Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены. рассказывает, как расшифровывается НАТО, а также для чего был создан Альянс. Цель создания нато кратко. Основные направления деятельности Североатлантического блока НАТО. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что рискованные решения, принимаемые Североатлантическим альянсом, обусловлены соседством с Россией.
История отношений: для чего 69 лет назад был основан блок НАТО
НАТО — Википедия с видео // WIKI 2 | НАТО, Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation), международная политическая и военная организация, созданная подписанием Североатлантического договора в Вашингтоне 4 апреля 1949 и включавшая в себя. |
Цель создания нато | В 1991 году Россия начала сотрудничать с НАТО, присоединившись к Совету североатлантического партнерства, созданного для консультаций альянса со странами советского блока. |
НАТО (ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА) | Энциклопедия Кругосвет | Содержит список членов НАТО (2020), коротко изложены цель блока, а также информация о вооруженных силах и главных партнерах Альянса. |
Цель создания нато кратко | Создавая НАТО, США обеспечили себе в этом военном союзе не только руководящее, господствующее, но и особо привилегированное положение. |
Шойгу заявил, что НАТО вплотную приблизилась к границам России
Военные формирования остаются под национальным контролем до принятия нужного решения. После этого они переходят под руководство НАТО. Финансирование деятельности блока происходит в рамках общего бюджета. В него страны-члены делают взносы на основании установленной схемы распределения затрат. В 2009 году в альянсе появились Хорватия и Албания. В 2017 году членом организации стала Черногория, а в 2020 году — Северная Македония.
Сегодня членами НАТО являются 30 стран. Переговоры относительно вступления в блок ведутся с его руководителями. Это происходит в штаб-квартире, расположенной в Брюсселе. В процессе принимают участие эксперты и представители страны-кандидата. При этом главная задача заключается в проверке государства на выполнение стандартов блока.
Переговоры осуществляются поэтапно. Вначале ведется обсуждение военных и политических аспектов. На следующем этапе поднимаются вопросы, которые касаются финансов, ресурсов и правовых норм. Другие участники тоже имеют вооруженные силы, но они значительно меньше. Турция занимает второе место по мощи сразу после США.
Ее армия имеет количество 550 тысяч человек. НАТО имеет программы ядерного обмена. Это позволяет одному из основателей блока, США, хранить ядерные запасы в других странах. НАТО представляет собой важное военно-политическое формирование, которое выполняет целый ряд задач и функций.
В 1997 году в экономику Польши было инвестировано 2,7 млрд. Относительно Чехии и Венгрии цифры более поразительные.
В 1997 году прямые иностранные инвестиции в экономику этих стран составили соответственно 4 и 6,2 млрд. Но далеко не факт, что в Украине все будет так радужно, поскольку приток инвестиций зависит также от прогнозируемости действий власти, стабильности политической ситуации, роста экономики и так далее. То есть, от внутренней ситуации в стране. При той развивающейся тенденции постоянных кризисов органов власти, инвестору очень сложно прогнозировать ситуацию в нашей стране. По сравнению со всем вышеперечисленным, ежегодные взносы в гражданский и военный бюджеты НАТО, а также в бюджет программы инвестиций в безопасность Альянса выглядят не самой большой обузой. Украина, конечно, не будет платить по 200 млн.
Этот процесс является, прежде всего, симулирующим фактором для достижения Украиной высоких и демократических, социально-экономических и оборонных стандартов, которые действуют в странах-членах НАТО. Также процесс вступления в НАТО является стимулирующим фактором для проведения внутренних политических и социально-экономических реформ во всех отраслях общественной жизни, гармонизации законодательства с правовыми нормами и демократическими принципами стран-членов НАТО, установления гражданского демократического контроля над секторами обороны и безопасности государства. Но, по сути, НАТО является только стимулом, так как Украина уже давно имела шанс достигнуть этого уровня самостоятельно. После вступления в Альянс Украина получит беспрецедентные дополнительные гарантии обеспечения государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости государственных границ в соответствии с Вашингтонским договором. Благодаря этому, в будущем Украина не будет объектом провокаций наподобие призывов к пересмотру статуса Севастополя и Крымского полуострова или нагнетание напряжения, во время конфликта вокруг острова Коса Тузла. При этом необходимо отметить, что евроинтеграция Украины не может строиться на противоборстве с Россией.
НАТО с большой неохотой принимает страны, которые имеют проблемы с соседями. А возьмёт ли оно нас под свою защиту, если будет существовать угроза войны с Россией? Хотя, на данный момент, вступление Украины в Организацию Североатлантического договора не поддержали, в частности, Франция и Германия.
Кроме того, сюда входит поддержание демократии и свободы отдельных граждан и верховенство закона в отдельных странах мира и регионах, а также решения спора преимущественно мирным путем. Об этом говорит и аббревиатура названия блока. Точный перевод понятия с английского на русский звучит Организация Североатлантического договора, или сокращенно ОСАД. Правда, единого мнения на этот счет у переводчиков нет до сих пор и поэтому для всех понятнее слово НАТО.
История создания В 1948 году, усилиями политиков Великобритании и Франции был создан политический пакт, в котором предусматривалось подписание военного соглашения для обеспечения безопасности Европы. Затем к блоку присоединилось США. Через некоторое время была подписана отдельная конвенция «О статусе вооруженных сил стран-участниц НАТО». В документах американцы получили право создавать на территории стран, входящих в блок свои базы. Это означало, что иностранные вооруженные могли размещаться в нужном им регионе, без специального разрешения ООН. Речь уже шла не о простом политическом соглашении стран Западной Европы, но и о создании мощной военной силы. НАТО, расшифровка значения которого не имеет ничего общего с военной силой, становится значимой мощью.
С ней нельзя не считаться. В этот альянс вошла и ФРГ. Такая постановка вопроса не могла не вызвать озабоченности восточных стран и в особенности СССР.
Среди обозначенных направлений деятельности — развитие международного сотрудничества и действия, направленные на предотвращение конфликтов между ее членами и членами-партнерами, защиту ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона.
Высший руководящий орган НАТО — Североатлантический совет, чисто военными вопросами занимается Комитет военного планирования. Сегодня, 27 апреля в истории: 1908.
75 лет. И нам это НАТО? Большая история. Выпуск от 07.04.2024
- Зачем создали НАТО и почему у этой организации всегда плохие отношения с Россией
- История отношений: для чего 69 лет назад был основан блок НАТО
- Самые известные военные операции НАТО
- Организация Североатлантического договора (НАТО)
- Страны НАТО: полный список, суть, история создания альянса
- Создание НАТО: дата, задачи и цели организации
Влияние НАТО на мир
НАТО является международной организацией, созданной с целью поддержания мировой безопасности, а также безопасности всех стран-членов НАТО. Основная цель создания НАТО состояла в обеспечении коллективной безопасности стран-членов, а также противодействия любым агрессивным действиям со стороны СССР. НАТО был основан 4 апреля 1949 года в США с целью защиты Европы от советского влияния. 4 апреля 2024 года исполняется 75 лет со дня создания Организации Североатлантического договора. Далее более подробно рассмотрим основные причины создания НАТО.
Что такое НАТО и почему вступление туда Украины не устраивает Россию. Простыми словами
Документ является частью инициативы Генерального секретаря альянса Йенса Столтенберга «НАТО 2030», в рамках которой эксперты из стран-участниц анализируют актуальные для наступившего десятилетия аспекты деятельности военно-политической организации и угрозы для нее. Задачей инициативы является предоставление рекомендаций для государств—членов, в том числе на предстоящем в 2021 г. Они предложили ряд направлений развития альянса до 2030 г. Тогда были обозначены три основания деятельности организации: коллективная оборона, кризисное регулирование, обеспечение безопасности на основе сотрудничества[2].
Однако после украинского кризиса и присоединения Крыма к России в 2014 г. Именно на это направление деятельности акцентировалось внимание на саммитах в Уэльсе в 2014 г. По мнению экспертов доклада, сегодня НАТО вступает в период, отличающийся новой, значительно изменившейся стратегической обстановкой.
В будущем стратегическом документе нужно сохранить названные выше три основания деятельности организации. Но при этом необходимо учесть обусловленные современной средой безопасности новые вызовы, а также включить в него уже инкорпорированные в официальные тексты изменения стратегии. В докладе сказано, что в 2030 г.
Приоритетом организации должна быть политическая сплоченность и единство. Названы и актуализирующиеся угрозы и приоритеты НАТО. В первую очередь упоминается агрессивная политика России.
Отдельными структурами в рамках Командования являются союзные силы реагирования, а также подразделения по обеспечению кибербезопасности. В его задачу входит обеспечение оперативной совместимости войск стран блока, а также внедрение инновационных технологий. Орган призван оказать помощь странам альянса в адаптации военных потенциалов к стандартам НАТО и в повышении их эффективности. Руководит Командованием французский генерал Филипп Лавин. В подчинении у структуры находятся Объединенный военный центр в Норвегии, занимающийся подготовкой сил быстрого реагирования, Центр анализа и обобщения опыта в Португалии и Учебный центр в Польше. Помимо постоянных операций и миссий НАТО на регулярной основе проводит военные учения, в ходе которых отрабатывает использование сил и средств в обстановке, максимально приближенной к боевой.
В ней участвует около четырех с половиной тысяч военнослужащих, которые призваны обеспечить стабильность и безопасность в регионе. Тем не менее постоянные провокации со стороны косовоалбанских боевиков в отношении сербского населения ставят вопрос об эффективности и непредвзятости военного контингента НАТО в Косово. Постоянные военно-морские силы обеспечивают НАТО возможностью немедленного оперативного реагирования на возникающие угрозы. Состоят из четырех групп, каждая из которых насчитывает от трех до семи кораблей. Группы действуют в Атлантическом океане, Балтийском, Средиземном и Черном морях. С 2022 года включены в союзные силы реагирования в качестве подразделений повышенной готовности, которые могут вступить в бой в течение 5 суток после начала конфликта.
В рамках операции проводится постоянный мониторинг морского пространства, ведется антитеррористическая работа, а также обеспечивается поддержка странам-членам в регионе в укреплении их обороноспособности. Действия в Эгейском море - миссия заключается в оказании поддержки греческим властям для управления миграционными потоками. Тренировочная миссия НАТО в Ираке направлена на обучение и подготовку вооруженных сил Ирака для борьбы с международным терроризмом. В ней задействованы инструкторы блока, которые обучают местные силы безопасности инженерной подготовке, военной медицине, а также оказывают консультативную помощь в организации военно-гражданского планирования. В частности, проводится обучение и подготовка сил быстрого реагирования АС. Блок также направляет военных советников в миротворческие подразделения в Сомали и Эфиопии.
Патрулирование воздушного пространства - постоянно действующая миссия по контролю за воздушным пространством. В ее рамках силы ВВС НАТО находятся в постоянной готовности пресечь несанкционированное пересечение границ воздушного пространства стран-членов. В настоящий момент блок значительно наращивает свои силы и средства в рамках воздушного патрулирования на своем восточном фланге для предотвращения "угрозы со стороны России". В последнее время руководство блока при проведении маневров и учений делает акцент на отработке сценариев коллективной обороны, то есть задействования войск всех стран альянса для отражения агрессии против любого из членов альянса. Учения Steadfast Defender-2024 В 2024 году Альянс проводит масштабные учения Steadfast Defender-2024, которые являются самыми масштабными маневрами со времен окончания холодной войны. В них задействовано более 41 тысячи военнослужащих, а также более 50 кораблей.
В российском МИД указали, что сценарий учений сформулирован таким образом, что "не оставляет сомнений в том, что это часть приготовлений к военному столкновению с Россией". В рамках маневров блок намерен сымитировать "крупномасштабный конфликт с противником на востоке", отработать переброску войск из США и Южной Европы на восточный и северный фланги, а также спрогнозировать эффективность боевых действий с "сопоставимым по силе противником". В документе указывается, что "наиболее серьезной угрозой безопасности" блоку является Россия. В качестве приоритетных направлений борьбы с этой "угрозой" в альянсе видят противодействие России в Арктике, Северной Атлантике, Балтийском, Черном и Средиземном морях, а также в Беларуси. Кроме того, "вызов интересам" стран НАТО бросает Китай, который, якобы, намерен "подорвать основанный на правилах международный порядок". Главной же целью организации обозначено "обеспечение коллективной защиты от всевозможных угроз со всех направлений 360 градусов ".
В Концепции также подтверждена готовность блока к дальнейшему расширению за счет присоединения Боснии и Герцеговины, Грузии и Украины. В ее рамках блок намерен выделять Киеву 500 миллионов долларов в год для модернизации армии и ее перехода на стандарты НАТО.
На следующем уровне консультации приобретают форму сообщений о мерах или решениях, затрагивающих интересы союзников. Консультации могут проходить в форме уведомлений о будущих мерах или решениях правительств, а также в форме обсуждения с целью достижения консенсуса. Высшей формой консультаций является предоставление странам НАТО возможности достижения взаимоприемлемых договорённостей по поводу коллективных решений и действий Североатлантического альянса в целом. Преодоление кризисов Все страны НАТО являются полноправными участниками политического сотрудничества и имеют равные обязательства по Североатлантическому договору. Среди них не последнюю роль играет обязательство, согласно Статье 5 упомянутого договора. Оно символизирует неделимость их безопасности, заключающуюся в том, что нападение на одну или нескольких из них рассматривается как нападение на всех.
В периоды напряжённости и кризисов консультации между странами НАТО приобретают особое значение. В подобных обстоятельствах быстрое принятие решений зависит от незамедлительного налаживания постоянных консультаций между правительствами стран-членов НАТО. Основными форумами НАТО для проведения необходимых интенсивных консультаций являются Североатлантический совет и Комитет военного планирования. Соответствующая практика и процедуры представляют собой мероприятия Североатлантического альянса по преодолению кризисов. Совместно со странами и главнокомандующими НАТО регулярно проводятся совместные учения по проверке и разработке методов разрешения кризисов, семинары, брифинги, а также учебные курсы. Берлин, 1945 г. На ещё тёплых руинах полуразрушенной Европы, казалось, что войны не будет никогда. До начала новой конфронтации оставалось 4 года.
На состоявшийся с 4 по 11 февраля ялтинской конференции Черчиль и Рузвельт отдали Сталину половину Европы, фактически признав его право решать судьбы народов освобождённых красной армией. Англия и США осознали свою ошибку лишь тогда, когда Сталин захотел большего и конфронтация стала неизбежна. Выяснилось, что бывшие союзники совершенно по разному представляют себе принципы организации жизни в Европе. Целью ООН стало поддержание мира и безопасности, исходя из принципов, которые позже получили название принципов мирного сосуществования. В отличие от евро-центристской Лиги Наций 1919-1939 гг. ООН стала поистине всемирной организацией. В Статье 51 Устава ООН устанавливается неотъемлемое право независимых государств на индивидуальную и коллективную оборону. Вскоре этот Устав обеспечит правовую базу для создания будущего Североатлантического альянса.
К началу 1948 г. От самых истоков европейской интеграции, сразу после окончания войны, политические деятели и руководители европейских стран начали продвигать идею оборонно- политического союза в Западной Европе. Целый ряд тревожных политических событий в 1947-1949 гг. К ним относятся прямые угрозы суверенитету Норвегии, Греции, Турции и других западноевропейских стран, а также переворот в Чехословакии. В июне 1948 г. Советский Союз блокировал доступ союзников в разделённый на оккупационные зоны Берлин, что привело к использованию союзниками Берлинского воздушного моста для доставки гуманитарных грузов транспортными самолётами. Стало очевидно, что призывами к соблюдению Советским Союзом устава ООН и международных договорённостей, достигнутых в конце войны, не удастся гарантировать национального суверенитета и независимости демократических государств, столкнувшихся с угрозой внешней агрессии или внутренней подрывной деятельности. Введение недемократических форм правления и подавление активной оппозиции, попрание основных прав человека, гражданских прав и свобод во многих странах Центральной и Восточной Европы, а также сохранение и наращивание Советским Союзом своего собственного военного устройства, вызывали новые опасения со стороны Европейцев.
Подписанием в марте 1948 г. Брюссельского договора пять западноевропейских стран - Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Соединённое Королевство и Франции - решительно продемонстрировали своё намерение создать общую систему обороны и укрепить вои связи таким образом, чтобы иметь возможность противостоять идеологической и военной угрозе своей безопасности. Затем последовали переговоры с Соединёнными Штатами и Канадой по вопросу о создании Североатлантического альянса, основанного на гарантиях безопасности и взаимных обязательствах между Европой и северной Америкой. Упомянутые переговоры завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического договора, вводящего в действие систему общей безопасности, основанной на партнёрстве указанных 12 стран. Федеративная Республика Германия в 1955 г. Варшавский договор будет создан позднее в мае 1955 г. Новый 50-тый мир встретил фактически расколовшись на две части.
Хотя от взаимных обвинений в нарушении международного права стороны не отказались. Например, осенью 2023 года обсуждалась идея закрытия Балтийского моря для российских кораблей силами НАТО, в Москве назвали это грубым нарушением международного права. Также президентом Путиным было объявлено об усилении армии на западном направлении. Очередным испытанием международной безопасности стало заявление президента Франции Эммануэля Макрона , который заявил, что в российско-украинском конфликте нельзя допустить победу России, поэтому на Украине нужно разместить войска НАТО. Ключевые страны Альянса, как и руководство организации, от такой идеи открестились , Макрон нашел поддержку в странах Восточной Европы. Как рассказал «Ленте.
Он фактически пытается быть, как мы говорим, святее Папы Римского, быть наибольшим ястребом среди остальных ястребов», — отметил он. По мнению российского президента, даже если войска НАТО окажутся на Украине, то это не изменит положение дел на поле боя. Как считает Путин, такие действия западных стран могут привести к серьезным геополитическим последствиям. В интервью журналисту Дмитрию Киселеву Путин заявил , что Россия готова к ядерной войне. По его словам, США не планируют отправлять свои войска на Украину, так как понимают, что Москва расценила бы такой шаг, как и ввод американских войск на российскую территорию, как интервенцию. Однако и до 2022 года стороны предъявляли друг другу претензии: Ракетная оборона.
НАТО: Что нужно знать о Североатлантическом альянсе
В качестве обоснования идеи создания в 1949 году Североатлантического альянса (НАТО) были провозглашены наиболее актуальные и понятные ценности — обеспечение мира и безопасности. Главной целью "Союзнической силы" руководство НАТО назвало "предотвращение геноцида албанского населения Косова". Цель создания нато кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Цель создания НАТО. Мы выяснили, с какой целью было создано НАТО.
Альянс НАТО
В связи с годовщиной создания НАТО решил углубиться в историю и разобраться, по какому пути вот уже три четверти века двигается Североатлантический альянс. В этой статье MAXIM собрал 10 интересных и малоизвестных фактов о НАТО. Анализ основных причин создания НАТО, особенности деятельности в современный период. Как и зачем создавали НАТО. Цель создания нато кратко. Основные направления деятельности Североатлантического блока НАТО.
НАТО и его роль в географии планеты
Статья 9 Настоящим Договаривающиеся стороны создают Совет, в котором для рассмотрения вопросов, касающихся выполнения настоящего Договора, должна быть представлена каждая из них. Совет подлежит организации таким образом, чтобы иметь возможность быстро собираться в любое время. Совет обязуется создавать вспомогательные органы, в которых может возникнуть необходимость; в частности, он обязуется немедленно создать Комитет обороны, которому надлежит давать рекомендации относительно мер, направленных на выполнение Статей 3 и 5. Статья 10 Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору. Любое государство, получившее подобное приглашение, может стать Договаривающейся стороной путем передачи на хранение правительству Соединенных Штатов Америки документа о своем присоединении к настоящему Договору. Правительство Соединенных Штатов Америки будет уведомлять каждую из Договаривающихся сторон о передаче ему на хранение каждого подобного документа о присоединении. Статья 11 Настоящий Договор подлежит ратификации, а его положения претворению в жизнь, Договаривающимися сторонами согласно их соответствующим конституционным процедурам. Статья 13 По истечении двадцатилетнего срока действия настоящего Договора любая Договаривающаяся сторона может выйти из него через год после того, как она уведомит правительство Соединенных Штатов Америки о расторжении ею настоящего Договора, которое будет сообщать правительствам всех других Договаривающихся сторон о вручении ему на хранение каждого уведомления о расторжении настоящего Договора.
Статья 14 Настоящий Договор, английский и французский тексты которого имеют одинаковую силу, подлежит сдаче на хранение в архив правительства Соединенных Штатов Америки. Должным образом заверенные копии настоящего Договора будут переданы вышеупомянутым правительством правительствам других государств, подписавших настоящий Договор. Мы вновь подтвердили все цели, принципы и обязательства, содержащиеся в Основополагающем акте, Римской декларации и Хартии европейской безопасности ОБСЕ 1999 года, включая «Платформу безопасности, основанной на сотрудничестве», и признали, что безопасность всех государств в евроатлантическом сообществе неделима, а также то, что безопасность НАТО и России взаимосвязана. Мы будем работать в направлении достижения подлинно стратегического и модернизированного партнерства, основанного на принципах взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости, с целью способствовать созданию общего пространства мира, безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе. Государства-члены СРН будут воздерживаться от угрозы силой или применения силы друг против друга, равно как и против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости в любой форме, несовместимой с Уставом ООН и содержащейся в Хельсинкском заключительном акте Декларацией принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях. Государства-члены СРН привержены обязательству работать в качестве 29 равных партнеров, с тем чтобы реализовать огромный потенциал Совета Россия-НАТО, через последовательное развитие политического диалога и практического сотрудничества, исходя из общих интересов. Мы подчеркиваем, что Совет Россия-НАТО является форумом для политического диалога при любых обстоятельствах и по всем вопросам, включая те, по которым у нас имеются расхождения.
Мы твердо намерены в полной мере задействовать механизм СРН для консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, совместных решений и совместных действий по широкому спектру вопросов безопасности в евроатлантическом регионе. Все мы согласны с тем, что во благо государств-членов СРН - дальновидная и транспарентная политика, нацеленная на укрепление безопасности и стабильности на евроатлантическом пространстве, в том числе через задействование существующих институтов и инструментов.
Экономическими вопросами сотрудничества занимается экономический комитет НАТО. Анализ и совместная оценка связанного с безопасностью экономического развития включает в себя такие вопросы, как сопоставление военных расходов, тенденции развития военной промышленности, наличие ресурсов для реализации планов в области обороны, торговля военной техникой в рамках НАТО, а также экономическое сотрудничество и взаимопомощь стран-членов. Развивая экономическое сотрудничество в рамках Североатлантического альянса, его страны-члены исходят из того, что политическое сотрудничество и конфликты в экономической области несовместимы. Это привело к тому, что правительства стран НАТО стали оказывать помощь менее процветающим членам НАТО посредством развития крупномасштабных программ помощи, выполняемых через другие организации, включая Организацию экономического сотрудничества и развития ОЭСР. Специфические экономические проблемы и перспективы развития этих стран по-прежнему остаются в центре внимания Североатлантического альянса. СЕАП - это совместный механизм, который обеспечивает основу для проведения консультаций по политическим вопросам, проблемам безопасности и сотрудничества между НАТО и её партнёрами.
Темы для обсуждения диктуются развитием событий в сферах политики и безопасности: урегулирование кризисов; региональные вопросы; вопросы контроля над вооружениями; готовность к черезвычайным ситуациям и стихийным бедствиям; ядерная безопасность; экологические вопросы, научное сотрудничество; вопросы, относящиеся к операциям по поддержанию мира. Если полномочия Североатлантического совета обусловливаются договорными отношениями между странами-членами НАТО, то Совет Евроатлантического партнёрства представляет собой форум для проведения консультаций, диалога и развития сотрудничества в области политики и безопасности. Заседания СЕАП проводятся два раза в год на уровне министров иностранных дел и на уровне министров обороны, а также ежемесячно на уровне послов в Брюсселе. СЕАП стал важной частью архитектуры европейской безопасности. Политические консультации Разработка и реализация политики альянса 19-ти независимых суверенных государств требует, чтобы правительства всех входящих в него стран имели исчерпывающую информацию об общей политике и намерениях относительно друг друга, а также о соображениях, которыми эти страны руководствуются при выборе своего политического курса и подготовке своих планов. Поэтому возникает необходимость проведения регулярных консультаций. Потребность в консультациях не ограничивается политическими темами. Консультации в рамках Североатлантического альянса отличаются многообразием форм.
Простейшая из них представляет собой обычный обмен мнениями и информацией. На следующем уровне консультации приобретают форму сообщений о мерах или решениях, затрагивающих интересы союзников. Консультации могут проходить в форме уведомлений о будущих мерах или решениях правительств, а также в форме обсуждения с целью достижения консенсуса. Высшей формой консультаций является предоставление странам НАТО возможности достижения взаимоприемлемых договорённостей по поводу коллективных решений и действий Североатлантического альянса в целом. Преодоление кризисов Все страны НАТО являются полноправными участниками политического сотрудничества и имеют равные обязательства по Североатлантическому договору. Среди них не последнюю роль играет обязательство, согласно Статье 5 упомянутого договора. Оно символизирует неделимость их безопасности, заключающуюся в том, что нападение на одну или нескольких из них рассматривается как нападение на всех. В периоды напряжённости и кризисов консультации между странами НАТО приобретают особое значение.
В подобных обстоятельствах быстрое принятие решений зависит от незамедлительного налаживания постоянных консультаций между правительствами стран-членов НАТО. Основными форумами НАТО для проведения необходимых интенсивных консультаций являются Североатлантический совет и Комитет военного планирования. Соответствующая практика и процедуры представляют собой мероприятия Североатлантического альянса по преодолению кризисов. Совместно со странами и главнокомандующими НАТО регулярно проводятся совместные учения по проверке и разработке методов разрешения кризисов, семинары, брифинги, а также учебные курсы. Берлин, 1945 г. На ещё тёплых руинах полуразрушенной Европы, казалось, что войны не будет никогда. До начала новой конфронтации оставалось 4 года. На состоявшийся с 4 по 11 февраля ялтинской конференции Черчиль и Рузвельт отдали Сталину половину Европы, фактически признав его право решать судьбы народов освобождённых красной армией.
Англия и США осознали свою ошибку лишь тогда, когда Сталин захотел большего и конфронтация стала неизбежна. Выяснилось, что бывшие союзники совершенно по разному представляют себе принципы организации жизни в Европе. Целью ООН стало поддержание мира и безопасности, исходя из принципов, которые позже получили название принципов мирного сосуществования. В отличие от евро-центристской Лиги Наций 1919-1939 гг. ООН стала поистине всемирной организацией. В Статье 51 Устава ООН устанавливается неотъемлемое право независимых государств на индивидуальную и коллективную оборону. Вскоре этот Устав обеспечит правовую базу для создания будущего Североатлантического альянса. К началу 1948 г.
Накануне распада СССР в 1991 году численность военнослужащих достигала 3,8 млн человек. В России НАТО воспринимают именно так: как некий альянс западных сил, призванных если не уничтожить Россию, то оказывать на нее перманентное давление. Сколько в этом тезисе правды? На современном сайте НАТО цель альянса прописана следующим образом: «В 1949 году первичная цель договора была в создании пакта о взаимной помощи для противодействия рискам того, что Советский Союз попытается расширить контроль Восточной Европы на другие части континента». В наше время НАТО в своих официальных документах регулярно называет Россию одной из главных угроз безопасности в Евроатлантическом регионе например, вот текст заявления по итогам заседания летом 2021 года, до начала СВО. Для многих россиян НАТО — синоним угрозы.
Так, ряд экспертов отмечает антимилитаристский посыл создания НАТО, призванного завершить длительный период европейских войн. В этой концепции Советский Союз не был самоцелью НАТО и обозначался в качестве потенциального противника ровно в той мере, в которой представлял угрозу. При этом есть и более веская позиция, согласно которой у НАТО сильны хищнические настроения в отношении России и даже зацикленность на ней. Буквально сейчас проводятся беспрецедентные и масштабные учения, которые продлятся до мая включительно. Альянс отрабатывает переброску войск к границам России и ведение наступательных операций против РФ. Это инструмент геополитического давления, влияния Запада.
Безусловно, они рассматривают нас как геополитического и военного противника. При этом остается в силе основной вопрос: НАТО действует так по своей инициативе или просто реагирует на действия России? Ответ на него будет зависеть от того, кого вы спрашиваете. Это немного напоминает дилемму, что было раньше — яйцо или курица. Что означают эти шаги, особенно если исходить из концепции противостояния, которое зашито на генетическом уровне? Дмитрий Корнев считает, что особенных противоречий в таком подходе нет: — В СССР это больше в пропагандистских интересах делалось: Союз пытался вступить в ассоциацию стран, которые за мир в Европе, то бишь стран НАТО, — говорит он.
Почему нет? Что значит «просилась»? Это должно быть какое-то официальное обращение властей РФ, Государственной думы или президента. Вероятно, эти обращения были на уровне личных контактов, например, президента или премьер-министра. Но является ли это обращением или просто обсуждением? Думаю, это просто разговоры.
Впрочем, и НАТО не ухватилось за эту возможность: прохладное отношение чувствовалось с обеих сторон. По мнению Игоря Коротченко, в этом вопросе не должно быть никаких иллюзий, и желание присоединиться к НАТО анонсировалось скорее формально. Иначе мы могли бы влиять на ситуацию внутри блока, а на это никто бы не пошел. В современном мире нужно проявлять определенный креатив внешнеполитический.
В тот год советский министр иностранных дел Вячеслав Молотов предложил ГДР, ФРГ и всем европейским странам заключить договор о коллективной безопасности, согласно которому все эти государства были бы обязаны защищать друг друга. Этот вариант западные страны не заинтересовал, поэтому СССР выступил с другой идеей: Москва соглашается, что США не будут исключены из формального участия в системе общеевропейской коллективной безопасности, но НАТО в обмен на это должна отказаться от своего агрессивного характера. В таком случае СССР «рассмотрел бы возможность участия в организации». По задумке СССР, НАТО прекращала быть закрытым военным объединением государств и становилась открытой для других европейских стран, «что вместе с созданием эффективной системы европейской коллективной безопасности имело бы принципиальное значение для содействие всеобщему миру».
Однако кампания Москвы за европейскую коллективную безопасность протянулась до Женевской конференции западных министров в октябре-ноябре 1955 года. Договор подразумевал, что страны-участницы будут оказывать друг другу помощь в случае нападения, вести консультации в кризисных обстоятельствах и создадут Объединенное командование вооруженными силами.
Организация Североатлантического договора
При необходимости принятия безотлагательных решений могут созываться внеочередные сессии САС. В период между министерскими сессиями не реже 1 раза в неделю проводятся заседания постоянных представителей государств — членов альянса в ранге послов. На них рассматриваются политические аспекты текущей деятельности блока, осуществляется согласование позиций стран-участниц по актуальным международным проблемам, координируются действия национальных правительств по проведению военно-политических мероприятий, разработанных руководящими органами альянса. КВП является высшим военно-политическим органом по решению вопросов организации руководящих военных органов и объединённых командований НАТО, утверждения планов строительства и использования коалиционных сил, выработки стратегических концепций блока, военного участия стран в союзе. Заседания комитета с участием министров обороны государств — членов блока кроме Франции проводятся 2 раза в год перед сессиями САС. На них обсуждаются проблемы, относящиеся к планированию совместной военной деятельности, включая строительство ОВС НАТО, планы их совершенствования и всестороннего обеспечения, а также производятся назначения командующих коалиционными органами военного управления.
В период между заседаниями КВП министерского уровня руководство военно-политической деятельностью альянса осуществляется постоянными представителями стран блока, которые в ходе заседаний рассматривают проблемы текущей военно-политической деятельности альянса, обсуждают и решают административно-финансовые вопросы, а также вопросы функционирования подчинённых военных органов. ГЯП — высший руководящий орган альянса по вопросам ядерной политики. Он предназначен для изучения общих проблем ядерной стратегии Североатлантического союза, разработки планов развития ядерных сил блока, рассмотрения вопросов развёртывания, обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия , контроля над вооружением и распространением оружия массового поражения. Представитель Исландии участвует в работе группы в качестве наблюдателя. Подготовительную работу заседаний ГЯП проводит штабная группа, которая заседает не реже 1 раза в неделю.
В её состав включены высокопоставленные представители военных ведомств и государственных учреждений государств — членов блока, а также эксперты, специализирующиеся в области коалиционной ядерной политики. Заседания этой группы проходят несколько раз в год под председательством представителя США. Генеральный секретарь не входит в состав какой-либо национальной делегации и подотчётен только САС. Избрание генерального секретаря происходит на основе принципа единогласия всех членов блока. При этом кандидат на пост генерального секретаря как правило, бывший министр иностранных дел одного из государств альянса должен владеть английским и французским языками.
Кандидат, получивший в ходе консультаций одобрение всех стран-участниц, официально утверждается в качестве очередного генерального секретаря блока обычно на 2 года на сессии САС. Генеральный секретарь представляет интересы Североатлантического союза на международной арене, выражает официальные взгляды альянса и выступает как глава политической и военной организации блока. В процессе консультаций при решении практических вопросов деятельности НАТО он непосредственно взаимодействует с правительствами стран-участниц, ведёт переговоры с ними в ходе официальных визитов и организует взаимодействие по выполнению решений высших политических и военно-политических органов альянса. Генеральный секретарь имеет заместителя и помощников по различным вопросам деятельности НАТО. Брюссель, Бельгия.
Исмей 1952—1957 , П. Спаак 1957—1961 , Д. Стиккер 1961—1964 , М. Брозио 1964—1971 , Й. Лунс 1971—1984 , П.
Каррингтон 1984—1988 , М.
Тогда армия выступила на территории Ирака. Разрешение на действие дала ООН.
А это значит, что эта организация более значима. Позже армия НАТО ещё несколько раз вступала в военные конфликты, предотвращая начало мировой войны. Так, войска побывали в Боснии и Герцеговине, в Македонии, и, конечно, в Афганистане.
Миссия — восстановить мир. Главная задача — сохранить безопасность стран-участниц союза, недопущение вторжения на территорию государств мощного и агрессивного противника, который мог бы поработить народ. Но создание блока НАТО преследовало не только эту цель.
Члены НАТО исключали хоть какую-то агрессию со своей стороны. Они обязывались не применять военные силы. Территории друг друга они захватить не могли.
В то же время, если бы какой-то её член попал в военный конфликт, то ему на помощь мигом пришли остальные государства, вместе с армиями, разумеется. Поэтому можно говорить о том, что основной целью НАТО было сохранение мира именно внутри союза. Они не могли вмешиваться в дела других держав, которые не являлись её членами.
А использовать военные силы должны были только для защиты, но никак не для нападения. Всё-таки в её состав входили мощные государства. Цели НАТО касаются не только военных конфликтов.
Сфера деятельности распространяется и на другие области, а именно: Поддержка антитеррористических компаний, внедрение и ведение антитеррористической политики. Противодействие морским пиратам. Обеспечение кибербезопасности.
То есть, членов НАТО волновали не только прямые военные конфликты. Всё, что угрожало мирной обстановке и человечеству заслуживало их внимания. Некоторые эксперты уверены: всё дело в прошлом.
То же самое распространилось и на РФ. Другие политики говорят, что наши войска мощнее натовских. А это значит, что мы справимся без какой-либо помощи с её стороны.
Этот союз нам просто не нужен. Ну а тем, кто далёк от политики и вовсе нет никакого дела до ситуации с НАТО. Они не интересуются вопросом, входили ли мы когда-нибудь в состав этой организации или нет.
Но к этому вопросу мы обязательно вернёмся. Большинство людей уверено: что Альянс располагает огромной, отдельной армией. Но численность войск НАТО не конкретизирована.
Всё дело в том, собственной армии у НАТО попросту нет. Военные силы обеспечивают те страны, которые являются её участниками. Военный блок НАТО способен созвать огромную армию в случае необходимости.
Все члены организации предоставят солдат и военные мощи по требованию союза. Штат военных сил может меняться в количественном эквиваленте. Это значит, что, если будет нужно, то армия будет, к примеру, равна 1000 человек, а военной техники будет 500 единиц.
Когда необходимость в них исчезнет, то штат расформируют. По первому требованию Альянса может быть собрана многочисленная армия с мощной техникой. Стоит упомянуть и о том, что с НАТО состоят в партнёрских отношениях и те страны, которые не являются её членами.
Они вправе оказать содействие этой организации. Более того, каждое государство — член НАТО — имеет собственных партнёров, «друзей». Отношения с ними никак не связаны с членством в Альянсе.
Но если будет нужно, они также готовы прийти на помощь. Таким образом, говорить о количестве вооружённых сил, невозможно. Армия собирается по требованию.
Она может быть миллионной, а может и вовсе отсутствовать. Члены Североатлантического Альянса самостоятельно заботятся о военных силах внутри своей страны. Они держат боевой запас, который может быть включён в армию НАТО.
Если возникает военный конфликт, который требует вмешательства военно-политической организации, армия состоит из солдат разных государств и национальностей. Впервые армия Альянса выступила в конце 90-х годов. Крупная военная операция НАТО по урегулированию межэтнического конфликта в 1999 году была проведена на территории Югославии.
Это были непродолжительные боевые действия. Такое мнение выражала в то время пресса. Бомбардировки затронули как военные, так и гражданские объекты.
Краткая история создания и развития НАТО После окончания кровопролитной Второй Мировой войны большая часть Европы и многие другие страны мира находились в определенном экономическом и моральном упадке. Люди были напуганы происходящими в мире событиями и особенно тем, что за такой относительно короткий период времени как 50 лет, произошли 2 мировые войны унесшие миллионы человеческих жизней. Из этих событий человечество вынесло для себя определенный урок, который заключался в понимании того, что в одиночку с агрессивными противниками справится практически невозможно, и всеобщая безопасность может быть обеспечена только совместными усилиями.
Так 4 апреля 1949 года в Вашингтоне был сформирован военно-политический альянс, состоявший из 12-ти независимых стран Северной Америки и Европы. Суть договора состояла в том, чтобы поручить каждому участнику союза обязанности по обеспечению безопасности и поддержке других членов договора. Несмотря на то, что в последней войне многие страны выступали в качестве союзников СССР в борьбе с Нацистской Германией, послевоенная внешняя политика и внутриполитический режим Советского союза вызывали серьезные опасения.
Не внедряясь во все технические подробности, с течением времени блок НАТО постепенно расширялся. Некоторые страны на время выходили из союза после чего снова в него вступали. Интересным фактом является то, что СССР тоже стремился вступить в Североатлантический Альянс в 1954 году, но заявка была отклонена по ряду причин.
С 1982 года — Испания. С 1999 года — Польша, Венгрия, Чехия. О желании вступить в альянс заявляли Грузия и Украина. После окончания холодной войны и распада СССР отношения между организацией и Россией то охлаждались вплоть до "заморозки", то улучшались.
Организация Североатлантического договора (НАТО)
Это и стало датой образования НАТО. Первый документ Речь шла прежде всего о пакте безопасности, в 5-й статье которого говорится, что военное нападение на любую из подписавших его сторон будет рассматриваться как нападение на всех. Когда госсекретарь США Дин Ачесон 1893-1971 поставил свою подпись под документом, это отразило важные изменения в американской внешней политике. Впервые с 1700-х годов Америка формально связала свою безопасность с европейскими странами. Организация сформировала основу военного оплота Запада против СССР и его союзников в течение следующих 40 лет. Ее членство росло в ходе эпохи холодной войны. Недовольная своей ролью в организации, Франция решила выйти из военного участия в НАТО в 1966 году и не возвращалась до 1995 года. Варшавский договор Формирование Варшавского договора было в некотором смысле ответом на образование западного альянса.
Это произошло спустя шесть лет после даты создания НАТО. После мировых войн советские лидеры сильно опасались, что Германия снова станет военной державой. Эту озабоченность разделяли многие европейские страны по обе стороны границы холодной войны. Споры вокруг Германии Однако в середине 1950-х годов Америка и ряд других членов НАТО начали выступать за то, чтобы сделать Западную Германию частью Североатлантического союза и позволить ей сформировать армию под жесткими ограничениями. Советский Союз предупреждал, что такие провокационные действия вынудят его принять новые меры безопасности в своей сфере влияния.
Они понимали, что Европа должна быть экономически сильной и перевооруженной. В результате государственный секретарь Джордж Маршалл выступил с программой масштабного экономического подъема Европы. Его план предполагал европейскую экономическую интеграцию. Кроме того, продвигалась идея постоянного взаимовыгодного сотрудничества между Европой и Соединенными Штатами.
Интересный факт После своего создания НАТО продолжил свое существование в эпоху холодной войны и приобрел новые государства-члены в Восточной Европе в конце 90-х годов. Это развитие событий не было хорошо воспринято лидерами Российской Федерации и стало источником напряженности между Востоком и Западом, даже после того как холодная война закончилась. Коммунистическая Чехословакия События, следующие за годом образования НАТО, побудили американских лидеров занять более милитаристскую позицию по отношению к Советам. В феврале 1948 года в результате государственного переворота, организованного Советским Союзом, демократическое правительство Чехословакии было свергнуто. Страна прочно вошла в коммунистический лагерь. Реакция США В течение нескольких дней американские лидеры договорились присоединиться к дискуссиям, направленным на формирование совместного соглашения о безопасности со своими европейскими союзниками. Процесс приобрел новую актуальность за год до создания НАТО. СССР отрезал наземный доступ к Берлину, вынудив США, Великобританию и Францию перебросить поставки в свои сектора немецкой столицы, которая была разделена между западными союзниками и Советами после Второй мировой войны. Западные страны объединяют силы Переговоры между западными странами завершились в 1949 году, 4 апреля.
Увы, таковы реалии нынешнего мира, наблюдавшего совсем недавно за позорным бегством американцев из Афганистана. Все мы знаем, кто взращивал и пестовал националистов в соседней стране, поставлял и продолжает поставлять Киеву летальное вооружение в круглосуточном режиме, чьи инструкторы готовят всякие «азовы» и прочее отребье. И в ответ на огульные обвинения в адрес Москвы, мы вносим свою посильную лепту: будем вам периодически, с календарной привязкой, рассказывать о том, как НАТО грубейшим образом попирала базовые документы ООН и авиационными бомбами с урановым сердечником писала свою кровавую историю. При этом погиб один человек. Повреждено и здание ВМА, как и многочисленные гражданские объекты на Баньице.
В городе Чачак три раза бомбили завод бытовой техники «Слобода». Разбомблены как коммерческие, так и гражданские объекты. Телевидение «Нови-Сад» был взорвано в Нови-Саде, а в Гнилане был взорван автобусный парк из 30 автобусов. Кроме того, была разрушена бензоколонка. В Куршумлии двумя ракетами уничтожили деревообрабатывающий комбинат.
Около Кралево в месте Богутовац в 2:10 подвергся бомбардировке склад горючего «Беопетрола», где ранения получили трое сотрудников.
Тогда были обозначены три основания деятельности организации: коллективная оборона, кризисное регулирование, обеспечение безопасности на основе сотрудничества[2]. Однако после украинского кризиса и присоединения Крыма к России в 2014 г.
Именно на это направление деятельности акцентировалось внимание на саммитах в Уэльсе в 2014 г. По мнению экспертов доклада, сегодня НАТО вступает в период, отличающийся новой, значительно изменившейся стратегической обстановкой. В будущем стратегическом документе нужно сохранить названные выше три основания деятельности организации.
Но при этом необходимо учесть обусловленные современной средой безопасности новые вызовы, а также включить в него уже инкорпорированные в официальные тексты изменения стратегии. В докладе сказано, что в 2030 г. Приоритетом организации должна быть политическая сплоченность и единство.
Названы и актуализирующиеся угрозы и приоритеты НАТО. В первую очередь упоминается агрессивная политика России. Альянсу рекомендуется продолжать придерживаться формулы «предметный диалог, сильное сдерживание».
Однако на сегодняшний день встречи носят ограниченный характер: контакты довольно редки, по большей части обсуждаются инциденты, но не позитивная программа развития взаимодействия. В докладе сказано, что к полноценному сотрудничеству будет возможно вернуться лишь тогда, когда Россия прекратит агрессивные военно-политические акции и начнет соблюдать международное право.
Организация Североатлантического договора
Всё это время НАТО поддерживала боевую готовность и ни разу не участвовало в военных операциях.[3] Ещё одной целью создания НАТО была легализация размещения американского ядерного оружия в Европе. НАТО – альянс, изначально созданный для сдерживания Советского Союза. North Atlantic Treaty Organization) - Организация Североатлантического договора - военно-политический альянс, берущий свое начало еще в 1949 год. Цель создания организации продекларирована в преамбуле Североатлантического Договора.
О НАТО кратко (цели, задачи, партнеры)
Войска Североатлантического альянса вплотную приблизились к российским границам, что создает дополнительные угрозы военной безопасности. В СМИ постоянно упоминают блок НАТО, но что это такое, как расшифровывается аббревиатура, когда была создана организация и какие страны являются ее членами. Функции, структура и история НАТО: цель создания военно-политического ведомства Датой возникновения НАТО можно считать четвертое апреля 1949 года. Основополагающие цели НАТО весьма жестко сформулированы первым генсеком Организации лордом Исмеем: «Держать Америку внутри, Германию внизу и Россию вовне (Европы — ред.)«.