Новости майя плисецкая биография личная жизнь

Мемуары «Я, Майя Плисецкая», «Читая жизнь свою» и «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки» выпустились небольшими тиражами, однако снискали большую популярность среди поклонников ее творчества. Биография Майи Плисецкой, личная жизнь, фото, рост, возраст, балет, муж и дети, Родион Щедрин, причина смерти и последние новости о балерине. 2 мая на 90-м году жизни скончалась Майя Плисецкая. По материалам мемуаров Майи Плисецкой «Я, Майя Плисецкая», книги Азария Плисецкого «Жизнь в балете. Привычную жизнь семьи Плисецких перевернул 1937-й: репрессии лишили Майю семьи.

Майя Плисецкая: муж и дети. Личная жизнь балерины

Биография Майи Плисецкой, личная жизнь, фото, рост, возраст, балет, муж и дети, Родион Щедрин, причина смерти и последние новости о балерине на Творчеству Плисецкой посвящены книга "Майя Плисецкая" Натальи Рославлевой, многочисленные фотоальбомы с тем же названием. Майя Плисецкая ловит рыбу на берегу Москвы-реки, 1956 г. Фото: РИА Новости/ Евгений Умнов. Майя Плисецкая – легендарная балерина, которая прожила очень интересную и яркую жизнь. Звезда умерла в возрасте 89 лет в Мюнхене.

Майя Плисецкая - биография, фото, балет, личная жизнь балерины

2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни Майя Плисецкая скончалась от обширного инфаркта миокарда. Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда. Майя Плисецкая еврейка история жизни Майя Плисецкая родилась в большой еврейской семье. Вся биография Майи Плисецкой тесно связана с балетом, как, впрочем, и личная жизнь: эта женщина просто не мыслила себя без сцены и искусства. Рассказываем о самых значимых ролях Майи Плисецкой, как появились «Умирающий лебедь» и «Кармен», и интересных фактах биографии балерины. Майя Михайловна Плисецкая — чем известна, биография, творческие достижения и награды — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.

Майя Плисецкая: биография великой балерины

К счастью, удача улыбнулась будущей балерине: в столицу она добралась целой и невредимой. Там она с особым рвением возобновила занятия. В 1943 году Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра, в котором служила более 45 лет, вплоть до 1990 года. Хотя дядя Плисецкой руководил театром, главных ролей он ей не давал, считая, что продвигать племянницу по карьерной лестнице неприлично.

Зарплата у Плисецкой была минимальная. Когда Майя впервые увидела свою фамилию напротив небольшой роли одной из 8 нимф в опере «Иван Сусанин», она была возмущена. Каждый прыжок сопровождался крещендо аплодисментов.

Я и сама не предполагала, что этот маленький трюк придется так по душе зрительному залу», — вспоминала в мемуарах Майя Михайловна. Именно на этом спектакле Плисецкую впервые заметила знаменитый педагог Агриппина Яковлевна Ваганова , работа с которой перевернула все представления балерины о технике и законах танца. Вскоре Плисецкой стали давать сольные роли.

Балерина блистательно исполняла главные партии в таких спектаклях, как «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Конек-горбунок», «Шурале», «Спящая красавица», «Дон Кихот». Балерина много гастролировала по стране, но лишь в 1953 году ее вместе с другими артистами Большого театра отправили в 2-месячную поездку в Индию. Однажды, когда большая часть труппы отправилась в Лондон, а Плисецкая осталась в Москве, она решила поставить «Лебединое озеро», в котором впервые выступила балетмейстером и хореографом одновременно.

Извержение Везувия», — вспоминала потом Плисецкая. В 1960 году Майя Михайловна стала прима-балериной Большого театра. Чтобы пуанты сидели крепче, перед каждым классом и выходом на сцену балерина заливала в пятки балетных туфель теплую воду.

Майя Плисецкая выходила замуж дважды. Первый брак с солистом балета Марисом Лиепой продлился всего 3 месяца. В 1958 году Майя Плисецкая вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.

Супруги прожили вместе 57 лет. Впервые Щедрин и Плисецкая встретились в 1955 году на вечеринке у Лили Брик. Только спустя 3 года между ними вспыхнул головокружительный роман длиной в жизнь.

У Майи Михайловны было крайне занятное и необычное хобби: она коллекционировала курьезные фамилии.

Звезда признавалась, что именно из-за супруга она так долго не уходила со сцены. Ведь композитор писал музыку для тех постановок, в которых принимала участие Плисецкая. Юные годы Майя появилась на свет в Москве. Позднее ее отца перевели на новое место работы в Шпицберген. Но в конце тридцатых годов в жизни семьи наступили серьезные перемены.

Отца в 1938 году арестовали и расстреляли, маму вместе с младшим братиком отправили в лагерь. Майе повезло немного больше, поскольку ее удочерила тетя Суламифь Мессерер. Именно она повлиляла на дальнейшую судьбу девочки.

А у Майи там как раз были гастроли. Был траурный митинг, ему посвященный, на котором она единственный раз в жизни без всяких аплодисментов танцевала «Умирающего лебедя». На скрипке аккомпанировал знаменитый Исаак Стерн — он входит в пятерку самых знаменитых скрипачей мира.

Потом был такой суперпопулярный тогда актер Уоррен Битти, голливудская звезда, играл в фильме «Бонни и Клайд». Он за ней ездил просто по всей Америке. Когда Майе присуждали Ленинскую премию, два известных тогда деятеля культуры были против нее категорически, но Екатерина Алексеевна сумела сделать так, чтобы возобладало противоположное мнение. Вообще они очень дружили, даже встречали вместе Новый год. Более того, Екатерина Алексеевна нас, всех ее поклонников, знала в лицо. У меня была такая смешная история.

В 63-м году нас, студентов, отправили на картошку, в колхоз. И мне в этот колхоз приходит телеграмма от девочек наших, поклонниц Плисецкой, что 4 сентября открывается сезон во Дворце съездов и Майя танцует «Вальпургиеву ночь» после очень долгого перерыва. Это, конечно, я не мог пропустить! Девчонки мне оставили пропуск, и я, как был, в телогрейке, в сапогах, примчался. Дворец съездов забит. Ищу себе место, не могу найти, и вдруг кто-то меня сзади за телогрейку дергает.

Поворачиваюсь — Екатерина Алексеевна! У меня место свободное! Фирюбина муж Фурцевой. И я плюхнулся с ней. И когда Майя вышла, мы с ней как ударили в ладоши — и весь зал за нами. Вот какие отношения были с Екатериной Алексеевной.

Поэтому, когда Майя в своей книге о ней написала не очень хорошо, мне это было неприятно. Она тяжело шла к своему успеху. Нелегко ей было, но… она пришла. И очень много лет была настоящей хозяйкой театра. И от этого театра и от этой страны она получила все. Все регалии, все премии.

Она жаловалась, что она не могла танцевать что хотела? Она не одна была в таком положении. Лемешева вообще никуда не выпускали. А он был великий певец, а его никто за границей не знал. Когда сюда первый раз приехала труппа Ла Скала в 64-м, и в день, когда был перерыв между гастрольными спектаклями, вдруг поставили «Онегина» и Лемешева на партию Ленского. А он к тому времени много лет уже не пел, ему было за 60.

Я стоял в первой ложе бельэтажа, и когда кончилась сцена дуэли, я открыл свой большой фибровый чемодан и стал доставать гвоздики и кидать их на сцену. Но чисто интуитивно чувствую, на меня кто-то смотрит из ложи. Я поворачиваюсь и вижу — там сидит Леонтина Прайс с Караяном. Она на меня смотрит, улыбается, и все лицо залито слезами. А я цветы мечу. И Караян пошел за кулисы и пригласил Лемешева петь Ленского на Зальцбургский фестиваль.

А Сергей Яковлевич был такой тонкий человек, сказал ему: «Спасибо большое, но уже поздно». Они, кстати, с Майей в соседних подъездах жили. И он к ней очень хорошо относился. И она к нему с большой нежностью. Игорь Пальчицкий с Марией Каллас. Я после института приходил к ней на Горького, и мы на 9-часовой сеанс ходили в сад «Эрмитаж», в кино.

Майя, странная такая вещь, безумно любила смотреть на красивых женщин: умирала от Софи Лорен и особенно от Сары Монтьель — была такая испанская артистка. Знаменитый фильм «Королева Шантеклера» мы с ней раз десять смотрели. Помню, она тогда приехала с гастролей, и у нее была шуба, мех длинный, белый, с черными то ли пятнами, то ли полосками.

Для зрителей Большого театра сначала эти постановки были слишком непривычными, и её называли «предательницей классического балета». Выступала в стиле фламенко в «Астурии» и «Марии Стюарт». Став балетмейстером, ставила балеты «Анна Каренина», «Чайка» и другие, исполняя в них в главные партии. С 1980 сотрудничала с зарубежными мастерами, работая художественным руководителем сначала в Римском театре оперы и балета , а затем — в Испанском национальном балете. Артисты балета уходят со сцены до 40 лет, но Майя Плисецкая танцевала и в преклонные годы. В честь своего 70-летия она выступила в номере «Аве Майя», написанном французским балетмейстером Морисом Бежаром.

Её отец Михаил Эммануилович, еврей по происхождению, занимался кинопроизводством, а затем служил дипломатом. Мать Рахиль Мессерер-Плисецкая, имевшая белорусские и литовские корни, работала актрисой немого кино. Кроме Майи в семье росли её младшие братья Александр и Азарий. В 1937 году, когда Майе было 12 лет, её отца арестовали по подозрению в шпионаже, а через полгода расстреляли. Вслед за этим в марте 1938-го мать с маленьким Азарием отправили в лагерь жён изменников Родины в Казахстан. Майю и Александра должны были отправить в детский дом, но от этой участи их спасли родные брат и сестра их матери Суламифь и Асаф: женщина удочерила девочку, а мальчик остался с мужчиной. Тётя и дядя были признанными знаменитостями русского балета того времени, благодаря чему саму Майю и её братьев, впоследствии тоже посвятивших себя балету, относят к артистической династии Плисецких-Мессерер. Именно Суламифь впервые привела девочку на свой спектакль, затем отвела в балетный класс. Майе тогда было 7 лет, и поэтому её не хотели принимать — набор осуществлялся только с 8 лет, но тётя сумела убедить комиссию.

Проведя в ссылке 3 года, мать Майи вернулась и вместе с семьёй была эвакуирована в Свердловск. Там девочка впервые выступила на сцене в спектакле «Лебединое озеро», поставленном её тётей. Суламифь изменила партию Майи «Умирающий лебедь», написанную хореографом Михаилом Фокиным, чтобы та могла продемонстрировать свою выразительную пластику и чёткость движений: девушка выходила спиной к залу. В 1942 году они возвратились в столицу. В 1943 г. Но сначала выступала лишь в кордебалете. По воспоминаниям балерины, главные партии ей начали давать после постановки «Шопениана», где она придумала интересный ход, который с восторгом приняла публика, — на пике прыжка на мгновение «застыть» в воздухе. Тогда многие зрители впервые узнали её имя. Девушке стали давать сольные роли.

В 1949 году балерина выступила перед Иосифом Сталиным на кремлевском концерте в честь его Дня рождения. Начала гастроли по СССР и за рубежом, но в какой-то момент её перестали выпускать заграницу. Предположительно, из-за общения с иностранными политиками. Но всё изменило «Лебединое озеро», поставленное ею в 1958 году. В 1960 году балерина стала примой Большого театра. В этот период Майя становится известной как хореограф-постановщик и балетмейстер, хотя сама она не считала, что подходит для этой работы. Главным балетмейстером в то время был Юрий Григорович, и с годами их начали противопоставлять друг другу. В 1990 он уволил Плисецкую, что вызвало широкий резонанс. Последние годы знаменитая балерина жила в Мюнхене, где ею были написаны мемуары «Майя Плисецкая», «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах», «Читая жизнь свою…».

Майя Плисецкая. Балет «Лебединое озеро» Мировая звезда После хрущевской оттепели и реабилитации ее отца с Майи наконец-то сняли официально все обвинения, и только тогда мир смог насладиться танцем великой балерины. Она начала активно гастролировать и прославила на весь мир школу советского балета. Великой исполнительнице аплодировали лучшие театры Европы, а стиль ее танца стал каноном балетного искусства. С 1972 года она начала самостоятельно ставить спектакли и тесном сотрудничестве со вторым мужем, композитором Родионом Щедриным. Естественно, все главные партии она оставляла себе. Так родились ставшие классикой «Чайка», «Дама с собачкой» и «Анна Каренина». К танцующим у нее балеринам Плисецкая предъявляла очень высокие требования, повторяя, что музыку надо чувствовать всем телом, а не просто двигаться под нее. Благодаря этому поставленные ею спектакли просто завораживали зрителя.

Начиная с 1983 года она активно сотрудничает с лучшими европейскими театрами: ставит спектакли в Риме и Мадриде, одновременно представляя там свои постановки. А ее знаменитый «Умирающий лебедь», исполненный под голосовой аккомпанемент оперной звезды Монсерат Кабалье, покорил всю Европу. Свой последний спектакль в статусе примы Большого Майя Плисецкая дала в 1990, станцевав «Даму с собачкой». На тот момент великой балерине уже исполнилось 65, тем не менее каждое ее движение было таким же выверенным и грациозным как в юности. Причиной ухода стал не столько возраст, сколько вновь обострившиеся противоречия с руководством. Тем не менее, Плисецкая продолжает выходить на сцену и начинает активно заниматься преподаванием: проводит мастер-классы, преподает в балетном. Свой 70-й день рождения она тоже отметила на сцене, танцуя созданный для нее моноспектакль «Аве Майя». А с 1994 года является основательницей международного конкурса для юный балетных дарований «Майя». Также она ведет активную общественную деятельность.

Она является обладательницей огромного количества престижных советских и международных наград и народной артисткой СССР, доктором Сорбонского университета и почетным гражданином Испании. К 90-й годовщине великой балерине был водружен памятник в московском сквере ее имени. Личная жизнь Естественно, имевшая с юных лет множество поклонников девушка не раз была в романтических отношениях. Но, полностью погруженная в мир балета, именно там она выбирала мужчин. Среди ее партнеров были известные и не очень танцовщики.

Майя Плисецкая: причина смерти. Последние годы жизни балерины

Уже во времена правления Хрущева ее отец был посмертно реабилитирован. Буквально через год после ареста отца мать Майи арестовали прямо на спектакле ее сестры в Большом театре и сослали в Казахстан. С грудным ребенком братом Майи женщина была вынуждена покинуть страну. Только в 1941 году у нее появилась возможность вернуться на родину. Старшего сына Плисецких забрал к себе брат Рахиль, а Майю приютила сестра Суламифь. Если бы родственники не забрали детей к себе, то они могли оказаться в детском доме. Тетя прилагала огромные усилия не только для того, чтобы Майя не чувствовала никакой нужды в материнской ласке и поддержке, но и делала все, чтобы девочка продолжала занятия балетом в школе хореографии. Генетически заложенные способности девочки, ее природный артистизм, чувство ритма, умение держаться на сцене и необыкновенная гибкость позволили ей стать лучшей ученицей школы и любимицей педагогов.

За день до начала Второй мировой войны в школе состоялся выпускной концерт учеников, в котором Майя впервые вышла на сцену в качестве балерины. Первые выступления С началом войны всю семью эвакуировали в Свердловск. Стало невозможным продолжать занятия балетом, но именно там восходящая звезда балета исполнила партию умирающего лебедя.

Органы опеки хотели отдать девочку в детский дом для врагов народа, но ее удочерила тетка Суламифь Мессерер — балерина Большого театра. Танец поставила тетя Суламифь. Она видела, насколько красивы и пластичны руки у Майи, и придумала выход балерины спиной к публике. Сама Плисецкая потом подсчитала, что станцевала «Лебединое озеро» ровно 800 раз.

На одной из репетиций на гастролях в Праге балерина случайно попала партнеру локтем в нос. Его госпитализировали с открытым переломом, и с тех пор он не вставал в пару с Плисецкой. Но стал пить, и это сломало ему карьеру и жизнь. Будущих супругов познакомила Лиля Брик. Плисецкая была старше композитора на 7 лет.

Прима-балерина Большого театра СССР и известная на весь мир балерина, она стала символом своей эпохи, эталоном и примером для подражания. Через 6 лет родился ее средний брат Александр, который впоследствии стал балетмейстером, а еще через шесть лет — младший брат Азарий, будущий хореограф. У нее было 11 дядюшек и тетушек, и все они так или иначе были связаны с балетом и танцем. Например, родной дядя по маминой линии Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и отличным педагогом. Мама будущей великой балерины Рахиль Михайловна Мессерер в девичестве была звездой «Великого немого кино». Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. Из-за характерной внешности: темных волос и восточных черт лица, ей часто доставались роли узбекских женщин. Правда, карьеру актрисы пришлось оставить из-за мужа и детей. А вот отец Майи, Михаил Эммануилович занимал хозяйственные и дипломатические должности. Сначала он работал в исполнительном комитете, затем в комиссариатах иностранных дел и внешней торговли. Отец будущей звезды также принимал участие в производстве фильмов, где он и познакомился со своей будущей женой. В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Там он одновременно занимал должность генерального консула СССР. Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. Семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской. В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли, подозревая в шпионаже. Еще через несколько месяцев арестовали и его жену Рахиль. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь. Рахиль Плисецкая-Мессерер получила 8 лет тюрьмы как жена врага народа.

Каждый прыжок юного дарования вызывал бурю аплодисментов. Благодаря превосходному чувству музыки и ритма, уже через несколько лет работы в Большом Плисецкой достаются сольные партии, а официальный статус примы ей присвоен в 1948 году — всего через 7 лет после выпускного концерта. Работа в Большом театре Кажущийся безоблачным сценический путь, на поверку оказывается не таким простым. Балетное искусство предполагает многочасовые упражнения ежедневно, любовью к которым Плисецкая отнюдь не отличалась. Причем, отрабатывая партию на сцене, балерина вкладывала всю свою страсть, однако монотонная отработка у станка навевала на неё тоску. Только повзрослев, Плисецкая осознала, что в балете не бывает второстепенных ролей, потому в каждой роли требуется оттачивать каждое движение. Лишь это понимание, впоследствии, сделало из одаренного ребенка настоящую звезду. Зрители раскупали билеты, чтобы полюбоваться на юную приму задолго до очередного концерта. Независимый характер и неприятие подхалимства наложили свой отпечаток на взаимоотношения с главным балетмейстером Большого театра, Григоровичем. Именно ему Майя Плисецкая обязана тем, что долгое время была «невыездной». К дочери «врага народа», по совместительству великой балерины, и так были обращены взгляды спецслужб. В 1956 году ей даже пришлось несколько раз присутствовать на допросах в КГБ, однако, серьезных нарушений выявить не удалось. За пределы «железного занавеса» ей удалось вырваться только после реабилитации Михаила Плисецкого при Хрущеве. Тогда весь мир смог, наконец, наслаждаться танцем, а школа русского балета прославилась в лучших театрах Европы. В 1959 г. Лучшие роли Майи Плисецкой на сцене Начиная с 1972 г. Так мир увидел великие постановки: «Анна Каренина», «Дама с собачкой», «Чайка», ставшие классикой. Естественно, что к остальным балеринам предъявлялись высокие требования. Она неоднократно повторяла, что музыку надо чувствовать каждой клеточкой тела, а не просто двигаться под нее. Благодаря серьезному подходу, спектакли завораживали зрителя с первой минуты. С 1983 года начинается активное сотрудничество с лучшими театрами Европы. Знаменитый «Умирающий лебедь», поставленный под голосовой аккомпанемент Монсерат Кабалье, покорил сердца европейской публики.

Плисецкая Майя Михайловна

Их брак можно назвать примером счастливого союза. Плисецкая и Щедрин прожили счастливую совместную жизнь Несмотря на известность обоих, супруги никогда не конкурировали. Муж Майи Плисецкой всегда находился в тени знаменитой супруги, но его это не огорчало. Родион Щедрин — русский по национальности.

Щедрин родился в семье музыкантов: родители будущего композитора не представляли жизни без музыки. Его отец обладал феноменальными музыкальными способностями, позволившими ему сделать успешную карьеру композитора, мать — играла на нескольких музыкальных инструментах, но профессионального образования не имела. В паре двух творческих людей практически не возникало конфликтов.

Хотя балерина была довольно вспыльчивым человеком и могла наговорить лишнего, терпеливый муж всегда спешил успокоить любимую. Каждое утро балерины начиналось с букета цветов, которыми муж Майи Плисецкой радовал любимую супругу. За это балерина дарила избраннику безграничную заботу и ласку.

Наши ссоры никогда не затягиваются. Хотя брак композитора и балерины казался безупречным, о личной жизни Майи Плисецкой ходили противоречивые слухи. Поговаривали о многочисленных романах звезды балета.

Общественность обсуждала связи артистки со многими известными мужчинами. Композитор и балерина так и не стали родителями Все обвинения в свой адрес балерина отрицала. Для неё любимым мужчиной всегда был её супруг.

Мне никогда не были нужны другие мужчины. Супруги не могли расставаться надолго. Находясь на гастролях звезда балета каждый день созванивалась с мужем.

Брак композитора и артистки прошёл испытание славой и временем. Весна 2015 года стала последней в жизни балерины. Женщина скончалась от инфаркта миокарда.

По завещанию Плисецкой, после смерти её и супруга, их прах должен быть соединён вместе и развеян над Россией. Супруги на фоне загородного дома Сейчас муж Майи Плисецкой продолжает проживать в Германии, куда они с любимой супругой переехали ещё в девяностых годах. Прожив в браке более полувека, артистка и композитор так и не обзавелись наследниками.

В 1937 году, когда Майе было 12 лет, её отца арестовали по подозрению в шпионаже, а через полгода расстреляли. Вслед за этим в марте 1938-го мать с маленьким Азарием отправили в лагерь жён изменников Родины в Казахстан. Майю и Александра должны были отправить в детский дом, но от этой участи их спасли родные брат и сестра их матери Суламифь и Асаф: женщина удочерила девочку, а мальчик остался с мужчиной. Тётя и дядя были признанными знаменитостями русского балета того времени, благодаря чему саму Майю и её братьев, впоследствии тоже посвятивших себя балету, относят к артистической династии Плисецких-Мессерер. Именно Суламифь впервые привела девочку на свой спектакль, затем отвела в балетный класс. Майе тогда было 7 лет, и поэтому её не хотели принимать — набор осуществлялся только с 8 лет, но тётя сумела убедить комиссию. Проведя в ссылке 3 года, мать Майи вернулась и вместе с семьёй была эвакуирована в Свердловск. Там девочка впервые выступила на сцене в спектакле «Лебединое озеро», поставленном её тётей. Суламифь изменила партию Майи «Умирающий лебедь», написанную хореографом Михаилом Фокиным, чтобы та могла продемонстрировать свою выразительную пластику и чёткость движений: девушка выходила спиной к залу. В 1942 году они возвратились в столицу.

В 1943 г.

Именно там состоялся дебют 11-летней Майи на сцене в опере «Русалка». В 1934 году талантливую девочку определили в Московскую хореографическую школу, однако, мечта о сцене была перечеркнута страшными событиями 1937 г. Во время хрущевской «оттепели» честное имя М.

Плисецкого было реабилитировано. Спустя год после ареста отца из зала Большого театра забрали и мать — ей грозила ссылка в Казахстан. Туда Рахиль отправилась вместе с грудным младенцем — братом Майи, и приехала обратно в Москву лишь в 1941 г. В связи с этими событиями, многочисленной семье Мессерер пришлось взять заботу о детях Плисецких, в противном случае их отправили бы на воспитание в приют.

Воспитанием Майи с этого момента занялась тетя Суламифь, которая и вернула девочке желание снова встать к балетному станку. Учёба и начало карьеры Осознавая, что без регулярных занятий с профессиональными педагогами в настоящем балетном классе, она растеряет свой артистизм, гибкость и выразительность, в военное время девушка принимает решение сбежать в Москву. Так, в 16 лет Майя возвращается в выпускной класс балетного училища и оканчивает его в 1943. Первый важный концерт Майи Плисецкой прошел накануне вторжения немецких войск на территорию Союза.

Это было выступление выпускников хореографического класса на сцене филиала Государственного Академического Большого театра. Плисецкая Майя Михайловна получила первое признание публики в балетной постановке «Шопениана», где танцевала мазурку — это был её звездный час! Каждый прыжок юного дарования вызывал бурю аплодисментов. Благодаря превосходному чувству музыки и ритма, уже через несколько лет работы в Большом Плисецкой достаются сольные партии, а официальный статус примы ей присвоен в 1948 году — всего через 7 лет после выпускного концерта.

Работа в Большом театре Кажущийся безоблачным сценический путь, на поверку оказывается не таким простым. Балетное искусство предполагает многочасовые упражнения ежедневно, любовью к которым Плисецкая отнюдь не отличалась. Причем, отрабатывая партию на сцене, балерина вкладывала всю свою страсть, однако монотонная отработка у станка навевала на неё тоску. Только повзрослев, Плисецкая осознала, что в балете не бывает второстепенных ролей, потому в каждой роли требуется оттачивать каждое движение.

Лишь это понимание, впоследствии, сделало из одаренного ребенка настоящую звезду. Зрители раскупали билеты, чтобы полюбоваться на юную приму задолго до очередного концерта. Независимый характер и неприятие подхалимства наложили свой отпечаток на взаимоотношения с главным балетмейстером Большого театра, Григоровичем.

Плеер автоматически запустится при технической возможности , если находится в поле видимости на странице Адаптивный размер Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице.

В память о ней снят этот фильм... Она появилась на свет рыжая, как морковка, и зеленоглазая, как маленькая нимфа.

Майя Плисецкая: биография великой балерины

Ей к тому времени уже было за 60, а Васильева и Максимову выгнали из театра, когда им было по 40 лет. В своей книге «Я, Майя Плисецкая» она назвала тот период «годами странствий». Выбор места жительства она объясняла хорошим воздухом, качественной медициной, комфортным бытом и близостью многих европейских столиц. Меньше, чем в Японии и Аргентине. И уж совсем меньше, чем в России. Впрочем, пока мало кто в курсе, что я в Германии, в Мюнхене. Может, еще спонадоблюсь. Автографы просят лишь балетоманы. Жить легче.

Но непривычно», — писала она. В 1994 году Плисецкая возглавила жюри международного балетного конкурса «Майя», который проводился в Санкт-Петербурге в течение четырех лет. Артистка продолжала выступать даже в пожилом возрасте, и в день своего 70-летия исполнила номер «Аве Майя», поставленный для нее французским балетмейстером Морисом Бежаром.

В детстве родители Майи были репрессированы, и девочку воспитывали дядя и тетя Мессереры, которые танцевали в балетной труппе Большого театра. Суламифь Мессерер стала по сути второй матерью Майи. В 1943 году Плисецкая окончила Московское хореографическое училище. А прославивший ее на весь мир танец «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса , станцевала еще студенткой. После училища Майю приняли в кордебалет Большого театра. Вскоре талантливая девушка стала ведущей балериной театра. Свою первую партию она исполнила в 1945 году — это была фея Осени в «Золушке» Прокофьева.

Конфронтация началась с банальной истории, а закончилась настоящей войной. Обиды росли как снежный ком. Он ссорился с людьми, принесшими ему славу», — написал Плисецкий. Он подчеркнул, что каждый новый балет Григоровича был слабее предыдущего — хореографу не удалось повторить успех «Каменного цветка» и «Легенды о любви», которые позволили ему стать балетмейстером Большого. Визитными карточками театра надолго стали соцреалистские «Спартак» и « Иван Грозный ». Последней постановкой Григоровича на сцене Большого стал «Золотой век». В последние годы партии балетов на музыку мужа Плисецкой Родиона Щедрина состояли преимущественно из адажио, во время которых балерину носили на руках и почти не ставили на пол. При этом благодаря движениям корпуса, выразительности рук, харизме и самому присутствию Плисецкой зрители были в восторге. Ей к тому времени уже было за 60, а Васильева и Максимову выгнали из театра, когда им было по 40 лет.

В своей книге «Я, Майя Плисецкая» она назвала тот период «годами странствий». Выбор места жительства она объясняла хорошим воздухом, качественной медициной, комфортным бытом и близостью многих европейских столиц. Меньше, чем в Японии и Аргентине.

Публика открыла зонты, но видя что Плисецкая продолжает свою партию под дождем, зрители также перестали прикрываться. Майя танцевала пока не отклеились ресницы и не осела от дождя пачка. Публика горячо приветствовала танцовщицу. В тот день в числе зрителей находился и известный французский кутюрье Пьер Карден.

По окончании концерта он был представлен Майе Михайловне. До сих пор Майя является музой Кардена, с котором дружит более 25 лет. Великий модельер говорит о том, что для него «Майя Плисецкая — воплощение танца, самая представительная фигура среди балерин мира». В том же году Родион Щедрин, уже будучи автором музыки к кинофильму «Анна Каренина», в котором Майя Плисецкая дебютировала как драматическая актриса в роли княгини Бетси Тверской, сочинил балет «Анна Каренина»,премьера которого состоялась на сцене Большого театра в 1972 году. Плисецкая не только исполнила роль главной героини, но и впервые попробовала себя в качестве хореографа. На постановку Пети вдохновило стихотворение Уильяма Блейка. Постановка состояла из трёх актов.

В первом акте «Сад любви» без участия Плисецкой шесть танцоров «Балета Марселя» изображали различные виды любви: между мужчиной и женщиной, между двумя женщинами, между двумя мужчинами. Второй акт — дуэт в исполнении Майи Плисецкой и Руди Бриана — представлял из себя 12-минутную постановку непосредственно по сюжету стихотворения Блейка. В третьем акте, костюмы для которого разработал Ив Сен-Лоран, Майя Плисецкая выступала на сцене с шестью партнёрами-мужчинами. Конечно в СССР в 1973 году была представлена только вторая часть балета, большего власти допустить не могли. Все остальное увидела только Европа. Однажды на одном из зарубежных фестивалей Майя Плисецкая увидела «Болеро» в постановке Мориса Бежара, с тех пор великая балерина заболела … мечтой станцевать его сама и написала в Бельгию Бежару, конечно ответа не последовало — письмо, по всей видимости, было перехвачено. К самому Бежару Майю также не отпустили.

Ей удалось станцевать эту постановку лишь в 1975 году. Она приехала к Бежару для съемок телевизионной версии «Болеро». В Европе эта постановка пользовалась огромным успехом. Она смогла удивить европейцев. Имя дерзкого экспериментатора Мориса Бежара, чья слава гремела по всему миру, в кулуарах большого театра произносили шепотом. Фурцева на вопрос, почему вы не любите Бежара, как-то ответила, «потому что Бежар — это либо секс, либо Бог, а нам здесь не нужен ни секс, ни Бог», поэтому премьерный показ «Болеро» Плисецкой был возможен только за рубежом. Лишь два года походов по чиновникам самых высших рангов позволили представить Болеро и в Москве.

Премьера состоялась в Монако, недалеко от места гибели героини балета. В 1979 году в Париже состоялась премьера балета «Леда», опять же поставленного Бежаром. Щедрина в постановке Майи Плисецкой. После гетеборгской премьеры «Чайки» один из шведских журналистов спросил, нет ли у них желания поставить балет по рассказу Чехова «Дама с собачкой». По возвращении в Москву Щедрин решил, что «Дама с собачкой» — прекрасный сюжет для небольшого балета, и начал писать музыку. Премьера в Большом театре состоялась в 1985 году, в день рождения Майи Плисецкой. В 1983 году Плисецкой предложили стать художественным руководителем балета Римской оперы.

Этот пост она занимала полтора года, за которые поставила «Раймонду» для открытой сцены в Термах Каракаллы, показала на сцене Римской оперы свою «Айседору», организовала возобновление «Федры» и нескольких других балетов. С конца 1987 по 1990 год Плисецкая преимущественно работала в Испании, возглавляя мадридскую балетную труппу «Театро лирико насиональ». Для этой труппы она, в частности, возобновила балет «Тщетная предосторожность», ввела в ее репертуар «Кармен-сюиту» и сама танцевала в этом балете. Плисецкая: самая продолжительная балетная карьера. Давние разногласия с художественным руководством балетной труппы привели к тому, что она ушла из Большого театра. К 1991 году основные творческие интересы семейной пары Щедрин-Плисецкая сосредоточились в Мюнхене, и вскоре они обосновались в этом городе. Теперь Плисецкая и Щедрин живут на три дома — большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве.

В 1992 году Майя Плисецкая выступила инициатором создания нового балета — «Безумной из Шайо» на музыку Р. Сама она станцевала центральную партию «безумной» Орели — стареющей актрисы с эксцентрическими чудачествами. Этот балет был представлен в канун 50-летия творческой деятельности Майи Михайловны — уникальный случай для профессии балерины. Но она продолжала работать и в 1995 году выпустила новый балет «Курозука» на оранжированную традиционную японскую музыку. Она станцевала его в Москве в честь своего 70-летия. А в 1996 году балерина впервые выступила в постановке «Послеполуденный отдых фавна». В 2000-ом участвовала в новом балете Мориса Бежара «Крылья кимоно», а том же году в честь своего 75-летия на юбилейном концерте в Москве Плисецкая исполнила новый номер «Ave Майя».

У Майи Плисецкой нет детей.

Биография Майи Михайловны Плисецкой

Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда. Брат отца Майи Плисецкой — Израиль Менделевич Плисецкий – в 1912 году всё же сумел эмигрировать в Америку, где он стал Лестер Плезент (1895—1955). И эта цель достигнута — я танцевала,» — Майя Плисецкая № 1 Майя родилась в Москве. В 1994 году московское издательство "Новости" выпустило в свет книгу балерины "Я, Майя Плисецкая ", которая выдержала несколько изданий в России и была переведена на 11 языков.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий