«Демон летящий» — незаконченная картина русского художника Михаила Врубеля. 17 марта исполнится 160 лет со дня рождения Михаила Александровича Врубеля, одного из главных русских художников начала XX века.
«Демон сидящий» - разбор гениальной работы Михаила Александровича Врубеля
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец, Александр Михайлович (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). В фондах Приморской государственной картинной галереи среди множества шедевров живописи и графики хранится рисунок «Демон летящий» знаменитого русского художника Михаила Александровича Врубеля. И тут Михаил Александрович проявил свой необыкновенный дар графической черты и формы»,— восторгался мемуарист. Летящий Демон Михаил Александрович Врубель 1899. У этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья. Итак, вашему вниманию, Михаил Александрович Врубель «Демон Сидящий». Михаил Александрович Врубель1890.
Михаил Александрович Врубель
Биография художника Михаила Александровича Врубеля: личная жизнь, болезнь сына, книги о знаменитости. В большинстве биографий Михаила Александровича Врубеля пишут, что рассудок художника не выдержал переживаний из-за болезни Саввочки. В 1899 году Врубель бросает, не закончив, «Демона летящего». В 1896 году Михаил Александрович Врубель женится – первый и единственный раз в жизни. ручная работа, handmade. Одной из самых противоречивых картин за всю историю русской живописи является «Демон» Врубеля.
Демоны Михаила Врубеля
Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. Михаил Александрович Врубель. Демон летящий. Биография художника Михаила Александровича Врубеля: личная жизнь, болезнь сына, книги о знаменитости. Михаил Врубель» Живопись, картины, фото художника» Летящий Демон.
Четыре демона Михаила Врубеля
Полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий» приобрёл московский фабрикант В.О. Гиршман. Творчество Михаила Александровича Врубеля воспринималось современниками как одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Картина «Демон поверженный» была создана Михаилом Александровичем Врубелем в 1901-1902 годах.
Картины демонов Михаила Врубеля
Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. В истории русского искусства конца XIX — начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856−1910) занимает уникальное место. На выставку-блокбастер Михаила Врубеля впервые за 60 лет в Петербург прибыли работы художника из Третьяковской галереи. «Демон поверженный» — картина кисти Михаила Александровича Врубеля (Mikhail Aleksandrovich Vrubel) — последний шедевр из «демонической» серии художника.
Печали и демоны Михаила Врубеля
Заказчик поражался академической манере художника, однако, чем больше Врубель занимался росписью, тем больше он приходил к выводу, что его не совсем устраивает традиционная подача линий и цвета, которую он использовал. Он попытался использовать для передачи формы и цвета дробный стиль, при котором изображение словно распадалось на несколько фрагментов, а также попробовал отобразить в рисунках мятежного демона, прообразом которого стал библейский Люцифер. Однако все эти попытки реализоваться нашли отторжение публики. Положение усугубилось тем, что к творческому кризису добавился кризис душевный: Врубель безответно влюбился и решил вернуться в Петербург. Врубель взялся оформлять панно к Всероссийской нижегородской выставке, где он начал рисовать иллюстрацию к былине «Микула Селянинович», но его фантасмагоричный стиль, полный необычных перепадов цветов, категорически не понравился государственным критикам. Несмотря на неприятие общества, Врубель продолжал творить.
Полотном его жизни стал «Демон» — художник всё-таки смог воплотить свою мечту и изобразить тёмного ангела в качестве иллюстрации к переизданию собрания сочинений Лермонтова.
Однако в некоторых вариантах есть черты неврастеничности, чуждые герою поэмы. Несомненно, созвучен лермонтовскому образ Тамары: радость жизни, отчаяние, непобедимая страсть, покой смерти — все эти противоречивые состояния прекрасно выражены художником. Работая над иллюстрациями в основном черной акварелью, скупо вводя белила, тушь, сепию, Врубель добивается удивительной живописности; богатство оттенков создает впечатление многоцветности. Иллюстрации М. Врубеля к «Демону» по их философской глубине и новаторству техники не имеют аналогий среди иллюстраций, создававшихся его предшественниками, современниками и художниками более позднего времени. Летящий Демон.
Врубель выполнил сюиту из трех иллюстраций все воспроизведены во втором томе Кушнерева : «Старик-чеченец» черная акварель , «Прощание Зары с Измаил-Беем» черная акварель, белила, сепия , «Труп Измаил-Бея» черная акварель. В центре этой сюиты — сцена прощания, трагизм разлуки. С этим настроением гармонирует суровость горного пейзажа. Художником была задумана иллюстрация и к поэме «Беглец» — «Гарун бежал быстрее лани» местонахождение оригинала неизвестно; не воспроизводилась. Прощание Зары с Измаил-Беем. Старик-чеченец К «Герою нашего времени» М. Врубель выполнил 4 иллюстрации вошли во второй том Кушнерева : к «Бэле» — «Казбич и Азамат» два варианта: первый — черная акварель, белила; второй — черная акварель , к «Княжне Мери» — «Печорин» черная акварель , существовал также более ранний вариант черная акварель , «Княжна Мери и Грушницкий у источника» черная акварель, белила , «Дуэль Печорина с Грушницким» черная акварель, белила.
Казбич и Азамат. Княжна Мэри и Грушницкий. Построенная как мизансцена сложного драматургического произведения расстановка фигур, позы, жесты , она помогает понять смысл трагического финала. В образе Печорина Врубель раскрывает контрастные черты: мужественность и гордость, одиночество и слабость, жестокость и постоянная рефлексия. Дуэль между Печориным и Грушницким. Редактору П. Кончаловскому при поддержке немногих художников прежде всего К.
Коровина, Л. Пастернака и В. Серова с трудом удалось добиться включения врубелевских иллюстраций в издание Кушнерева. К 1894 году относится полихромная скульптура Врубеля «Голова Демона» — экспонировалась в 1898 году на «Выставке русско-финляндских художников» в Петербурге. В 90-е гг. Раскрашенный гипс.
Поленов, В. Васнецов и В.
Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема. Белый ирис. Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника: «... Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком...
И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. Богоматерь с младенцем. Демон четвертый. Неразделенная любовь Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «... Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».
Демон пятый.
После того как врачи сделали все возможное для облегчения его состояния и художника выписали, он несколько месяцев совершенно не мог работать, плакал и убеждал всех в своей никчемности. Автопортрет художника, 1904 год Новым ударом для творца стала смерть сына Саввы в 1903 году. Потеря снова привела художника в больницу. В этот раз его регулярно посещали мысли о суициде; по некоторым источникам, он предпринимал попытки свести счеты с жизнью. Летом его отвезли в Рижскую психиатрическую больницу, где доктор Т. Тилинг диагностировал у художника биполярное расстройство. После Риги Михаил Александрович возвращается в Университетскую психбольницу, где ему становится лучше до начала 1904 года. С 1904 по 1905 год художник лечится в частной клинике Ф.
Там Врубель снова начинает рисовать. Сначала наброски карандашом, портреты, после — полноценные картины, такие как «Жемчужина». Работа интересна тем, что написана художником в стабильном состоянии, но ярко выделяет особенность его таланта видеть в реальных, обычных вещах что-то фантастическое, за гранью стандартного мышления. Кроме интереса к высшим существам, возвращается и тема пророка, которой он вдохновился у Пушкина и в духовных исканиях. В это же время он утверждает, что сам приобрел образ «злого духа» и демон исказил его работы. Казалось бы, такое обстоятельство должно было навести смуту в душе человека, зарабатывающего на жизнь живописью. Однако Михаил Александрович стал кроток и покорен, его душевное состояние начало налаживаться, но появились новые странности. Вначале он оказался от мяса, а после и вовсе перестал есть в надежде на «прозрение». В таком состоянии Врубель написал свою последнюю картину — портрет Валерия Брюсова.
Увидев Михаила Александровича, поэт сначала ужаснулся его внешнему виду, но когда тот принялся за дело, признал во Врубеле гения. Портрет Валерия Брюсова, 1906 год В 1906 году художник стал слышать голоса исторических личностей, а последние годы своей жизни Врубель провел в разных психиатрических клиниках. Всемирное признание пришло к Врубелю уже после его смерти.
Русский музей и Третьяковка выпустили демонов. Что смотреть на выставке Врубеля
Не возвращался, чтобы однажды вернуться - и остаться с ней навсегда. В последние годы жизни тема Демона стала центральной в жизни Врубеля. Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины на эту тему - Демон сидящий, Демон летящий и Демон поверженный. Последнюю из них он продолжал "улучшать" даже тогда, когда она уже была выставлена в галерее, тем самым изумляя и пугая публику. К этому времени относится ухудшение физического и психического состояния художника, что только подлило масла в огонь и укрепило уже возникшую легенду о мастере, продавшем душу дьяволу. Но, как говорил сам Врубель, Демона не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как "черт" по-гречески значит просто "рогатый", дьявол - "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе".
Михаил Врубель.
Описание картины «Демон поверженный» Композиция картины построена вокруг центральной фигуры поверженного Демона. Его обнаженное тело лежит на собственных перьях. Крылья Демона, некогда величественные, теперь бессильно распластались под ним.
Фоном для этой фигуры служат закатные горы, выдержанные в холодных бело-голубых тонах. На их фоне выделяется «трупная» бледно-голубая кожа Демона. Единственным теплым пятном картины остается алый закат неба. Врубель писал эту картину в своей фирменной «кристаллической» манере.
Мазки четкие, рубленые, они создают эффект витража. Благодаря этому образ Демона обретает особую выразительность. Сам Демон, несмотря на поверженное состояние, сохраняет взгляд полный гнева и протеста. Его поза - защитная, он все еще сжимает незримое оружие.
Художник запечатлел последний момент борьбы Демона перед окончательным падением. На днях обедали делегаты Венского Сецессиона, очень милые венские художники, они в восторге от Миши и все хотят забрать на выставку; к сожалению, с «Демоном» он не поспеет на эту выставку. Так писала в 1901 году жена художника Н. Забела о растущей славе мужа и его работе над «Демоном».
Премьера полотна действительно произвела фурор. Трактовки образа Демона в картине Врубеля Образ Демона в картине Врубеля допускает различные трактовки: Демон как символ упадка человеческой морали. Демон как отражение внутреннего мира самого Врубеля. Демон как олицетворение темных демонических сил.
Демон как символ творческого кризиса художника. Скорее всего, Врубель вкладывал в этот образ сразу несколько смыслов. Демон - универсальный символ человеческих страстей, внутренней борьбы и страданий. Именно многозначность образа Демона и обеспечивает бессмертие этого шедевра.
Врубель вернулся к теме Демона через восемь лет после работы над иллюстрациями к поэме М. Лермонтова « Демон » 1891 [2]. Деталь картины «Демон летящий».
Кончаловскому при поддержке немногих художников прежде всего К. Коровина, Л.
Пастернака и В. Серова с трудом удалось добиться включения врубелевских иллюстраций в издание Кушнерева. К 1894 году относится полихромная скульптура Врубеля «Голова Демона» — экспонировалась в 1898 году на «Выставке русско-финляндских художников» в Петербурге. В 90-е гг. Раскрашенный гипс.
Государственный Русский музей С конца 1899 и в 1900 годах Врубель работает над большим полотном «Демон летящий» масло. Это последний «лермонтовский» Демон Врубеля — отверженный, бесцельно век за веком блуждающий в пустыне мира. Картина в целом не была закончена; завершена, видимо, только голова. В 1901 — 1902 годах художник создает монументальное полотно «Демон поверженный» масло , для которого он выполняется ряд предварительных эскизов. Поиски продолжались и на завершенном полотне: много раз менялось лицо Демона.
В последнем варианте Демон — воплощение страдания, ненависти, отчаяния и гордыни. Лермонтова нет поверженного Демона: побежденный, познавший тщетность безумных мечтаний, он у него по-прежнему могуч... Демон поверженный. И это произведение художника не было понято публикой. В прессе появились враждебные отзывы.
Положительный отзыв принадлежал М. Высокая оценка картины была дана и Ал. Через всю жизнь пронес художник и другой лермонтовский образ — Пророка. Вновь вернувшись к нему в 1904 году, он создает станковое произведение, поражающее глубиной и силой уголь, карандаш, белила, акварель; второй вариант — уголь, карандаш, белила. Именно этот трагический образ Пророка, уже познавшего горечь отвержения, наиболее автобиографичен в творчестве Врубеля.
Не случайно он имеет сходство с автопортретом, написанным также в 1904 году итальянский карандаш, уголь, мел; другой вариант — уголь, сангина. Голова Пророка. Бумага на картоне, уголь, графитный карандаш, акварель. Государственная Третьяковская галерея Произведения Врубеля на лермонтовские темы воспроизводятся в изданиях сочинений поэта, монографиях о художнике, альбомах.
Другие новости
- Тема демона в творчестве живописца
- Печальный демон
- Во Владивосток вернулся «Демон летящий» Михаила Врубеля.
- Шедевр Врубеля нашелся спустя полвека
- Врубель М.А. Летящий демон. 1899
Войти на сайт
С 1904 по 1905 год художник лечится в частной клинике Ф. Там Врубель снова начинает рисовать. Сначала наброски карандашом, портреты, после — полноценные картины, такие как «Жемчужина». Работа интересна тем, что написана художником в стабильном состоянии, но ярко выделяет особенность его таланта видеть в реальных, обычных вещах что-то фантастическое, за гранью стандартного мышления.
Кроме интереса к высшим существам, возвращается и тема пророка, которой он вдохновился у Пушкина и в духовных исканиях. В это же время он утверждает, что сам приобрел образ «злого духа» и демон исказил его работы. Казалось бы, такое обстоятельство должно было навести смуту в душе человека, зарабатывающего на жизнь живописью.
Однако Михаил Александрович стал кроток и покорен, его душевное состояние начало налаживаться, но появились новые странности. Вначале он оказался от мяса, а после и вовсе перестал есть в надежде на «прозрение». В таком состоянии Врубель написал свою последнюю картину — портрет Валерия Брюсова.
Увидев Михаила Александровича, поэт сначала ужаснулся его внешнему виду, но когда тот принялся за дело, признал во Врубеле гения. Портрет Валерия Брюсова, 1906 год В 1906 году художник стал слышать голоса исторических личностей, а последние годы своей жизни Врубель провел в разных психиатрических клиниках. Всемирное признание пришло к Врубелю уже после его смерти.
Подобная трагическая судьба — не единичный случай в мире искусства. История Михаила Александровича и его картин необычна тем, что при наличии серьезных болезней он смог сохранить свое мастерство. Это по сей день удивляет искусствоведов, психологов и психиатров.
Несмотря на внутренних демонов и несчастья, с которыми художник боролся всю свою жизнь, Врубель оставил значимый след в искусстве и доказал, что настоящий талант может существовать в любых условиях. А его картины — яркое тому подтверждение. Иллюстрация к «Демону» Лермонтова.
Рисунок исчез! Его следы обнаружились в папке «Акты о пропажах картин», которая в 1966-м была передана картинной галерее вместе с архивными документами. Как раз там хранился и акт о краже рисунка Михаила Врубеля от 4 января 1945 года за подписями сотрудников краеведческого музея имени В. Арсеньева: заведующей фондами М.
Бирюстиковой, ученого-секретаря З. Мясниковой и дежурного по художественному отделу В. Как рассказала «В» Ирина Ажимова директор Приморской картинной галереи с 2004-го по 2013 год , когда сотрудники галереи углубились в чтение актов о пропажах картин, они пришли в ужас. Оказалось, что музейные экспонаты в течение длительного времени утекали из музея буквально рекой. Так, согласно «Списку отсутствующих картин», составленному, надо заметить, очень небрежно, с 1 марта 1930 года по 19 октября 1945-го из экспозиции музея имени В.
Арсеньева бесследно исчезли 22 художественные ценности! Сегодня невозможно установить, когда и при каких обстоятельствах пропал «Демон». Давно это было. Воры либо разбили окно, либо взломали дверь. Такие криминальные подробности в акте о краже не фигурировали.
Хотя должны были быть в обязательном порядке. В этой же папке находились акты о кражах, совершенных до 1945 года. То есть в то время, когда Страна Советов воевала с немецкими фашистами, на периферии лиходеи чистили закрома учреждений культуры.
Описания в буклете сгруппированы по этой внехронологической логике однако же среди экспонатов выставки есть панно "Врубель. Линия жизни", где с периодами совмещены репродукции основных полотен, написанных в эти сроки. Буклет утверждает, что мое восприятие планировки выставки как сот слишком приземленное. Её пространство "призвано организовать восприятие самой формы врубелевских произведений и обозначить сквозные мотивы, которые являются ориентирами в мире его фантазий", - пояснили составители. Что, впрочем, не отменяет соотношения целого и его частей.
Сквозных мотивов, доступных глазу не искусствоведа, а обывателя, можно насчитать несколько. По мне, настойчивее всего проявляется приверженность Врубеля одним и тем же лицам. О Надежде Забеле-Врубель, жене и музе, уже говорилось. Это она изображена в белоснежном оперении Царевны-Лебедя, в серебристом одеянии Снегурочки, в рыжих кудрях и зеленых водорослях Волховы, дочери морского царя из оперы "Садко" , в величественном образе "Шестикрылого Серафима" на темно-синем фоне "мировой души" и даже в корсаже девочки Гретель из сказки "Гензель и Гретель". С 1899 года Михаил Врубель был главным художником Товарищества артистов Русской частной оперы, а в целом нарисовал для этой театральной компании декорации более чем к десяти спектаклям. Оперу "Гензель и Гретель" написал для сцены на основе немецкой народной сказки композитор Энгельберт Xумпердинк. Заблудившихся брата и сестру в русской версии оперы изображали актрисы Татьяна Любатович и Надежда Забела. На репетиции постановки Врубель и познакомился с женщиной, которую впоследствии рисовал всю жизнь.
А также ваял ее голову из глины в стиле майолики разновидности керамики, расписанной двумя слоями глазури, отчего произведения этого рода искусства выглядят особенно ярко и нарядно. Ее лицом обладает и одна из монашек, вовлекающих Роберта в экспрессивный танец. Скульптура Врубеля по мотивам оперы Джакомо Мейербера "Роберт Дьявол" называется "Роберт и монахини", выполнена в 1896 году. Это воспроизведение пляски призраков — ведь, по сюжету оперы, Роберт продал душу дьяволу, чтобы стать могучим и непобедимым в земной жизни, и его душу чуть было не утащили в преисподнюю силы ада, однако все кончилось хорошо, божественное начало одолело сатанинские козни. Лицо Роберта, танцующего с призраками, - один из множества автопортретов Врубеля. Помимо героинь сказок, опер и фантазий, Врубель писал жену и "просто" как Надежду Забелу — земную женщину, усталую, растянувшуюся на диване после концерта, сидящую, полулежащую, спящую, с закрытыми глазами и отрешенным лицом, или на фоне природы. Портреты Надежды Забелы. Впрочем, он почти не мог писать ничего обыденного и естественного.
Обыкновенные пейзажи практически никогда не давались Михаилу Александровичу. Знамениты две его картины под одним и тем же названием "Сирень" и в принципе с одинаковым сюжетом — дама среди цветущих кустов. На деле же Надежда Ивановна в обоих случаях выглядит эльфом или призраком. Такой эффект создают ее бледное лицо и невероятные глаза, проступающие из лиловой круговерти, словно сама душа сиреневого куста с мольбой глядит на людей. Огромное полотно "Утро", написанное на отдыхе в Черниговской губернии, вообще не пейзаж с натуры, а сказочное повествование: то ли шабаш, то ли ожившие растения излишне повторять, что у одного из персонажей лицо Забелы … Искусствоведы полагают, что Врубель отобразил встречу Земли и Воды, выраженных в аллегорических женских фигурах. Иными словами, то было пиршество фантазии художника. Потому с картиной "Утро" и связана огорчительная история: оно было написано по заказу, но заказчики, увидев этот символизм, отказались его выкупать. Может быть, и к лучшему — полотно стало подлинно народным достоянием, а не шедевром частной коллекции.
И, к слову, о пейзажах в творчестве Врубеля. Еще более мощный символизм вложен в картину "Хождение Иисуса Христа по водам". От привычных нам маринистических пейзажей, да и от вариаций на библейские и евангельские темы, где Христос и апостолы все-таки антропоморфны, это полотно радикально отличается. Бурное море с лодчонкой на переднем плане "прорастает" огромной полупрозрачной и словно бы светящейся фигурой Господа на горизонте. Пояснение к картине гласит: в 1889 году художники Коровин и Серов получили заказ на роспись костромской церкви Косьмы и Дамиана, в том числе им заказали фреску о хождении Христа по водам. Живописцы разделили обязанности: фигуру Христа писал Серов, пейзаж — Коровин. Врубель понаблюдал за работой товарищей и написал собственный акварельный эскиз. Коллеги признали, что Врубель их победил.
Кажется, эскиз не превратился во фреску — но эту выставку точно украсил. А обыкновенные пейзажи, причем в карандаше, вошли в творчество Михаила Александровича в самые поздние годы его жизни, в пору активного лечения в различных частных клиниках. Из окошка одной из них Врубель наблюдал зиму — и тут же не потерявшей твёрдость рукой зарисовывал кустарник в снегу, деревья у забора, ворон на обледенелых ветках… "Дерево у забора".
Wikimedia Commons После сидящего Демона художник возьмётся ещё за летящего и поверженного. И если первый показан сильным, с мощными крыльями, то последний — уже с пустыми, остекленевшими глазами, а оперение обращено в декоративные павлиньи перья. Во время создания триптиха Врубель был особенно раздражителен. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку», — писала его жена Надежда Забела своей сестре. Кончилось тем, что художника в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным , то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело.
Врубеля обследовал психиатр В. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы. Wikimedia Commons Как же пришёл он к этому? Михаил Врубель рос вполне обычным ребёнком. В гимназии больше всего его занимало естествознание. Рисовал он скорее для общего развития. Постепенно, однако, живопись увлекала Мишу всё больше. После гимназии было решено ехать в Петербург и поступать на юридический. В столице его закрутила богемная жизнь.