Новости кто написал оперу хованщина

Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. «Хованщина» Модеста Мусоргского в постановке Дмитрия Чернякова – легендарный мюнхенский спектакль 2007-го года; теперь в кинотеатрах.

В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины"

Опера "Хованщина". Академия духовного и телесного развития Его первым шагом на посту генерального директора станет постановка оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского, пишет Forbes.
На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского В Театре Станиславского «Хованщину» представляют в редакции Шостаковича с музыкой финальной сцены, написанной композитором Владимиром Кобекиным.
Опера Мусоргского «Хованщина» (Khovanshchina) | В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко снова гремит "Хованщина".
Опера «Хованщина» Оперу «Хованщина» дали в Пскове солисты оперы, хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева сегодня, 20 апреля, передает корреспондент Псковской Ленты Новостей.

Из истории оперы «Хованщина»

Когда-то великий русский певец пел на сцене Мариинки партию главного раскольника Досифея, а также был режиссером постановки "Хованщины". Сейчас Мариинский театр представил в честь знаменательной даты спектакль Леонида Баратова, созданный в 1960 году художник-постановщик — Федор Федоровский и возобновленный в новой версии Юрием Александровым в 2000-м году и режиссером Юрием Лаптевым. Мощно прозвучала в Мариинке народная музыкальная драма Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, повествующая об исторических событиях, имевших место в России в период между 1682 и 1689 годами. Дирижер — Валерий Гергиев. С первых нот увертюры "Рассвет на Москва-реке" тревога и ожидание всяческих напастей разлились по залу, несмотря на мирное кукареканье петухов и привычное пробуждение большого города. Набатный колокол не оставлял никаких надежд на тихое течение жизни. Неспокойны и люди: стрельцы возволнованно судачат, подьячий Андрей Зорин места себе не находит, князь Шакловитый Вячеслав Васильев тоже на взводе, анонимный донос диктует подьячему, хочет извести Ивана Хованского Михаил Петренко , готовящего заговор, и его шального сыночка Андрея Евгений Акимов , но при этом мечтает остаться в тени. И ватага работных людей, забредших из любопытства на Красную площадь, полна тревоги и воинственности. Шутка ли!

Этот опыт мне понравился, но я думаю, что это не для меня: для такой работы буквально нужно жить театром. Хотелось знать, что происходит на сцене, и каждую свободную от игры минутку я поглядывала туда. Обстановка в яме мне показалась интересной: ничего не видно, кроме дирижёра, светящегося пульта и краешка сцены. Наблюдая за работой дирижёра, который управлял двумя коллективами одновременно, я убедилась, что это очень сложно. Последние репетиции были достаточно продуктивными, с каждым разом всё было лучше и лучше. На выступлении были погрешности, но я думаю, что опера собралась в единое целое. Люди, которые поделились с нами своим мнением о премьере «Хованщины» — это малая часть коллектива, благодаря которому прозвучало произведение. Да, это всего лишь студенческая постановка, однако участники постарались выложиться на полную и показали неплохие результаты.

Желаем всем дальнейших успехов и плодотворного творческого развития! Спектакль «Хованщина» вызвал активную реакцию, поэтому можно надеяться, что его обсуждение не раз будет возникать среди студентов. Хочется верить, какие-то отблески различных мнений найдут своё место и на сайте нашего Уфимского института искусств.

Краткое вступление к опере, которое композитор назвал «Рассвет на Москве-реке»,— это не только пейзажная зарисовка удивительной красоты, но и символическая картина рассвета, встающего над страной по воле юного Петра, надежда на прекрасное будущее утро России. Работа растянулась на восемь лет. Завершить «Хованщину» Мусоргский так и не успел: после его смерти остался почти законченный клавир и едва начатая партитура.

Для оперного мира это в порядке вещей, но в случае «Хованщины» особо важно — при всех чётких привязках к бесконечно повторяющимся реалиям русской истории, Черняков строит собственный универсум и ставит глубоко общечеловеческий спектакль; что баварский, что российский, что уругвайский зритель не почувствует себя в культурной изоляции. Под мундирами и костюмами — как на Хованском, Шакловитом или раздетых перед казнью до исподнего стрельцах — майки-«алкоголички»; за каждым входящим в летописи глобальным катаклизмом — частные жизни. Их ценность и уязвимость Черняков понимает лучше всех мира не только театральных и оперных режиссёров; и выносит на главные сцены планеты; и отстаивает с помощью великой музыки. Не знаю, уместно ли в тексте об опере опасаться «спойлера», но не сказать о финале «Хованщины» — самосожжении раскольников — никак нельзя. Боже, что это за финал! Он переводит «Хованщину» из толковых, техничных, талантливых спектаклей в разряд уникальных шедевров: литургический размах Мусоргского Черняков и его постоянный соавтор, художник по свету Глеб Фильштинский дополняют светом — не на сцене, освобождённой от декораций-коробок и заполненной отринувшими одёжные регалии и все, и эротические, и политические, страсти людьми. Светом в зале. Свет да, будет — может, не в жизни, но, как минимум, в кино, где идёт эта невероятная «Хованщина».

Лента новостей

  • Опера "Хованщина": прикосновение к профессиональному мастерству
  • Опера «Хованщина»
  • Смутное время навсегда | «Хованщина» Модеста Мусоргского в постановке
  • Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров
  • Опера "Хованщина": прикосновение к профессиональному мастерству
  • Характеристика первого действия

Смутное время навсегда

Русской опере обещана новая надежда - Газета «Коммерсантъ» - Коммерсантъ: последние новости России и мира. Опера «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Снимок в открытие статьи: сцена из оперы композитора Модеста Мусоргского «Хованщина» в постановке режиссера Александра Лазарева на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко/ Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсантъ. Жаль, что неизбежные в «Хованщине» купюры не дали прозвучать трагичному «Поезду Голицына» — он мог бы стать откровением.

Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО

Вечный вопрос: "Ох ты, родная матушка Русь... Кто же теперь тебя, родимую, утешит, успокоит?.. В данном случае была выбрана самая "характерная" версия Дмитрия Шостаковича, датированная 1960 годом. И Валерий Гергиев особенно ее чувствует: каждая фраза обретает особую сакральную силу и глубину. И все же в паре мест - во втором акте и финале оперы - маэстро не идет за Шостаковичем, а смотрит в авторский первоисточник с оглядкой на вариант, сделанный Римским-Корсаковым. И знаменитый хор "Батя, батя, выйди к нам" врезается в память как самый яркий образ внешне музейно-живописного спектакля, под "красочным слоем" которого так много сказано про наш день сегодняшний. И вечный вопрос: "Ох ты, родная матушка Русь...

Глинка, например, боялся длиннот и вымарывал из либретто Розена и даже из эпилога, написанного Жуковским, целые куски — особенно страдали бесконечные славословия царю. Это, впрочем, не значит, что Глинка был принципиальным противником монархии: просто упомянутые фрагменты были небезупречны с точки зрения вкуса. Большой театр Розен «упорный барон», как называет его Глинка в записках находился между молотом и наковальней: с одной стороны Жуковский, пытавшийся контролировать сочинение оперы с идеологической точки зрения, с другой — Глинка, искусно и последовательно гнувший свою линию и избегавший, насколько возможно, диктата текста над музыкой. Круг лиц, причастных к сочинению оперы, между тем, расширялся. Некоторые музыкальные идеи Глинке подсказали его учитель Карл Майер, граф Михаил Юрьевич Вильегорский и Владимир Одоевский — все они были, может быть, не самыми талантливыми композиторами, но тонкими ценителями музыки, а в трудном деле создания русской оперы Глинке был важен любой совет.

К составлению либретто, помимо Розена и Жуковского, эпизодически подключались Владимир Соллогуб, Нестор Кукольник, да и не только они. Известна, например, записка Жуковского к Александру Пушкину, относящаяся к рубежу 1835-1836 годов: «У меня будет нынче ввечеру, часов в десять, Глинка, Одоевский и Розен для некоторого совещания. Ты тут необходим. Приходи, прошу тебя. Приходи непременно».

Интересно, что после премьеры оперы барон Розен напечатал своё либретто отдельным изданием, восстановив все фрагменты, пропущенные Глинкой, и не указав ни одного соавтора. Премьера Спектаклем «Жизнь за царя» 27 ноября 1836 года открылся заново отремонтированный Большой театр в Санкт-Петербурге сейчас это здание Петербургской консерватории. Двор присутствовал почти в полном составе. Осип Афанасьевич Петров — первый исполнитель партии Сусанина. Автор: неизвестен, на Wikipedia c оригинал текста , Общественное достояние, Ссылка «Успех оперы был совершенный, я был в чаду и теперь решительно не помню, что происходило, когда опустили занавес, — писал композитор.

Финал "Славься" из оперы "Жизнь за Царя". Тут же Глинка пересмотрел и деление на акты: польская картина первого акта стала вторым актом; таким образом, получилась опера в четырёх актах четвёртый — из трёх небольших картин с эпилогом из двух картин. Уже в 1913 году в дирекции императорских театров поговаривали о возможном изменении её либретто «с чисто литературной стороны». Тогда намерение не было воплощено в жизнь, однако прошло лишь несколько лет — и вокруг произведения Глинки началась настоящая свистопляска. Иван Сусанин стал одной из первых жертв идеологической борьбы после Октябрьской революции.

В 1918 году был демонтирован дореволюционный памятник Сусанину в Костроме новый соорудили только в 1960-х. В 1919 году предполагавшееся возобновление оперы в Мариинском театре было отменено, притом что ставить её планировалось под названием «Иван Сусанин». Стало ясно, что без замены названия и части текста опере Глинки невозможно было вернуться на сцену. В 1921 году идея переделки либретто «Ивана Сусанина» а также «Хованщины» высказана режиссёром Валерием Бебутовым на страницах газеты «Вестник Театра», руководимой Всеволодом Мейерхольдом. Уже в следующем номере газеты литературный критик Николай Фатов опубликовал план нового сценария этой оперы: действие он планировал перенести в 1920 год, ко времени Советско-польской войны, герою дать другую фамилию, царя заменить на Троцкого, а новый текст либо заказать Маяковскому, либо объявить на него конкурс.

Финал постановки «Ивана Сусанина» в Большом театре. Источник фото. В 1924 году в Одессе была представлена опера «За серп и молот» — музыка Глинки с новым текстом Николая Крашенинникова, который воплотил идеи Фатова. Аналогичный сюжет был представлен в 1925 году в Свердловске в опере «Серп и молот» — музыка Глинки с новый текстом Вадима Шершеневича. В том же году Крашенинников попробовал написать ещё одно либретто оперы, сделав её главным героем Козьму Минина данная версия не была поставлена.

В 1925 году Большой театр начал поиски вариантов постановки оперы Глинки с подлинным её сюжетом. Результат был неутешительный: полный запрет оперы более чем на десятилетие. Запрет был снят в конце 1930-х годов. Оперу поставили без осовременивания, утвердив авторское название «Иван Сусанин», переписав всё либретто и исключив из него сверхзадачу спасение царя вместе с любым упоминанием Михаила Романова.

Я сыграл Досифея более чем в 200 спектаклях.

Конечно, роль изменилась: двадцать лет назад это была одна роль, теперь она совершенно другая, тем более что я пел обе редакции оперы. Мы, к сожалению, не были современниками Шаляпина. Но в книгах четко описаны все его пожелания, как он это делал исполнял роль , и, конечно, еще в студенческие годы всё было прочитано. Без Шаляпина русская опера бы просто не существовала в том виде, в котором она сейчас есть — это однозначно была революция», — сказал Ванеев журналистам за несколько минут до выхода на казанскую сцену. Опера «Хованщина» в программе Шаляпинского фестиваля последовала за оперой «Борис Годунов» , где также в свое время пел Шаляпин, сделав и это произведение мировым достоянием.

Постановка была приурочена к 150-летию со дня рождения Фёдора Шаляпина. Премьера вызвала неоднозначные оценки слушателей: кому-то она понравилась, а кто-то выражался о ней в негативном ключе. Мы решили узнать мнения самих участников спектакля. Принято говорить о солистах на сцене, певцах, однако успех зависит также и от оркестра, и хора. Так как оперу ставили наши студенты, у нас появилась возможность поинтересоваться у них, узнать мнение о прошедшей премьере, спросить об их эмоциях и впечатлениях. Совпадают некоторые мотивы, обороты, ощущается русский музыкальный дух.

Лично для меня — Мусоргский дался для разучивания очень легко и непринуждённо, ощущается, как будто музыка уже знакома ранее. Меня больше всего тронул момент, когда после убийства Ивана Хованского хор a capрellа исполняет «Господи, не дай врагам в обиду» и сразу после хора закрываются кулисы. Это вызвало прямо-таки мурашки по всему телу. Когда я пела в хоре, который изображает народ, я поняла, что именно народ имеет важное значение для Мусоргского. Прямо ощущается, что народ — это действующее лицо наравне с главными героями.

Опера "Хованщина"

28-29 сентября в Музыкальном театре состоится премьера оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Хованщина — Хованщина: Хованщина (бунт) Стрелецкий бунт 1682 года «Хованщина» опера Модеста Петровича Мусоргского Хованщина (фильм опера) СССР, 1959 Хованщина село в Рузаевском районе Республики Мордовия.

Хованщина: стрельцы против Софьи

События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг., периоду правления царевны Софьи, которая стремилась сохранить за собой власть. «Известия» посмотрели «Хованщину» и оценили последнюю оперу Модеста Мусоргского из репертуара Мариинки. Обратившись к истории, вспоминаем, что опера «Хованщина» впервые была показана на сцене Мариинского театра в ноябре 1911 года в творческой редакции и оркестровке Римского-Корсакова.

М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание

Постановка - Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко Большая «русская» опера Александра Тителя Монументальное историческое полотно Мусоргского про допетровские казусы — впервые на сцене Музтеатра им.

Понятно, что ловить блогеров или оппозиционеров значительно проще, чем террористов. На этом гораздо проще заработать новые звания, награды, повышение по службе", — резюмировал политик. Подписывайтесь на наш канал Пока неизвестно, чем закончится расследование уголовного дела, но уже сейчас понятно, что с Хованским познакомилась новая аудитория. В частности, Борис Вишневский признался, что узнал его фамилию из недавних новостей. Вряд ли значительная часть этих людей станет поклонниками творчества Хованского, учитывая его трэш-формат. Однако интерес к его YouTube-каналу за последние несколько дней уже вырос. Согласно данным статистики на socialblade.

В среду, 9 июня, когда было опубликовано видео обыска в квартире блогера, их количество увеличилось до 400 тыс. Автор: socialblade.

Мы, к сожалению, не были современниками Шаляпина. Но в книгах четко описаны все его пожелания, как он это делал исполнял роль , и, конечно, еще в студенческие годы всё было прочитано. Без Шаляпина русская опера бы просто не существовала в том виде, в котором она сейчас есть — это однозначно была революция», — сказал Ванеев журналистам за несколько минут до выхода на казанскую сцену. Опера «Хованщина» в программе Шаляпинского фестиваля последовала за оперой «Борис Годунов» , где также в свое время пел Шаляпин, сделав и это произведение мировым достоянием. Обе музыкальных работы, напомним, отражают переломные моменты в истории России и были представлены в этом году казанской публике в хронологической последовательности. Особенно впечатляющи в «Хованщине» массовые сцены: когда хор Мариинского театра исполнял партии народа, стрельцов или тех и других вместе, в зрительном зале повисала абсолютная тишина, окутывая в то же время силой распеваемого звука каждого зрителя и вызывая у него мурашки.

Князь погружен в тяжелое раздумье, его одолевает страх перед будущим. В княжеские покои входит Марфа. Под видом гадания она усыпляет бдительность Голицына, чтобы выкрасть важный документ и передать его петровцам. Предсказание опалы приводит суеверного князя в ужас. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге убить гадалку, но Марфа успевает скрыться. В кабинет входит Иван Хованский. Беседа Голицына и Хованского — скрытых соперников, ненавидящих друг друга, — переходит в ссору, которую прекращает появление Досифея. Он призывает их смирить гордыню и подумать о спасении Руси. Вбегает Марфа.

Она рассказывает о приказе Голицына убить ее и о том, что солдаты «потешных войск» молодого Петра помогли ей спастись. Заговорщики с тревогой реагируют на это. Но еще страшней новость, которую приносит боярин Шакловитый: царь узнал о заговоре, «обозвал хованщиной и велел сыскать». Но, обуреваемая сомнениями в правильности своего решения, девушка сопротивляется. В отчаянии она убегает. Появляется Шакловитый, погруженный в размышления о многострадальной Родине. Спрятавшаяся неподалеку Эмма слышит эти слова и проникается к боярину доверием. Шакловитый, решив воспользоваться удачным случаем, вкладывает в руки девушки нож.

Опера «Хованщина»

В отличие от других произведений Мусоргского либретто «Хованщины» не имеет какого-либо литературного первоисточника. Материал для сюжета оперы композитор черпал в различных исторических исследованиях и подлинных документах XVII века. Живое, деятельное участие в работе принимал Владимир Васильевич Стасов, которому Мусоргский и посвятил свое творение.

Но вопрос: при чём тут, в деяниях русской истории XVII века, барокко и отнюдь не в ключе, скажем, партесов того времени, что хотя бы формально было непротиворечиво — а высокое барокко, коего в русской музыке и не бывало? Тем паче — при чём тут классицизм? Когда во вступлении к III действию для характеристики полузападной обстановки кн. Голицына звучит некая пародия на классицистскую композицию — это понятно; композиция как бы обозначает образ Запада. Пусть он и не соответствует требованиям изображаемого времени — но в условном мире оперы нужны яркие, чёткие образы. А зачем нечто похожее прослеживается в гадании Марфы? Здесь уж явно ни к чему образ Запада любого времени.

Буйные стрельцы, разом протрезвевшие и с трепетом призывающие своего начальника — здесь-то с какой стати нечто около-баховское, пусть и примитивизированное? И уж тем более — старообрядцы в V действии. У них есть и так свои мелодии, пусть поздние — но из их мира и прекрасно использованные в опере. Зачем же для передачи их чувств притягивать то некое полу-баховское прелюдирование, то нечто монтевердиевское? Вроде бы нелогично. И никак не отвечает тогдашним установкам на нечто «исконное», натуралистическое. Но ведь получилось! Да ещё как получилось — при всей недописанности оперы! Вывод может быть только один: Мусоргский убедился — или, лучше сказать, почуял — что все его прежние авангардистские находки в этом диапазоне не работают.

Что для того, чтобы передавать задушевные, потрясающие предсказания, взывания толпы к своему вождю или страшную решимость идти на гибель, надо унестись в прошлое. Надо начать писать языком иногда времён барокко, а иногда времён классицизма. На тех «новых берегах», на которые манил всех Стасов и на которых одно время усердно пасся сам композитор, такое не растёт. Нужно воскресить то, над чем смеялись — и тогда будет возможность написать нечто высоко-трагическое. Пресловутый прогресс дал немало интересного, но ничего высокого, по-настоящему трагического. Надо признать немощь современного искусства, ограниченность новых находок, всего этого «ковыряния», которое он так смачно описывал в своих письмах. Только так можно объяснить его действия, обернувшиеся великим достижением. Смог бы он, томимый своим страшным и, увы, типичным для России недугом, если бы пожил подольше, всё это признать и как-то выразить своим колоритнейшим языком не говорю уж — дописать оперу? Как знать… Отпущено ему было мало — и тем не менее он многое сумел сделать.

Его идеи в его делах — а дела до сих пор звучат со сцены и потрясают многих; у людей от хора стрельцов и от гадания Марфы наворачиваются слёзы.

Входит задумчивый Досифей; его движения медленны. Он скорбит, сознавая обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. И вот он призывает сгореть всем на костре за веру свою, только не сдаться врагам. После того как Марфа его спасла от петровцев, они помирились. Но сейчас смерть их неизбежна, и Марфа просит Андрея готовиться к ней. Звучат трубы. Андрей стонет — ему тяжко. Марфа решительна — ее не страшит сожжение.

Марфа свечою зажигает костер. И когда, пробившись сквозь лесную чащу, на поляну врываются гвардейцы Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. В костре сгорает и Андрей, которого увлекла с собой в огонь Марфа. В огне умирает со своей паствой и Досифей. Выходят пришлые люди. Кто же теперь тебя, родимую утешит, успокоит?.. Ипполитовым-Ивановым, «Борис Годунов» претерпел две авторские редакции и, тем не менее, должен был быть доработан Н. Римским-Корсаковым, а в наше время Д. Шостаковичем; «Сорочинская ярмарка» закончена Ц.

Исключительная по своим художественным достоинствам «Хованщина» — не исключение в этом списке незавершенных творений: ее тоже закончил по авторским материалам дописал последнее действие и оркестровал оперу бесконечно заботливый и благородный Н. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Мусоргский заинтересовался периодом стрелецкого восстания и церковного раскола еще в 1870 году, то есть когда работал над «Борисом Годуновым». Написать оперу об этой эпохе в русской истории композитору посоветовал В. Стасов, которому Мусоргский и посвятил оперу. Их переписка — бесценный источник сведений о ходе работы над этим шедевром. Композитор делился со Стасовым мельчайшими деталями сюжета, когда разрабатывал его. Вот лишь один пример их переписки: «Вступление к «Хованщине» почти готово, рассвет на восходе солнца красив, довел до того пункта, где донос диктуется, то есть с маленькою сценкою Шакловитого. Выработка идет изрядная, шесть раз отмеришь и один раз отрежешь: нельзя иначе, таково что-то внутри сидящее подталкивает на строгость.

Подчас рванешься, ан нет, стой: внутренний повар говорит, что суп кипит, но на стол подавать рано — жидок будет, может, придется еще какой корешок или соли подкинуть; ну, повар лучше меня свое дело знает: жду. Зато уж попади только суп на стол — зубы съем» из письма Мусоргского от 2 августа 1873 года. На сценическую судьбу оперы всегда оказывали сильное влияние идеологические соображения. Римский-Корсаков, завершив ее, впервые предложил к постановке в 1883 году. Показателен инцидент с нею, о котором рассказывается в мемуарах Марка Рейзена, выдающегося исполнителя партии Досифея. В 1928 году певец гастролировал в Свердловске ныне Екатеринбург и должен был петь Досифея в нескольких спектаклях. В дирекции театра мне сообщили, что среди городских и окрестных жителей, оказывается, много староверов. И вот, спектакль, в котором воссоздается одна из страниц истории раскола и одна из центральных фигур которого глава раскольников, для них был источником не только музыкальных эмоций... Слух о «Хованщине» быстро распространился, и на следующий день толпы бородачей потянулись к кассе театра...

Дирекция очутилась перед ситуацией, когда едва ли не весь зал оказался закуплен верующими. Вопрос об антирелигиозной пропаганде стоял в те годы остро, в тех глухих местах — в особенности, а тут — какая уж «анти»?.. Почли за благо «Хованщину» на некоторое время из репертуара исключить». Да и в наше время каждая постановка «Хованщины» в России превращается в акт не только художественный, но и в определенной мере политический. Майкапар Мусоргский не завершил свою последнюю оперу. Остался недописанным финал, не сделана инструментовка. Работу закончил Римский-Корсаков. Путь сочинения на сцену был сложным по цензурным соображениям. Церковь запрещала изображение на сцене религиозных распрей.

После ряда спектаклей на частных и провинциальных сценах с весьма посредственным исполнением состоялась историческая премьера в Московской частной опере Мамонтова 1897, Шаляпин в партии Досифея , сыгравшая большую роль в сценической истории сочинения. В 1911 году "Хованщина" впервые была поставлена на императорской сцене в Петербурге дирижер Коутс, режиссер Шаляпин, среди солистов Шаляпин, Ершов, Збруева и др. В 1913 состоялась парижская премьера оперы силами дягилевской антрепризы в редакции Стравинского и Равеля дирижер Купер, режиссер Санин. Сочинение пользуется огромной популярностью во всем мире. Новую редакцию осуществил в 1959 году Шостакович. Среди постановок последних лет спектакли Ковент Гардена 1963 , Ла Скала 1967 , Венской оперы 1989, дирижер Аббадо , Гамбургской оперы 1994, режиссер Купфер и другие. В 1995 году была осуществлена новая постановка в Большом театре дирижер Ростропович, режиссер Покровский. Цодоков Князь Иван Хованский, начальник стрельцов……А. Кривченя бас Князь Андрей Хованский, его сын…………………В.

Пьявко тенор Князь Василий Голицын……………………………А. Масленников тенор Шакловитый, боярин………………………………В. Нечипайло баритон Досифей, глава раскольников………………………А.

Только семь лет спустя власть перешла из рук царевны Софьи в руки Петра. Распространился слух, что на самом деле стрелецкие полки готовят к походу на Преображенское, чтобы побить всех сторонников Петра.

Получив известие об этом, Пётр с небольшой свитой укрылся в Троице-Сергиевом монастыре. Через несколько дней Пётр приказал идти к Троице всем другим находившимся в Москве полкам. Большая часть войск повиновалось законному царю. Лишившаяся власти царевна Софья вскоре была заключена в Новодевичий монастырь , а её фаворит князь Василий Голицын отправлен в ссылку. Фёдор Шакловитый был казнён.

Драматургия и музыка В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия. Однако Мусоргский хотел показать переход власти из рук царевны Софьи в руки Петра. Поэтому в либретто его оперы причудливо смешаны события 1682 и 1689 годов. Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованским ; князя Голицына , фаворита Софьи ; старообрядцев во главе с Досифеем реальный Игумен Досифей 1690 ум. Если князь Хованский , потакая во всём стрельцам, стремится к царской власти, то сами стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах.

Старообрядцы представлены как мужественные люди, идущие на самосожжение ради веры. Огромная роль в развитии действия принадлежит народу — ещё в большей степени, чем в «Борисе Годунове». Хоры очень разнообразны. Не менее ярко воплощены индивидуальные образы: надменного и самовластного Хованского; лукавого и самовлюблённого Голицына; величественного Досифея; сильной, порывистой, страстной, готовой на подвиг Марфы; мятущегося и слабого Андрея Хованского; патриотически настроенного и на всё способного ради спасения Руси Шакловитого; весёлого и бесшабашного молодого стрельца Кузьки; трусливого и корыстолюбивого подьячего.

«Хованщина»

Опера Модеста Мусоргского - «Хованщина» «Хова́нщина» — народная музыкальная драма (опера) Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, основанная на исторических событиях.
Хованщина как зеркало добра и зла то я бы назвал "Севильского цирюльника", "Кармен" и "Хованщину".
Хованщина: стрельцы против Софьи - Статьи В опере Модеста Мусоргского «Хованщина» различают несколько уровней повествования.
Хованщина: стрельцы против Софьи - Статьи Модест Петрович самостоятельно написал либретто оперы, постоянно советуясь со Стасовым по всем вопросам.

Смутное время навсегда

Хорошо ли то, что либретто оперы написал не большой поэт Жуковский, а скромный рифмоплёт Розен? Русской опере обещана новая надежда - Газета «Коммерсантъ» - Коммерсантъ: последние новости России и мира. опера в 1985 году немецким мастером оперной режиссуры Августом Эвердингом. Обратившись к истории, вспоминаем, что опера «Хованщина» впервые была показана на сцене Мариинского театра в ноябре 1911 года в творческой редакции и оркестровке Римского-Корсакова. В Казани, в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, впервые за всю историю его существования была дана опера Мусоргского «Хованщина».

7 интересных фактов об опере «Хованщина» М.Мусоргского

Это большая радость такого единения, духовного единения со своей Родиной в сложные для нее исторические моменты», - Роман Бурденко, солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов, исполнитель роли Шакловитого. Связать духовное и материальное в единый, чистый образ родной страны помогают грандиозные декорации, исторические костюмы, искусный грим и мастерство театрально-концертной труппы, не имеющей равных в мире. Сильные образы, они организм перестраивают. Уходишь в личину того человека, который в тебе живет, уже, по меньшей мере, этот образ с 87-го года», - Александр Морозов, солист Мариинского театра, заслуженный артист России, исполнитель роли Досифея. Модест Петрович настолько русский композитор. Люди должны гордиться тем, что настолько гениальный музыкант, которого чтит весь мир, пришел в этот огромный мир вот на этой земле», - Валерий Гергиев, художественный руководитель и директор Мариинского театра, генеральный директор Большого театра, Народный артист России. Фестиваль «Гений места», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, уже прошел в Тихвине. Впереди гастроли в Воткинске, Смоленске и Ломоносове, — на родинах других великих русских композиторов.

Досифей ругает всех за то, что они такие сварливые и нехристианские, и просит их всех присоединиться к старообрядцам для воссоединения России. Князь Иван Хованский уезжает с князем Андреем Хованским. Марфа уезжает с Эммой. Досифей, оставшись один, молится за будущее России. Акт 2 Летний этюд князя Василия Голицына Голицын, нервный прогрессивный дворянин, читает письма своей возлюбленной [и матери, которая предостерегает его хранить себя в чистоте ]. Князь Голицын пытается умилостивить пастора и предлагает какую-то форму политического преимущества, которое пастор обещает получить позже, хотя Голицын категорически отказывается позволить ему построить еще одну церковь; затем князь задается вопросом об истинных мотивах действий пастора]. Князь нанимает Марфу, чтобы та тайно гадала ему судьбу. Она предсказывает, что он потеряет власть и столкнется с изгнанием; он отпускает ее и приказывает своему слуге убить ее. Оказавшись в одиночестве, он обдумывает все действия, которые он предпринял для продвижения России, но прерывается, когда князь Иван Хованский входит без объявления. Иван по иронии судьбы неуважительно относится к Голицыну, который сам реформировал традицию объявлять дворянских гостей. Князь Хованский жалуется, что Голицын мешает своим друзьям из дворянства и умаляет дворянские привилегии, и заявляет, что только татары считают, что все люди равны, и задаются вопросом, станет ли Россия «тартаризованной». Возникает ссора, [каждый делает оскорбительные замечания по поводу военных кампаний друг друга], но входит Досифей и отвлекает их внимание от их спора, критикуя их обоих: Голицына за его современные взгляды и князя Ивана за то, что он позволил стрельцам напиться и сбежать. После нее входит Шакловиты, который угрожающе заявляет, что царь предупрежден о планируемом восстании и отдал приказ арестовать князей Хованских. Не разрешив драму, действие заканчивается. Акт 3 Оформление сцены Константин Коровин. Мариинский театр , Санкт-Петербург, 1911 Стрельцовский квартал, к югу от Москвы-реки Пока старообрядцы поют гимн будущему России, Марфа воспевает утраченную любовь к князю Андрею Хованскому. Досифей велит ей молиться о помощи. Они уходят, и Шакловиты, который до сих пор представлялся чисто угрожающим персонажем, поет навязчивую молитву о защите обеспокоенной России от стрельцов он называет их «наемниками» и от мятежных сил, которым они подчиняются. Услышав их приближение, он уходит; некоторые из стрельцов входят и поют хоровод, а их жены ругают их за пьянство. Стрельцы зовут своего вождя, князя Ивана Хованского, который входит и просит у них прощения за то, что он отказался вести их к возмездию; Новый царь очень силен, объясняет он, и время их власти прошло. Акт 4 Сцена 1: Богато обставленная комната во дворце князя Ивана Хованского Князя Ивана Хованского развлекают женщины из его свиты, но их прерывает слуга Голицына Варсонофьева , пришедший предупредить его, что ему грозит опасность. Князь Иван Хованский игнорирует предостережение и порет гонца.

В декабре 1988 года постановка была возобновлена. Это была первая крупная художественная акция Валерия Гергиева в качестве художественного руководителя Кировского Мариинского театра. Внимание к реалистическим деталям, размах массовых сцен сообщали его постановкам историческую достоверность и монументальность. Баратовская «Хованщина» выдержала и редакцию Римского-Корсакова, и пришедшую ей на смену редакцию Шостаковича. В 1989 году, в преддверии фестиваля в честь 150-летия со дня рождения Мусоргского, спектакль был обновлён режиссёром Эмилем Пасынковым, а Валерий Гергиев освежил музыкальное восприятие оперы, раскрыв неоправданные купюры. Реставрировались и знаменитые декорации Фёдора Федоровского, ставшего в советское время преемником традиций великих театральных художников Константина Коровина и Александра Головина. Позднее сценическая версия была подновлена Юрием Александровым и Юрием Лаптевым 2000.

Появляется князь Иван Хованским. Из-за дам отец и сын начинают вести себя как соперники. Андрей в гневе хочет убить Эмму и замахивается на нее с ножом. Его руку перехватывает вошедший Досифей. Он поет свой скорбный монолог «Приспело время». Действие второе Опера «Хованщина». Краткое содержание II д. Князь Голицын в своем кабинете читает любовное письмо от Софьи. Его одолевает чувство тревоги за будущее. К нему входит клеврет дворянин Варсонофьев и говорит, что к нему настойчива просится пастор. Он просит вступиться за Эмму и возвести церковь в Немецкой слободе. Голицын отказывает ему в двух просьбах. Вновь появляется Варсонофьев и говорит о прибытии колдуньи. Это пришла Марфа под видом гадалки. Начинается сцена гадания. Звучит известная ария «Силы потайные». Девушка предсказывает ему опалу. Суеверный князь боится, что она проговорится и приказывает слуге ее утопить. Марфа подслушивает их разговор и скрывается. Неожиданно к Голицыну входит Иван Хованский. Между ними возникает спор. В разгар ссоры появляется Досифей и уговаривает помириться князьям. Звучат хоры народа. Внезапно вбегает Марфа и просит Голицына помиловать ее. К ней обращается Досифей со словами утешения. За сценой слышны голоса петровцев. Кратко третье действие Опера «Хованщина». Краткое содержание III д. Звучит хор раскольников. Они поют фанатичный гимн. Из толпы выделяется фигура Марфы. Она поет лирическую песню «Исходила младешенька». Досифей успокаивает ее. С другой стороны сцены является Федор Шакловитый. Он поет «Спит стрелецкое гнездо». Пробуждаются пьяные стрельцы и продолжают веселиться.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий