Новости когда появилась масленица

«» рассказывает, когда масленичная неделя начнется в 2024 году, а также вспоминает историю и традиции праздника. 16 апреля 2018 Hagall Serpent ответил: История Масленицы берет начало в древности, задолго до Крещения Руси, и связана с весенним равноденствием. Традиция есть молочную пищу в период Масленицы связана с тем, что в конце марта (а именно тогда раньше праздновали Масленицу), в деревнях телились коровы, на столах появлялось молоко, а вместе с ним сметана и творог. Масленичная неделя длилась с понедельника по воскресенье, но праздновать ее начинали даже раньше.

История праздника Масленицы

  • Как появилась Масленица: история и традиции праздника
  • Какова история возникновения масленицы?
  • Еще по теме:
  • Была ли Масленица древним славянским праздником? Мифы и факты

Широкая Масленица — 2023: история, традиции и приметы

Неприязнь или насмешка по отношению к другим людям неуместны. Важно соблюдать правила гостеприимства, уважать чужую собственность и пространство. Распространения слухов и разговоров за спиной лучше избегать. Череда запретов на Масленицу была связана с традицией поминовения мёртвых. Например, в эти дни нельзя было делать грязную работу: якобы грязной водой можно "залить очи покойникам". В некоторых сёлах с такой же мотивировкой запрещалось мыть полы по субботам: ведь в этот день в храмах поминали усопших. Запрещалось прясть — по этой же причине — чтобы не засорить глаза умершим. Приметы Масленицы Русские люди считали, что погода в определенные праздники предвещала какие-то события, и считали важным уметь распознавать эти знаки. Такие знания передавались из поколения в поколение.

На Масленицу существовали следующие погодные приметы: Пасмурное и дождливое воскресенье перед Масленицей предвещало хороший урожай грибов весной; Мороз в канун Масленицы обещал не жаркое, но теплое лето; Плохая погода в конце Сырной седмицы предвещала ясную и теплую весну; Много сосулек на крышах во время Масленицы сулило урожай и успех в новых начинаниях в предстоящем году. Масленичные гуляния. Старики считали, что если перед Масленой неделей в воскресенье ненастно, то летом будет много грибов. Если ненастным оказывалось Прощёное воскресенье — ждали тёплой и солнечной весны. На самой неделе замечали, какой день ясный да тёплый. По поверьям, именно в такой день недели следовало начинать весной сев пшеницы. А хороший урожай предвещали появившиеся на Масленой неделе длинные сосульки. Как праздновали: увозили девок в лес и запрягали тройки Проводы зимы немыслимы без сжигания чучела Масленицы.

Многие из них дошли и до нашего времени. Понедельник: встреча В первый день Масленицы люди заканчивали строить снежные сооружения и делали чучело уходящей Зимы. Это чучело возили по улицам, встречая сам праздник. Свекровь и свекор отправляли невестку к ее родителям и собирались вечером у них, чтобы обсудить планы на празднование Масленицы. Во время встречи решали, где и когда пройдут гулянья, составляли список гостей. На кухнях уже начинали печь блины, а самый первый блин обязательно отдавали бедным. Понедельник начинался с поминовения блинами родных. В этот же день начинали строить горки или заливали водой берега рек, чтобы замёрзло.

Вторник: заигрыши Во вторник проводили смотрины невест — родня старалась сговориться до Великого поста, чтобы после Пасхи, на Красную горку, обвенчать молодых.

Погода часто менялась — то оттепели, то морозы и метели. В день Равноденствия происходила основная битва Зимы с Весной, и чтобы Весна одержала победу, задабривали богов ритуалами и жертвенной пищей. Само название "Масленица" появилось уже в христианские времена, а тогда праздник называли Комоедицей. Происходило это название от именования медведя — кома, которого считали одной из ипостасей Велеса. С пробуждением медведя приходило тепло и начиналась весна.

Отсюда и пошло выражение «первый блин — комам», но со временем оно трансформировалось в приговорку, которой легко объясняются все неудачи: «первый блин комом». Блины начинали кушать в понедельник и не переставали всю неделю. К блинам полагались сметана, яйца, икра и другие вкусности. Другие блюда также приветствовались. Все по расписанию Вся Сырная неделя была расписана, каждый день имел свое название и свой смысл. Начиналось все в воскресенье, накануне. В этот день ходили по гостям и зазывали друг друга в гости. В этот день доедали мясо, это было «мясное воскресенье». Например, тесть заезжал к зятю и звал «доедать мясо». В понедельник ассортимент блюд был уже другой. Этот день назывался Встречей. Надо было мастерить ледяные горки и делать соломенное чучело Масленицы, которое возили по улицам. Во вторник начинались веселые игры. Молодежь собиралась на ледяных горках, ела блины. Этот день назывался Заигрышем, и молодые люди искали себе суженых. Свадьбы можно было играть только после Пасхи. Третий день — Лакомка. Здесь на первое место выходят угощения, надо было зазывать как можно больше гостей, естественно, главное украшение стола — блины. Четверг — Разгуляй. Устраивались катания на лошадях.

Люди задабривали бога весеннего солнца и плодородия Ярило и «скотьего бога» Велеса, который отвечал в том числе за крупный рогатый скот, землю, леса и богатство. Люди верили, что Велес, который превращался в медведя, входил в число высших богов славянского пантеона. При этом считается, что до появления Масленицы на Руси был похожий праздник — Комоедица. Люди поклонялись Кому — медвежьему богу. По традиции первые испеченные блины на Масленицу относили в лес, где раскладывали на пнях как угощение для пробудившихся от зимней спячки медведей. Именно с этой традицией и связывают пословицу «Первый блин комом», но последнее слово указывают как «комам» — медведям Считается, что в древние времена празднование длилось не одну, а сразу две недели: семь дней до равноденствия и семь дней после. Однако после принятия христианства празднование сократили до одной недели, а даты перенесли, потому что гулянья выпадали на Великий пост. В результате праздник стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом. В рамках подготовки к Великому посту на этой неделе нельзя есть мясо, но можно и даже нужно питаться сырами и другими молочными продуктами. У историков нет единой версии происхождения народного названия праздника. Как Масленица получила свое название: По одной из версий, люди пытались задобрить весну, которая пришла на смену зиме — умаслить ее. Отсюда праздник и получил свое название — Масленица. Другая версия тоже связана с маслом, которое на Руси считали символом достатка. Коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло, именно весной. Из-за своей ценности этот продукт стал обязательным атрибутом такого важного праздника, как проводы зимы и встреча весны. Третья версия связана с приходом христианства. Праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом — в это время нельзя есть мясо, но можно молочные продукты. Считается, что свое название Масленица получила потому, что люди пекли блины и обильно поливали их маслом. За семь дней Масленицы люди хотели успеть не только наесться впрок перед Великим постом, но и вдоволь повеселиться. Поэтому они строили снежные крепости, горки и катки, ходили в гости друг к другу, катались на санях, а также гуляли и пели песни. Во время гуляний совершали различные ритуалы, которые помогали «убить» зиму и привлечь хороший урожай, задобрив красавицу-весну.

Языческие праздники

  • МАСЛЕНИЦА • Большая российская энциклопедия - электронная версия
  • Что такое Масленица?
  • Sorry, your request has been denied.
  • История масленицы

Масленица-2023: когда и как её будут отмечать. Традиции и приметы праздника

Пропп считал, что Масленица возникла как земледельческий обряд для плодовитости. После принятия христианства Масленица стала приходиться на неделю перед Великим постом, которую еще называют мясопустом. Поскольку праздничное разгулье противоречило духу поста, Масленицу пришлось сместить на последнюю неделю перед Великим постом. В VII достигнут компромисс – появилась подготовительная неделя перед постом, в течение которой полагается ограничение в пище. Масленица в вопросах и ответах: откуда появился праздник и как его отмечать? С 11 марта началась Масленичная неделя. В 2023 году Масленичная неделя начинается 20 февраля, а заканчивается 26-го числа, когда православные отмечают Прощеное воскресенье.

Масленица-2023: когда и как её будут отмечать. Традиции и приметы праздника

При этом иногда вместо куклы роль Марены играл человек, ему устраивали символичные похороны. Фольклорист Владимир Пропп полагал, что Масленица возникла как земледельческий обряд для плодовитости. Она входила в единый цикл с другими аграрными праздниками: Семиком, Троицей, Иваном Купалой и "похоронами Костромы". Наши предки считали, что мертвые, находясь в земле, могут оказывать влияние на плодородие почвы. Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево. У нас это чаще всего березка — как дерево, ранее других одевающееся в нарядную зелень. Воплощение силы, отделяемой от дерева, приобретает облик человеческого существа. Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу. Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья", — говорил он. Традиции, связанные с блинами Были и свои "блинные" традиции.

Например, считалось, что "первый блин покойнику". Его не ели, а клали на подоконник, ведь он был поминальным. Часто первые блины отдавали нищим, чтобы они молились за усопших.

Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево. У нас это чаще всего березка — как дерево, ранее других одевающееся в нарядную зелень. Воплощение силы, отделяемой от дерева, приобретает облик человеческого существа. Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу.

Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья", — говорил он. Традиции, связанные с блинами Были и свои "блинные" традиции. Например, считалось, что "первый блин покойнику". Его не ели, а клали на подоконник, ведь он был поминальным. Часто первые блины отдавали нищим, чтобы они молились за усопших. Тонкий и красивый — к сытной богатой жизни. Блин комом нужно было съесть, пока его никто не увидел, иначе быть беде.

С помощью блинов также привораживали. Девицы шептали над тестом, чтобы блин был красивым, а судьба — счастливой.

Основным обрядом были похороны соломенного чучела, олицетворявшего зиму. Всю неделю вместе с ним веселились, катались на тройках, ходили в гости, а в конце разрывали на части или сжигали на костре. Перед сожжением устраивали церемонию похорон Масленицы: ряженая карнавальная процессия шествовала по селению и ругала зиму в специальных песнях. С давних времен на Руси существовал Мясопуст — праздник, который устраивали в честь языческого бога Волоса Велеса , покровителя домашнего скота и скотоводов. В этот день нельзя было умерщвлять животных и есть их мясо. Этнографы полагают, что по сути это и была Масленица.

С принятием христианства Масленицей, или Сырной седмицей неделей , стали именовать последнюю неделю перед началом Великого поста. Это название объясняется тем, что верующим уже нельзя употреблять мясо, но разрешены молочные продукты, рыба и яйца. Христиане готовились к долгому периоду воздержания от животной пищи и развлечений — это называется заговенье. Постепенно оно соединилось в народном сознании с праздником русского земледельческого календаря, получило новый смысл. Сегодня празднование Масленицы носит преимущественно развлекательный характер. Это яркие, шумные, веселые, наполненные радостью жизни дни. Фото пресс-служба мэра и правительства Москвы Масленичная неделя Масленица — праздник, который длится целую неделю. Он имеет условное деление: с понедельника по среду — Узкая Масленица, с четверга по воскресенье — Широкая Масленица.

У каждого дня есть свое «говорящее» название и связанные с ним ритуалы. Понедельник Первый день называется Встречей. В понедельник мастерили огромное чучело Масленицы. Часть жителей деревни выезжала встречать дорогую гостью за околицу. С чучелом в санях они катались по улице и пели Масленице хвалебные песни. По примеру взрослых маленькие дети мастерили свою куклу Масленицы и возили ее на салазках по деревне. К началу масленичной недели достраивали снежные города с катальными горками, каруселями и качелями, разбивали ярмарки, подготавливали кукольные представления, размещали балаганы с шутами-скоморохами. Скатиться на санках с горы старались как можно дальше: люди верили, что это принесет богатый урожай.

Начинали готовить блины. Традиционно самый первый спекшийся блин хозяйка отдавала обездоленному и просила помянуть покойных родственников. Вторник Второй день — Заигрыши. Молодежь заигрывала друг с другом, парни перемигивались с девушками, а те обсуждали понравившихся ухажеров. В этот день устраивали смотрины невест. Молодые люди приглашали барышень покататься с гор и поесть блинов. Согласно поверью, во вторник нужно хотя бы раз съехать с горки, чтобы не обидеть Масленицу. Заигрыши — время ходить по гостям.

Люди посещали ярмарки и кулачные бои, участвовали в состязаниях и не переставали лакомиться блинами.

Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу… Вопросы о Масленице: как Церковь смотри на языческую сторону этой недели? Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели? Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу? Однозначно ответить вряд ли возможно, и вот почему.

С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время — линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья. Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников. Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов. Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше.

Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия. Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине особенно в традициях народов Украины и Беларуси , и почитание предков, и любовь к прошлому. Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности.

В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела. Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного. На это старец ответил: — Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения. Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину. Масленица — праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома.

Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает. А извратить можно все, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идет, будет возлияние, объедуха кстати, это одно из народных названий Масленицы и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них однозначно грешно. Масленица в других Церквях Здесь опять-таки нужно разграничить Масленицу и Сырную седмицу. Каждый народ, который живет в той части планеты, где есть четкая смена времен года, имеет в своей культуре праздник весны. Идеи цикличности, плодородия, продолжения рода и почитания предков присущи почти всем земным цивилизациям, поэтому тут можно много рассказывать о весенних торжествах народов мира. С Сырной седмицей дело обстоит иначе.

Она есть в календарях всех Православных Церквей греческой традиции. Знают ее и западнорусские униаты — православные, признавшие примат Рима, но сохранившие греческий обряд. У католиков-латинян аналог Сырной седмицы — воскресенье, понедельник и вторник перед «Пепельной средой» — последние три дня перед Великим постом, когда разрешено вкушать скоромную пищу. В разных европейских странах эти дни имеют самые различные названия, и в народном сознании связаны с карнавалами — массовыми гуляниями. Карнавалы тоже имеют языческое происхождение, а их смысл приблизительно тот же, что и у восточных славян. Во всяком случае, был. Сейчас карнавалы как и Масленица превращаются в коммерческое мероприятие и красочное шоу, которое полностью утратило связь не только с древней языческой, но и с церковной традицией тоже.

Он отмечается в воскресенье перед Великим постом. Этот день знаменит не только богатыми угощениями, ярмарками и народными гуляниями, но и тем, что бедняки и нищие становились предметом всеобщего внимания и пользовались благами общественного стола.

Широкая Масленица - 2023: история и традиции празднования

Масленицу приурочили к Великому посту, перенеся примерно на две недели назад. Чучело на Масленицу сжигают в последний день недели — в прощёное воскресенье. ряженым или чучелом («Масленица», «Карнавал» и т. п.), уничтожаемым (чаще всего сжигаемом на костре) в конце М. Часто процессия имела характер масленичного поезда, причём у русских экипажам могла придаваться форма кораблей (традиция, возможно, восходящая к. Петром I было учреждено празднование Масленицы.

От Петра I до Антона Чехова: празднование московской Масленицы

Неделя Масленицы в народной традиции делится на две части: первые три дня — это Узкая Масленица (завершаются хозяйственные работы, ведется подготовка к празднику); следующие 4 дня — Широкая Масленица, когда начинаются гулянья. Поскольку праздничное разгулье противоречило духу поста, Масленицу пришлось сместить на последнюю неделю перед Великим постом. Масленица — согласно христианским канонам, последняя неделя перед постом, когда еще можно есть молоко. Остальные дни масленичной недели (с четверга по воскресенье) — это Широкая Масленица, которая пройдет 14, 15, 16 и 17 марта.

Не житьё, а Масленица. За что этот языческий праздник любили на Руси

Масленча , либо калькой : чуваш. Май чабу атнасы, мар. Урсы къуыри «неделя молочной пищи» букв. Другая модель названия связана с традицией катания на лошадях — эрз. Кирякшчи «День катаний», коми Гажа валяй «весёлое катание», кряшенск. Дьылгайак «каток». В некоторых этнических традициях март называется «месяцем Масленицы» чуваш. Происхождение и цели обрядов[ править править код ] Санкт-Петербург. Масленица с горками в 1860-х гг. Первое упоминание о масленице относится к XVI веку, хотя мясопуст упоминается в Лаврентьевской летописи при описании мора в Киеве в 1092 году: «продали мы гробов от Филиппова дня до мясопуста 7 тысяч» [20].

По мнению Вс. Миллера [21] и Б. Рыбакова [22] , в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию , которое у ряда народов, использующих солнечный календарь , является началом нового года. Согласно этой гипотезе, празднование нового года и проводы зимы оказались вытеснены с 22—24 марта на более ранние даты в результате введения христианского Великого поста , во время которого веселье считалось недопустимым. Среди дореволюционных исследователей было распространено мнение, что Масленица восходит к языческому празднику в честь «скотьего бога» Волоса. Снегирёв писал: «может статься, самая масленица, приходящаяся около Власьева дня , не была ли праздником Волосовым. Масло, приносимое ему в жертву, называлось волосиным или воложным» [23]. Дубровский отмечал [24] , что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной и считал, что масленичные обряды перешли с Власьева дня, когда у Власия «и борода в масле». Волков[ кто?

У белорусов зафиксирована поговорка «На Власа бери ковшом масло» белор. Существует версия, что на встречу Масленицы наложился обряд встречи первого весеннего месяца марта, из-за чего в народных песнях Масленицу называют Авдотьей см.

Среда — «лакомка». Тёще полагалось накрывать стол для зятя и всей родни. В среду принято было посещать тёщу, отсюда и пошло знаменитое «к тёще на блины».

Четверг — «разгул», «перелом», «широкий четверг». После семейных посиделок народ устремлялся в балаганы, на карусели и площади, где были организованы гуляния. Пятница — «тещины вечерки». Зять приглашал на тёщины вечерни, это мог быть праздничный обед для всей родни жены или скромный ужин в семейном кругу. Суббота — «золовкины посиделки».

Невестка приглашала родню мужа, его сестер с их семьями. Воскресение — «проводы», «проща», «прощенье», «прощеный день», «целовальник». Прощёным воскресеньем завершается масленичная неделя. Мифопоэтические основы славянского народного календаря.

Масленица — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Главными атрибутами праздника традиционно были — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья и, конечно же, блины — круглые, румяные, горячие, раньше они имели ритуальное значение, поскольку являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как суббота перед масленичной неделей почиталась как «родительский день» — славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Её встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

Кстати, одно время русский царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы люди в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили.

Суббота или «Золовкины посиделки». К молодой жене брата приходили его сестры, которых она должна была порадовать подарками. Также девушка могла пригласить в гости своих подруг. Воскресенье «Проводы» или «Прощеное воскресенье». День, когда необходимо просить прощения у живых и усопших, а также у животных. Это последний день народных гуляний и Масленицы. В воскресенье сжигали чучело и развеивали пепел над огородами. Источник: konkurs.

С приходом Православия на Русь церковь пыталась бороться с пережитками язычества. Но изжить этот праздник не удалось. Все, чего смогли добиться — сократить празднование с 14 до 7 дней. Сейчас Масленица органично вписана в церковный календарь православной церкви, что позволило сохранить этот прекрасный праздник и древнюю русскую традицию веселых массовых гуляний. Народные приметы, связанные с масленицей С Масленицей связано большое количество примет, основой для которых стали: поведение людей; блины. Самые известные из них: Во время Масленичной недели нужно веселиться и радоваться, нельзя грустить и плакать. Иначе придется грустить и плакать весь год.

История Масленицы на Руси

Часто можно услышать мнение, что масленица-это пережиток язычества, следовательно, нечто неподобающее для христиан. С одной стороны, масленица — это исключительно народная, фольклорная традиция. В определенной степени она не созвучна покаянному характеру богослужения сырной седмицы. Считается, что некоторые обычаи масленицы берут свое начало в дохристианской эпохе. Однако традиция масленицы в целом вполне соотносится с христианским религиозным чувством. Для человека вполне естественно желание в определенное время порадовать и доставить удовольствие себе и своим близким, зная, что впереди предстоит многотрудный подвиг поста, покаяния и молитвы, требующий сосредоточения духовных и физических сил. Праведность и благочестие не имеют ничего общего с ханжеством см. Но, с другой стороны, важно и во время веселия не переходить разумные грани и не потерять христианского достоинства. Тот факт, что традиция празднования Масленицы имеет дохристианское происхождение, совершенно не означает, что эта традиция неприемлема для христиан.

Чтобы поддержать растущие силы солнца, пекли лепешки — круглые и желтые. Первую такую лепешку жертвовали медведю кому. Часть приготовленной пищи отдавали огню. Рядом с костром ставили сделанное из соломы чучело Мары Марены , чей образ отождествлялся со смертью и возрождением природы. В конце празднования чучело сжигали.

Фото пресс-служба мэра и правительства Москвы Когда отмечается Масленица В отличие от большинства праздников у Масленицы нет строго закрепленной даты в календаре. Она привязана к Пасхе — дню Воскресения Христа, который ежегодно меняется. Масленицу всегда отмечают за восемь недель до Светлого воскресенья. В 2024 году празднование выпадает на период с 11 по 17 марта. История и суть праздника Изначально Масленица — языческий праздник, который восходит к земледельческим обрядам славян дохристианской эпохи. Его приурочивали ко дню весеннего равноденствия: устраивали проводы зимы и встречали весну. Основным обрядом были похороны соломенного чучела, олицетворявшего зиму. Всю неделю вместе с ним веселились, катались на тройках, ходили в гости, а в конце разрывали на части или сжигали на костре. Перед сожжением устраивали церемонию похорон Масленицы: ряженая карнавальная процессия шествовала по селению и ругала зиму в специальных песнях. С давних времен на Руси существовал Мясопуст — праздник, который устраивали в честь языческого бога Волоса Велеса , покровителя домашнего скота и скотоводов. В этот день нельзя было умерщвлять животных и есть их мясо. Этнографы полагают, что по сути это и была Масленица. С принятием христианства Масленицей, или Сырной седмицей неделей , стали именовать последнюю неделю перед началом Великого поста. Это название объясняется тем, что верующим уже нельзя употреблять мясо, но разрешены молочные продукты, рыба и яйца. Христиане готовились к долгому периоду воздержания от животной пищи и развлечений — это называется заговенье. Постепенно оно соединилось в народном сознании с праздником русского земледельческого календаря, получило новый смысл. Сегодня празднование Масленицы носит преимущественно развлекательный характер. Это яркие, шумные, веселые, наполненные радостью жизни дни. Фото пресс-служба мэра и правительства Москвы Масленичная неделя Масленица — праздник, который длится целую неделю. Он имеет условное деление: с понедельника по среду — Узкая Масленица, с четверга по воскресенье — Широкая Масленица. У каждого дня есть свое «говорящее» название и связанные с ним ритуалы. Понедельник Первый день называется Встречей. В понедельник мастерили огромное чучело Масленицы. Часть жителей деревни выезжала встречать дорогую гостью за околицу. С чучелом в санях они катались по улице и пели Масленице хвалебные песни. По примеру взрослых маленькие дети мастерили свою куклу Масленицы и возили ее на салазках по деревне. К началу масленичной недели достраивали снежные города с катальными горками, каруселями и качелями, разбивали ярмарки, подготавливали кукольные представления, размещали балаганы с шутами-скоморохами. Скатиться на санках с горы старались как можно дальше: люди верили, что это принесет богатый урожай. Начинали готовить блины. Традиционно самый первый спекшийся блин хозяйка отдавала обездоленному и просила помянуть покойных родственников. Вторник Второй день — Заигрыши.

Появился праздник еще на языческой Руси. Изначально это были проводы зимы и приветствие скорого прихода весны. Жизнь и достаток человека в то время зависели от сезона и погоды за окном. После тяжелой, холодной и нередко голодной зимы люди искреннее радовались потеплению и ждали, когда скотина сможет наесться зеленой травы, а на столе снова в достатке появится еда. Изначально на Масленицу пекли не блины, а пряники. Кроме них на стол ставили кисель. Культурологи предполагают, что самый первый масленичный блин получился именно из киселя, случилось это в IX веке. Так блинчики обосновались в домашней кухне русичей. Однако до звездного часа блинам было еще далеко. Дело в том, что главным масленичным кушаньем долгое время считалось печенье «сладкий хворост». Блины перешли в разряд главного символа Масленицы лишь спустя семь веков. По распространенному мнению, народ подметил сходство блина с солнцем и сделал его главным блюдом масленичного стола. В те далекие времена Масленица называлась Комоедицей от слова, которым тогда называли медведя кома. Животное считалось одной из ипостасей языческого бога Велеса. Присказка «Первый блин комом» относится к тем же медведям. По тогдашней традиции часть первых блинов отдавали медведям. Люди верили, что так можно задобрить Велеса и ускорить приход весны. Кроме Велеса, наши предки почитали Ярило — славянского бога весеннего Солнца. В его честь пекли похожие на солнечный диск лепешки и поджигали чучело — Мару. Она символизировала смерть и рождение природы. Последний приготовленный на Масленой неделе блин выбрасывался в огонь, дабы задобрить богов. Один из них обязательно клали около дома. По одним источникам, делалось это для спасения душ усопших, по другим — для нищих и бродяг. Традиция есть молочную пищу в период Масленицы связана с тем, что в конце марта а именно тогда раньше праздновали Масленицу , в деревнях телились коровы, на столах появлялось молоко, а вместе с ним сметана и творог. Резать скот в этот период было крайне неразумно, а осенние запасы мяса уже были давно съедены, так что молочная пища и мучные изделия были основными блюдами на столе у крестьян. Дошедшая до наших дней и известная нам Масленица со всеми ее атрибутами была адаптирована Русской православной церковью во второй половине XVIII века и стала своеобразным компромиссом между язычниками и церковниками. Праздник поставили в рамки — проводить строго до начала весеннего поста. Количество дней тоже сократили — с 14 до 7. Языческий подтекст Масленицы был несколько сглажен, а из меню убрали определенные блюда. А вот забавы остались практически нетронутыми — церковь снисходительно посчитала, что после тяжелой зимы и перед строгим религиозным постом крестьянам стоит сытно поесть, вдоволь повеселиться и выпустить пар. Поэтому Масленица — один из самых веселых народных праздников. Каждый мог выбрать забаву по вкусу: катание на санях, лошадях или качелях, ловля гусей, кулачные бои, частушки, песни, хороводы, театрализованные представления, битва в снежки, бои на мешках, масленичный столб и многое другое в зависимости от региона празднования. Однако главное, что нужно было успеть молодежи на Масленицу — это найти вторую половинку. Веселье на свежем воздухе как раз помогало присмотреть себе пару и оценить шансы на успех. Девушки наряжались, а парни старались одержать победу на состязаниях, чтобы выгодно показать себя перед сватовством. Сегодня празднование Масленицы уже не имеет языческой подоплеки.

Когда Масленицу празднуют в 2024 году

  • Масленица-2023: когда и как её будут отмечать. Традиции и приметы праздника
  • Как и когда появилась Масленица
  • Масленица в 2024 году: традиции и дата празднования
  • История Масленицы на Руси

Масленница. История праздника и традиции.

Так вот, по этой истории её величество Масленица появилась на Севере, где правил дед Мороз. Ансамбль «Цирк на льду» исполняет хореографическую сцену «Масленица» в Государственном цирке на Цветном бульваре во время фестиваля «Русская зима». Масленичная неделя 2024 по дням. Традиции Масленицы. Масленичные приметы и гадания. На самом деле Масленица является языческим праздником, который был со временем изменен под «формат» православной церкви.

Масленица 2024: когда начинается, история и традиции

История масленицы Точной даты, когда начали отмечать масленицу, увы, нет. История праздника уходит глубоко в язычество. Изначально торжество было связано с днем весеннего равноденствия. Народ искренне радовался концу холода и голода и началу теплых дней, возможности заниматься земледелием. Долгое время это торжество отмечали на протяжении аж двух недель: до и после весеннего равноденствия. После Крещения Руси было решено сократить длительность гуляний до 7 дней и приурочить к Великому посту. Праздник перестал быть языческим и превратился в церковный.

Во многих регионах соломенную куклу закапывали в землю, а в некоторых — разрывали на части и разбрасывали по полю. Масленица ассоциировалась с мертвыми: люди верили, что они, находясь в земле, могут влиять на плодородие почвы. Блины считались поминальным блюдом, их носили в первый день гуляний на кладбища или оставляли на окне, чтобы задобрить покойных и заручиться их помощью в земледелии. А в последний день масленичной недели — в Прощеное воскресенье — было принято ходить на кладбище и прощаться с умершими. А после принятия христианства праздник перестал нести такой мрачный характер, теперь его цель — занять народ массовыми гуляниями и застольями. Соломатин, 1878 год Масленичная неделя Вся праздничная неделя расписана по дням, каждый из них имеет свое название и свои обычаи: Понедельник — «Встреча».

Название «Масленица» к Православию, конечно, не имеет отношения. Это народное название Сырной или Мясопустной недели, которая предшествует ежегодному Великому посту, который в свою очередь готовит верующих к Пасхе. Слово «Масленица» говорит нам о том, что в эту неделю принято употреблять в пищу масло, молоко, молочные продукты, яйца. Мясо в этот период уже исключается из рациона православного человека. Масленица — почему именно блины?

Блины — древнее блюдо, которое русские люди готовили еще до принятия Русью православной веры. Вопреки распространенному убеждению, блины — вовсе не символ солнца. Блины у славян всегда были поминальным блюдом.

Гулянья на Разгул продолжались до глубокой ночи и заканчивались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. В некоторых областях было принято колядовать в четверг. Люди ходили по домам с бубнами и балалайками, пели песни, поздравляли хозяев с Масленицей.

Пятница - Тещины вечераВ этот день теща с ответным визитом приходила в гости к зятю. Блины на этот раз пекла дочь - его жена. Зять должен был продемонстрировать свое расположение к теще и ее подругам и соседкам. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Суббота - Золовкины посиделкиМолодые невестки приглашали в гости золовок сестер мужа и других родственников мужа. Новобрачная дарила гостям подарки.

Прощеное воскресенье - проводы МасленицыКульминация всей масленичной недели. Проводы, торжественное сожжение Масленицы и прощение обид, нанесенных друг другу в течение года. По традиции знакомые, встретившись, говорили друг другу: "Прости меня", а в ответ слышали - "Бог тебя простит". С той же целью в прощенное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись умершим родным. Традиция просить прощения появилась у палестинских монахов. Иноки почти весь сорокадневный период поста проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам.

К началу Страстной седмицы некоторые так и не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что в следующий раз они могут и не встретиться, черноризцы накануне расставания просили друг у друга прощения. Отсюда и название этого дня — Прощеное воскресенье. Рецепты вкусных блинов на МасленицуБлины издавна считаются традиционной русской пищей. В современной трактовке круглый блин - символ Солнца, цикличности и нового начала. Однако в древности блины считались поминальной едой на Масленицу.

Их готовили в память об усопших, носили на могилы умерших родственников, чтобы через почитание ушедших предков повлиять на плодородие земли в новом году. У каждого региона России есть свои секреты приготовления вкусных блинов. Каких только блинов не бывает: на кефире, на дрожжах, ржаные, на воде, овсяные, гречневые, на молоке, красные на топленом молоке, пышные на сметане, постные с припеком, манные, заварные, творожные, на ряженке, свекольные, черемуховые, картофельные и пшеничные.

На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд.

Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе.

В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания.

В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт.

Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости.

Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках.

Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи».

В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней.

Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое.

Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г.

Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит.

А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится.

Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие.

Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов.

Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц….

К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой.

Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец.

Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири.

Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий