Книга Баден-Пауэлла вдохновила полковника уже российской армии Олега Ивановича Пантюхова создать скаутское движение в России. Что представляет собой движение скаутов в России и для каких возрастных групп оно предназначено? Скаутское движение в России существует с 1909 года и занимается разносторонним воспитанием детей и молодежи в патриотическом духе через добрые дела.
Скауты: трагическая страница ХХ века
Книга Баден-Пауэлла вдохновила полковника Российской армии Олега Ивановича Пантюхова создать скаутское движение в России. Скаутское движение в России — молодёжное движение в Российской империи и современной России, созданное для довоенной подготовки молодёжи, помощи ближнему, а также. И хоть в 90-е годы в России и началось возрождение скаутского движения, оно так и не смогло приобрести национальные черты. это мальчишки и девчонки, которые живут по скаутским законам, умеют дружить, не боятся трудностей и хотят стать.
Встреча с представителями скаутского движения
говорит участник II Национального слета скаутов "Джамбори" Денис Гиматов. Как известно, в России при Николае Втором начало зарождаться скаутское движение, основателем считается гвардейский офицер Олег Пантюхов. Только недавно вступив в ряды скаутов, Антон уже выступает в роли учителя, помогает начинающим, объясняет, как давать скаутское обещание и как правильно здороваться.
Тысячи скаутов в Мадриде отметили вековой юбилей движения
Книга Баден-Пауэлла вдохновила полковника уже российской армии Олега Ивановича Пантюхова создать скаутское движение в России. По данным Британской ассоциации скаутского движения, спрос на вступление в ряды скаутов в постковидном 2022 году стал самым высоким со времен Второй мировой войны: родители. Популярность приобрело пришедшее в Россию из Англии скаутское движение. Николай II одобрил это начинание, наследник цесаревич Алексей даже стал почетным скаутом. Мы вернулись домой и готовы рассказать о ежегодном весеннем скаутском лагере — «Этнохаус 2024»! В России скаутское движение появилось в 1909 году, однако при советской власти оно было запрещено и вытеснено пионерией, "позаимствовавшей" у скаутства ряд атрибутов.
В Челнах предложили закрыть самую эффективную детскую организацию
Развивающееся Российское Скаутское Движение получило поддержку и благосклонность Государя, а молодой наследник Алексей стал почетным скаутом Царскосельской дружины. Наши скауты знакомятся с историей возрождения российского скаутинга в 90-х годах и учатся применять скаутский метод в работе. Идеи скаутского движения были положены в основу движения гитлерюгенд в Германии с 1926 по 1945 годы. Скаутское движение, действительно появившееся на Западе, получило распространение и в России, правда, в дореволюционный период. По мнению Крупской, скрестить скаутское по форме движение с коммунистической идеологией не удалось из-за «реакционной сути» скаутизма. В историко-литературном музее г. Пушкина открылась выставка, рассказывающая историю скаутского движения в России.
1.3. Воссоздание скаутских организаций в конце 1980-х годов
А о том, что скауты имеют гражданскую, патриотическую позицию, говорят даже творческие темы их выступлений: «Я — гражданин России». По словам координатора скаутского движения по регионам Евгении Кудряшкиной, апогеем игры стала знаменитая скаутская тропа, только сплоченная и честная команда может преодолеть все препятствия, ожидающие ребят на этом маршруте. На 25-ти этапах скаутов ждали испытания, суть которых до последнего дня хранилась в большом секрете. Разведка а «скаут» в переводе и значит — «разведчик» лишь доложила, что на тропе встретятся и катамараны, и лошади, и велосипеды, и байдарки. Эпоха скаутинга Cкаутское движение пришло в Россию достаточно давно, почти век назад — в 1909 году. Началось оно просто: когда русский офицер Олег Пантюхов собрал в Павловском парке первый скаутский отряд. Уже к году Октябрьской революции скаутское движение в России собирало под свои знамена более пятидесяти тысяч юношей и девушек в почти полутора сотнях городов и вновь возродилось лишь в 1990 году, увлекая молодых людей романтикой туристических походов, играми, песнями, красивыми традициями, бескорыстными целями и деятельной помощью ближним. В 1922 году в советской России скаутское движение было запрещено — в Стране Советов просто не могли сосуществовать две молодежные организации. Однако не является секретом, что пионерия Советского Союза буквально переняла или «приспособила» под себя многие скаутские традиции.
На современном этапе общественного развития актуальным в России остается вопрос об организации детско-юношеских общественных объединений. Рост преступности, а также алкоголизм и наркомания в молодежной среде, отсутствие жизненных ориентиров, отрицание устоявшихся моральных принципов и устоев заставляют чиновников всех уровней, исследователей-обществоведов, представителей общественности искать причины этих негативных явлений и способы их устранения. Все чаще обращаются к опыту эпохи СССР с четко продуманной и преемственной государственной системой молодежных объединений: «октябрята - внучата Ильича» 7-10 лет , «пионер - всем ребятам пример» 10-14 лет и «комсомол моя судьба» 14-18 лет и старше, до момента вступления в ряды КПСС большей части молодых людей [1]. Но общеизвестно, что в СССР детское и молодежное движение было «пропитано» коммунистической идеологией, что в принципе вызывает неприятие всей советской системы воспитания [2]. В связи с этим неоднократно предпринимались попытки изучить исторический опыт функционирования детских и юношеских объединений в нашей стране [3] и отдельных регионах [4] для разработки государственной концепции воспитания подрастающего поколения. Ведь физическое, духовное и умственное развитие молодежи, формирование правильной жизненной позиции у молодых людей впоследствии поможет им не только найти себя, но и занять достойное место в обществе. Известно, что при создании пионерских и комсомольских организаций за основу была взята идеология скаутского движения, зародившегося в нач. Что особо привлекательно для современного российского общества - скаутинг никак не связан с политикой и политическими партиями, участие в подобных объединениях является абсолютно добровольным и независимым. В отечественной исторической науке советского периода в силу определенных идеологических установок сюжеты, связанные с историей молодежных пролетарских социалистических организаций изучены более детально, чем история иных молодежных объединений, в том числе и скаутских организаций. Первые научные работы по этой тематике появились в к. Но и в 2000-е гг. На наш взгляд, этому явлению есть несколько объяснений. Самое очевидное - это насущная потребность современной России, которая находится в стадии становления гражданского общества. Осознание этого факта ведет к поиску принципиально новых путей воспитания подрастающих поколений в демократическом духе: необходимо найти такое содержание и формы воспитания молодежи, которые бы соответствовали духу времени и обеспечили передачу национального опыта между поколениями. С этой точки зрения понятна позиция правительства Российской империи нач. Robert Stephenson Smyth Baden-Powell в 1908 г. Поэтому он всячески способствовал продвижению скаутинга в России. К 1917 году в России уже насчитывалось около 50-ти тысяч скаутов в более ста российских городах [8].
Разведчики, как и другие «старые» эмигрантские организации, пополнялись в основном представителями первой и в меньшей степени второй волн эмиграции. Со временем, достигнув определённого возраста, все они покидали скаутские отряды. Таким образом, русскому скаутскому движению нужна была «свежая кровь», которую можно было взять только в России. И в конце прошлого века массовый приток новых членов из нашей страны дал мощный импульс развитию русского скаутинга. Как уже отмечалось, первые скаутские отряды после длительного перерыва появились в нашей стране — тогда ещё в СССР — в 1990 году. Часть из них представляла собой подразделения международных или русских т. Другие возникли самостоятельно, без поддержки извне. В результате современные объединения скаутов сильно отличаются друг от друга по своей организации, идеологии, форме и методологии работы. Одной из наиболее крупных и активных скаутских организаций в России остаётся ОРЮР, «вернувшаяся» в нашу страну в 1991 году. В настоящее время в ней насчитывается более 2000 членов, объединённых в 200 отрядов, действующих по всей стране. Подразделения организации существуют также в США, Франции, Германии, Австралии, Украине и других странах ближнего и дальнего зарубежья. Руководители и активисты ОРЮР называют свою организацию педагогически активной средой, предполагающей определённый стиль взаимоотношений и атмосферу, в которой постоянно развиваются характер, кругозор и умения ребёнка. Дети много времени проводят на природе, в т. Большое внимание уделяется духовному развитию членов организации, их религиозному православному воспитанию. Проводятся семинары и конкурсы по отечественной и всемирной истории, по истории самой ОРЮР. Для инструкторов организации созданы специальные курсы, издаются методические пособия и руководства. Всего же в настоящее время существует примерно 15 общероссийских и межрегиональных скаутских объединений, включая и представительства международных организаций, а также более 20 региональных организаций, объединяющих в общей сложности около 25000 человек. Более точно определить численность российских скаутов вряд ли возможно: одни организации объединяются друг с другом, другие, наоборот, раскалываются. Некоторые существуют только «на бумаге». В любом случае скаутское движение так и не стало действительно массовым в масштабах всей страны. Сказывается и недостаток финансирования постоянных спонсоров имеют лишь несколько объединений , и трудности организационного порядка, и отсутствие поддержки «сверху» содействие некоторых крупных международных организаций своим российским подразделениям не в счёт , а также излишняя, как представляется, идеологизация деятельности большинства скаутских организаций, апологетизация их руководителями деятелей Белого и «власовского» движения. Это, безусловно, отталкивает часть потенциальных разведчиков, а точнее, их родителей, без согласия которых вступление в организацию, что очевидно, невозможно. Впрочем, в наши дни в условиях идеологического плюрализма и при отсутствии «госрегулирования» деятельности детских и юношеских объединений формирование некой массовой, единой организации по образцу прежней пионерской невозможно, да и не нужно.
Борис Зеленов Зеленов установил связи со скаутами Ленинграда и возглавил их, проводя всё время в разъездах между Москвой и Ленинградом. Также постоянно проводил выездные скаутинги в Казани и Нижнем Новгороде. Он был арестован 14 ноября 1926 года В деле ОГПУ о нём говорилось: «Непримиримый враг соввласти, особо опасен, владеет оружием, обладает необыкновенной энергией. На допросах категорически отказался от всяких показаний». Зеленов получил 3 года концлагеря, отбывал их на Соловках, но был досрочно освобождён через год. Добровольскому Владимиру Сергеевичу было 26 лет. Из мещан Москвы, был близок к правым эсерам. Арестован 29 сентября 1926 года, на допросах от показаний отказался. Был приговорён к 3 годам концлагеря, досрочно освобождён в 1928 году. В 1930 году снова помещён в концлагерь на 3 года, отбыл срок до конца. Владимир Добровольский Гуревич Вульф Моисеевич, 20 лет, служил хроникёром в московской газете «Новости радио». Ближайший технический помощник Зеленова. Получил 3 года концлагеря, полностью отбыл срок на Соловках. В 1931 году по обвинению в «подготовке восстания ссыльных» был приговорён к расстрелу. Всего же по делу скаутов в течение 1926 года было осуждено 40 человек. В основном они получили или по 3 года концлагерей, или по 3 года ссылки. После ликвидации в Москве в течение 1926 года скаутской организации, двое её членов, входивших в наиболее боевой отряд «Аргонавтов» близкий по идеологии к итальянскому фашизму — Соколовская и Шульгина — были лишены права проживания в 6 пунктах СССР, и избрали местом жительства Нижний Новгород. Эта организация ставила главной задачей уже не самовоспитание, мистицизм и саморазвитие, а объединение всех скаутов СССР, создание строго законспирированного центра, имевшей целью свержение советской власти, в т. Благодаря хорошо отработанным связям, политическое руководство 12 АСА осуществляли из соловецкого концлагеря Зеленов, Добровольский и Гуревич, а тактическое и организационное — Соколовская и Шульгина.
Дети-шпионы: кто и как придумал скаутов
В начале 1990 гг. Пионерское или скаутское движение неоднократно пытались возродить, но, к сожалению, до сих пор ничего подобного не удалось сделать. Мощного движения, объединяющего молодежь, к сожалению, нет, а такое движение нужно», - заявил Д. По словам депутата, идеи у скаутов хорошие и достойные внимания - любовь к Родине, взаимовыручка, спорт, здоровый образ жизни.
Год спустя вышла в свет книга, где были описаны цели и идеалы скаутского движения. Оно ставило своей главной задачей дополнительное воспитание и развитие спортивных навыков у детей и подростков, проповедовало идеалы взаимопомощи, отваги, любви к приключениям. Символом скаутского движения стала французская лилия, а непременным атрибутом - сглаживающая любые классовые или социальные различия скаутская униформа с нашивками, галстук и походная шляпа. В настоящее время в мире насчитывается около 28 миллионов скаутов. В России скаутское движение появилось в 1909 году, однако при советской власти оно было запрещено и вытеснено пионерией, "позаимствовавшей" у скаутства ряд атрибутов.
Средство массовой информации, Сетевое издание - Интернет-портал "Общественное телевидение России". Главный редактор: Игнатенко В. Адрес электронной почты Редакции: internet otr-online.
В Москве в 1915 году было создано общество содействия под председательством вице-адмирала И. Чайковского — брата композитора П. С самого начала в судьбе общества приняла деятельное участие великая княгиня Елизавета Федоровна — сестра государыни. Начальником первого московского отряда стал редактор популярного журнала «Вокруг света» В. На страницах журнала начал печататься особый скаутский листок под заглавием «Будь готов! Разведческое движение разрасталось по всей России. К началу Первой мировой войны русских скаутов-разведчиков насчитывалось около 30 тысяч человек, включая отряды девочек. Скаутские дружины были организованы более чем в пятидесяти городах: Киеве, Пятигорске, Одессе, Ялте, Пскове, Смоленске, Ярославле, Архангельске, Владивостоке… Однако Третий всероссийский скаутский съезд, назначенный на конец 1917 года, уже не состоялся из-за революционных событий, а затем и гражданской войны, охватившей страну. В 1923 году скаутизм в России был официально запрещен. А в 1926 году была проведена серия арестов среди членов организации.
Более 1000 руководителей и старших разведчиков лишились свободы, и многие из них затем погибли на Соловках. Маленький отряд христианского воинства Рассказывая о русском скаутизме, нельзя обойти вниманием Бориса Лукьяновича Солоневича. Борис Солоневич стал скаутом в 14 лет, а в начале 1920, эвакуируясь из Новороссийска в Константинополь, имел звание старшего скаутмастера. В этом же году он поехал по распоряжению О. Пантюхова в Крым для организации Главной квартиры скаутов, но обстановка там не благоприятствовала таким смелым акциям. Солоневич возвратился в Константинополь доложить Пантюхову об этом, после чего… вернулся в Крым. В связи с участием в подпольной скаутской работе был в 1926 г. В это же время его брат Иван и племянник Юрий отбывали срок в Беломор-Балтийском лагере. Атлетически сложенные, Солоневичи стали в своих лагерях физинструкторами Юрий — помощником физинструктора , им удавалось даже встречаться на совещаниях лагерных физинструкторов. Задумав побег, Солоневичи в 1934 г.
С 1936 г. Солоневичи работали в Софии Болгария в газете «Голос России», которая сразу завоевала симпатии русских читателей. Там Борис начал печатать отрывки из своей будущей книги «Молодёжь и ГПУ» и другие статьи, которые затем вошли в его книги. Но в 1938 г. Взрывом была убита жена Ивана Солоневича и секретарь редакции Н.
СКАУТ НАВСЕГДА
Скаут бережлив и уважает чужую собственность. Скаут трудолюбив и настойчив. Скаут весел и никогда не падает духом. Скаут скромен.
Только в одной Москве её численность с 1922-го по 1925 год возросла с 4 до 6 тысяч человек. Основу составляли молодые люди 15-25 лет. Во главе движения стал «Совет начальников отрядов», который являлся постоянным исполнительным органом.
Периодически созывались и «съезды» «Совета инструкторов» и «Объединённых патрульных». Скауты создали свой подпольный клуб, театр и «курсы инструкторов», которые руководились дружиной скаутов АРГО, имевшей базу под Москвой, в Салтыковке. Там скауты жили большой коммуной. Одновременно со стройной административной системой внутри организации не было единого политического направления. Среди скаутов 1920-х существовали два крупных крыла фракции : «1-я Московская независимая команда скаутов» 1-я МНСК была почти сплошь анархистской и имела связи в руководящих кругах анархических федераций по большей части к 1925 году анархисты тоже ушли в подполье. Оба направления разделились и по заграничному кураторству. Организация скаутов Архангельска, 1923 год Обособленно в организации стояли две группировки существенно уступавшие в численности первым двум — «Союз мыслящей молодёжи» СММ и «Патруль-скаут мастера Угрюмовой».
СММ заявлял, что всё будущее принадлежит интеллигенции, которую он рассматривал как «класс», и ставил своей целью борьбу за передачу этому «классу» государственной власти. Также своим союзником он видел мелкую буржуазию. Тем не менее, оба этих отряда проводили деятельность в контакте с АРГО. Организацией московских скаутов издавалось несколько журналов, статьи в которых были резко антисоветскими, и предназначались для старших ровер-скаутов и имели директивный характер. Организация также снабжалась заграничной литературой через сына литовского посла в Москве Георгия Балтрушайтиса. Через него шло общение с шефом скаутов всего мира английским генералом Робертом Баден Пауэлем. Также поддерживались связи с видным монархистом, генералом Пантюховым, проживавшим в Нью-Йорке.
Белый генерал Пантюхов - глава русских скаутов, Нью-Йорк, конец 1920-х 23 апреля 1926 года ОГПУ сделал налёт на базу скаутов в Салтыковке, арестовав бОльшую часть верхушки движения. Тотчас же был сформирован новый «Совет начальников отрядов», но и его значительная часть была арестована 11 мая.
Царствие Вам Небесное, Вячеслав Владимирович. Погиб за правду, за нас с вами, Соль Земли. Прочла недавно в книжечке «Как воспитать верующего ребенка» П.
Боголюбова: «В самом раннем детстве ребенок должен воспринять в возможной для него полноте мир как творение Божие. Пока он не знает Творца, но видит Его творение, воспринимая мир Божий как чудо. Он должен восхититься этим миром и воскликнуть: «Ах, как красиво, какой восторг! Он должен как можно более времени проводить на природе, в общении с ней. Если ребенок не научится воспринимать мир как чудо, не научится радоваться миру как Божию творению, то душа его становится глухой к проявлению Божественного в мире.
Тогда жизнь его становится механической. Ведь чудо — это знак присутствия Бога в мире, когда «побеждается естества чин», и благодать Божия, закон иного, Небесного, Горнего мира входит в нашу жизнь. Если ребенок не научится воспринимать мир как чудо, не научится истинной радости, идущей от Бога, то диавол немедленно подсовывает суррогат радости — удовольствие. Видов удовольствия множество: сначала повкуснее поесть и попить, потом посмотреть телевизор, а за ним и компьютер с его виртуальным миром. А еще проще — сигареты, алкоголь или наркотик; выпил, укололся — и ничего не нужно делать, вся жизнь превращается в сплошное удовольствие».
И снова про Сокол. Все говорят, не рентабельно, не окупится, на детях денег не заработаешь. Мир сошел с ума. У людей первые мысли о доходе, о прибыли, о деньгах. Сокол зарос, конечно, обветшал.
В основной двухэтажный корпус вряд ли возможно пускать детей, но это вопрос строительной экспертизы. Столовая, некогда дом усадьбы князей Хомутовых, непригоден для использования. Город недавно выставлял Сокол на торги, Слава Богу никто не купил. Есть надежда о его спасении для детей. Место расположения Сокола, как и других детских «пионерских лагерей» прекрасное, их основатели с любовью и заботой добросовестно их строили.
В тактическом плане расхождение позиций этих направлений было связано с контактами с пионерией и ВЛКСМ. Первые были не против поддерживать контакты с пионерией и даже проводить совместные мероприятия, а вот вторые стояли на позициях антикоммунизма и отрицали принципиальную возможность контактов с идеологизированными организациями. На это съезде была оформлена Ассоциация возрождения российского скаутинга АВоРС , определены задачи по подготовке к созданию Российского Союза Скаутов, выработаны основные методические инструкции и принципы возрождавшегося скаутинга. На съезде присутствовали участники всех будущих скаутских течений и организаций на территории СССР. Таким образом, можно говорить о факте возврата гражданского скаутского движения в России [9, C. Возрождение гражданского скаутинга пошло, как и положено организации гражданского общества снизу.
В России прошли учредительные съезды местных гражданских скаутских организаций. Летом 1991 года было проведено несколько международных лагерей с участием зарубежных и русских скаутов. Но контактов между официальным скаутами СССР и гражданскими скаутами фактически не было. Если бы СССР просуществовал дольше, то была бы неизбежной борьба между двумя этими направлениями скаутинга — номенклатурным и гражданским. Но Советский Союз лопнул, и с ним исчезли первые побеги номенклатурного скаутинга. Лицам, организовывавшим скаутинг от имени и по поручения коммунистической партии надо было устраивать собственную жизнь, а не воссоздавать миражи прошлого.
Так быстро и легко разрешился назревавший конфликт между двумя направлениями скаутинга. В результате усилий гражданских активистов, в ноябре 1990 года была создана Ассоциация возрождения российского скаутизма, а в ноябре 1991 года — Федерация скаутов России. Скаутский костер официально вернулся в нашу страну [[101, C. Более подробно говорит об этих процессах Президент Федерации скаутов России Аркадий Никитченко: «Годом возрождения скаутинга в России можно считать 1990. Именно в этот период сразу несколько факторов предопределили возрождение движения. Впервые с 1920-х годов в прессе стали появляться материалы о скаутах в связи с осуществлением Всемирной организацией скаутского движения проекта «Лети Чернобыля», русские эмигрантские скаутские организации приняли решение о возвращении русского скаутизма на Родину, в разных регионах нашей страны стали появляться группы, называющие себя скаутскими» [90, C.
Логичным завершением этих процессов стала идея проведения съезда всех тех, кто каким-либо образом использовал идеи, принципы, законы скаутов в своей педагогической деятельности. В «Комсомольской правде» было опубликовано объявление, и по контактному телефону стали звонить люди, желающие принять участие в работе съезда. В Оргкомитет вошли, в основном, представители Организации Российских юных разведчиков. Были подготовлены и учредительные документы российской скаутской организации. На съезде стало очевидно, что большинство участников далеки от понимания истинной сути движения, поэтому родилась идея создания организации переходного периода — Ассоциации Возрождения Российского скаутизма АВОРС , целью которой определялось объединение всех людей, занимающихся развитием, пропагандой движения, созданием новых объединений на местах [98, C. Съезд состоялся в Москве в Институте молодежи осенью 1990-го года.
В основном на нем были представлены три позиции возрождения скаутинга в нашей стране. В первую очередь — идеи ОРЮР, лидеры которой предлагали использовать методику, законы и традиции, сохраняемые организацией все эти годы в эмиграции, и механический их перенос в Россию. Второй идеей было применение опыта Всемирного скаутского движения, о котором говорили находившиеся на съезде представители ВОСД. И третье направление исповедовали люди, которые не хотели отказываться от собственного педагогического опыта, наработанного за годы Советской власти в стране, и стремились адаптировать скаутскую методику применительно к современным социальным условиям [16, C. Простое механическое перенесение традиций и методики Запада в нашу страну казалось этим людям неприемлемым. Именно это, третье направление доминировало на съезде и, в конечном итоге, АВОРС, в основном, была создана этими людьми.
Позже отряды Уральского и Дальневосточного отделов вошли в Сибирский [9, C. В ноябре 1991 года под Ленинградом состоялся съезд скаутов, на котором была учреждена Федерация Скаутов России. В это время российское общество завершало процесс эмансипации от коммунистической партии и советского государства, именно на волне эйфории был проведен этот съезд скаутов. Генеральный секретарь ВОСД через несколько дней после съезда российских скаутов признал исключительность Федерации Скаутов России по отношению к другим скаутским организациям России, с исключительным правом использовать название «скаут» и скаутскую эмблему. Тем самым иностранные скауты признали гражданских скаутов и факт возвращения скаутских организаций в систему молодежных организаций России и мира. Это было закономерное, но запоздавшее возвращение скаутинга в Россию.
Хотя формально оно произошло на новом уровне, более того впервые в истории скаутинг в России получил полную правовую и политическую субъектность, причем эта субъектность распространялась и на международные организации.
Последние новости
- SCOUTING AS A YOUTH VOLUNTEER MOVEMENT: HISTORY AND MODERNITY
- Нас можно, конечно, повесить, но прежде нас нужно найти. История русских скаутов
- Движение скаутов | это... Что такое Движение скаутов?
- Виртуальный хостинг
Слёт Джамбори на Бородинском поле
- В Орле возрождается скаутское движение
- Слёт Джамбори на Бородинском поле
- Немного истории
- Всегда готовы! Скауты со всей России провели большой сбор в Самарской области
- В Орле возрождается скаутское движение
- Скаутское движение в России « Глазовская епархия