у апостола Петра, были вынужденными, пожалуй, могла бы заслужить прощение.