Конечно, в современных реалиях практика однодневного (среда и пятница) поста смягчена для мирян. Для верующих среда и пятница — дни строгого поста в течение всего года. Пост среды и пятницы – одна из традиций Православной Церкви, к которой мы настолько привыкли, что большинство верующих просто никогда не задумывалось о том, как и когда он возник. Для мирян лучше всего обратиться к священнослужителям, которые дадут благословение на Великий пост 2023 с теми или иными послаблениями.
Постные дни. Среда и пятница, многодневные и однодневные посты.
После окончания Петрова поста возобновляется пост в среду и пятницу. По понедельникам, средам и пятницам придерживаются сухоядения — питания продуктами, которые не проходили термическую обработку. РИА «Новости». Верующие перед постом часто просят у священнослужителей благословения на то, чтобы соблюдать ограничения не так строго. Как поститься по средам и пятницам? Предлагаем для мирян образец меню на Великий пост. На первой неделе поста в монастыре одна трапеза, в остальное время — чай и две трапезы.
Постные дни. Среда и пятница, многодневные и однодневные посты.
В пост нельзя есть мясо, молоко даже сухое , яйца и яичный порошок , жиры животного происхождения. Запрещено употреблять блюда, в которых содержатся эти продукты. В магазине придется подолгу задерживаться у каждой полки, чтобы внимательно прочитать состав того, что предполагается купить. Сегодня многие производители предлагают специальные постные продукты и даже рестораны быстрого питания составляют отдельные меню без скоромных блюд. Пост для мирян запрещает употреблять шоколад — даже тот, в котором нет молока и других ингредиентов животного происхождения. Причина этого табу кроется в том, что в этот период следует ограничивать себя и в удовольствиях. Что есть можно? Пища, которую можно употреблять в пост, зависит в том числе от недели. В первую, четвертую и седьмую седмицу строгим постом предписывается употреблять в будние дни сырую пищу и хлеб — так называемое сухоядение. Во вторую, третью, пятую, шестую неделю еду разрешается варить. В пост можно есть все, что имеет растительное происхождение, — разнообразные крупы, овощи, фрукты, соленья, постный хлеб.
Обязательно нужно включать в рацион бобовые и зелень. Постной едой считаются также грибы. Пригодится консервация: варенья, яблоки, абрикосы и груши в сиропе. Довольно строги ограничения, которые устанавливает Великий пост для мирян по дням недели. Так, понедельники, среды и пятницы — наиболее строгие дни. В них нельзя есть горячее даже во 2-ю, 3-ю, 5-ю и 6-ю недели. Постное масло допустимо в субботу и воскресенье, в большие церковные праздники — Благовещенье 7 апреля и Вербное воскресенье за неделю до Пасхи - можно есть рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем позволяется рыбная икра. Алкоголь, от которого пост для мирян велит вообще-то воздерживаться, разрешен только в виде виноградного вина по воскресеньям. Количество его должно быть очень умеренным.
Спорные продукты Священнослужители до сих пор не пришли к единому мнению по поводу морепродуктов.
Людям, имеющим проблемы с пищеварением, можно не следовать рекомендациям о сыроядении. А кому разрешается не соблюдать Великий пост?
Это дети до семи лет, беременные и кормящие женщины. Какие послабления для мирян в Великий пост предусмотрены церковью? Вместо отказа от пищи в первые и последние дни поста в Чистый понедельник, Страстную пятницу можно придерживаться сухоядения, то есть употреблять термически необработанную пищу.
В Великую субботу можно не придерживаться сухоядения и вкушать вареную пищу; в виде исключения также разрешается растительное масло. В понедельник, вторник и четверг в виде исключения мирянам можно есть рыбу. Но даже те, кому разрешено не соблюдать Великий пост, могут поститься хотя бы в некоторые дни, например, в понедельник, среду и пятницу, отказавшись в это время от продуктов животного происхождения, сладкого и, конечно, полностью отказавшись на семь недель от просмотра развлекательных передач, посещения театра, цирка, кино.
В идеале меру личного поста — как в среду и пятницу, так и для многодневных постов — нужно определять со священником, которому человек регулярно исповедуетесь, который знает его духовное состояние и поэтому может дать правильный совет. Соблюдать однодневные посты относительно несложно, но очень важно: они задают своеобразный ритм нашей церковной жизни, помогают быть собранными, организованными и не расслабляться духовно. Нужно при этом стараться, чтобы пост был не просто гастрономическим, но аскетическим упражнением, то есть соединялся с размышлением и молитвой. О важности такого соединения для противодействия искушающим нас темным силам сказал Сам Господь: Сей же род изгоняется только молитвою и постом Мф 17:21.
И только с разрешения духовника. В свое время Патриарх Алексий II всем учащимся разрешил в пост есть творог и молоко. Даже семинаристам. Кстати, в семинарии Великим постом разрешается и рыба. Но благочестивые семинаристы ее не едят, а те, кто послабее, вкушают.
Если бы мы с вами были святы, вопросы еды нас так не волновали бы. Вот вам еще одна история из патерика. Однажды святые старцы пришли в гости к местному царю, и царедворцы решили над ними подшутить — подали им на обед мясо. Святые старцы его съели, и царедворцы начали над ними насмехаться: «Как же так? Вы святые, а едите мясо». На что старцы ответили, что они не ведали, что едят мясо, и были уверены, что им подали овощи. Для человека святого абсолютно все равно, что есть. Сам он мясо не выберет, а если ему подсунут, то он и не заметит, что съел мясо. Хочу подчеркнуть один важный момент: для поста еда — не главное.
Она вообще не важна! Вопрос: для чего мы постимся? Едим мы что-то или не едим — это нас не приближает к Богу и не отдаляет от Него. Еда — это только средство, а не самоцель. И не стоит думать, что голодающий человек ближе к Богу. Я могу вам расписать постный стол таким образом, что вы будете сыты и при этом не нарушите канонов. Немало есть блюд питательных и вкусных и в то же время постных. Когда я прихожу к себе на подстанцию «Скорой помощи» и приношу с собой свою постную еду, то мои коллеги смеются, говоря: «Так, как питается наш батюшка, никакого мяса не нужно». Работа на «Скорой» очень тяжелая, и на одних финиках далеко не уедешь.
Постный стол можно сделать очень разнообразным: каши, макароны, картошка, грибы в разных видах, соленья, овощные рагу, фаршированный рисом и овощами перец… В воскресные и праздничные дни всякие омары-кальмары… — Кстати, по поводу «омаров, кальмаров»... Греки их в пост едят. А для нас они допустимы — все эти креветки, мидии, кальмары, омары? Если, конечно, человеку они по средствам. На Благовещение и Вербное допустима рыба. Греки, кстати, во все дни едят неочищенную рыбную икру. А в другие дни верующему остаются каши, картошка, макароны… — …Отец Феодорит, простите, что перебиваю. А если человеку по здоровью мучное противопоказано. Сразу выпадают макароны, хлеб и прочее.
Как тогда ему питаться? Кто мешает ему есть кабачки, баклажаны, овощное рагу? Надо только понимать: Богу нужно наше сердце, а не наш больной желудок. Не надо себя изводить, чтобы в пост оказаться в больнице, но не надо искать себе и лишних поблажек. Вот я, к примеру, диабетик и не могу есть булки. Так я легко приготовлю себе тушеные баклажаны или овощное рагу. При каждом заболевании существует своя определенная диета. Если у человека, к примеру, больной желудок, то он, как минимум, должен часто питаться, и в этом случае монастырское правило вкушать пищу один раз в день для него категорически не подходит. Если человек по медицинским показаниям должен пить куриный бульон или есть творог, то он должен так питаться и во время поста.
Зачем вредить своему организму и вгонять себя в гроб? При этом верующий должен понимать, что раз он — пусть и по медицинским показаниям — идет на ослабление поста телесного, то должен усилить свой пост в чем-то другом: в молитве, помощи ближнему… Порой мы забываем еще об одном важном нюансе. Во время поста мы не только меняем свою пищу качественно, но и количественно. И те деньги, которые не тратим на еду, мы можем отдавать на благотворительность, на помощь другим людям. И совсем уж глупо, когда человек накупает себе каких-то сверхдорогих продуктов только потому, что они постные. Одно дело, если омара ест французский рыбак, только что выловивший его в море. Для французских рыбаков омары, возможно, самая дешевая еда. И совсем другое дело, когда состоятельный москвич в пост выбирает себе омарную диету. Вот это совсем не постный подход, не христианский.
Или другой пример. Меня однажды спросили, можно ли в пост есть печеный картофель, фаршированный грибной икрой. На первый взгляд, почему бы и нет. Продукты-то все постные. Но вы подумайте, сколь трудоемко приготовление этого блюда! Сколько времени и сил человек может потратить, чтобы потешить свой желудок. И это вместо молитвы или благих дел! Помнится, врачи одной больницы рассказывали мне, что, едва заканчивается Великий пост, к ним везут многочисленных бабушек и дедушек с различными проблемами: у кого рези в желудке, у кого желчный пузырь выходит из строя… Наверное, Вы на «Скорой» с подобным сталкивались?
Четыре многодневных поста
- Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле | 360°
- Великий пост в 2024 году
- Меню для среды и пятницы. Что есть в дни сухоядения Великого поста | Аргументы и Факты
- Календарь постов на 2024 год
- Петров пост — правила питания
Суть и история Великого поста
- Почему был установлен пост в среду и пятницу?
- Пост в среду и пятницу - смысл, правила, особенности | Православиум
- О посте в среду и пятницу | СЕМЬЯ и ВЕРА
- Почему был установлен пост в среду и пятницу?
- Что можно есть во время поста? Перечень основных продуктов
- ИНФОРМАЦИОННЫЙ САЙТ ПРО ИКОНЫ, МОЛИТВЫ, ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ.
Случайный тест
- ПОСТНЫЕ ДНИ СРЕДА И ПЯТНИЦА ПО ТИПИКОНУ. После окончания П — православная социальная сеть «Елицы»
- Почему был установлен пост в среду и пятницу?
- Случайный тест
- Православный календарь постов на 2023 год
Посты в среду и пятницу
Некоторые благочестивые раввины продолжали соблюдать обычай поститься в понедельник и четверг в течение всего года, независимо от погодных реалий. Этот широко распространившийся обычай упоминается даже в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! Из этой молитвы следует, что подобный пост не был общеобязательной практикой, именно поэтому фарисей и хвалится им перед Богом. Хотя евангельский текст и не говорит о том, что это за дни, не только иудейские, но и христианские авторы свидетельствуют, что ими были именно понедельник и четверг. К примеру, св. Два из семи Ни талмудические, ни раннехристианские источники не сообщают нам о том, почему были выбраны именно два еженедельных дня поста. В иудейских текстах мы встречаем попытки позднейшего богословского обоснования: воспоминание восхождения Моисея на Синай в четверг и схождения в понедельник; пост о прощении грехов, вызвавших разрушение Храма и для предотвращения подобного несчастья в будущем; пост за плавающих в море, путешествующих в пустыне, за здоровье детей, беременных женщин и кормящих матерей и т. Внутренняя логика такой схемы становится более ясной, если мы взглянем на распределение этих дней в рамках иудейской недели. Само собой разумеется, что пост в субботу был запрещен, поскольку она считалась днем радости о завершении творения мира. Постепенно святость субботы начали ограничивать с двух сторон пятницей и воскресеньем : во-первых, чтобы кто-то случайно не нарушил постом субботней радости, не зная точного времени ее наступления и завершения оно варьируется в зависимости от географической широты и времени года ; во-вторых, для отделения периодов поста и радости друг от друга хотя бы одним днем.
Об этом ясно говорит Талмуд: «Не постятся накануне субботы из-за чести, подобающей субботе и не постятся в первый день т. Иудейский пост той эпохи был очень строгим — он длился либо с момента пробуждения до наступления вечера, либо с вечера до вечера, поэтому его продолжительность могла достигать 24 часов. В течение этого времени была запрещена любая еда, а некоторые отказывались и от употребления воды. Понятно, что два таких следующих друг за другом постных дня были бы слишком тяжелым испытанием, как говорит еще один талмудический текст: «Посты эти… не следуют друг за другом подряд, каждый день, потому что такое предписание не в состоянии выполнить большинство общества». Поэтому понедельник и четверг стали равноудаленными друг от друга постными днями, которые вместе с субботой были призваны к еженедельному освящению времени. Постепенно они приобрели и литургическое значение, став наряду с субботой днями общественного богослужения: многие благочестивые иудеи, пусть даже и не соблюдавшие пост, старались прийти в эти дни в синагогу на особую службу, во время которой читалась Тора и произносилась проповедь. Апостол Павел неоднократно подчеркивал свободу от иудейского церемониального закона, предупреждая о лжеучителях, «запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил» 1Тим. Противостояние с еженедельным иудейским постом начинается не в «Дидахи» — возможно, о нем говорится уже в Евангелии, когда окружающие не понимают, почему не постятся ученики Христа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? Едва ли можно предположить, что речь здесь идет об одном из общеобязательных ежегодных иудейских постов — мы видим, что Христос исполняет Закон, выступая против позднейших ритуальных раввинистических предписаний, «предания старцев» Мф.
Поэтому речь здесь, судя по всему, идет именно об этих еженедельных постах, соблюдение которых рассматривалось в качестве важной составляющей благочестивой жизни. Спаситель ясно отвечает на этот вопрос: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» Мк. Вполне возможно, что некоторые палестинские верующие понимали эти слова Христа таким образом, что после Вознесения наступило время соблюдать традиционные иудейские посты. Поскольку эта традиция была популярна среди вчерашних выходцев из иудаизма, более эффективным путем борьбы представлялась ее христианская модификация. Поэтому, не желая уступать в уровне благочестия, христианские общины установили свои еженедельные постные дни: среду и пятницу. В христианстве высшей точкой недельного круга становится воскресный день, поэтому естественным образом меняется и его внутренняя структура. В воскресенье, как и в субботу, ранняя Церковь не постилась.
Об этом ясно говорит Талмуд: «Не постятся накануне субботы из-за чести, подобающей субботе и не постятся в первый день т. Иудейский пост той эпохи был очень строгим — он длился либо с момента пробуждения до наступления вечера, либо с вечера до вечера, поэтому его продолжительность могла достигать 24 часов. В течение этого времени была запрещена любая еда, а некоторые отказывались и от употребления воды. Понятно, что два таких следующих друг за другом постных дня были бы слишком тяжелым испытанием, как говорит еще один талмудический текст: «Посты эти… не следуют друг за другом подряд, каждый день, потому что такое предписание не в состоянии выполнить большинство общества». Поэтому понедельник и четверг стали равноудаленными друг от друга постными днями, которые вместе с субботой были призваны к еженедельному освящению времени. Постепенно они приобрели и литургическое значение, став наряду с субботой днями общественного богослужения: многие благочестивые иудеи, пусть даже и не соблюдавшие пост, старались прийти в эти дни в синагогу на особую службу, во время которой читалась Тора и произносилась проповедь. Апостол Павел неоднократно подчеркивал свободу от иудейского церемониального закона, предупреждая о лжеучителях, «запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил» 1Тим. Противостояние с еженедельным иудейским постом начинается не в «Дидахи» — возможно, о нем говорится уже в Евангелии, когда окружающие не понимают, почему не постятся ученики Христа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? Едва ли можно предположить, что речь здесь идет об одном из общеобязательных ежегодных иудейских постов — мы видим, что Христос исполняет Закон, выступая против позднейших ритуальных раввинистических предписаний, «предания старцев» Мф. Поэтому речь здесь, судя по всему, идет именно об этих еженедельных постах, соблюдение которых рассматривалось в качестве важной составляющей благочестивой жизни. Спаситель ясно отвечает на этот вопрос: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» Мк. Вполне возможно, что некоторые палестинские верующие понимали эти слова Христа таким образом, что после Вознесения наступило время соблюдать традиционные иудейские посты. Поскольку эта традиция была популярна среди вчерашних выходцев из иудаизма, более эффективным путем борьбы представлялась ее христианская модификация. Поэтому, не желая уступать в уровне благочестия, христианские общины установили свои еженедельные постные дни: среду и пятницу. В христианстве высшей точкой недельного круга становится воскресный день, поэтому естественным образом меняется и его внутренняя структура. В воскресенье, как и в субботу, ранняя Церковь не постилась. Если исключить иудейские постные дни, оставались две возможности: «вторник и пятница» или «среда и пятница». Вероятно, чтобы еще более обособиться от «лицемеров», христиане не просто передвинули оба поста на один день вперед, но первый из них был смещен на два дня. Богословие традиции Любая традиция рано или поздно требует богословского истолкования, особенно если ее истоки с течением лет предаются забвению. В «Дидахи» пост среды и пятницы обосновывается исключительно в рамках противопоставления «нашего» и «их» поста. Однако это толкование, актуальное и понятное для живших в иудейском окружении христиан I в. Мы не знаем, когда начался этот процесс рефлексии, но первые свидетельства о его завершении мы имеем в начале III в. Этот памятник возник в той же самой географической области, что и «Дидахи», но через столетие богословская перспектива меняется: христиане, живущие рядом с иудеями, еженедельно постятся «за них» очевидно, соединяя с постом молитву об их обращении ко Христу. В качестве мотива поста называются два прегрешения: предательство и распятие Христа. Там, где подобный контакт был не настолько тесным, постепенно выкристаллизовываются только темы предательства Христа Иудой и Крестной Смерти. Традиционное истолкование, которое сегодня можно найти в любом учебнике Закона Божьего, мы встречаем в «Апостольских Постановлениях» IV в.
Календарь питания в Петров пост по дням в 2023 году Весь пост можно разбить на несколько недель или, как их называют в Православии, — седмиц. Первая седмица Петровского поста 12 июня, понедельник. Монастырский устав: cухоядение хлеб, овощи, фрукты. Пища с растительным маслом. Монастырский устав: cухоядение хлеб, овощи, фрукты.. Разрешается рыба. Всех святых в земле Российской просиявших. Вторая седмица Петровского поста 19 июня, понедельник. Третья седмица Петровского поста 26 июня, понедельник. Четвертая седмица Петровского поста 3 июля, понедельник. Пятая седмица Петровского поста 10 июля, понедельник.
Первые шесть недель называются Святой Четыредесятницей, они посвящены памяти о сорока днях Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения и где постился и молился. В последнюю неделю — Страстную Седмицу — вспоминают последние дни земной жизни Сына Божьего. Под полный запрет подпадает мясо, а также колбасные изделия, молоко, сыр, яйца, сливочное масло, сметана, творог, сдобный хлеб и выпечка. Под частичным запретом — растительное масло и рыба. Особенно строго пост необходимо соблюдать в первую и последнюю недели, а в первый и последний дни верующим рекомендуется полностью отказаться от еды и пить только воду. В список разрешенных продуктов входят овощи, фрукты, ягоды, бобовые, все виды злаков, орехи и сухофрукты, хлебобулочные изделия, где нет сливочного масла и яиц, мед, черный хлеб и хлебцы, грибы.
Посты в среду и пятницу
По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров, в первые пять воскресений Великого поста — литургия Св. Василия Великого, которая совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире. В 2024 году пятая неделя Великого поста у православных христиан приходится на период с 15 по 21 апреля. В этом году Великий пост начинается в понедельник 18 марта и заканчивается 4 мая.
Великий пост 2024 года: Календарь питания по дням
При этом в среду и пятницу этой уже читается молитва св. Ефрема Сирина, принятая на службах Поста, а литургия не совершается. Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров, в первые пять воскресений Великого поста — литургия Св. Василия Великого, которая совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. Перед началом поста каждый христианин изучает календарь питания по дням для мирян и узнает что можно кушать в пост, чтобы правильно составить меню. Да, хотя, открываешь некоторые статьи в интернете, а там написано: «что «строгий» пост для «мирян» чуть ли недозволителен, нужно спрашивать на него разрешения у своего «духовника», священника.
Великий пост в 2024 году
В пост стоит отказаться от посещения развлекательных мероприятий, а все праздники отмечать в тесном семейном кругу, но без танцев, песен и шумных застолий. По канонам церкви нельзя вступать в брак. Запрещается гадать и совершать магические обряды. Нужно ограничить просмотр телевизора и использование социальных сетей. Супругам стоит воздержаться от интимной близости и зачатия ребенка.
Соблюдая пост, каждый верующий должен не только ограничить себя в еде, но и больше молиться, посещать церковь, совершать добрые поступки и главное, духовно расти. Петров пост может длиться как 8 дней, так и 6 недель — все зависит от даты празднования Пасхи. В 2020 году он начинается 15 июня и заканчивается 11 июля.
Как мать, Церковь заботится о каждом своем члене. Оберегает душу человеческую. Она сквозь тысячелетия несет человеку мудрость и знания о жизни через заповеди, церковный устав, традиции. Молитва, пост, воздержание, доброделание — это основные моменты, чему учит человека Церковь, чтобы спасти его душу.
Но некоторые скажут, что те правила, законы, которые есть в Церкви, уже давно устарели. Ведь мир меняется. И многие из тех, кто признают себя православными людьми, считают даже, что не имеет смысла держать пост в установленное для этого Церковью время. Зачем нам поститься? В Евангелии от Матфея мы читаем, «Сей же род изгоняется только молитвой и постом». Пост не является тем, что сосредоточено только на наших переживаниях, на наших личных чувствах. Подлинный пост открывается и в нашем отношении к другим людям именно во время поста.
Пост, хотя не совершается на глаза других людей и творится Отцу Небесному втайне, но в то же время это реальность, которая не скроется от восприятия других людей.
Питание по дням Принципы питания на протяжении Великого поста в 2024 году различаются по дням. Особенная строгость присуща первой седмице. Понедельник отличается полным воздержанием, период со вторника по пятницу предполагает употребление не прошедших тепловую обработку продуктов: овощей — как свежих, так и соленых, маринованных, квашеных; фруктов, в том числе сушеных; орехов — от грецких и арахисовых до кедровых и миндальных; натурального меда: ягод. Хлеб тоже разрешен, воду можно пить без ограничений. На первый взгляд, подобный рацион довольно скуден, однако меню можно разнообразить за счет большего количества овощей: капусты;.
Библейская история обуславливает и то, почему православные постятся в пятницу. Именно в этот день недели произошла смерть Господа Иисуса. В пятницу Христа распяли. По учению Церкви именно в этот день Спаситель мира умер за грехи всего человечества. Благочестивый христианин должен помнить о той цене, которой ему досталось спасение.
Постные дни. Среда и пятница, многодневные и однодневные посты.
Как поститься в среду и пятницу | Найдите время помолиться за Литургией Преждеосвященных Даров (в пост она совершается по средам и пятницам). |
Почему был установлен пост в среду и пятницу? | В среду и пятницу Великим постом совершаются Литургии Преждеосвященных Даров. |
Как правильно поститься по средам и пятницам: что можно есть
Для мирян предусмотрены следующие рекомендации по питанию. Мирянам дважды в пост можно выпить по рюмке вина — в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. На исповеди подруге батюшка сказал, что если не соблюдаешь посты, то хотябы постись в среду и пятницу. Однодневные посты, кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом).