Новости свадебные обычаи и традиции в россии

Среди свадебных обычаев и традиций в России особым для молодоженов считается родительское благословение.

Русская свадьба - традиции и современность

Жители Тулы предоставили свыше 110 фото из личных архивов в рамках выставки о свадьбах Современные традиции на русской свадьбе во многом перекликаются с традициями прошлых веков и большой частью с привычками советской эпохи.
Народные свадебные обряды и приметы - Русская-народная свадьба современные свадебные традиции, бенгальские огни на свадьбе, организатор RUN THE SHOW AGENCY.
Современные свадебные традиции и обряды Свадебные традиции и обряды существуют уже не одну сотню лет.
Исторический музей знакомит жителей Тулы с истоками русского свадебного обряда Традиции, обряды, сценарии» пишут, что в старину в России последний день перед венчанием называли вечерухой или надвечерьем брака.

Звездные гости, ведущий Басков и традиции: как прошла свадьба сына Жасмин, длившаяся неделю

Эти традиции могут напугать кого угодно: как на Руси проходили свадебные гуляния и какие ритуалы предстояло пройти новобрачным. История свадебных традиций в России и других странах: интересные факты, старинные, народные, национальные обычаи, обряды и приметы, связанные со свадьбами, женихом и невестой. Свадебные традиции в России — это не только выкуп и каравай.

Больше не «Горько!»: как проводит свадьбы молодежь и почему банкеты больше не в моде

Сватанье Если сейчас сваты приходят добиваться согласия молодой, то раньше они шли за благословением отца. Приходили обычно не родители жениха, а его родственники или знакомые, обладающие самым высоким социальным статусом. Весь процесс мог проходить без невесты, ее желание мало интересовало участников церемонии. Что характерно, на сватовстве было не принято говорить прямо, использовались косвенные выражения. Сваты заводили разговор издалека, ведь отец молодой первый раз должен был ответить отказом. Хотя во многих случаях, именно он был больше всех заинтересован в браке. Поэтому церемония отдаленно напоминала торговлю — будущий тесть расхваливал свою дочь и приданное, а сваты хвалили жениха и его род.

Смотрины Во время сватания вопрос женитьбы еще не решался положительно. Поэтому следующий этап — это смотрины, визит родителей невесты к жениху. По старой православной традиции муж забирал жену к себе домой. Поэтому отец будущей новобрачной ехал смотреть на хозяйство, в котором будет жить и работать его дочь. Формально именно во время смотрин родители жениха впервые могли посмотреть на невесту и пообщаться с ней. В некоторых регионах обряд смотрин проходил иначе — родители жениха ехали после сватов к родителям невесты.

В любом случае, именно на смотринах семьи принимали окончательное решение о браке и о размере приданного. Для невесты этот день был самым важным. Понятно, что формально решение принимал всегда глава семьи.

Окручивание невесты Сваха снимала с невесты покрывало, потом венок; другая женщина подносила мису с кикой и гребнем. Сваха омочала гребень и чарку с медом и расчесывала невесту, потом свивала или скручивала ей волосы и надевала волосник, кику и подзатыльник и наконец закрывала иногда тем же покровом, который разделял ее от жениха. Венок отдавался на сохранение, на память о девичестве. После того подносили свахе мису с осыпалом; она осыпала невесту и жениха и опахивала сорока соболями, которые держал, как выше сказано, один из свадебных чинов, называемый держальником. У посадских людей во время расчесывания был такой обычай: когда жених и невеста сидели, отделенные друг от друга покровом, им приказывали приложить щеки к покрову.

Перед ним держали зеркальце, и жених мог увидеть в зеркало лицо будущей своей жены и дружелюбно ей улыбнуться; в то же время один из гостей подходил к ним в вывороченной шубе вверх шерстью и желал невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. Во все продолжение обряда окручивания невесты сидячие боярыни и девицы пели свадебные песни; а дружка, взяв нож, подходил к отцу и матери невесты и говорил: — Благословите резать перепечи и сыр? Дружка резал перепечу и сыр на мелкие куски, клал на большое блюдо, накладывал туда же множество ширинок и отдавал поддружему или меньшому дружке; сам получал от невесты вышитый ее руками убрус и подносил его жениху; а меньшой дружка разносил и раздавал всем гостям куски перепечи и ширинки, также посылал отцу и матери жениха, оставшимся в своем доме. В то же время сваха осыпала свадебных бояр и гостей, то есть бросала в толпу их гостями все, что было на осыпале, — серебряные деньги, хмель, куски материй и прочее, и всяк налету хватал, что успевал схватить. Между тем подавали другое яство, за нею подавали третье; как только оно появлялось на столе, сваха подходила к родителям невесты и просила благословения — везти молодых к венцу. Церемония до ухода в церковь в брачном доме. Миниатюра «Благослови Бог! Все вставали.

Родители брали по образу, обыкновенно в окладах с драгоценными украшениями. Подле них становился священник. Новобрачные кланялись и принимали благословение. Отец и мать разменивали их кольцами и, взяв дочь за руку, отдавали ее жениху, взаимно кланяясь друг другу. Наконец, отец брал плеть и ударял ею свою дочь, говоря: «По этим ударам ты, дочь, знаешь своего отца; теперь эта власть переходит в другие руки; вместо меня за ослушание тебя будет бить твой муж! В продолжение этого обряда каравайщики и свечники выходили. За ними выступали свадебные гости. Устилался путь кусками материй, и новобрачные шли по этим кускам к дверям.

Женихова и невестина свахи вели невесту за руки, все еще закрытую. Тысяцкий устраивал порядок шествия. Между тем те, которые держали сорок соболей, взятых с места, где сидели новобрачные, клали их на то же место, а скатерть, на которой резали перепечи и сыр, складывали и отдавали ключнику. Венчание На дворе перед крыльцом стояло множество оседланных лошадей и колымаг или каптанов. Когда свадьба происходила у бояр, близких особ царя, то им на этот торжественный день давались царские лошади и экипажи. Сани невесты убирались до того нарядно, как только допускал это достаток; описывают, что она поволакивалась атласом, а на седалище клалась бархатная подушка; богатый ковер спускался со спинки; под дугой привешивались лисьи и волчьи хвосты. К таким саням подводилась невеста, в санях сидело другое лицо: его следовало свести, точно так, как сводится сидевший подле невесты, вместо жениха. Невеста садилась вместе с двумя свахами.

Над нею держали соболей. Этот обряд соблюдался также и относительно жениха. У крыльца стоял его аргамак, а на аргамаке сидел другой; когда являлся жених, то этот другой вставал и шел пешком, а жених садился на аргамак и ехал к венчанию. Если же, по причине непогоды, нельзя было ехать верхом, то жених садился с тысяцким в сани или в коляску, а тот, кто прежде сидел в экипаже, шел пешком. Жених должен был ехать с своим поездом вперед и прибыть ранее невесты. В самых простых свадьбах новобрачные ездили, а не ходили пешком. В простонародных свадьбах впереди поезда пели свадебные песни и забавники отпускали шутки. Это не одобрялось Церковью, и духовные особы свадебные песни называли нелепым криком и козлогласованием.

Когда молодые входили в церковь, то ясельничий со своим двумя помощниками стерег коня и сани, чтоб кто-нибудь не перешел дороги между верховым конем жениха и санями невесты и чтоб вообще лихие люди не наделали чего-либо дурного колдовством, в которое тогда сильно верили. Путь от церковных дверей до аналоя устилался кусками материй; самое место пред аналоем также устилалось, и сверх того, на нем клали соболей. Когда свадьба была вечером, то жених и невеста тотчас после прихода в церковь становились на свои места; но иногда свадьбы были после обедни: тогда жених и невеста становились у церковных столбов и слушали литургию и по окончании… становились к аналою. К свету Божьему» После венчания невесту раскрывали, и священник читал новобрачным поучение; в нем обыкновенно наставлял их ходить часто в церковь, слушаться духовников, хранить посты и праздники, подавать милостыню, а мужу повелевал жену учить палкою, как подобает главе. Потом брал жену за руку, вручал мужу и приказывал им поцеловаться. Жена в знак повиновения припадала к ногам супруга и касалась челом его сапога, муж же покрывал ее полою своего платья в знак будущего покровительства и защиты. Наконец священник давал новобрачным деревянную чашу с вином; муж принимал, отпивал и давал жене; та отведывала и опять подавала мужу. Таким образом, оба пили три раза, наконец, муж допивал, бросал под ногу чарки и топтал ее разом с женою, приговаривая: «Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между ними раздор и нелюбовь».

Существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на чашу, тот удержит за собою первенство пред другим. Но как ни старались в этом жены, им никогда этого первенства не удавалось [1]. Потом подходили свадебные гости и поздравляли обвенчавшихся, а между тем тысяцкий уже посылал дружку вперед к отцам жениха невесты и к оставшимся в доме свадебным чинам известить, что молодые обвенчались в добром здоровье. Каравай В то же время дружка разрезывал каравай, и священник его вероятно, чрез того же дружку посылал отцам обоих семейств как символ будущего их свойства и родственной приязни, и оба рода давали обещание быть людьми одного стола и одного хлеба — хлебосолами и жить дружно, как зерна одного колоса. При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных хмелем, семенами льна и конопли, желая счастья, другие дергали за рукав, показывая вид, будто хотят разлучить ее с женихом, а жена тесно прижималась к своему суженому. Если венчание было вечером, из церкви весь поезд отправлялся в дом мужа; у простого народа сопровождался он песнями, криками и плясками. Когда поезд прибывал в дом мужа, навстречу выходили отец и мать жениха, с образом и с хлебом-солью благословляли новобрачных. Вероятно, на свадьбах частных людей, если венчание было после обедни, новобрачные разъезжались по своим домам, а уже к вечере жену проводили в дом мужа, и там происходило брачное торжество.

Приезд молодого от родителей в дом тестя на свадебный пир При входе в дом потешники, по распоряжению ясельничьего, играли в сурьмы и бубны чинно, благолепно, доброгласно. Тогда новобрачные садились за стол: все также садились на свои места, и невеста, будучи открытою, должна была плакать по обычаю , выражая тем разлуку с родителями и робкий страх нового образа жизни, причем женщины и девицы пели печальные песни. Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя перед ними ставили разные кушанья. Когда гостям подавали третью перемену — лебедя, перед новобрачными ставили жареную курицу; дружка брал эту жареную курицу и обвертывал скатертью, второю из трех скатертей, положенных на постели перед новобрачными до венчания. При этом он обращался к отцу и матери и говорил: — Благословите вести молодых опочивать! Те отвечали «Бог благословит» и шли к дверям; отец останавливался у дверей, а мать шла к сеннику. Тогда дружка уносил курицу в сенник, за ним шли свечники, каравайники и ставили свечи в кадь со пшеницею, стоявшую в изголовье брачного ложа молодых. Тысяцкий, дружка и свахи вставали, жених и невеста подходили к дверям; и отец брал за руку невесту и говорил жениху: — Сын наш!

Божьим повелением а если свадьба устраивалась по повелению царя, то прибавлялось и «царским желанием» и благословением нашим и матери твоей повелел тебе Бог сочетатися законным браком и понять взять такую-то. Приемли ее и держи, как повелел Бог и как Он чадолюбивый устроил в законе нашей истинной веры и святые апостолы и отцы предаша. Брачная комната Сын брал жену за руку, выходил с нею из дверей и шел из сенника; тут встречала их мать или сваха в вывороченной шубе мехом кверху, посыпала их хмелем или льняным семенем. Таким образом новобрачные входили в сенник. Гости уходили в покой, откуда вышли, и продолжали допировывать, и дружка и сваха вступали с новобрачными в сенник и раздевали — дружка жениха, а сваха невесту, и потом сами уходили, чтобы присоединиться к прочим гостям и продолжать пирушку.

А вот мужчины больше любят выкуп невесты и бить бокалы. Возраст тоже влияет на свадебные предпочтения россиян. Чем молодожёны моложе, тем меньше они хотят использовать классические обряды вроде конкурсов с тамадой или зажжения очага. Вообще, такие классические традиции чаще соблюдают в малых городах. Москвичи больше любят бить бокалы и выпускать голубей. Впрочем, соблюдать традиции готовы не все. Каждый пятый опрошенный из тех, кто только собирается в ЗАГС, заявил, что никаких обрядов на его свадьбе не будет.

Подружки невесты заплетали ей косу, вплетая атласные ленты, затем расплетали. Считалось, что таким образом невеста прощается с прежней незамужней жизнью. Сама невеста плакала и причитала. Ленты из косы невесты считались наделенными смыслом: подружки их разбирали и хранили на счастье и скорейшее замужество. Предсвадебная подготовка со стороны жениха заключалась в выпечке огромного расписного каравая, украшенного цветами, фигурками и интересными узорами из теста. Вся женская половина дома под каравайные песни занималась созданием этого кулинарного шедевра до рассвета. Жених накануне свадьбы проводил мальчишник. Присутствовали на этом вечере его родные и друзья. Выкуп невесты На Руси выкуп невесты был очень ответственным делом, требовавшим от жениха немалой щедрости. Сегодня денежная составляющая уже отошла на задний план. Основная цель выкупа в наши дни: проходя все испытания-конкурсы, уготовленные подружками невесты, жених доказывает всем, насколько хорошо он знает и любит свою будущую супругу. Друзья со стороны жениха всегда могут прийти ему на помощь, если это необходимо. После завершения выкупа родители невесты организуют небольшой стол для присутствующих. Церемония бракосочетания Свадьба приобретает новый оттенок после проведения официальной церемонии в ЗАГСе. Многие современные пары радуют себя и гостей в зале для официальных церемоний не только первым поцелуем, но и первым танцем требуется предварительно договориться о конкретной композиции. После проведения официальной части гостей ждет фотосессия с молодыми. Затем гости праздника должны стать с двух сторон от выхода из ЗАГСа, чтобы осыпать молодых лепестками роз, рисом, монетками или конфетами. Согласно народным приметам, этот обряд в зависимости от выбранных продуктов дарует молодым богатство, здоровое потомство, романтичную и сладкую совместную жизнь. Если молодожены истинно верующие, то по обычаям русского народа в этот же день они проходят обряд венчания. После официальных мероприятий начинаются праздничные гуляния. Обычно в них задействованы только самые близкие друзья. Для того чтобы на память остались красочные фотографии, молодые посещают и проводят фотосессию в самых живописных уголках города. Жених, несущий невесту через мост, — это также неотъемлемая традиция русских свадеб. Согласно поверьям, молодые должны проделать аналогичную процедуру на семи мостах, тогда их союз будет крепким. Но в условиях современных торжеств и загруженности основных городских магистралей сделать это удается не всегда, поэтому традиция соблюдается, но количество объектов сокращается до одного. Там же оставляют памятный замок с инициалами молодых как символ крепости брака. На Руси молодожены после бракосочетания посещали отчий дом жениха. Свекровь встречала их хлебом-солью караваем , а свекр в это время держал иконы. Жених и невеста должны были откусить часть каравая. По размеру откушенного куска и определялся глава семьи. Одновременно проходил и обряд благословения новой семьи. Сегодня встреча с караваем все чаще проходит в банкетном зале в присутствии гостей. Наряды Первым делом на свадьбе всегда обращают внимание на платье невесты. Его цвет, в большинстве случаев, белый.

Свадебные традиции и обычаи в 2024 году

На снопы клали ковер, а на него перины; на свадьбе Михаила Феодоровича положено было семь перин одна на другую; а у простых людей клали две перины и более, по желанию или по средствам. На перины клали изголовье и две подушки; на подушки натягивались шелковые наволоки. Постель была застлана шелковою простынею, на нее сверху постилали холодное одеяло; в довершение всего клали на подушку шапку, а в ногах теплое одеяло соболье или кунье, с оторочкою из более богатой материи, чем самое одеяло; шубу и ковер закрывали простыней. Вокруг постели навешивались тафтяные занавеси; над постелью ставились образа и крест, те самые, которые предшествовали при вносе постели. Образа были задернуты убрусами или застенками, смотря по их величине. Возле самой постели ставили кади или открытые бочки со пшеницею, рожью, овсом и ячменем, это означало обилие, которого желали новобрачным в новом домоводстве. На царских свадьбах сенник устраивался во дворце.

Между тем и у жениха, и у невесты пекли свадебные хлебы, или караваи, и готовили стол. Подготовка к венчанию Когда время венчания приближалось, невесту начинали одевать к венцу в самое лучшее платье и навешивали на нее сколько возможно более украшений; в это время девицы пели ей свадебные песни. Между тем в парадно убранной комнате ставили столы, накрывали их брачными скатертями, уставляли уксусницами, солоницами и перечницами, устраивали поставец, как это всегда водилось на пирах, и убирали место для жениха и невесты на возвышении, что называлось рундуком. На этом месте клали бархатные или камчатные золотые изголовья, а сверху покрывали их соболями, подле самого места становилось одно лицо из свадебных чинов; это лицо держало в руке пук соболей; его должность была опахивать молодых. Пред местом сидения новобрачных ставили стол, накрытый тремя скатертями, одна на другой; на них клали соль в солонице, калач или перепечу и сыр творог. Над местом прибивали икону, и кроме того, в комнате, назначенной для торжества, ставили во всех четырех углах по одной иконе.

Константин Маковский. Под венец. После того как в доме невесты было все готово и сама невеста одета, ей на голову возлагали венец — символ девичества — и вели с торжественностью в залу, где было устроено место для нее с женихом. Впереди шли женщины — плясицы, которых обязанностью было плясать и петь песни. За ними каравайники несли на полках, обшитых богатыми материями, караваи. На караваях лежали золотые монеты, называемые в описании царских свадеб «пенязями».

Потом следовали свечники со свечами и фонарщики с фонарями для свеч. Как у жениха, так и у невесты было по свече; два свечника несли одну свечу, так она была массивна, например, женихова в три пуда, а невестина — в два пуда. На свечи надевались серебряные или серебряно-вызолоченные обручи и бархатные или атласные кошельки. Возле свеч несли обручальные свечи и Богоявленскую крещенскую свечу , которою зажигали брачные свечи. В частных свадьбах жениховы караваи, свечи и фонари несли перед ним, когда он прибывал к невесте. За каравайниками, свечниками и фонарщиками невесты шел дружка и нес осыпало, то была большая серебряная миса или просто металлическая.

В ней лежали на трех углах: хмель, собольи и беличьи меха, платки, шитые золотом, червонцы и деньги. Двое по сторонам предшествовали княгине, или невесте, и держали путь, чтобы кто-нибудь не перешел дороги. За ними две свахи вели невесту в венце под покрывалом. За невестой следовали сидячие боярыни, составлявшие ее свадебный чин; две из них держали по мисе или по блюду. На одном лежала кика — головной убор замужней женщины с принадлежностями, как то: подубрусником или волосником, гребешком и чаркою с медом, разведенным в воде или в вине. На другом лежали убрусы, назначенные для раздачи гостям.

Блюдо с осыпалом и с убрусами ставилось на столе перед главным местом, где лежала перепеча с сыром. По бокам становились каравайники, свечники и фонарщики. Невесту сажали на место, а возле нее сажали какое-нибудь лицо, чаще всего брата или родственника, иногда мальчика возрастом. Все, составлявшие чин невесты, садились по своим местам, каждый по своему чину. Когда все занимали свои места, то как отец, так и мать невесты, как действительные, так по недостатку их нареченные, посылали дружку к жениху. Приходя, он извещал, что время ему идти за невестой.

Брачный поезд Священник первый вставал с места и провозглашал: «Достойно есть! Жених кланялся им в ноги, целовал им ноги, целовал образ и получал родительское благословение. Потом поезд отправлялся; в таком торжественном шествии впереди шли каравайники с караваями, свечники и фонарщики со своими принадлежностями, потом шел священник с крестом, потом бояре, а за ними жених, которого вел под руку тысяцкий, за ним поезжане, то есть все те лица, которые составляли чин жениха. Они садились на лошадей или в сани. Таким образом, смотря по времени года, церемониальным шествием жених достигал двора невесты. Родители невесты выходили навстречу поезду жениха и встречали его.

Жених и поезжане входили в покой, где находилась невеста. Жених молился, ограждая себя крестом, и кланялся на все четыре стороны находящимся по углам образам. Потом вместе с дружком подходил к своему месту; но место это занималось мужчиною или мальчиком из родственников невесты, который занимал место жениха. Непременно требовалось жениху дать занимавшему его место рядом с невестой откуп, то есть несколько монет, и тот уступал свое место, а жених садился рядом с невестою и притом на одну подушку с нею. Свадебный поезд Когда, таким образом, усаживались, начинали разносить кушанья и ставить их на столы. По словам Котошихина, гости ели, но с умеренностью и только для того, чтобы совершить чин, другими словами — оказать вежливость, внимание хозяину.

Едва ставили на стол все блюда первого кушанья, как священник прочитывал «Отче наш», потом молитву «покровения». По окончании последней молитвы сваха подходила к отцу и к матери невесты и просила благословения невесту чесать и крутить. Зажигались свадебные свечи богоявленскими свечами; свечники, поставив свои свечи, держали протянутый между женихом и невестою большой кусок тафты с нашитым крестом так, что жених и его поезжане, которые сидели на одной с ним стороне, не могли видеть невесты. Окручивание невесты Сваха снимала с невесты покрывало, потом венок; другая женщина подносила мису с кикой и гребнем. Сваха омочала гребень и чарку с медом и расчесывала невесту, потом свивала или скручивала ей волосы и надевала волосник, кику и подзатыльник и наконец закрывала иногда тем же покровом, который разделял ее от жениха. Венок отдавался на сохранение, на память о девичестве.

После того подносили свахе мису с осыпалом; она осыпала невесту и жениха и опахивала сорока соболями, которые держал, как выше сказано, один из свадебных чинов, называемый держальником. У посадских людей во время расчесывания был такой обычай: когда жених и невеста сидели, отделенные друг от друга покровом, им приказывали приложить щеки к покрову. Перед ним держали зеркальце, и жених мог увидеть в зеркало лицо будущей своей жены и дружелюбно ей улыбнуться; в то же время один из гостей подходил к ним в вывороченной шубе вверх шерстью и желал невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. Во все продолжение обряда окручивания невесты сидячие боярыни и девицы пели свадебные песни; а дружка, взяв нож, подходил к отцу и матери невесты и говорил: — Благословите резать перепечи и сыр? Дружка резал перепечу и сыр на мелкие куски, клал на большое блюдо, накладывал туда же множество ширинок и отдавал поддружему или меньшому дружке; сам получал от невесты вышитый ее руками убрус и подносил его жениху; а меньшой дружка разносил и раздавал всем гостям куски перепечи и ширинки, также посылал отцу и матери жениха, оставшимся в своем доме. В то же время сваха осыпала свадебных бояр и гостей, то есть бросала в толпу их гостями все, что было на осыпале, — серебряные деньги, хмель, куски материй и прочее, и всяк налету хватал, что успевал схватить.

Между тем подавали другое яство, за нею подавали третье; как только оно появлялось на столе, сваха подходила к родителям невесты и просила благословения — везти молодых к венцу. Церемония до ухода в церковь в брачном доме. Миниатюра «Благослови Бог! Все вставали. Родители брали по образу, обыкновенно в окладах с драгоценными украшениями.

Происходит он практически на каждой современной свадьбе, но в отличие от древних традиций, выкуп невесты принял более шуточную форму, представляет собой веселые конкурсы и игры. Часто сумма выкупа обходится небольшой, когда как раньше сумма могла быть больше приданого невесты и всех подарков. Роли подневестниц и подженишника сохранились в сегодняшних свидетелях невесты и жениха. Но при регистрации брака их присутствие уже необязательно. После регистрации молодожёнов осыпают конфетами, монетками, рисом. Новой традицией стал запуск в небо пары белых голубей, а разбивание бокалов осталось из старинной русской традиции. Новым стало проведение после регистрации свадебной фотосессии и подвешивания именных замков на перила у мостиков. Затем все собираются в ресторане.

Спасибо вам большое за сохранение памяти, за ваше отношение к истории, к семье", - сказал на церемонии награждения участников акции генеральный директор ГИМ Алексей Левыкин. Всего жители Тулы прислали более 110 фотографий разных лет, самая старая - 1902 года. На ней запечатлено бракосочетание Елены и Михаила Котюховых, который до 1916 года был управляющим тульским отделением Императорского Земельного банка. Все собранные в ходе акции документы вошли в мультимедийный альбом выставки "Русская свадьба. Традиции и обряды", изображения проецируются на стену в одном из экспозиционных залов.

Жених кланялся им в ноги, целовал им ноги, целовал образ и получал родительское благословение. Потом поезд отправлялся; в таком торжественном шествии впереди шли каравайники с караваями, свечники и фонарщики со своими принадлежностями, потом шел священник с крестом, потом бояре, а за ними жених, которого вел под руку тысяцкий, за ним поезжане, то есть все те лица, которые составляли чин жениха. Они садились на лошадей или в сани. Таким образом, смотря по времени года, церемониальным шествием жених достигал двора невесты. Родители невесты выходили навстречу поезду жениха и встречали его. Жених и поезжане входили в покой, где находилась невеста. Жених молился, ограждая себя крестом, и кланялся на все четыре стороны находящимся по углам образам. Потом вместе с дружком подходил к своему месту; но место это занималось мужчиною или мальчиком из родственников невесты, который занимал место жениха. Непременно требовалось жениху дать занимавшему его место рядом с невестой откуп, то есть несколько монет, и тот уступал свое место, а жених садился рядом с невестою и притом на одну подушку с нею. Свадебный поезд Когда, таким образом, усаживались, начинали разносить кушанья и ставить их на столы. По словам Котошихина, гости ели, но с умеренностью и только для того, чтобы совершить чин, другими словами — оказать вежливость, внимание хозяину. Едва ставили на стол все блюда первого кушанья, как священник прочитывал «Отче наш», потом молитву «покровения». По окончании последней молитвы сваха подходила к отцу и к матери невесты и просила благословения невесту чесать и крутить. Зажигались свадебные свечи богоявленскими свечами; свечники, поставив свои свечи, держали протянутый между женихом и невестою большой кусок тафты с нашитым крестом так, что жених и его поезжане, которые сидели на одной с ним стороне, не могли видеть невесты. Окручивание невесты Сваха снимала с невесты покрывало, потом венок; другая женщина подносила мису с кикой и гребнем. Сваха омочала гребень и чарку с медом и расчесывала невесту, потом свивала или скручивала ей волосы и надевала волосник, кику и подзатыльник и наконец закрывала иногда тем же покровом, который разделял ее от жениха. Венок отдавался на сохранение, на память о девичестве. После того подносили свахе мису с осыпалом; она осыпала невесту и жениха и опахивала сорока соболями, которые держал, как выше сказано, один из свадебных чинов, называемый держальником. У посадских людей во время расчесывания был такой обычай: когда жених и невеста сидели, отделенные друг от друга покровом, им приказывали приложить щеки к покрову. Перед ним держали зеркальце, и жених мог увидеть в зеркало лицо будущей своей жены и дружелюбно ей улыбнуться; в то же время один из гостей подходил к ним в вывороченной шубе вверх шерстью и желал невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. Во все продолжение обряда окручивания невесты сидячие боярыни и девицы пели свадебные песни; а дружка, взяв нож, подходил к отцу и матери невесты и говорил: — Благословите резать перепечи и сыр? Дружка резал перепечу и сыр на мелкие куски, клал на большое блюдо, накладывал туда же множество ширинок и отдавал поддружему или меньшому дружке; сам получал от невесты вышитый ее руками убрус и подносил его жениху; а меньшой дружка разносил и раздавал всем гостям куски перепечи и ширинки, также посылал отцу и матери жениха, оставшимся в своем доме. В то же время сваха осыпала свадебных бояр и гостей, то есть бросала в толпу их гостями все, что было на осыпале, — серебряные деньги, хмель, куски материй и прочее, и всяк налету хватал, что успевал схватить. Между тем подавали другое яство, за нею подавали третье; как только оно появлялось на столе, сваха подходила к родителям невесты и просила благословения — везти молодых к венцу. Церемония до ухода в церковь в брачном доме. Миниатюра «Благослови Бог! Все вставали. Родители брали по образу, обыкновенно в окладах с драгоценными украшениями. Подле них становился священник. Новобрачные кланялись и принимали благословение. Отец и мать разменивали их кольцами и, взяв дочь за руку, отдавали ее жениху, взаимно кланяясь друг другу. Наконец, отец брал плеть и ударял ею свою дочь, говоря: «По этим ударам ты, дочь, знаешь своего отца; теперь эта власть переходит в другие руки; вместо меня за ослушание тебя будет бить твой муж! В продолжение этого обряда каравайщики и свечники выходили. За ними выступали свадебные гости. Устилался путь кусками материй, и новобрачные шли по этим кускам к дверям. Женихова и невестина свахи вели невесту за руки, все еще закрытую. Тысяцкий устраивал порядок шествия. Между тем те, которые держали сорок соболей, взятых с места, где сидели новобрачные, клали их на то же место, а скатерть, на которой резали перепечи и сыр, складывали и отдавали ключнику. Венчание На дворе перед крыльцом стояло множество оседланных лошадей и колымаг или каптанов. Когда свадьба происходила у бояр, близких особ царя, то им на этот торжественный день давались царские лошади и экипажи. Сани невесты убирались до того нарядно, как только допускал это достаток; описывают, что она поволакивалась атласом, а на седалище клалась бархатная подушка; богатый ковер спускался со спинки; под дугой привешивались лисьи и волчьи хвосты. К таким саням подводилась невеста, в санях сидело другое лицо: его следовало свести, точно так, как сводится сидевший подле невесты, вместо жениха. Невеста садилась вместе с двумя свахами. Над нею держали соболей. Этот обряд соблюдался также и относительно жениха. У крыльца стоял его аргамак, а на аргамаке сидел другой; когда являлся жених, то этот другой вставал и шел пешком, а жених садился на аргамак и ехал к венчанию. Если же, по причине непогоды, нельзя было ехать верхом, то жених садился с тысяцким в сани или в коляску, а тот, кто прежде сидел в экипаже, шел пешком. Жених должен был ехать с своим поездом вперед и прибыть ранее невесты. В самых простых свадьбах новобрачные ездили, а не ходили пешком. В простонародных свадьбах впереди поезда пели свадебные песни и забавники отпускали шутки. Это не одобрялось Церковью, и духовные особы свадебные песни называли нелепым криком и козлогласованием. Когда молодые входили в церковь, то ясельничий со своим двумя помощниками стерег коня и сани, чтоб кто-нибудь не перешел дороги между верховым конем жениха и санями невесты и чтоб вообще лихие люди не наделали чего-либо дурного колдовством, в которое тогда сильно верили. Путь от церковных дверей до аналоя устилался кусками материй; самое место пред аналоем также устилалось, и сверх того, на нем клали соболей. Когда свадьба была вечером, то жених и невеста тотчас после прихода в церковь становились на свои места; но иногда свадьбы были после обедни: тогда жених и невеста становились у церковных столбов и слушали литургию и по окончании… становились к аналою. К свету Божьему» После венчания невесту раскрывали, и священник читал новобрачным поучение; в нем обыкновенно наставлял их ходить часто в церковь, слушаться духовников, хранить посты и праздники, подавать милостыню, а мужу повелевал жену учить палкою, как подобает главе. Потом брал жену за руку, вручал мужу и приказывал им поцеловаться. Жена в знак повиновения припадала к ногам супруга и касалась челом его сапога, муж же покрывал ее полою своего платья в знак будущего покровительства и защиты. Наконец священник давал новобрачным деревянную чашу с вином; муж принимал, отпивал и давал жене; та отведывала и опять подавала мужу. Таким образом, оба пили три раза, наконец, муж допивал, бросал под ногу чарки и топтал ее разом с женою, приговаривая: «Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между ними раздор и нелюбовь». Существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на чашу, тот удержит за собою первенство пред другим. Но как ни старались в этом жены, им никогда этого первенства не удавалось [1]. Потом подходили свадебные гости и поздравляли обвенчавшихся, а между тем тысяцкий уже посылал дружку вперед к отцам жениха невесты и к оставшимся в доме свадебным чинам известить, что молодые обвенчались в добром здоровье. Каравай В то же время дружка разрезывал каравай, и священник его вероятно, чрез того же дружку посылал отцам обоих семейств как символ будущего их свойства и родственной приязни, и оба рода давали обещание быть людьми одного стола и одного хлеба — хлебосолами и жить дружно, как зерна одного колоса. При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных хмелем, семенами льна и конопли, желая счастья, другие дергали за рукав, показывая вид, будто хотят разлучить ее с женихом, а жена тесно прижималась к своему суженому. Если венчание было вечером, из церкви весь поезд отправлялся в дом мужа; у простого народа сопровождался он песнями, криками и плясками. Когда поезд прибывал в дом мужа, навстречу выходили отец и мать жениха, с образом и с хлебом-солью благословляли новобрачных.

Свадебные традиции в России🥗 современные обычаи на Руси

Еще в начале XX века Россия сохраняла множество традиций и обрядов, которые корнями уходят в дохристианские времена. Традиции и обряды». Экспозиция знакомит с забытыми и во многом утраченными свадебными традициями русского народа, напоминает об их истоках и содержании. Свадебные традиции и обычаи в россии.

Больше не «Горько!»: как проводит свадьбы молодежь и почему банкеты больше не в моде

Традиции, обычаи и люди изменились, неизменным осталось только одно – торжественность свадебной церемонии, которая навсегда запомнится любящей паре. Традиции, обряды, сценарии» пишут, что в старину в России последний день перед венчанием называли вечерухой или надвечерьем брака. Сегодняшние традиции свадьбы и подготовки к ней — смесь из старинных русских обрядов и обычаев, заимствованных у западной культуры. Традиции и обряды", изображения проецируются на стену в одном из экспозиционных залов.

Свадебные обряды и традиции

Кроме своего приданного, девушке необходимо было подготовить и свадебные атрибуты: вышитый рушник, используемый для благословения; расшитую рубаху для жениха, которую он надевал на свадьбе. После свадебного торжества вышитый рушник сохранялся в новой семье и являлся оберегом от горестей и ненастий. Наряд Свадебный наряд невесты существенно отличался от того, который принято видеть на современных торжествах. Белое подвенечное платье пришло в Россию из Европы.

А в давние времена невеста облачалась в сарафан красного цвета, символизирующий счастливый брак и большое потомство. А белому цвету приписывали несчастье и печаль. Теперь о фате.

Этот элемент свадебного наряда имела право надеть девушка, которая выходила замуж впервые. Такая невеста должна была не снимать фату на протяжении всей свадьбы. Фата является символом невинности.

Во многих случаях она заменялась полупрозрачной шалью. Шаль являлась защитой для невесты от злых духов, которые не могли её рассмотреть под ней. Она должна была в ней покидать родительский дом и не снимать её вплоть до обряда бракосочетания.

Обручальные кольца Традиция надевать обручальные кольца также появилась давно. И к ним имелись определённые требования. Главное из них заключалось в том, что их поверхность должна быть абсолютно гладкой.

В кольце для помолвки приветствуется наличие камня, лучше — бриллианта. В обручальных же атрибутах не должно быть ни рисунка, ни камней. Считалось, что все эти моменты привлекут несчастья, неурядицы и прочие неприятные моменты в семейную жизнь.

Заботы жениха Были заботы и у жениха. Он по-своему готовился к торжеству бракосочетания. Конечно, у на молодого человека налагалось не так много забот, как на новобрачную.

Основной его задачей было организовать свадебный букет для своей избранницы. Это в нынешнее время можно легко воспользоваться услугами флористов, а раньше на выручку приходили палисадники родственников и соседей. Следует отметить, что никто из них не мог отказать в просьбе жениху.

По традиции в день свадьбы парень преподносил букет невесте, а она должна была выбрать самый красивый цветочек и прикрепить на рубаху жениха. Этот момент является прототипом бутоньерки для новобрачного в современное время. Сегодня она готовится заранее и зачастую не из живых цветов.

Молодой человек должен был подумать и о свадебном кортеже. В нём участвовали все родственники и гости со стороны жениха. Исключением были его родители.

Они должны оставались в доме и заканчивали все приготовления к празднику. Девичник и мальчишник Непосредственно за три дня перед свадьбой проходило ещё два события. Невесты организовывали девичник, а жених — мальчишник.

В нынешнее время девичник проходит в виде весёлой вечеринки, на которой подружки дарят невесте всякие безделушки. В давние времена всё происходило иначе. Новоиспеченная невеста собирала всех девушек села, подруг и родственников.

Обязательно приглашалась вытница, которая пела страдальческие песни. Девушка в это время горько плакала, прощаясь со своей молодостью, беззаботной жизнью, с родительским домом. Рыдание невесты на девичнике было обязательным — в противном случае её ждала несчастная жизнь в браке.

На современной свадьбе России к традиции добавился пикантный нюанс. Невеста снимает подвязку с чулка и бросает холостым мужчинам, чтобы узнать, кто из них следующий потенциальный жених. Похищение невесты Конечно сейчас счастливую девушку никто не похищает, разве что если жених русской невесты — мусульманин. На Руси новобрачную из простой крестьянской семьи иногда мог похитить деспотичный помещик. И чтобы уберечь любимую, жениху приходилось щедро откупаться. Туфелька невесты Свадебная традиция России, похищать друзьями жениха туфельку невесты на второй день ради шуточного откупа, проходила в древности иначе. Юная новобрачная сама предлагала примерить свадебную обувку своим подружкам. Девушка, которой туфелька была впору, с полным правом требовала выкуп с молодца.

Рушник Полотенце или рушник на Руси — особый ритуальный предмет бракосочетания, на котором выносили свадебный каравай, а в церкви молодым полагалось стоять во время венчания. Вышитым праздничным полотенцем в некоторых поселениях обвязывали руки новобрачным. Красивый этнический рушник невеста дарила суженому на сватовство, несколько видов полотенец должно было иметься в приданом. Свадебный каравай Знаком богатства и благоденствия у русских людей традиционно считался хлеб.

В свадебном мире это означает иметь больше ярусов в торте и платье пышнее. Любой выбранный тамада или организатор свадьбы будет подкован на предмет свадебных обычаев в России. Он обязательно предложит что-то из них осуществить, вам же желательно понимать значение обрядов и символов. Ведь это не просто слова и действия. На Руси подготовка к свадьбе начиналась со смотрин и сватовства. Если родственникам удавалось сговориться, происходило обручение. Перед самым ритуалом проводились по отдельности девичник и мальчишник, где молодых шутливо провожали во взрослую жизнь. Ну а потом приходил черед самой русской свадьбы. Первая и самая веселая часть свадебного торжества — выкуп невесты. Пока красавицу наряжают и провожают, ее жених всеми способами пытается пробиться в дом возлюбленной. Он приехал со своей родней и готов пройти множество испытаний, придуманных девицами из невестиного окружения. Где-то ему придется проявить смекалку, где-то — попросту откупиться. Свадебный поезд — по современному, «кортеж». Невесту и жениха перевозят к месту венчания или росписи в разукрашенных транспортных средствах — бричках, санях, лимузинах. Мужчина едет первым, девушка — в другой машине, немного отставая. Гости стараются привлечь внимание к кортежу — шумят, гремят, кричат.

Впрочем, соблюдать традиции готовы не все. Каждый пятый опрошенный из тех, кто только собирается в ЗАГС, заявил, что никаких обрядов на его свадьбе не будет. Причём чем более отдалённая перспектива свадьбы у человека, тем меньше он хочет, чтобы на торжестве были какие-то обряды. Кстати, чаще пренебрегают свадебными обрядами петербуржцы — почти четверть опрошенных из Северной столицы заявили, что ничего подобного на их свадьбах не было. Популярностью у россиян пользуется реалити-шоу «4 Свадьбы», в котором невесты ходят на свадьбы друг друга и выбирают самое лучшее торжество. Визитной карточкой шоу стала изнанка свадеб, которую обычно в видео с торжества не показывают, — конфликты склочных невест, пьяные выходки, нелепые наряды и традиционное битьё морд.

Свадьбы народов России

В конце свадьбы жених и невеста разували друг друга в знак искренней преданности. Цыгане славятся пышными церемониями и не жалеют на это денег. Платит за все обычно семья жениха. Невесте разрешается выбрать самый дорогой наряд — любой, какой пожелает.

Ее руки и шея, как правило, почти полностью покрыты украшениями. На каждом пальце — по кольцу, на руках — по браслету, в ушах — по массивной золотой серьге. Чем больше золота — тем лучше.

При этом главными украшениями невесты считаются скромность и невинность. Кочуя с места на место, цыгане часто перенимают традиции местных жителей. Некоторые цыгане венчаются.

Жениха и невесту благословляют хлебом и иконой. На торжество приглашают даже малознакомых и незнакомых людей. Современные цыганские свадьбы проходят красиво, но спокойно.

В старину у цыган было немало странных и даже пугающих свадебных обрядов. Например, жених и невеста делали надрезы на запястьях и брались за руки, как бы смешивая кровь в знак единения друг с другом. Также у цыган было принято устраивать первую брачную ночь во время празднования, чтобы была возможность вернуть невесту, если она окажется не девственницей.

Поговаривают, что на некоторых свадьбах эти обряды практикуются до сих пор. Так называемый сбор чемоданов невесты — это целое предприятие. Чем больше в ее приданом дорогих брендовых вещей — тем лучше, потому что это вопрос репутации семьи.

Раньше приданое начинали собирать для девочки буквально с пеленок, теперь для добротного сбора чемоданов достаточно посетить самый дорогой бутик в городе. Выкуп за невесту — тоже удовольствие не из дешевых. Традиционно в калым входил свежезарезанный баран, теперь еще и деньги с конфетами.

Родственники и друзья жениха наряжаются и едут за невестой. Свадебный кортеж может состоять из 50 машин. Чеченцы очень трепетно относятся к традициям.

Гости на чеченских свадьбах всегда танцуют лезгинку — распространенный на Кавказе народный танец. Прерваться можно только для того, чтобы передохнуть и подкрепиться.

Девичник СОВЕТ: Предлагаем обратить внимание на обряд «прощание с красотой», который можно легко интегрировать в современный девичник. Символами красоты традиционно могут быть одежда или девичий головной убор невесты, букет цветов, пучок колосьев, свадебное деревце — елочка, ветка березы или калины. Деревце украшали бусами, лентами, кусочками ткани, прикрепляли куколку, птичку в гнездышке, выпеченную из теста - любые символы девичества.

Приготовленную «красоту» выносили полюбоваться, обращались к невесте со словами «Как елочке не бывать больше зеленой, так и тебе не бывать больше в девках». После любования красотой невеста решала, кому ее передать. Одежду или головной убор она могла подарить подругам, деревце оставить на память в родительском доме. Бытовала традиция продавать красоту дружке. Еще один обряд бытовал практически в каждой местности — невесту накануне свадьбы мыли в бане.

Начиная новый этап жизни, девушка должна была оставить все нечистое. Для подготовки к венчанию в православной традиции мытье в бане также было обязательным — таинство бракосочетания требовало очищения телесного и духовного. Путь невесты в баню разметает ближайшая подруга невесты — «распахивает дорожку». Подруги парят невесту березовым веником, в который добавляют веточки фруктовых и ягодных деревьев и кустарников, чтобы в бане разливался приятный аромат, и желают плодовитости А был ли мальчишник? Во многих селах для жениха также топили баню, но символического смысла, кроме очищения накануне венчания, в этом не было.

После бани обычно устраивалось застолье. Если, в зависимости от местной традиции, это была прощальная пирушка жениха с его холостыми друзьями, то после жених в той же компании. Если это было застолье для родственников, то главного героя усаживали на пуховую подушку или овчину в знак благополучия и достатка. Сейчас это большое и веселое мероприятие с приглашением на дом или в гостиницу визажиста и стилиста, обязательная фотосессия с подружками, часто в одинаковых халатах или пижамах. Многие невесты снимают короткие видео для социальных сетей.

У молодых девушек XVII-XIX веков, конечно, не было смартфонов, чтобы запечатлеть свое утро невесты, однако ее также собирали и наряжали в окружении подруги. Невеста должна была пойти под родительское благословение. Произносилась общая молитва, а потом отец брал в руки икону, мать — хлеб-соль, и со словам «Бог благословит! Отец трижды крестил склоненную голову дочери иконой, то же самое делала мать, но уже хлебом-солью. После невесту сажали на почетное место за столом, где она дожидалась жениха.

СОВЕТ: Если современные молодожены и их родители считают важным благословение перед свадьбой, обратите внимание на следующее: и жених, и невеста получают благословение каждый у своих родителей до свадьбы. В день свадьбы родители и жениха, и невесты благословляют молодоженов иконами, которые выбирают для них сами — это могут быть иконы Христа и Богоматери или родители могут выбрать другие иконы, которые после благословения хранятся в новой семье. Лучше благословить молодоженов до начала застолья. Подробнее о православном взгляде на брак, о таинстве венчания и подготовке к нему можно прочитать на официальных сайтах Русской православной церкви, либо ресурсах, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» утро жениха Утро жениха начиналось со сборов свадебного поезда. Наши предки свадебную процессию жениха называли «поездом» или «дружиной» , а ее участников — «поезжане» или «свадебники», «приборяне», «бояры званые», «провожатые».

Устраивался пир, на котором собиралась вся деревня. После застолья жених получал благословение родителей и крестных. Утро проходило весело и громко. Затем жених выходил из дома, а вслед за ним и весь свадебный поезд.

Свадебные обычаи и традиции.

Свадебные обряды в наше время стали отличаться от старинных в основном лишь предшествующими днями перед свадьбой. Раньше накануне невеста обязана была посетить баню с подругами, которые несли с собой веник с разноцветными тряпицами. Считалось, что та из них, которая успеет похлестать себя банным веником невесты, тоже скоро выйдет замуж. Теперь с этой целью подружки ловят букет новобрачной сразу после церемонии бракосочетания.

Девичники и мальчишники в современности нужны лишь для того, чтобы было прощание с холостяцкой жизнью. Современная свадьба Все чаще на банкетной части праздника стали гадать на пол первенца. Для этого по гостям разносят розовые и голубые ползунки, чтобы в них клали деньги. Таким образом, если в голубом оказывается сумма больше, чем в розовом, то родится мальчик.

Традиции в наши дни уступают комфорту. Современные организаторы уверены, что, к примеру, катание часами по городу заставляет гостей скучать и отнимает слишком много времени. Свадебные традиции и обычаи русского народа В старину по славянским традициям было обязательным соблюдение следующих этапов свадебного обряда: Сватовство. Девичник перед свадьбой и мальчишник.

Выкуп невесты. На Руси считалось, что белый — цвет смерти, а при замужестве девушка умирает и рождается, как женщина. Поэтому на свадьбах по сей день присутствует обилие данного оттенка в одежде и украшениях. Особенности свадебных обрядов в России заключались в символике.

Так, круглый хлеб, подающийся для укуса молодоженом, символизировал солнце, а соль — чистоту Православная свадьба начиналась с того, что невесте расплетали косы. А пока она пела минорные песни, проходило прощание с девичьей фамилией на свадьбе. Свадебные кольца укладывали на платок, который поднимали выше макушки жениха и невесты. Такой свадебный обряд в русских традициях означал совершение любовного завета на небесах, так как голова человека ассоциировалась с миром небесным.

Молодожены в момент бракосочетания были окружены особым трепетом. По представлениям наших предков создание семьи было созданием нового мира, где соединяются не два человека, а солнце жених и земля невеста.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий