Смотрите видео онлайн «ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК: ПРОРОЧЕСТВА О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ. Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Понедельник после Литургии в Храме Христа Спасителя.
Митрополит Тихон произнес проповедь в Пскове в Великий понедельник. ВИДЕО
Через смоковницу Господь осудил лицемерие, которое в то время действительно поработило сознание иудеев, причем именно тех, кто была ответственен за религиозную жизнь всего народа. Так называемые фарисеи — это образованные люди, которые были учителями народа, но, нередко возлагая бремена неудобоносимые, сами не исполняли того, чему учили см. И Господь, осуждая смоковницу, осуждал лицемерие фарисеев, и не только фарисеев, но и всех тех, кто был после них. А разве сегодня нет лицемерно верующих людей? В советское время таких практически не было, потому что проявлять свою религиозность было небезопасно. А теперь почему бы не продемонстрировать свою религиозность, лишний раз не сказать о приверженности традициям?
Но что если спросить такого человека: «А как насчет Великого поста? Вы вообще поститесь? И поститесь ли, как полагается православному христианину?
Конечно, «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника была излюбленным чтением нашего народа, но это было время, когда в семьях жили лучше, чем сейчас живут в монастырях!
Также надо помнить, что душа наша «по природе христианка», и многие проблемы одинаковы для мирянина и для монаха. Думаю, что сейчас этого общего даже больше, чем раньше, потому что в древности были великие подвиги, а сейчас, по мысли многих подвижников, великих подвигов не предписано не только мирянам, но и монахам. Мирянин может почерпнуть много полезного из монашеской литературы, но с аккуратностью и рассуждением. Допустим, память смертная.
Еще в Ветхом Завете сказано: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь». Памятование о смерти отрезвляет любого человека, другое дело, что оно может иметь разные меры глубины. Сейчас надо чаще напоминать людям о том, что они прежде всего сами несут ответственность за себя, для того им разум и дан. Был такой интересный случай.
Однажды он пытался у него для монастырского журнала согласовать все содержание, а святитель ему сказал: «Сейчас у меня нет времени и возможности все контролировать. Вы основы знаете. Старайтесь сами понять, что надо публиковать, а что не надо». Вообще-то парадоксальный совет для монастырской традиции послушания!
Но я думаю, его можно расширить на всех современных людей. Многие ведь мечтают о духовном окормлении, чтобы снять с себя ответственность. И наверное, на любом уровне совершенствования, если есть возможность, лучше посоветоваться с кем-то более опытным. Однако часто такой возможности нет, даже в монастыре.
Ты сам должен решить, читать это или не читать, смотреть это или не смотреть, ты не можешь обо всем спрашивать. Значит, должно вырастать чувство ответственности, которое может даже стать стимулом для углубления в духовной жизни. К сожалению, постоянно прибегая за советом, люди часто несколько расслабляются. Например, недавняя история со Среднеуральским женским монастырем.
Почему такое произошло и что сделать, чтобы подобного не происходило в будущем? Не знаю всех подробностей, но говорили, что монастырь этот развивался бурно — и в плане строительства, и в плане увеличения числа сестер. Наверное, где-то этот внешний бурный рост что сейчас как раз не так часто бывает, в отличие от 1990-х и начала 2000-х стал своеобразным «обманом зрения». А стоило все же поглубже проверить: какие идеи лежат в основе такой популярности?
Характерно, что почти все ложные направления, которые возникали у нас, начиная с перестройки, были связаны с жесткой критикой церковной иерархии — Патриарха, Синода, Синодальной богословской комиссии и так далее. А как «старец» может учить послушанию, если он сам находится в непослушании? Это и есть «лакмусовая бумажка» подлинного старчества. Большая проблема для архиереев такие ситуации, и порой, чтобы разрешить их, нужно буквально чудесное вмешательство Божие.
Мне кажется, что об этом надо чаще говорить. Подчас мы, может быть, стесняемся и хотим обходить неприятные истории. Но чтобы избежать повторения таких ситуаций а если уклоняется куда-то священник, за ним уклоняется обычно и паства , надо до людей доносить, какие ошибки были сделаны, почему люди попали в такое заблуждение. Конечно, апостол Павел говорит: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» 1 Кор 11:19 , но все-таки «на самотек» такие ситуации отпускать нельзя.
Сколько человек в этом году постригается в Лавре и в Академии? В Академии готовилось двое, но выходит на постриг только один. Дело в том, что другой студент, который мог бы постригаться, принял интересное решение: будучи уже по стажу учебы готовым к мантийному постригу, он захотел пройти через послушничество в Лавре. Ведь при постриге студента ему засчитываются за послушничество годы обучения и послушания в духовной Академии.
Таким образом, он откладывает свой постриг на несколько лет из благоговения к монастырской традиции.
Критически настроенные комментаторы, делавшие замечания по поводу этого евангельского текста, доходили до того, что обвиняли Господа в жестокости: «Как же так — проповедует любовь, а ни за что дерево осудил! Да еще так осудил, что оно засохло! Где же здесь любовь? Какие же ужасные противоречия скрываются в Новом Завете, и как только люди это слушают! И не только слушают, но и принимают близко к сердцу и уму то, что в этой книге написано! Господь возлагал на себя сорокадневный пост в пустыне — сорок дней и ночей Он провел в уединении и в полном отказе от всякой пищи. Поэтому осудил смоковницу, конечно, не за то, что Не смог от нее напитаться, а за то, что она явилась неким символом лицемерия, обмана. Через смоковницу Господь осудил лицемерие, которое в то время действительно поработило сознание иудеев, причем именно тех, кто была ответственен за религиозную жизнь всего народа.
Так называемые фарисеи — это образованные люди, которые были учителями народа, но, нередко возлагая бремена неудобоносимые, сами не исполняли того, чему учили см.
Изсохшая смоковница, по словам Евангелия была для апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме повествования об иссушении смоковницы, утреннее Евангелие назидает нас сказанной Спасителем в этот именно день притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче нельзя не видеть и страшного осуждения христианам, дерзостно нарушающим заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями.
Отделы епархии
- Великий понедельник в Иверском храме
- 10 апреля – Великий понедельник Страстной седмицы Великого поста - Екатеринбургская епархия
- Великий понедельник в Иверском храме | Рыбинская епархия, новости, раздел: Служение архиерея
- Великий понедельник в Иверском храме | Рыбинская епархия, новости, раздел: Служение архиерея
Великий понедельник, 10 апреля: запреты в первый день Страстной седмицы
Так быстро пролетает жизнь, что мы не успеваем осознать и понять происходящее, поэтому Церковь учит нас, чтобы мы каждый день благодарили Бога. Благодарили за скорбь и радость, за печаль, за каждый миг и вздох, утро и вечер. Если мы этого не будем совершать, то вся жизнь пролетит мимо нас.
Особенности часов в первые три дня Страстной недели - на 3-м, 6-м и 9-м часах читается Четвероевангелие. Ещё у первых трёх дней Страстной Седмицы общий тропарь - "Се Жених грядет в полунощи... Он основан на притче о десяти девах, которые по-разному встретили жениха, и учит нас всегда трезвиться, бодрствовать, чтобы быть готовыми ко встрече со Христом. Богослужения Страстного Понедельника предваряются утреней 9 апреля в Неделю Ваий.
На утрени Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, проданного в Египет собственными братьями из зависти, как прообраз страданий Спасителя и Его дальнейшую победу. О событиях Нового Завета был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея 21, 18-43 , где вспоминается проклятие Иисусом Христом бесплодной смоковницы, как образ лицемерных книжников и фарисеев, которые не имели истинной веры, не принесли молитвы и истинного покаяния, не делали добрых дел; притча о двух сыновьях и о злых виноградарях, символизирующих отрекшийся от Христа израильский народ; пророчества Спасителя о Своих грядущих страданиях.
В первый день Страстной недели в храмах начинается Чин мироварения. Приготовленное и освященное масло после используется при крещении.
В Великий Понедельник, как и последующие два дня верующим дозволяется употреблять в пищу постные продукты, которые не подвергались термической обработке. Растительное масло с этого дня — под запретом.
Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; 35небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
Сегодня Великий понедельник – начало Страстной недели у православных христиан
Это праздничное событие отмечается каждый год, и является одним из самых значимых для католиков и православных. Традиции Великого понедельника В этот день верующие обязательно должны помыть свое жилище, убраться в нем и сделать так, чтобы оно сияло от чистоты. После этого люди приступали к уборке у скота. Также в этот день верующие отправляются в церковь, где устраивают молитвенные сеансы. Стоя у священных образов, верующие вспоминают события, которые произошли очень давно и описываются в Евангелие. Люди молятся о разном: кто-то просит Господа о здоровье для своей семьи, а кто-то хочет, чтобы Бог помог в создании крепкой семьи и обеспечил хорошим имуществом до конца жизни. Что можно, а что нельзя делать во время празднования Великого понедельника В этот день верующие больше времени уделяли чтению Библии.
Также в этот день верующие отправляются в церковь, где устраивают молитвенные сеансы.
Стоя у священных образов, верующие вспоминают события, которые произошли очень давно и описываются в Евангелие. Люди молятся о разном: кто-то просит Господа о здоровье для своей семьи, а кто-то хочет, чтобы Бог помог в создании крепкой семьи и обеспечил хорошим имуществом до конца жизни. Что можно, а что нельзя делать во время празднования Великого понедельника В этот день верующие больше времени уделяли чтению Библии. Несмотря на то, что до Пасхи еще далеко в 2021 году Пасху отмечают 2 мая , люди уже начинали к ней готовиться. Народ не только убирал в своем доме, но и следил за чистотой и порядком во дворах. Среди запретов в эту дату стоит выделить: Нельзя веселиться и развлекаться в этот день; Под запрет попадают любые ссоры, конфликты и обиды, при этом не важно, с кем именно человек ссорится: с незнакомым человеком или родственником; Нельзя ходить в гости друг к другу, в народе считали, что это плохая примета, которая может привести к плохим последствиям; Люди, которые придерживаются поста, должны избегать употребления мясных, рыбных и молочных продуктов; Нельзя сквернословить;.
Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это - начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Тогда они вынуждены были, по сути, произнести суд над самими собой: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои Мф. По святоотеческому толкованию, виноградник в этой притче означает народ израильский, которого Господь призвал хранить истинную веру в Единого Бога среди мрака язычества и от которого ждал духовных плодов. Иудеи, однако, постоянно отступали от Бога и убивали Его посланников, праведников и пророков. Наследниками этих убийц и стали большинство современных Христу иудеев. Поэтому виноградник Божий, Церковь, стала достоянием всех народов, обратившихся ко Христу. Вместе с тем, как и любая евангельская притча, история о злых виноградарях обращена и к каждому человеку. Как часто мы сами пытаемся убить Бога в себе и в окружающем нас мире, устроить жизнь без Него. О чудовищной пустоте Се, оставляется вам дом ваш пуст Мф. Каждым грехом мы вновь распинаем Христа — один из главных мотивов сегодняшнего церковного богослужения. Об этом тоже надо задуматься и всегда помнить. Воспоминание библейского патриарха Иосифа. Воспоминание Иосифа в столь значимый день обусловлено святоотеческим взглядом на этого удивительного праведника Ветхого Завета как на прообраз Иисуса Христа. Иосифа ненавидели его братья по крови — Христа ненавидели Его соплеменники «братья» с точки зрения этнической принадлежности. Как зависть стала причиной ненависти братьев к Иосифу Деян.
Людмила Лемешко. Открытки на страстной понедельник, открытки на великий понедельник
В Великий понедельник также вспоминают притчи о злых виноградарях, о двух сыновьях и пророчества Христа о грядущих страданиях. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа и евангельский рассказ о бесплодной смоковнице и притчу о злых виноградарях. В понедельник Страстной седмицы накануне Пасхи Православная Церковь вспоминает события Великого понедельника. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет. В Великий Понедельник, Вторник и Среду на утрени, после шестопсалмия и кафизм, поется тропарь, тематика которого навеяна притчей о десяти девах (см.: Мф 25:1-13). В Великий Понедельник Церковь вспоминает сына патриарха Иакова, Иосифа, ставшего прообразом Господа.
Великий понедельник, 10 апреля: запреты в первый день Страстной седмицы
Перевод Вижу Твой украшенный брачный Чертог, Спаситель, но не имею достойной одежды, чтобы войти в Него. Просвети одежды души моей, Дарующий свет, и спаси меня. Упоминаемый в ексапостиларии чертог представляет собой, по мнению толкователей, горницу Тайной вечери , и молящимся предлагается, таким образом, задуматься о том, насколько достойны они быть свидетелями и участниками событий Страстной седмицы. Уставом предусмотрено, что этот важный ексапостиларий должен исполняться канонархом посреди храма со свечой в руках, а молящиеся совершают земной поклон. В греческих Церквах утреня Великих понедельника, вторника и среды называется «Утреней Жениха», в собственно понедельник из алтаря торжественно выносится и полагается посреди храма икона «Жених Церкви», изображающая Христа в терновом венце [3].
Видение Иезекииля Гюстав Доре В Великий понедельник и два последующих дня часы совершаются по образцу великопостных — с земными поклонами на тропарях каждого часа и на молитве Ефрема Сирина. Особенностью часов этих трёх дней являются: Чтение Евангелия на каждом часе. Типиконом предлагается прочесть за эти три дня четыре Евангелия полностью за исключением повествования о Страстях Христовых. В современной приходской практике чтение Евангелия на часах начинается гораздо раньше — на второй седмице Великого поста, так что в Великий понедельник, вторник и среду читается уже Евангелие от Иоанна.
Сегодня, 10 апреля, Великий понедельник. В этот день верующие начинают готовить к Пасхе себя и свое жилище. В этот день принято делать уборку и устраивать большую стирку.
Что можно делать: Сегодня нужно не только делать уборку, но и, при необходимости, ремонтировать. Кроме того, рекомендуется избавиться от всего сломанного, что ремонту уже не подлежит. Если вы этого не сделаете, то обряды по привлечению финансового благополучия не сработают, потому что вы не освободили для этого места в своем жилище.
Иисус Христос, в самом начале служения Своего, в первую Пасху, уже выступал против торга в храме и изгнал из него торжников Ин. Теперь это было еще необходимее. Позволив именовать Себя всенародно Сыном Давидовым, то есть Мессией, Он тем самым как бы взял на Себя обязанность перед народом выступить против беспорядков, вкравшихся в Богослужение, потому что все верили и ожидали, что одним из главнейших действий будущего Мессии должно быть исправление Богослужения и восстановление древнего благочестия и благочиния. При том беспорядок был так велик и по следствиям своим так важен, что вопиял сам против себя. Святая ревность объяла сердце Иисусово! С видом Посланника Божьего и тем гласом, перед которым всегда трепетали грешники и лицемеры, Он требует, чтобы притвор был немедленно очищен. Ученики, зрители, жители Иерусалима, иностранцы — одобряют требование; самые торжники невольно чувствуют, что зашли не в свое место, — и безмолвно повинуются. Некоторые медлят, хотят упорствовать, но этим только раздражают народ, который повеление Сына Давидова принимает за веление Самого Бога.
В несколько минут животные выгнаны, столы и седалища опрокинуты, мешки с деньгами выброшены; все приняло другой вид, и вместо прежнего мятежа наступили тишина и порядок. Благочиние простерлось до того, что никому не позволялось теперь пронести через притвор какую-либо постороннюю вещь Мк. К этому действию — для вразумления непонимающих его — присоединено и поучение. В них открывалась истинная точка зрения, с которой надлежало смотреть и на беспорядок, допущенный первосвященниками, и на ревность против него Сына Давидова. Быть домом молитвы для всех народов — это составляло самое возвышенное предназначение храма иерусалимского, которое имел в виду еще основатель его, Соломон. Храм этот должен был быть, так сказать, всемирным, где могли бы находить пристанище все возвышенные и добрые души древнего мира, ищущие, по выражению Платона, единого Отца природы и человеков. После плена Вавилонского предназначение это было тем нужнее и тем удобнее и полнее могло быть достигнуто, что с развитием в роде человеческом сил умственных многобожие начало исчезать само собой и во всех народах, особенно греках и римлянах, все более являлось людей, требующих поклонения «Единому». Многие из язычников поэтому приходили в Иерусалим, желая быть свидетелями Богослужения иудейского; а многие даже обращались в иудейство.
При таком положении вещей как много значило благочиние в храме иудейском! И как важен был притвор Соломонов, предназначенный для язычников! Если царица Савская почувствовала большое уважение к Соломону, став свидетельницей благочиния и порядка, господствовавшего при его дворе, то какое благотворное действие на сердце язычника могли бы произвести обряды Богослужения еврейского, если бы в храме все совершалось по учреждению и в духе Моисея, Соломона и Ездры! Но все эти величественные обряды были выпущены из внимания: невежество и своекорыстие первосвященников все извратило, унизило, и дом всемирной молитвы походил на вертеп разбойников!.. Из слушателей Господа, вероятно, немногие вполне могли постигать Его высокие мысли о предназначении храма: впрочем, все слушали Его с особенным вниманием Лк. Тем продолжительнее, конечно, были беседы Господа, Который всегда пользовался расположением Своих слушателей, чтобы действовать на их ум и сердце. Прежде Ему нельзя было говорить о многом — по крайней мере, всего; теперь, так сказать, у подножия креста Своего, Он мог беспрепятственно сказать народу все, о чем ему было нужно и полезно знать. При наступлении вечера Господь опять удалился в Вифанию.
Именно поэтому эти дни называются Великими и Святыми. В сегодняшнем видео на библейском портале Экзегет вместе с протоиереем Олегом Стеняевым говорим о Великом Понедельнике. Проклятие Господом смоковницы.
Великий понедельник: начало Страстной седмицы
Главный мотив всех богослужений Великого понедельника – личная встреча Христа и человека, а также готовность последнего к ней. В Великий понедельник нельзя венчаться и праздновать свадьбу, а также признаваться в любви. Смотрите видео онлайн «ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК: ПРОРОЧЕСТВА О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ. Страстной, или Великий понедельник.
Митрополит Тихон произнес проповедь в Пскове в Великий понедельник. ВИДЕО
Здесь вспоминаются слова святого Василия Великого, который говорил: «Добро от зла отличается мерой». 26 апреля, в понедельник Страстной седмицы Великого поста, епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Иверской. В Великий понедельник православные вспоминают ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя.
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ
Нужно разобрать шкафы, уложить вещи, подготовить наряды для Пасхи, выкинуть или отдать бедным ненужные вещи. Порванные вещи следует зашить, подлатать. Более того, в этот день также чистили скотину. Вся неделя считается рабочей в бытовом плане, чтобы подготовиться к главному христианскому празднику года.
Однако к готовке приступать в первый день последней недели Поста еще рано. В старину считалось, что к Пасхе нужно обязательно помыть окна. Пасхальное солнце должно беспрепятственно проникнуть в жилище через окна, осветить его своим священным праздничным светом.
Мужчины заготавливают дрова на всю неделю, занимаются починкой мебели, дверей, калитки, забора, тех или иных предметов в доме и во дворе. В православную Пасху не принято вступать со сломанными вещами, которые могут испортить благоприятную атмосферу праздника. Существовал еще один обычай, которым пользовались девушки, желающие сохранить красоту и молодость.
Верующие продолжают держать пост, который в эту неделю становится более строгим. Разрешается есть овощи, хлеб и фрукты. В старину знахари в этот день собирали золу, которой потом лечили людей от сглаза и алкоголизма.
Что нельзя делать в Великий понедельник? Всю Страстную неделю нельзя ссориться и веселиться, поскольку по православной традиции это время очищения души и сострадания. Нельзя есть мясо, рыбу и молочные продукты.
Ездят наши иеромонахи и в больницы Донецка: по два человека на две недели. Это также служение раненым, направленное на то, чтобы они нашли духовные опоры, которые помогут им потом, в мирной жизни. У них после физической битвы начинается еще битва духовная: как не пасть духом, остаться в обществе, найти себя, не стать инвалидом в изначальном смысле слова invalidus — «бессильный». Есть у нас социальная служба, которая ведет многоплановую работу. С помощью местных чиновников и благотворителей скоро должна начать работу благотворительная столовая для неимущих.
Направлений деятельности много, и здесь мы продолжаем еще дореволюционную традицию. От старых насельников Лавры приходилось слышать, что раньше, несмотря на послушания, все монахи собирались на Литургию и вечернее богослужение в будние дни, а сейчас там «только дежурные». Бывают разные характеры, разные призвания даже внутри самого монастыря: кто-то более склонен к уединению, кто-то имеет способность сочетать молитву с общественным служением. Присутствие братьев не только на праздничных, но и на будних службах — важная часть монашеского делания, наряду с келейной молитвой. И здесь нам есть над чем работать.
Бывает, что у человека годами перекос либо в сторону общественной деятельности, либо в сторону келейного пребывания, и не так легко побудить его переосмыслить свое существование. Но если насильно выгнать на молитву, сработает пословица «невольник — не богомольник». Будем просить преподобного Сергия, чтобы он помог этот вопрос разрешить достодолжным образом! В Сети присутствует довольно много монашествующих, часть из них весьма активны, хотя, казалось бы, монашество и пребывание во Всемирной паутине — не очень совместимые понятия. Как Вы смотрите на эту проблему?
В тоже время на многих послушаниях в наше время интернет просто необходим. Здесь вспоминаются слова святого Василия Великого, который говорил: «Добро от зла отличается мерой». И эта мера — разная для разных монахов на разных стадиях духовной жизни. Есть монастыри, где смартфоны пытаются полностью запретить, но это нередко приводит к тому, что монахи начинают жить в своеволии: могут сдать одни телефоны, а взамен приобрести другие. А это нарушение фундаментального монашеского принципа — послушания.
Мы обсуждали этот вопрос на совете со старшей братией Лавры и пришли к выводу, что здесь повышается зона ответственности каждого за себя, чтобы не приходилось вести «расследования», кто сколько сидит в телефоне и что там смотрит. Идеальный вариант — когда монашествующие сами максимально отказываются от использования смартфонов бывают те, кто взамен заводит простой кнопочный телефон , потому что почувствовали, что излишнее погружение в какую-либо тему через интернет возвращает их к мирской жизни. Молодым, начинающим инокам порой нужно помочь — запретить и забрать телефон. Но с развитием технологий проблема будет вставать перед нами с большей и большей остротой. Будем решать ее, призывая на помощь наших преподобных угодников Радонежских.
Например, Троице-Сергиева лавра. Это господдержка, благотворительность, доходы от монастырских производств, пожертвования паломников? Однажды моя знакомая с удивлением сказала: «Так вы, оказывается, на самовыживании! А мы-то думали…» Господдержка, конечно, есть, но не везде и не всегда. Конкретно в Троице-Сергиевой Лавре она достаточно большая — в частности, очень значительные государственные средства вложены в ремонт инженерных сетей на территории Лавры.
Есть помощь благотворителей, которые помогают нам реставрировать соборы, братские корпуса. Особенно благодарны мы людям, входящим в Попечительский совет Лавры и Академии, созданный по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2001 году и возглавляемый нынешним Предстоятелем Русской Церкви. Последний призван улучшить экологию города, развить его инфраструктуру как своеобразного ожерелья вокруг святой Лавры. А Попечительский совет собрал людей доброй воли для помощи в решении внутренних проблем обители. Текущие расходы Лавры — коммунальные платежи, зарплатный фонд для трудящихся в лавках и храмах — во многом обеспечивают средства, которые жертвуют наши паломники.
Мы им за это также особенно благодарны. Жить на пожертвования — это обычная для истории монастырей практика. Есть, конечно, и свои производства.
Зимние вещи, смотря по погоде в регионах страны, можно убирать на хранение. Взамен стоит достать весеннюю одежду. Можно починить мебель, двери, калитки. Например, помыть важно окна, двери, мебель. Не нужно их пугать либо ругать. Удачу человек от самого себя отпугнет. Бедность придет.
Супругам тоже не следует допускать ссоры. Иначе будут плохие отношения.
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ
В Великий понедельник также проходит чин мироварения: начинают варить миро (смесь масел), которое используют для причастия. В Великий понедельник принято отказываться от всего лишнего и ненужного, и приводить в порядок все, что было сломано и требовало ремонта. Также нельзя участвовать в торжествах и ругаться. Наконец, в Великий понедельник нельзя ходить на кладбище и поминать умерших.