день рождения сына Божьего - Иисуса в городе Вифлеем - празднуется во всех христианских странах мира, отличаются лишь даты празднования. Один из самых важных праздников для верующих — Рождество Христово — католики празднуют в ночь с 24 на 25 декабря. Царь Ирод Великий, при котором, согласно Матфею, родился Христос, умер в 4 году до н. э. Выходит, если Иисус существовал, то он появился на свет до Рождества Христова. Рождество Христово у великой княгини Ольги Александровны с портретом Александра III.
Почему Рождество 7 января? Причины, фото и видео
Почему Рождество 7 января называют православным и правильно ли это. Пожалуй, значимость такого праздника, как Рождество Христово, вряд ли стоит кому-то доказывать. В Рождество Христово – полагалось и полагается сейчас – ходить в гости и принимать гостей у себя. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время праздничного богослужения по случаю Рождества Христова в Храме Христа Спасителя. В старых требниках Рождество называют «Зимней Пасхой», Воскресение Христово было следствием Рождества.
Рождество в 2024 году: вспоминаем традиции, идем в храм, печем козули
Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами; постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям. Иконография праздника Рождество Христово, греческая икона XVI века Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом — Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии. Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем.
У яслей Спасителя присутствуют животные — вол и осел — как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» Ис. Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана , который был архиепископом Равенны в середине VI века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним — вол, осел и Иосиф Обручник , вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к Которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет восходит к главе 20 протоевангелия Иакова , в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла.
Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской: навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом. После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках например, на фреске 1680 года из церкви Илии Пророка в Ярославле сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках.
Основная композиция Рождества изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа в различных памятниках будет — особенно в VIII — IX веках — дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и омовения Младенца. Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии Мф. Чрезвычайно редко в иконах Рождества Христова фиксируется изображение пророка Исаии , предрекшего рождение Спасителя от Девы. Много вопросов вызывает и фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом а иногда и с самой Богоматерью [6]. На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Конечно, русские иконописцы следовали византийской иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и деталями. Рождественский цикл уже в XI—XII столетиях почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, к примеру, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой.
В связи с обзором монументальных ансамблей следует отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому сюжету уделялось особое место. Чаще всего Рождество Христово изображалось в паре с Успением Богоматери : сюжеты находились друг напротив друга, например на южной и северной стенах. Это символическое противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти для жизни на небесах подчеркивалось схожими иконографическими мотивами.
Так волхвы отправляются в Вифлеем, а новая звезда указывала им путь. Ровно над тем местом, где был Иисус, звезда остановилась.
С великой радостью волхвы вошли в пещеру и увидели Марию и Спасителя. Они поклонились Ему и принесли свои дары. Но во сне волхвы получили откровение не возвращаться к Ироду, а идти в свою страну другим путём. Когда же волхвы отправились домой, к Иосифу явился Ангел Господень и сказал, чтобы он с Марией и Младенцем бежали в Египет и были там, пока Ангел не возвестит. Как раз в это время Ирод понял, что Волхвы обманули его и, в страхе за свой трон, приказал убить всех мальчиков Вифлеема возрастом до двух лет.
На том месте, где Спаситель пришел в наш мир, сейчас стоит базилика Рождества Христова. Её заложила равноапостольная императрица Елена. Под базиликой находится пещера, её место отмечено звездой с 14-ю лучами. Базилика действует непрерывно, не смотря на то, что она страдала от войн и пожаров. Так зачем же вочеловечился Сын Божий?
Суть человека соединилась с Божественной сутью — Иисус облёкся в человека, чтобы исцелить человечество и принести нам удивительный дар благодати. А от нас требуется этот дар принять. Явление Бога — это жертва, которой искупились человеческие грехи не только прошлые, но и будущие. Праздник Рождества наполнен символами и традициями. Сам праздник Рождества Христова начинается с поста, который длится с 28 ноября по 6 января.
Пост готовит тело, а молитва — душу к восприятию самого события Рождения Христа. Подобно волхвам, принесшим свои дары, мы приносим Господу свои, дары духовные. Канун Рождества Христова — предпраздничный день — Сочельник. Это день очень строгого поста. В этот день не едят до появления на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде.
В Сочельник готовят праздничные блюда: сочиво и кутью. Они готовятся из пропаренных злаков и мёда. Основным символом Рождества была и остаётся Рождественская ель. А ещё Священные дары: золото, ладан и смирна — и конечно, Вифлеемская звезда. Именно эта звезда привела язычников-волхвов к яслям Спасителя.
Славление же традиция полностью христианская, зародившаяся в IV веке, при римском правителе Константине Великом. В России с первыми звуками благовеста процессия, возглавляемая патриархом, следовала во дворец славить Христа и поздравлять государя и членов царской семьи с Рождеством. В селах церковнослужители ходили по домам с молитвами и пением. Часто в обряде славления участвовали и простые люди, их называли славильщиками. В XVII веке к традиционному обряду славления добавилось новшество — вертеп от старославянского «вертепъ» — пещера. Он представлял собой переносной ящик, украшенный вертящимися плоскими куклами и звездами, в котором воспроизводились рождественские события. Позже вертеп мог быть кукольным, мог быть и живым, с участием актеров, а мог быть и статичной композицией с использованием фигурок из разных материалов.
Последние появлялись, например, на улицах и площадях. Закон жанра запрещал изображать Богородицу и Христа в виде кукол, их могли заменить иконой, а вот в роли волхвов, пастухов и иных персонажей могли выступать и куклы, и актеры. Рождественские угощения Среди рождественских традиций и обычаев большое внимание уделялось застолью. Главным блюдом на праздник считалось мясо: к Рождеству солили окорок, коптили ветчину, начиняли колбасу. После постных супов готовили щи с бараниной и говядиной. В сочельник разговлялись кутьей, а после ели жареного гуся или свиную голову. Пекли блины из овсяной муки — овес считался символом рождественских празднований.
К блинам готовили пряженину, густую мясную подливу. На Рождество изготавливали пряники козули. Их лепили руками в виде коров, овечек, козочек и оленей.
Гоголь в известном произведении «Ночь перед Рождеством»: это значит петь у дверей или под окном дома колядки. Хозяева дома за это бросают колядующим в особый мешок каравай хлеба, пироги, сладости, колбасу или даже немного денег — кто что сможет и захочет. Церковь пыталась запретить колядки, но они оказались живучими; правда, сегодня в колядках мало что осталось от языческих обрядов: в них поётся про младенца Иисуса Христа, про пожелания счастья и здоровья хозяевам дома, и вообще эти песнопения носят очень позитивный характер.
Народные приметы и гадания Как и в старинные времена в Рождество в России принято гадать. Гадают с самого праздника вплоть до Крещения Господне. Гадают прежде всего на жениха или на судьбу. Рождественские гадания особенной популярностью пользуются у незамужних девушек. Хотя в старину, на Рождество гадали и юноши. У крестьянских девушек существовало интересное гадание, когда они устраивали под своей кроватью импровизированный колодец из поленьев, и, ложась спать, говорили такие слова: «Суженый, приди по воду».
Вообще способов увидеть суженого было достаточно много, и конечно, именно это гадание было у девушек самым любимым. С сочельником также было связано много разных народных примет. Например, если в сочельник всё небо усеяно звёздами — жди богатого урожая гороха, хорошего приплода домашнего скота, много ягод и грибов в лесу. Если деревья покрыты инеем — будет много хлеба, если метёт метель — будут роиться пчёлы. Если вдоль дорог много высоких сугробов, то будет буйно колоситься рожь, а если снега на полях лежат ниже дороги — жди неурожая. В ночь на Рождество верёвками связывали ножки столов — чтобы не убегал домашний скот; вечером не кормили кур, чтобы они летом не разгребали грядки; туго мотали пряжу в клубки — чтобы уродилась хорошая капуста.
А ещё есть поверье, что желания, загаданные в Рождественскую ночь, обязательно сбываются. Рождественские угощения Празднику Рождества предшествует длительный пост, последний день которого носит название Рождественского сочельника. Если кто-либо и нарушал основной пост, приговаривая «пост — не мост можно и объехать», то накануне Рождества даже самые невоздержанные из чревоугодников к столу садились лишь с появлением на небе первой звезды, символа звезды Вифлеемской. По обычаю с веселыми криками вбегала в дом ребятня, сообщая об ее появлении, но иногда на улицу выходили все. Если небо было в тучах, то дожидались темноты и после торжественной молитвы усаживались за рождественское застолье. Но «основное» угощение еще не подавали.
Обходились «голодной кутьёй» или «сочивом», — кашей из пшеничного, ячменного или другого зерна, распаренного на воде. Отсюда пришло название — «сочельник«. Только придя домой, отстояв торжественную праздничную церковную службу, подавали к столу основное угощение.
Рождественский пост
- Рождество в 2024 году: вспоминаем традиции, идем в храм, печем козули
- Рождество в православных странах
- РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
- Россия. С Рождеством Христовым!
- Рождество Христово 7 января 2022: история и традиции праздника
Что такое Рождество Христово
- Рождество Христово — 2023: история, традиции и обычаи праздника
- РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
- Рождество - традиции и история праздника
- Рождество Христово: история праздника и традиции
- Появление праздника
Рождество в православных странах
- 5 любопытных фактов о православном Рождестве
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Рождество Христово. Большая российская энциклопедия
- Рождество в России
- Что нельзя делать на Рождество
Рождество - традиции и история праздника
Это время часто используют для гаданий. Праздничный стол Во главе стола на праздничный ужин всегда ставят кашу с фруктами и орехами сочиво или кутью. Из выпечки приветствуются козули — из теста, заведенного на сливочном масле и яйцах, делают фигурки в виде лошадок, барашков или овечек. На праздничном столе приветствуется мясо разных видов, квашеная капуста, моченые яблоки. Из напитков обязателен взвар, настоянный на ягодах.
Приметы В старину верили, что в рождественский Сочельник можно предугадать погоду на весь предстоящий год. Еще одна примета — дарить подарки близким: чем интереснее и щедрее они будут, тем благополучней будет у вас год. Предлагаем также почитать, как Новый год отмечали на Руси и каким праздник дошел до наших дней.
Это последний день поста и есть традиции — не вкушать до первой звезды.
Стол с рождественскими блюдами на Руси раньше украшали соломой или пучком сена — в честь яслей, в которых нашли младенца Иисуса. На рождественском столе по традиции должно быть 12 постных блюд — по числу апостолов. Каждому полагается съесть хотя бы одну ложку сочива — чтобы жизнь была благополучной, а здоровье — крепким. Так же на стол ставятся постные супы и салаты, рыбные блюда, постные вареники и голубцы например, с картошкой или грибами , овощные рагу, соленья.
А уже 7 января, после праздничного богослужения, рождественский стол должен быть богат мясными блюдами. Перед этим православные верующие молятся, совершают причастие, после чего разговляются завершают пост вместе с домочадцами и друзьями. В Светлый праздник не рекомендуется излишне нервничать и ссориться между собой. Также в разряд табу относятся поступки, способные испортить отношения между людьми.
По народным поверьям, большой удачей было увидеть в Сочельник падающую звезду.
Найти деньги в Сочельник и Рождество — к богатой жизни. По первому вошедшему дом человеку предсказывали, каким будет год. Добрый и щедрый сулил радость, плохой или недруг — беды. Нужно вернуть до Рождества все долги, тогда проблем с деньгами целый год не будет.
По примете, тот, кто опоздал к рождественскому ужину, будет год жить в чужом краю. Птицы кричат — к неприятной вести. Собака начала лаять — к большой ссоре в семье. Если что-то разбить или разлить — к беспокойному году. Споткнуться в этот день — к непреодолимым препятствиям.
Те, кто на Рождество признаются в любви, никогда не расстанутся. Приметы на 7 января о погоде По приметам 6-7 января наши предки предсказывали погоду на целый год. Старики говорили: «Какая погода после Рождества, такая будет и после Петрова дня 12 июля ». Тепло внезапно пришло — осень будет холодная. Дождь пошел — пшеница не уродится.
Снег идет — лето будет сырым.
Рождественский пост в 2023 году: когда начинается, сколько длится, зачем поститься Рождественский пост является единением с Богом и подготовкой к празднованию светлого Рождества Христова. Он помогает православным очистить свою душу покаянием и молитвой и с чистым сердцем встретить рождение Иисуса Христа. Как рассказал «Вечерней Москве» священник Максим Филонов, главное в Рождественский пост — не забывать о молитвах и помогать ближним. Но нужно помнить, что в эти 40 дней важно молиться, наполнять свое сердце и душу добрыми мыслями и делами. Помогайте своему ближнему, нуждающимся и тем, кому необходима поддержка в это сложное время, — сказал священнослужитель. Что можно и чего нельзя делать в Рождество За долгие годы празднования Рождества Христова у православных сложились свои негласные правила и рекомендации. В Рождество и Сочельник нельзя заниматься уборкой. Чистоту в доме нужно подготовить заранее.
В рождественскую ночь нужно посетить праздничную службу в храме. Нельзя ругаться и злиться в этот светлый праздник. В Рождество Христово принято ходить в гости к родственникам или принимать близких у себя дома за праздничным столом. В Сочельник нельзя садится за стол до восхождения первой звезды. Она считалась отблеском Вифлеемской звезды и символом скорого рождения Иисуса Христа.
Рождество Христово: что нужно сделать 7 января, приметы и традиции православного праздника
Рождество Христово в 2024 году отметят 7 января: история и традиции. Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Православные христиане будут отмечать Рождество Христово в пятницу, 7 января. О смысле праздника, народных традициях и приметах, связанных с Рождеством — в материале Когда Рождество Христово в православии? Христиане восточного обряда отмечают Рождество 7 января в отличие от католического, которое празднуют 25 декабря.
Рождество Христово, или в чем смысл праздника
Рождество Христово — религиозный праздник, в этот день принято просить о Божьем прощении, милости и благосклонности. Царь Ирод Великий, при котором, согласно Матфею, родился Христос, умер в 4 году до н. э. Выходит, если Иисус существовал, то он появился на свет до Рождества Христова. Чаще всего президент отмечает Рождество Христово за пределами первопрестольной, но и в прошлом году ночную литургию глава государства посещал в храме подмосковной резиденции Ново-Огарёво. Рождество Христово в России ежегодно приходится на один и тот же день — 7 января, в 2024 году это воскресенье.
Рождество Христово — 7 января 2024 года (история, традиции и обычаи)
Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато, и Ливан, и смирну» Мф. Проблемы эортологического синкретизма: праздники Рождества Христова и Крещения Господня Вопрос об установлении праздника Рождества Христова находится в теснейшем соотношении с эортологической историей Крещения. Начиная с конца VI века, эта проблема приобрела небывалую остроту, оказавшись в эпицентре разногласий между защитниками православного вероучения и их оппонентами — представителями Армянской Церкви, не принявшей Халкидонского Собора. Споря друг с другом на обрядовые темы, византийцы и армяне придавали им почти вероучительное значение. Для первых было само собой разумеющимся, что Рождество и Крещение должны праздноваться 25 декабря и 6 января соответственно. Последние же, напротив, были убеждены в необходимости праздновать оба эти праздника в один день — 6 января. И те, и другие не сомневались в древности и апостольском происхождении своей литургической традиции и не намеревались уступать друг другу. Рождество Христово. Икона из одноименной пещеры в Вифлееме.
Фото: А. Ru Историко-литургические истоки праздника Рождества-Богоявления приоткрываются в связи с внутренними причинами установления его даты. Она вычислялась, во-первых, путем прибавления определенного числа дней к дате Благовещения, почти совпадавшего с Пасхой, и, во-вторых, через отождествление дня пришествия в мир Христа Спасителя, второго Адама, со днем творения Адама первого. Оба соответствия были тесно связаны с особенностями древней иудейской традиции, отчасти унаследованной христианами [2]. Древние иудеи обращали внимание не столько на рождение праведника, сколько на его кончину, становившуюся отправной точкой не только для грядущей вечности, но и для определения начала жизни святого человека. Отсюда вполне логичным становится следующее обстоятельство: праздник Пасхи в сознании древних христиан стал совпадать по срокам со временем Боговоплощения, с днем благой архангельской вести, в который, по свидетельству Священного Писания и по вере Церкви, спасительный Плод появился во чреве Пресвятой Девы. Прибавление девяти месяцев — обычного срока для чревоношения — к предполагаемому времени Боговоплощения и вело к определению даты Рождества Христова. Если продолжать вычисления, то 25 декабря предшествует, если отсчитать назад девять месяцев, 25 марта, а 6 января — 6 апреля.
В расчетах древних христиан встречался и тот, и другой день. Так, Созомен в своей «Церковной истории» сообщает о том, что малоазийские еретики-монтанисты понимают день весеннего равноденствия как отправную точку для вычисления дня Пасхи — это праздник начала мира, начала творения солнца и первого месяца. Другая дата страдания Господа — 25 марта — упоминается в значительно большем числе источников, в основном западных. Согласно рассуждениям Тертуллиана, святого Киприана и других, дни страстей Христа и Боговоплощения совпадают. Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа. Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца. Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола. Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью.
И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период. Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник. Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее.
В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами. Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне.
В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник.
Самое известное литературное произведение, в котором описывается этот славянский обряд, — « Ночь перед Рождеством » Н. Гоголя [3]. Вместе с тем действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни» [14]. Распространённым рождественским обычаем в деревнях было сооружение во дворе, а затем сожжение соломенного стога. Вся родня при этом стояла кругом в благоговейном молчании, пока солома не сгорала полностью. По поверью, умершие предки в эти мгновения приходят погреться у огня, зажжённого их потомками, и могут способствовать плодородию. С вечера накануне Рождества начинались, по обычаю, святочные гадания [1]. В прошлом у русских земледельцев считалось дурной приметой, если в день Рождества из числа посторонних людей первой в жилище входила женщина — считалось, что в этом доме женская половина семейства будет болеть весь год [1]. К Рождеству хозяева обязательно убирали избу, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, так как верили, что от этого зависел будущий урожай [1].
За завтраком не давали пить простую воду, так как полагали, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда [1]. Под страхом всевозможных бед и напастей в Рождество ничего не сгибали, не плели, не шили [1]. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада [1].
Их нужно было непременно накормить, чтобы родные тоже весь год ни в чем не нуждались. Считалось, что в Рождество нужно делать добро, и оно обязательно вернется сторицей. Поэтому также было принято угощать выпечкой стариков и сладостями — детей, которые ходили по домам и колядовали. Малышам раздавали еще монетки, которые называли «деньгами счастья». Сочельник проводили весело и шумно. Верили, что тогда и жизнь будет счастливой. Наши предки пели песни, водили хороводы. Чтобы освободить землю от зла, бед и несчастий, разбрасывали рис, просо, пшеницу и желали всем благополучия и удачи. В Рождественскую ночь проводили различные ритуалы на удачу, богатство, и здоровье, а также гадали. Например, чтобы ребенок не болел, мать трижды его просила переступить порог дома. Загадывали в это время заветные желания. Считалось, что они скоро исполнятся. Для этого писали задуманное на небольшом листе бумаги и клали на ночь под подушку. Чтобы узнать, каким будут будущий муж, девушки считали иголки на ветке ели. Если четное количество, то живет поблизости, нечетное — с чужого края.
В 1918 году уже Советская Россия так же перешла на григорианский календарь, и по новому стилю все даты сдвинулись на 13 дней. Получилось, что православное Рождество выпало на 7 января. А вот Новый год в России теперь отмечали вместе с западным миром, поэтому он обогнал Рождество. Советской власти это было даже выгодно — она уже начала бороться с религией, так что первым и главным праздником стал Новый год, который предшествовал Рождеству. Кстати, 7 января Рождество отмечают не только в России, но и в некоторых других православных церквях, например Иерусалимской, Грузинской, Сербской. В советское время Рождество было под запретом Николай Жуков. Елка в Сокольниках, 1952. Репродукция Sputnik Традиция отмечать Рождество была столь глубока в народном сознании, что советской власти пришлось немало побороться с ней. Поначалу большевики закрывали на нее глаза, и многие продолжали устраивать рождественские елки для детей и подпольно праздновать. В 1929 году Сталин решил усилить антирелигиозную борьбу, запретил празднование и даже упразднил выходной, сделав 7 января обычным рабочим днем.
15 фактов о Рождестве: история, традиции, приметы
В России, в отличие от других славянских стран, гадать и колядовать в сочельник было не принято — эти обряды обычно совершали в святочные вечера. А накануне Рождества принимали лишь славильщиков, которые ходили по дворам с «вестью о рождении Христа» — духовными текстами и песнями. Основным угощением для них был ритуальный хлеб. После 1918 года, когда в России был принят григорианский календарь, православные праздники Рождества Христова и Крещения Господня стали отмечаться 7 и 19 января соответственно. Новый год в качестве светского праздника перешел на 1 января по новому стилю и выпал из святочного цикла. Юлия Петрова. Христославы Дети старой деревни. Рождественская елка.
А животные своим дыханием согревали младенца. Вот как пишет Иосиф Бродский: Рождественская звезда В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре, чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе, Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти; мело, как только в пустыне может зимой мести. Ему все казалось огромным: грудь Матери, желтый пар из воловьих ноздрей, волхвы — Бальтазар, Каспар, Мельхиор; их подарки, втащенные сюда. Он был всего лишь точкой. И точкой была Звезда. Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака, на лежащего в яслях Ребенка издалека, из глубины Вселенной, с другого ее конца, Звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца. Иосиф Бродский 24 декабря 1987 первая публикация — 1988, Париж О рождении Спасителя первыми узнали пастухи. Вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». А вместе с Ангелом явилось целое воинство небесное, возвестившее: «Слава в вышних Богу! И простые же люди стали первыми проповедниками Христа. Персидские Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар давно наблюдали за звёздами и искали в движении звёзд закономерности. Когда они увидели на Востоке Вифлеемскую звезду, то поняли: означает она рождение Спасителя. Волхвы отправились в путь, чтобы поклониться Спасителю и принести ему дары: золото — знак царской власти, ладан — знак священства и смирну — благовоние, которым умащивали тела усопших символ того, что Иисус Христос умрёт, как человек, но Воскреснет, как Бог. Волхвы пришли в Иерусалим и там начали расспрашивать: где же новорожденный Царь Иудейский, где он, чтобы ему поклониться? В те времена Иудеей правил жестокий царь Ирод. Он был мнителен, подозрителен и беспощаден. От знатоков священного писания Ирод узнал, что пророки действительно говорили о рождении Царя Иудейского, Спасителя в роде Давидовом в городе Вифлееме. Ирод даже не подумал, что речь идёт о Царстве Небесном. Больше всего на свете он беспокоился за свой трон и за свою власть. Поэтому он решил хитростью узнать у волхвов время и место рождения Спасителя, чтобы убить Его: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Так волхвы отправляются в Вифлеем, а новая звезда указывала им путь. Ровно над тем местом, где был Иисус, звезда остановилась. С великой радостью волхвы вошли в пещеру и увидели Марию и Спасителя. Они поклонились Ему и принесли свои дары. Но во сне волхвы получили откровение не возвращаться к Ироду, а идти в свою страну другим путём. Когда же волхвы отправились домой, к Иосифу явился Ангел Господень и сказал, чтобы он с Марией и Младенцем бежали в Египет и были там, пока Ангел не возвестит.
Накануне светлого дня церковь вспоминает всех, кто предшествовал Иисусу Христу по плоти, начиная от Авраама. Рождественские песнопения в храмах начинаются 6 января, а сама праздничная рождественская служба — ближе к ночи. В канун Рождества принято заниматься благотворительностью и делать добрые дела. Предки в деревнях в сочельник также начинали колядовать — ходили по домам соседей и знакомых, исполняли песни, восславляющие Христа и Рождество, желали счастья, хозяева в ответ дарили гостям угощения. Традиция дарить в канун Рождества подарки детям имеет и религиозные корни: волхвы принесли к яслям младенца Иисуса дары. Впоследствии, так появилась современная традиция — ходить на Рождество в гости с подарками. Еще одна традиция — зажигать свечи. Они являются символом победы света над тьмой. Считается, что зажженные на Рождество свечи приносят в дом благодать, делают жизнь более ясной. На Руси зажигали их с вечера, они горели всю ночь и весь праздничный день 7 января.
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. Врубеля Почему христиане соблюдают пост до первой звезды в Рождественский сочельник, что такое вертеп и колядки и почему в праздник наряжают елку — mos. Рождество всегда считалось одним из самых важных праздников у христиан разных конфессий. К нему готовились основательно — например, православные шесть недель до Рождества постились хотя и не так строго, как перед Пасхой. В сочельник ели сочиво — вареную пшеницу с медом. После появления на небе первой звезды садились за праздничный стол. С наступлением Рождества на улицах устраивали гулянья, игры и хороводы. Что делали на Рождество в царской России, почему гадают в Святки и какие изменения претерпел праздник в советские времена — в материале mos. История праздника Согласно описанным в Евангелии событиям, Дева Мария и ее муж Иосиф, ожидавшие появления на свет ребенка, жили в Назарете. В Вифлееме они оказались по приказу кесаря Августа, проводившего перепись населения. Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега в городе, поскольку туда съехалось множество людей, и им пришлось переночевать в пещере, служившей стойлом для скота. Там и появился на свет Христос. Первой колыбелью ему послужили ясли — кормушка для скота. Новость о рождении Спасителя услышали сторожившие стадо пастухи, они отправились в пещеру и первыми поклонились младенцу. Тогда на небе засияла Вифлеемская звезда. Следуя за ней, к новорожденному Христу пришли волхвы и принесли ему золото, ладан и смирну. Золото было данью царю, ладан — даром Богу, а смирна — человеку, который должен будет умереть смирной помазывали умерших.
5 любопытных фактов о православном Рождестве
вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. самый первый из 12 великих праздников православного календаря. В старых требниках Рождество называют «Зимней Пасхой», Воскресение Христово было следствием Рождества.