Новости пустой стул техника в психологии

Техника пустого стула, также называемая «техникой двух стульев» или просто «работой на стуле», представляет собой терапевтический метод, используемый в разговорной терапии.

Гештальт-техники для поощрения личностного роста

  • К каким аспектам относится техника пустого стула??
  • Техника пустого стула в гештальт-терапии в психологии – как она проводится
  • Техника пустой стул в психологии инструкция по применению - Инструкции, руководства, мануалы
  • Эффект Зейгарник и незавершенный гештальт. - Психолог Елена Елизарова, Москва

Гештальттерапия

Он предполагал, что человек не просто воспринимает все окружающие объекты с помощью органов чувств, но еще и соединяет их в своем сознании в цельные формы — создает гештальты. Взяв за основу эту теорию, в начале 20 века немецкие психологи Макс Вертгеймер, Вольфганг Келлер и Курт Коффка создали отдельное направление — гештальтпсихологию. Они изучали, как психика человека объединяет хаотичные сигналы от органов чувств: например, мы слышим мелодию, а не набор отдельных звуков, или понимаем, что изображено на рисунке, даже если он не закончен. Один из ранних экспериментов, доказавших, что наш мозг работает именно так, был проведен с использованием двух источников света. Если они находились достаточно близко друг от друга и загорались последовательно с небольшим интервалом, человек воспринимал их как один движущийся светящийся объект. По мнению основателей гештальтпсихологии, гештальтом считается любой целостный образ, составленный из разных частей. И мы «закрываем» его каждый раз, когда, например, узнаем того, кого давно знаем, даже не видя его лица. Или понимаем, что несколько стоящих друг за другом людей образуют очередь.

Вы разберетесь в отношениях, выскажете претензии, пожелания, ожидания. Вы сможете принять другого таким, какой он есть, простите ему, извинитесь перед ним, поблагодарите его или попрощаетесь с ним.

Вы справитесь с тревогой, освободитесь от негатива и плохих переживаний. Принятие решений, выработка стратегий поведения, достижение целей. Вы разберетесь в своих мотивах, ресурсах, препятствиях, сформулируете план, шаги, критерии, сроки. Техника «Пустого стула» не всегда проходит легко. Это глубокая работа над собой. Поэтому при ее использовании вы иногда можете столкнуться с разными сложностями, например: Сопротивление. Возможно, вы не захотите делать упражнение «Пустого стула», потому что боитесь, стесняетесь, сомневаетесь, отрицаете, избегаете. Вы не хотите открываться, слушать, меняться, рисковать, контактировать с той частью своей личности или с тем человеком, с которым должны поговорить. Возможно, вы разобрались, что нужно сказать, как сказать, как ответить.

Вы можете застрять на одном стуле, на одной роли, на одной эмоции например, обиде , на одном конфликте, на одной проблеме. Возможно, у вас в этот момент нет доступа к вашим чувствам, мыслям, воспоминаниям, фантазиям. Возможно, вы не идентифицируете себя с той частью вашей личности или с тем человеком, с которым вы говорите. Вы говорите от третьего лица, в прошедшем времени, в косвенной форме, обобщенно, абстрактно, рационально. Говорите не о себе, а о других, о ситуации в теории. В этих случаях помогает использование следующих простых методов: Дыхание, релаксация, движение. Это важно, чтобы расслабиться, снять психологическое напряжение, выразить себя. Начните дышать глубоко, медленно, ритмично. Нужно расслабить мышцы, суставы.

Выделите себе достаточно времени на эту практику. Подключите фантазию, творчество, игру, чтобы сделать технику «Пустого стула» более интересной, увлекательной и полезной. Поддержка психотерапевта или группы. Если вы хотите узнать о ней больше, мы приглашаем вас на наше гештальт-обучение. Это специальная программа, которая предлагает теоретические и практические знания, и возможность получить личный опыт, обратную связь, супервизию и сертификацию за короткое время. Курс проводится опытными и квалифицированными преподавателями со стажем работы более 8 лет. Источник Разговор со стулом: эффективная техника для выражения чувств и принятия решения Речь идет, конечно, не о предмете мебели: мы мысленно усаживаем необходимого человека на стул или кресло и начинаем с ним разговор. В каких ситуациях эта техника будет полезна? И что она нам может дать?

Вы тяжело переживаете ссору с кем-то из близких? Не можете понять чье-то поведение? Не решаетесь сообщить о своем решении? В подобных ситуациях бывает полезно поставить себя на место другого человека. На сеансах психотерапии для этого часто используют технику пустого стула, когда клиент ведет диалог от своего лица и от лица партнера, смотрит на происходящее его глазами, а психолог помогает проанализировать полученный опыт. Психотерапевт Илсе Санд в книге «Исцеляющие беседы» объясняет, как можно использовать эту технику наедине с самим собой, без участия специалиста. Озвучить внутренний спор и понять, что происходит, намного проще, чем прокручивать все в голове. Когда я не могу прийти к согласию с собой и сделать выбор, я тоже «рассаживаю» себя на два стула: на одном — та Илсе, которая хочет чаще выступать с лекциями, на другом — та, которая распорядилась бы своим временем иначе. Порой стульев бывает даже не два, а несколько — чтобы учесть все нюансы Я обращаюсь к этой технике и тогда, когда нужно выразить чувства к кому-то другому: представляю себе этого человека напротив — и говорю ему все, что хочу.

Чувства могут быть и добрыми, но чаще — нет. Выплескивая неприятные эмоции, я иногда сама удивляюсь выражениям, в которых это делаю, а иногда — и смеюсь. Мне нравится чувство освобождения, появляющееся благодаря гневным тирадам. Я избавляюсь от негатива, и нередко это полезно: становится легче сформулировать, что не так, и придумать способ конструктивно обсудить это с «виновником». К тому же обращаться к пустому стулу безопаснее: потом не придется мириться с человеком, которому я выплеснула бы в лицо напрасный гнев. Когда я озвучиваю отрицательные эмоции, у меня редко возникает желание сесть на стул напротив. Если отношения с воображаемым собеседником не очень важны для меня например, это нагрубивший мне продавец , я часто разрешаю себе не смотреть на ситуацию его глазами. Но если отношения для меня важны, я, как правило, собираю волю в кулак, чтобы все-таки сесть на стул напротив и представить, каково оппоненту. В этом случае последнюю реплику тоже лучше произносить «за себя».

Если вам не становится легче, вы, возможно, поддались искушению и принялись объяснять чересчур подробно — или просто не сумели дать волю чувствам Вспомните: они не бывают правильными или неправильными. Они такие, как есть, нравится это нам или нет. Пока мы проявляем их в одиночку, они никому не вредят, скорее наоборот. Если вы закричите, например: «Чтоб ты провалился! Видеть тебя больше не хочу! Но отношение к человеку может и улучшиться после того, как вы дадите волю эмоциям. Помочь по-настоящему понять ваши чувства к «собеседнику» могут такие выражения: «Мне хочется…» «У меня просто нет сил…» «Меня это так бесит, что хочется…» «Я боюсь, что…» «Мне не нравится, что…» «По-моему…» Важно постоянно представлять, что напротив — другой человек. Как только «изображение исчезает», вспоминайте детали. Во что, например, он одет?

Как причесан? В какой позе сидит? Улыбается или выглядит строгим? Не забывайте: если вам стало страшно, можно отодвинуть стул подальше или представить оппонента маленьким. Иногда мы рассказываем своим друзьям о трудных отношениях с мамой или партнером так много, что эти рассказы становятся бессмысленными. Техника пустого стула позволит вам обратиться напрямую к виновнику проблем, и вы таким образом продвинетесь вперед. Эта же техника поможет вам выпустить пар или принять решение. Переместив диалог с собой в реальность, проще разобраться с проблемой. Пересаживайтесь со стула на стул и высказывайте разные точки зрения.

Лисе Санд «Исцеляющие беседы: Как выстраивать разговор, чтобы помочь близкому человеку» Илсе Санд, психотерапевт и автор бестселлеров «С любовью к себе» и «Близко к сердцу», рассказывает, как сделать откровенный, сердечный разговор по-настоящему исцеляющим. Она объясняет, когда стоит проявить инициативу, а когда — помолчать и послушать; что нужно спрашивать и как реагировать на ответы; почему не стоит становиться жилеткой для чужих слез и в каких ситуациях уместна прямота, а в каких — примеры и аналогии. Эта книга поможет читателям развить эмпатию и научиться помогать другим. Краткую версию статьи можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст. Что такое «Пустой стул» Это упражнение гештальттерапии, во время которого человек разговаривает с воображаемым собеседником, сидящим напротив него на пустом стуле. Задача говорящего — высказать всё, что у него на душе, все мысли и чувства, которые вызывает визави. Также часто пытаются моделировать диалог, то есть отвечать за собеседника. В роли последнего могут быть не только живые или умершие люди, но и нечто символическое, например цель или внутренний критик.

Пустой стул может олицетворять голоса, которые были заглушены или проигнорированы, и является острым символом сопротивления и неповиновения. Сила пустого стула как политического заявления заключается в его простоте и универсальность. Его можно использовать для представления широкого круга вопросов и сообщений, и он способен привлекать внимание и воображение публики. Будь то кандидат, отказывающийся участвовать в дебатах, или протестующий, подчеркивающий важные проблемы социальной справедливости, пустой стул — мощный символ инакомыслия и сопротивления, который будет использоваться в политическом дискурсе еще долгие годы. Пустой стул в терапии и консультировании Пустой стул — мощный инструмент, используемый в терапии и консультировании. Этот метод включает в себя то, что клиент представляет себе пустой стул и либо говорит с воображаемым человеком, сидящим в кресле, либо физически перемещается к стулу, чтобы представить человека или аспект себя. Цель этой техники — позволить клиенту проработать неразрешенные эмоции или проблемы. Возвращение к прошлым отношениям: пустой стул можно использовать, чтобы помочь клиенту разобраться неразрешенные чувства к кому-то, кого больше нет, например, к умершему любимому человеку или отчужденному члену семьи. Разговаривая с воображаемым человеком в кресле, клиент может выразить свои чувства, нерешенные проблемы или даже попрощаться с этим человеком. Столкновение с прошлой травмой: пустой стул может также могут быть использованы, чтобы помочь клиентам противостоять и переработать прошлые травмирующие события.

Под руководством терапевта клиент может представить виновника травмы в кресле и поговорить с ним, выражая свои эмоции и устанавливая границы. Это упражнение может помочь клиенту двигаться к исцелению и закрытию. Изучение различных точек зрения. Пустой стул можно использовать, чтобы помочь клиентам исследовать различные точки зрения или аспекты самих себя. Представляя себя сидящим в кресле, они могут говорить с другой точки зрения, выражать эмоции, которые они, возможно, подавляют, или спорить сами с собой. Эта техника может помочь установить ясность и самосознание. Важно отметить, что, хотя техника пустого стула может быть мощным инструментом, ее всегда следует выполнять под руководством обученного терапевта. Техника может быть эмоционально интенсивной, и терапевт должен будет помочь клиенту управлять своими эмоциями на протяжении всего процесса. В целом, техника пустого стула является ценным инструментом для клиентов, которые хотят работать с нерешенными эмоциями или проблемами. Озвучивая мысли, чувства или даже воображаемых людей, клиенты могут обрести ясность, установить завершение и двигаться к исцелению.

Вот пример того, как терапевт может структурировать сеанс, используя пустой стул. Они спросят клиента, удобно ли ему пробовать эту технику, и определят любые потенциальные триггеры или проблемы, которые могут возникнуть у клиента. Подготовка сцены Терапевт поможет клиенту визуализировать пустой стул и установить цель упражнения. Они могут попросить клиента представить кого-то или что-то на стуле или предложить ему сесть на стул самому. Содействие в разговоре Терапевт будет вести беседу, задавая вопросы и побуждая клиента выражать свои чувства. Они могут помочь клиенту установить границы или бросить вызов негативным стереотипам мышления. Завершение и подведение итогов Терапевт поможет клиенту обработать свои эмоции и установить завершение.

Когда они обмениваются словами, протагонист должен подтвердить свое согласие с тем, как дублер его изображает, или отвергнуть его. Чем более прочна обратная связь, тем скорее дублеру удастся установить единство. Далее дублер может углубляться в развитие роли. Он должен читать между строк все то, что недоговаривает протагонист. Иногда дублеру надо выразить чувство или мысль, которая, как ему кажется, скрывается протагонистом. Протагонист может соглашаться или не соглашаться с дублером. В последнем случае дублер может стать на сторону протагониста и отвергнуть свое предыдущее утверждение, придерживаться своего мнения вопреки протесту протагониста, попробовать углубиться в источник несогласия протагониста. Роль дублера нацелена на побуждение протагониста к открытому выражению своих проблем и к прямому соприкосновению с ними. Часто дублеры не достигают успеха, потому что стараются занять позицию объективного наблюдателя, а не вовлеченного участника. Такие дублеры часто с готовностью предлагают свою интерпретацию поведения протагониста и постоянно проводят мини-интервью в своей роли, задают много вопросов. Лучшее дублирование осуществляется посредством утверждений, а не вопросов, повторяющих высказывания протагониста и их интерпретирования. Пытаясь выдать скрытые мысли протагониста, двойник обогащает его выступление. Он может быть нейтральным, ироничным, двойником-оппозиционером. Нейтральный двойник подтверждает или только несколько усиливает чувства протагониста. Иронический двойник исполняет роль протагониста в ироническом, юмористическом ключе, подталкивая его на более глубокое изучение проблемы. Страстный двойник усиливает чувства протагониста, делает их более яркими и понятными. Двойник-оппозиционер старается занять позицию, противоположную позиции протагониста, чтобы вызвать его на спор и привлечь его внимание к альтернативным вариантам поведения. Важно, чтобы двойник во всех случаях выражал чувства протагониста, а не свои собственные. Техника множественного дублирования, которая часто используется в работе, является продолжением техники дублирования, подчиняется тем же требованиям и принципам, что и техника дублирования, за одним исключением. Исключением является то, что роль дублера поделена между несколькими вспомогательными лицами. Каждое вспомогательное лицо изображает один аспект поведения протагониста, одну сторону его конфликта, одну черту личности, что позволяет разобраться с каждым проявлением в отдельности. При введении техники дублирования терапевт должен инструктировать протагониста и будущего дублера по отдельности. Протагонисту: «Как и у всех нас, у тебя иногда бывают противоречивые мысли и чувства. Иногда ты ощущаешь, что в тебе происходит внутренний спор. Я хочу, чтобы у тебя был дублер. Этот человек попытается стать тобой и представлять внутренний аспект твоей личности. Твой двойник попробует помочь тебе, проясняя твои мысли и чувства. Ты можешь разговаривать со своим двойником, как будто ты ведешь внутренний спор. Если твой двойник не прав и произносит вещи, не отражающие твои мысли и чувства, пожалуйста, исправь его». Дублеру: «Как дублер ты становишься частью протагониста. Попробуй имитировать его поведение, прочувствовать протагониста. Ты — его продолжение, часть его, а не только его голос. Говори от первого лица и попробуй изобразить то, что скрыто и не выражено. Время от времени советуйся с протагонистом, не сошел ли ты с верного пути. Запомни, ты говоришь только с твоим протагонистом». Опытным протагонистам и вспомогательным лицам терапевт может просто сказать: «Я хочу дать Вам протагонисту дублера. Кого Вы хотите себе в дублеры?

Как же научиться прощать? Техника «Пустой стул»

  • Техника пустого стула в психологии: основные принципы и методы - Психолик
  • Как простить и отпустить человека. Техника «Пустой стул»
  • Техника пустой стул в психологии инструкция по применению
  • В чём заключается это упражнение?
  • Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмами

Техника «пустого стула»: как простить близких

как техника пустого стула и терапия письмами помогли укротить строптивую маму и наладить отношения с дочерью. 4. Сядь на противоположный стул и отзлись, на свой страх за то, что он делает. один из наиболее часто используемых инструментов работы в рамках теории гештальт. одна из возможных техник, которые часто используются для преодоления такого рода переживаний, основанных на прошлом опыте. Техника пустого стула превращает сеанс психотерапии в опытную встречу пациента. одна из возможных техник, которые часто используются, чтобы помочь преодолеть этот тип опыта, основанный на прошлом опыте.

Что такое гештальт? Зачем его закрывать и как делать это правильно

Что такое гештальт и зачем его закрывать Эксперимент «пустой стул» – это встреча «лицом к лицу» на стульях двух конфликтующих частей личности (полярностей) или клиента и другого человека (других людей).
Что такое гештальт и зачем его закрывать Техника «пустого стула» занята тем, чтобы выявить, экстериоризовать те субличности, из бесконечных диалогов, конфликтов, схваток и клинчей которых подчас состоит внутренняя жизнь «здорового невротика».

Техника «Пустого стула» в гештальт-терапии: основы и практика

Техника «Пустой стул» помогает избавиться от лишних переживаний и волнения. Техника «Пустой стул». Та же самая техника, но при ней проговаривать все свои переживания придется вслух, не в письменном виде. Другой техникой является «пустой стул». В своей простейшей форме техника пустого стула использует один стул.

Как преодолеть страх: психологический метод "пустой стул"

Напротив сидящего на "горячем стуле" человека ставится пустой стул. Разговор со стулом, стул и красная нить, техника «Пустой стул» — под такими названиями можно найти самую работающую из «отвязок». Выполняющий технику «пустого стула» сталкивается с необходимостью исследовать свои собственные мотивы и переживания, а также причины обид. это психотерапевтическая техника, обычно используемая в гештальт-терапии для изучения отношений пациентов с самими собой, с аспектами их личности, их концепциями, идеями, чувствами и т.д.

Гештальттерапия

Идентификация подразумевает классификацию на "свой" и "чужой", где под "своим" понимают близкое и родное в любых обстоятельствах. За пределы внутренних границ не выходят положительные отношения - любовь, партнерство, дружба. К категории "чужих" относят отрицательные отношения, которые отторгаются человеком. Нарушение границ провоцирует многочисленные проблемы, которые преодолеваются человеком.

Когда формируется гештальт? Жизнь любого человека сопровождается разнообразными гештальтами разных масштабов - как мелкими, так и крупными. Среди них - взаимоотношения с родителями, детьми и друзьями, ссоры с любимыми и близкими людьми, разговоры с коллегами, ощущения влюбленности, дружба.

Гештальт возникает спонтанно и не по воле человека, а как следствие появления потребности, требующей скорейшего удовлетворения. Он начинается и заканчивается, последнее - в момент удовлетворения потребности. Абсолютно все желания человека не могут быть исполнены, в связи с чем цикл закрытия гештальта может отличаться по длительности.

Цикл гештальта Идеальный цикл выглядит следующим образом: Формирование потребности. Удовлетворение потребности. Завершение контакта.

Процесс может осложняться различными внешними либо внутренними факторами, что не позволяет завершить цикл, поскольку разрывается граница контакта. Гештальт остается в сознании в случае полного завершения процесса. Незакрытый гештальт мучает человека на протяжении всей его жизни, мешая удовлетворению прочих потребностей.

Зачастую он становится причиной сбоев в работе защитных механизмов психики. Какие механизмы защиты могут выйти из строя? Среди таковых следующие: Интроекция.

Внедрение оценок, установок и мотивов других людей во внутренний мир человека без критического отношения к ним. Интроекция играет огромную роль для становления психики ребенка, поскольку она позволяет ему стать личностью. Патологическая интроекция происходит из восприятия всех привычек, идей и принципов без их совмещения с накопленным жизненным опытом.

Тенденция переложения ответственности с человека на окружающий мир. К проекции люди чаще всего прибегают тогда, когда не могут справиться с собственными отрицательными эмоциями. Здоровые отношения с другими людьми строятся при помощи нормальной проекции.

Патологическая ее форма может подменить реальность. Слияние, или конфлюэнция. Состояние, характеризующееся отсутствием границ контакта.

В запущенном случае человек может утратить осознание самого себя.

Но для непривычных к такой встряске людей сложно перестроиться и открыться самому себе. При активном процессе взаимодействия с источником обиды могут возникать гнев, боль, грусть и другие сильные эмоции. Высокий уровень эмоционального дискомфорта под силу преодолеть не всем, особенно в одиночку. Смотрите курс-саммари « Гештальт-психология », чтобы узнать о действенных техниках работы с психологическими проблемами. А по промокоду BLOG15 вы сможете получить бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней — он действует до 25 июля при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте. Происходит столкновение с сопротивлением и защитными механизмами. Возможно, будут появляться мысли оправдания, отрицания или избегания работы с негативными эмоциями.

Сопротивление — страх раскрыть свою уязвимость либо сопротивление изменениям, опасение, что после проживания эмоций будет непривычная пустота на их месте. Некоторые люди могут испытывать затруднения в визуализации или могут чувствовать дискомфорт при имитации диалога. Негативные эмоции сложны и многогранны. Выполняющий технику «пустого стула» сталкивается с необходимостью исследовать свои собственные мотивы и переживания, а также причины обид. Этот процесс требует постоянного самонаблюдения и осознания собственных мыслей, эмоций и реакций. Он может быть интенсивным и требовать от человека навыков, которых у него пока нет — поэтому важно проводить первые эксперименты не самостоятельно, а совместно со специалистом.

Это во многом раскрашивает нашу жизнь и помогает выйти из автоматического режима, к которому мы все склонны Галина Хафизовагештальт-терапевт Техники закрытия гештальта Существует множество техник, которые помогают мысленно вернуться в травмирующую ситуацию и заново ее прожить. Самые популярные — так называемые «пустой стул» и «письмо в прошлое». В первом случае нужно поставить перед собой стул и представить, что на нем сидит человек — источник переживаний. Это может быть бывший возлюбленный, начальник или родитель, с которым не ладятся отношения. Следует вслух высказать все свои чувства воображаемому собеседнику — выразить боль обиды, или, наоборот, сказать, как он дорог. Этот способ хорош в ситуации, когда нет возможности поговорить лично. Разница лишь в том, что свои мысли он выражает в письменной форме. Послания партнеру, родителю и так далее не нужно отправлять. Главное — перенести переживания на бумагу и разобраться в своих чувствах. Почему важно закрывать гештальты Болезненные ситуации влияют на все аспекты жизни. Их разрешение прежде всего открывает возможности для роста и развития, как в профессиональном, так и в личностном плане. У одного из клиентов Марины Ионычевой произошел конфликт с начальником. Тот был значительно старше, поэтому с трудом воспринимал поручения руководителя и оказался на грани увольнения. В процессе работы мы обнаружили неосознаваемые чувства клиента к начальнику, которые были похожи на чувства к отцу, — и такая проекция мешала спокойно выполнять рабочие обязанности.

Клиент может выговориться, обсудить наболевшее, задать вопросы и получить ответы. Данная техника дает человеку настоящий и непосредственный опыт. Если в самом начале он может воспринимать интервенцию скептически, то через какое-то время верит в происходящее. Почему данная техника работает: это одна из тех интервенций, которая помогает человеку переходить от пустых разговоров что он ведет в своей голове бесконечно к полноте непосредственного, настоящего опыта — ощущения, аффекта, познания, движения. Как только мы начинаем задействовать свое тело при решении психологических проблем, появляется новый опыт, который может изменить ситуацию в лучшую сторону. Основная терапия Основная терапия используется для лечения широкого спектра неврозов, включая тревогу и депрессию. Цель состоит в том, чтобы вернуться к истокам боли которая всегда возвращается к нам время от времени , пережить ее правильным образом и, таким образом, исцелить человека. Суть методики в том, чтобы вернуться к точному нейрофизиологическому состоянию, которое имело место сразу после психологической травмы. Лечение является открытой терапией, в которой терапевт остается доступным для пациента столько, сколько необходимо. Еще одна цель основной терапии в том, чтобы восстановить доступ пациента к его подавленным чувствам и, следовательно, освободить его от последствий сдерживания эмоций. Более того, клиент может впоследствии использовать эту технику самостоятельно, когда полностью изучит ее. Иллюзия голода Созданная психологом Джорджем Вайнбергом, эта интервенция является одной из самых популярных. Но, что еще лучше — вы сами можете попробовать ее дома без помощи терапевта. Многие люди решают обратиться за профессиональной помощью, чтобы понять, почему они пьют алкоголь, переедают, используют экспрессивные жесты во время бури эмоций и делают многое другое. Фрейд сказал бы, что у них есть бессознательные мотивы, которые блокируются сознанием.

Психодрама

В юности я имел возможность близко наблюдать развитие одного известного пианиста. У него были две совершенно разные «манеры» для романтиков и для музыки ХХ века — две разные субличности для двух разных «музык». Совершенно иначе звучал рояль, менялось выражение лица и посадка за роялем, как будто играл другой человек. Постепенно по мере творческого роста он эти субличности «манеры» интегрировал в единый более богатый творческий облик, в единую творческую личность.

Но вот в более поздний свой период он стал играть на органе. Тут, наоборот, пришлось не синтезировать, а очень резко разделять, потому что на органе играют совершенно иначе, чем на фортепиано, и ему нужно было очень точно, четко и жестко различать, «кто» он в данный момент — органист или пианист: прежде всего это касается аппарата рук, но задействовано и все остальное, весь «строй души» разный. На «предметном» уровне здесь нужна не интеграция, а, наоборот, ясная дифференциация.

Конечно, где-то «на высотах» все это соединяется в единой Музыке, но практически необходимы две разные субличности: Пианист и Органист. Следующая методика — функциональный анализ субличностей. Неудобная, мешающая клиенту субличность часто «живет» на том, что выполняет определенную функцию в структуре личности.

Например, у большинства клиентов есть на службе внутренний Очень Критический Родитель — «Грызла», выполняющая функцию контроля за поведением и деятельностью. Ее невозможно так просто выгнать, уволить, потому что тогда человек остается без контроля. Необходимо, по-видимому найти других исполнителей на функцию, другие способы исполнения функции.

Если функция обеспечена и клиент получил соответствующий опыт, то можно ставить вопрос об освобождении Грызлы от обязанностей грызлы а также об исключении должности «грызлы» из внутреннего штатного расписания. Часто субличность выполняет не одну функцию, а три-четыре. Она тем и сильна, потому и может осуществлять свое грызлое дело, потому ее и не прогонишь, что она сидит одновременно на трех-четырех функциях и говорит: «Ну да, с этим ты справишься иначе, а с этим, а с этим?

После этого ее можно будет уволить. Впрочем, фрейдовская надежда, что достаточно проанализировать и понять, а дальше «само рассосется» русский перевод латинского «natura sanat» далеко не всегда сбывается. Реально психотерапевту, группе, а главное — самому клиенту, который работает над собой, стремится к собственной свободе, — нужно много чего «дожать».

Мы нашли функции, нашли новых исполнителей на них, но исполнителей надо еще «нанять», надо обеспечить действительно другое исполнение функций, Грызлу надо еще на самом деле уволить. И это все специальные волютивные действия, которые надо совершать. С теоретической точки зрения можно вспомнить, что все основные психические функции возникают в результате интериоризации вбирания внутрь «себя» определенной внешней коммуникации.

В этом смысле субличность — это функция или набор функций , отягощенная личностными особенностями участников интериоризованной коммуникации, вообще «загрязненная» «контаминированная», пользуясь словечком Эрика Берна привходящими обстоятельствами. Иными словами, субличность появляется тогда, когда функция или функции выполняются в некоторой определенной не имеющей необходимого отношения к делу «манере» и с «добавками», часто далеко не желательными. Чтобы можно было осуществить перемену исполнителей функции, клиент должен отделить собственно функцию, которая ему необходима, от «добавок», которые портят ему жизнь.

Для этого нужно вернуться к исходной коммуникации которая интериоризована в виде рассматриваемой субличности и посмотреть на нее новыми глазами. Вот два примера из практики. Клиентка рассказывает, что хорошо управляется со своими делами на работе и дома, но только при условии, если она сама их себе назначила.

Если кто-то начальник ли, муж ли говорит, что нужно сделать, — у нее возникает неприятное состояние неловкости, работа валится из рук, и хотя она сама тоже понимает, что сделать ее надо, это дается значительно труднее, чем если бы она делала это по собственной инициативе. Специально следует оговорить, что по многим вербальным и невербальным признакам в данном случае мы не имели дело с простым «подростковым негативизмом»: клиентка — вполне взрослый человек как в смысле физического возраста, так и в своих отношениях с окружающими. В результате расспросов выясняется, что в ранние школьные годы у нее была учительница, которая очень ее не любила и каждое «ценное указание» сопровождала добавками уничижительного характера.

Обобщенно эту коммуникацию можно выразить так: «Ты настолько глупая и скверная девчонка, что тебе специально приходится говорить о том, что другая сама догадалась бы сделать». Разумеется, у девочки это не вызывало энтузиазма. Но вместе с тем, по-видимому, учительница каким-то образом заняла важное место, и коммуникация с ней интериоризовалась настолько, что каждый раз, когда клиентке говорили, что надо сделать, — теперь уже без всяких дополнительных нагрузок, — она чувствовала себя «нехорошей» и униженной.

Выход из этой ситуации таков. Мы вернулись к первоначальной коммуникации и постарались выяснить, что же такое не нравилось этой учительнице. Выяснили, что у нее были свои дополнительные причины для нашей темы несущественно, какие именно не любить девочку.

Когда с позиции взрослого человека это понято, коммуникацию можно «переиграть», не принимая «добавки» на свой счет. Если учительница научила чему-то важному, это остается достоянием клиентки, а привходящие особенности их отношений, будучи осознаны как личные особенности если не неврозы учительницы перестают быть личностными особенностями самой клиентки. Другой пример.

Клиентка обнаруживает в себе тонкое и хорошо компенсированное чувство, что она все время немного «не дотягивает». Выясняется, что ее мать, чувствуя себя неудачницей, все время завышала для девочки планку, чтобы та стремилась, но не могла быть полностью «успешной». Интересно отметить, что проведенный субличностный анализ кроме решения исходной проблемы привел еще к значительным изменениям в общении клиентки с реальной мамой: раньше это общение ограничивалось возней по поводу «планки», теперь, увидев, в чем дело, клиентка смогла найти другие области и формы контакта.

Понимаемые таким образом субличности с точки зрения идеальной интеграции подлежат «рассасыванию». В предельном абстрактном идеале должна получиться личность, синтезированная из всех возможных субличностей, а они в ней должны раствориться или синтезироваться. Но это не единственная возможность.

Еще одно направление работы можно было бы назвать воспитанием субличностей. Приведу еще один личный пример. При каком-то раскладе я обнаруживаю в себе в качестве отдельной субличности четырехлетнего мальчика, имеющего совсем другой опыт, нежели мой собственный: по определенным причинам он в свои четыре-пять лет был отсечен от дальнейшего развития и сохранился во мне в таком виде, каким был в то время.

Эта субличность владеет большим запасом энергии и многого другого, мне сейчас недоступного. Я ее субличность высаживаю на самостоятельный стул, начинаю с ней разговаривать... И обнаруживаю, что она, эта субличность, мне совсем не нравится.

Любопытным оказалось другое. Блюма Зейгарник, одна из студенток группы, уже на улице вспомнила, что забыла в ресторане свою шаль. Разумеется, самым логичным было вернуться и обратиться за помощью к тому самому официанту с потрясающей памятью. Однако тот лишь изумленно уставился на Блюму, заявив, что понятия не имеет, кто она и где сидела, потому что держит в голове заказ лишь до тех пор, пока он не подан. Так неожиданно родилось очередное открытие в психологии. Оказалось, что память способна ставить галочку на моментах, которые оказались по каким-то причинам незавершенными, и удерживать их, возвращая к ним мысленно человека снова и снова.

А выполненные законченные, доведенные до логического завершения дела мгновенно из нее стираются. Ну, может, и не все, но тем не менее они не дергают человека время от времени, словно малые капризные дети. Наши проблемы и воспоминания преследуют нас неспроста: мы очень стараемся быть идеальными В дальнейшем последователями Зейгарник было проведено множество экспериментов. Их участникам дали задачи типа строительства зданий из картонных коробок или создания скульптур из глины. Едва субъект оказывался слишком погруженным в работу, эксперимент прерывали. Было выдвинуто предположение, что на запоминаемость проблемы большое влияние оказывает напряженность, которую она вызывает.

Это также не получило подтверждения. В дальнейшем ученые еще не раз пытались объяснить эффект Зейгарник защитной реакцией мозга, стрессом , усталостью, различными мотивационными, социальными и прочими факторами. Однако все они приводили к противоречивым выводам. Индивидуальные различия между участниками экспериментов показали лишь то, что чем выше мотивация у участника эксперимента довести действие до логической развязки, тем выше вероятность того, что сработает эффект Зейгарник. Иными словами, чем активнее вы стремились в прошлом к цели, которую вам не удалось достичь, тем больше вас будут преследовать воспоминания о прошлом. Если не снять психологическое и эмоциональное напряжение, которые возникли по пути следования к цели, наше сознание будет бесконечно нас к ней возвращать.

Эффект незаконченного действия Незавершенность ситуации не дает человеку расслабиться и продолжать жить полноценной жизнью. Он просто не может успокоиться. Ну действительно, как же так: все шло по четко выстроенному плану, почему в какой-то момент все сорвалось? Именно этот максимализм, стремление к идеалу и не дает возможности оторваться от прежней цели, даже если вы уже на полном пути к новой. Нам кажется, что мы движемся к новой цели, однако наступаем на одни и те же грабли Если вкратце, ситуация с эффектом Зейгарник разворачивается в несколько этапов: Человек видит перед собой цель, ставит какую-то задачу. Его психика и организм мобилизуются для ее реализации.

Однако подобные границы не во всех случаях настолько точные и четкие. Отчуждение и идентификация Оба феномена характерны для границ, где они и возникают. Идентификация подразумевает классификацию на "свой" и "чужой", где под "своим" понимают близкое и родное в любых обстоятельствах. За пределы внутренних границ не выходят положительные отношения - любовь, партнерство, дружба. К категории "чужих" относят отрицательные отношения, которые отторгаются человеком. Нарушение границ провоцирует многочисленные проблемы, которые преодолеваются человеком. Когда формируется гештальт?

Жизнь любого человека сопровождается разнообразными гештальтами разных масштабов - как мелкими, так и крупными. Среди них - взаимоотношения с родителями, детьми и друзьями, ссоры с любимыми и близкими людьми, разговоры с коллегами, ощущения влюбленности, дружба. Гештальт возникает спонтанно и не по воле человека, а как следствие появления потребности, требующей скорейшего удовлетворения. Он начинается и заканчивается, последнее - в момент удовлетворения потребности. Абсолютно все желания человека не могут быть исполнены, в связи с чем цикл закрытия гештальта может отличаться по длительности. Цикл гештальта Идеальный цикл выглядит следующим образом: Формирование потребности. Удовлетворение потребности.

Завершение контакта. Процесс может осложняться различными внешними либо внутренними факторами, что не позволяет завершить цикл, поскольку разрывается граница контакта. Гештальт остается в сознании в случае полного завершения процесса. Незакрытый гештальт мучает человека на протяжении всей его жизни, мешая удовлетворению прочих потребностей. Зачастую он становится причиной сбоев в работе защитных механизмов психики. Какие механизмы защиты могут выйти из строя? Среди таковых следующие: Интроекция.

Внедрение оценок, установок и мотивов других людей во внутренний мир человека без критического отношения к ним. Интроекция играет огромную роль для становления психики ребенка, поскольку она позволяет ему стать личностью. Патологическая интроекция происходит из восприятия всех привычек, идей и принципов без их совмещения с накопленным жизненным опытом. Тенденция переложения ответственности с человека на окружающий мир. К проекции люди чаще всего прибегают тогда, когда не могут справиться с собственными отрицательными эмоциями. Здоровые отношения с другими людьми строятся при помощи нормальной проекции. Патологическая ее форма может подменить реальность.

Слияние, или конфлюэнция.

Каждый цикл-контакт состоит из шести этапов: возникновение желания, его осознавание, выделение энергии для его реализации, действие, непосредственно сам контакт и последующие отступление, сопровождаемое чувством глубокой удовлетворенности. Остановка этого цикла на начальных этапах порождает проблему. Например, человек не может решиться на важный разговор, и это стремление превращается в проблему. Три вышеперечисленных аспекта направлены на воссоздание целостного образа человека, достижение им гармонии в пяти основных сферах: эмоциональной, физической, рациональной сфере мышления и творчества , социальной и духовной. Достигается такая интеграция различными приемами и техниками, такими как фокусировка внимания в здесь-и-сейчас, принятие пациентом ответственности за свою жизнь, подведение человека к осознаванию проблемы, работа с полярностями его психики, применение метафор в разговоре, использование арт-терапии, монодрамы психодраматической техники, в которой для разыгрывания ситуации задействуются различные предметы — стулья, игрушки и т.

Техника «Горячий стул» В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника монодрама , разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» иногда её называют «Пустой стул». На середину комнаты, друг напротив друга, ставятся два стула. На один из них садится пациент, смотрит на пустой стул и задает вслух вопрос, как бы обращаясь к невидимому человеку. В роли того или иного собеседника могут выступать близкие пациенту люди, например, его отец. После этого он пересаживается на второй стул и дает на него ответ от имени своего отца. Таким простым способом можно выявить причины многих внутренних проблем и даже разрешить их.

В коллективном варианте, в качестве «горячего стула» выступает место участника, на котором фокусируется внимание всей группы. Доброволец садится на этот стул и задает группе вопрос, например такой: «Что вы находите во мне привлекательным?

Эксперимент «пустой стул»

Техники гештальт-терапии: эксперимент (пустой стул). В этом видео мы поговорим про технику гештальт терапии, которая называется "Пустой Стул".
Техника «пустого стула»: как простить близких Техника «пустого стула»Одной из самых популярных в психологии, а именно в гештальт-терапии, является техника "Пустой стул".Это упражнение поможет справиться с трудностями, завершить какую-либо ситуацию, закрыть гештальт или просто разобраться в себе.
Техника «пустого стула»: как простить близких Техника пустого стула – это известный и эффективный метод, используемый в психологической практике для работы с клиентом.

Пустой Стул - значение символики

Если в технике «Пустой стул» напротив себя предлагается представить реального человека, то упражнение «Два стула» создано, чтобы организовать диалог между внутренними конфликтующими частями, поскольку достижение внутренней целостности — одна из целей. это одна из многих интерактивных техник, используемых для вовлечения чувств, мыслей и поведения клиента. Техника пустого стула, или «горячего», по выражению Фрица Перлза, основателя психотерапии Гештальт — это одна из интервенционных техник, которую можно использовать в отношениях между психотерапевто.

Как простить и отпустить человека. Техника «Пустой стул»

В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. Техника пустой стул в психологии | 7 способов закрыть гештальт. Данная техника заключается в том, что перед пациентом ставится пустой стул, и он должен представить, что на нем кто-то сидит, в том числе и он сам. Используя технику двух стульев, люди могут достичь осознания своих отдельных сторон с помощью диалога, исполняя различные роли и меняя стулья с каждой сменой роли.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий