Главная» Новости» Кто такой тиун.
Значение слова «Тиун»
Тиун не должен был давать знамен лицам, о которых бы он узнал, что они состоят под судом. Что такое тиун? Тиун. Тиун (тивун) — в Киевской Руси — название княжеского или боярского управляющего, управителя. Тиун. княжеский или боярский слуга, управлявший хозяйством в Др. Руси и русских княжествах 11-15 вв., а также в Российском государстве 15-17 вв. В мифологии и волшебных историях, тиун обычно представляется как сильный и мудрый создатель, который обладает необычной магией.
тиуны в древней руси это определение
Большинство из этих людей, однако, были несвободны. Как мы можем увидеть в «Русской правде» - человек, принимающий должность тиуна, сразу же переходил в раздел тех людей, которых называли холопами. Для сохранения при этом своей свободы необходимо было заключить специальный договор. Кроме того, в «Русской правде» также говорится о «тивуньском без ряду» то есть, несении тиунской службы без фактического договора как об одном из существующих источников холопства. Несмотря на это, реальное общественное положение княжеского тиуна было довольно высоким. К примеру, за убийство ратайного или сельского тиуна виновный должен был выложить двенадцать гривен, за убийство боярского тиуна — сорок гривен, а за княжеского огнищного так называли княжеских тиунов — восемьдесят гривен.
Большинство из этих людей, однако, были несвободны. Как мы можем увидеть в «Русской правде» - человек, принимающий должность тиуна, сразу же переходил в раздел тех людей, которых называли холопами. Для сохранения при этом своей свободы необходимо было заключить специальный договор. Кроме того, в «Русской правде» также говорится о «тивуньском без ряду» то есть, несении тиунской службы без фактического договора как об одном из существующих источников холопства. Несмотря на это, реальное общественное положение княжеского тиуна было довольно высоким.
К примеру, за убийство ратайного или сельского тиуна виновный должен был выложить двенадцать гривен, за убийство боярского тиуна — сорок гривен, а за княжеского огнищного так называли княжеских тиунов — восемьдесят гривен.
Патриарший боярин Тимофей Петрович Савелов встречается сначала в чине думного дворянина 116 , а затем в чине окольничего 117. Если мы находим таким образом патриарших бояр в списках государственных чиновников, можем показать относительно некоторых из них, как они повышались по лестнице государственных чинов и именно в качестве чисто государственных чиновников, хотя они и считались патриаршими боярами, то наоборот, в списке патриарших служилых людей 118 мы вовсе не встречаем фамилий: Янова, Савелова, Глебова, Нелединского и пр. Тоже самое подтверждается и следующими двумя обстоятельствами. В уложении мы находим указания на все классы чинов, не исключая архиерейских служилых людей, патриаршеские дети боярские упоминаются даже с указанием трех степеней, на которые они делились, между тем об архиерейских боярах в уложении вовсе не упоминается.
Это, по видимому, странное игнорирование государственным законодательством архиерейских бояр, невозможное, если бы они составляли особый, самостоятельный класс чинов, просто объясняется тем, что архиерейские бояре во время Уложения были боярами только для архиерея, для государства же они были простыми обыкновенными его чиновниками, и потому оно не считало нужным выделять их в своем законодательстве, как особый класс чинов и упоминать о них отдельно от тех государственных чинов, к которым они причислялись. Если, например, наносилось бесчестие патриаршему боярину, то плата за его бесчестье сообразовалась не с его боярством у патриарха, но с его государственным чином, смотря потому, был ли он думный дворянин или окольничий. Точно также, встречая различные распоряжения Петра, которыми отбирались у архиереев их служилые люди, мы вовсе не находим между ними ни одного законодательного акта относительно уничтожения архиерейских бояр, конечно, опять потому, что архиерейские бояре не составляли в то время особого самостоятельного класса чиновников, отдельного от государственных чинов; царь прекратил назначение бояр к архиереям, и архиерейские бояре перестали существовать. Таким образом со времени стоглавого собора бояре к архиереям назначались царем из его собственных чиновников, и их служба у архиереев ставилась наравне с государственной. Обыкновенно патриаршие бояре избирались из думных дворян и нередко после службы у патриарха они получали следующий высший чин, именно производились в окольничие, как это было, например, относительно патриарших бояр Глебова и Савелова.
Древняя вивлиофика говорит: «патриаршие бояре состояли одною степенью государевых ниже, с околничими в равном почтении, чего ради есть и примеры, что один человек мог отправлять боярскую должность у патриарха и окольническую у государя в одно время» 119. Это мнение древней вивлиофики, что патриаршие бояре равнялись царским окольничим, трудно признать справедливым, потому что мы всегда встречаем патриарших бояр не иначе, как только в чине думных дворян, и ни разу — в чине окольничих. Кажется, что мнение древней вивлиофики явилось вследствие того, что при патриархе Никоне боярином был Никита Алексеевич Зюзин 120 , что окольничий и потом боярин Хилков был председателем в патриаршем приказе. Но заключать отсюда, что патриаршие бояре были только одною степенью ниже царских, было бы в высшей мере ошибочно, ибо в первом указанном случае царь только хотел почтить уважаемого и любимого им патриарха назначением к нему в бояре своего окольничего, хотел этим выразить ему свое особое уважение и почтение. Что же касается Хилкова и других, заведовавших в патриарших приказах, царских бояр, то они играли в этом случае ту же роль, что и нынешний обер-прокурор при Святейшем Синоде, — это были царские представители при церковном управлении, и они вовсе не считались патриаршими боярами.
Гораздо справедливее, кажется, будет думать так, что патриаршие бояре были всегда не выше думных дворян и что более знатные из них, после службы у патриарха в боярах, жаловались иногда и в царские окольничие, в чем нет ничего невероятного, по крайней мере совершенно аналогичное этому явление мы видим относительно патриарших стольников. В книге «о старинных степенях чинов в России» читаем: «патриархи так же наизнатнейших родов людей в стольники жаловали, так как в 138-м году, июня 24 числа, пожалован был в стольники к Филарету Никитичу князь Никита Иванович Лобанов. Из стольников же патриарших не одинаково производились: одни жаловались прямо в стольники к государю, как сие видно по пожалованию из патриарших стольников в стольники государевы в 138-м году, Декабря 25 числа, князя Нефеда Ивановича Щербатова; другие же были жалованы в стряпчие государевы, яко в 142 году, из патриарших стольников пожалован был в стряпчие князь Михайло Васильевичи Вяземский». Таким образом, как из патриарших стольников производились или в царские стольники, или в стряпчие, смотря по фамильной знатности производимого лица, по тому общественному положению, какое занимает его фамилия, так и из патриарших бояр могли производить иногда в царские окольничие, если только патриарший боярин, по своему происхождению и общественному положению своей фамилии, имел право на этот чин, при чем сделавшись царским окольничим, он уже оставлял службу у патриарха, по крайней мере, мы не знаем ни одного случая, когда патриарший боярин заседавший в каком ни будь приказе, в то же время значился бы царским окольничим, обыкновенно они называются думными дворянами во всех дошедших до нас грамотах. Понятно само собою, что если к патриархам бояре назначались из думных дворян, то к простым архиереям они вероятно назначались просто из дворян того города, где жил архиерей, — конечно эти бояре архиереев никогда не дослуживались и чина думных дворян, так что в лестнице государственных чинов они занимали очень невысокое положение и принадлежали конечно к людям не особенно знатным и родовитым.
К сожалению, об архиерейских боярах, кроме патриарших, за это время, мы не имеем решительно никаких сведений и можем составить о них некоторое представление, за отсутствием всяких положительных данных, единственно только на основании аналогии с патриаршими боярами. Мы знаем, что устройство княжеского двора в древнее время было сравнительно просто и не сложно, что те многочисленные должности и чипы, которые существовали при московских великих князьях и потом царях, явились уже в позднейшее время, что еще при вступлении на престол Иоанна III при великокняжеском дворе было только три боярина, два дворецких и один окольничий, так что все управление княжеством производилось при посредстве этих не многих лиц, почему точного и дробного разграничения должностей и обязанностей при дворе в то время не могло быть. Понятно, что у архиереев, которые при устройстве своего двора и придворных должностей брали за образец княжеский двор, но было еще в то время служилых лиц с определенными и постоянными должностями, не было того многочисленного и разнообразного придворного штата, который явился у них в последствии. Только с течением времени, мало по малу, из первоначально необходимо широкого и в тоже время неопределённого и запутанного круга деятельности, по мере выработки более устойчивых отношений и обязанностей, по мере формирования при архиерейских дворах постоянных, определенных должностей, за архиерейскими боярами были приурочены определённые, более или менее постоянно одинаковые должности и обязанности, которые за небольшими изменениями остались за ними до последнего времени их существования. Обращаясь к древнейшим сведениям, какие сохранились об архиерейских боярах и которые бы разъяснили нам их службу у архиереев в первое время их существования, мы должны заметить, что эти сведения кроме того, что очень скудны и относятся уже к позднейшему времени к концу второй половины XIV и к XV веку , но случайно упоминая о боярах, они почти совсем ничего не говорят, в чем именно состояла служба бояр при архиереях до конца XV и начала XVI века.
Чтобы сколько-нибудь уяснить себе служебное значение архиерейских бояр до конца XV века, мы приведем все те данные, которые только говорят о них за это время. Летописец, говоря о Митяе, что он до посвящения занял уже митрополичий дом, замечает «и бояре митрополичьи служахут ему» 121 , не объясняя этого общего неопределённого выражения «служахут ему» конечно, между прочим, и потому, что точнее определить службу митрополичьих бояр того времени было и нельзя. Митрополит Киприан посылал своего боярина звать новгородского архиепископа в Москву, в другой раз присылал в Новгород своего боярина Дмитрока просить у новгородцев серебра 122 ; митрополит Фотий по смерти великого князя Василия Димитриевича посылал к его брату Юрию в Звенигород звать его в Москву своего боярина Акинфа Слебятева 123. Из приведенных свидетельств видно, что архиерейские бояре посылались в древнейшее время архиереями с различными частными поручениями и исполняли, следовательно, те обязанности, которые впоследствии лежали исключительно на детях боярских. В уставной грамоте митрополита Киприана Константиновскому монастырю 1391 г.
Из того факта, что митрополит делает своим боярам, живущим во Владимире, запрос, какие подати Константиновский монастырь платил прежде митрополиту, само собою следует, что эти бояре заведовали сбором митрополичьих пошлин с духовенства, почему митрополит и обратился к ним за решением спорного вопроса о пошлинах 125 О боярах, как сборщиках податей, или десятильниках, говорит еще одна позднейшая грамота, именно послание митрополита Ионы к иерейскому князю Михаилу Андреевичу после 1450 г. С конца XV века мы уже не встречаем более бояр в качестве сборщиков податей или десятильников, — на эти должности с этого времени стали назначаться исключительно дети боярские. Из уставной грамоты вел. Василия Димитриевича с митр. Киприаном мы видим, что бояре отправляли военную повинность с архиерейских земель, что они обязаны были по призыву князя являться на войну, те, которые служили при митрополите Алексие, под предводительством митрополичьего воеводы, а которые вновь поступили к митрополиту, — под предводительством княжеских воевод, сообразно тому, где кто из митрополичьих бояр жил.
Но со второй половины XV века митрополичьи бояре уже не требовались на войну, военная повинность с митрополичьих земель исправлялась детьми боярскими. Точно также мы уже не встречаем более митрополичьего воеводы, который бы предводительствовал митрополичьим полком и о котором упоминает уставная грамота вел кн. Василия Димитриевича с митроп. В жалованной грамоте ростовского архиепископа Вассиана Кириллову монастырю сказано: «а будет дело духовное и игумен того пообыскав да пошлет ко мне, а пожаловал есмь своими бояры, Некрасом Ивановым сыном, да Семеном Кузьминым сыном, да Иваном старцем Баскаковым» 1468 г. В первой грамоте митр.
Зосимы 1472 г. Константиновскому Владимирскому монастырю, по тяжбе архимандрита монастыря с Костею и Неклюдом Щербиным, за две деревеньки, после описания митрополичьего суда сказано: «а тогды у господина у митрополита были его бояре Фёдор Юрьевич, да Никита Данилович, да дворецкой Кузьма» 128. В записи о ржевской дани, платимой великим князьям московскому и литовскому, также новгородскому владыке и тамошним боярам после 1479 года, между прочим, говорится: «а теперь владычицы бояре во Ржеве, по тым жеребьям судят и рядят, и гроши берут на ком што хотячи... Выдержки из приведенных грамот показывают, что еще в XV веке одною из существенных обязанностей архиерейских бояр было отправление суда по поручению архиерея и не только над лицами светскими, но и над духовными, по делам гражданским. Когда именно за архиерейскими боярами усвоено было право суда над духовенством, решительно неизвестно, но несомненно, что гораздо ранее второй половины XV века, когда это является уже делом обычным, вполне установившимся.
Относительно того обстоятельства, что боярам предоставляется грамотою право судить братию монастыря и в делах духовных нужно заметить, что это еще не значит, чтобы архиерейские бояре судили духовенство и в чисто духовных делахю. Смысл пожалования монастыря боярами был тот, что пожалованный игумен и братия освобождались от ведомства и суда всех других архиерейских чиновников, но во всех делах должны обращаться к известным боярам, которые расследовали данное дело и представляли его на окончательное решение архиерея. Из всех приведенных свидетельств об обязанностях и службе бояр у архиереев до конца XV века видно, что в то время бояре занимали у архиереев все служебные должности, какие в то время могли существовать при архиерейском дворе: они исполняли те или другие частные поручения архиерея, собирали архиерейские пошлины с духовенства или были десятильниками, присутствовали на суде митрополита или по его назначению были судьями временными, поставленными для известной местности и известных лиц, отправляли военную повинность с архиерейских земель, словом — все служебные обязанности как самые высшие, так и самые низшие, какова должность сборщика податей, до второй половины XV века исполнялись архиерейскими боярами. С XV века, когда произошло разделение бояр на бояр собственно и детей боярских, и когда число их при архиерейских дворах сделалось очень ограниченным, они стали занимать только самые высшие должности, на все же низшие должности стали назначаться дети боярские. Из обширного первоначально и разнообразного круга обязанностей бояр за ними оставлена была одна важнейшая обязанность: постоянно находиться при архиерее, разбирать и решать, по указанию архиерея, все дела, которые поступали к нему, помимо низших инстанций.
Конечно такое разграничение должностей при архиерейском дворе совершалось не вдруг, а постепенно; только с течением времени за боярами все более и более постоянно стали приурочивать обязанности судей, с оставлением всех других обязанностей, которые возлагались на них прежде. Собственно, со всею ясностью и определённостью судные обязанности бояр в первый раз были высказаны в половине XVI века стоглавым собором, и только с этого времени мы встречаем их всегда уже исключительно в качестве судей. Стоглавый собор, желавший ввести во все церковное управление порядок, более строгий и более соответствующий канонам, нежели какой был прежде, особенно занялся вопросом о святительском суде, хотел внести сюда большую определенность и отчетность, нежели какие были прежде. Собор прежде всего настаивает, чтобы все духовные лица во всех, собственно духовных, делах были всегда судимы духовными же лицами, так чтобы светские лица даже и не присутствовали на этом суде: «а бояре митрополичьи в том суде у святителей не сидят, развее писарей, кому те дела записывати... А царевым бояром и дворецким, и митрополичьим бояром и архиепископлим и епископлим, архимандритов, и игуменов, и игуменей, и строителей не в которых делех не судити, а судят их святители сами по священным правилам» 130.
Чтобы лучше понять настойчивость, с какою собор требует, чтобы духовные в духовных делах судились непременно духовными же, нелишне припомнить здесь вышеприведенное извлечение из грамоты ростовского архиепископа Вассиана Кириллову монастырю, где епископ суд над братией и игуменом в духовных делах поручает своим боярам. Кроме того, самая настойчивость, с которою собор требует, чтобы духовные лица в духовных делах никаким образом не судились светскими лицами, чтобы последние даже и не присутствовали на этом суде, показывает, что до собора положение дел в этом отношении было несколько иное, иначе к чему такая настойчивость соборных постановлений? Впрочем, устранив архиерейских бояр от суда над духовенством в духовных делах, собор в то же время отдает в руки бояр все судебные дела духовенства по делам гражданским и уголовным, подлежащим архиерейской юрисдикции: «а по рядным грамотам и по духовным, и по кабалам, и в поклажаех, и боех, и в грабежех и в прочих во всяких делех опричь духовных дел, попов и диаконов и всех причетников и мирских людей, повелевают святители бояром своим судити» 131. Таким образом, по мысли стоглавого собора, при архиереях должно было образоваться два судебных отделения: первое должно было состоять исключительно из духовных лиц; здесь суд давал или сам митрополит в митрополии или, когда ему «не поможется», «владыка сарский и подонский», бояре и вообще светские лица не могли присутствовать при заседаниях этого суда «развее писарей кому те дела записывати». Отделение давало суд и расправу всему духовенству по делам исключительно духовным.
В другом отделении судьи были светские — архиерейские бояре, суду которых подлежали как духовные лица по всем гражданским и уголовным делам, так и все лица светские по всем делам, которые предоставлены были тогдашним законодательством суду церкви. А так как суд архиерейских бояр не отличался обыкновенно особым беспристрастием и справедливостью, то собор постановил: «у бояр в суде сидети старостам поповским, и пятидесяцким и десятским, по неделям, по два или по три, да грацкым старостам и целовальником, да земскому диаку, которым царь и государь прикажет». Всем этим лицам повелевается собором иметь с судных дел «противни» и прикладывать к ним свои руки так, чтобы засвидетельствованный подписью всех бывших на суде и подписью дьяка судный список, в одном экземпляре, хранился у бояр, производивших суд, в другом у целовальников, присутствовавших на этом суде, а хранился бы у дьяка в ларце, за боярскими печатями, «доколе те судные списки бояре перед святителем положат и обоих истцов пред ним поставят». Только после того как святители получат от обоих истцов утвердительный ответ, что суд им действительно был таков, как он записан в представленных списках, святители повелевают боярам произнести тот или другой решительный приговор по делу 132. Согласно постановлениям стоглавого собора о святительском суде, на архиерейских бояр с этого времени уже не возлагались никакие другие служебные обязанности и должности, кроме судных; они теперь постоянно жили при архиерее, составляли при нем судное отделение по всем делам, подлежащим архиерейской юрисдикции; у них хранились различные архиерейские указы и распоряжения по различным делам управления; к ним, а не к архиерею непосредственно, обращались царские приказы с своими памятями по тем или другим вопросам 134.
Со времени стоглавого собора архиерейские бояре встречаются во всех актах не иначе, как только в качестве судей, но замечательно, ни один акт не делает даже и намека на то, чтобы на суде у бояр присутствовали выборные от духовенства и земства, как того требовал стоглавый собор; очевидно, что это последнее постановление собора так и осталось на бумаге и вовсе не прилагалось на практике, — бояре по прежнему продолжали судить однолично или вместе с дьяками 135. Со времени учреждения в России патриаршества положение дел относительно бояр нисколько не изменилось, они и при патриархах по-прежнему продолжали заведовать епархиальным судом. В «записке о царском дворе, церковном чиноначалии, придворных чинах, приказах» и пр. Со времени же учреждения патр. Филаретом, так называемых, патриарших приказов, которые заведовали всем епархиальным архиерейским управлением, бояре были в них судьями, и таким образом от них, главным образом, зависело производство и отчасти самое решение всех епархиальных дел, поступавших в приказ; впрочем, о боярах, как судьях архиерейских приказов, мы скажем подробнее ниже 136.
Таким образом, с конца ХV и начала XVI века, из круга всех других обязанностей и должностей, при дворе архиерея по своей важности и обширности круга деятельности, стала выделяться должность архиерейских судей, которая постепенно и была усвоена исключительно за боярами. Собор 1551 года образовал из бояр судное отделение, которое должно было постоянно находиться при архиерее и под его высшим надзором, давать суд и расправу лицам духовным и мирским по предметам, указанным самим собором. С этого времени бояре уже всегда являются только в качестве судей при архиереях, и мы не видим в их правах и обязанностях никакого заметного изменения до самого учреждения приказов патриархом Филаретом. Из всего сказанного нами об обязанностях и роде службы архиерейских бояр само собою понятным становится, какую важную, видную роль они играли во всем архиерейском управлении; — все дела, какие были только подведомственны архиерею, иногда не исключая и чисто духовных, проходили через их руки, ибо самим архиереем произносился только окончательный приговор. Как ближайшие непосредственные советники и помощники архиерея, как производители всех дел, бояре необходимо имели большое влияние на характер архиерейских решений дел, а чрез это и на все вообще архиерейское епархиальное управление.
Интересно, в этом отношении, свидетельство Флетчера о значении архиерейских бояр в епархиальном управлении. По словам Флетчера, для управления различными делами, подведомыми церковному суду, у всех епископов были чиновники и комиссары, которые назывались Владычные бояре; они были миряне и, считаясь наравне с воеводами или благородными, управляли архиерейским двором и заведовали судом. Описывая характер управления этих чиновников, Флетчер замечает, что они, не довольствуясь угнетением народа, еще злобствовали над священниками и действовали по отношению к ним точно также, как воеводы и дьяки действовали по отношению к простому народу в своих областях. В виду действий этих чиновников даже епископы не имели власти решать самостоятельно дела, которые поступали на их суд. Так, если бы епископ захотел смягчить какое-нибудь решение, то он должен был предварительно предложить это на рассмотрение своим чиновникам.
Такое положение дела, по замечанию Флетчера, было следствием того, что эти чиновники назначались не епископами, а самим государем, или его Думой, и они обязаны были давать отчет в своем управлении не епископу, а светской власти. Если епископ получал позволение иметь чиновников по своему собственному выбору, то это считалось знаком особенной царской милости 137. Хотя Флетчер и очень преувеличивает значение бояр в архиерейском епархиальном управлении, а его слова об отношении бояр к архиереям решительно не верны и противоречат всем историческим данным; однако его свидетельство важно, как выражение того взгляда, что бояре при архиереях играли очень видную и заметную роль, так что обращали даже на себя внимание тех иностранцев, которые всматривались в склад русской жизни. Во всяком случае несомненно то, что московское правительство еще очень рано хорошо поняло то важное значение, какое бояре имели во всем епархиальном архиерейском управлении, почему оно постаралось поставить бояр в некоторую зависимость от светской власти. Когда Макарий был послан в Новгород на архиепископскую кафедру, то великий князь дал ему своих бояр, которые должны были заменить собою прежних бояр новгородского архиепископа, новгородцев по происхождению и симпатиям.
Смысл подобного распоряжения московского правительства понятен: оно хорошо знало, что бояре по самому своему положению и обязанностям имеют большое влияние как на самую личность архиерея, так и на все управление им епархии. Поэтому, если бы оставить епископа окруженным боярами — новгородцами, враждебными Москве, еще не забывшими политической и церковной независимости Новгорода, то трудно было бы ожидать, чтобы их влияние на личность архиепископа и на всю его правительственную деятельность было для Москвы благоприятным, а потому правительство и позаботилось дать архиепископу бояр — москвичей, которые бы во всем были преданы Москве, и чтобы таким образом с Макарием не повторилось истории Сергия и Серапиона, Иоанн Грозный, при разгроме Новгорода, арестовал, а потом мучил владычных бояр 138 , он же, по низвержении св. Филиппа митрополита, по свидетельству Курбского, мучил и убивал бояр этого святителя 139 , конечно потому, что он считал их людьми близкими иерархам, влиявшими на них и все их действия. На стоглавом соборе правительство, в сознании важности положения и обязанностей бояр в сфере архиерейского управления, прямо и решительно высказало стремление подчинить архиерейских бояр своему контролю, потребовало от архиереев, чтобы они сносились с ним при выборе своих бояр и при их увольнении от занимаемой ими должности, при чем царь, конечно, всегда удерживал за собою право утверждать или не утверждать выбор и увольнение известного архиерейского боярина, или на место уволенного лица назначить собственного чиновника. Последнее уже несомненно существовало во времена патриаршества, когда цари решительно присвоили себе право назначать патриархам в бояре своих собственных чиновников, которые, председательствуя в патриарших приказах и удерживая таким образом в своих руках патриаршее епархиальное управление, в тоже время не переставали быть царскими чиновниками.
Очевидно, что московское правительство воспользовалось архиерейскими боярами для того, чтобы иметь постоянное влияние на все архиерейское управление и даже контролировать его. Боярин назначался к архиерею царем из его чиновников и им же увольнялся от должности; следовательно, находясь на службе у архиерея, боярин, в тоже время, всегда считал своим начальником не архиерея, а царя, он зависел во всем от последнего, а не от архиерея, потому, естественно, во всей своей деятельности имел более в виду угодить светскому правительству, а не духовному. При столкновении интересов государственных и церковных, он конечно всегда охотнее жертвовал последними в пользу первых. Очень вероятно, что вступая в должность архиерейского боярина, царский чиновник получал, конечно не гласно, от светской высшей власти инструкции для своей деятельности, указания, как он должен вести себя относительно архиерея, как должен поступать в тех или других случаях, и после давал отчет государю о всей своей деятельности, о таком или ином положении всех епархиальных дел, так что все епархиальное архиерейское управление, в существе, дела находилось под постоянным контролем светской власти и без ее одобрения или неодобрения не могло сделать ни одного самостоятельного шага. Не удивительно поэтому, что назначение бояр к архиереям царем было одной из главных причин, заставивших соборы 1667 и 1675 гг.
Этой реформой архиереи надеялись освободиться из-под тягостного и постоянного, хотя конечно и неофициального, контроля над их деятельностью светской правительственной власти и в то же время думали придать епархиальному управлению большую самостоятельность и независимость от светской власти, которая с устранением светских чиновников теряла через это один из главных поводов вмешиваться во все даже мелкие, так сказать, домашние дела архиерейского епархиального управления. Архиерейские бояре не получали за свою службу при архиереях определённого жалованья; вместо всякого жалованья архиереи давали им в пожизненное владение участки из своих земель в объеме, определяемом самим архиереем. Курбский говорит, что к архиепископам поступали на службу лица знатных фамилий, которые получали от архиереев во владение церковные земли, за что обязывались нести службу при дворе архиерея и отбывать с его земель военную повинность. Стоглавый собор повелевает святителям лишать своих бояр, за неправды и поборы по суду, их боярского достоинства и отнимать у них данные им поместья. До нас дошла одна поместная грамота новгородского архиепископа Леонида, данная в 1574 году его боярину Василию Григорьевичу Фомину.
Эта грамота боярину ничем не отличается от обыкновенных поместных грамот, которые архиереи давали своим детям боярским и множество которых дошло до нас. В ней, как и в грамотах детям боярским, после точного обозначения самого поместья, пожалованного боярину, о его владельческих правах говорится, чтобы все крестьяне боярина Василия Григорьевича Фомина чтили и слушали во всем и пашню на него пахали, и оброк ему всякой денежной и хлебной давали, чем он вас изоброчит, и он вас ведает и судит по сей нашей жалованной грамоте В конце грамоты находится следующая приписка: «а дано то поместье Василию Григорьевичу на время, до тех мест как его государь царь и великий князь пожалует, здесь в Великом Новгороде велит ему дать поместье и грамота жалованная взяти» 140 , — смысл этой приписки мы объясняли выше. Кроме поместий, подучаемых от архиереев в пожизненное владение, бояре, в силу системы кормления, на которой была построена светская церковная администрация, получали еще различные доходы от прохождения занимаемой ими должности. Так как главные их обязанности состояли в производстве суда, то они получали известные пошлины от каждого судного дела.
Эти занятия не только обеспечивают народ свежими продуктами питания, но и помогают сохранить традиции и навыки прошлых поколений. Например, охота является важным аспектом жизни тиунов и передается от отца к сыну как ценное наследие. Однако, в современном мире культура тиунов подвержена изменениям и вызовам. Глобализация, модернизация и современные технологии оказывают влияние на жизнь и традиции этого народа. Большинство молодых тиунов стремятся получить высшее образование и уехать в крупные города в поиске работы и лучшей жизни. Это может повлечь за собой постепенное исчезновение некоторых аспектов традиционной культуры тиунов. В связи с этим важно сохранить и продвигать наследие тиунов, чтобы молодое поколение имело возможность узнать и ценить свою историю и культуру. Организация культурных мероприятий, создание образовательных программ и поддержка местных художников и мастеров ремесел помогут сохранить уникальную культуру тиунов и продолжить ее развитие. Вопрос-ответ: Кто такой тиун? Тиун — это традиционный лидер и главный посредник в кочевых обществах народов Севера и Сибири. Он выполняет функции правителя, судьи, шамана и духовного наставника для своего народа. Какими качествами должен обладать тиун? Тиун должен быть обладать сильной харизмой, мудростью и отличаться глубоким пониманием духовного мира. Он должен быть владеющим магическими знаниями и уметь осуществлять ритуалы и церемонии. Как выбирается тиун? Обычно тиуном становится человек, который прошел особое обучение и обладает определенными способностями.
Значение «Тиуны» в словарях
- Тиун – княжеский или боярский слуга, управлявший феодальным хозяйством в Древней Руси.
- Что такое тиун и что означает это понятие
- Какова была роль тиунов в древнерусском обществе?
- тиун | это... Что такое тиун?
Навигация по записям
- Что такое Тиун простыми словами | История
- Тиун – княжеский или боярский слуга, управлявший феодальным хозяйством в Древней Руси.
- Что такое тиун и что это означает
- Значение слова ТИУН в Большом современном толковом словаре русского языка
Значение слова «тиун»
Однако с появлением христианства роль тиунов начала угасать. Христианские миссионеры старались уничтожить языческие обычаи и верования, поэтому русские тиуны были подавлены и унижены. Они стали искать новые способы приспособиться к новой религии и сохранить свою священную роль. Тиуны продолжали существовать вплоть до XIII века, хотя их роль и значение сильно изменились. Они уже не являлись основными священниками, но попытались сохранить свои знания и традиции, соединив их с христианскими обрядами.
Сегодня мы знаем о тиунах благодаря документам и хроникам, в которых описывается их история и роль в Древней Руси. История тиунов является частью богатого наследия нашей страны и напоминает нам о значимом религиозном наследии древних славян. Значение тиунов в Древней Руси Тиуны, или тиуники, играли важную роль в религиозной и социальной жизни Древней Руси. Они были священниками, жрецами и уэвыми, которые исполняли ритуалы и обряды, посвященные различным божествам и духам.
Тиуны также служили посредниками между людьми и загробным миром, обладая способностью общаться с предками и богами. Они совершали жертвоприношения, проводили молитвы и проводили обряды для защиты от болезней, бедствий и злых духов. Знание тиунов было передаваемо из поколения в поколение, и они вели себя в соответствии с священными традициями и обрядами. Они также являлись знатными и уважаемыми людьми в обществе, поскольку только они имели доступ к знаниям и силе божественного мира.
Тиуны были важными фигурами при покупке и продаже земель, проведении судебных процессов, заключении мирных договоров и других важных событиях. Они помогали обществу разрешать конфликты и споры, восстанавливать порядок и мир, а также вести обряды и ритуалы, связанные с рождением, браком и смертью. Тиуны несли огромную ответственность за благополучие и процветание общества.
Термин был впервые использован князем А. Курбским в переписке с Иваном Грозным. Индустриализация — процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР, осуществлявшийся в 1930-е гг. Колхоз коллективное хозяйство — установившаяся повсеместно на селе в СССР в результате «великого перелома» форма хозяйствования, при которой средства производства земля, оборудование, скот, семена и т. Коминтерн Коммунистический интернационал — международная организация, объединявшая коммунистические партии различных стран, созданная в 1919 г. Кондиции — условия, выдвинутые в 1730 г.
ЕГЭ 2018 Контрибуция — платежи, которые налагаются на побеждённое государство в пользу государства-победителя; принудительные денежные поборы, взимаемые неприятельскими войсками с населения оккупированной местности. Контрреформы — внутренняя политика Александра III в 1880-1890-х гг. Кормление — вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы. Космополитизм — явление, связанное с деятельностью людей, считающих себя «гражданами мира», ставящих на первое место интересы человечества, а не своей родины нации. Кампания по борьбе против этого явления широко развернулась в СССР в конце 1940-х гг. Кулачество — название слоя зажиточных крестьян, сложившегося в результате социальной дифференциации. В начале XX в. В СССР этот слой крестьян был ликвидирован в ходе коллективизации путём насильственного изъятия имущества и высылки семей, принадлежавших к этому общественному слою, в отдалённые районы страны. Ленд-лиз — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки передавали своим союзникам во Второй мировой войне, в том числе СССР, боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё.
Лицей — привилегированное среднее затем и высшее учебное заведение, предназначенное для подготовки чиновников и юристов. Появление этого типа учебных заведений в России относится к царствованию Александра I. Одно из таких учебных заведений было основано в 1811 г. Пушкин, А. Дельвиг, А. Мануфактура — это предприятие, где преобладает ручной труд, и есть разделение труда. Местничество — система распределения должностей при назначении на военную, придворную, административную службу по знатности рода и положению предков в XIV—XVII веках. Месячина — разновидность барщины, когда крепостной крестьянин лишался своего надела и получал за работу от помещика продукты, одежду, т. Министерства — органы центрального управления, в основе деятельности которых лежал принцип единоначалия.
Учреждены в начале XIX в. Мировой посредник — должностное лицо, назначавшееся из дворян для утверждения уставных грамот и разбора конфликтов между крестьянами и помещиками в период проведения Крестьянской реформы 1861 г. Мировой суд — суд, являвшийся низшим звеном судебной системы, созданный в России по судебной реформе 1864 г. Митрополит — титул главы Русской православной церкви до 1589 г. После учреждения патриаршества этот титул носили самые видные иерархи церкви. Наркоматы народные комиссариаты — существовавшие с 1917 по 1946 гг. Натуральный оброк — это повинности зависимых крестьян в пользу землевладельца, выплачивавшиеся зерном и другими продуктами. Негласный комитет — неофициальный совещательный орган, круг личных друзей императора, работавший в начале правления Александра I и помогавший ему проводить реформы. Нестяжатели — представители возникшего в конце XV в.
Его последователи выступали за модернизацию религиозного культа, усиление выборного начала во всех органах церковного управления, расширение прав мирян в приходе, поддержку Советской власти. Оброк — это повинность зависимых крестьян, заключавшаяся в уплате землевладельцу продуктов или денег за пользование землей. Соответственно оброк — натуральный или денежный.
По постановлению Стоглавого собора, главною обязанностью тиуна была выдача священнослужителям, приезжавшим по каким-либо делам из сел и городов в кафедральный город и нанимавшимся здесь служить литургии, знамен, которые давали им право на это служение. Тиуны обязаны были в присутствии поповских старост осматривать ставленые, благословенные и отпускные грамоты священнослужителей и выдавать знамена только тем из них, которые имели такие грамоты. Тиун не должен был давать знамен лицам, о которых бы он узнал, что они состоят под судом. Позже тиуны следят за церковным благочинием, за исполнением не только священнослужителями, но и поповскими старостами их обязанностей. Тиуны заседали вместе с поповскими старостами в поповской избе, а впоследствии в тиунской, до 1667 г. Вместе с тем в летописях с конца XI в.
В Ипатьевской летописи под 1146 г. Со второй четверти XIII в. Таким образом, содержание службы княжеского должностного лица в качестве тиуна, исходя из источников XI—XIlI вв. В исторической литературе, на основании анализа 66-й и 110-й статей Пространной Правды, установилась точка зрения, согласно которой тиун по своему социальному положению был привилегированным холопом князя или боярина В. Ключевский, Б. Романов, А. Действительно, Русская Правда говорит о возможности несвободного положения тиуна вообще ст. Действие ст. Вероятно, княжеский тиун, располагающий административно-судебной властью, также оставался свободным человеком.
Обращая внимание на то, что холопом, по всей видимости, был боярский тиун, должность которого непосредственно связана с частновладельческим хозяйством, можно предположить, что в ст. Источники XIII в. Источник Значение слова «тиун» Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т. За мной, мои тиуны, опричники мои! Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Ключевский, «Русская история» 3. Делаем Карту слов лучше вместе Привет!
Тиуны имели высокий статус и обладали большой властью в обществе. Они не только исполняли священные обязанности, но и часто принимали участие в принятии важных решений. Тиуны были неотъемлемой частью феодальной системы и имели свои земельные владения и подданных. Кроме своих религиозных функций, тиуны также играли важную роль в сохранении и передаче культурных традиций. Они были хранителями знаний о русской мифологии, истории и обычаях. Тиуны передавали эту информацию следующим поколениям через устное народное творчество, такое как сказки, песни и поверья. Тиуны проводили ритуалы и обряды, связанные с почитанием богов и духов природы. Они также осуществляли предсказания и гадания, помогая людям принимать важные решения и предсказывать будущее. Тиуны являлись мастерами магии и могли применять заклинания и амулеты для защиты от болезней и злых духов. Тиуны были уважаемыми и почитаемыми членами общества, и их роль и значение не могли быть недооценены. Их особая связь с богами и природой делала их необходимыми для благополучия и процветания общины. С течением времени, с приходом христианства, роль тиунов постепенно уменьшалась, но их влияние оставалось важным в обществе еще на долгие годы. Влияние тиунов на развитие образования и науки В Древней Руси тиуны играли значительную роль в развитии образования и науки. Они были носителями знания и мудрости, а также передавали свои знания следующим поколениям. Тиуны имели большой вклад в развитие образования на Руси. Они были учителями, которые обучали молодежь различным наукам и ремеслам. Они передавали знания о магии, астрологии, медицине и других областях знания. Благодаря их наставничеству, ученики приобретали не только знания, но и ценные навыки для жизни. Тиуны также оказывали влияние на развитие науки. Они проводили исследования и эксперименты, открывали новые факты и законы природы. Своими научными открытиями они содействовали развитию общества и просвещению. Тиуны были не только учеными и учителями, но и библиотекарями. Они хранили редкие и ценные книги, а также собирали и сохраняли мифы и легенды, которые являлись основой древнерусской культуры и истории.
Что такое тиун и что это означает
Людей, которые попадали в полную зависимость, также называли «обельные холопы». Люди становились холопами в результате разорения, проступков, решения вотчины. Ими могли стать и свободные люди, утратившие в силу определенных причин часть свободы. Некоторые добровольно уходили в холопы. Связано это с тем, что часть небольшая конечно этой категории населения была фактически «привилегированна». Среди холопов были люди из личной услуги князя, ключники, огнищане и другие. Они котировались в обществе даже выше свободных людей. Челядь Челядь - это люди, которые утратили свою свободу не в результате долгов. Это были военнопленные, воры, осужденные общиной и так далее. Как правило, эти люди выполняли самую грязную и тяжелую работу. Это была незначительная по количеству прослойка.
Отличия челяди и холопов Чем челядь отличались от холопов? Ответить на этот вопрос также сложно как сегодня рассказать чем социально бухгалтер отличается от кассира… Но если пытаться охарактеризовать отличия, то челядь состояла из людей, попавших в зависимость в результате своих проступков. Холопами можно было стать и добровольно. Если еще проще: холопы служили, челядь выполняла. Их объединяло то, что они полностью были лишены прав. Частично зависимое население К частично зависимым категориям населения относились те люди и группы людей, которые утратили только часть своей свободы.
Фурри Источник: нейросеть Stable Diffusion «Фурри» в переводе с английского означает «покрытый мехом».
Эти люди очень увлечены идеей очеловечивания животных. Они интересуются фэнтезийными животными с человеческими чертами — представляют себя с четырьмя лапами, хвостом, но при этом носят обычную одежду. Единственный доступный способ соотнести себя с любимым образом — это надеть ростовой костюм понравившегося зверя. Поэтому если вдруг на улице вам встретятся люди в подобном образе, не спешите относить их к детским аниматорам: может быть, это сходка фурри. Они встречаются крайне редко и малочисленными группами, поскольку многие просто стесняются своего увлечения. Ролевики Их сложно выделить из толпы, потому что они открываются только на своих мероприятиях Источник: нейросеть Stable Diffusion Ролевики — люди, увлекающиеся ролевыми тематическими играми: они разыгрывают быт целых поселений и битвы, зачастую — Средневековья. Их движение сложно назвать молодежным, поскольку его активные участники могут быть среднего и даже старшего возраста.
Узнать ролевика в толпе невозможно, если только он не несет с собой меч или лук, чтобы потренироваться. Ролевики постарше устраивают себе двух-трехдневные туры где-нибудь в лесистой местности: сначала бьются на мечах, секирах, копьях, а потом отмечают успешное сражение львиной порцией алкоголя. Ролевики помладше встречаются в парках и скверах, хвастаются друг перед другом оружием, учатся им пользоваться. Скинхеды Скины измельчали, но еще держатся Источник: нейросеть Stable Diffusion В начале-середине 2000-х скинхедов можно было встретить большими группами разгуливающими по улицам. Сегодня это явление скорее единичного характера. Представители этой субкультуры ведут себя крайне смирно: возможно, сказались многочисленные рейды по националистам в начале-середине 2010-х. При этом скины-современники стараются придерживаться старых традиций.
По крайней мере в одежде: это по-прежнему берцы, закатанные джинсы на подтяжках, бомберы. Отличительным признаком скинхеда сегодня является клетчатый шарф светлого цвета. Предельно короткая стрижка или вовсе бритый затылок прилагаются. В 2020 году в Новосибирске на шесть лет осудили Максима Карцева. Парень в несовершеннолетнем возрасте убил мигранта ради того, чтобы заполучить право носить белые шнурки на ботинках — признак «настоящего скинхеда». Панки Панков всё меньше, но они еще есть Источник: нейросеть Stable Diffusion Нас заверили, что панки существуют, и они, как и их предшественники, стараются придерживаться отрицания общественных устоев, нигилизма и всякого рода протестов. При этом ярко себя не проявляют.
Одеваются в рваные джинсы и футболки, косухи со множеством заклепок, на голове — чаще всего ирокезы.
Тиуны в Русском государстве и Великом княжестве Литовском В XIV — XVII веках существовали тиуны великого князя , которые занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями , и тиуны, входившие в аппарат наместников и выполнявшие судебные функции. Кроме того, в Великом княжестве Литовском тиунами назывались крупные феодалы , которые осуществляли управление волостями позднее — наместники , производили сбор дани так называемое полюдье. В отдельных местностях Галицкой Руси , где действие сохраняло древнерусское право , тиуны были выборными представителями сельских общин.
Несмотря на это, согласно Русской Правде , убийство тиуна каралось двойной вирой — 80 гривен. Тиуны управляли личным хозяйством князя, некоторые из них были городскими наместниками или судьями в землях, подвластных их господину. Обладая широкими полномочиями, тиуны зачастую использовали свою власть для личного обогащения.
Что такое тиун что значит
В XIV—XVII вв. существовали тиуны великого князя, которые занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями, и тиуны, входившие в аппарат наместников и выполнявшие судебные функции. в XI-XIII вв. в Древней Руси название привилегированных княжеских и боярских слуг, управлявших феодальным хозяйством. Кто такие тиуны в древней Руси: история и значение. Со временем полномочия тиунов расширялись, тиуны великого князя занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями, тогда как тиуны, входившие в аппарат наместников, выполняли судебные функции и контроль за сбором дани. Значение слова Тиун на это Тиун Тиун (тиунъ, тивунъ) — в Древнерусском государстве — название княжеского или боярского управляющего, управителя из обельных холопов, по доброй воле пост.
тиуны в древней руси это определение
Боярский Тиун в древней Руси. 17 вв.: название различного рода должностных лиц (управляющего княжеским или барским хозяйством, судьи низшей инстанции). * * * тиун княжеский или боярский слуга. Русская Правда знает тиуны разных специальностей — «ратайного», т. е. пашенного, заведовавшего пахотным, земледельческим хозяйством, тиун конюшего, ведавшего скотоводством, тиун дворского, руководившего всем дворовым боярским и княжеским. Тиу́н (др.-рус. ти́унъ, ти́вунъ) в Древнерусском государстве — название княжеского или боярского управляющего, управителя из обельных холопов, поступавших по доброй воле.
Вы точно человек?
Таким образом, тиуны были собственно судебные чиновники при наместниках или воеводах. Зависимое население Древней Руси: кто такие тиуны? Кто такой тиун в древней Руси? это человек, который был лишён своей свободы, однако также был наделён большим количеством обязанностей. ТИУНЫ. Новости. княжеские или боярские слуги, управлявшие хозяйством в Древней Руси и русских княжествах 11-15 вв., а также в Российском государстве 15-17 вв.
Значение слова ТИУН в Большом современном толковом словаре русского языка
Тиун в социальной иерархии Тиун занимал престижное положение в обществе. Его роль была ключевой в административной системе того времени, что обеспечивало ему уважение и определенные привилегии. Тиун обычно выбирался из знатных семей, что также подчеркивало его высокое положение. Однако, несмотря на свои привилегии и полномочия, тиун оставался подвластен князю и отвечал перед ним за свои действия и решения. Тиун и современность Понятие тиуна утратило свою актуальность с изменением политической и социальной структуры общества.
За мной, мои тиуны, опричники мои! Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Ключевский, «Русская история» 3. Источник: Викисловарь Делаем Карту слов лучше вместе Привет!
Среди холопов были люди из личной услуги князя, ключники, огнищане и другие. Они котировались в обществе даже выше свободных людей. Челядь Челядь - это люди, которые утратили свою свободу не в результате долгов. Это были военнопленные, воры, осужденные общиной и так далее. Как правило, эти люди выполняли самую грязную и тяжелую работу. Это была незначительная по количеству прослойка. Отличия челяди и холопов Чем челядь отличались от холопов? Ответить на этот вопрос также сложно как сегодня рассказать чем социально бухгалтер отличается от кассира… Но если пытаться охарактеризовать отличия, то челядь состояла из людей, попавших в зависимость в результате своих проступков. Холопами можно было стать и добровольно. Если еще проще: холопы служили, челядь выполняла. Их объединяло то, что они полностью были лишены прав. Частично зависимое население К частично зависимым категориям населения относились те люди и группы людей, которые утратили только часть своей свободы. Они не были холопами или челядью. Да, они зависели от «владельца», но они могли вести личное хозяйство, заниматься торговлей и другими делами. Зависимое население на Руси Закупы Закупы - разорившиеся люди. Они отдавались на работу за определенную купу ссуду. В большинстве случаев это были люди, которые занимали деньги и не могли отдать долг.
Урбанизация — концентрация населения в большие общины — города. Уровень жизни — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей. Фабрика — промышленное предприятие, основанное на машинном производстве с разделением труда. Факт исторический— событие или явление исторической действительности; сообщение источника; то есть информация о действительности; элемент логической структуры исторической науки, полученный на основе интерпретации источниковой информации о событии. Феодальная раздробленность— закономерный процесс экономического усиления и политической обособленности феодальных владений. Начиная с 30-х годов XIIв. Феодальная рента — одна из форм земельной ренты, существовала в отработочном барщина , продуктовом натуральный оброк и денежном видах. Фискал — в 1711—1729 гг. Флорентийская уния — соглашение об объединении католической и православной церквей на соборе во Флоренции в 1439 г. Православие должно было принять догмы католического вероучения, сохраняя православные обряды. Греческое духовенство и византийский император согласились на подписание Унии, надеясь получить поддержку Западной Европы в борьбе против турок. Документ подписал и русский митрополит Исидор грек по национальности , однако ВасилийIIи русское духовенство отказались принять Унию.
Придворные чины и саны Русского царства. Инфографика
Таким образом, тиуны были собственно судебные чиновники при наместниках или воеводах. в XI-XIII вв. в Древней Руси название привилегированных княжеских и боярских слуг, управлявших феодальным хозяйством. ТИУН — ТИУН, тивунь ·стар. судья низшей степени; | приказчик, управитель; в Правде русс. есть тиун сельской и тиун дворский. Боярский Тиун в древней Руси.