Людмила Петрановская – писатель, психолог и эксперт по воспитанию детей. О биографии Людмилы Владимировны в ранние годы жизни известно малое количество фактов. Людмила Петрановская — биография, карьера и личная жизнь. К нам подключилась Людмила Владимировна Петрановская, основатель института развития семейного устройства. Людмила Владимировна Петрановская. Семейный психолог с 20-ти летним стажем, педагог и публицист.
Людмила Владимировна Петрановская
Людмила Владимировна Петрановская. Когда Людмила начала практиковать свои знания, женщина начала импонировать проблеме социального приспособления сирот, процессу их воспитания в приёмной семье и построения равноправных взаимоотношений между. На семейного психолога и публициста Людмилу Петрановскую составили административный протокол о дискредитации российской армии, сообщил ТАСС со ссылкой на правоохранительные органы. После проверки МВД на известного детского психолога Людмилу Петрановскую возбудили административное дело и объявили в розыск за дискредитацию ВС РФ.
Людмила Петрановская — биография, карьера и личная жизнь
Людмила Петрановская о флешмобе, который ставит диагноз обществу. Откройте доступ на полгода к 30 курсам по цене одного! Людмила Петрановская/ Известный семейный психолог, пс. Людмила Владимировна Петрановская (род. 20 апреля 1967(19670420), Ташкент) — российский психолог, педагог и публицист.
Людмила Петрановская биография Дети
Биография Людмилы Петрановской. Людмила Петрановская В отношении детского и семейного психолога, публициста Людмилы Петрановской возбуждено. Людмила Петрановская о флешмобе, который ставит диагноз обществу. Людмила Петрановская – психолог, лауреат премии Президента РФ в области образования, автор книг «В класс пришел приемный ребенок», «Как ты себя ведешь, 10 шагов по изменению трудного поведения», «Трудный возраст», «Selfmama. Биография Людмилы Владимировны Петрановской.
Психолог Людмила Петрановская: биография
Главные новости о персоне Людмила Петрановская на Известный российский психолог Людмила Петрановская, отвечая на многочисленные вопросы читателей, подписчиков о подготовке ребенка к школе, о взаимоотношениях учителей и детей. Страница 1 - 56-летняя Людмила Петрановская широко известна прежде всего благодаря своим книгам на тему родительства. Главные новости о персоне Людмила Петрановская на Людмила Петрановская, психолог, лауреат премии Президента РФ в области образования, создатель Института развития семейного устройства дала большое интервью для. / Фотография Людмила Петрановская (photo Lyudmila Petranovskaya). Известный российский психолог, автор книг и многочисленных полезных публикаций Людмила Владимировна Петрановская родилась в Ташкенте 20 апреля 1967 года.
Разоблачение Людмилы Петрановской
Автор книг, в которых популяризирует теорию привязанности: «Дитя двух семей», «К вам пришел приемный ребенок», «10 шагов по изменению трудного поведения пособие для приемных родителей », «Трудный возраст», «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка», «Если с ребенком трудно» и др. В 1990-е гг. Автор многочисленных просветительских книг для детей, первая из которых — «Звёздный мир в картинках» — вышла в 2004 году.
Я умею вести группы, умею донести нужную мысль языком упражнений и ролевых игр.
Этим я обязана самому полезному обучению в своей жизни — трехлетнему курсу психодрамы у Екатерины Львовны Михайловой. Обучение психодраме легло в основу моего видения, что такое психотерапия, как и за счет чего она работает, исцеляет душевные раны, помогает найти новые силы для жизни. До и после я и разным другим методам училась, но в центре моей профессиональной идентичности — психодрама, ее бережность, ее смелость, ее невероятные возможности и огромное уважение к человеку, с которым идет работа. С 2010 года вела блог в Живом журнале, писала статьи про семейную психологию, развитие детей, психологические аспекты жизни общества.
Известным блогером я стала неожиданно для себя. Начала вести блог, чтобы общаться коллегами из других городов. Писала время от времени какие-то свои мысли. С интересом вела обсуждения.
Потом обнаружила — кажется, самой последней — что у меня многие тысячи подписчиков. После некоторых текстов в комментариях начинался настоящий групповой процесс — люди писали о своих чувствах, обращались друг к другу, делились воспоминаниями, шутили. Было очень классно. Потом пришли толпы ботов и хамов и стало невозможно так открыто и тепло общаться.
Постепенно блог угас. Там осталось множество текстов и в них — огромная часть моей души. В 2012 году вместе с коллегами создала некоммерческую организацию «Институт развития семейного устройства», основная задача — обучение специалистов, работающих в сфере проблемного детства в регионах РФ. Также Институт готовит и сопровождает принимающих родителей.
В 2017 году стартовала программа ИРСУ «Всеобуч» — «Основы социальной работы по реализации права ребенка жить и воспитываться в семье». Сейчас программа реализуется в Удмуртии и Архангельской области. ИРСУ был авантюрой с самого начала, и этот дух в нем остается. Организация, созданная с нуля, без единого рубля денег, без попечителей и доноров, просто на одной голой уверенности, что это нужно делать — обучать специалистов, принимающих важнейшие решения про детей и семьи.
Был опыт, были знания, было умение их доносить, была поддержка коллег — больше ничего. И этого оказалось достаточно. Сейчас в ИРСУ работает целая команда прекрасных тренеров, нас знают и у нас учились коллеги от Ленобласти до Владивостока, от Архангельска до Краснодара. Каждый наш следующий проект начинается из точки «не знаем, как, но надо делать» — и в итоге делается.
Я много чего делаю в разных проектах, но если меня спрашивают про место работы — это, конечно, ИРСУ. Мои коллеги, моя профессиональная среда — здесь. В 2014 году вышла первая книга для родителей «Тайная опора», в которой излагается авторский взгляд на теорию привязанности, книга была тепло принята родителями и много раз переиздавалась. С 2015 года провожу лекции и вебинары для родителей и по семейной психологии.
У меня есть мечта.
Меня зовут Людмила Петрановская, я семейный психолог. До встречи на видео лекциях! Скорее всего, мы с вами познакомились через мои книги, многие из которых стали бестселлерами. Более 20 лет я помогаю детям и родителям быть счастливее вместе и по отдельности.
Это родные мне, близкие по ценностям люди, которые сейчас оплакивают погибших, которые сами спасались с детьми из-под обстрелов, которые были основами их домов, жили в разлуке рядом. Как я могу получить эту информацию? Теперь о России. Я очень много говорила о том, что отец должен быть не менее значимым взрослым для ребенка, чем мама. И вот сейчас сотни тысяч детей в России показаны в разлуке с отцами, и многие их так и не видят большего. Многие родители не видят большего в своих правилах. Я объяснила, как важно для ребенка хорошее состояние матери - и вот сейчас стоят тысячи матерей тащат детей, истощаясь и срываясь, конечно, одни.
Я сторонник снижения домашней войны - и сейчас в российской семье появляются тысячи мужчин с ПТСР. Сколько новых сирот появится? Сколько детей с изломанным детством? Мне больно видеть, как в топку брошены десятки лет нашей работы, чтобы детство в России было радостным временем развития в тепле и заботе. У меня был выбор, одобрять это или осуждать? И никакие "иностранные фонды" не имеют к этому никакого отношения. Я понимаю, что все это может серьезно затруднить мою работу и наше общение с вами.
Разоблачение Людмилы Петрановской
Петрановская изучает теорию привязанности и раздумывает о том, как применять ее на практике. Вместе с коллективом авторов, издателей и редакторов за эту работу она удостоилась премии Президента Российской Федерации в области образования. Петрановская продолжает получать образование, понимая, что знаний, полученных ей изначально, недостаточно. С 2003 по 2006 год в Институте групповой и семейной психотерапии проходит курс «Психодрама и ролевые игры». С 2006 по 2007 год получает повышение квалификации «Интегративная психотерапия эмоциональных расстройств на основе системного и когнитивного подхода » и «Супервизия трудных случаев в работе психолога-консультанта». Писательница и медийная личность А в 2005 году она осуществляет свою детскую мечту — становится писательницей.
Людмиле с детства легко удавалось придумывать персонажей и сюжеты, но насытить все это жизнью и смыслами получалось не всегда. Получив психологическое образование, Людмила поняла: теперь она знает, о чем писать. Из-под ее пера вышла серия книг «Что делать, если…», предназначенная для детей.
Однако современный мир не исключает тем самым важности для человека освоения навыка углубленного познания, что немыслимо без приложения волевых усилий, каким бы талантом не обладал человек. Более того, эти два процесса совершенно не противоречат друг другу, так как можно заниматься и тем и другим. Однако Петрановская весь процесс обучения выставляет исключительно в невыгодном свете: «В школе ребёнка ловят на том, что он перепутал, не успел, сделал не так — это создает постоянный стресс. И дома ещё мама с папой ругают за те же ошибки. Есть дети, которые легко с этим справляются, для других это слишком жестокие условия.
Мы получаем ребёнка, который мечтал о школе, а к концу второй четверти он спрашивает: «Неужели это на десять лет?! Какой ужас». Нужно показать, что вы любите его за то, что он ваш ребёнок, а не за то, что он что-то сделал». На самом деле в школе ребенка ни на чем не ловят. Его там учат. И для того, чтобы ребенок и его родители видели эффективность процесса обучения, существуют оценки. Петрановкая пишет: «Для того чтобы детям было интересно, чтобы они учились, им должно быть не страшно. Наша образовательная система построена на фиксации ошибок».
Но обычно, страшно получить плохую оценку именно отличникам. Однако это не влияет отрицательно на их успеваемость. А вот двоечники, которым совершенно все равно на оценки, не получают вообще никаких знаний в процессе обучения. И почему это в школе фиксируются только ошибки? Напротив, в школе есть медалисты, отличники получают похвальные листы за отличную учебу, получают призы на олимпиадах и т. И никто не фиксирует и не выделяет ничьи ошибки — в школе нет доски позора, на которой перечислены фамилии двоечников. Так что в этом плане, напротив, школа построена на фиксации успехов. Читаем далее: «В традиционной системе обучения мы даём детям ответы на незаданные вопросы.
Им эта тема не нужна, они ничего об этом не спрашивали.
За любой гиперопекой стоит тревожность, дефицит. Гиперопека — это когда ты заботишься не о реальном ребенке, а о потребностях, которые у тебя в голове. Ребенок, естественно, недоволен — он может стать тревожным, протестовать. В этом случае мы говорим о том, что заботы много, но она «не про то и не туда». Теперь о ребенке избалованном. Это другая история, когда дети появляются у детей, которые тоже были чем-то обделены. Избалованный ребенок — это ребенок обделенный привязанностью. Он обделен властной заботой взрослого. Вообще, это довольно грустная история.
Одна из функций привязанностей — подслащивать пилюлю от достаточно тяжелого труда по воспитанию ребенка. Как оргазм нужен, чтобы мы хотели заниматься сексом, так и привязанность нужна, чтобы мы заботились о детях. Иногда не включается — и это тяжелая история для такой мамы, потому что работы у нее меньше не становится. Другие-то получают пряники, а эти мамы — только долги и никаких бонусов. Надо подумать, как себе помочь. Может быть, это органические нарушения. Одни проблему не видят, у других — гормональные сдвиги. Но я не могу сказать, что это самые распространенные причины. В большинстве случаев источник запрета радоваться своему ребенку — в собственном опыте и в опыте своей семьи. Когда появляется много семей с травматизацией, то начинают транслироваться установки о том, что «быть родителем очень тяжело» и «это каторга».
И такая установка может придавить. Но я бы не забывала о физиологическом аспекте. Иногда чувство, что ребенок не приносит тебе радости, — напрямую связано с физиологией. Если вам кажется, что между вами увеличилась дистанция, то тут могут быть разные причины. Ребенок вырос, и если вы усилите свои «поползновения» в его адрес, то он в какой-то момент насытится и заявит — «ну ладно, я пошел». Иногда возникают словно трещины, обусловленные событиями в жизни: переезд, изменение материального положения… Тогда имеет смысл подумать о том, как можно дать ребенку больше заботы, внимания, близости, контакта — и постепенно эти трещины заполнятся и все выровняется. Взрослые часто не осознают, что это проявление привязанности. Если ребенок, у которого разводятся родители, начинает куролесить в школе, то это поведение привязанности — так он обеспечивает себя покой. Ведь он видит, что его родители вдруг перестают ругаться и, как зайчики, приходят в школу и сидят в кабинете директора. Он таким образом соединяет их.
Если родители научатся интерпретировать это как поведение привязанности, то хорошо, если они готовы это услышать. Часто у них самих все было сложно в детстве — надо расспросить про их собственный опыт. Иногда для родителей это вообще первый разговор в жизни об их собственных чувствах и проблемах, пережитых в детстве. Часто с родителями разговаривают как со средством воспитания детей. А человеку, может быть, достаточно тяжело живется — женщина, которая одна работает на трех работах, или родитель переживает какую-то потерю, сложную ситуацию. Спрашивайте про них самих! Мы должны общаться с родителями с защитой и заботой. Позаботьтесь о них, говорите с ними об их чувствах. И когда родители увидят, что можно заботиться и быть внимательным к себе, то это перенесется и на ребенка. Привязанность есть привязанность.
Это две параллельные прямые. Есть семьи со строгими правилами и границами, есть с размытыми. И там, и там привязанность может быть одинаково сильной и надежной. Границы расположены там, где вы их чувствуете. Кто-то может пускать ребенка в спальню, кто-то нет. Но это не связано с привязанностью. Вспомним естественное родительство. Почему оно называется естественным? Это то, что не требует специальных усилий. То, что проще.
Спать с ребенком проще, кормить грудью проще, носить в слинге проще. Все это пришло их архаичных культур, где женщины сразу после родов возвращалась в хозяйство. Делать из родительства религию, догму — совершенно ни к чему. Если вам проще кормить грудью — вы делаете это! Если вам достаточно трех месяцев, то пусть будет так! Если вам удобнее спать с ним и не вставать к нему ночью, значит вам так проще. Если вы понимаете, что вы с ним вообще не высыпаетесь и вам лучше, когда он в кроватке, — пусть он спит в своей кровати. А жить когда? Это фокусирует внимание на том, что делать, а чего не делать. На самом деле под этим есть еще более глубокий уровень — состояние ресурса родителей.
Это самое важное, это основа родительства и привязанности. Если мама постоянно тревожится, то ничего хорошего не получится. У детей есть запас прочности. И ребенок может пережить кратковременную разлуку, особенно если он остается с надежным взрослым, которому доверяет мама. С каждым годом, с каждым днем зависимость меньше, а свободы больше. Постепенно это количество времени с ребенком сокращается, он все чаще занимается своими делами. Если зависимость не удовлетворена, то откуда возьмется независимость? В первые два года привязанность важнее всего. Чем больше вы дадите ребенку в этот период, тем качественнее будет последующая независимость. Время идет быстро.
Поэтому в самом начале лучше бы посвятить себя ребенку, чтобы потом почувствовать независимость.
Читать далее Как сохранить себя в состоянии хронического стресса? С кем я? Кто со мной? Ради кого я? Кто думает так же, как я, чувствует так же, как я? Кто меня не оставит, кто мне поможет? Кому я помогу?
Все социальные связи сейчас очень важны: близкие, родственники, друзья, коллеги». Читать далее 10 фактов об ошибках в воспитании «Детей ранит, когда взрослые начинают им врать. Их дезориентирует, когда взрослые говорят одно, а делают другое. В таком случае дети не понимают, чего от нас ждать и на что рассчитывать».
Людмила Петрановская — биография, карьера и личная жизнь
Имя автора стало узнаваемым после выхода серии «Что делать, если…» В ней можно найти советы для школьников, попавших в непростые ситуации. Сейчас библиография Людмилы Петрановской — это целое собрание своетов для детей, позволяющих выйти из затруднительных ситуаций. Максимальный интерес читательской аудитории вызвали следующие произведения: «Звездное небо»; «Дитя двух семей». Уникальность творчества Творчество Людмилы Петрановской дает ответы на многие актуальные вопросы детства и родительства. Например, в них можно найти стратегию спокойной подготовки к экзаменам — без нервов и бессонных ночей. Несколько книг автора адресованы родителям и позволяют устранять сложности общения с ребенком. Кроме создания крупных произведений, Людмила Петрановская публикует общедоступные статьи, где также содержится много полезной для читателей информации.
В редакции Люда была самой молодой. Ей тогда выдали огромный кредит доверия, который она старалась оправдать всеми силами. Спустя 2 года Людмила «доросла» до ответственного редактора тома «Языкознание. Русский язык». Кстати, в этом ей помогло филологическое образование. По словам самой Петрановской, это была работа-вызов. Была поставлена задача в произведении говорить с детьми обо всем, но доступным языком. Данная книга стала прощальной в жизни Людмилы с лингвистикой. В издании — вся любовь женщины к русскому языку.
Писатель На тот момент Петрановская уже получала второе высшее образование, которое помогло ей создавать энциклопедию для детей. Издан том «Человек. Психология» был в 2002 году, в котором были затронуты все темы, могущие интересовать детей и подростков. При этом изложено все было предельно честно и экологично. Именно так, как позволяла цензура 90-х годов. С 2005 года Петрановская является автором издательства «АСТ». Она написала серию книг «Что будет, если…». Тома до сих пор успешно переиздаются, что само по себе говорит о их востребованности. В этих книгах Петрановская постаралась научить детей справляться со своими страхами и переживаниями, дать им опору в жизни.
В 2014 году она выпустила первую свою книгу для родителей «Тайная опора», в которой рассказывала взрослым о привязанностях детей. Издание было на «ура» принято взрослыми и переиздается до сих пор. За время своей деятельности она написала множество книг, которыми пользуются психологи до сих пор. Общий тираж всех выпущенных книг авторства Петрановской превышает миллион экземпляров. Психолог В 2001 году, имея за плечами второе высшее образование, Людмила решает начать работать с детьми-сиротами. Там она принимала будущих родителей, решившихся на усыновление, проводила тренинги для детей и вхрослых. В детдом ее привел ее научный руководитель Александр Черников.
Не забывать обедать? Очень разные есть трактовки. Иногда любовь к себе подаётся как бесконечное самолюбование и потребление. Целые индустрии построены на лозунге "ведь вы этого достойны" - любовь к себе предлагается выражать и подтверждать путем покупок товаров и услуг. Популярная психология тоже не отстаёт: любите себя, ставьте себя на первое место, оценивайте других прежде всего по тому, насколько они могут и готовы удовлетворить ваши запросы. Не могут? Лесом их, вы достойны лучшего, или вы не любите себя? Или ещё вариант: любить себя - значит много в себя вкладывать, относиться к себе как к проекту, у которого должны быть самые лучшие показатели. Тело, быт, карьера, досуг, эмоции - все должно быть на пять с плюсом.
Людмила Владимировна часто проводит онлайн-лекции и семинары в разных городах России. В 2019 году она выступала экспертом на различных профильных мероприятиях. В рамках вебинаров Петрановская работала с массовой аудиторией. На мнение и опыт публициста ориентировались практикующие детские психологи и родители. Среди самых популярных лекций писательницы — «Воспитание с видом на будущее». Личная жизнь Поклонники методик Петрановской мало что знают о личной жизни дамы, так как она предпочитает оставлять подробности за кадром. Известно, что психолог замужем и вместе с супругом воспитывает двух детей. Людмила Владимировна ведет профили в социальных сетях, которые пополняются фото, постами и видео. Петрановская также публиковала статьи в «Снобе» с 6 марта 2022 года заблокирован на территории Российской Федерации и заметки в ЖЖ. Среди освещаемых ею тем — тренинги личного роста и их польза, травмы поколений, эмоциональное выгорание родителей и другие ситуации, которые помогают разобраться в себе и проблемах в семье. Людмила Петрановская сейчас В 2022-м Людмила Владимировна продолжила научную и практическую деятельность. Поклонники увидели писательницу в фильме Александра Мурашева «Я встретил тех, кто меня травил», посвященного проблеме буллинга. Психолог отметила, что картина стала очень личной для нее. В марте Петрановская стала гостьей программы «Скажи Гордеевой». Вместе с Екатериной писательница в интервью обсудила вопросы, связанные с собственной работой, в частности развенчала популярное мнение о том, что настоящий психолог только утешает и успокаивает, неся исключительно позитив. Людмила Владимировна Петрановская.
Разоблачение Людмилы Петрановской
День рождения Людмилы Петрановской | Главные новости о персоне Людмила Петрановская на Людмила Петрановская, психолог, лауреат премии Президента РФ в области образования, создатель Института развития семейного устройства дала большое интервью для. |
Людмила Петрановская ☀ история успеха и честный рейтинг на САЛИД | Людмила Петрановская создала организацию, где будущих приемных родителей обучают методам воспитания сирот и поведения с ними. |
Психолог Людмила Петрановская: биография (фото) | Людмила Петрановская – о мобилизации, расчеловечивании и проживании стресса в эфире Ходорковский LIVE. |
Биография Людмилы Петрановской
Да и то неизвестно какую роль сыграл психолог в детстве этого человека. Психология такая эфемерная штука. Приходил ли кому-нибудь в голову именно такой вариант? Поверьте, если бы они были девиантными, это уже стало бы достоянием общественности.
У меня есть подруга психолог, она руководит учреждением коррекционного типа. Город маленький, и её знают все родители, у которых детки нуждаются в поддержке. При этом моей подружки нет ни в одной из соцсетей, и я уверена, что никто не знает кто её дети.
Институт предлагает обучение по программам с разными направлениями: от волонтерства до адаптации ребенка в детском саду. Людмила Петрановская часто публикует свои статьи в известных СМИ. У нее большая группа последователей во ВКонтакте, свой блог в Живом Журнале. Книги Людмила Владимировна - автор книг, в том числе нескольких бестселлеров. Один из них — «Что делать, если - …». Эта книга предназначена для детей начиная с начального школьного возраста. Книга рассказывает детям как поступать в сложных ситуациях, в которых они могут оказаться.
Второй бестселлер — «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка».
В этих произведениях психолог советует, что необходимо избавиться от перфекционизма и не забывать о собственных интересах. Людмила Владимировна часто проводит онлайн-лекции и семинары в разных городах России. В 2019 году она выступала экспертом на различных профильных мероприятиях. В рамках вебинаров Петрановская работала с массовой аудиторией. На мнение и опыт публициста ориентировались практикующие детские психологи и родители.
Среди самых популярных лекций писательницы — «Воспитание с видом на будущее». Личная жизнь Поклонники методик Петрановской мало что знают о личной жизни дамы, так как она предпочитает оставлять подробности за кадром. Известно, что психолог замужем и вместе с супругом воспитывает двух детей. Людмила Владимировна ведет профили в социальных сетях, которые пополняются фото, постами и видео. Петрановская также публиковала статьи в «Снобе» с 6 марта 2022 года заблокирован на территории Российской Федерации и заметки в ЖЖ. Среди освещаемых ею тем — тренинги личного роста и их польза, травмы поколений, эмоциональное выгорание родителей и другие ситуации, которые помогают разобраться в себе и проблемах в семье.
Людмила Петрановская сейчас В 2022-м Людмила Владимировна продолжила научную и практическую деятельность. Поклонники увидели писательницу в фильме Александра Мурашева «Я встретил тех, кто меня травил», посвященного проблеме буллинга. Психолог отметила, что картина стала очень личной для нее. В марте Петрановская стала гостьей программы «Скажи Гордеевой». Вместе с Екатериной писательница в интервью обсудила вопросы, связанные с собственной работой, в частности развенчала популярное мнение о том, что настоящий психолог только утешает и успокаивает, неся исключительно позитив. Людмила Владимировна Петрановская.
Это очень теплые воспоминания. В 1996 стала ответственным редактором тома «Языкознание. А это была работа-миссия и огромный вызов. Мы поставили перед собой цель создать Энциклопедию, в которой с детьми можно говорить обо всем — доступно, интересно, свободно.
К работе над томом по лингвистике удалось привлечь лучших отечественных ученых, это были люди потрясающего ума, проницательности, языкового чутья — и с огромным чувством юмора. Два года очень напряженного труда и результат, который нравится до сих пор. Этот том потом он превратился в две книги стал моим прощанием с лингвистикой, в нем вся моя любовь к ней. Том по психологии тоже получился интереснейший, не было ни одной темы, интересующей подростков, которую мы не постарались бы честно и экологично изложить.
Тогда, в 90-е это было возможно… С 2005 года издается как автор в издательстве АСТ, наибольшую известность получили книги для детей «Что делать, если…», которые переиздаются уже 15 лет. Когда я писала эти книги, мне хотелось дать детям опору для того, чтобы справляться со сложными ситуациями, а главное — с собственным страхом. Я сама в детстве была очень тревожным ребенком, и знаю, каково это. И, судя по тому, что книга так востребована уже много лет, и многие родители рассказывают, как дети буквально вцепляются в нее, пока не прочтут много раз, тревоги у наших детей много, а поддержки от взрослых и разрешения опираться на себя, а не только «слушаться», порой не хватает.
Надеюсь, книги могут в этом помочь. Москва, в службе патронатных воспитателей, консультировала принимающих родителей, вела тренинги. Александр Викторович Черников. Я увидела, как работает эта команда, и поняла, что больше всего на свете хочу быть здесь, с ними, делать все, что возможно, чтобы дети из детского дома обретали семью.
Разговаривая год за годом с приемными родителями в маленькой комнатке для консультаций, обсуждая случаи с коллегами, я постепенно начала видеть то, чему не учили и до сих пор, увы, не учат на наших психологических факультетах — роль привязанности в жизни ребенка. Что отношения с близкими взрослыми значат для него, как потери или другие травмы привязанности влияют на его поведение, развитие, отношение к себе и к другим. Приемные дети и приемные родители — вот мои главные учителя. Если я что-то понимаю в своем деле, то только благодаря их искренности, смелости, невероятному доверию, с которым они делились своими чувствами, ошибками, победами.
Они невероятные, и иметь возможность помогать им — огромная честь для любого специалиста. С 2008 года пишет книги для приемных родителей, ведет семинары для специалистов по семейному устройству в десятках городов России и Украины, создала ряд авторских программ семинаров и тренингов. Поезда-самолеты-ночевки в самых невероятных местах. Десятки, если не сотни групп в разных городах и странах.
Каждый раз чудо, когда к концу семинара незнакомые люди становятся родными. Я умею вести группы, умею донести нужную мысль языком упражнений и ролевых игр.