И у меня вообще впечатление, что я,долго работала с древнерусским фольклором, с европейским средневековьем, ренессансом, а потом пришла в спектакль «Лавр» и наконец-то мне все пригодилось.
«Лавр»: МХАТ. Доказательство от противного
Довершает впечатление музыка, чья задача — расставлять гипнопедические акценты. Потусторонние переливы гуслей, маримбы, бас-гитары, колесной лиры и «исконного» сопрано Варвары Котовой погружают должны во всяком случае зрителя в состояние одновременно полу-узнавания вечного славянского мелоса и концептуальной музыки. Пафос и пиар, чего уж там спектакля во многом строился на невозможности перевода романа Водолазкина на театральный язык, с коей совладали Бояков и его большая команда. И это сущая правда. Постановщики вычитали и сохранили многое рельефной ткани первоисточника. И сюжетную линию, и двоемирие, где сквозь ткань средневековья проступают, как нижние слои иконы, черты будущего своего рода обратный палимпсест ; и иронию с иногда скабрезным юмором.
По сути, МХАТ перенес на сцену даже не столько произведение, сколько саму книгу, осмысленную в русле нео-жития. Не отраженными остались, пожалуй, только натуралистические крайности романа как в эпизоде родов Устины — но их, допустим, отчетливо читает рассказчик Певцов. Этот синтетический продукт, состоящий из литературы, диафильма, мюзикла и драматического театра стремится покрыть максимум из той высоты смыслов и эмоций, которые провоцирует «Лавр». В формальном смысле «сверхамбициозную» установку Боякова стоит считать выполненной — да, «Лавра» поставить можно. В том числе и как яркое шоу о святости в пост-святую эпоху.
Однако, бьет ли с той же пронзительностью, что и «Лавр» литературный? И что важнее — становится ли «большой стиль» подобного рода — родом театра…современного театра. В своё время Немирович-Данченко осмелился поставить «Братьев Карамазовых» и тоже решил сохранить в спектакле его литературную основу — с чтецом и в логике «монтажа» сцен.
Воспитанный своим дедом в Белозерской глуши Арсений остается один на один с миром, но его спасает появление юной девушки, которая становится смыслом его жизни.
Грех, совершенный Арсением, не просто ломает его жизнь, но и направляет на путь искупления, служения людям, поиска смысла. Он меняет имена, занимается лекарством, повседневно творит чудеса, путешествует и отрекается от своего тела, и в результате читатель или зритель понимают, что перед нами рассказ о появлении на Земле еще одного русского святого. Для того, чтобы ставить такие спектакли и инсценировать такие книги, нужно самому совершить особенное духовное восхождение. Все, кто был причастен к созданию этого спектакля, прошли долгий путь к единению и проникновению в высокие смыслы повествования.
Недаром на предложение участвовать в постановке горячо откликнулись такие мощные и любимые народом артисты, как Дмитрий Певцов, Леонид Якубович, Алиса Гребенщикова. Артисты, занятые в спектакле, например, исполнитель одной из главных ролей Евгений Кананыхин, это настоящее открытие для русского театра и драгоценная находка режиссеров. В спектакле участвуют лучшие силы театра — народные артисты Валентин Клементьев, Михаил Кабанов, заслуженные артисты РФ Лидия Кузнецова, Ирина Фадина, молодые артисты, прошедшие при подготовке к репетициям огромную школу философии, старославянского языка, пластики, пения, богословия. Чудом станет для зрителей игра юного артиста, исполняющего роль мальчика Арсения.
И оказалось, что для такой истории нужна дистанция — чем больше, тем лучше. Например, взглянуть из современности — на Средневековье. Или из Средневековья — в сегодняшний день. Спектакль «Театра на Литейном» пытается сохранить мерцающую природу романа, где сквозь одно время просвечивает другое, где юродивые и посадники идут по показавшимся из-под талого снега пластиковым бутылкам на будущую Комсомольскую площадь. Борис Павлович, режиссёр спектакля: «Для того чтобы остановиться на бегу и оглядеться по сторонам, нужна определённая отвага. Чтобы узнать другого — надо забыть о себе. Чтобы услышать — надо замолчать. Взглянуть в светящееся окно первого этажа, подумать о людях, которые там живут, и прислушаться к музыке, которая оттуда доносится. Наш спектакль — попытка рассказать о себе, рассказывая историю другого. В спектакле нет четкого распределения ролей.
Вряд ли кто-то из артистов рискнёт сказать: я сыграю святого. Но рассказать о нём, соотнести себя с тем, что такое человек в своём предельном воплощении — это, наверное, задача, достойная театра». ID 309335 з. Отзывы НаталиЯ 14. На Литейном.
Спектакль «Лавр» в постановке «Нового Театра» Событие уже прошло Режиссёр Эдуард Бояков поставил масштабный высокотехнологичный спектакль по одному из величайших романов современности. В роли человека, прошедшего сложный путь и сменившего четыре имени, выступил Дмитрий Певцов. Спектакль по роману Евгения Водолазкина интегрировал в себя все грани этого глубочайшего литературного произведения.
Главный герой проходит путь от мальчика-сироты к врачевателю, от бродяги к отшельнику и святому.
Спектакль "Лавр"
В этой связи спектакль «Лавр» кроме художественных достоинств, имеет просветительское значение. Спектакль «Лавр»-это настоящий дебют Эдуарда Боякова как режиссера-постановщика на большой сцене МХАТ го. Перевести на язык сцены «юродский» титулованный роман Евгения Водолазкина, сделав спектакль самостоятельным художественным произведением, – такую титанически амбициозную задачу поставили перед собой режиссеры Эдуард Бояков и Сергей Глазков. Спектакль «Лавр» станет первой постановкой Бориса Павловича в Театре «На Литейном».
Спектакль Лавр
Это соседство стало для меня зримым воплощением знаменитых анахронизмов Евгения Водолазкина. Главный герой романа — время. Все мировые события происходят одновременно, вернее — они уже есть, даны нам. Человек сам сплетает узор жизни, отбирая и увязывая одно с другим. Именно это нам с артистами было интересно на репетициях: как рождаются связи между, на первый взгляд, случайными вещами. И возможно ли на каждом показе искать новые связи, заново вглядываясь в то, что нам выпало сегодня. Борис Павлович Когда читаешь роман, все время ощущаешь это мерцание — то автор серьезен, то шутит, одно время проглядывает сквозь другое. Книга в каком-то смысле фантастическая, фантазийная, она обращается к фантазии и воображению читателя.
Захочется вернуться и посмотреть ещё раз. И ещё раз послушать. Актёры и актрисы творят чудо. Мария 29. Даже не заметила, как быстро пролетело время Пантелеева Екатерина 17. Игра актёров на высоте. Время пролетело незаметно, хотя спектакль идёт более 3-х часов. Есть о чем подумать после просмотра. Аминова Елена 16. Не бойтесь того, что он идет 3,5 часа — на одном дыхании. До слёз. Спасибо за этот опыт! Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы оставить отзыв Все отзывы.
Рецепты — один другого удивительнее: только успевай записывать. Бородавки, оказывается, выводит толченый лук с солью. Укусы шмелей успокаивает порей. При сложностях с эрекцией помогает лаванда и утка. В изложении рецептов есть что-то странное: то ли это многовековой опыт народа-богоносца, то ли насмешка над ахинеей, псевдоврачебным бредом и беспомощными попытками человека противостоять болезни. За актерами нет четкого закрепления ролей. Каждый играет себя и еще кого-то. Они произносят не только свои слова, но и чужие. Все это временами напоминает не традиционный спектакль, а читку пьесы, репетицию. Далеко не все исполнители состоят в штате театра. Есть незнакомые персоны, которых интернет-поисковик знает как людей с ограниченными возможностями.
И с большой радостью я воспринял участие в спектакле блистательных музыкантов. Я очарован этим коллективом и каждым музыкантом в отдельности. Их всего трое, но это совершенный оркестр, который создает ни на что не похожую аутентичную музыкальную структуру. Варвара Котова так исполняет песнопения и аккомпанирует себе на гуслях и колесной лире, что можно просто заслушаться. Музыка — одна из мощнейших составляющих спектакля. Он был очень убедителен в роли старца Никандра. Вам не кажется, что Леонид Аркадьевич задержался на телевидении и ему пора в театр? Я думаю, ему не пора в театр. Он человек отдельных ролей. В этой постановке работает все его прошлое, в том числе и телевизионное. В сочетании с гримом и текстом оно дает убедительный эффект. И это абсолютно верный выбор режиссера. По задумке Эдуарда Боякова роль старца Никандра должен был сыграть человек не из театрального мира. И с этой ролью Леонид Якубович справился прекрасно. Почему бы не высказаться? Кто-то выложил фотографию с репетиции, где на экран выводится изображение обнаженного мужского тела. У МХАТа много хейтеров. Оптимисты сочтут пересуды дополнительной рекламой, пессимисты присоединятся к стану негодующих. Вы больше пессимист или оптимист? Режиссер Андрий Жолдак — о спектаклях по Zoom, «голливудском» Золя и бесконфликтности, которая выпаривает из театра страсть — Очень легко что-то ругать и деструктивно действовать, а вот что-то самому сделать гораздо сложнее. Большинство СМИ сейчас заряжены на скандал.
Модно ли быть русским? Дискуссия о спектакле «Лавр» в Новом Театре
В центре сюжета - история человека, сменившего четыре имени на протяжении своего пути: от мальчика-сироты к врачевателю, от юродивого и бродяги до отшельника и святого. Каждое из этих имен соответствовало четырем эпохам его жизни. Они настолько разные, что в какой-то момент герой не улавливает связи между ними. События происходят в разные исторические периоды по всему свету, ибо все существует всегда и везде. Архаический быт средневекового отшельника оборачивается бурлением современного мегаполиса.
Актерский состав постановки порадует зрителя. В спектакле играют такие звезды как Дмитрий Певцов, Леонид Якубович, Андрей Бледный, лучшие артисты мхатовской труппы и молодые артисты, которые стали открытием публики благодаря спектаклю «Лавр». Все артисты пришли к своим персонажам через глубокое погружение в исторический, религиозный и философский контекст.
Во вчерашнем спектакле была такая подвижка, и я был очень рад, — рассказал Алексей Васильевич. Постановка «Лавр» — огромный труд всех причастных к спектаклю. Где-то мы, конечно, к хитростям прибегаем, опускаем что-то, потому что сыграть последовательно цепь событий, которая в романе описана, физически невозможно. Был даже вариант ставить это как театральный сериал. На днях на просмотр «Лавра» в драмтеатре ждут автора романа Евгения Водолазкина.
Или из Средневековья — в сегодняшний день. Спектакль «Театра на Литейном» пытается сохранить мерцающую природу романа, где сквозь одно время просвечивает другое, где юродивые и посадники идут по показавшимся из-под талого снега пластиковым бутылкам на будущую Комсомольскую площадь. Борис Павлович, режиссёр спектакля: «Для того чтобы остановиться на бегу и оглядеться по сторонам, нужна определённая отвага. Чтобы узнать другого — надо забыть о себе. Чтобы услышать — надо замолчать. Взглянуть в светящееся окно первого этажа, подумать о людях, которые там живут, и прислушаться к музыке, которая оттуда доносится.
«Лавр» сделал свое дело
Накануне премьеры Лавра в МХАТ им. Горького писатель Водолазкин был на шоу Урганта, а за пару дней до московских гастролей петербургской инсценировки сидел в студии Познера, и буквально в день показа питерского спектакля попал с виртуальным интервью в Новости. Билеты на спектакль "Лавр" уже доступны для онлайн-заказа, с бесплатной доставкой по Москве и всей России. масштабное сценическое воплощение романа «Лавр» Евгения Водолазкина о жизни средневекового монаха-схимника, прошедшего путь от мальчика-сироты к врачевателю, от юродивого к отшельнику, от бродяги к мудрецу. Лавр — спектакль о каждом из нас. Постановочная группа. 12 декабря МХАТ им. М. Горького представил премьеру спектакля «Лавр» по одноименной книге Евгения Водолазкина.
МХАТ показал премьеру спектакля «Лавр» — фоторепортаж
Премьера спектакля «Лавр» Эдуарда Боякова по роману Евгения Водолазкина была с успехом представлена на сцене театра Российской армии 5 октября 2023 года. спектакль "Лавр". Таковым, к сожалению, является спектакль «Лавр» на сцене МХАТа имени Горького, поставленный его художественным руководителем Эдуардом Бояковым. Рейтинг 4,4 на основе 174 оценок и 85 отзывов о театре «Рассвет», Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 30. Спектаклем "Лавр" нам хотелось показать личность русского средневекового человека, истоки формирования его православной души. 12 октября 2022 года в Магнитогорском драматическом театре им. А.С. Пушкина состоялся очередной показ спектакля «Лавр» по одноименному произведению Е.Г. Водолазкина.
«Лавр» Евгения Водолазкина – новая жизнь в новом театре
Евгений Кананыхин в роли Рукинца Наталья Стрельцова ИА REGNUM Евгений Кананыхин в роли Рукинца «Мы живём на земле, которая культивировалась православными людьми в течение тысячелетия, люди верили в Бога, в эту духовную практику, в эти ритуалы, в эту литургию, в эту антропологию, в этот духовный путь», — говорит режиссер спектакля Эдуард Бояков. Поэтому «Лавр» — это движение навстречу к самим себе.
Горького премьера спектакля «Лавр» по одноименному роману Евгения Водолазкина. Вокруг премьеры непридуманный ажиотаж, ведь этот спектакль — главное высказывание обновленного МХАТ им. И вот на сцене МХАТ — настоящий спектакль-житие.
Эта постановка просто не могла не быть для МХАТ самой масштабной за последние десятилетия, если не за всю историю существования театра. Сам роман «Лавр» — это событие в русской литературе: долгожданное и триумфальное. Это песнь русскому духу, православному миропониманию, это вполне легитимная попытка проникнуть в русское Средневековье. Но самое главное, «Лавр» — это рассказ о том, что такое праведный земной путь, кто такие мы — потомки тысячелетней православной традиции.
Воспитанный своим дедом в Белозерской глуши Арсений остается один на один с миром, но его спасает появление юной девушки, которая становится смыслом его жизни. Грех, совершенный Арсением, не просто ломает его жизнь, но и направляет на путь искупления, служения людям, поиска смысла.
Евгений Кананыхин тонко передает момент душевного слома, когда молодой человек отрекается от своей личности и переодевается в лохмотья. После путешествия в Иерусалим Устин принимает постриг с именем Амвросий. И здесь происходит неожиданная метаморфоза, потому что Кананыхина сменяет Дмитрий Певцов — актер, до этого момента исполнявший роль Автора-Рассказчика.
Следует отметить, что постановщики решили не делать пьесу из романа и сохранили оригинальный текст, благодаря чему все действующие лица спектакля в той или иной мере тоже оказываются рассказчиками. Поэтому, например, Арсений описывает сцену родов от третьего лица. Итак, главный Рассказчик становится монахом, а затем — схимником Лавром и удаляется жить в пещеру рядом с Рукиной слободкой. История повторяется: судьба дарует ему возможность искупить грех перед женой и приводит к отшельнику беременную Анастасию. Роды, как и в начале, показаны условно, и этот сценический прием открыл в романе новую глубину.
Лавр падает на колени по центру между лавкой, где в муках корчится Анастасия, и пустым жилищем, которое напоминает избу, где он был счастлив в молодости. Из клеймы печально смотрит душа Устины. Все трое, качая воображаемого ребенка, крестообразно складывают руки, словно ожидают причастия думали об этом режиссеры или нет — вопрос. И важна здесь не церковная догматика — для героев не имеет значения, правую руку класть на левую или наоборот, — а неуловимая художественная правда, ради которой создаются произведения искусства.
Тебе кажется, что у жизни для тебя не осталось ничего существенного, и ты не видишь в ней смысла. Но именно сейчас в твоей жизни открылся величайший смысл, какого не было прежде… Последующий путь героя, раскрывающийся во второй части постановки, представлен яркими декорациями торгового и близкого к Европе Пскова, где оказывается уже не Арсений, а Устин. Отныне он странствующий травник, этакий юродивый, беседующий с умершей возлюбленной. Его дорога по местам средневековой Руси отражена на мультимедийной карте. Таким образом действие преодолевает пространственные границы и границы государственные. В спектакле с помощью новых технологий зритель узнаёт о буквах древнерусского алфавита, об истории церкви, которую построят на месте избы, где жил дед Арсения Христофор. Живое в спектакле и музыкальное сопровождение. Звучат народные песни и разнообразные инструменты: гусли, колесная лира, на них играет и поет Варвара Котова; бас-гитара Сергей Калачев Гребстель ; маримба, ударные Петр Главатских. Музыка позволяет проследить внутренние переживания персонажа и передает колорит эпохи средневековой Руси XV—XVI веков. Добавляет красок и разнообразие костюмов и типажей: от юродивого Фомы Михаил Кабанов до итальянского провидца Амброджо Матвей Сотириади и польского купца Владислава Владимир Негоденко. Нужно отметить и впечатляющую работу сценографа Александра Цветного. В спектакле не обошлось без намеков на современную действительность. Мор, который свирепствовал в пятнадцатом веке, заставляет вспомнить нынешнюю пандемию. Особенно когда на сцене появляются люди с закрытыми лицами. В свою очередь, эпизод, когда жена корчмаря пытается соблазнить героя, а после отказа сама обвиняет молодого человека в том, что тот ее домогался, намекает на скандальные истории с харассментом.
«Лавр»: МХАТ. Доказательство от противного
Конечно, они трусят. Ну что ж, напомню смысловику Боякову: мое имя — имя Святой мученицы Капитолины Каппадокийской... Судя по тому, что мы видели, это картинка из какого-то древнего анатомического атласа. Не знаем, что вам говорят артисты, но в спектакле ее нет... Вообще, то что ради хайпа, Эдуард Бояков уже готов показывать и прятать член на спектакле про монахов говорит о том, что дела его не очень. Теперь приходится поддерживать интерес к себе средневековым шутовством, построенном на гениталиях и хамстве…» Автор романа Евгений Водолазкин, посетивший предпремьерный показ спектакля для представителей прессы, дал комментарий ИТАР-ТАСС, в котором поделился своими впечатлениями от увиденного, однако о скандальной ситуации с изображением гениталий не упомянул: «...
Я такого аналога не встречал. Это практически невозможная ситуация для современного человека. Что сказать про «Лавра»? Это не для того, чтобы отдохнуть, это для того, чтобы задуматься. В спектакле есть много того, над чем можно посмеяться.
Это не значит, что мы будем «грузить». Это большая история. На три с половиной часа. Чем, по большому счету, отличается русский театр, русская психологическая школа? У нас, если театр не попадает в сердце человека, он не интересен. Справка: «Лавр» — роман о любви в самом глубинном ее понимании, о связи с Богом, о природе времени, жизнеописание человека, который пытается из времени выйти… Средневековый врач, обладающий даром исцеления, тем не менее, не может спасти свою возлюбленную и принимает решение пройти земной путь вместо нее.
Притча, житие, мелодрама, комедия, трагедия интегрированы в высокотехнологичное представление с фантастическими декорациями, светом и оригинальной музыкой. Русский аутентичный фольклор в исполнении известной певицы Варвары Котовой, пение которой сопровождают гусли, колесная лира и бас-гитара, органично сочетается с электроникой. Сценография Александра Цветного использует принцип «жития в клеймах»: декорация - своего рода «иконостас», в каждой ячейке которого «включаются» разные события. Декорации трансформируются то в корабль, то в многоэтажный дом, то в пещеру святого старца.
Художник по костюмам Алиса Меликова разработала для каждого персонажа свой облик, в котором узнаваемый стиль средневековой одежды синтезирован с сегодняшними дизайнерскими деталями.
При сложностях с эрекцией помогает лаванда и утка. В изложении рецептов есть что-то странное: то ли это многовековой опыт народа-богоносца, то ли насмешка над ахинеей, псевдоврачебным бредом и беспомощными попытками человека противостоять болезни. За актерами нет четкого закрепления ролей. Каждый играет себя и еще кого-то.
Они произносят не только свои слова, но и чужие. Все это временами напоминает не традиционный спектакль, а читку пьесы, репетицию. Далеко не все исполнители состоят в штате театра. Есть незнакомые персоны, которых интернет-поисковик знает как людей с ограниченными возможностями. Участие в спектакле актеров с аутическими проблемами зрителям об этом не сообщается , возможно, придает многим сценам особое звучание.
В руках герои держат странные вещи, назначение которых не очень понятно современному человеку. Сквозит поэтика Платонова и Маркеса — с некоторой отстраненностью, магией, очарованием смерти и рождения.