В интервью телеканалу ветеран войны в Ираке Джим Браун заявил, что США сбросили атомную бомбу около Басры в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. Видимо, госсекретарь США Джеймс Бейкер предупредил заместителя премьер-министра Ирака Тарика Азиза на встрече в Женеве 9 января 1991 года, то есть до начала войны, что его страна вернется в доиндустриальное состояние, если не выведет свои войска из Кувейта.
Ирано-иракская война: 40 лет спустя
Таким образом, освещение военных конфликтов в The New York Times (на примере освещения двух операции «Буря в пустыне» (1991 г.) и «Свобода Ираку» (2003 г.)) представляет достаточно аргументированную картину событий. Основными последствиями войны в Персидском заливе 1990-1991 годов стал разоренный Кувейт, где все 500 скважин горели, а предварительный ущерб оценивался в 50-100 миллиардов долларов. Большая их часть была направлена на поражение стационарных объектов ПВО Ирака (это прежде всего радиолокационные станции дальнего обнаружения) и системы государственного и военного управления страной. Воздушную войну в Ираке задержали примерно на неделю, поскольку слишком солидное количество средств было отвлечено на поиск и уничтожение оставшихся мобильных пусковых установок ракет «СКАД». Сенат США одобрил рассмотрение законопроекта об отмене разрешений на ведение боевых действий в Ираке, которые приняли в 1991 и 2002 годах.
Забытая война в Персидском заливе 1991 года. Бешеная атака "Томагавков"
Это позволило бы остановить войну и уберечь Ирак от тяжелых потерь и разрушений. Нефтяные итоги Войны в Ираке: 1. Нефть Ирака по прежнему принадлежит только государству Ирак. В 1991 году на митингах в Москве демократически настроенные демонстранты окрестили Горбачёва «Михаилом Сергеевичем Хусейном», подразумевая слишком авторитарный, на их взгляд, стиль правления президента СССР. Война в Персидском заливе (17 января — 28 февраля 1991) — война между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение и восстановление независимости Кувейта.
Что привело к войне и какие последствия "Буря в пустыне" имела для будущего - в материале ТАСС.
- 56. Итоги операции «Буря в пустыне»
- Месть за смерть генерала Сулеймани
- Вы точно человек?
- Операция «Буря в пустыне»: 25 лет уроков американской порки неугодным
- Что еще почитать
“Шоссе смерти”: как американцы уничтожали отступающих иракцев (1991 г.)
США имели в регионе собственные экономические интересы. Они опасались, что после успеха в Кувейте Саддам Хусейн захочет захватить ещё и Саудовскую Аравию, став хозяином почти всех залежей нефти в регионе. Сначала на совещаниях НАТО чаще звучало мнение, что на Ирак следует воздействовать при помощи экономических санкций. Но уже 6 августа было решено отправить к Персидскому заливу военный контингент. Как и Ирак, с 1972 года Советский Союз зависел от поставок нефти, и низкие цены на топливном рынке больно били по карману советских граждан. Но внешнеполитическая обстановка и идеи «перестройки» склонили советское руководство к прозападной позиции.
Михаил Горбачёв осуждал иракскую агрессию и выступал за мирное решение конфликта. Джордж Буш высказал мнение, что ради установления порядка на Ближнем Востоке следует ликвидировать режим Саддама Хусейна, который американский президент называл антидемократическим. При этом США вовсе не стремились полностью уничтожать военную мощь Ирака. Для сохранения баланса и недопущения возрастания влияния Ирана, США были заинтересованы в сохранении относительно сильного Ирака. В рамках умиротворения региона США и другие страны всего в войне официально принимали участие военные силы 41 государства, в том числе, Великобритании, Франции, Саудовской Аравии, Израиля и др.
В задачи сторожевых кораблей входил досмотр и конвоирование подозрительных судов. В ответ на это в Ираке были арестованы граждане стран, участвовавших в блокадных действиях. До конца года эти люди находились в Ираке в качестве заложников. Провели операцию «Щит пустыни» для защиты Саудовской Аравии. В первые же дни августа начались пограничные конфликты на кувейто-аравийской границе между иракскими войсками и саудовскими пограничниками.
Эр-Рияд обратился за помощью к Вашингтону. Западные союзники отправили в район Персидского залива примерно 2 тысячи боевых самолётов, 1,5 тысячи вертолётов, 4 тысячи танков, несколько тысяч орудий и единиц боевой техники, а также несколько сотен судов и 600 тысяч солдат. При этом водное и воздушное пространство для прохождения американский боевых машин открыли Египет, Италия и Испания. Для переброски столь огромного количества спецтехники и топлива США даже пришлось фрахтовать торговые корабли. Имеющаяся сегодня статистика демонстрирует, с какой огромной скоростью и в каких огромных количествах из США и Европы на Ближний Восток доставлялись грузы.
Такой масштабной и стремительной переброски людей и техники не было ещё ни в одну войну. В рамках проведения операции «Щит пустыни» устраивались регулярные боевые учения. Это было необходимо и для того, чтобы многонациональные силы антииракской коалиции сработались и для того, что солдаты обучились обращению с новейшими образцами вооружений: крылатыми ракетами SLAM, последними модификациями боевых машин пехоты М2 Брэдли и танков «Абрамс» и т. Ирак мог противопоставить западным союзникам 780 тысяч человек, 5 тысяч танков, 7 тысяч боевых машин, 700 боевых самолётов и несколько тысяч артиллерийских систем. Саддам Хусейн понимал, с каким грозным противником ему предстоит столкнуться.
Иракский лидер рассчитывал достичь компромисса с западными державами: обменять свободу Кувейта на определённые уступки со стороны США. Разумеется, идеальным выходом из ситуации для Ирака был бы вывод сил НАТО из региона и заключение нового договора по нефти с США, где были бы прописаны более высокие цены. Развёртывание западной группировки войск в Саудовской Аравии продолжалось несколько месяцев. Если бы Саддам Хусейн решился ударить по союзникам до окончания переброски людей и вооружений, возможно, ему удалось бы, если и не победить в войне, то, по крайней мере, нанести противнику серьёзный ущерб. Но тут в дело вступил психологический фактор.
Иракский лидер опасался начинать войну и упустил удобный момент. Операция «Буря в пустыне» 17 января — 28 февраля 1991 29 ноября 1990 года Совет ООН принял резолюцию о выводе иракских войск из Кувейта. Резолюция гласила, что если после 15 января 1991 года Кувейт всё ещё будет оставаться оккупированным, объединённые силы НАТО немедленно начнут военные действия против Ирака. Так как этот ультиматум был проигнорирован, западные страны начали проведение военной операции, получившей название «Буря в пустыне».
К слову, существенная разница в сведениях о количестве иракских потерь по танкам от 1 800 до 3 700 объясняется широким использованием надувных резиновых макетов техники, по которым было выпущено большое количество боеприпасов. Военное командование Ирака не только сохранило часть оперативно-тактических ракет класса «земля-земля», но и нанесло примерно 130 ракетных ударов по территории Саудовской Аравии, Бахрейна и Израиля начиная уже с 18 января. Тогда стало очевидно, что переход к широкомасштабной наступательной операции наземных сил коалиции был бы связан с неизбежностью значительных потерь. А это было неприемлемо в первую очередь для США, где еще не забыли потери в ходе войны во Вьетнаме и реакцию на них в американском обществе. Поэтому командование МНС избрало вариант продолжения нанесения систематических ракетно-бомбовых ударов авиацией и силами флота: ежесуточно самолеты союзной авиации совершали примерно 2 500 боевых вылетов. В качестве объектов поражения, помимо военных позиций и объектов, стали использоваться производственные предприятия, мосты, автомагистрали и объекты жизнеобеспечения населения. Нанесением ударов с воздуха руководство многонациональных сил стремилось достигнуть возможно большего поражения живой силы и военной техники вооруженных сил Ирака, стремились измотать и сломить их психологически, подавить волю к дальнейшему сопротивлению, вывести из строя максимум оборонительных сооружений, а в итоге снизить неизбежные потери своих войск при переходе к наземному сражению. Подобное решение руководства коалиции о продолжении ударов с воздуха, в том числе направленных уже на уничтожение иракской экономики, изменило цели и характер войны. Боевые действия вышли за рамки одобренной Советом Безопасности ООН резолюции, требующей лишь освобождения Кувейта, и стали вестись в интересах нанесения непоправимого ущерба военно-экономическому потенциалу Ирака и свержения правящего режима. Такая целевая переориентация США и их западных союзников обусловила и пересмотр отношения к продолжающейся войне у части мирового сообщества. В результате операция «Буря в пустыне» вместо запланированного срока с 17 по 19 января 1991 года продлилась 39 дней — до начала наземной «Сабли в пустыне». Бесспорно, операция «Буря в пустыне» открыла эру войн высоких технологий — с широким использованием космической разведки и спутниковых систем навигации, средств РЭБ, высокоточного оружия, ведением «неконтактной войны», когда нога солдата не зависает над окопом противника так называемый час икс , а неприятеля утюжат с воздуха. Война в Персидском заливе получила и название «телевизионной войны»: американские пропагандисты освещали ее едва ли не в прямом эфире, но под выгодным соусом. Известный факт, когда группа журналистов, допущенных на авианосец «Рузвельт», ежедневно получала «эксклюзивную» информацию... В условиях сухого закона это был весомый аргумент в пользу правдивости получаемых сведений.
То, что за это дело взялся К. Вудс, совсем не случайно. Имя его хорошо знакомо американским конгрессменам, перед которыми он неоднократно выступал с докладами о результатах анализа разных источников, добытых в Ираке5. В 2006-2007 годах К. Вудс возглавлял рабочую группу по изучению восприятия американских акций саддамовским режимом, из-под пера которой вышло несколько публикаций на эту тему6. Отдавая должное этому американскому аналитику, подчеркнем, что в одном из исследований К. Вудс не преминул огласить свой вывод об отсутствии прямой связи между Ираком эпохи С. Хусейна и "Аль-Каидой"7. В результате работа с таким выводом в открытой печати опубликована не была. Первоначально Объединенное командование вооруженных сил США объявило о том, что она будет доступна только на CD-диске и по официальному запросу8. Но на деле на ряде сайтов, в том числе и официальном сайте Объединенного командования, впоследствии была размещена отредактированная версия исследования9. Пытаясь понять логику стратегии С. Хусейна во время войны в Персидском заливе, К. Вудс поставил перед собой четыре главные цели: представить наиболее достоверную картину событий тех лет, подвергнуть их критическому анализу, посмотреть на войну глазами противника и показать, как адаптировались к послевоенной ситуации в США и Ираке с. В этой связи он даже несколько претенциозно уподобляет свой труд работам американских и английских авторов, пытавшихся понять логику Германии во Второй мировой войне как бы изнутри, вникнув в психологию немецких политиков и генералов c. Хотя нельзя не согласиться с мнением К. Вудса о том, что способность уловить оценку ситуации противником позволяет не только найти объяснение принятых врагом решений, но и предвидеть его будущие действия, поэтому является необходимым если не главным компонентом победы над ним с. В подкрепление своих рассуждений автор опирается на изречение легендарного китайского военачальника Сунь-цзы: "Поэтому и говорится что, если знаешь его [противника] и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение" с. Значительная часть книги посвящена исследованию взглядов иракского руководства на международную обстановку в период войны и рассмотрению факторов, позволивших С. Хусейну воспринимать результаты сражений иракских сил с войсками многонациональной коалиции как весьма удачные для Багдада. Одним из главных оснований для таких оценок послужила оказавшаяся достаточно успешной наступательная операция иракцев 29-31 января 1991 года в районе приграничного с Кувейтом города-порта Аль-Хафджи с. В целом же, как следует из оказавшихся в руках американского аналитика документов, иракское командование допустило в дни войны многочисленные стратегические и тактические просчеты. В их числе автор перечисляет и то, что вплоть до самого начала американского наступления, несмотря на сообщения разведки, иракское руководство не верило, что главный удар в ходе наземной операции американцы нанесут на западном фланге, в глубь территории Ирака, и то, что удар войск коалиции в феврале 1991 года застиг иракские войска врасплох и привел к их беспорядочному отходу, усиленному к тому же противоречивыми распоряжениями С. Хусейна с. Вудс подчеркивает огромный разрыв между оценкой состояния иракской армии в Багдаде и реальным положением дел на фронте, где отрезанные от линий снабжения и испытывающие недостаток продовольствия и воды иракские солдаты были неспособны оказать серьезное сопротивление войскам коалиции с. Свидетельства, обнаруженные К. Вудсом, позволяют по-новому взглянуть на возможность свержения С. Хусейна, которую американский Президент Дж. Буш не исключал в ходе войны. Из них следует, что в конце февраля 1991 года иракская армия была готова повернуть оружие против С. Хусейна, но не хватало лишь лидера, способного бросить ему вызов. В качестве доказательства К.
Некоторые источники говорят о том, что разведка США смогла заразить вирусом компьютеры иракских военных, что привело к сильной дезорганизации работы системы ПВО. Есть свидетельства и о большом количестве предательств и подкупов иракского офицерского состава, впрочем, это не умаляет заслуг американцев и их союзников, так как это также важнейшие элементы любой войны. Иракские войска были буквально сметены. Силы коалиции начали наступление сразу с нескольких сторон, планируя создать внешний и внутренний фронт окружения. Важным фактором при окружении Иракских войск, располагающихся в Кувейте, стало уничтожение всех мостов через Евфрат это сделала авиация. После этого отступить на северный берег Евфрата и уйти вглубь Ирака было уже невозможно. Еще до начала наземной операции, Иракская армия уже имела потери не менее 30 тысяч человек. Уже к середине 25 февраля Эль-Кувейт столица Кувейта была окружена, после чего обороняющиеся стали массово сдаваться в плен, 26 февраля иракские военные оставили столицу. Наступление шло по всем направлениям, в том числе и собственно на территорию Ирака. В результате разгрома основных сил Ирака, 28 февраля Саддам Хусейн был вынужден прекратить боевые действия и принять все требования ООН. После этого, 3 марта, Норман Шварцкопф командующий силами коалиции, четырехзвездочный генерал ВС США и Халед бин Султан фельдмаршал армии Саудовской Аравии на захваченной иракской авиабазе Сафван подписали с представителями иракской стороны соглашение о прекращении огня.
Агрессия Ирака против Кувейта.
Война в Персидском заливе получила и название «телевизионной войны»: американские пропагандисты освещали ее едва ли не в прямом эфире, но под выгодным соусом. Известный факт, когда группа журналистов, допущенных на авианосец «Рузвельт», ежедневно получала «эксклюзивную» информацию... В условиях сухого закона это был весомый аргумент в пользу правдивости получаемых сведений. Широкое распространение получило тогда и такое определение, как «дружественный огонь». Союзники по коалиции стреляли во все, что движется в зоне прямого выстрела, и без четкой координации в многонациональных силах зачастую стреляли по своим. При относительно небольших потерях военнослужащие той же Великобритании при общих 24 погибших потеряли от огня 11 человек. Еще в большей степени от «дружественного огня» пострадали американцы, у них при 23 потерянных вертолетах лишь пять были сбиты противником.
А еще «Буря в пустыне» стала практически последней операцией, в которой американская армия действовала по мандату ООН. Все последующие войны США, порой с союзниками, проводили без оглядки на международные организации. Как, например, в Югославии «Обдуманная сила», 1995 год, — против боснийских сербов и «Благородная наковальня», 1999 год, с бомбежками Белграда и Косово. Опять в Ираке — «Лис в пустыне», 1998 год, и «Шок и трепет», 2003 год. В Афганистане — «Безграничная досягаемость», 1998 год, и «Несокрушимая свобода», 2001 год. Так называемая «арабская весна» в Ливии — с бомбежками и убийством президента Каддафи, финансирование оппозиции в Сирии, Ливане, Египте для свержения законной власти.
За 25 лет американцы во многом преуспели...
Все думали, что Хусейн захватит только те части, о которых он неоднократно заявлял — острова и нефтяное месторождение. Но, конечно, Ирак предъявил права на «весь» Кувейт, к чему стремился на протяжении столетия. Вторжение Когда Ирак вторгся в Кувейт, время для противоречивых сигналов закончилось. Вне зависимости от наличия или отсутствия предварительного коварного плана в отношении Ирака, теперь американский президент в полной мере воспользовался предоставленной ему возможностью. Прошли даже не часы, а минуты с момента вторжения иракских войск в Кувейт — и Соединенные Штаты уже начали мобилизационные мероприятия, Белый дом осудил действия Ирака, назвав их «вопиющей военной агрессией» и потребовал «немедленно и безоговорочно вывести все иракские войска».
В Белом доме также подчеркнули, что «рассматриваются все возможные варианты действий». Спустя 24 часа американское оперативное соединение ВМС США, усиленное истребителями и бомбардировщиками, было на пути в Персидский залив. Буш искал возможности привлечь мировых лидеров к коллективным действиям против Ирака. На торговлю с Ираком было наложено эмбарго, а все иракские и кувейтские активы в США были заморожены. Сенату США удалось «решительным образом нейтрализовать попытки прекратить либо заморозить производство бомбардировщиков В-2, выполненных с использованием технологий «стеле», после того как сторонники этой программы ухватились за иракское вторжение в Кувейт как за предлог, позволяющий Соединенным Штатам активизировать работы по снижению заметности боевой техники в радиолокационном спектре обнаружения». Сторонники программы утверждали, что нападение Ирака на Кувейт «служит подтверждением того, что постоянно существует риск начала войны, и это, в свою очередь, требует создания современных вооружений». Сенатор Доул Dole заявил: «Мы можем поблагодарить Саддама Хусейна, по крайней мере, зато, что он «разбудил» нас» [38].
Спустя день после того, как сенаторы использовали ирако-кувейтский кризис для спасения производства высокотехнологичного бомбардировщика В-2, они снова, сославшись на войну, предотвратили консервацию двух кораблей ВМС времен Второй мировой войны [39]. Через несколько дней тысячи американских солдат и бронетанковая бригада были дислоцированы в Саудовской Аравии. Этой масштабной операции было дано название «Щит пустыни». Возникла необходимость увеличения затрат на военные нужды США. Менее чем через год после политических изменений в Восточной Европе, когда предприятия оборонно-промышленного комплекса Советского Союза были вынуждены работать на фоне масштабного сокращения вооруженных сил и недостаточного дофинансирования, представители исполнительной власти и аналитики США заявили, что кризис в Персидском заливе стал лучом надежды для американских военных компаний. Как написала американская газета «Вашингтон пост», «возможными бенефициарами» кризиса являются «различные предприятия военной промышленности» [40]. К сентябрю Джеймс Вебб James Webb , бывший помощник министра обороны и министр ВМС в администрации Рейгана, посчитал необходимым высказаться следующим образом: «Президент должен знать, что в то время как большинство американцев работают не покладая рук, чтобы поддержать его, за их внешним уважением кроется цинизм.
Многие утверждают, что наращивание военной мощи — это не более чем очередная «игра Пентагона с бюджетом», направленная на предотвращение сокращений вооруженных сил, командование которых ищет способ их применения на фоне сокращения военных баз НАТО» [41]. Примечательно, что был услышан еще один скептически настроенный помощник министра обороны США. Лоуренс Корб Lawrence Korb написал, что развертывание войск в Саудовской Аравии «в большей степени объясняется предстоящими боями за бюджет на Капитолийском холме, чем возможной военной операцией против Саддама Хусейна» [42]. Но разве существуют пределы цинизма для конгрессмена, преследующего переизбрание? К началу октября можно было прочитать следующее: «Политическая подоплека развертывания американских частей в Саудовской Аравии сыграла важную роль в деле ограничения сокращения расходов на оборону в контексте воскресного соглашения по бюджету и прекращения «свободного падения» военных расходов, которое некоторые аналитики предсказывали ранее. Специалисты по стратегическим вопросам с Капитолийского холма подчеркивали, что операция «Щит пустыни» внесла существенные изменения в политический климат переговорного процесса и заставила некоторых представителей законодательной власти, выступавших за сокращение военного бюджета, изменить свою позицию по этому вопросу. Благодаря достигнутому компромиссу по оборонному бюджету… не сократилось не только финансирование операции «Щит пустыни», но и сохранилась большая часть ежегодного финансирования в ответ на бешеный натиск Советского Союза на Восточную Европу [43].
Между тем президента Джорджа Буша стало поддерживать большее количество американцев. Его рейтинг был восстановлен. Первый опрос, проведенный в августе после вступления США в конфликт в Персидском заливе, показал повышение рейтинга до 74 процентов, по сравнению с 60 процентами в конце июля. Американской общественности, однако, похоже, требуются регулярные поводы для вспышек патриотизма, чтобы поддерживать любовь к человеку, занимающему кабинет в Белом доме. Однако Буш оказался не в состоянии четко определить цели и задачи, преследуемые США в Персидском заливе, и к середине октября его рейтинг едва достигал 56 процентов — самый низкий уровень с момента вступления в должность. Рейтинг Буша оставался примерно на этом уровне до следующей вспышки воинственного патриотизма в январе, как мы увидим [44]. Прелюдия к войне По мере того как Ирак продолжал грабить Кувейт и превращать его в свою 19-ю провинцию, Соединенные Штаты усиливали свое военное присутствие в Саудовской Аравии и водах Персидского залива.
США также использовали тактику принуждения и самых щедрых за всю историю своего существования подкупов, чтобы создать «коалицию» для поддержки подготовленных Вашингтоном резолюций и участия в предстоящей военной кампании. Одним из таких примеров может служить попытка придать респектабельность «многонациональным» силам в предстоящей кампании, чтобы затем прикрываться этим «фиговым листком». Эта тактика уже была опробована в войнах в Корее, Гренаде и Афганистане, где американцы вели самостоятельные боевые действия при формальном существовании «коалиции». В целях привлечения в «коалицию» Египту были прощены многомиллиардные долги; Сирия, Китай, Турция, Советский Союз и другие страны получили военную или экономическую помощь, кредиты Всемирного банка и Международного валютного фонда, отмену санкции и другие привилегии, причем не только от США, но под давлением Вашингтона и от Германии, Японии и Саудовской Аравии. В дополнение к этому, администрация Буша перестала критиковать государства, участвовавшие в коалиции, за нарушения прав человека [45]. Однако Вашингтон и мировые средства массовой информации были недовольны сдержанной позицией Германии, которая не торопилась встать на сторону стран, выбравших путь войны. Немцы, о которых еще вчера говорили как о фашистах, прошедших маршем через Польшу, теперь обвинялись в «трусости» из-за массовых мирных демонстраций, прокатившихся по Германии.
Вашингтон протолкнул через Совет Безопасности ООН десяток резолюций, осуждавших Ирак, вводивших против него жесткие экономические санкции и дающих «разрешение» на ведение против него войны. Только Куба и Йемен проголосовали против всех этих резолюций. Когда 29 ноября в адрес представителя Йемена, высказавшего свой голос против ключевой резолюции по применению силы, раздались аплодисменты, председательствовавший на заседании госсекретарь США Бейкер сказал членам своей делегации: «Я надеюсь, что он наслаждался этими аплодисментами, потому что это может оказаться самым дорогим голосованием в его жизни». Весточка долетела до адресата, и буквально через несколько дней это небольшое государство на Ближнем Востоке пострадало от резкого сокращения американской помощи [46]. Ситуация, когда ООН попала под контроль США, побудила британского политического обозревателя Эдварда Пирса Edward Pearce написать, что Организация Объединенных Наций «функционирует, как английский средневековый парламент, в котором ведутся консультации, соблюдается церемониал, но который помнит об исключительном праве короля, поэтому пробормочет что-то, да и примет нужное решение» [48]. Скоро Соединенные Штаты столкнулись с вопросом — сколько им следует ждать с момента введения санкций в отношении Ирака до прямого военного вмешательства? Администрация и ее сторонники утверждали, что они давали Хусейну все шансы, чтобы найти мирный способ сохранить лицо и выбраться из той сложной ситуации, в которую он сам себя поставил.
Но факт остается фактом — каждый раз, когда президент Буш делал иракскому лидеру какие-либо предложения, всегда они были пронизаны оскорблениями и никогда не предполагали хотя бы малейшего признания законности заявленных Ираком претензий [49]. В самом деле, Буш охарактеризовал вторжение со стороны Ирака как «неспровоцированный акт» [50]. В речах президента чувствовалось все больше сарказма, а обвинения из его уст становились слишком преувеличенными. Буш переносил обвинения на личностный уровень, демонизируя тем самым Саддама Хусейна и действуя по схеме, которую он использовал в отношении Норьеги, а Рейган — в отношении Каддафи, словно эти иностранцы не имели гордости или интеллектуальных способностей, какими располагают американцы. Вот как писала об этом газета «Лос-Анджелес тайме»: «Вскоре после иракского вторжения… Буш осторожно сравнил агрессию Ирака с немецкой агрессией против Польши, которая стала причиной начала Второй мировой войны. Однако он не дошел до сравнения президента Саддама Хусейна с Адольфом Гитлером. Но в прошлом месяце осторожность была пушена побоку, когда Буш не только сравнил Хусейна с Гитлером, но и пригрозил инициировать судебные разбирательства в отношении военных преступлений в стиле Нюрнбергского процесса.
Затем, на прошлой неделе Буш пошел еще дальше, утверждая, что иракский лидер хуже, чем Гитлер, потому что немцы никогда не использовали американских граждан в качестве «живого шита» на военных объектах». После такого опошления событий Второй мировой войны Буш продолжал предостерегать, что любое одобрение неконтролируемой агрессии «завтра может вылиться в мировую войну». Как сказал один из его собственных чиновников, Бушу «надо научиться выбирать слова» [51]. Вскоре Саддам Хусейн осознал, что, оккупировав весь Кувейт и разграбив его, он откусил гораздо больше, чем может прожевать. В начале августа, а затем еще раз в октябре Хусейн давал ясно понять, что готов вывести иракские войска из Кувейта в обмен на единоличный контроль над нефтяным месторождением Румайла, гарантированный доступ к Персидскому заливу, снятие санкций, а также урегулирование споров по вопросам добычи нефти и ценообразования [52]. Он также начал выпускать из заключения некоторых иностранцев, имевших несчастье оказаться в Ираке или Кувейте во время войны. В середине декабря последний из них был освобожден.
В начале декабря Ирак приступил к обустройству новой границы с Кувейтом, что должно было демонстрировать, что Багдад отказался от намерений сделать Кувейт частью Ирака. Правда, истинное намерение иракской стороны в вопросах демаркации границы до конца не было ясным [53]. А в начале января Хусейн сделал еще одно более существенное предложение по мирному урегулированию вопроса. Администрация Буша решила проигнорировать все предложения иракской стороны.
С учетом этого вокруг основных целей в стране расположили большое количество зенитных систем малого радиуса действия включая ЗПУ-14.
Иракцы считали, что эти средства способны справиться с угрозой -Томагавков-. Задача обнаружения воздушных целей решалась примитивно. Посты наблюдателей образовывали три кольца: первый — вдоль всех границ страны, второй — примерно в 150 км в глубь иракской территории и третий непосредственно вокруг важнейших целей На каждом посту дежурило по 6-8 человек, которые посменно наблюдали за воздушным пространством в бинокли. Вышки постов отстояли друг от друга на 5-8 км в зависимости от рельефа местности. Каждая оборудовалась радиостанцией и обычным телефоном Сообщения наблюдателей анализировались в промежуточных штабах, пересылались для проверки ближайшим постам радиолокационного наблюдения, затем поступали в штабы оперативных секторов ПВО.
Такая система позволяла не только обнаруживать низколетящие средства воздушного нападения, но и вычислять, к каким целям они направляются. Она отлично показала себя во время ирано-иракской воины и к 1991 г. Это случилось 17 января в 2 ч 35 минут. Ракетная атака сопровождалась постановкой интенсивных радиопомех системе связи наблюдателей. Поэтому визуальное наблюдение и простое прослушивание неба зачастую были единственными способами обнаружения американских ракет.
М-р Хамид Hameed был опытным офицером- зенитчиком. Отряд занял позицию неподалеку от Хаббании Habbanya и авиабазы Таммуз Tammuz Основной его задачей стало уничтожение крылатых ракет на пути к иракской столице, побочной — защита авиабазы от низковысотных атак самолетов коалиции. Отряд Хамида был частью очень сильного пояса ПВО. Позиция давала ему возможность видеть все. В течение последующей ночи он дважды получал предупреждения о приближающихся воздушных целях, но, вглядываясь в небо, видел лишь какие-то крошечные обьекты.
Он предположил, что это могут быть те самые крылатые ракеты, о которых столько говорилось в багдадском центре ПВО. В первые часы яркого солнечного утра субботы 19 января пришло еще одно сообщение о приближении с запала новой волны воздушных целей. Хамид приказал своему отряду приготовиться к их встрече. Четверо наиболее подготовленных стрелков подняли пусковые установки -Игла- и изготовились к бою. Каждый из них перекрывал свой сектор воздушного пространства.
Ирак мог противопоставить западным союзникам 780 тысяч человек, 5 тысяч танков, 7 тысяч боевых машин, 700 боевых самолётов и несколько тысяч артиллерийских систем. Саддам Хусейн понимал, с каким грозным противником ему предстоит столкнуться. Иракский лидер рассчитывал достичь компромисса с западными державами: обменять свободу Кувейта на определённые уступки со стороны США. Разумеется, идеальным выходом из ситуации для Ирака был бы вывод сил НАТО из региона и заключение нового договора по нефти с США, где были бы прописаны более высокие цены. Развёртывание западной группировки войск в Саудовской Аравии продолжалось несколько месяцев. Если бы Саддам Хусейн решился ударить по союзникам до окончания переброски людей и вооружений, возможно, ему удалось бы, если и не победить в войне, то, по крайней мере, нанести противнику серьёзный ущерб. Но тут в дело вступил психологический фактор. Иракский лидер опасался начинать войну и упустил удобный момент. Операция «Буря в пустыне» 17 января — 28 февраля 1991 29 ноября 1990 года Совет ООН принял резолюцию о выводе иракских войск из Кувейта. Резолюция гласила, что если после 15 января 1991 года Кувейт всё ещё будет оставаться оккупированным, объединённые силы НАТО немедленно начнут военные действия против Ирака.
Так как этот ультиматум был проигнорирован, западные страны начали проведение военной операции, получившей название «Буря в пустыне». Всю осень и первую половину зимы Ирак готовился к отражению нападения. На кувейто-саудовской границе появились мощные укрепления с траншеями и многометровыми валами «линия Саддама». Аналогичные полосы располагались и на побережье, чтобы предупредить высадку морского десанта. Поскольку Ирак располагал огромным количеством танков, страны-союзницы долго не решались на наземное наступление. Военному столкновению предшествовала длительная более месяца артиллерийская и воздушная подготовка фаза «бесконтактной войны». В воздухе американцы и их союзники имели явное преимущество. Специалисты по радиоэлектронной борьбе заглушали иракские радары радиопомехами. В первые же дни операции были уничтожены две иракские станции раннего предупреждения ПВО. В воздушной защите Ирака возникла брешь, куда устремились сотни западных самолётов и вертолётов.
Параллельно были выпущены ракеты с судов, базировавшихся в Персидском заливе и Красном море. Американские лётчики действовали чётко и слаженно, уничтожая намеченные наземные цели. Лучше всего в воздушных боях показали себя истребители F-15, превосходившие советские МиГ-25 и МиГ-29, которыми пользовались иракские лётчики. Багдад был в растерянности: иракские военные делали основную ставку на укрепления, рассчитывая, что бои будут вестись преимущественно на земле. И хотя большую часть своих самолётов иракцам удалось спасти, спрятав их в подземных базах, вести воздушную войну с западными странами было практически нереально из-за американских систем радиоэлектронной борьбы. К 19 января антииракская коалиция достигла полного господства в воздухе. С этого момента каждый день на территорию Ирака совершалось по несколько сотен авианалётов. Единственное, что могли делать в этих условиях иракские лётчики — это совершать небольшие отчаянные вылазки. Также Ирак отвечал американцам ракетами, выпущенными из комплексов «Скад», которые, не обладая высокой точностью, были очень мобильны, мгновенно исчезая в пустыне сразу после нанесения удара. Однако ситуация, в которой противник планомерно уничтожает важные наземные объекты, оставаясь при этом вне досягаемости, отрицательно сказывалась на моральном духе иракцев.
Поэтому в конце января Саддам решился на вылазку в районе города Хафджи Саудовская Аравия , где находилась важная магистраль, и где располагались военные части Саудовской Аравии и Катара. Иракским войскам удалось взять город. Однако к 1 февраля союзники выбили иракские части из Хафджи. Перед наземным столкновением американцы стали изматывать противника, чередуя авианалёты с бомбардировками. Багдад всё ещё пытался добиться компромисса.
Вторжение в Ирак. 20 лет спустя
Организацию Объединенных Наций не удалось убедить дать «зеленый свет» для вторжения. Тогда Вашингтон решил действовать без одобрения ООН, хотя даже ряд ключевых его союзников в Европе включая Францию и Германию высказались против военной операции. Компанию американцам на начальном этапе агрессии составили прежде всего Великобритания и Польша. Еще в октябре 2002 года Конгресс США на основании представленных администрацией данных о разработке Ираком оружия массового уничтожения принял резолюцию, разрешавшую ведение боевых действий против Ирака. В регион Персидского залива активно перебрасывались американские войска. Утром 20 марта 2003 года началась операция «Иракская свобода».
А 9 апреля был взят без боя Багдад — символом падения столицы стало показанное в прямом эфире на весь мир свержение с постамента одной из статуй Саддама Хусейна. Вскоре под оккупацией оказалась вся страна. Но скорая американская победа стала предвестницей череды множества катастроф, ощущающихся и по сей день. На протяжении всего 2003 года представители Белого дома повторяли мантру об иракском оружии массового поражения как об оправдании вторжения. Но заместитель министра обороны Пол Вулфовиц проговорился в интервью: «По бюрократическим причинам, мы остановились на одном вопросе — оружии массового уничтожения — потому что это была единственная причина, по которой все могли прийти к согласию».
Так вот, несмотря на тщательные поиски, проведенные возглавляемой американцем Дэвидом Кеем Иракской исследовательской группой ISG с участием более 1400 человек, никаких свидетельств оружейных программ в оккупированной американцами стране обнаружено не было. Напротив, расследование пришло к выводу, что Ирак уничтожил все основные запасы оружия массового уничтожения и прекратил производство в 1991 году, когда были введены экономические санкции. Правда, потом Дэвид Кей на слушаниях в Сенате заявлял, что «мы почти все ошибались» относительно наличия в Ираке запасов оружия массового уничтожения, но что другие выводы исследовательской группы позволяют предположить, что Ирак потенциально был «более опасным», чем считалось до войны. Я этим глубоко разочарован и сожалею об этом». Уже вскоре после вторжения ЦРУ, разведывательное управление Пентагона и другие разведывательные ведомства в значительной степени дискредитировали прежние «доказательства», связанные с иракским оружием, а также предполагаемыми связями с террористами.
Бушу и его администрации пришлось перейти таким к второстепенным объяснениям войны, как положение с правами человека при режиме Саддама Хусейна и продвижение демократии в Ираке. Так, 2 августа 2004 года президент Буш заявил: «ная то, что я знаю сегодня, мы все равно продолжили бы вторжение в Ирак... Решение, которое я принял, - это правильное решение.
Началась она с вторжения Ирака в Кувейт 2 августа 1990 года. Ко всему прочему, Кувейт не придерживался квот ОПЕК по добыче нефти, что не способствовало так необходимому обнищавшему после войны Ираку подъёму цен на нефть. В купе с тем, что в Ираке были популярны идеи не без оснований о том, что исторически территория Кувейта относится к Ираку, Саддам Хуссейн принял роковое для себя и для Ирака решение начать вторжение в соседнее государство. Некоторые источники приводят текст телефонного разговора, якобы состоявшегося между Саддамом Хусейном и эмиром Кувейта шейхом Джабером 1 августа, за день до иракского вторжения. Хусейн спросил: «Как поживаешь, о шейх Джабер? Однако попытка захватить шейха Джабера провалилась — он успел улететь в соседнюю Саудовскую Аравию. С самого начала иракской интервенции Совбез ООН начал принимать резолюции, призывающие вывести оккупационные войска. Уже 8 августа марионеточное правительство, установленное в Кувейте, и руководство Ирака объявили о слиянии двух государств. В тот же день на территорию Саудовской Аравии начали прибывать первые американские военные 82-я воздушно-десантная дивизия. В общей сложности были развернуты войска, численностью 956 тысяч человек, более 3300 танков, 3600 единиц артиллерии, 4000 бронемашин. Численность авиационной группировки превысила 2600 самолётов и 1950 вертолётов.
Фото 11. Четыре года спустя, генерал Норман Шварцкопф пытался оправдать то, что произошло на шоссе смерти: «Первая причина, почему мы бомбили шоссе, в том, что там было много военной техники, и я отдал приказ всем своим командирам уничтожать иракское военное оборудование, которое мы, возможно, могли бы уничтожить. Во-вторых, это не была куча невинных людей, просто пытающихся вернуться обратно через границу в Ирак. Это было сборище насильников, убийц и отморозков, которые насиловали и грабили мирных жителей в Кувейте и теперь пытались выбраться из страны, прежде чем они были пойманы». Фото 12. Однако законность решения о нанесении ударов по отступающим иракским войскам весьма сомнительна. Дело в том, что к моменту нанесения удара иракские войска находились вне состояния войны, поскольку, практически за сутки до этого, 26 февраля 1991 года в 2 часа ночи по местному времени багдадское радио официально объявило о том, что министр иностранных дел Ирака принял советское предложение о прекращении огня и отдал приказ всем иракским войскам отойти на позиции, занимаемые до 2 августа 1990 года, а также, что Ирак будет полностью соблюдать резолюцию ООН 660. В то же время, по мнению тогдашнего заместителя министра иностранных дел СССР Александра Белоногова, выступление Саддама Хусейна по багдадскому радио 26 февраля стало главным препятствием на пути к урегулированию конфликта — оно носило задиристый тон, призывало иракцев праздновать победу и делало намёк, что со временем Кувейт всё равно отойдёт к Ираку. США увидели в готовности Саддама Хусейна вывести войска с территории Кувейта не более чем политическую игру, попытку спасти армию от полного окружения и уничтожения. Как бы то ни было, очевидцы свидетельствуют, что во второй половине дня 26 февраля начался фактический вывод иракских войск из Кувейта, для эвакуации которых, в том числе, использовалась большая колонна из захваченных в Кувейте туристических автобусов. В результате уничтожение отступавших иракских солдат нарушает общие положения Женевской конвенции 1949 года, статья III которой запрещает убийство солдат, находящихся вне боя. На данном основании нападение на выводимых из Кувейта иракских солдат было квалифицировано как военное преступление в Докладе о военных преступлениях Соединенных Штатов против Ирака в Следственную комиссию Международного трибунала по военным преступлениям Рэмси Кларка, генерального прокурора США в администрации президента Линдона Джонсона, а также в других источниках Обугленные останки иракского солдата, пытавшегося выбраться из горящего транспортного средства.
Примечательно, что был услышан еще один скептически настроенный помощник министра обороны США. Лоуренс Корб Lawrence Korb написал, что развертывание войск в Саудовской Аравии «в большей степени объясняется предстоящими боями за бюджет на Капитолийском холме, чем возможной военной операцией против Саддама Хусейна» [42]. Но разве существуют пределы цинизма для конгрессмена, преследующего переизбрание? К началу октября можно было прочитать следующее: «Политическая подоплека развертывания американских частей в Саудовской Аравии сыграла важную роль в деле ограничения сокращения расходов на оборону в контексте воскресного соглашения по бюджету и прекращения «свободного падения» военных расходов, которое некоторые аналитики предсказывали ранее. Специалисты по стратегическим вопросам с Капитолийского холма подчеркивали, что операция «Щит пустыни» внесла существенные изменения в политический климат переговорного процесса и заставила некоторых представителей законодательной власти, выступавших за сокращение военного бюджета, изменить свою позицию по этому вопросу. Благодаря достигнутому компромиссу по оборонному бюджету… не сократилось не только финансирование операции «Щит пустыни», но и сохранилась большая часть ежегодного финансирования в ответ на бешеный натиск Советского Союза на Восточную Европу [43]. Между тем президента Джорджа Буша стало поддерживать большее количество американцев. Его рейтинг был восстановлен. Первый опрос, проведенный в августе после вступления США в конфликт в Персидском заливе, показал повышение рейтинга до 74 процентов, по сравнению с 60 процентами в конце июля. Американской общественности, однако, похоже, требуются регулярные поводы для вспышек патриотизма, чтобы поддерживать любовь к человеку, занимающему кабинет в Белом доме. Однако Буш оказался не в состоянии четко определить цели и задачи, преследуемые США в Персидском заливе, и к середине октября его рейтинг едва достигал 56 процентов — самый низкий уровень с момента вступления в должность. Рейтинг Буша оставался примерно на этом уровне до следующей вспышки воинственного патриотизма в январе, как мы увидим [44]. Прелюдия к войне По мере того как Ирак продолжал грабить Кувейт и превращать его в свою 19-ю провинцию, Соединенные Штаты усиливали свое военное присутствие в Саудовской Аравии и водах Персидского залива. США также использовали тактику принуждения и самых щедрых за всю историю своего существования подкупов, чтобы создать «коалицию» для поддержки подготовленных Вашингтоном резолюций и участия в предстоящей военной кампании. Одним из таких примеров может служить попытка придать респектабельность «многонациональным» силам в предстоящей кампании, чтобы затем прикрываться этим «фиговым листком». Эта тактика уже была опробована в войнах в Корее, Гренаде и Афганистане, где американцы вели самостоятельные боевые действия при формальном существовании «коалиции». В целях привлечения в «коалицию» Египту были прощены многомиллиардные долги; Сирия, Китай, Турция, Советский Союз и другие страны получили военную или экономическую помощь, кредиты Всемирного банка и Международного валютного фонда, отмену санкции и другие привилегии, причем не только от США, но под давлением Вашингтона и от Германии, Японии и Саудовской Аравии. В дополнение к этому, администрация Буша перестала критиковать государства, участвовавшие в коалиции, за нарушения прав человека [45]. Однако Вашингтон и мировые средства массовой информации были недовольны сдержанной позицией Германии, которая не торопилась встать на сторону стран, выбравших путь войны. Немцы, о которых еще вчера говорили как о фашистах, прошедших маршем через Польшу, теперь обвинялись в «трусости» из-за массовых мирных демонстраций, прокатившихся по Германии. Вашингтон протолкнул через Совет Безопасности ООН десяток резолюций, осуждавших Ирак, вводивших против него жесткие экономические санкции и дающих «разрешение» на ведение против него войны. Только Куба и Йемен проголосовали против всех этих резолюций. Когда 29 ноября в адрес представителя Йемена, высказавшего свой голос против ключевой резолюции по применению силы, раздались аплодисменты, председательствовавший на заседании госсекретарь США Бейкер сказал членам своей делегации: «Я надеюсь, что он наслаждался этими аплодисментами, потому что это может оказаться самым дорогим голосованием в его жизни». Весточка долетела до адресата, и буквально через несколько дней это небольшое государство на Ближнем Востоке пострадало от резкого сокращения американской помощи [46]. Ситуация, когда ООН попала под контроль США, побудила британского политического обозревателя Эдварда Пирса Edward Pearce написать, что Организация Объединенных Наций «функционирует, как английский средневековый парламент, в котором ведутся консультации, соблюдается церемониал, но который помнит об исключительном праве короля, поэтому пробормочет что-то, да и примет нужное решение» [48]. Скоро Соединенные Штаты столкнулись с вопросом — сколько им следует ждать с момента введения санкций в отношении Ирака до прямого военного вмешательства? Администрация и ее сторонники утверждали, что они давали Хусейну все шансы, чтобы найти мирный способ сохранить лицо и выбраться из той сложной ситуации, в которую он сам себя поставил. Но факт остается фактом — каждый раз, когда президент Буш делал иракскому лидеру какие-либо предложения, всегда они были пронизаны оскорблениями и никогда не предполагали хотя бы малейшего признания законности заявленных Ираком претензий [49]. В самом деле, Буш охарактеризовал вторжение со стороны Ирака как «неспровоцированный акт» [50]. В речах президента чувствовалось все больше сарказма, а обвинения из его уст становились слишком преувеличенными. Буш переносил обвинения на личностный уровень, демонизируя тем самым Саддама Хусейна и действуя по схеме, которую он использовал в отношении Норьеги, а Рейган — в отношении Каддафи, словно эти иностранцы не имели гордости или интеллектуальных способностей, какими располагают американцы. Вот как писала об этом газета «Лос-Анджелес тайме»: «Вскоре после иракского вторжения… Буш осторожно сравнил агрессию Ирака с немецкой агрессией против Польши, которая стала причиной начала Второй мировой войны. Однако он не дошел до сравнения президента Саддама Хусейна с Адольфом Гитлером. Но в прошлом месяце осторожность была пушена побоку, когда Буш не только сравнил Хусейна с Гитлером, но и пригрозил инициировать судебные разбирательства в отношении военных преступлений в стиле Нюрнбергского процесса. Затем, на прошлой неделе Буш пошел еще дальше, утверждая, что иракский лидер хуже, чем Гитлер, потому что немцы никогда не использовали американских граждан в качестве «живого шита» на военных объектах». После такого опошления событий Второй мировой войны Буш продолжал предостерегать, что любое одобрение неконтролируемой агрессии «завтра может вылиться в мировую войну». Как сказал один из его собственных чиновников, Бушу «надо научиться выбирать слова» [51]. Вскоре Саддам Хусейн осознал, что, оккупировав весь Кувейт и разграбив его, он откусил гораздо больше, чем может прожевать. В начале августа, а затем еще раз в октябре Хусейн давал ясно понять, что готов вывести иракские войска из Кувейта в обмен на единоличный контроль над нефтяным месторождением Румайла, гарантированный доступ к Персидскому заливу, снятие санкций, а также урегулирование споров по вопросам добычи нефти и ценообразования [52]. Он также начал выпускать из заключения некоторых иностранцев, имевших несчастье оказаться в Ираке или Кувейте во время войны. В середине декабря последний из них был освобожден. В начале декабря Ирак приступил к обустройству новой границы с Кувейтом, что должно было демонстрировать, что Багдад отказался от намерений сделать Кувейт частью Ирака. Правда, истинное намерение иракской стороны в вопросах демаркации границы до конца не было ясным [53]. А в начале января Хусейн сделал еще одно более существенное предложение по мирному урегулированию вопроса. Администрация Буша решила проигнорировать все предложения иракской стороны. В ответ на августовское предложение Саддама Хусейна Госдепартамент «категорически» отрицал, что оно когда-либо делалось. Это же подтвердил затем и Белый дом [54]. Позднее в стенограммах Конгресса было записано: «Иракцы, по-видимому, считают, что вторжение в Кувейт позволит привлечь к ним внимание мировой общественности, выторговать для себя в ходе переговоров преференции в экономике и затем вывести свои войска из Кувейта… Дипломатическое решение вопроса, отвечающее интересам Соединенных Штатов, вероятно, могло быть достигнуто в течение первых дней после вторжения». Администрация Буша, говорится в документе Конгресса, хотела любым способом избежать того, что могло бы выглядеть как поощрение вторжения. Однако отставной офицер сухопутных войск США, действовавший в качестве посредника в августовских переговорах, заявил впоследствии, что мирное предложение «уже шло вразрез с проводимой политической линией» [55]. Но после прохождения определенной точки в процессе наращивания своей военной мощи могли ли Соединенные Штаты допустить мирное разрешение конфликта, даже если бы они этого хотели? Бывший помощник министра обороны Лоуренс Корб Lawrence Korb в конце ноября поделился своими наблюдениями. Он сказал, что все структурные подразделения министерства обороны старались принять участие в военной операции, чтобы доказать свою значимость и необходимость их сохранения в структуре МО, чтобы гарантировать их длительное финансирование: «К середине января… Соединенные Штаты будут иметь в Персидском заливе более 400 тысяч военнослужащих [оказалось, более 500 тысяч] всех пяти видов вооруженных сил даже включая береговую охрану. Это примерно на 100 тысяч больше, чем было в Европе в любое время в ходе холодной войны. По окончании развертывания группировки сухопутные войска будут насчитывать восемь дивизий, дислоцированных на территории Саудовской Аравии в два раза больше, чем было в Европе , две трети всех подразделений и частей морской пехоты будут развернуты в зоне конфликта… Командование военно-морских сил направит в зону конфликта шесть из имеющихся четырнадцати авианосных ударных групп, два из четырех линейных кораблей и одну из двух групп десантных транспортов… В зоне конфликта командование ВВС уже разместило девять из двадцати четырех действующих тактических авиакрыльев, а также бомбардировщики. Планируются к отправке в зону конфликта части и подразделения резервистов. Корб с удивлением спрашивает, могло ли высшее командование ВС США не поддаться давлению, оказывавшемуся со стороны командований видов вооруженных сил? Например, не поддаться давлению со стороны командования ВМС, отдавшего приказ направить несколько авианосцев в узкие и опасные воды Персидского залива только для того, чтобы быть поближе к театру военных действий? Не поддаться давлению со стороны командования Корпуса морской пехоты, которое, возможно, хотело доказать, что десантные операции все еще необходимы в ходе военных действий, и продемонстрировать высадку на неприятельский берег? И могли ли сухопутные войска оставаться в стороне, когда предпочтение отдается военно-воздушным силам [56]? Высшее военное командование сопротивляться давлению не смогло, и это продлило войну. Американские военные и президент Буш должны были показать всю свою мощь, показать, что они могут вести самые современные, с использованием новейших разработок, войны, и никакие сигналы из Ирака о переговорах и миротворцы не должны были все испортить. Журнал «Форчун», в простой форме описывая стойкость Буша, так описал довоенный период: «Президент и его люди работали сверхурочно, чтобы устранить некоторых политиков в арабском мире, Франции и Советском Союзе, выступавших за мирное урегулирование конфликта. Ведь такие политики могли позволить Саддаму Хусейну сохранить лицо и выпутаться из устроенной Бушем ловушки. Снова и снова Буш повторял свою мантру: никаких переговоров, никаких сделок, никаких попыток сохранить лицо, никаких компенсаций и в особенности никакой увязки с палестинской мирной конференцией [пункт, на который Ирак обращал внимание несколько раз]» [57].
Вторжение в Ирак. 20 лет спустя
Основные статьи: Вооружённые силы Ирака в 1991 году, Оборонно-промышленный комплекс Ирака в 1991 году. Ветеран войны в Ираке Джим Браун утверждает, что в 1991 году США сбросили на Ирак атомную бомбу, передает агентство со ссылкой на 17 января 1991 года силы антииракской коалиции во главе с США начали боевые действия против Ирака – операцию "Буря в пустыне".