16 января исполнилось 477 лет от венчания на царство первого русского царя – Ивана Грозного (1530-1584 гг.). В этот очень значительный для нашей истории день в 1547 года в Успенском соборе Кремля впервые состоялась данная торжественная церемония. Официально царский титул первым в России принял Иван IV Васильевич Грозный, венчавшийся на царство в 1547 г. Перенятое из Византии венчание на царство (впоследстии чин коронации) со временем претерпевало изменения. Впервые обряд венчания на царство, практически полностью совпадавший с этой церемонией в том виде, в котором она существовала в Византии, был совершён над сыном Ивана Грозного — царём Федором Ивановичем в 1584 году. Этот кризис не был преодолён и после венчания на царство Ивана IV Васильевича Грозного (16.1.1547).
Читайте также
- Иван Васильевич, ставший Грозным
- Сегодня годовщина венчания на Царство Государя Иоанна Грозного
- Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство!
- Кто был первым русским царем - Парламентская газета
- 466 лет назад произошло первое венчание на царство на Руси
- Как Иван Грозный на царство венчался
16/29 января 1547 года. Венчание на Царство Иоанна Грозного
Венчание на царство великого князя Московского и Всея Руси Ивана IV Васильевича (1547) | 25 января 1547 года состоялось первое в отечественной истории венчание на царство. |
Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство | Коронации русских императоров, хотя и были основаны на венчаниях на царство московских царей и проходили также в Успенском соборе, значительно отличались. |
Ответы : В каком соборе произошло венчание Ивана 4 и какой год? | Чин венчания Дмитрия Внука был позже использован для разработки чина венчания на царство Ивана Грозного. |
Венчание на царство Ивана 4 Грозного – кратко о фактах и значении, дата события | Официально царский титул первым в России принял Иван IV Васильевич Грозный, венчавшийся на царство в 1547 г. |
ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ | Москва становилась с этого момента царствующим городом, а государство теперь могло именоваться Русским царством. 326px-Венчание_на_царство_Ивана_Грозного_Лицевой_летописный_ |
ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
- Литература
- Иван Грозный - биография, жизнь и смерть царя
- Как короновали русских царей?
- Предыдущие выпуски
16 января 1547 года – на Руси состоялось первое венчание на царство
Номинально он стал правителем в 3 года после смерти отца, а в 1547 году Иван впервые в российской истории венчался на царство. Венчание на царство Ивана Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного. Царствование Ивана Грозного закончилось тем,что экономика страны полностью развалилась, и кроме этого он проиграл Ливонскую войну, которую считал главной задачей своей жизни. Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. Некоторые исследователи утверждают, что венчание на царство Ивана IV Грозного стало стартом для многих лет насилия и жестокости.
466 лет назад произошло первое венчание на царство на Руси
Как Иван Грозный на царство венчался | Если взглянуть на фактические итоги царствования Иоанна IV, то мы увидим, что Иван Грозный правил 51 год и за это время. |
Иван IV Грозный: первый царь всея Руси | Статьи | Известия | Реконструкция венчания на царство Ивана IV Грозного прошла в Благовещенском соборе Казанского кремля. |
466 лет назад произошло первое венчание на царство на Руси | Читайте также Венчание на царство Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. |
ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ | Официально царский титул первым в России принял Иван IV Васильевич Грозный, венчавшийся на царство в 1547 г. |
Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси
Это слова из молитвы святителя митрополита Макария Московского при венчании на Царство Великого князя Иоанна IV Васильевича Грозного. Сохранились две основные редакции «Чина венчания Ивана IV на царство» – летописная и формулярная. Венчание Ивана Грозного на царство.
Как Иван Грозный на царство венчался
И в то же время он сам ничего не решал, по-прежнему находился в заложниках у правителей страной. Это сказалось в ненависти ко всему миру, и желанию любой ценой заполучить власть, причем полную и неограниченную, которая по его мнению не нуждалась ни в каких моральных законах и кодексах. Правление После достижения совершеннолетия в 1545 году Иван полноправно мог царствовать. Первое политическое решение молодого царя было в желании венчаться на царство, и после этого он мог единовластно править страной и следовать традициям православия. Кроме этого наличие царского титула очень благотворно сказалось на внешней политике России, потому что теперь она приобретала совершенно другой статус в плане дипломатических отношений со странами Западной Европы и выходила в лидеры среди других государств Европы. С приходом к власти молодого царя он начал реформы и изменения, которые одобрила Избранная рада, Россия постепенно переходила к самодержавию, когда власть сосредотачивалась в руках одного монарха. На протяжении последующих десяти лет Иван Грозный занимался глобальным реформированием. Он стал инициатором земской реформы, стал основателем нового судебника, который ужесточал жизнь низшего сословия, ввел в действие губную реформу, которая должна была перераспределить полномочия наместников, отведя основную роль дворянству. В 1550-м Грозный выделил поместья лучшей тысяче дворян из Москвы. Они располагались на расстоянии 70 км от столицы. Этот же год стал годом образования стрелецкого войска, которое получило на вооружение огнестрельное оружие.
В этом же периоде крестьяне еще больше попали в крепостное рабство, и европейским купцам запретили въезжать в Россию. Завоевание Казани Во внешней политике Ивана Васильевича преобладали многочисленные войны, которые проходили весьма успешно. Войско выступало под его командованием, и воодушевленные присутствием царя и предварительной, грамотно проведенной, военной организацией похода войска вскоре заняли Астрахань и Казань, а после этого в составе государства российского появились сибирские земли. В 1553-м Иван Грозный приступил к налаживанию торговых отношений с Англией, а в 1558 году пошел войной на Великое княжество Литовское, но вышел оттуда не только с громким поражением, но и остался без части земель русских. После такого сокрушительного поражения, монарх пытался найти виновных в фиаско, прекратил сотрудничество с Избранной радой и действовал по принципу самовластия. В это время и начались репрессии, казни и опала для всех, кто был хоть немного не согласен с его политикой. Опричнина Второй этап правления монарха характеризуется еще большей кровавостью и жесткостью. В 1565-м в России появилась особая форма правления, разделившая государство на опричнину и земщину. Опричники полностью поддерживали государя, принесли ему клятву верности, и считались в его полной власти. Они не общались с земскими, которые должны были отдавать почти все свои доходы в виде налогов государю.
Опричнина Ивана Грозного Опричнина располагала многочисленным войском, которое дислоцировалось в ее поместьях.
Огромное число земель было разорено и опустошено. В 1581 с целью предотвратить запустение имений царь ввел заповедные лета - временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день , что способствовало утверждению в России крепостнических отношений. Ливонская война завершилась полной неудачей и потерей исконно русских земель. Объективные итоги царствования Иван Грозный мог увидеть уже при жизни: это был провал всех внутри- и внешнеполитических начинаний. С 1578 царь перестал казнить. Почти в это же время он приказал составить синодики поминальные списки казненных и разослать по монастырям вклады на поминовение их душ; в завещании 1579 года каялся в содеянном.
Скончался 18 марта 1584 года в Москве. Сыновья и жены Ивана Грозного Периоды покаяния и молитвы сменялись страшными приступами ярости. Во время одного из таких приступов 9 ноября 1582 в Александровской слободе, загородной резиденции, царь смертельно ранил своего сына Иоанна , попав посохом с железным наконечником ему в висок [2]. Смерть наследника повергла царя в отчаяние, поскольку другой его сын, Федор Иванович, был неспособен управлять страной. Иоанн Грозный отправил в монастырь большой вклад на помин души сына, даже сам подумывал уйти в монастырь. Точно неизвестно количество жен Ивана Грозного, но, вероятно, он был женат семь раз. Не считая умерших в младенчестве детей, у него было трое сыновей.
Второй женой была дочь кабардинского князя Мария Темрюковна. Третьей - Марфа Собакина, умершая неожиданно через три недели после свадьбы. По церковным правилам жениться более трех раз запрещалось. В мае 1572 был созван церковный собор , чтобы разрешить четвертый брак - с Анной Колтовской. Но в том же году она была пострижена в монахини. Пятой женой стала в 1575 Анна Васильчикова, умершая в 1579 , шестой, вероятно, Василиса Мелентьева. Последний брак был заключен осенью 1580 с Марией Нагой.
Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий в т.
Ключевский, С. Платонов и советские С.
Веселовский, А. Зимин, С. Шмидт, Р. Скрынников историки.
В то же время «разоблачителями» четырехвекового «клеветнического заговора» становятся наряду с немногочисленными выполнявшими социальный заказ ВКП б сталинскими историками С. Бахрушин, И. Смирнов , которые, впрочем, не доходили в своей апологии Ивана Грозного до объявления его святым, псевдоцерковные журналисты и публицисты, возглавляемые К. Душеновым и обосновывающие свои «открытия» авторитетом покойного митрополита Иоанна Снычева , никогда не являвшегося специалистом в области русской истории ХVI века.
В-четвертых, почитателям Ивана Грозного не только не удалось найти в Русской Церкви «прикровенно» совершившейся канонизации «оклеветанного» царя, но и обнаружить достоверные свидетельства его почитании как святого в русской церковном народе, для которого веками царь Иван Грозный оставался отнюдь не святым подвижником благочестия, а всего лишь грозным царем. Государственный акт Венчания на царство декларировал территориальную целостность Русского государства, политический суверенитет и единство русской нации, гарантом чему служила самодержавная власть царя. Этот акт детально регламентировал чин Венчания на царство первоначальный чин поставления на великое княжение , характерной чертой которого являлось сочетание светского и духовного обрядов.
В соборной «Утвердительной» грамоте 1561 был утверждён сан царя на Руси, а также изложен весь порядок священного действа «чин венчания на царство». Впервые обряд Венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершён 31 мая 1584 при Венчании на царство Фёдора Ивановича. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля для «великих» выходов при венчании предназначалось Золотое, позднее Красное крыльцо Грановитой палаты. Внутри Успенского собора было устроено со стороны западных дверей специальное царское место «чертог о 12 ступенях» для возложения митрополитом Дионисием царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава «яблоко державное» с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор.
Венчание на царство сопровождалось военным празднеством на Девичьем поле. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования. Венчание на царство Лжедмитрия I проходило 22 июля 1605 сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха. Из-за отсутствия патриарха обряд Венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова 11 июля 1613 совершил митрополит Казанский Ефрем. При Венчании на царство 16 июня 1676 Фёдора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров. Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебрянный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха «второго наряда». С принятием Петром I титула «Императора Всероссийского» обряд Венчания на царство был заменён коронацией, что повлекло существенные изменения как в церковной церемонии, так и в составе регалий.
Иван Грозный
Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси | В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания на царство Ивана Грозного. |
2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного | В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь Грозного к союзу против Турции, предлагал ему в будущем престол и титул «всходного [восточного] цесаря». |
Венчание на царство российских монархов. Как это было — впервые и во всех деталях
Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля. Внутри Успенского собора со стороны западных дверей было устроено специальное царское место для возложения митрополитом царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава «яблоко державное» с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. Название произошло от древнерусского «държа» власть. Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов. Шапкой Мономаха принято было венчать на царство каждого нового русского царя. Первая шапка Мономаха была так названа в честь византийского императора Константина Мономаха, который и подарил головной убор князю Владимиру. До сих пор доподлинно неизвестно, кто изготовил этот уникальный шедевр ювелирного искусства. По одной версии — это венец творенья византийских ювелиров, по другой — родина шапки Мономаха Средняя Азия, а по третьей - она пришла с Ближнего Востока.
Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император».
Большого труда ему стоило убедить народ разойтись. Ряд выступлений в это же время произошел в некоторых других городах - причиной был неурожай, повышение налогов и злоупотребления администрации. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их. Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. Однако выступления 1547 года не нарушили объективного хода событий последних десятилетий. Они лишь подчеркнули необходимость дальнейших преобразований. После ряда новых начинаний рубежа XV-XVI веков и продолжения их в 30-40-х годах XVI века страна была подготовлена к проведению более масштабных реформ.
Исповедание веры составляло непременное требование чина коронации. Император сначала торжественно возглашал его в церкви и затем, написанное, за собственноручной подписью, передавал Патриарху. Оно содержало Православный Никео-Царьградский Символ Веры и обещание хранить апостольское предание и установления церковных соборов. Богу было угодно устроить так, что преемниками византийских Императоров стали русские великие Князья, а затем Цари. Первые царские инсигнии получил Владимир Святой «мужества ради своего и благочестия», по словам святого митрополита Макария. Произошло это не просто так — «таковым дарованием не от человек, но по Божиим судьбам неизреченным претворяюще и преводяще славу греческого Царства на российского Царя». Сам Иоанн Грозный полностью разделял этот взгляд на преемственность Русского Царства. Он писал о себе: «Государь наш зовется Царем потому: прародитель его великий князь Владимир Святославович, как крестился сам и землю Русскую крестил и Царь греческий и Патриарх венчали его на Царство, и он писался Царем». Чин венчания Иоанна IV на Царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники.
Почему Иван Грозный считается одной из самых противоречивых фигур в истории России
- Венчание Ивана Грозного на царство (кратко)
- Москва – новый Царьград
- Форма поиска
- ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ
- 16 января 1547 года Иван IV Грозный официально венчался на царство | BarCaffe
Венчание на царство Ивана Грозного. О вкладе семьи Марии Темрюковны в признание царского титула
Впервые обряд венчания на царство, практически полностью совпадавший с этой церемонией в том виде, в котором она существовала в Византии, был совершён над сыном Ивана Грозного — царём Федором Ивановичем в 1584 году. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования. Официальный титул царя на Руси появился 16 января 1547 года, после венчания на царство Ивана IV Грозного.
ЭКСКЛЮЗИВ! Венчание на царство Ивана Грозного в Казанском Кремле
Наименование главы Русского государства царем уравнивало его по титулатуре с западными монархами и позволяло занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях, так как «царь» соответствовал латинским титулам императора и короля. Кроме того, новый титул свидетельствовал о самодержавном характере власти. Церемония венчания на царство подробно запечатлена в миниатюрах Царственной книги — последней части Лицевого иллюстрированного летописного свода, самого крупного летописного произведения средневековой Руси. Лицевой летописный свод был создан по повелению Ивана IV в 1560—1570-е гг. Уникальный памятник древнерусского книжного искусства, имеющий всемирное значение, состоит из около 10 тысячи листов, объединенных в десять томов, и украшен более чем 17 тысячами миниатюр.
До конца XV века на Руси и летописи, и другие памятники говорят только о чине "вокняжения", и притом весьма кратко. Можно только предполагать, что обряд вокняжения, или восседания на "золотом отчем столе" "Слово о полку Игореве" , совершался в храме главного города, при посредстве митрополита и участии светских сановников, наподобие возведения епископа на епископский стол. Впервые в полном церковном смысле по древнейшему греческому чиноположению, с небольшими изменениями, был венчан в 1547 г. Венчание произошло утром 16 января 1547 г. Главными составляющими этого чина с древних времен были: 1 чтение православного исповедания, предшествующее по правилам Церкви рукоположению в священный чин, 2 рукоположение Патриархом и вручение знаков царской власти, 3 Таинство Миропомазания, которое над всеми прочими людьми совершается один раз в жизни — при крещении.
Это одно из многих «впервые», которые ждут зрителя на открывающейся 20 сентября выставке Венчания на царство и коронации в Московском Кремле. Платье хранится в Оружейной палате, костюм привезут из Эрмитажа.
Впрочем, из других петербургских и московских музеев и архивов прибудет совсем немного предметов: в запасниках Музеев Кремля нужного материала с избытком. Ведь все российские монархи — от первого царя Ивана IV Грозного, венчавшегося на царство в 1547 году, до последнего императора Николая II — принимали в свои руки символы власти в кремлевском Успенском соборе. Экспозиция развернется в трех выставочных залах: Успенской звоннице, Одностолпной и Мироваренной палатах Патриаршего дворца, — событие тоже редкое. Венчание на царство российских правителей с начала XVIII века — коронация темой отдельной выставки стало в первый раз.
Мы знаем, что нечто подобное происходило еще в ветхозаветные времена, и на страницах Священного Писания Ветхого Завета мы видим многочисленные примеры того, как ветхозаветные пророки или праведники помазывали на царство ветхозаветных царей. Так, например, был помазан царь и пророк Давид: будучи еще обычным пастушком, не думая о царстве, он встретился с пророком Самуилом, и тот возлил на его голову освященный елей, масло и провозгласил его, к его удивлению, царем над ветхозаветным Израилем. Подобных примеров было много. В христианской Церкви как на Западе, так и на Востоке возведение на царство или вступление на трон сопровождалось церковной молитвой, богослужением и помазанием миром. Конечно, помазание миром не лишало человека личной ответственности, но давалась благодать Божия, которая помогала принимать те или другие решения.
Вторую часть нашей программы предлагаю посвятить святому Серафиму Саровскому, память которого отмечается 15 января. Для России этот святой — особенный. Для выбора предлагался целый ряд политических деятелей, государей, каких-то ярких личностей, знаменитых людей. По-моему, предпочтение было отдано святому благоверному князю Александру Невскому. Тем не менее, считаю, одним из таких ликов России является в том числе преподобный Серафим Саровский, по которому узнают, что такое Россия, и не только в самой России, но и далеко за ее пределами. Может показаться удивительным, но этот святой XIX века широко известен не только в православной среде. Его почитают даже среди представителей других конфессий, и когда говорят об этом святом, сразу понимают, что такое Россия. Действительно, преподобный Серафим — личность особая. Он был монахом, человеком, который отрекся от мирской жизни и значительную часть своей жизни провел в затворе, подвизаясь в достаточно глухих лесах; тем не менее он стал ликом России.
Когда преподобный Серафим привел в порядок свою духовную жизнь и в этой жизни отобразился Сам Господь всем блеском Своей Божественной славы, именно тогда двери его кельи открылись для всех желающих, туда потекла вся Россия за советом, благословением, назиданием. В лике преподобного Серафима все увидели, что же такое евангельские идеалы — он как бы воплотил евангельские идеалы в своей жизни. В нем было столько любви! В Священном Писании мы читаем, что Бог есть любовь. Мы вроде бы понимаем это и стремимся как-то реализовать в своей жизни, но в полноте это удалось реализовать многим святым, в том числе и преподобному Серафиму Саровскому. Каждого человека, который приходил к нему, он встречал с распростертыми объятиями и словами пасхального приветствия: «Христос воскресе, радость моя! Я встречал в жизни людей, которые внешне пытались копировать преподобного Серафима Саровского и называли некоторых «радость моя», но радость и любовь в этом приветствии ощущались не всегда. Преподобному Серафиму Саровскому была присуща подлинная пасхальная радость, подлинная любовь ко всякому приходящему. Для того чтобы нам стяжать эту любовь, прийти в это состояние, преподобный Серафим дал практические советы.
Среди этих советов был, например, жизненно важный совет для наших современников о том, что приводить в порядок этот мир нужно, начиная с самих себя. Сейчас, наверное, как и в другие эпохи, очень много людей, готовых преобразовывать мир, государство, среду обитания, начиная с каких-то внешних предметов, начиная с других. Многие считают, что нужно привести в порядок других людей, окружающую среду. А себя привести в порядок никто не хочет — кажется, что у нас и так всё в порядке. Так считает каждый. В результате мы живем в состоянии бардака. Преподобный Серафим говорит: начни с себя, спаси самого себя. Когда человек начинает приводить в порядок самого себя, свою духовную жизнь, тогда от него начинает излучаться некий свет, и люди, которые попадают в сферу его действия, тоже преображаются, становятся другими. Так постепенно каждый человек может внести свою лепту в преображение того мира, в котором мы живем.
Как Вы относитесь к народным приметам? Я несколько выписал.