Новости сколько азербайджанцев живет в иране

В азербайджанских провластных СМИ практически сразу стали обсуждать версию о причастности иранских спецслужб. Азербайджанцы заявили, что в регион ввозится топливо, являющееся запрещенным товаром из-за санкций США, а также обвинили иностранных водителей в незаконном пересечении границы.

Сколько азер

Но, в зависимости от тех или иных оценок, в Иране живут 15-35 миллионов азербайджанцев и около 10-ти миллионов их в собственном национальном государстве. Словесная война между Азербайджаном и Ираном разгорается с новой силой: полуофициальные источники в Азербайджане открыто призывают к отделению многочисленного меньшинства иранских азербайджанцев. Основная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана и провинций Зенджан, Казвин, Меркези и Хамадан. Вероятно, речь идёт о том, что иранские националисты считают Азербайджан своей исторической провинцией (в Иране есть одноимённый регион), а националисты в Азербайджане считают, что на северо-западе Ирана живут азербайджанцы. По неофициальным данным, больше всего азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает в Иране – 30 миллионов человек, Турции – 3 миллиона человек и России – 2 миллиона человек. Где живут азербайджанцы.

Иранский Азербайджан и армянский след

На этом фоне пограничниками даже были задержаны два транспортных средства, доставлявшие различные грузы в город Степанакерт. После этого азербайджанские таможенники стали брать с иранцев дополнительные пошлины за право проезжать по их территории: с каждого водителя взималось порядка 100 долларов. Фактически, это являлось своеобразной платой за проезд. Кроме того, проверка фур была ужесточена, пропускную способность погранпереходов сократили, что стало причиной появления больших пробок у КПП и нанесло ущерб торговле Исламской Республики. И если ранее иранцы могли беспрепятственно проходить по местным трассам, то по итогам нагорнокарабахского конфликта их путь стал пролегать через азербайджанскую территорию. Именно это дало Баку возможность вводить свои налоги и требовать от иностранцев получения соответствующих разрешений на проезд. Борьба за Карабах На протяжении многих лет существования нагорнокарабахского конфликта между Баку и Ереваном Тегеран сохранял нейтралитет. Это позволяло Исламской Республике поддерживать доброжелательные связи с соседними Арменией и Азербайджаном, выступая с позиции посредника. Особенности такой политики можно было проследить даже по завершении войны прошлого года в спорном регионе. Так, во время своего большого тура по Закавказью на тот момент занимавший должность главы иранского МИД Джавад Зариф в обеих из этих стран высказывал свою солидарность территориальной целостности, изменяя направление риторики в зависимости от места пребывания.

Однако это не помогло обеспечить долгосрочную внешнеполитическую стабильность — возникновение проблем было скорее вопросом времени. По итогам конфликта позиции Исламской Республики пошатнулись из-за перехода большей части Нагорного Карабаха под управление Азербайджана и укрепления в регионе другой крупной державы — Турции. Анкара была главным союзником Баку в этой войне, обеспечивая партнера техникой, консультациями и, как сообщали СМИ, наемниками в виде лояльных боевиков из других стран. Ударные беспилотные летательные аппараты БПЛА Bayraktar TB2 обеспечили азербайджанцам превосходство в воздухе, что привело к утрате региона, на протяжении многих лет управляемого армянами. Это положило начало распространению влияния президента Реджепа Тайипа Эрдогана в этой части Закавказья. Несмотря на все политические усилия Тегерана, Анкара фактически лишила иранцев возможности принять участие в послевоенном восстановлении Нагорного Карабаха.

Проще говоря, в Иране стали притеснять азербайджанцев, стали запрещать им говорить на родном языке и пытались полностью иранизовать тюркский народ. Причиной этому был страх сепаратизма и поглощению иранского Южного Азербайджана с советским Азербайджаном. И эти опасения не были беспочвенными, так как СССР всячески пропагандировал прокоммунистические идеи, в результате которых в иранском Азербайджане начались национально-освободительные движения. Но все попытки советского руководства по объединению Южного Азербайджана с Кавказским оказались безупречными, так как после окончания Второй Мировой войны правительство Ирана лишь ужесточила политику дискриминации к иранским азербайджанцам.

В 1979 году в Иране произошла исламская революция, новое правительство стало проводить более мягкую политику к иранским азербайджанцам, тем более что немала часть религиозных революционеров имели тюркское происхождение. Все это в итоге привело к тому, что в 1980-х годах начались возрождаться новые национально-освободительные движения в иранском Южном Азербайджане. В 1991 году сепаратистская организация Южного Азербайджана САМАН достигла своего пика, начались массовые движения и акции в защиту прав азербайджанцев, их языка и культуры. Надо признать, что и первое правительство Азербайджана во главе с президентом Эльчубеем поддерживало идею с объединением Южного Азербайджана с независимым Азербайджаном. Однако в 1993 году к власти в Азербайджанской республике приходит Гейдар Алиев, которые не стал портить отношения с Ираном, и взял полный курс на экономическую и военную интеграцию с Турцией. В свою очередь в Иране стали «закручивать гайки» по отношению к лидерам азербайджанских сепаратистов.

И это при том, что население страны составляло 60 млн. И в России численность тюркофонов тюркоязычных автохтонов региона преувеличивается.

Путин говорит в 2012 г.

По Гюлистанкому мирному договору от октября 1813 года к России присоединялись Дагестан, большая часть современных Азербайджана, Армении и Грузии. Окончательно Российская империя закрепилась в регионе по итогам русско-персидской и русской-турецкой войн 1826-1828 и 1828-1829 годов. Азербайджанцы и армяне продолжают играть значительную роль во внутренней политике Ирана. На его территории проживают более 200 тысяч армян и, по разным оценкам, от 25 до 35 млн азербайджанцев. Иран опасался, что развитие культурных отношений с северным соседом приведет к большему взаимодействию между азербайджанцами по обе стороны границы. Это, по мнению эксперта, в Тегеране считают первым шагом на пути к азербайджанскому сепаратизму в Иране. При этом до того, как сблизиться с современной Арменией, Тегеран делал ставку на сближение с Азербайджаном, считает Владимир Сажин. При этом нельзя исключать, что отношения между Ираном и Азербайджаном могут вновь улучшится.

По мнению ведущего научного сотрудника Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Нины Мамедовой, в политических кругах Ирана нет единого мнения по поводу того, какую позицию стоит занимать в вопросе Нагорного Карабаха. Но это правительственная точка зрения, есть и иная. Парламент немного по-другому смотрит на ситуацию, но его депутаты пока молчат, а депутаты из комитета по международным делам придерживаются позиции президента», — сказала она в беседе с RTVI. Во время переговоров они в том числе обсудили «ситуацию в Закавказье», без подробностей сообщил МИД России. До этого, с 19 по 20 сентября, в Иране находился с визитом министр обороны России Сергей Шойгу. Хотя поездка и пришлась на новое обострение вокруг Карабаха, эти события вряд ли стоит связывать — Шойгу пригласили посетить Иран еще в июне. С этим, как передавало иранское информационное агентство Tasnim, согласился и российский министр. В Иране болезненно реагируют на экспансию Турции в регионе и не понимают, почему к этому нейтрально относится Россия, рассказал источник RTVI, знакомый с иранскими экспертно-дипломатическими кругами. В Иране были недовольны и тем, что мониторинговый центр по соблюдению перемирия в Карабахе, появившийся в Баку в 2020 году после Второй Карабахской войны, был создан Россией и Турцией без участия Ирана, добавил источник.

Разногласия между Баку и Тегераном распространились и на логистическую отрасль, из-за чего в Иране на неофициальном уровне звучит критика планов по развитию коридора «Север — Юг», в котором заинтересована Россия. Некоторые иранские специалисты, не вовлеченные в проект строительства железной дороги Решт-Астара, предлагают изолировать Азербайджан, развивая либо прямые логистические маршруты с Россией по Каспию, либо готовую восточную ветвь коридора «Север-Юг» — через Туркмению и Казахстан. По словам собеседника RTVI, аргумент российских специалистов о том, что участие Ирана в строительстве маршрутов в Азербайджане может в будущем изменить отношение Баку к южному соседу в положительную сторону, остается не услышанным. Поэтому вместо того, чтобы избегать маршрута через Баку, Тегерану стоит в него вкладываться. Но в Тегеране эту логику разделяют не все», — объяснил он. Источник отметил, что в последнее время на заседаниях российских и иранских экспертов иранцы сравнивают Азербайджан с Украиной. Иран, значительная часть населения которого этнические азербайджанцы, близко к сердцу воспринимает размышления политиков из Баку об единстве азербайджанской нации и обращает внимание на колкие действия местных СМИ из-за опасений возникновения сепаратистских настроений у азербайджанской части населения страны, пояснил собеседник. При этом Тегеран и сам из-за имиджевых рисков не может себе позволить понижать градус ответных заявлений в адрес Баку.

Комментарии

  • Почему помирились Иран и Азербайджан
  • Иранский Азербайджан - история и политика
  • Подпольный сепаратизм
  • Azərbaycan veb portalı
  • Где проживают азербайджанцы в Иране?

Состоялась встреча президентов Азербайджана и Германии в расширенном составе

  • Азербайджанцы - происхождение народа, где и как живут, фото
  • Сколько азербайджанцев живет в Ираке?
  • Состоялась встреча президентов Азербайджана и Германии в расширенном составе
  • Какова будет численность азербайджанцев в Иране к 2023 году
  • Возглавит ли Иран азербайджанец?
  • Территория проживания и численность

Иран – Азербайджан: информационная война разгорается с новой силой

Иранские азербайджанцы мигрируют на север В настоящее время более 10 миллионов азербайджанцев живут за пределами Южного Азербайджана, где около 6 миллионов проживают в городе Тегеране.
Почему помирились Иран и Азербайджан Несмотря на большое количество азербайджанцев, в Иране существует проблема доступности бесплатного обучения на азербайджанском языке.

Сколько азербайджанцев проживает на территории Ирана?

Это подтверждено множеством фигур из персидской литературы , таких как Катран Тебризи , Шамс Тебризи , Незами и Хагани , писавший на персидском до и во время переселения огузов, а также Страбон , Аль-Истахри и Аль-Масуди, которые все описывают язык как региона Персидский. Это утверждение признано средневековыми историками, такими как Аль-Мукаддаси. Другие общие персо-азербайджанские особенности включают иранские топонимы, такие как Тебриз и само Азербайджан. Современное присутствие иранских талышей и татов в Азербайджане является еще одним свидетельством прежнего иранского характера региона. Как предшественники этих современных групп, древние азари также считаются предками современных азербайджанцев. История Предыстория: Разделение азербайджанцев Российской империей после русско-персидских войн 1804—18013 гг. Районы к северу от реки Арас , включая территорию современной Азербайджанской Республики, были территорией Ирана до тех пор, пока они не были оккупированы в России в течение 19 века. Русско-персидские войны 19 века установили современные границы Ирана , лишив его всех кавказских территорий и включив их в состав Российской империи. Окончательное образование Азербайджанской Демократической Республики в 1918 году образовало территорию современного Азербайджана.

В результате принудительной уступки Каджара Ирана России азербайджанцы в настоящее время разделены между двумя странами: Ираном и Азербайджаном. Несмотря на то, что азербайджанцы живут по обе стороны границы, они составляют единую этническую группу. Русско-персидская война 1826—28 Бремя русско-персидской войны 1826—28 был у племен региона Карадаг , которые, находясь на передовой, предоставляясь людскими ресурсами и продовольствием иранскую армию. Включены основные племена; Чилибьянлу 1500 палаток и домов, Караджурлу 2500, Хаджи Алилу 800, Бегдиллу 200 и различные малые группы 500.

Кроме того, от официального Баку требовалось согласие на участие в предполагаемой антииранской коалиции. Американцы откровенно намекали на то, что в случае отказа используют различные рычаги давления, например, поднимут вопрос о положении с правами человека и демократией.

Власти Азербайджана попали в очень сложную ситуацию. Отчасти это признал Ильхам Алиев, публично отметив: «Мы должны суметь выдержать давление на нашу страну со всех сторон». Между тем кризис вокруг Ирана принимал все более острый характер, в связи с чем возрастало значение самого Азербайджана. В конце апреля американская администрация совершенно неожиданно пригласила к себе президента Алиева визита в Вашингтон он безуспешно добивался с 2003 года , чем не на шутку встревожила власти Ирана. А через несколько дней после возвращения из Америки он встречается в Баку с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Ильхам Алиев оказался между молотом и наковальней.

Он сам это признавал и после переговоров с Джорджем Бушем заявил, что Баку остается приверженцем мирного разрешения иранского кризиса. Это же он повторил и во время своих переговоров и встреч с иранцами. При этом многие аналитики в Азербайджане предполагали, что, скорее всего, президент согласился на неофициальное использование территории республики американцами. Они показали, с одной стороны, силу и рост сепаратистских настроений, а с другой — наличие у азербайджанцев действительно серьезных проблем. Началось все с появления в государственной газете «Иран» оскорбительных для азербайджанцев карикатур. Уже через несколько дней почти весь Северный Иран оказался охвачен массовыми митингами протеста, особенно мощным взрыв возмущения был в Тебризе.

Большинство персов, особенно государственных служащих, проживающих в азербайджаноязычных районах Северного Ирана, предпочли срочно покинуть свои дома, что временно парализовало деятельность многих учреждений. Власти Ирана быстро осознали опасность и извинились перед азербайджанцами, арестовав и редактора газеты, и автора карикатуры. Одновременно президент Ахмадинежад обвинил в провоцировании беспорядков «иностранные спецслужбы — в первую очередь американские и израильские». Подозрения Ирана вызывала и Турция. Кроме того, в организации выступлений власти Ирана открыто обвинили Махмудали Чехраганлы — ведь именно его имя выкрикивали демонстранты. Эти меры, однако, не остановили протестующих, выступления в ряде случаев стали принимать характер межэтнического противостояния.

В конце мая в руках митингующих появились флаги Азербайджана. Осознав, что ситуация начинает выходить из-под контроля, власти Ирана бросили на подавление демонстраций войска и другие силовые подразделения. К концу мая появились сообщения о почти 50 убитых и более тысячи раненых протестовавших азербайджанцев. Число арестованных доходило до 11 тысяч человек. Примечательно, что, хотя перед посольством Ирана в Баку один за другим проходили митинги протеста, власти Азербайджана отчаянно пытались делать вид, что события в соседней стране их не касаются и являются исключительно ее внутренним делом. Более того, именно тогда, когда в Баку распространились сообщения о погибших соплеменниках, президент Ильхам Алиев вновь заявил, что «Азербайджан не поддержит военную акцию против Ирана».

Одновременно посольство США в Азербайджане официально отвергло обвинения в причастности к событиям. Массовые волнения в Иране остались почти вне поля зрения средств массовой информации многих стран на Западе, а также России. В начале июня стало ясно, что иранским властям удалось в целом подавить выступления. Пессимистические настроения в азербайджанской среде усилились после почти детективной истории с Махмудали Чехраганлы. Однако 9 июня турецкие власти неожиданно его арестовали, а затем депортировали в Азербайджан, сославшись на угрозу теракта в отношении Чехраганлы со стороны иранских экстремистов. В Баку изгнанника ждал не менее неприятный сюрприз: правоохранительные органы без каких-либо разъяснений посадили его в самолет, направлявшийся в Дубай, откуда тот вылетел в США.

Все это вызвало в турецком и особенно в азербайджанском обществе интенсивную дискуссию и критику в адрес местных властей, не пожелавших иметь проблемы с Ираном. В феврале 2006-го посол Ирана в Азербайджане Афшар Сулеймани раздраженно заметил: «Мы дадим отпор агрессорам, а переезд в Азербайджан 40—50 тысяч наших граждан ничего не изменит». Но в Азербайджане прекрасно понимают, что, по сути, происходит миграция и срочная покупка в Азербайджане недвижимости явно связана с приближающейся войной. Тем более что большинство из «гостей» — не азербайджанцы, а иранцы, в том числе родственники представителей правящих кругов Ирана. Иранский вопрос раскалывает азербайджанское общество. Так, Центр экономических и политических исследований FAR CENTRE при поддержке американского Национального фонда демократии провел в апреле — мае в 11 городах Азербайджана опрос по теме, связанной с кризисом вокруг иранской ядерной программы.

Активизировавшиеся националистические движения не скрывают удовлетворения по поводу надвигающейся войны. Они надеются на то, что в случае распада Ирана США, как якобы заявила государственный секретарь Кондолиза Райс, поддержат независимость Южного Азербайджана. На заседании «круглого стола», организованного в марте в Баку Народным фронтом Азербайджана и другими прозападными организациями и посвященного ситуации вокруг Тегерана, практически все выступавшие подчеркивали: война против Ирана неизбежна, и азербайджанцы должны быть готовы использовать шанс воссоединения в едином государстве.

В парке в этот день отдыхало несколько человек. Все армяне. Увидев меня, армяне стали шептаться.

Я не обращал на них внимания, так как посчитал, что это нормальная реакция по отношению к новому человеку. Тем не менее, я подошел к двум мужчинам, представился, попросил разрешения прогуляться по парку. Мужчины разрешили. Прогуливаясь по чистым тропинкам и вчитываясь в хачкары, я не обратил внимания, как ко мне подошел старенький сторож-азериторк с седыми длинными усами. Он умоляюще посмотрел на меня и сказал на торки; — Сынок, покинь, пожалуйста, этот парк. А то армяне снесут мне голову.

Я удивился такому развороту событий: — За что? Они разрешили мне. Можете сами у них поинтересоваться. Старик не унимался, говорит: — Может, еще раз спросишь у них? Только не говори, что я послал. Так и сделал.

Чтобы не выдавать старика, я направился к той самой беседке, где сидели армянские мужчины, и как ни в чем ни бывало снова спросил у них: «Могу ли я прогуляться по парку? Не доставляю ли неудобств? Вы нам не мешаете». Чего я и сделал. Но не прошло и 10 минут, как ко мне снова подошел старик-азериторк: — Ну и что они тебе сказали? Старик опустил голову, молчит.

Пришлось мне нарушить эту тишину: — Ага-джан, что происходит? Почему вы так волнуетесь? Армяне разрешили мне. Я тоже армянин. Старик неуклюже поднял голову и, чуть не плача, прошептал: — Ты мне не поверишь, сынок: они тебе говорят одно, а мне другое. И сейчас они меня снова позвали и потребовали вывести тебя за ворота.

Пригрозили, что если я тебя отсюда не выведу, то меня уволят. Ты, конечно, можешь остаться. Тебе они ничего не скажут. Хотят показаться хорошими перед тобой… Теперь я сжалился над стариком: — Не волнуйтесь, ага-джан! Все будет хорошо. Никто вас не уволит и пусть Аллах дарует вам долгих лет жизни.

Я ухожу. Давайте сделаем так: чтобы со стороны выглядело эффектно, возьмите меня за локоть, словно выпроваживаете, и я уйду. Так и сделали. Выйдя за территорию парка, я загрустил и постоянно думал о старике, о случившемся. Не было никакого настроения возвращаться в гостиницу пешком. Поймал такси.

Таксист — азериторк. Бесплатно довез до гостиницы, сказав на фарси: «Шумо мехман астид. Худаафиз, бародар азиз! Да будет с тобой Господь, дорогой брат! К утру смирился с мыслью, что в семье не без уродов, уснул. Зато этот случай заставил меня полностью переписать сценарий.

Решил заменить съемки храмов и прихожан на светское. Тем более Иран, в т. Для начала созвонился с небезызвестным футболистом Андраником Теймуряном. Он уроженец Тебриза. Играл за тебризский «Трактор сази». Был единственным христианином национальной сборной Ирана по футболу, а затем и вовсе стал капитаном этой сборной.

К сожалению, Андраник оказался в Тегеране. Встретиться не удалось. Зато дал он мне несколько ценных советов, чем я и воспользовался. Например, Баhе Голестан Парк Голестан — одно из любимейших мест отдыха тебризцев в старом городе. Изначально это было общественное кладбище. Однако в годы правления второй династии Пехлевидов некрополь преобразован в исторический парк.

Теперь здесь высится огромная стела с цитатами тебризских поэтов, а вокруг нее бюсты самих поэтов и деятелей культуры. Всю эту скульптурную композицию осуществил известный в середине прошлого столетия иранский скульптор Мишель Оганян. Со временем парк облюбовали и мелкие торговцы. Сюда привозят всякое ненужное старье и продают. Причем товары далеко не первой и даже не второй свежести — от старых поношенных брюк и башмаков до вышедших из строя черно-белых телевизоров и холодильников 70-80-х гг. Правда, покупателей я так и не увидел.

Зато все чего-то продают. В центре города, недалеко от знаменитого тебризского базара, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположена Аллея шехидов, посвященная героям Тебриза, павшим в годы ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Эти черные страницы новейшей истории Ирана называют в стране Дефайе могаддас «Священная оборона» и Джанге тахмили «Навязанная война». Сотни тысяч иранцев погибли в той войне, развязанной иракским лидером Саддамом Хуссейном. Персы, азери-торки, армяне, ассирийцы… Весь иранский народ встал на защиту страны. Нет ни одного остана в Иране, где бы не было монумента героям-землякам, павшим в той войне.

Есть он и в Тебризе, автором которого является скульптор Манук Арустамян. В Иране вообще бережно относятся к прошлому и с удовольствием принимают настоящее. Повторюсь, не нужно шарахаться от официального названия страны «Исламская Республика Иран». Да, Иран — исламская страна. Но ислам в этой стране шиитского толка. Это наиболее мягкая форма ислама и не имеет ничего общего с исламом Саудовской Аравии или Афганистаном.

Шиизм спокойно относится к порокам человеческим, если пороки эти не приносят страданий обществу. Алкоголь запрещен потому, что он приносит страдания и погибель. Шариат не станет церемониться с алкоголиком и накажет по всей строгости исламского права. Зато тот же шариат спокойно относится к проституции и лицам нетрадиционной сексуальной ориентации. С одной лишь поправочкой: «жрицы любви», как все нормальные женщины в стране, должны носить чадор или просто покрывать косынкой голову, когда находятся в общественных местах. Также покрывать ноги, руки и шею.

Касаемо лиц нетрадиционной сексуальной ориентации тоже все просто: если мужчина не считает себя мужчиной, то он обязан прооперироваться, поменять пол и стать трансгендером. Для таких случаев в Иране заложен даже отдельный бюджет. Если же мужчина отказывается оперироваться, то его ждет смертная казнь через повешение. Как вы поняли, Иран живет в своем измерении, отличном от мира сего. От того многим сложно понять эту страну. Здесь так же чуждо «не детское время».

Парки и аттракционы для детей работают в будние дни до часу ночи, а в выходные… до четырех утра. И все это время взрослые вместе с детьми катаются на каруселях, едят мороженое, гуляют в парках, а последний год и посещают дельфинарий, дающий по два представления в день — в 21. Кстати, дельфинарий в Тебризе был открыт в 2016 году армянским предпринимателем из России Гором Арутюняном. Это первый дельфинарий в Тебризе и второй по счету в Иране. Один, как вы поняли, находится в Тегеране. Все животные привезены из России — два дельфина, две белухи и два моржа.

Однако по стечению обстоятельств дельфиниха Маша и белуха Даша остались вдовами. Их партнеры погибли от сердечной недостаточности. Самочки выступают без партнеров и исправно выполняют команды своих иранских тренеров исключительно на русском языке, как их учили прежние российские тренеры. Вообще, надо сказать, что персонал дельфинария — пример того, что армяне и азербайджанцы вполне могут жить в мире и согласии между собой. Здесь трудятся те и другие. Учитывая, что представления начинаются вечером, а рабочий день с 08.

Часто они собираются за одним столом, армяне и азербайджанцы азери-торки , едят, пьют чай и поют песни — азербайджанцы на армянском языке, а армяне на азербайджанском. Даже «Сари ахчик» «Сары гелин» и «Аман, Тело», что являются объектами постоянных споров между Арменией и Азербайджанской Республикой, поются на двух языках. Армяне поют куплеты на армянском, а азербайджанцы дополняют припевами на азербайджанском. Кстати, было замечено, и я этому оказался свидетелем, как во время армяно-азербайджанского пения дельфиниха и белуха машут головами из стороны в сторону, словно радуются такому дружественному тандему. Такая вот идиллия! Мы своим примером покажем, как это сделать.

Представление закончилось поздно ночью. Пора было возвращаться в отель. Тем более с утра надо отправляться в Джульфу.

Этнические азербайджанцы, которых обычно считают гражданами второго сорта, десятилетиями подвергались политике ассимиляции, унизительным стереотипам и насильственному переселению. Язык, культура и наследие южноазербайджанского народа передаются несколькими способами. Хотя иранское законодательство прямо предоставляет меньшинствам свободу говорить на своем родном языке, центральное правительство фактически запрещает использование азербайджанского языка в школах и колледжах. Продолжающаяся персидизация топонимов Южного Азербайджана является еще одним источником беспокойства в рамках этого преднамеренного культурного присвоения, в то время как азербайджанское культурное и историческое наследие не только игнорируется, но в некоторых случаях может быть физически уничтожено: это было в случае с замком Арк в Тебризе, который был разрушен. Политическое измерение южно-азербайджанского движения также подвергается репрессиям со стороны государственного аппарата Ирана. Международные организации, такие как Amnesty International , задокументировали, как иранское правительство часто арестовывает большое количество людей во время азербайджанских демонстраций и культурных мероприятий. Ситуация для этой этнической группы ухудшилась после вспышки протестов Махса Амини в сентябре 2022 года. Демонстрации против обязательных законов о ношении хиджаба в конечном итоге озвучили политические, социальные и экономические требования, а некоторые требовали упразднения Исламской Республики например, « лозунги «Свобода, справедливость и национальное правительство». Иранские власти, в свою очередь, мобилизовали все свои силы безопасности для подавления демонстраций, в том числе и в южных провинциях Азербайджана. Репрессии были довольно жестокими, что отражено в подробный отчет представлено группой экспертов: согласно отчету, количество задержанных в Тебризе, крупном городе Южного Азербайджана, «только за первые две недели протестов составило более 1700 протестующих». Кроме того, правительственные рейды в период с сентября по декабрь 2022 г. Не менее 6 этнических азербайджанцев были приговорен к смертной казни. Реклама Несколько конкретных случаев особенно важны. В сентябре 2022 года подросток из Зенджана Мехди Мусави был убит.

Сколько миллионов азербайджанцев в мире?

В настоящее время более 10 миллионов азербайджанцев живут за пределами Южного Азербайджана, где около 6 миллионов проживают в городе Тегеране. Это и тесные экономические связи, и множество родственных, семейных контактов, все-таки в Иране проживает от 18 до 25 млн этнических азербайджанцев. азербайджанцев проживают в Иране (четверть населения страны). Обучение в школах Ирана возможно только на фарси. При том, что в Иране не преподается азербайджанский язык в отличие от армянского. Смотрите так же новые видео: #Видео #Сколько #азербайджанцев #живет #Иране #ответы. Этническая группа в Иране иранские азербайджанцы (азербайджанцы: ایران آذربایجانلیلاری,), также известный как иранские азербайджанц ы, иранские турки, персидские тур.

Зачем Алиев начал угрожать Ирану

На первом размещали скот и хозяйственные помещения, на втором жили, дополняя его открытыми террасами. Их использовали, как мастерские или сушили в них фрукты. Позже появились деревянные дома с двускатной крышей. Чердак использовали для хранения запасов или выращивания тутового шелкопряда. Спали на циновках прямо на полу: днем их сворачивали и убирали.

Обогревали жилище очагом, типа камина, в холодное время года дополнительно затапливали печки. Жизнь Основные занятия азербайджанцев, живших на равнинных территориях, были связаны с сельским хозяйством. Выращивали пшеницу, овес, рожь, просто, кукурузу, ячмень, рис, занимались хлопководством, виноградарством, садоводством. Важную роль занимало разведение крупного рогатого скота и отгонное овцеводство.

Традиционные ремесла были связаны с обработкой металлов: меди, золота, серебра. Широко славились произведенные местными мастерами ювелирные украшения, клинки, кованые сундуки с изысканными узорами: в них собирали приданое невестам. На весь мир до сих пор славятся здешние ковры с национальными узорами. Особо ценным ремеслом считалась тамбурная вышивка шелковыми нитями по бархату черного, синего, красного оттенков.

Позволить себе ее могли только богачи, а Дюма-отец отмечал ее эталонное качество и низкую цену. Культура Архитектура Азербайджана привлекает хорошо сохранившимися замками-крепостями например, на полуострове Апшерон , дворцами, среди которых выделяется шахский дворец в Нухе, создающими неповторимый городской облик мощеными улочками, мавзолеями, караван-сараями, домами из необработанного камня. Во все времена особую роль для народа играла песня. В народных танцах участвовали юноши и девушки.

Для первых характерны резкие, эмоциональные движения, вторые же танцевали плавно, элегантно, сдержанно. Типичное строение танца трехчастное: сначала участники двигаются по кругу медленно, затем застывают в символической позиции, а после продолжают круговое движение, но более эмоционально и выразительно. Незначительная часть представителей нации относится к ханафитам, приверженцам суннитской ветви. В последние годы набирает популярность обращение в православие: по данным 2007 года, число представителей этой конфессии в Азербайджане насчитывало 5 тысяч человек.

Традиции На весь мир известна прошедшая сквозь века традиция гостеприимства. Раньше важных гостей выходило встречать все селение во главе с аксакалами. Визитера угощали сладостями и чаем, развлекали народными песнями и танцами.

На страницах печати критике стала подвергаться проводимая правящими кругами политика персизации иноязычных народов и игнорирование их национальных прав. Так, публицист Бехьяр в своей статье «Наша нация и азербайджанская нация» обрушился с резкой критикой на высказывания профессора Моджтаба Минови англ. После исламской революции[ править править код ] Азербайджанцы были в авангарде широкой антишахской коалиции, вылившейся в Исламскую революцию , которая привела к свержению шахского режима [69].

Исламская революция началась в январе 1978 года с расстрела шахской полицией в Куме демонстрации студентов, протестовавших против клеветнической статьи в государственной газете о аятолле Хомейни. На сороковой день гибели людей 18—19 февраля вспыхнуло восстание в Тебризе, в котором приняло участие около 100 тыс. На подавлении беспорядков, ставшим первым крупным массовым выступлением против шахского режима, правительство бросило армейские части, танковые подразделения и боевые вертолёты, что привело к человеческим жертвам [70]. Призывая к автономии или даже к независимости, азербайджанцы в месте с тем отражали мнения всего Иранского общества, требуя демократии, свободы мнений и освобождения от иностранного влияния, которое было персонифицировано в самом Шахе. Вслед за революционными событиями в местах компактного проживания этнических меньшинств арабы , курды, белуджи были выдвинуты требования автономии; сложная обстановка сложилась в районах расселения туркмен и кашкайцев. В отличие от других провинций в Иранском Азербайджане национальный вопрос не стоял столь остро.

В развернувшихся здесь выступлениях преобладали демократические требования, а сугубо национальные вопросы касались культурного, языкового характера, административных замещений. С начала революции в Иранском Азербайджана очень сильны были либеральные и левые группировки, в особенности Моджахедин-э Халк. В решении национального вопроса среди левых не было единой позиции. Часть из них выступала за развитие национально-демократической революции в масштабах всей страны и считали, что с её победой будут разрешены национальные проблемы. Другие своей первоочерёдной задачей видели создание национальных автономий и проведение в рамках них социальных преобразований, которые в свою очередь станут плацдармом для распространения демократизации по всей стране [71]. Довольно много сторонников в Иранском Азербайджане имела Партия федеративной республики Иран, выступавшей за переустройство страны по типу индийских штатов.

В апреле 1979 года в Тебризе возникло общество защиты прав и свобод народов Азербайджана. К числу её требований относились предоставление всех национальных прав азербайджанцам, объединение Западного и Восточного Азербайджана в единую административную единицу, создание автономной власти с правом решать местные финансовые и культурные вопросы [71]. Великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари Обострение же обстановки в Иранском Азербайджане было связано не столько с движением за автономию, сколько с политической борьбой за власть между некоторой частью азербайджанских финансово-предпринимательских кругов и шиитского имамитского духовенства с улемами джафаритского толка и поддерживавшими их кругами иранской буржуазии [72]. Правящей религиозной элите в Тегеране был противопоставлен свой местный религиозный лидер — великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари. Шариатмадари был выходцем из азербайджанской среды [73]. Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, он считался главным религиозным авторитетом в Иране [74].

Большая часть верующих азербайджанцев относилась к числу его последователей [75]. Вокруг фигуры Шариатмадари сплотились и местные леворадикальные группировки, включая Моджахеддин-е Халк [71]. После победы исламской революции отношения между Шариатмадари и Хомейни приняли натянутый характер. Шариатмадари открыто не разделял концепцию Хомейни велайат-е факих , лёгшую в основу государственной власти Ирана. Более того, он считал, что формулировка вопроса на референдуме «Поддерживаете ли вы Исламскую республику? Шариатмадари расходился со сторонниками Хомейни и в вопросе о подготовке проекта новой Конституции.

Он настаивал на том, чтобы для разработки Конституции была созвана Конституционная ассамблея из представителей всех слоёв населения, но его предложение было отвергнуто. Обстановка в некоторых районах Иранского Азербайджана оказалась настолько острой, что здесь не были проведены ни референдум, ни выборы в меджлис [76]. Разногласиями между Хомейни и Шариатмадари попытались воспользоваться азербайджанские националисты. Последнего поддерживала группа «Пишгаман» «Разведчики» , образовавшаяся в Тебризском университете англ. Она состояла из студентов и рабочих, пытавшихся установить в Иранском Азербайджане местную автономию [77]. Противоборство между Шариатмадари и Хомейни достигли своего апогея в декабре 1979 года и январе 1980 года, когда в Куме и Тебризе произошли столкновения между последователями обоих аятолл [75].

На массоовых демонстрациях, прошедших в декабре 1979 года в Тебризе, было выдвинуто требование предоставление автономии азербайджанцам и другим этническим меньшинствам. Поскольку Шариатмадари придерживался религиозного принципа решения межнациональных проблем, то он не стал лидером автономистов [72]. Сам он в конечном итоге оказался под домашним арестом и был обвинён в причастии к государственному перевороту и убийству Хомейни. Одной из важнейших причин отсутствия в Иранском Азербайджане массового движения за автономию являлось то, что при исламском режиме представители азербайджанцев получили доступ к высшим эшелонам власти. Многие ключевые позиции в политической системе Ирана находились в руках лиц азербайджанского происхождения. По утверждению английского журнала « Экономист » от 15 декабря 1979 года некоторые азербайджанцы заявляли, что они менее заинтересованы в своём участии в самоуправлении в Азербайджане, чем в управлении всей страной [78].

В 1981 года президентом и премьер-министром Ирана стали азербайджанцы Али Хаменеи и Мир-Хосейн Мусави соответственно [79]. Сообщалось о митингах в Тебризе под лозунгами «Будем бороться с любым проявлением сепаратизма», «Азербайджанский народ душой и телом поддерживает шиитское духовенство» [79]. В 1979 году в районе Резайе вспыхнули столкновения между курдами-суннитами и азербайджанцами-шиитами [80]. Представители азербайджанцев приняли участие в Конгрессе угнетённых народов Ирана, прошедшем в августе 1979 года в Иранском Курдистане [81]. Тысячи азербайджанских добровольцев сражались вместе с персами и другими народами Ирана в Ирано-иракской войне , защищая общую родину. Населённый преимущественно азербайджанцами Ардебиль занимает второе место среди городов по числу погибших в ходе этой войны [69].

Религия[ править править код ] Традиционно большинство всех азербайджанцев исповедует ислам шиитского толка джафаритский мазхаб. В Иране у подавляющей части азербайджанцев распространено иснаашаритское направление шиизма. Среди азербайджанского населения остана Восточный Азербайджан также есть сторонники суфийского ордена накшбандийа ; небольшая часть азербайджанцев-шиитов также являются приверженцами немногочисленного шиитского ответвления этого ордена [7].

Народное правительство ДРА опиралось на советский контингент, расквартированный в Северном Иране в 1941—1946 годах. После вывода советских войск на территорию ДРА вступили тегеранские шахские войска, ликвидировавшие южноазербайджанскую государственность. В Баку это меньше чувствуется, но тенденция поддержки своих собратьев в ИРИ чувствуется», — отметил Сажин. Первым объектом этой революции стал тогда еще советский Азербайджан, где большинство верующих составляют мусульмане-шииты, как и в Иране», — продолжает востоковед. В нынешней Азербайджанской Республике азербайджанцы в большей части довольно далеки от религиозных догматов, проблем шиизма», — добавил он. Более того, если в самом начале конфликта в Нагорном Карабахе Тегеран поддерживал Азербайджан, но после того, как Баку стал больше ориентироваться на Турцию, Израиль и США — заклятых врагов Ирана, в Тегеране уяснили, что все потуги по исламизации тщетны, поэтому «шиитский Иран стал поддерживать христианскую Армению», напомнил Сажин. Сейчас Те геран с тревогой относится к одному из последствий Второй Карабахской войны — проекту создания транспортного «Зангезурского коридора» из Азербайджана в Нахичевань и далее в Турцию.

Коридор должен пройти по армянской территории вдоль границы с Ираном. Мубариз Ахмедоглу на помнил, что уже б ез малого 30 лет граница Азербайджана с Ираном «была под оккупацией Армении», против чего Тегеран не возражал. Более того, на протекающей в центральной части Армянского нагорья реке Аракс иранцы установили понтонный мост, что не устраивает Баку. Половина реки принадлежит Ирану, а половина — нам. Но установкой понтонного моста они нарушили территориальную целостность Азербайджана... Поэтому сегодня президент объяснял своими заявлениями, что мы не потерпим военные учения возле наших границ и заявления из Тегерана», — указал азербайджанский эксперт. Он предположил, что ситуация не обостряется до критического уровня исключительно благодаря России, которая наверняка «сдерживает» Тегеран по дипломатическим каналам. В противном случае Иран «использовал бы еще больше техники во время военных учений».

Сколько людей в Азербайджане в 2023 году?

На 1 февраля 2020 года численность населения составила 10 097 200 человек. На 1 июля 2023 года численность населения составила 10 151 517 человек. Сколько азербайджанцев живет? В Российской Федерации численность азербайджанцев составляет 474,5 тыс.

Foreign Policy Association: Большую часть населения Иревана составляли азербайджанцы

Но зато по ряду вполне определенных параметров я мог бы чётко подтвердить, например, что число выходцев из провинций Курдистан и Систан-Балучестан в Тегеране отнюдь не меньше, чем количество переселенцев из северо-западных провинций, сиречь «азербайджанцев». Доподлинно известно, что ещё 10 лет назад в Тегеране проживало около 700. Поскольку основной костяк суннитского населения Ирана состоит из курдов и белуджей, указанный факт дает нам основание для предположений о количественном присутствии этих групп в столице. Беженцы из Афганистана, главным образом хазарейцы, как мы уже говорили, - шииты 10. Для подсчёта «азербайджанцев» в Тегеране нет и таких косвенных критериев, как конфессиональная принадлежность, поскольку все они — последователи шиизма. Может, шутки ради, попытаться определить «азербайджанцев» в Тегеране по признаку потребления барбари, ибо известно, что выходцы из Азербайджана очень любят этот сорт лепёшек? Собственно, они и основали в начале XX века в Тегеране первые пекарни по выпечке данного вида хлеба.

Эта страсть уроженцев Азербайджана к барбари даже вошла в поговорку. Но, увы, к барбари равным образом пристрастились и другие категории столичных жителей и иранцы в целом. Так что и данный признак становится нерелевантным. Итак, после того как мы в целом определили основные контуры тюркофонии, т. Для начала определимся с термином «азербайджанец», означающим исконного жителя Азербайджана, т. Атурпатакана, древнего края на северо-западе Ирана, разделённого в настоящее время, согласно нынешнему административному делению страны, на пять провинций.

Почему название иранской провинции Азербайджан вдруг перешагнуло через реку Аракс на север и стало обозначением сначала Советской республики, затем и независимого государства — вопросы, к которым вернёмся чуть позже. Пока же, оставаясь в пределах Ирана, обратимся к официальной статистике 2006 года по провинциям. Это предельно точные цифры, поскольку в данном случае у властей нет резона фальсифицировать количественные показатели народонаселения собственной страны. Так вот, приведем данные по указанным пяти северо-западным провинциям, на территории которых живут «азербайджанцы». В других частях страны, как мы увидели, сколь-нибудь заметного числа «азербайджанцев» нет. Причём, нужно иметь в виду, что самая южная из указанных пяти — провинция Казвин — исторически не входила в состав Атурпатакана, и её население по большей части персоязычно.

По состоянию 2006 года в провинции Ардабиль живёт 1. Таким образом, общее число населения в этих потенциально «азербайджанских» территориях составляет 9. Это, как показывает достаточно простой и объективный анализ, и есть наиболее реалистичное число: погрешности могут быть в пределах нескольких сотен тысяч. Основная форма самоидентификации граждан Исламской Республики Иран, как уже было отмечено, — ирани, т. Для жителей диалектных регионов уточняющее определение включает название диалектного ареала. Так, для жителей Гиляна, Мазандарана и Горгана — шомали букв.

При этом, фундаментом региональной культурной 11 самоидентификации является местный диалект. Как только семья переселяется в город и, теряя своё родное наречие, переходит на персидский, уже следующее поколение приобретает вторичное определение идентичности уже по новому месту жительства, сохраняя, впрочем, память о региональных корнях. Многие выходцы из северо-западных провинций, живущие в Тегеране, уже отчётливо идентифицируют себя как иранцы-тегеранцы. В свете сказанного, крайне наивными выглядят некоторые политические «прогнозы» и «обобщения» по Ирану, порождённые в недрах аналитических сообществ постсоветского пространства, основанные на якобы «этнической» атрибуции того или иного иранского деятеля. Помнится, три года назад немалый ажиотаж вызвал тот факт, что лидер оппозиционного «Зелёного движения» Мир-Хосейн Мусави был родом из деревни Хамене близ Табриза. Его тут же окрестили «азербайджанцем», а иные стали всерьёз утверждать, что в случае его прихода к власти политика Ирана станет «проазербайджанской».

К тому же, — продолжали они свой «анализ», — лидер страны Аятолла Сеййед-Али Хаменеи, ведь, тоже «азербайджанец» 12 — так что получится своеобразный «азербайджанский» тандем. И это наваждение ещё долго занимало умы аналитической братии, пока страсти не улеглись в результате твёрдой поддержки, оказанной Хаменеи не своему земляку, «азербайджанцу» Мусави, а Махмуду Ахмади-Нежаду, выходцу из тегеранской окраины, Шабдолазима. Очень многим, в том числе западным проектировщикам цветной революции в Иране, похоже, неведомо то обстоятельство, что региональные корни никогда не были фактором в иранской политике. Более объективным было бы на этом фоне считать Хаменеи, скорее, арабом — поскольку он потомок Пророка, сеийед, — чем «азербайджанцем» в данном понимании. Для иранских политиков — независимо от их происхождения например, нынешний первый вице-президент Ирана, Рахими, — курд — приоритеты иранского государства никогда не оттеснялись на задний план никакими местечковыми интересами. Не стоит забывать, ведь мы имеем дело с державой, имеющей почти трёхтысячелетнюю непрерывную историю государственности, где политическая линия — тем более связанная с вопросами целостности страны — не меняется со сменой даже самых харизматичных лидеров.

А уж для выходцев из северо-западных провинций личностные мотивы или жизненные приоритеты, обусловленные их происхождением, могут выражаться разве что в мечте о пересмотре Туркменчайского договора, но не более того. Несколько слов об употреблении термина торк «тюрок; говорящий на тюркском наречии» в Иране. Выше я уже писал, что данный термин как некий региональный ярлык в применении к населению северо-западных провинций, говорящих в быту на тюркских наречиях, вошёл в употребление только со второй половины XX века. Ранее жители этих мест обозначались, как водится, по месту жительства. Не в последнюю очередь перемена произошла благодаря иранским коммунистам, в частности, после возникновения схизмы в партии в 1945 году и создания так называемой «Демократической фракции Азербайджана» Фергейе демократе Азарбайджан , которая всецело находилась под контролем советского Баку. В декабре того же года партия объявила о формировании «демократического правительства Иранского Азербайджана», которое было разгромлено властями — причём при активном участии местного населения — в конце 1946 года.

По сути, мы видим схожесть позиций Баку и Тегерана по данному вопросу. Официальный Баку всегда указывал на то, что миссия ЕС в Армении должна была способствовать стабильности в регионе и укреплению доверия между Баку и Ереваном, но вместо этого она широко используется как инструмент пропаганды против Азербайджана. И это правда. Но это еще не все. В январе прошлого года в интервью азербайджанским телеканалам глава государства указал на то, что отправка в Армению миссии ЕС из 40 человек сроком на два месяца была согласована в ходе четырехсторонней встречи глав Азербайджана, Армении, Евросовета и Франции в Праге 6 октября 2022 года. Но, по словам президента Азербайджана, позже в Евросоюзе нарушили достигнутые договоренности, приняв без согласования с Баку решение об отправке новой миссии после того, как срок действия мандата прежней истек 19 декабря 2022 года. В Баку также указывают на провокационный и нежелательный характер действий Армении и ЕС. О том же, перечислю еще раз, говорят в Тегеране, Москве, Анкаре. Получается, что официальный Ереван пытается проводить политику, которая идет вопреки интересам всех важнейших государств региона.

Луры говорят на лурском наречии, которое похоже на персидский и курдские языки. Бахтиары — на бахтиарском диалекте. Бахтиары — одна из древнейших народностей Ирана. Они считают себя потомками Фаридуна, героя эпоса Шахнаме, который положил конец правлению жестокого царя Заххака. Второе название народа — «лур-е бозорг». Бахтиары делят себя на «чахарланг», которые живут на севере и «хафтланг», которые живут на юге. Занимаются скотоводством и охотой. Традиционной частью своего национального костюма считают оружие. Арабы Арабы составляют не более 2 процентов населения страны. Проникновение на территорию Ирана началось задолго до начала арабского завоевания, так как иранские правители постоянно контактировали с арабами за пределами своей державы.

В основном арабский этнос живет на побережье Персидского залива, в провинциях Фарс и Хузестан. Жители Хузестана попытались сохранить свою культурную и языковую идентичность. Они говорят как на арабском, так и на персидском языках. Причем большое влияние на арабский оказало местное наречие хузи. Во времена Ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Численность до 2 миллионов человек. Кашкайцы верят, что их предки прибыли в Иран из Туркменистана вместе с войсками Хулагу Хана или Тамерлана. Однако вероятнее всего, они появились в Иране во время переселения различных племен в XI веке. Интересные предположения ходят относительно названия племени. Основным занятием кашкайцев считается кочевничество.

Ежегодно они путешествуют от летних пастбищ в Фарсе до зимних на побережье Персидского залива. Во время такого путешествия кашкайские женщины надевают свои лучшие наряды. Главное богатство кашкайцев — это их скот. Помимо скотоводства народ занимается выделкой изделий из шерсти. Кашкайские ковры известны на всю страну. В этой статье перечислены только самые крупные народы, которые живут на территории Ирана. Также в стране проживают большие общины армян, грузин, ассирийцев, евреев и многих других этнических групп, о чьих особенностях и традициях можно рассказывать очень долго.

Районы к северу от реки Арас , включая территорию современной Азербайджанской Республики, были территорией Ирана до тех пор, пока они не были оккупированы в России в течение 19 века. Русско-персидские войны 19 века установили современные границы Ирана , лишив его всех кавказских территорий и включив их в состав Российской империи. Окончательное образование Азербайджанской Демократической Республики в 1918 году образовало территорию современного Азербайджана. В результате принудительной уступки Каджара Ирана России азербайджанцы в настоящее время разделены между двумя странами: Ираном и Азербайджаном. Несмотря на то, что азербайджанцы живут по обе стороны границы, они составляют единую этническую группу. Русско-персидская война 1826—28 Бремя русско-персидской войны 1826—28 был у племен региона Карадаг , которые, находясь на передовой, предоставляясь людскими ресурсами и продовольствием иранскую армию. Включены основные племена; Чилибьянлу 1500 палаток и домов, Караджурлу 2500, Хаджи Алилу 800, Бегдиллу 200 и различные малые группы 500. В то время Ахар с 3500 жителями был единственным городом Карадага. Племя Хаджи-Алилу сыграло роль в более поздних событийх. Персидская конституционная революция начала двадцатого века Во время персидской конституционной революции в центре сражений, последовавших за восхождением на престол Мохаммад Али Шах Каджар 8 января 1907 года. Революционные силы силыл Саттар Хан , который был родом из Карадага. Хайдар Хан Амо-оглы внес значительный вклад в зарождение и развитие революции, а также внесение левых идей в иранскую политику. В последующие бурные годы Амир Аршад , глава племени Хаджи-Алилу, оказал большое влияние на последующие политические события в Иране в отношении статуса иранских курдов.

Azərbaycan veb portalı

Говорят на талышском языке, который принадлежит к северо-западной группе иранских языков и наиболее близок к говорам тати в Иранском Азербайджане. Талыши ассоциируют себя с древним прикаспийским племенем кадусии. Точных данных по количеству населения нет, но, по грубым подсчетам, в Иране проживает около 800 тысяч. Гилянцы — основное население провинции Гилян, потомки того же племени кадусии.

Насчитывается около 2-3 миллионов представителей этноса. Говорят на гилянском диалекте, который схож с мазендеранским и довольно сильно разнится с персидским языком. Гилянцы играют большую роль в развитии экономики Ирана, так как снабжают всю страну сельскохозяйственными продуктами.

Прямо на склонах гор они выращивают рис, пшеницу, чай, табак и цитрусовые фрукты. Среди прибрежного населения распространено рыболовство. Мазендеранцы — народ, проживающий на территории провинции Мазендеран.

В древности провинция носила другое название — «Табаристан» и представляла собой отдельное независимое владение местных правителей. Поэтому у населения есть еще одно название «табари». В Иране проживает около 3-4 млн мазендеранцев.

Предположительно, предки этого народа переселились с Кавказа. Занимаются земледелием, рыболовством и скотоводством. Туркмены В Иране проживает крупнейшая группа туркменов за пределами Туркменистана.

Основное место поселения — северные и северо-восточные части Ирана, среди которых провинция Голестан, Северный Хорасан и Хорасан-Резави. Долгое время туркмены представляли собой группу кочевых и полукочевых племен. По некоторым оценкам, в Иране проживает от 2 до 3 миллионов.

В настоящее время туркменская этническая группа почти ассимилировалась с персами, особенно в Горгане и Гонбад-е Габусе. Балуджи Кочевой и полукочевой этнос, в основном проживающий на юго-востоке страны в провинции Систан и Белуджистан. Отдельные группы обитают в Хорасане и Кермане.

Язык белуджей имеет сходство с древним парфянским и прикаспийскими иранскими языками. Первые упоминания об этносе появляются в географическом трактате «Худуд ал-Алам». В «Шахнаме » Фирдоуси называет их «разбойниками пустыни».

В Иране насчитывается не больше 2 миллионов представителей белуджей. Они занимаются кочевым скотоводством и пашенным земледелием.

Согласно статистической информации Государственного комитета по работе с диаспорой АР, в мире проживают более 50 миллионов азербайджанцев. Данные расчеты подготовлены на основе сведений, предоставленных азербайджанскими диаспорскими организациями в различных странах, дипломатическими представительствами Азербайджанской Республики, международными неправительственными организациями и другими источниками.

Как известно проживающие на исторической земле сограждане ставшие гражданами иностранных государств без осуществления каких-либо фактов эмиграций, исключительно в результате изменений границ, произошедших в ходе общественно-политических событий — этнические азербайджанцы, проживающие в приграничных с Азербайджаном районах Ирана, Грузии и Российской Федерации не считаются диаспорой. В остальных частях света — на Американском континенте 1,300,000 человек , в Европе 1,500,000 , Африке 1,200,000 , Азии 3,250,000 , Австралии и Океании 10,000 , в Турции 3,000,000 количество поселившихся там наших соотечественников превышает 10 миллионов, и согласно мнению экспертов данная цифра может считаться суммарным значением азербайджанской диаспоры.

Азербайджанцы на Американском континенте Больше всего азербайджанцев проживает в Северной, Центральной и Южной части Американского континента. Их количество в США достигает 1 миллиона, в Аргентине — 12. Также азербайджанцы проживают в Гондурасе, Гватемале, Перу и других странах Американского континента.

Страны региона не желают формировать механизмы, способствующие усложнению ситуации в регионе», — считает официальный представитель МИД Ирана. По его словам, безопасность Южного Кавказа является одним из важнейших приоритетов Ирана. Это неудивительно. Ведь Армения ввела в страну западных разведчиков под ширмой «наблюдательной миссии» Евросоюза, что не может не беспокоить Иран, который находится в давнем и жестком противостоянии с коллективным Западом. Собственно, еще в середине февраля на встрече с армянской делегацией во главе с вице-премьером Мгером Григоряном президент Ирана Эбрахим Раиси четко заявил, что присутствие иностранцев в регионе под предлогом решения региональных проблем не приветствуется Тегераном. В этой связи имеет смысл напомнить о том, что с 11 по 20 сентября прошлого года в Армении прошли совместные военные учения с США под названием «Партнер Орел-2023».

Тогда официальный Тегеран жестко отреагировал. Имеет смысл привести еще одно заявление по данному вопросу. Уверен, что и у официального Тегерана тоже есть доказательства того, о чем заявила М.

Возглавит ли Иран азербайджанец?

Так, в июле 2001 года военные самолеты Ирана пролетели над проводившими геологоразведочные исследования в азербайджанском секторе Каспийского моря кораблями и угрожали применением силы в случае, если азербайджанцы не остановят работы. 1. Что касается численности азербайджанцев в Иране, то мы ориентируемся на число 24-26 млн. Это видят и в Иране, где медленно, но верно переоценивают свои отношения как с Баку, так и с Ереваном, признавая за Азербайджаном статус более важного и честного партнера. Количество азербайджанцев, проживающих в каждой из остальных стран запада, находится в пределах 2-10 тысяч человек. По неофициальным данным, больше всего азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает в Иране – 30 миллионов человек, Турции – 3 миллиона человек и России – 2 миллиона человек.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий