Узнайте, что такое куртуазность и как она проявляется. Куртуазная литература возникла на юге Франции, в Провансе, в обстановке экономического и культурного подъема конца 11 века, а в следующем столетии появилась в Северной Франции и в Германии. Куртуазность — это понятие, которое описывает особый стиль поведения и манеры общения, характерные для рыцарской эпохи и культуры. Рассказ о самом понятии куртуазности, про куртуазность как основу рыцарской культуры, о куртуазной любви, куртуазной литературе и о рыцарских боях за девушек. Куртуазность – это своеобразный свод правил поведения, изобретённый ещё во времена Средневековья.
Четверг (новое слово): куртуазный
наале 12 вв. в Провансе, северофранцузский – в 12 в. Термин «куртуазный» ввел французский филолог Гастон Парис, указывая на социальный круг героев, так как «Куртуазный» в переводе с французского означает «учтивый, рыцарский, галантный». КУРТУАЗНЫЙ найдено 25 значений слова куртуазный прил. устар. Любезный, вежливый. Изначально куртуазный маньеризм ассоциировался с особенностями галантного века, для которого характерен культ прекрасный дамы, изящество и утонченный стиль, столь характерный для прециозной поэзии. Куртуазность — это понятие, которое описывает особый стиль поведения и манеры общения, характерные для рыцарской эпохи и культуры.
Куртуазность
Эта средневековая концепция любви , согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином , оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени. Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в конце XI века в поэзии трубадуров при дворе владетельных синьоров Аквитании и Прованса. Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления «профессиональных» придворных понятие куртуазность стало включать в себя « вежливость », « учтивость » и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и мужчинам.
Форма куртуазной поэзии — это лирика речь о начальной стадии; позднее она освоит и эпический род, итогом чего станет рыцарский роман.
Чувство — конечно, любовь, но любовь особого рода, ее признаки — смирение, вежество, измена и собственно культ Любви. Влюбленный всегда жалок. Покорно удовлетворять малейшие прихоти дамы, хотя бы и самые фантастические, молчаливо сносить ее упреки, хотя бы несправедливые, — единственное, на что он может отважиться [Льюис 2015: 22].
Это — литература. Но как она соотносилась с практическими реалиями жизни? Христианство, пришедшее на смену более свободным античным воззрениям, хоть и не полностью отринув их, любовному чувству не помогало, напротив, оно «в очень общем смысле, настойчиво говоря о страдании и святости человеческого тела, стремилось смягчать или осуждать как постыдные наиболее откровенные случаи грубого и фривольного отношения античного мира ко всем областям человеческой жизни, а потому и к области пола» [Льюис 2015: 28].
Несмотря на богословские споры вокруг секса в браке и получаемого от него удовольствия, церковь все же однозначно запрещала любую раскрепощенность, а уж об измене и говорить нечего — это табу. Другое табу — почитание женщины наравне с Девой Марией. Распространено мнение о том, что куртуазная традиция заимствовала такой тип поклонения у христианства, однако для этого в таком поклонении недостаточно эротизма.
Так или иначе, Прекрасная дама не может быть всерьез приравнена к Деве Марии; религия и сладострастие — два полюса, которые сойдутся через несколько веков под пером Данте. И однако вдруг на этом строгом аскетическом фоне в Провансе появляется ни на что не похожая, воспевающая доселе невиданное чувство к доселе не стоявшей так высоко женщине куртуазная поэзия. Все так, но с оговоркой: «Наука любви» насквозь иронична.
Такое отношение к женщине в пору куртуазности было невозможным. Он — их раб, они — суровы и беспощадны» [Льюис 2015: 26]. И Средневековье приняло эти правила более чем серьезно.
Однако почему Льюис полагает, что теория несостоятельна? Веселовскому, хоть он и признает исключительность куртуазности и не ставит себе целью найти ее истоки, удается предположить ее происхождение.
Куртуазный кодекс предполагал не только храбрость, но и учтивость, вежливость, галантность , обходительность, умение тонко чувствовать, щедрость, изящество, знание любовных условностей, умение слагать стихи. По их убеждению, хорошие манеры укрощают дурные наклонности, помогают достичь душевного равновесия.
Учтивость вызывает доверие, расположение и симпатию окружающих. Лабрюйер совершенно справедливо заметил: «Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою». В куртуазности как истинной учтивости нет притворства, лицемерия и льстивости. Будучи духовной и нравственной, истинная учтивость любит людей и исходит от сердца, проявляет к ним доброжелательность, внимательность, предупредительность и добросердечность, не мешает другим быть другими, исключает в общении назойливость, занудство и неуважение человеческого достоинства, на которые он имеет право уже в силу того, что он человек. А слово «человек», как известно, звучит гордо. Подлинно учтивый человек способен на сострадание и сопереживание, обладая добродетелью активного слушания, он тонко улавливает нюансы настроений, чувств и эмоций окружающих.
Анекдот про то, как куртуазный француз предпринял попытку познакомиться со своим соседом. В одном купе поезда оказались вместе супруги из Франции и пожилой угрюмый англичанин. Спустя некоторое время француз достал из сумки термос и налил себе и жене кофе. Решив быть вежливым и учтивым, он обратился к соседу: — Не хотите ли кофе, месье? Француз лишь пожал плечами и достал из сумки бутылку дорогого вина и вновь решил проявить вежливость: — Может быть, немного вина, месье? Вино шикарное. Француз несколько растерялся, но его жена прильнула к нему и прошептала на ухо: — Дорогой, кажется, я поняла. Это же англичанин, а никто из них даже и разговаривать не станет, пока с ним не познакомятся по всем правилам. Источник Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Церковь порицала куртуазные сочинения: посягательство на брачный союз, плотское желание и влечение к чужой жене — полный набор постыдных идей. Однако в ответ на подобные нападки поэты имели вполне достойные ответы. Идеалом подобных отношений было не физическое воплощение влечения, а бесконечная игра, в которой эмоции боролись с долгом и ответственностью. Подобные чувства требовали дисциплины и вели к совершенствованию личности, ведь, вступая на путь служения своему идеалу, юноша не ждал вознаграждения. Эта неопределенность и была основой куртуазной любви. Конечно, в реальности не все благородные сеньоры были слишком суровы. Считается, что, принимая знаки внимания влюбленного юноши, дама входила с ним в отношения, напоминавшие вассальный договор.
Куртуазия как особый тип культуры
Куртуазность — "Энциклопедия. Что такое Куртуазность | Рыцарство и куртуазность как феномены средневековой культуры: возникновение и этапы развития. |
Куртуазность - это что такое | Что такое куртуазность? Куртуазность. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. |
Куртуазность: что это значит?
Куртуазия: что это значит простыми словами | История возникновения куртуазности Куртуазность — это понятие, которое очень часто ассоциируется с аристократическим образом жизни. |
Значение слова "куртуазность" | Термин «куртуазный» ввел французский филолог Гастон Парис, указывая на социальный круг героев, так как «Куртуазный» в переводе с французского означает «учтивый, рыцарский, галантный». |
Куртуазия: элегантность и изящество в мире культуры | Значение слова куртуазность. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. |
Куртуазность: что это значит и почему она важна | Куртуа́зность, куртуа́зия — система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен был обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. |
Куртуазность - это что такое?
Куртуазность - это что такое | куртуазность — вежливость, манерность, политес, учтивость, деликатность, любезность, предупредительность, субтильность, обходительность Словарь русских синонимов. куртуазность см. вежливость Словарь синонимов русского языка. |
Куртуазность: что это значит? | Куртуазность — это понятие, которое описывает особый стиль поведения и манеры общения, характерные для рыцарской эпохи и культуры. |
Куртуазность - это что такое? | Основные характеристики куртуазности включают в себя такие качества, как вежливость, воспитанность, тактичность, умение общаться и приспосабливаться к различным обстоятельствам. |
Что такое куртуазность и как ее проявлять в жизни? | В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. |
Куртуазность: что это значит и какие принципы лежат в её основе | Все мы помним легенды Средневековья о Прекрасной Даме и её верном слуге – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, куртуазная любовь, прекрасная дама на развлекательном портале |
Значение слова «Куртуазный»
В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Эта средневековая концепция любви , согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином , оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени. Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в конце XI века в поэзии трубадуров при дворе владетельных синьоров Аквитании и Прованса.
И включало в себя уход от гармонии между телесным и духовным. Литературный и художественный стиль стал характерен для выражения особых форм некой вычурности. Характерными для маньеризма стало искусство позы, в особенности любовь к искусству вычурного позирования. Жеманность — неестественное, надуманное положение, которое человек принимает, чтобы привлечь внимание к своей оригинальности.
В изобразительном искусстве, это умение передать особую аристократичность, наготу и экзотику, а также помпезность и изломанность позы. Изначально куртуазный маньеризм ассоциировался с особенностями галантного века, для которого характерен культ прекрасный дамы, изящество и утонченный стиль, столь характерный для прециозной поэзии. Великий Приор Ордена куртуазных маньеристов Андрей Добрынин в статье «Паладины невыразимого, или От куртуазного маньеризма к киберманьеризму: «Образный ряд, проносящийся перед внутренним оком читателя, будет представлен кавалерами в париках, дамами в кринолинах, красными каблуками, мелькающими в ритме менуэта среди жемчужных шелков, а также прудовыми павильонами и беседками в стиле рококо, затерянными в лабиринтах регулярных парков. Все это, разумеется, озаряется вспышками фейерверка и щедро сдобрено маркизской игривостью» 1. Интервью 2005 года Вадим Степанцов: Куртуазный означает не только «рыцарский», «галантный», но еще и «чувственный». А маньеризм — направление западноевропейского искусства XVI века.
Куртуазность в XXI веке Куртуазность в XXI веке Случалось ли вам в наши дни сталкиваться с галантностью, вежливостью, тактичностью и любезностью средневековья? Уверена, что набор таких качеств в ближайшее время фактически сойдёт на нет. Категория «воспитанный человек» включает в себя многое. Не последнее место здесь занимает умение вести себя в обществе.
Попав на исторический факультет, я поняла, что сделала правильный выбор, и не только в плане моей будущей специальности.
Первые лекции этого преподавателя показались мне довольно своеобразными: Алла Александровна заряжает своей энергетикой — и ничего постороннего больше не существует, и ты действительно растворяешься в далеком средневековье. К сожалению, нынешняя реальность далека от идеала.
Безнравственность, банальная грубость и низкий уровень общей культуры заполонили пространство. В этом же человеке, напротив, присутствует то, без чего нельзя прожить в высоком мире. Общение с Аллой Александровной научит многому: молодых людей — галантности, уважению к Даме, упорству и терпению; девушек — трудолюбию, соучастию, заботе о Ближнем, усердию и внимательности.
Что такое куртуазность 6 класс история кратко
Оказывая куртуазные поступки и проявляя куртуазные качества в повседневной жизни, человек создает гармоничную атмосферу в общении, укрепляет отношения и облегчает взаимодействие. История возникновения куртуазности Куртуазность — это понятие, которое очень часто ассоциируется с аристократическим образом жизни. Куртуазная куртуазность куртуазна. Куртуазная литература (от франц. сourtois – учтивый, вежливый), лирические и повествовательные произведения западноевропейской литературы 11–15 вв., которые опираются на представление о куртуазности как основе поведения рыцаря и отражают. Куртуазная любовь В сфере отношений между полами эволюция проявлялась прежде всего в том, что появились новые формы любви, обычно обозначаемые понятиями «куртуазная любовь», или, в более узком смысле, fin’amor («утонченная любовь»). Куртуазность – это качество, которое отличает истинного джентльмена или леди от других людей.
Sorry, your request has been denied.
Куртуазность проявляется во многих ситуациях нашей жизни – в общении с коллегами на работе, с друзьями, семьей, незнакомыми людьми. Смотреть что такое «КУРТУАЗНОСТЬ» в других словарях. Куртуазная любовь зародилась при герцогских и княжеских дворах Аквитании, Прованса, Шампани, герцогской Бургундии и Нормандского королевства Сицилия[3] в конце XI века. Новости БелГУ: Куртуазность в XXI веке Случалось ли вам в наши дни сталкиваться с галантностью, вежливостью, тактичностью и любезностью средневековья?
Что такое куртуазная любовь?
Эта средневековая концепция любви , согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином , оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени. Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в конце XI века в поэзии трубадуров при дворе владетельных синьоров Аквитании и Прованса. Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления «профессиональных» придворных понятие куртуазность стало включать в себя « вежливость », « учтивость » и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и мужчинам.
Учтивость поступает мудро — она изначально поднимает значимость и нужность своего собеседника, любезными словами и знаками внимания сводит общение к интересующим его вопросам. Отказавшись от своего желания в пользу желания своего визави, она, в конечном итоге, позволяет человеку реализовать свое первоначальное желание. Учтивость вызывает доверие, расположение и симпатию окружающих. Лабрюйер совершенно справедливо заметил: «Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою». В куртуазности как истинной учтивости нет притворства, лицемерия и льстивости.
Будучи духовной и нравственной, истинная учтивость любит людей и исходит от сердца, проявляет к ним доброжелательность, внимательность, предупредительность и добросердечность, не мешает другим быть другими, исключает в общении назойливость, занудство и неуважение человеческого достоинства, на которые он имеет право уже в силу того, что он человек. А слово «человек», как известно, звучит гордо. Подлинно учтивый человек способен на сострадание и сопереживание, обладая добродетелью активного слушания, он тонко улавливает нюансы настроений, чувств и эмоций окружающих. Анекдот про то, как куртуазный француз предпринял попытку познакомиться со своим соседом. В одном купе поезда оказались вместе супруги из Франции и пожилой угрюмый англичанин. Спустя некоторое время француз достал из сумки термос и налил себе и жене кофе. Решив быть вежливым и учтивым, он обратился к соседу: — Не хотите ли кофе, месье?
Француз лишь пожал плечами и достал из сумки бутылку дорогого вина и вновь решил проявить вежливость: — Может быть, немного вина, месье? Вино шикарное. Француз несколько растерялся, но его жена прильнула к нему и прошептала на ухо: — Дорогой, кажется, я поняла. Это же англичанин, а никто из них даже и разговаривать не станет, пока с ним не познакомятся по всем правилам.
НЕкому, да и не о чем писать-то. Дурная трава бы-ыстро растёт, не успеть! Поэтому дураки живут по неписаным законам, всё своё всегда носят с собой. Они следуют куртуазному образу жизни, а именно: поступают по ситуации, спонтанно, идут своим, никому непонятным путём. Живут в настоящем миге и поэтому непредсказуемы. Их выбор неограничен! Прошлое миновало, а будущее не наступило. Когда человек дурак, то дурак. Он человек, и ничто человеческое ему не чуждо! Несуществующая латинская поговорка гласит: "и у дурака дозволено учиться". Высшая куртуазность, когда умный может настроиться так, чтобы жить, как дурак, по неписанным законам. Не дурак, а дурак! Дуракам закон не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то не так! Вот такая куртуазная народно-хороводная побасенка. Глава третья. Любовь — Прекрасная Дама, окутанная флёром красоты, ума и молодости, но, увы, крайне недоверчивая. Голым словам обещаний и пустых клятв не верит. Ей на блюде подавай конкретные действия, причём, незамедлительно. Подвиги и дела возвышают ум и сердце мужчины. Очень куртуазно! Она считает, что бояться действовать недостойно мужчины. Пусть его дела соответствуют сказанным словам. Орёл не ловит мух! Женщина любит сердцем. Куртуазные размышления на данную тему: "сердце - это чувства, а чувства переменчивы, как ветер в мае"...
К тебе или ко мне? Не успели познакомиться. Она говорит: — Ко мне пойдём или к тебе? Проблемная ты какая-то! Между порядочностью и благородством, с одной стороны, и куртуазностью языка и манер, с другой, зачастую нет никакой связи. Подонок может быть аристократически утончённым, изысканно любезным, то есть будет казаться на все сто куртуазным, и лишь опытный взгляд увидит в его поведении фальшь за показным рыцарством и напускной куртуазностью. Куртуазность превратила изысканную вежливость и учтивость в набор своих инструментов общения. Анекдот в тему. По тёмной улочке, где-то на задворках Лондона идёт приличный пожилой джентльмен. Вдруг его догоняет здоровенный бугай, аккуратно трогает за рукав пиджака и, поклонившись, говорит: — Сэр, вы не могли бы мне помочь? Так чем я могу вам помочь? Не имея в своём инструментарии куртуазность, правдивый и честный человек рисковал приобрести репутацию грубияна, задеть прямолинейными высказываниями чью-то честь и достоинство. Осторожный, осмотрительный и благоразумный человек без куртуазности в контексте учтивости мог выглядеть в глазах окружающих трусливым, робким и застенчивым. Даже испытывая уважение и симпатию к другому человеку, но, не проявляя куртуазности, можно в общении поставить его в неловкое положение и получить от общества ярлык пакостника и провокатора. Когда общество стремительно деградирует, людям не до куртуазности, то есть учтивости, утончённости и изысканной вежливости. В век разнузданности, распущенности и деградации куртуазные манеры превращают человека в чудака. Куртуазный стиль с его изысканной вежливостью и любезностью кажется нынешнему поколению атавизмом и отстоем.
Куртуазность: что это значит?
Благодаря куртуазности мы можем избежать конфликтов, разделить радость и печаль, поддержать и понять друг друга. Важно понимать, что куртуазность не ограничивается только словами. Она также включает невербальные сигналы, такие как мимика, жесты и тон голоса. Поэтому важно быть внимательными к своему поведению и контролировать свои эмоции. Несмотря на то, что куртуазность может показаться некоторым искусственной, она является неотъемлемой частью успешного общения и позволяет нам строить гармоничные отношения с людьми. Практика куртуазности помогает развивать наши навыки социального взаимодействия и делает нас лучше в общении. Итак, куртуазность — это ключ к успешному общению.
Умение проявлять уважение, заботу и внимание к другим помогает нам создавать приятную и дружескую атмосферу в общении. Будучи куртуазными, мы делаем мир лучше и открываем для себя новые возможности в общении с людьми. Поэтому не забывайте про этот важный аспект взаимодействия и старайтесь быть куртуазными во всех сферах своей жизни. Что такое куртуазность и как ее проявить в общении? Проявление куртуазности в общении можно осуществить с помощью различных приемов.
Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления «профессиональных» придворных понятие куртуазность стало включать в себя « вежливость », « учтивость » и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и мужчинам. Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания. Владение собой, своими поступками, словами — один из признаков куртуазности.
Понимание куртуазности Когда супруга мужчины умирает, он становится бенефициаром ее имущества по праву куртизации. Однако для установления права купли-продажи необходимо, чтобы во время брака у супругов был ребенок. Ребенок должен иметь право наследовать имущество своей матери по достижении совершеннолетия. Муж, унаследовавший имущество, имеет право пользоваться им до своей смерти, но не может продать или передать право собственности никому, кроме ребенка. Кертези возникло в системе общего права Англии. Согласно этой системе, муж имел право на «ренту и прибыль, а также на пользование и наслаждение всей недвижимостью», которой владела его жена или которая должна была стать ее собственностью после заключения брака. Однако муж мог заявить об этих правах только после рождения ребенка. После этого имущество оценивалось исключительно по продолжительности жизни мужа. Однако во второй половине XIX века в законодательстве о кертези произошли значительные изменения. Принятие законов о собственности замужних женщин в различных штатах США и других странах привело к отмене различий в правах на кертеи для переживших супругов мужского и женского пола. Истоки куртуазности: Общее право Ранее в большинстве штатов существовали различия в правах на дауэр и кертези, однако эти различия были отменены в пользу общего набора прав для переживших супругов, независимо от их пола. Дауэр — это общее право, которое дает вдове право на часть имущества мужа в отсутствие завещания. Это положение позволяет жене обеспечивать себя и детей, родившихся в браке. В большинстве случаев вдове предоставляется до одной трети доли в имуществе мужа.
По мнению этого великого французского историка и писателя, куртуазная литература, чтобы получить признание, должна была каким-то образом соответствовать тому, что занимало и волновало людей, для которых она создавалась; при этом она, напротив, должна была повлиять на линию поведения своего читателя. Однако Ж. Дюби категорически не согласен с тем, что куртуазная модель способствовала повышению роли женщины в обществе. Куртуазные сочинения, по его мнению, пропитаны женоненавистничеством. На самом деле куртуазная любовь обучала тому, как стать преданным вассалом. Сеньор, глава домочадцев, соглашался поместить свою супругу в центр состязательной борьбы молодых мужчин, в обманчивое игровое положение превосходства и власти. Дама лишала своей милости одного и предлагала ее другому. Приученное куртуазной любовью к дисциплине, мужское влечение, таким образом, было использовано в политических целях. К тому же, продолжает автор, не являлась ли женщина в данном случае всего лишь иллюзией, «ширмой»? В том военном обществе, каким было рыцарство, не являлась ли куртуазная любовь в действительности любовью мужчин? Такая интерпретация подкреплена в более свежем исследовании Ж. Согласно ему, утонченная любовь, которую называли «куртуазной», выводит на сцену женщину, «осажденную» юношей, который притворяется побежденным и униженным, чтобы завоевать ее. В большинстве случаев эта женщина оказывается супругой его сеньора. Сеньор, в свою очередь, решает использовать ее в качестве «приманки». Дама подвергает юношу испытанию, требуя от него показать, на что он способен. В силу взаимности ибо в обществе того времени любой дар требовал ответного дара и преданного служения она, наконец, решает отдаться своему возлюбленному, но не сразу, а «поэтапно». Итак, куртуазная любовь не имеет ничего общего с любовью платонической — это игра, лидерами которой становятся мужчины. Ее новшествами можно считать ожидание, мастерство «игрока» и «одомашнивание» удовольствия. Удовольствие мужчины[712] теперь заключается не в его утолении, а в его ожидании, и достигает кульминационной точки в самом влечении[713]. Эти поэмы и романы, справедливо замечает Ж. Дюби, предназначены для людей, находящихся при дворе, особенно при дворе Плантагенета, в образованной среде, знающей и почитающей Овидия. Речь идет о литературе, уводящей от действительности, поэтому историк не должен обманываться, считая, что эти документы напрямую освещают о реалии жизни той эпохи. В этом, на мой взгляд, слабая сторона аргументации автора. Действительно, если литература хоть сколько-нибудь отражала действительность, зачем сеньоры принимали такой образец поведения? Ведь он представлял для них большой риск, поскольку дамы, становившиеся объектом любви и попадавшие по воле своих супругов в столь опасную ситуацию, были их женами. В противном случае, если эта идеологическая модель не имела никаких связей с действительностью, какую пользу она приносила сеньорам и только им? Эти поэмы, говорит Ж. Дюби, воспевают не женщину, а образ, сотворенный мужчинами. Но насколько соответствует характеру мужчины того времени образ, в угоду которому он должен оказаться на положении слуги, покорного воле дамы, чьим желанием будет либо даровать ему милость, либо ответить отказом? Нет ли в этой новой концепции любви следов женского или феминизирующего влияния, как полагает автор? Кроме того, признает Ж. Дюби, эти произведения пользовались огромным успехом, а следовательно, сумели хоть в чем-то изменить нравы аудитории. Следует спросить себя и это важно прежде всего для историка , почему эта куртуазная модель была превознесена, почему она вышла на первый план и получила признание. Куртуазное поведение являлось в первую очередь отличительным критерием в рядах мужского общества: речь шла о том, чтобы изменить свое поведение не в отношении женщины в целом, а в отношении определенных дам — придворных, аристократических. Более того, куртуазная любовь, как полагает Э. Келер, могла быть изобретением клириков, испытывавших еще большее чувство неудовлетворенности, нежели «юноши» или трубадуры родом из мелкой знати. Проблема у этих двух социальных групп одна и та же: и те и другие лишены возможности жениться в силу церковных и социальных законов… но любовь — это иное дело! Этим запретным плодом духовенство отнюдь не брезгует! Запрет ничего не даст: лучше обойти его под видом куртуазности. К тому же, добавляет автор, рыцарское воспитание в мужской среде способствовало расцвету гомосексуальных наклонностей и культивировало образ недоступной, таинственной, обольстительной, запретной и беспокоящей воображение женщины, над которой рыцари всеми силами старались восторжествовать, прибегнув к бахвальству[714]. Идеализировать свое влечение, сублимировать его в невыразимое наслаждение, «joy», было более изящным, более искусным способом преодолеть чувство тревоги и беспокойства, вызванное дестабилизирующим открытием своего «сексуального тупика», и постичь «непостижимую тайну наслаждения женщиной». Тонкие замечания Ж. Дюби возвращают нас в область реалий, в область социального брака, не принимавшего любовь в расчет, что, вероятно, способствовало отводу любовной энергии в «иное русло». Тем более что в XII в. Вот где, на мой взгляд, таится уязвимое место гипотезы: ибо, несмотря на усилия автора уменьшить этот аспект, куртуазная любовь очень часто все же оказывается прелюбодейной, и этот факт явно противоречит интерпретации. Двор, орган социального регулирования и контроля, на котором крупные сеньоры собирали неженатых мужчин, дабы «умерить их непоседливость», равным образом оказывался «привилегированным местом охоты на знатных женщин». Легко можно было бы предположить, что куртуазная литература, если она находилась под контролем сеньоров и была ими инициирована, создавала или использовала этот «педагогический образец любовного поведения», применяя его к «женщинам на выданье», к девушкам из знатных семейств этого двора. Своими кодексами и правилами такая педагогика в рамках военной аристократии устанавливала границы ущерба, причиняемого неудержимым сексуальным распутством. Однако в таком случае не совсем понятно, почему этот куртуазный обычай применялся главным образом к дамам, к супругам сеньоров, и почему последние с легким сердцем принимали эту игру, ставя своих жен «в игровое положение добычи, которую надо завоевать».
Куртуазия как особый тип культуры
Современная практика употребления слова «куртуазность» носит скорее иронический характер, и подразумевает фанатичное, часто — за гранью здравого смысла, следование правилам и манерам «высокого стиля» поведения. Куртуазная любовь способствовала также и утверждению существующего порядка, проповедуя мораль, основанную на двух добродетелях: выдержке и дружбе. Само слово «куртуазность» сегодня воспринимается не совсем верно, под ним часто понимают несколько более вольные нравы, чем могли позволить себе знатные господа и дамы в XI-XII веках.