Новости нато история создания

В этой статье мы рассмотрим историю создания и развития НАТО, его цели, структуру и роль в современном мире, а также критику и противодействие, с которыми. НАТО была создана как ответ на угрозы, связанные с холодной войной. Датой создания НАТО считается 4 апреля 1949 года. Международные отношения и мировая экономика: История создания НАТО, вступление Великобритании и ФРГ в Североатлантический альянс.

Блок НАТО и расшифровка этой аббревиатуры

Кто и когда создал блок НАТО – история, структура и организация вооруженных сил НАТО (North Atlantic Treaty Organization) Организация Североатлантического договора или Северо-Атлантический Альянс — крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду.
Альянс и его соседи: ретроспектива НАТО Главные новости.
Что такое НАТО — расшифровка, создание и назначение организации 4 апреля 1949 года была создана самая разрушительная и убийственная организация современности — НАТО.
«И урановое сердечко на память»: кровавая история блока НАТО Исторические предпосылки создания НАТО. Необходимость в создании различного рода союзов появилась на осколках старого мира после Второй мировой войны.

Альянс НАТО

Цели создания ­­НАТО первый генсек альянса, британский генерал барон Гастингс Лайонел Исмей, сформулировал так. Все о блоке НАТО: новости, учения, выступления официальных представителей Североатлантического альянса, публикации экспертов НАТО. сказ о русских берегах: История России как вдохновение. Обзоры, лукбуки, советы и история тактической одежды и обуви для города в статье «НАТО: что, где, когда и как это было?» от экспертов интернет-магазина ForceAge. История создания НАТО.

Навигация по записям

  • Request Rejected
  • Расширение НАТО: этапы и предпосылки
  • НАТО — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
  • Зачем создали НАТО и почему у этой организации всегда плохие отношения с Россией

Государства – члены НАТО: актуальный перечень членов альянса

В чертах, близких к современным, блок НАТО стал существовать лишь к концу 60-х гг. Однако думается, что ключевым периодом в создании этой организации следует считать 1947-1955 гг. Изучению именно этого периода и посвящено наше исследование. Разделение мира на два конфронтационных лагеря четко просматривалось уже к середине 1947 г.

Приоритетным направлением во внешнеполитической стратегии СССР было установление и упрочение контроля над странами Восточной Европы, формирование своего рода «пояса безопасности» на своих западных границах. Основным мотивом американской стратегии было создание «кольца союзников» вокруг советской сферы влияния. Советские руководители продолжали вести довольно сдержанную политику по отношению к США, заявляя о необходимости дальнейшего сотрудничества, однако это становилось все труднее, поскольку в отношениях между партнерами по антигитлеровской коалиции накапливались серьезные проблемы.

Так, 1 января 1947 г. Одновременно начались переговоры о ее превращении в «Тризонию». Западные союзники предприняли и определенные шаги, инициировавшие процесс военно-политической интеграции в Европе, — 4 марта 1947 г.

Начало западноевропейской военно-политической интеграции совпало по времени с ужесточением американской политики в отношении СССР. Выступая 12 марта 1947 г. Трумэн указал, что сложившееся в Греции и Турции положение угрожает безопасности Соединенных Штатов.

Президент США призвал парламентариев не только оказать финансовую помощь этим государствам, но и направить туда американский персонал для противодействия коммунистической экспансии. Тем временем обстановка в мире накалялась. Так, большой резонанс получили февральские события 1948 г.

Впрочем, еще в направленном 13 января в Государственный департамент США меморандуме «Взгляд на создание Западного союза» министр иностранных дел Великобритании Э. Бевин заявлял, что осуществление «плана Маршалла» может стать недостаточным для спасения Европы от коммунизма. Он предлагал создание западной «оборонительной системы».

Предполагалось, что в союз могут войти также Германия и Испания2. В качестве первого шага образования Западного союза в меморандуме предлагалось заключение Великобританией и Францией отдельных двусторонних военно-политических договоров со странами Бенилюкса, с принятием за основу Дюнкеркского договора. Поддержка США будущего блока зависела от формы союза.

Лондон проинформировал внешнеполитическое ведомство Соединенных Штатов о готовности осуществить план создания блока на основе заключения многостороннего договора по предложенной Вашингтоном модели межамериканского пакта Рио-де-Жанейро 1947 г. Бевин, обвинив СССР в намерении установить коммунистический контроль над государствами Восточной Европы, указал в связи с этим на необходимость консолидации Европы Западной4. Современная внешняя политика США.

СССР и формирование военно-блокового противостояния в Европе 1945-1955. Фактически прекратил свое существование и Союзный контрольный совет. США стремились сохранить за собой западногерманский плацдарм, поскольку, как считал Г.

Трумэн, без Германии оборона Европы стала бы арьергардной операцией у берегов Атлантики5. К серьезному ухудшению отношений между СССР и его бывшими союзниками привели решения Лондонской конференции февраль-июнь 1948 г. Повестка этого мероприятия также была составлена без учета даже гипотетической возможности того, что соглашения с Советским Союзом по германскому вопросу можно достигнуть.

Основные вопросы касались отношения Западной Германии к программе экономического восстановления Европы, контроля над Рурским райном, репараций, вовлечения стран Бенилюкса в процесс разработки общей западной политики в отношении Германии и некоторых других проблем. К ключевым решениям конференции относится достижение договоренности о совместном управлении тремя оккупационными зонами как единым политическим и экономическим пространством. Наряду с постановлениями англоамериканского совещания во Франкфурте-на-Майне январь 1948 г.

Протест против действий западных держав был выражен в советской ноте 6 марта 1948 г. Малые европейские государства пытались исключить из проекта договора упоминания о противодействии германской агрессии, надеясь на привлечение в будущем к участию в блоке Западной Германии. Франция же наоборот считала необходимым сохранить формулировку об отражении германской агрессии.

Великобритания заняла 5 Truman H. Memoires by Harry S. Расхождения во взглядах дипломатов западных стран вызывали как форма создаваемого союза, так и его дальнейшее развитие.

В частности, Лондон видел в создаваемом объединении прежде всего прообраз будущего широкого альянса и необходимую ступень для расширения военно-политической интеграции в Западной Европе. Такие взгляды разделялись и Соединенными Штатами. После согласования всех спорных вопросов Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали 17 марта 1948 г.

Четвертая статья договора предполагала оказание помощи в случае вооруженного нападения в Европе на какую-либо из договаривающихся сторон8. Для урегулирования всех политических и военных вопросов в отношениях между участниками предусматривалось создание постоянно действующего консультативного совета. Начав работу, Совет сразу же принял решение о создании штаба Западного союза, объединенного командования его сухопутными, морскими и воздушными силами9.

С лета 1948 г. В качестве первого рубежа обороны предлагалось использовать линию Бремен — Баден. Соединенные Штаты в целом положительно оценивали процесс западноевропейской военно-политической интеграции, однако полагали, что сделанного недостаточно.

По мнению Вашингтона, Западный союз все же не отвечал задачам сдерживания СССР и поэтому требовалось создание более широкого объединения. Они послужили основой для проведения англо-американо-канадских переговоров с 22 марта по 1 апреля 1948 г. На них определялась общая линия развития блоковой 7 Там же.

В результате стороны пришли к согласию, что отвечать их интересам может только многостороннее военно-политическое объединение. Однако весной 1948 г. Вашингтон еще не принял окончательного решения о необходимости связать себя военным союзом с Западной Европой.

Отчасти причиной этого были укоренившиеся традиции изоляционизма. Препятствие было преодолено 11 июня 1948 г. Резолюция санкционировала кардинальные изменения во внешней политике США.

Летом 1948 г. Он в значительной степени ускорил формирование Организации Североатлантического договора. В ответ на проведение 20 июня 1948 г.

Призыв его участников провести мероприятия по демилитаризации последней, созданию временного демократического общегерманского правительства и в соответствии с Потсдамским соглашением заключить с ней мирный договор не встретил поддержки западных держав11.

Гражданское противостояние продолжается в стране до сих пор. Власть оспаривают конкурирующие правительства, не способные договориться о дате выборов. В песках Сахары прячутся исламисты, готовящие для Ливии ещё худшее будущее — судьбу фундаменталистского эмирата. Из-за экватора в страну устремились нелегальные мигранты. Их появление использовали для возрождения рабства. На незаконных невольничьих рынках в неконтролируемых никем частях Ливии можно безо всяких проблем стать собственником "живого товара" — при этом видеозаписи преступных сделок свободно распространяются в Интернете. Со временем неудачу ливийской интервенции признали в Лондоне и Париже.

Президент Франции Эмманюэль Макрон назвал войну против Каддафи "ошибкой", а комиссия британского парламента сочла основания для вторжения недостаточными. Вполне вероятно, осознание ливийской катастрофы способствовало предотвращению ещё одного вторжения, на которое в НАТО всё-таки не отважились. Речь о Сирии, которую с 2013 года обвиняют в применении химического оружия. На фоне сомнений — а они возникают в связи с операциями НАТО всё чаще — премьер Великобритании Гордон Браун поставил вопрос на голосование. Парламент Соединённого Королевства высказался против вмешательства в дела Сирии силой оружия. К переговорам подключились российские власти. При посредничестве Владимира Путина в 2013 году был заключен договор, позволивший избежать бомбардировок. В 2017 и 2018 годах к теме ударов по Сирии возвращались снова.

США нанесли их, но ограничились точечными атаками. Одновременно Вашингтон продолжил вывод своих войск из других стран Ближнего Востока. По крайней мере, официально в альянсе до сих пор не жалеют ни о чём.

Наконец, бомбежки и ракетные атаки, убийства мирных жителей порождают ненависть к агрессорам, а значит, постоянно создают для США новых врагов, которых непременно надо уничтожить. Получается такой вот замкнутый круг… Из истории вопроса... За 73 года своего существования альянс никого не защищал, а только нападал, постепенно превратившись в инструмент расширения американского влияния в мире. Роковая ошибка В США любят подчеркивать свою исключительность, приверженность миру, свободе и демократии. А под этими лозунгами не грех вторгнуться в чужую страну, побомбить мирное население, устроить очередной переворот и разграбить ресурсы. Действия натовских агрессоров в Северной Корее, Вьетнаме, Персидском заливе, Югославии, Ираке, Афганистане, Ливии, Сирии и других странах стали причиной масштабных трагедий, унесших миллионы!

Под различными предлогами «защита мира, прав человека и демократии», «противодействие распространению коммунизма», «восстановление справедливости», «борьба с терроризмом», «предотвращение распространения оружия массового уничтожения» США вторгались в суверенные государства, разрушали устоявшиеся там порядки, экономику, инфраструктуру, приносили бедствия и несчастья на эти земли. Не решение, а источник кризисов и конфликтов: — Ослепление собственной мощью и уверенность в пребывании всегда «на правильной стороне истории» делает альянс абсолютно недоговороспособным.

Белград тщетно указывал на преступления косовских сепаратистов, ответственных не меньше, чем югославские военные, за разгоревшийся конфликт. В альянсе не хотели слышать и о суверенитете над мятежными окраинами, которым по международному праву обладал Белград. А когда дело дошло до этнического размежевания, то солдат альянса разместили на границе Косова таким образом, что населённая славянами часть края оказалась отрезана от остальной Югославии. Национальное унижение сербов произвело переворот в мировой политике — США и НАТО не только праздновали победу, но и меняли правила игры. В Вашингтоне заговорили о "странах-изгоях", с которыми стоит говорить на языке силы, а на сербов указывали в качестве первого примера.

Она длится уже 18 лет. И складывается неудачно: талибы, поначалу отступившие, отбили до четверти потерянных территорий. Вдобавок ко всему в Афганистане появились свежие исламисты из ИГИЛ организация, запрещённая в РФ , на войну с теми и с другими США потратили астрономическую сумму в 2,4 триллиона долларов. Исламские террористы оказались для НАТО крепким орешком. Война в Ираке, шедшая параллельно, обернулась для США ещё большей неудачей. Официально НАТО не участвовало в конфликте, но среди стран, отправивших войска на помощь американцам, — много натовских. Череда конфликтов, развернувшихся сразу после их вторжения, унесла жизни ни много ни мало 460 тысяч человек.

Хуже того, раздражение против американцев вылилось в рост радикального ислама, худшими представителями которого стали игиловцы. Примечательно, что лидер террористической группировки Абу Бакр аль-Багдади, прославившийся своими жестокостями, до американской интервенции вёл мирную жизнь при правлении Саддама Хусейна. И хаос следовал за ним по пятам. В 2011 году альянс помог свергнуть главу страны Муаммара Каддафи, обвинённого в подавлении внутренних волнений. Поводом для вторжения стала гибель нескольких сотен манифестантов.

Кто и когда создал блок НАТО – история, структура и организация вооруженных сил

Финляндия — член НАТО с 4 апреля 2023 года. Какие западные страны не входят в НАТО 2024? Для Швейцарии нейтралитет — один из основополагающих принципов её политики. Убедившись в ходе своего исторического развития в том, что внеблоковый статус даёт существенные преимущества — прежде всего в экономической сфере, — эта страна до сих пор придерживается этого принципа. Австрия остаётся внеблоковой во многом по причине того, что предоставление ей суверенитета странами — победительницами во Второй мировой войне было обусловлено её нейтральным статусом.

Москва заявляла о готовности вступить в военно-политический блок, но получила отказ. Резкое сближение сторон после терактов 11 сентября спустя годы перешло в конфронтацию.

В марте 2004 года в альянс вошли страны Прибалтики. В 2008 году сотрудничество Москвы и блока временно прекратилось после августовских событий в Южной Осетии и Абхазии, но было восстановлено уже в следующем году. Новое сближение быстро переросло в токсичные отношения. Однако полный разрыв начался с событий на Украине. После воссоединения Крыма с Россией и начала конфликта на юго-востоке страны НАТО в одностороннем порядке прекратило действие соглашения о сотрудничестве с Москвой. С этого момента альянс увеличивает присутствие своих военных на границе с Россией, а также военный бюджет.

Читайте нас в.

Вашингтон задействовал ее для получения поддержки союзников после террористических атак на США 11 сентября 2001 года. Церемония подписания Североатлантического договора, Вашингтон, 4 апреля 1949 года. Фото: wikipedia. После развала СССР западные страны на словах заверяли Москву, что не будут расширять блок в направлении российских границ. В 2009 - Албания и Хорватия. В 2017 - Черногория. В 2023 - Финляндия. В 2024 - Швеция.

В 2022 году генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг официально заявил, что процесс расширения организации в восточном направлении нацелен на "сдерживание" России и является ответом на ее якобы "агрессивные действия". Организация одобрила намерения скандинавских государств, однако, для окончательного завершения процесса присоединения требуется ратификация соответствующих протоколов со стороны всех стран-участниц. И если в отношении Финляндии эта процедура прошла без задержек, то против вступления Швеции выступили Венгрия и Турция. После длительного периода согласований Будапешт и Анкара все-таки дали свое согласие на присоединение Стокгольма к альянсу. В соответствии с процедурными нормами 7 марта 2024 года протокол о присоединении Швеции к НАТО был передан на хранение в Госдепартамент США, а 11 марта состоялась торжественная церемония поднятия флага в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, после чего Швеция официально стала 32-й страной блока. Возможное их участие в НАТО вызывает серьезные разногласия внутри организации, поскольку в альянсе опасаются, что это может привести к негативным политическим последствиям. Помимо этого, потенциальные кандидаты не соответствуют внутренним критериям для членства в организации. По оценкам аналитиков, окончательное присоединение этих стран к альянсу, если вообще состоится, является делом "далекого будущего" и используется натовскими столицами скорее в качестве способа давления на Россию. Страны - участники индивидуального партнерства ИПП В альянсе существует программа индивидуального партнерства ИПП со странами, которые не являются членами блока. НАТО и Россия 1991 год.

Россия присоединилась к натовской программе "Партнерство во имя мира". Этот документ стал основой для укрепления отношений Москвы с натовскими столицами. Главной целью этого органа стала координация военно-политических действий Москвы и Брюсселя, в первую очередь, в сфере борьбы с терроризмом. В частности, РФ и альянс сотрудничали в рамках проводимой натовцами антитеррористической операции в Афганистане. Москва предоставила возможность натовским военным совершать транзит грузов в Афганистан через свою территорию. После проведения Россией операции по принуждению Грузии к миру с целью защиты мирных граждан Южной Осетии и российских миротворцев, в НАТО резко осудили действия Москвы. Альянс оказывал всяческую поддержку Тбилиси по восстановлению военной инфраструктуры и ее оборонного потенциала, а впоследствии активно продвигал идею скорейшего вступления Грузии в блок. В Брюсселе заявили об "угрозах европейской безопасности" из-за действий Москвы и призвали полностью пересмотреть весь спектр взаимодействия с ней. Альянс фактически отказался от выполнения договоренностей в рамках Основополагающего акта, приостановив любое политическое и военное сотрудничество с Москвой. Неоднократно Брюссель объявлял персонами нон грата российских дипломатов, аккредитованных при НАТО, блокировал работу российского постпредства.

На саммите руководство блока официально признало Россию "главной угрозой безопасности для альянса", а основной целью организации было обозначено "сдерживание". Встреча НАТО на высшем уровне подтвердила такой подход и обозначила вектор организации на наращивание военного потенциала, включая военную инфраструктуру у границ с Россией. После очередной высылки российских дипломатов из постпредства при НАТО российское министерство иностранных дел объявило о "закрытии на неопределенный срок" диппредставительства при блоке. В опубликованном Москвой варианте договора с США и НАТО предлагалось закрепить соглашения об отказе от развертывания ракет средней и меньшей дальности наземного базирования вне своей территории и недопустимость дальнейшего расширения НАТО на восток.

Прежде всего, это отвечало американским интересам. Например, Франция не могла импортировать уголь из Польши по цене 12 долларов за тонну.

Вместо него она закупала американский, который стоил на 8 долларов больше. Авторы «плана Маршалла» сознательно разработали его так, чтобы Советский Союз и государства Восточной Европы отказались от участия в нем, посчитав это нарушением суверенитета. Так и вышло. Помимо этого, программа экономической помощи подразумевала вытеснение из политической жизни европейских стран коммунистических и социалистических партий. Так недавний союзник СССР по антигитлеровской коалиции начал воплощать политику «сдерживания коммунизма». Берлинский кризис и объединение трех оккупированных западными странами частей Германии в единое государство — ФРГ — вновь накалило обстановку в Европе.

Белый дом все громче стал заявлять о коммунистической угрозе. И от экономических мер воздействия и диктата американских взглядов на государственное устройство Вашингтон переходит к блоковой дипломатии. Но долгожителем среди них стало первое детище — НАТО. Договором о его создании штаты свяжут своих партнеров по обоим берегам Атлантики. В апреле 1949 г. Так сформировался первый в мирное время и самый прочный альянс, созданный в интересах Соединенных Штатов.

Ключевым пунктом соглашения станет 5 статья, на которую постоянно будут ссылаться члены НАТО: «Вооруженное нападение в Европе или Северной Америке на одну или более сторон будет считаться нападением на них всех вместе». В подобных случаях участники блока должны «индивидуально или совместно с другими сторонами» принять меры, «которые окажутся необходимыми, включая и применение вооруженной силы».

Страны НАТО: полный список, суть, история создания альянса

СССР в 1954 году также пытался вступить в ряды организации, но его «не взяли». Согласитесь, неразумно было бы принять в члены военного блока страну, «против которой дружили». Ну что ж, попытку влиться в общую систему военной безопасности Россия предприняла, тем самым подчеркнув свой мирный настрой по отношению к странам капиталистического альянса. После того, как социализм в Европе ушел в небытие, некоторые из стран бывшего социалистического лагеря вошли в состав НАТО. Состав страны-члены и структура НАТО По данным на 2019 год, в состав блока НАТО входят 29 стран: Численность контингента объединенных военных сил перечисленных стран составляет около 3,2 миллионов человек. Но это не значит, что есть определенная территория и казармы, где эти военнослужащие дожидаются, пока «труба позовет» их на ратные подвиги. Военный контингент НАТО делится на 2 вида: объединенные вооруженные силы ОВС — непосредственно находятся в распоряжении альянса около 140 тыс.

Эти силы будут задействованы в военных операциях в случае необходимости. Комитет военного планирования был переформирован в Комитет оборонной политики и планирования. Для решения наиболее важных вопросов дважды в год собирается парламентская ассамблея собрание руководящих органов НАТО.

Публикуются комментарии только на русском языке. Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования. В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.

Новое прочтение.

Необходимо подчеркнуть, что такая сложная и разветвленная структура, основанная на системе «сдержек и противовесов», позволяла Соединенным Штатам сохранять свое лидерство в НАТО они занимали ключевые позиции во всех звеньях этой конструкции. Вместе с тем создавалось впечатление, что все участники блока имеют в той или иной мере возможность влиять на формирование его общей политики. Однако в силу разветвленности всего механизма управления альянсом никто, кроме США, не имел реальных шансов на то, чтобы держать ее под контролем в полном объеме. Наконец, такая достаточно сложная структура хотя и создавала определенные трудности в процессе выработки согласованных позиций, в то же время позволяла давать выход неизбежно возникавшим разногласиям без излишнего обострения конфлик-та19. Если же принять во внимание и те конкретно-исторические условия, в которых происходило становление Североатлантического альянса как военно-политической организации 1949-1955 , то конфликт в его рядах был маловероятен. С учетом того, что Западная Европа, безусловно, нуждалась в США для сохранения в неприкосновенности основ своей цивилизации, было ясно, что консенсусный тип отношений внутри НАТО будет превалировать. И только время могло показать степень устойчивости нового объединения государств.

Между тем очевидное неравенство позиций участников потенциально таило в себе зерна будущих конфликтов. В этой трехступенчатой иерархии особо важную роль играла вторая подгруппа. Обладая прочными позициями в Европе, она выполняла функцию связующего звена между лидером неевропейским государством и рядовыми, западноевропейскими участниками блока, помогая консолидировать разномастную коалицию в прочную общность. Помимо этого Лондон, Париж и Бонн облегчали инкорпорацию чужеродного североамериканского компонента в ткань европей- 19 См. Такая ситуация позволяла США на протяжении первого десятилетия существования НАТО надежно контролировать всю сферу отношений с союзниками, которые предпочитали проводить политику «добровольной солидаризации» во всяком случае, на первых порах с бесспорным 20 лидером20. Следует отметить, что вхождение ФРГ в группу привилегированных партнеров США сопровождалось ее ремилитаризацией 1951-1955. Финальным аккордом подведшим международную правовую базу под этот нелегитимный с точки зрения Потсдамских соглашений процесс стала прошедшая с 28 сентября по 3 октября 1954 г.

На ней обсуждался вопрос о присоединении Западной Германии и Италии к Западному союзу и проект создания на его основе Западноевропейского союза21. В связи с решением о присоединении ФРГ к НАТО и Брюссельскому договору Бонн сделал официальное заявление о том, что он не будет применять военную силу для объединения Германии или изменения внешних границ западногерманского государства, а также станет мирным путем решать любые споры между ним и другими странами22. В свою очередь США, Великобритания и Франция подчеркнули, что рассматривают правительство ФРГ как единственное германское правительство и как представителя всего германского народа в международных делах23. Таким образом, после провала планов создания ЕОС западные державы сумели найти ему замену, оказавшуюся достаточно эффективной. После лондонских решений в этом направлении последовал вполне логичный второй шаг. Согласно проекту ЗЕС 20 Там же. В Западноевропейском союзе не было наднациональных органов а в Европейском оборонительном сообществе они являлись неотъемлемой частью всей конструкции.

Некоторые элементы наднациональности все же существовали и в ЗЕС в ряде случаев при голосовании в Совете решение принималось большинством голосов. Вместе с тем трудно спорить с утверждением, что политическое руководство стран-участниц этого интеграционного объединения сохраняло большую самостоятельность. В его рамках не предполагалось и создание европейской армии. Вместо этого предусматривался так называемый «максимальный вклад в оборону», который мог быть изменен по решению либо ЗЕС, либо Совета НАТО решение должно было приниматься единогласно. Для Великобритании этот вклад составлял 4 дивизии при этом Лондон оговаривал особые условия участия , для Франции — 14, для Западной Германии и Италии — по 12, для Бельгии, Нидерландов и Люксембурга— 524. Парижские соглашения октября 1954 г. В мае 1955 г.

Западный блок был отмобилизован и консолидирован. Настала очередь оппонентов сформировать аналогичную структуру. Итак, во второй половине 40-х— начале 50-х гг. Столкнувшись с неуступчивостью СССР по целому ряду вопросов, Запад предпочел создать геополитическую конструкцию, которая могла бы служить инструментом давления на Москву и одновременно оказывать западным державам помощь в достижении политических, экономических и военных целей. Сам по себе процесс военного объединения государств Западной Европы и США на антисоветской основе представлял собой вызов СССР, который, еще не вполне оправившись от последствий войны, вынужден был прилагать сверхусилия, чтобы дать адекватный ответ. Конечно, в сложной обстановке первых послевоенных лет, когда бывшие союзники смотрели друг на друга сквозь призму целого набора стереотипов, трудно было ожидать безоблачного развития 24 См. Поэтому ответственность за возникновение «холодной войны» ложится на всех ее участников.

Вместе с тем политика Вашингтона, ставшая катализатором западноевропейского блокового строительства, в целом ряде случаев носила откровенно провокационный характер, своей направленностью вынуждая советское политическое руководство к жесткой ответной реакции. Нужно помнить, что созданием блока НАТО бывшие партнеры СССР по антигитлеровской коалиции сделали первый шаг и инициировали переход биполярного противостояния в более активную форму. Структурное оформление западного блока сопровождалось попытками переложить ответственность за его образование на Москву. Жупел советской угрозы стал объединяющим фактором для союзников по НАТО. В связи с этим стоит отметить огромную роль Берлинского кризиса 1948 г. Будучи достаточно грубой попыткой «влезть в карман» к восточногерманскому государству, она была призвана обеспечить резкий ответ со стороны Советского Союза. Последовавшая блокада, растянувшаяся на достаточно долгий срок, предоставила США и их союзникам прекрасную возможность обвинить Кремль в агрессивном поведении и в наличии у него далеко идущих экспансионистских планов.

Таким образом решался целый ряд проблем: от сплачивания разношерстных партнеров по коалиции до создания сепаратного западногерманского государства и предотвращения нейтрализации объединенной Германии как это предусматривалось комплексом соглашений о послевоенном мирном урегулировании. Германский вопрос, ставший нервом «холодной войны», после 1948 г. В политическом же а также идеологическом плане официальный Вашингтон умело использовал его с целью реализации своих геополитических расчетов — создания проамериканского военного блока в Европе и обеспечения своего военного присутствия на континенте на неопределенно долгий срок. Впрочем, сам процесс западноевропейской военно-политической интеграции начался довольно хаотично. Конечно, англофранцузский договор, подписанный в 1947 г. Созданный на его основе в 1948 г. Лишь подписание в 1949 г.

Вашингтонского договора о создании НАТО представляло собой заявку на формирование коалиции, направленной непосредственно против Советского Союза. Она имела весьма существенное отличие по сравнению со своими предшественниками — этот альянс инкорпорировал чужеродный североамериканский элемент в геополитическое пространство Европы. Однако еще в течение нескольких лет влияние Организации Североатлантического договора было относительно невелико. Требовалось вдохнуть в нее жизнь, сделать ее дееспособным объединением государств. К сказанному можно добавить, что в этот период США решились на весьма важный с точки зрения их традиционной внешней политики шаг — полностью отказаться от свойственного их политическому руководству «изоляционизма» и резко активизировать свои действия не только в «ближнем зарубежье» Карибском бассейне , но и в далекой Европе. Конечно, с началом «холодной войны» победа «интервен-ционалистов» была предопределена поскольку широкого зарубежного вмешательства требовали государственные интересы США , и все же этот шаг дался американскому политическому истеблишменту совсем не просто. И это некоторое время сдерживало ускоренное развитие структур Североатлантического блока.

Окончательное превращение Вашингтонского договора из соглашения о формальном союзе в военно-политический альянс произошло во многом под влиянием войны в Корее. Именно она внесла серьезный вклад в «демонизацию» образа СССР и формирование представлений о нем как о враждебной Западу агрессивной державе. События 1950-1953 гг. Инициировав создание сепаратного западногерманского государства, Соединенные Штаты и поддержавшие их политику в этом вопросе хотя и с некоторыми оговорками Великобритания и Франция сделали его членом антисоветского альянса. Если учесть, что Бонн не признавал образование ГДР и в этом находил поддержку своих союзников и считал себя единственным представителем народа Германии, то следует признать, что подобная политика была открытым вызовом Москве, не принять который она не могла.

Верховное главное командованиев Европе возглавляется верховным главнокомандующим всегда -американским генералом. В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий:Североевропейском,Центральноевропейском и Южноевропейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняетПостоянный военный комитет. Вот как об этом говорит бывший госсекретарь США Г.

Киссинджер: «Я предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции воссоединения ее в единое, крепкое, централизованное государство». Однако не слова высокопоставленных политиков, а практические действия США и НАТО обусловливают первоочередную важность задачи обеспечения национальной безопасности нашей страны. В целом, угрозы национальной безопасности Россиипроявляются в сферахэкономики, социально-политической, военной, международной, научной, информационной, пограничной и экологической. С этой целью последние годы активно проводится модернизация вооруженных сил НАТО. При этом всё более очевидной становится неадекватность имеющихся сил и средств альянса реальным угрозам безопасности.

Зачем и против кого они придумали НАТО

Страна и мир - 4 апреля 2024 - Новости Москвы - Международные отношения и мировая экономика: История создания НАТО, вступление Великобритании и ФРГ в Североатлантический альянс. Объединение западных стран в НАТО, 4 апреля 1949 года, началось с якобы "угрозы", которая исходила от Советского Союза. Официальной датой создания НАТО считается 4 апреля 1949 года – именно тогда в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор.

НАТО 1900-1990

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Объединение западных стран в НАТО, 4 апреля 1949 года, началось с якобы "угрозы", которая исходила от Советского Союза. История создания НАТО Цели НАТО Расширение НАТО Какие страны входят в НАТО Структура и управление НАТО Самые известные военные операции НАТО Проекты НАТО Финансирование и бюджет НАТО Роль НАТО в мировой политике. В НАТО заявили, что не ищут конфликта с Россией. Подробнее об истории экспансии организации и её современном состоянии смотрите в нашей видеоинфографике. Текст научной работы на тему «У истоков «Холодной войны»: создание НАТО и его последствия (1947−1955)».

Клуб «Валдай»

Если за 42 года с момента создания альянса до распада СССР было всего три расширения НАТО, то за 32 года после его исчезновения НАТО расширялось ещё шесть раз. Годом позже была создана Миссия учебной подготовки НАТО для Ирака, предназначенная содействовать иракскому правительству в подготовке и укреплении собственных сил национальной безопасности. НАТО сегодня — Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше. Даже СССР в 1954 году подал заявку на вступление в НАТО, что стало довольно неожиданной новостью. К настоящему времени со дня создания в 1949 году НАТО расширялось уже семь раз. Датой создания НАТО считается 4 апреля 1949 года.

«Инструмент военной гегемонии»: как США используют НАТО для подчинения Европы

Статья 5 пакта не подразумевала ни объявление войны напавшему государству, ни использования именно своих национальных сил против агрессора. Другими словами, США были вольны сами определять, где и в какой мере содействовать своему союзнику. Последствия Если во времена холодной войны и угрозы ядерного противостояния двух сверхдержав договор казался европейским лидерам благом, то со временем он стал все больше сковывать страны в вопросах национальной безопасности. Не раз в рамках Европейского союза руководители стран обсуждали идею создания европейской армии. В 1960-е годы именитый генерал Шарль де Голль даже объявит о выходе из военных структур НАТО, однако ни одна из этих инициатив не будет реализована. Во многом европейские страны потеряли самостоятельность в определении вектора развития национальных армий. С каждым годом они все больше стали подчиняться стандартам альянса. В итоге это привело к формированию целого пласта государств — «потребителей безопасности». За выход к морям или выгодное географическое положение они получали определенные гарантии от США и НАТО, хотя с точки зрения экономики или военного дела выгоды блоку они не приносят.

После распада Советского Союза Североатлантический альянс стал расширяться, и в его структуре значительно усилилось «расслоение» по степени участия в вопросах «коллективной обороны». Как правило, их немногочисленные подразделения будут использовать для создания видимости единения государств в локальных или региональных конфликтах. Ко всему прочему, с ростом состава блока все разветвлённее становилась его структура. Страны, которые не соответствовали стандартам организации или не представляли для нее особого интереса, вовлекались через иные механизмы. Появились такие трактовки, как «ассоциированный член», «глобальный партнер», «ускоренная программа». Казалось, что с завершением холодной войны альянс окажется рудиментом прошлой эпохи. Но блок несколько видоизменил риторику, провозглашая врагом цивилизации — разумеется, прежде всего, атлантической, — то международный терроризм, то диктаторские режимы, а иногда и вовсе объявляя некоторые страны источниками мирового зла.

Среди определённых социальных групп бытует мнение о том, что военно-политический блок НАТО, это по большей части мирная организация, созданная для защиты стран запада от военных угроз. С 1991 года по 2022 год альянс вел постоянные активные боевые действия. За этот период проведено более 42-х отдельных операций в различных регионах мира. Международно-правовым основанием для операций по принуждению к миру является решение Совета Безопасности ООН. Но руководству НАТО подобные решения не требуются. Поводом для массированного бомбового удара по военному потенциалу самопровозглашенной Республики Сербской стал взрыв на центральном рынке Сараево, в котором обвинили сербов. В течение 78 дней самолеты НАТО нанесли около 2300 ракетно-бомбовых ударов по 990 объектам на территории Сербии и Черногории. По разным оценкам, в ходе военных операций погибли более 6 000 человек, в том числе, более 400 детей.

Диктатора удалось свергнуть, однако страна погрузилась в гражданскую войну и затяжной кризис, который продолжается до сих пор. Сейчас в альянс входит 30 стран. Десятая статья Североатлантического договора гласит : «Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору». Эта формулировка лежит в основе так называемой «политики открытых дверей» альянса, в рамках которой к НАТО может присоединиться любое европейское государство. Однако для этого его заявку должны одобрить все 30 стран-участниц организации. Если хотя бы одна будет против, то предложение отклонят. При этом кандидат на вступление в НАТО должен соответствовать следующим «минимальным критериям»: уважать ценности Североатлантического договора; обладать функционирующей демократической политической системой, основанной на рыночной экономике; справедливо относиться к национальным меньшинствам; быть готовым решать конфликты мирным путем; быть способным и готовым «делать военные вложения в операции НАТО»; обладать приверженностью к демократическим гражданско-военным отношениям и институтам. Они ведутся в штаб-квартире альянса в Брюсселе совместно с его экспертами и представителями страны-кандидата. Цель — проверка государства на соответствие стандартам организации. Переговоры делятся на два этапа: в первом обсуждаются политические и военные аспекты вступления, в более техническом втором — ресурсные, финансовые и юридические. Страна-кандидат также проверяется на то, сможет ли она обеспечить безопасность засекреченной информации НАТО. Итогом переговоров может стать список реформ, которые государство обязуется провести для присоединения к альянсу. Отправка писем о намерениях и сроков проведения реформ. Формальный этап, где страны-кандидаты официально представляют подтверждение того, что хотят присоединиться к альянсу и для этого готовы провести необходимые изменения. Подписание протоколов о присоединении странами-членами НАТО. Альянс готовит отдельные документы для каждой новой страны. Они должны быть подписаны всеми участниками организации. Ратификация протоколов о присоединении. Правительства стран-членов должны утвердить документы. Процедуры варьируются в зависимости от государств. Приглашение генерального секретаря присоединиться к альянсу. Глава НАТО формально предлагает государству стать участником организации. Страны-кандидаты становятся участниками НАТО в соответствии с их национальными процедурами. Взносы делятся на два типа: прямые и косвенные. Прямые взносы. Их государства-участники ежегодно вкладывают по формуле, которая основывается на ВВП. Чем этот показатель выше, тем больше страна платит. Косвенные взносы.

Правда, конгресс, ассигнуя миллиарды долларов на военную помощь членам НАТО, требовал тут же определенных компенсаций. Акт конгресса от 6 октября 1949 г. В конце 1949 и начале 1950 г. В мае 1952 г. Ратификация этого соглашения соответствующими парламентами затянулась вопреки усилиям и нажиму Вашингтона на три года. Структура и механизм принятия решений Генеральный секретарь Генеральный секретарь отвечает за управление консультациями и принятием решений в Альянсе. Он является главным представителем Альянса в отношениях между правительствами и с прессой. В управлении у Генерального секретаря находится большой бюрократический аппарат, однако NATO Handbook, откуда мы почерпнули эту информацию, ничего не сообщает о широте его исполнительной власти. Какой властью Генеральный секретарь обладает на самом деле - неизвестно, но, судя, по всему, она достаточно велика. Иначе возможность быстрой реакции Альянса на внешнюю угрозу была бы весьма сомнительна. Совет собирается не реже одного раза в неделю. Он также собирается и на более высоком уровне - с участием министров иностранных дел либо председателей правительства, однако степень авторитетности его решений от этого не меняется - решения имеют одинаковую силу независимо от того, каков его представительный уровень. Договор наделил Совет правом создавать вторичные структуры - Комитеты. Все 19 стран членов Альянса имеют право выражать свою точку зрения за столом заседаний Совета. Решения, как следует из NATO Handbook статус этого документа, кстати, весьма неясен: единственное доказательство его правдивости заключается в том, что он расположен на официальном сайте , являются выражением коллективной воли стран членов Альянса, которое достигается полным единодушием. То есть, как будто решения Альянса требуют единогласия, которое предполагает, например, право вето, однако о праве вето ничего не сказано, а формулировка выглядит несколько странной. Читаем далее Handbook, единственный источник, из которого можно узнать о механизме принятия решений: Когда должны быть приняты решения, положительное заключение достигается на основе полного общего согласия. Процедура голосования либо решение большинством голосов отсутствуют. Каждая представленная на Совете нация сохраняет полную уверенность и ответственность за свои решения. Что это значит, не вполне понятно. С одной стороны, необходимо полное единодушие, с другой они даже не голосуют, и каждая нация ответственна за свои решения. Каким образом выясняется, наличествует необходимое единодушие, либо оно отсутствует, остается загадкой. Кроме того, необходимо еще раз отметить, что неочевиден даже сам статус NATO Handbook в приведенных выше мною документах, в которых детально расписана даже процедура «выдачи водительских удостоверений сотрудникам НАТО» в Европе и Америке, про механизм принятия решений ничего не сказано. Скорее всего, речь идет о некоей туманной процедуре взаимного согласования интересов, не более того. В этом же "документе" сообщается, что Альянс достаточно гибок в отношениях с самим собой - все устроено таким образом, чтобы решения можно было принимать быстро для достижения максимального эффекта. Очевидно, что все вышеописанное - вся туманность процедуры принятия решений напрямую связана с основными задачами НАТО - оборонительными.

Сообщить об опечатке

  • НАТО: что это, расшифровка, страны, расширение - Российская газета
  • НАТО: что это, состав, цели, кто, когда и для чего создал альянс?
  • История создания НАТО. ОТАН Северо-атлантический договор
  • НАТО 1900-1990

Смотри также

  • 75 лет. И нам это НАТО? Большая история. Выпуск от 07.04.2024
  • НАТО | это... Что такое НАТО?
  • Захарова: НАТО за счёт учений пытается втянуть Россию в гонку вооружений
  • От борьбы с СССР до разжигания войн. Семьдесят четыре года со дня основания НАТО
  • Как фашисты создали НАТО

Тема 3.2. Нато - военно-политическая организация Североатлантического договора.

История создания НАТО. Вначале НАТО создавалось как союз между Францией, Великобританией, Нидерландами, Бельгией и Люксембургом. Международные отношения и мировая экономика: История создания НАТО, вступление Великобритании и ФРГ в Североатлантический альянс. Международные отношения и мировая экономика: История создания НАТО, вступление Великобритании и ФРГ в Североатлантический альянс.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий