Мария Капнист похоронена рядом с ним на родовом кладбище. Жизни и творчеству Марии Капнист посвящён телевизионный документальный фильм "Мария Капнист. Мария Капнист встречалась и с Лидией Руслановой, и с генералом Рокоссовским, подружилась с писателем Данилой Фибихом и женой адмирала Колчака Анной Тимиревой. Речь о Марии Ростиславовне Капнист. Слушатели познакомились с невероятной судьбой талантливой актрисы, рассказ ведущей сопровождался показом мультимедийной презентацией «Мария Капнист.
Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»…
В одну из годовщин смерти Марии Капнист, которая сыграла в 80 картинах, артист написал: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели». Мария (Мира) Ростиславовна КАПНИСТ (Капнист-Серко). Заслуженная артистка Украины Мария Капнист погибла под колесами автомобиля в 1993 году. Мария Капнист встречалась и с Лидией Руслановой, и с генералом Рокоссовским, подружилась с писателем Данилой Фибихом и женой адмирала Колчака Анной Тимиревой.
Мария Ростиславовна Капнист
Однажды, отведя Раду в сад, она не ушла, а спряталась за дверью и стала наблюдать в щелочку. И увидела, как воспитательница схватила ее девочку за щеку и начала со всей силы трепать. А потом стала отвешивать малышке оплеухи, приговаривая: «Я из тебя, суки, выбью врага народа! Обезумев от ужаса, Капнист ворвалась в комнату и накинулась на воспитательницу с кулаками.
В результате женщину увезли в больницу, а Мариэтте добавили еще 10 лет срока и перевели в Сибирь на лесоповал. Раду же, несмотря на мольбы матери, отправили в детский дом. В 1956 году, на 7 лет раньше положенного срока, Мариэтта вышла на свободу В Сибири Мариэтта подружилась с Валентиной Базавлук, которой предстояло вот-вот выйти на свободу и попросила ее разыскать Раду.
И Валентина сделала почти невозможное: она не только нашла девочку, но и перевела ее в Харьковский детский дом, по своему месту жительства. А после совершила еще один беспримерный поступок — пробилась на прием к тогдашнему заместителю Совета Министров Анастасу Микояну и попросила его заступиться за Мариэтту Капнист. Так как к тому времени Сталина уже не было в живых, просьбу бывшей заключенной рассмотрели и удовлетворили.
И в 1956 году, на 7 лет раньше положенного срока, Мариэтта наконец-то вышла на свободу. Правда, при выдаче документов паспортистка напутала и написала: Мария Капнист. Под этим именем бывшая графиня и начала новую жизнь.
Но увидев свое отражение, она едва смогла сдержать рыдания. Вместо молоденькой розовощекой девушки с густыми черными волосами, какой Мариэтта запомнила себя, на нее смотрела худая изможденная морщинистая старуха с коротко отрезанными седыми волосами. Так 15 лет сталинских лагерей навсегда стерли былую красоту графини Капнист.
А ведь на момент освобождения ей было всего 44 года. Стоило ей войти — как будто свежий ветер влетал Первым делом Мария поехала в детский дом к Раде. Но забрать девочку ей не разрешили.
Препятствием стала справка, которую Капнист выдали при освобождении — о том, что она не может воспитывать ребенка из-за психической неуравновешенности. Кроме того, хотя Рада и жила в детдоме, но мамой привыкла считать Валентину Базавлук, а с Марией видеться не хотела. И только когда Раде исполнилось 15 лет, она смогла понять и полюбить свою настоящую родную маму.
Это произошло на праздновании дня рождения Марии Ростиславовны. В доме ощущалась необыкновенная атмосфера, которую создавала именно она. У нее всегда собиралась масса людей разных возрастов и профессий.
Стоило ей войти — как будто свежий ветер влетал, и начиналось удивительное общение», — вспоминает Радислава. Довженко «А хотите я сниму вас в своем фильме? Клеймо бывшей заключенной закрыло перед ней многие двери.
Обосновавшись в Киеве, Мария несколько недель ночевала на вокзалах, в скверах и даже в телефонных будках. А работала и дворником, и разнорабочей, и массажисткой. Но мечта стать актрисой по-прежнему жила в ее сердце и в свободное время Мария часто приезжала к киностудии имени Александра Довженко и подолгу стояла возле здания.
В один из таких дней в 1958 году на нее обратил внимание молодой режиссер Юрий Лысенко и спросил: «А вы у кого снимаетесь? Так Мария Капнист в 45 лет сыграла первую в своей жизни роль — игуменьи в картине «Таврия». По воспоминаниям актрисы, сначала ей было жутковато стоять под прицелом камеры.
Узнайте историю ее семьи, откройте для себя ее богатый творческий потенциал и уникальный подход к фотографии. Мария из рода Капнист Выдающиеся харьковчанки: Мария Капнист Фотография - это не только снимок реальности, но и возможность увидеть мир сквозь глаза художника. В творчестве Рады Капнист вы найдете гармонию между формой и содержанием, красоту и эмоциональностью, которые она передает через каждый свой снимок.
Достаточно вспомнить графиню из "Бронзовой птицы", чтобы понять, о ком идет речь. А ведь были в ее творческой судьбе и другие роли, правда, в основном эпизодические. Она снималась в картинах "Тени забытых предков", "За двумя зайцами", "Темные воды", "Белые одежды". Возможно, многие не поверят, что в молодости Мария Капнист была очень хороша собой. Но это действительно так.
Просто судьба ей досталась очень сложная.
Однако, в годы революции им пришлось нелегко, отец и братья погибли, старшие сёстры бежали из страны. А Мира, как её звали домашние, и её мать отправились в Киев.
Там Мариэтта поменяла имя и стала Марией. Однако, в итоге, она всё равно была арестована и отправлена в Казахстан. Там она трудилась в шахтах.
Молодая и красивая девушка, с аристократичным лицом, прекрасной осанкой и манерами делала всю чёрную работу. Там она влюбилась, родила дочь. Малышка была в саду, пока мать работала, но воспитательница не давала ребёнку покоя, постоянна поднимая на неё руку.
Мария пыталась защитить дочь из-за этого её срок увеличили. Дочь попала в детский дом, однако, подруга Марии удочерила её.
Лента новостей
- Биография Мария Капнист
- Неисчерпаемый источник чудесных исцелений: о Козельщанской иконе Божией Матери /
- Погасшие звёзды. Мария Капнист. | Дом-музей Т.Н. Хренникова
- Мария Капнист - биография, новости, личная жизнь
Мария Капнист — биография
- Тяжелая судьба Мариэтты Капнист. Графиня из ГУЛага
- «Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист
- Подписаться
- "Частная история": Мария Капнист - «Москва Доверие»
- Графиня из ГУЛАГа Мария Капнист: 15 лет лагерей красавицу-дворянку превратили в старуху
- Мария Капнист: крымская сказка ведьмы всея Союза - Лента новостей Крыма
Ведьмы, цыганки и чародейки Марии Капнист. Как графиня из ГУЛАГа попала в кино?
Затаилась, жду. Подходит вразвалку старший. И где у меня силы взялись. Крикнула: "Черви вонючие! Война идет! На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь. Были бы у меня пули... Лежу на нарах, думаю в отчаянии: не выживу».
Освободившись, жила на поселении в Казачинском районе Красноярского края. Под давлением была вынуждена оговорить себя в том, что её имя не Мариэтта, а Мария, и постановлением суда далее была осуждена как Мария. В заключении она познакомилась с Валентиной Ивановной Базавлук, которой предстояло выйти на свободу раньше. Базавлук сумела пробиться на приём к Анастасу Микояну и в итоге добилась того, что в 1956 году Капнист была освобождена изначально её срок должен был закончиться в 1963 году. В 1958 году она была полностью реабилитирована и все приговоры в отношении неё были отменены в связи с «отсутствием состава преступления». После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. Жить было негде, и она ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках.
Мария Капнист в кино Однажды она стояла в фуфайке около касс кинотеатра, к ней подошел молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами «В каком фильме вы снимаетесь? Мария Капнист в фильме "Таврия" Далее режиссёры киностудии имени Довженко стали активно привлекать Капнист к съемкам. В 1972 году Александр Птушко предложил ей одну из главных ролей - Наину - в своем фильме-сказке «Руслан и Людмила». Во время съемок имел место инцидент, который Капнист пережила весьма непросто. По сценарию в фильме должен был появиться волк. Но Птушко захотел заменить его тигром. Марию об этом не предупредили.
Она зашла в павильон и услышала рычание. Обернулась, и увидела приготовившегося к прыжку тигра. Именно этот взгляд и запечатлела камера. Зверь развернулся и удрал в клетку. Когда Птушко подошел к ней со словами: «Ну, Капнист, ты молодец! Мария Капнист в фильме "Руслан и Людмила" Получила известность своими характерными образами - графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек. В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини.
В «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» она исполнила сразу три роли - Фатум, рыцаря и игуменьи. Мария Капнист в фильме "Бронзовая птица" Мария Капнист в фильме "Цыган" Мария Капнист в фильме "Новые приключения янки при дворе короля Артура" Стоит отметить сыгранную Марией Капнист главную роль в фантастической комедии Александра Майорова «Шанс», где она предстала в качестве великосветской дамы, княжны персидской Милицы Федоровны. В благодарность тот одарил землянина эликсиром молодости. Постоянно употребляя эликсир, Алмаз и его подруга Милица дожили до XX века. Настало время опять вернуть молодость, и Алмаз возвращается в город Великий Гусляр, где хранится тайное средство. Однако тайна оказалась раскрыта, и нескольким жителям города представился случай испытать на себе действие «марсианского зелья».
Лежу на нарах, думаю в отчаянии: не выживу». Освободившись, жила на поселении в Казачинском районе Красноярского края. Под давлением была вынуждена оговорить себя в том, что её имя не Мариэтта, а Мария, и постановлением суда далее была осуждена как Мария. В заключении она познакомилась с Валентиной Ивановной Базавлук, которой предстояло выйти на свободу раньше. Базавлук сумела пробиться на приём к Анастасу Микояну и в итоге добилась того, что в 1956 году Капнист была освобождена изначально её срок должен был закончиться в 1963 году. В 1958 году она была полностью реабилитирована и все приговоры в отношении неё были отменены в связи с «отсутствием состава преступления». После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. Жить было негде, и она ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Мария Капнист в кино Однажды она стояла в фуфайке около касс кинотеатра, к ней подошел молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами «В каком фильме вы снимаетесь? Мария Капнист в фильме "Таврия" Далее режиссёры киностудии имени Довженко стали активно привлекать Капнист к съемкам. В 1972 году Александр Птушко предложил ей одну из главных ролей - Наину - в своем фильме-сказке «Руслан и Людмила». Во время съемок имел место инцидент, который Капнист пережила весьма непросто. По сценарию в фильме должен был появиться волк. Но Птушко захотел заменить его тигром. Марию об этом не предупредили. Она зашла в павильон и услышала рычание. Обернулась, и увидела приготовившегося к прыжку тигра. Именно этот взгляд и запечатлела камера. Зверь развернулся и удрал в клетку. Когда Птушко подошел к ней со словами: «Ну, Капнист, ты молодец! Мария Капнист в фильме "Руслан и Людмила" Получила известность своими характерными образами - графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек. В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини. В «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» она исполнила сразу три роли - Фатум, рыцаря и игуменьи. Мария Капнист в фильме "Бронзовая птица" Мария Капнист в фильме "Цыган" Мария Капнист в фильме "Новые приключения янки при дворе короля Артура" Стоит отметить сыгранную Марией Капнист главную роль в фантастической комедии Александра Майорова «Шанс», где она предстала в качестве великосветской дамы, княжны персидской Милицы Федоровны. В благодарность тот одарил землянина эликсиром молодости. Постоянно употребляя эликсир, Алмаз и его подруга Милица дожили до XX века. Настало время опять вернуть молодость, и Алмаз возвращается в город Великий Гусляр, где хранится тайное средство. Однако тайна оказалась раскрыта, и нескольким жителям города представился случай испытать на себе действие «марсианского зелья». Мария Капнист в фильме "Шанс" Мария Капнист часто давала благотворительные концерты. Она добилась возвращения из забытья имени одного из своих славных предков, писателя Василия Капниста. Было широко отмечено его 230-летие, изданы произведения поэта и даже включены в школьную программу. Гибель Марии Капнист Из-за работы в заключении под землёй у Капнист развилась клаустрофобия, из-за чего она не пользовалась подземными переходами, что и стало причиной её гибели. В начале октября 1993 года Мария Капнист попала под колёса автомобиля, переходя одну из самых оживлённых автомагистралей Киева - Проспект Победы, у киностудии им. Лечения травм осложнилось отёком лёгких. Умерла 25 октября 1993 года в Киевской Александровской Октябрьской больнице.
Переезд в Крым не стал спасением. Начало всех бед Отца Марии графа Ростислава Ростиславовича расстреляли в 1921 году, якобы за пособничество врангелевцам. В том же году не стало старшей сестры Лизы. Старший брат Василий ушел из жизни через 5 лет, а брат Андрей пропал без вести. Тетю и вовсе лишили жизни прямо на глазах Марии. Приходилось молоть виноградные косточки. Спасались за счет дельфиньего жира — одному рыбаку удалось поймать дельфина», — вспоминала Мария свое детство в Крыму. Здесь всё стало налаживаться. Девушка поспешила за давней мечтой, отучилась в театральной студии и оказалась в Ленинградском институте. Педагоги ее хвалили, она начала появляться на сцене. Однако затем всплыла информация о дворянском происхождении Марии. Этого оказалось достаточно, чтобы исключить талантливую девушку из вуза, о сцене ей теперь можно было забыть. Даже просто находиться в Ленинграде Капнистам запретили. К тому же в 1934 году не стало Сергея Кирова, который был другом семьи и мог хоть иногда заступиться. Пару лет молодой женщине пришлось скитаться по огромной стране. Какое-то время она трудилась бухгалтером в Киеве, затем перебралась в Батуми. Однако в 1941-м о Марии снова вспомнили.
У супругов Капнистов была несовершеннолетняя дочь Мария, очень резвая и активная девочка, которая внезапно заболела непонятным недугом, приведшим к искривлению и вывиху суставов, а затем к обездвиживанию. Лечение у разных докторов и прописанные процедуры ничего не дали. Отец девочки обратился к известному французскому профессору Шарко, и тот согласился осмотреть его дочь в Москве. Накануне отъезда мать посоветовала дочери для благополучного исхода поездки помолиться перед иконой и почистить ее ризу. Горячая и искренняя молитва привела к полному выздоровлению девочки, которую все же повезли в Москву, но уже для освидетельствования по случаю исцеления. Записи из истории болезни Марии, подписанные профессорами Шарко и Склифосовским, подтверждают этот удивительный факт. Сама Мария обо всем этом рассказала в 1920 году, находясь в Одессе, священнику о. Александру Введенскому, у которого проживала на квартире. Отец Александр много лет спустя поделился подробностями этой истории с матушкой Антонией Желтковой в своем письме. К сожалению, судьба самой Марии Капнист сложилась очень неудачно. Девочка в порыве благодарности за исцеление дала обещание Богу не выходить замуж, но не сдержала его. Ее первый супруг оказался горьким пропойцей и рано погиб, второй — известный геолог, профессор Киевского Императорского университета П. Армашевский, был расстрелян чекистами в 1919 году. По свидетельству отца Александра, Мария умерла как подлинная христианка в полном примирении со всеми с молитвой на устах и была похоронена на Одесском кладбище в 1921 году под фамилией Армашевская. После невероятного выздоровления Марии в 1881 году весть об этом чуде быстро разнеслась по всей России. Уже в Москве, когда семья приехала туда на консультацию к профессору Шарко, к дому Капнистов собирались православные, желавшие воздать честь образу Богородицы, благодаря которому произошло исцеление девочки. В Москве с иконы со временем сделали список, получивший название «Неисчерпаемая Благодать». От московского списка Козельщанского образа Пресвятой Богородицы верующие тоже начали получать помощь. Когда семья вернулась в Козельщину, паломники ринулись туда.
Мельпомена и ГУЛАГ: Мария Капнист
Вслед за домом, имуществом, близкими людьми, свободой Советская власть отняла у молодой женщины былую красоту и здоровье. Семнадцать лет тяжелейшей каторги… Освобождена Мария Ростиславовна была лишь в 1958 году. Незабываемая актриса Мария Ростиславовна выдержала все испытания. Рассказывают, что после лагерей она не боялась ничего - ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, лазать через заборы, пресекать любые проявления хамства. Ей было 44 года, когда она начала сниматься в кино. Своей выразительной внешностью она сразу привлекла внимание режиссеров.
Раду отдали каким-то вольнонаемным, жившим на берегу реки, и мать, переодеваясь в мужскую одежду, могла смотреть на своего ребенка лишь издалека: грузила мешки и любовалась малышкой.
Однажды, не увидев ее, потеряла сознание. Тогда и обнаружили, что она не мужик. Стали допытываться — зачем переодевалась, что замышляла... И тогда ей устраивали всякие пытки: опускали в ледяную ванну, обливали холодной водой. Это же вообще невозможно! Я была настолько крупным ребенком, что, когда мама меня регистрировала, мне дали на год больше.
И отчество изменили: с польского Яновна почему-то на Олеговну. Отца своего Рада никогда не видела, он был инженер — Ян Волконский, из польских шляхтичей, влюблённый в Марию Ростиславовну. Сама Мария Ростиславовна не очень любила говорить об этом. Лишь после ее смерти Рада нашла в документах матери фото отца. Она была очень красивая в молодости, — рассказывала Радислава. Угольная пыль не вымывалась еще долгие годы после освобождения.
Я ходила в детский сад при лагере. Мама набросилась на воспитательницу. Избила ее. Возможно, все бы обошлось, но воспитательница оказалась любовницей сотрудника НКВД. Марии Ростиславовне дали еще 10 лет. Меня отправили в детский дом.
Начались скитания Рады по детдомам, а Марии Ростиславовне помогала выжить лишь надежда на встречу с дочерью. Она провела полтора десятилетия лет в тюрьмах и лагерях на самых тяжелых работах. На рудниках, в шахтах, на лесоповале, на обжигах кирпичей… Ее избивали, выбили зубы, из красивой девушки она превратилась в сморщенную старуху. Но ее дух не был сломлен. На шахтах она спасла жизнь тридцати каторжанкам. Увидев сорвавшуюся вагонетку, которая по рельсам неслась в толпу женщин, она бросилась под неё, и потом три месяца лежала без сознания, а спасенные каторжанки сдавали кожу и кровь для её спасения.
Трагически сложилась судьба и у остальных ее братьев и сестер. Старшая сестра Марии испытаний не выдержала — умерла от разрыва сердца. Один брат утонул, второй также попал в лагеря. Спасся от тюрем лишь один — брат графини Андрей, поменяв фамилию Капнист на Копнист. Не находя себе места от горя, Мария Ростиславовна была близка к самоубийству. Но собрав в кулак всю свою силу воли, она попросила лагерную подругу Валентину Ивановну, которая уже выходила на волю, разыскать Раду и быть рядом с нею, пока мать не окажется дома сама.
Валентина Ивановна выполнила наказ подруги, нашла ее дочь, познакомилась с ней, а потом разыскала Марию Ростиславовну и успокоила. Встретиться мать и дочь смогли нескоро. А когда встретились, Рада долго не могла ее признать. Она не понимала, почему почти десять лет ей пришлось жить в ненавистном детдоме, почему рядом не было мамы, а появившись, она оказалась немолодой и некрасивой, истощенной и физически и психически. Лишь спустя несколько лет, уже сама став матерью, Рада во всем разобралась и привязалась к ней уже навсегда. Мария Капнист с дочерью Радой В марте 53-го умер Сталин.
Всех выстроили на лагерном плацу и сообщили эту «скорбную» весть. Кто-то плакал, кто-то кричал, стонал, падал в обморок. Мария Капнист танцевала вальс. Слава Богу, решили, что она сошла с ума. Отпустили, конечно, не всех. Капнист назвали фашисткой и оставили еще на неопределенный срок.
И вот, наконец, 1958 год. Актриса едет в Москву на встречу со своим другом Георгием Евгеньевичем. В вагоне ей предложили принять душ. Зайдя в туалетную комнату, она увидела пожилую женщину с короткой стрижкой и чрезвычайно морщинистым лицом. Выскочив в коридор, она позвала охранника: «Там какая-то бабуся моется! Тут Мария Ростиславовна догадалась, что видела в зеркале свое отражение...
Из лагерной Голгофы она вернулась в 42 года, но выглядела изможденной старухой. Это было страшное открытие. Каторжанам не разрешалось пользоваться зеркалами. Капнист чувствовала, что сильно похудела, знала, что постарела. Но не до такой же степени! На перрон она вышла первой, в старой телогрейке, стоптанных башмаках, с узелком в руках.
Она сразу увидела Георгия — годы не изменили его, высокого, красивого. Он стоял с букетом цветов и вглядывался в выходящих из вагона пассажиров. Пару раз кинул взгляд и на нее... Когда на перроне их осталось двое, он сказал: «Вас не встретили, и я не встретил». И пошел. У Марии подкосились ноги, пересохло во рту.
Ах, если бы не увидела она себя в этом поганом зеркале, может, и посмелее была бы! Все-таки, найдя в себе силы, она кинулась за ним и закричала: «Юл, Юл!... Обернувшись и вглядевшись в ее полные слез глаза, он отшатнулся. Ужас, боль, страдание — все разом отразилось в его облике. Что они с тобой сделали! А она побежала прочь, не разбирая дороги.
Догнав ее, Георгий услышал: «Спасибо за ту правду, которую я увидела на твоем лице». Мария Ростиславовна уехала в Киев. С Георгием Евгеньевичем они дружили всю оставшуюся жизнь, ездили друг к другу в гости. Он не раз предлагал ей пожениться, но она не могла забыть той встречи на вокзале и не могла позволить себе сделать несчастным любимого человека. В Киеве Мария Капнист ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Работала дворником, массажистом.
Приходила на киностудию, бродила по павильонам. И однажды встретилась с молодым режиссером Юрием Лысенко. Он предложил ей роль Игуменьи в картине «Таврия». Поначалу актрисе было несколько жутковато — впервые она стояла перед камерой, а потом дела пошли на лад. Она оказалась довольно покладистой актрисой с оригинальными и внешними, и внутренними данными. На нее обратили внимание многие режиссеры Киностудии имени Довженко, приняли в свой штат, а Союз писателей выдал Марии Ростиславовне как потомку выдающегося писателя В.
Капниста путевку в Дом творчества «Коктебель» на Черном море. Там актриса окрепла, отдохнула, подлечилась и начала активно сниматься в кино. Мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой. Зато она принесла в наш кинематограф свою светлую, мудрую, добрую душу, свой таинственный, выразительный облик. Пусть это были роли небольшие, но все же незабываемые. Трудно себе представить другую актрису в этом хитром и страшном образе.
А ей приходилось работать не только с коллегами, но и с животными. В частности — с огромным тигром. Мария Ростиславовна не побоялась с ним «познакомиться», войти в клетку. После лагерей она не боялась ничего — ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, пресекать хамство и хулиганство. Те годы выбили из нее напрочь страх и слезы. Она даже разучилась плакать.
О роли Наины Капнист, заполняя присланную ей Госфильмофондом анкету, писала так: «В образе этой страшной колдуньи я была утверждена безоговорочно, после десяти проб народных актрис. Чтобы оправдать доверие, надо было вселить в себя этот образ. В каждую клетку нерва, кровеносного сосуда, разума. Чтобы поразить современного зрителя. Даже маленький зритель нашей эпохи очень взыскателен, приучен к телевизору и киноэкрану». Александр Птушко хотел и дальше снимать Марию Капнист во всех своих фильмах, но вскоре после премьеры «Руслана и Людмилы» умер.
Зато образ ведьмы надолго «прилип» к образу самой актрисы. Как-то, направляясь к своему подъезду мимо лавочки, на которой всегда собирались местные старухи-сплетницы, она услышала вслед: «Ведьма, ведьма... Дома она связала в одну длинную веревку простыни, скатерти, половики и спустилась по ней из окна со своего третьего этажа. Обойдя дом, она как ни в чем не бывало вновь вошла в подъезд. Старухи оцепенели и еще долго не могли прийти в себя. Сама же Мария Ростиславовна любила называть себя Бабой Ягой.
Она так и подписывала открытки и письма своим друзьям и близким: «Баба Яга. У Марии Ростиславовны была точеная фигура. Мы вместе ходили в танцкласс при студии киноактера. После динамичной нагрузки, когда все уже пыхтели, она еще умудрялась делать кульбит. И это в шестьдесят пять лет! Она никогда не переставала следить за собой и заниматься йогой.
При этом одевалась экстравагантно. Вовсе не потому, что у нее не было во что… Ей много дарили художники: и оригинальные авторские шарфы, и связанные вещи, и украшения. Только все, что к ней приходило, так же легко она раздавала. Сколько раз я ее уговаривала: «Эту юбку носить уже нельзя! Она тихонько удивлялась и делала по-своему. Чалма — ее спасительный маневр, когда спешишь и нет времени на прическу.
А Мария Ростиславовна спешила всегда.
Родственники несчастных целыми днями не отходили от дверей, и девочка надеялась если не увидеть, то хотя бы услышать голос отца. Ростислава Ростиславовича расстреляли зимой 21-го года. Как и почти всех крымских дворян. Не выдержав смерти отца, умерла его старшая дочь Лиза. Сыновьям Андрею и Георгию пришлось скрываться. На глазах Марии убили ее тетю. Один из «палачей» указал своему напарнику на девочку: «Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели ее!
У вас нет приказа! Крымские татары, очень высоко чтившие память любимого графа Капниста, помогли его вдове и дочке Мирочке бежать из Судака в их национальной одежде. В 16 лет Мария Капнист попала в Ленинград. Там она поступила в театральную студию Юрьева, а после ее закрытия уехала в Киев. Там вышла замуж и стала заниматься на финансовом факультете Института народного хозяйства. Учиться на финансиста было скучно, и Капнист вновь вернулась в Ленинград и пришла в театральный институт. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Там же, в Ленинграде, состоялись две знаменательные для нее встречи. Первая — с другом детства Георгием Холодовским, женихом ее покойной сестры Лизы.
Еле узнал он в стройной красавице с косами до пят ту маленькую озорницу Мирочку, докучавшую влюбленной паре своими выходками. Начинающая актриса и молодой инженер-энергетик стали неразлучны и вскоре полюбили друг друга. Тогда же произошла вторая встреча — с Сергеем Мироновичем Кировым, которого обожала вся молодежь Ленинграда, и Мария в том числе. Киров прекрасно знал семью Капнистов и, встретившись с ее младшей представительницей, стал расспрашивать обо всех. Мария поведала ему о своих несчастьях, чем вызвала страшное негодование с его стороны. Он пообещал разобраться в этой истории и помочь молодым влюбленным во всех бытовых и прочих вопросах. А потом Кирова убили, и вновь началась страшная чистка. Среди «неблагонадежных элементов» оказалась и Мария Капнист. Так и не дали ей толком доучиться.
Судьба кидала ее из Ленинграда в Киев, из Киева — в Батуми, а в промежутках — за решетку. Работать ей приходилось бухгалтером, хотя Мария Ростиславовна не оставляла занятий музыкой и театром. Стройная, красивая, эксцентричная, она называла себя Итальянкой. Итальянку пометили, и в начале 1941 года «за антисоветскую пропаганду и агитацию» дали 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Могла ли она тогда подумать, что это только начало? Этапы, этапы... Многое пришлось пережить хрупкой молодой женщине. Ей обрезали чудные косы, выбили зубы — «чтоб не кусалась». В Карлаге заключенные делали саманные кирпичи — это была изнурительная работа в невыносимой жаре.
А тут еще одна беда: пометил Марию начальник лагеря Шалва Джапаридзе. Вызвал как-то к себе и попытался повалить на кровать. Мария что было сил вдарила ему ногой в пах и выскочила вон. Натолкнулась на охранника из лагерных: «Кажется, я Шалву убила... Но Шалва выжил и приказал кинуть строптивую девчонку в мужской лагерь к уголовникам. А те могли делать, что им вздумается — они не несли наказаний. Мария затаилась в углу, ждет. К ней вразвалочку подошел старший. И откуда силы взялись?
Закричала: «Черви вонючие! Чем вы тут занимаетесь? Война идет, на фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь! Были бы у меня пули... Ты не признаешь меня? Эта неожиданная встреча спасла ей жизнь, однако на другой день Марию жестоко избили конвоиры. Вскоре Капнист переправили в Джезказган на добычу угля. На заре каторжан опускали в шахту, а поднимали глубокой ночью. Нестерпимо болели руки, ноги, спины.
Мария Ростиславовна была бригадиром. В лагерях, как известно, перебывало немало артистов, режиссеров, писателей. Они ставили спектакли, чем хоть как-то поддерживали дух и силы товарищей по несчастью. Да и сами держались. Поздними вечерами разыгрывала перед каторжанками пьесы, рассказывала романы, сказки, жизненные истории. Но выжить в этих страшных условиях помогал Марии Ростиславовне ее сердечный друг Георгий Холодовский. Где бы она ни была, он находил ее и присылал посылки с сухарями, сухофруктами, луком, спасая ее от голода и цинги. И каждый год на день ее рождения, 22 марта, старинный русский праздник — Жавороночный день, получала она свой традиционный, любимый с детства подарок — выпеченных из теста жаворонков. На лесоповалах в Сибири Мария Ростиславовна родила дочку Раду.
Отцом ее стал один инженер, безумно влюбленный в Марию Ростиславовну. Как-то в степи, где женщины пасли овец, случился пожар. Он кинулся в огонь и спас свою возлюбленную. Рождение дочери было наградой за его подвиг. Но выйти замуж Капнист не согласилась — ее сердце было отдано Георгию. Растить ребенка в таких условиях было крайне тяжело. Поставив Раду на ноги, Мария Ростиславовна пошла на мужские работы, чтобы иметь возможность ее кормить и одевать. Но однажды, заметив, что дочь почему-то плачет каждый раз, когда ее ведут в детский сад, она заподозрила неладное. В очередной раз воспитательница с бурной радостью выскочила навстречу, в очередной раз Рада сжалась в комок и вцепилась в маму, но Мария Ростиславовна не ушла, а спряталась за дверью.
И когда услышала крик дочери, заглянула в комнату.
Ей было 44 года, а выглядела она древней старухой… Сцена получилась ужасная, трагическая. Он и она метались по уже опустевшему перрону, в конце концов Холодовский протянул Марии Капнист букет со словами: «Вас не встретили, и я не встретил ту, которую ждал». Развернулся, пошел прочь. Мария Ростиславовна окликнула его. Это был шок… Георгий просто не узнал в морщинистой беззубой седой женщине свою Марию, ту Марию, которой ежемесячно на протяжении стольких лет отправлял посылки, стараясь хоть как-то облегчить лагерную жизнь. Его выражение лица, когда он, наконец, понял кто перед ним, Мария Ростиславовна запомнила на всю жизнь. Они остались друзьями, но не более того.
Дочь, которую разыскала и забрала к себе Валентина Ивановна, не приняла мать. Девочка не понимала, почему мамы не было столько времени. И у нее уже была мать — Валентина Ивановна. В минуту отчаяния Мария Ростиславовна как-то написала: «Я испытала такие страшные лагеря, но более страшные пытки я испытала, когда встретила свою дочь, которая не хотела меня признавать». Мария Капнист и её дочь Рада Позже между дочерью и матерью всё же произошло потепление. Рада рассказывала: «Первый раз я приехала к маме, когда мне исполнилось 15 лет, и попала на ее день рождения. Там я впервые почувствовала, что это за человек, как ее любят люди. Ощущалась необыкновенная атмосфера, которую создавала именно она.
У нее всегда собиралась масса людей разных возрастов и профессий. Стоило ей войти — как будто свежий ветер влетал, и начиналось удивительное общение». После 15 лет лагерей и пересылок Мария Капнист приехала в Киев. Жизнь пришлось начинать с нуля. Жить было негде, и она ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Чтобы получить хоть какие-то деньги, работала массажистом, дворником. О сцене и съемках в кино даже не мечтала. Роли в кино После лагерных мытарств Мария Ростиславовна в свои 44 года выглядела на все 70.
Это и помогло ей получить первую роль. Она стояла в фуфайке около касс кинотеатра имени Довженко, подбежал молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами: «В каком фильме вы снимаетесь? В роли игуменьи в фильме «Таврия» Успех этой дебютной работы обратил на нее внимание многих режиссеров киностудии имени Довженко. Они приходили в восторг от ее выразительной внешности и заваливали предложениями сыграть аристократок, монахинь, ведьм. Хищный профиль, надменный взгляд и старорежимные манеры — всё это неизменно приковывало взгляд зрителя. В дальнейшем она получила известность своими характерными образами — графинь, дам, загадочных старух, цыганок и чародеек.
Следственное дело графа Р.Р.Капниста
Причиной ухода из жизни 80-летней Марии Капнист стало ДТП, в которое на оживлённой улице попала женщина, из-за клаустрофобии избегавшая подземных переходов. В 1956 году Мария Капнист обрела свободу. В заключении у Марии Капнист родилась дочь Радислава, отцом которой был польский инженер Ян Волконский (его впоследствии расстреляли). Мария Капнист: княгиня из лагеря. Лагеря отобрали у Мариэтты Капнист всё, кроме воли к жизни.
Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»…
"Частная история": Мария Капнист. 1956 год. Красноярская железная дорога. Мария Капнист, известная российская певица и актриса, стала настоящей легендой в мире искусства. К сожалению, судьба самой Марии Капнист сложилась очень неудачно. Трагическая судьба актрисы Марии Капнист. В «Бронзовой птице» Мария сыграла экономку графа, которую пионеры прозвали «графиней» за ее осанку и аристократическую выдержку. Слушатели познакомились с невероятной судьбой талантливой актрисы, рассказ ведущей сопровождался показом мультимедийной презентацией «Мария Капнист.
Тяжелая судьба Мариэтты Капнист. Графиня из ГУЛага
Авторам проекта удалось воссоздать дух того времени, ведь деятельность Красного Креста невозможна без этого особого состояния, настроя, духа, который ощущается здесь, в этом историческом месте. Музей производит сильное впечатление, я благодарен Анне Витальевне, что она занялась таким замечательным делом ". Музей Августейших покровителей Российского Общества Красного Креста - владельцев имения "Ильинское-Усово" открыт для посещения со вторника по воскресенье с 10. Андрес: с. Ильинское, ул.
В первый же год ей обрезали косу и выбили зубы — чтобы не кусалась. А когда она всё-таки смогла полюбить и забеременела, отняли ребёнка и истязали его. Увидев, как сотрудница лагеря избивает беззащитную дочь, Мариэтта так избила её, что ей дали ещё десять лет лагерей, а дочь отправили в детдом. Мариэтта Капнист. Режиссёры Александр Муратов, В. Отца расстреляли большевики в Крыму в Гражданскую, там же на глазах у шестилетней Мариэтты убили тётку. Из-за происхождения представительница древнего греческого рода Капниссисов была выгнана из театрального института в 1933 году. Переехала в Киев, стала работать бухгалтером, потом уехала в Батуми, снова вернулась в Ленинград. В начале 1941 года её арестовали по подозрению в "антисоветской пропаганде". Дали восемь лет лагерей, в которых она оставила красоту и молодость. Чтобы избавиться от внимания мужчин, Мариэтта разыгрывала сумасшедшую. Она работала на угольных шахтах, пасла отары овец в Казахстане. Там она встретила отца дочери — инженера Яна Волконского, который спас красавицу из пожара. Чтобы не допустить рождения ребёнка, охранники топили женщину в ледяной ванне и били, норовя попасть сапогом в живот. Она выжила и родила. Выжила и её дочь, а Волконского расстреляли. В Карлаге она познакомилась с Анной Тимирёвой — женой Колчака. К тому времени Тимирёва сидела уже 18 лет. Освободилась Капнист в 1956 году. Из красавицы она превратилась в "пиковую даму" — старуху с жутким взглядом. Выйдя, она металась по СССР, искала дочь, пыталась вытащить её из детдома. Ребёнка ей отдали, когда Раде исполнилось 15 лет.
Анастасии Байдак-Капнист благоволил первый секретарь Ленинградского горкома и губкома партии Сергей Киров. После его убийства Капнистам из-за происхождения запретили жить в городе на Неве, Мариэтту исключили из института. Она переехала в Киев, где отучилась на бухгалтера, некоторое время Капнист работала по этой специальности. В Карлаге молодая женщина познакомилась и подружилась с гражданской женой Колчака Анной Тимиревой, которая к этому времени находилась в лагерях уже 18 лет. Работа женщин-заключенных заключалась в изготовлении саманных кирпичей, трудились они в тяжелейших условиях — на изнурительной жаре, при острой нехватке воды. В своих воспоминаниях Мария Капнист рассказывала о многочисленных и изощренных издевательствах лагерного начальства над заключенными. В Степлаге Капнист встречалась с отбывавшей срок актрисой Татьяной Окуневской. Марии джезказганский лагерь, где заключенные занимались добычей угля, запомнился особо: люди там умирали как мухи. В молодости Мариэтта Капнист была красавицей, и чтобы не стать наложницей лагерного начальства, она втирала в лицо лагерную пыль, которая в итоге настолько въелась в кожу, что следы от нее долго оставались и после освобождения из лагерей. В заключении у Марии Капнист родилась дочь Радислава, отцом которой был польский инженер Ян Волконский его впоследствии расстреляли. Беременная женщина продолжала работать в угольном руднике.
Отметим, что даже в тюремных условиях Мария находила силы для творчества, чтобы ставить спектакли для заключенных. А чтобы избежать домогательств со стороны охраны, графиня втирала в кожу лица угольную пыль. Бесконечные лишения, потери и переживания еще сильнее состарили женщину. Неудивительно, что освободившись в 42 года, Мария Капнист выглядела на все 70. Она долго не могла наладить отношения с дочерью, ведь та просто не признавала в Марии мать, не помнила ее. Найти общий язык матери с дочкой удастся только через годы, когда Радислава уже станет подростком. Улыбка судьбы После освобождения Мария переехала в Киев. Жилья не было, поэтому женщина ночевала прямо на вокзале или в парке, а также работала дворником, чтобы хоть как-то выжить. И в один момент ей улыбнулась удача. Режиссер Юрий Лысенко заприметил колоритную барышню, которая в гриме должна была выглядеть очень эффектной. Так Капнист получила роль игуменьи в киноленте «Таврия». Удачная работа привлекла к Марии Капнист внимание других режиссеров. В дальнейшем она без устали играла пожилых графинь, загадочных старух, чародеек, цыганок, ведьм. А роль в двухсерийном фильме 1972 года «Руслан и Людмила» вовсе принесла женщине всесоюзную славу. Снималась в кино актриса до конца своих дней. Поразительно, что ей удалось сыграть более чем в 120 фильмах, несмотря на позднее начало кинокарьеры. Она боялась спускаться под землю, даже когда речь шла про обыкновенный подземный переход.
«Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист
Пиратская версия, например, посылает сигнал об использовании нелицензионного софта, и юзер не может полностью раскрыть его потенциал и становится крайне уязвимым от тех же угроз с интернета. Очень важно, что данный процесс, создаваемый KMSAuto, совершенно не нагружает систему и его работу пользователь даже не заметит, так как на производительности это никак не отразиться. Ключевые особенности Сейчас активаторы KMSAuto работают практически на всех версиях операционных систем Windows, включая 7,8, 10 и 11 сборки. Что касается Vista и XP, то для их активации требуется использовать другой софт. Если еще сомневаетесь, стоит ли использовать KMSAuto для активации своей ОС или программ, подробно ознакомьтесь об основных преимуществах приложения: Полноценная и абсолютно безопасная активация нелицензионных версий Windows и Office. Активация новых и старых версий ОС и софта. Присутствует функция заменить наиболее лайтовые «домашние версии» Windows на более продвинутые — максимальные и профессиональные. Работает на 32-битных и 62-битных системах. Имеется функция стирания предыдущих попыток активаций — важный момент, ведь история активаций мешает дальнейшему подбору ключей.
Локализация софта на русском языке. Несколько способов активации — как для новичков, так и для продвинутых владельцев ПК. Виды Разработчики KMSAuto создали три вида своего приложения с различным набором инструментов и под разные операционные системы: Ultimate — максимальный набор инструментов и функций, который следует применять для активации наиболее современных ОС. Lite — предлагает уже несколько меньший набор инструментов, однако она более легкая и для работы даже не требует наличия Framework. Helper — сборка программы для активации старых версий ОС и программ Office. Следовательно, при выборе активатора важно учитывать версию ОС, чтобы не возникло проблем в работе.
Женские лагеря жили по своим законам, может быть, даже более ужасным, чем мужские. Именно в Карлаге Мария встретила Анну Тимиреву, невысокую красивую женщину, потомка терских казаков. Они подружились, и только потом Анна призналась Марии, что ее муж — Колчак. Подруги ставили ночью спектакли в том же бараке, где проживали. А днем их выгоняли на работу, они занимались изготовлением саманных кирпичей. Вначале ничего не получалось, а потом так приловчились, что в течение дня изготавливали до 180 штук. Они выполняли эту изнурительную работу в немыслимой жаре, воды давали сущий мизер, ночью в бараке нечем было дышать. А тут еще и начальник лагеря Шалва Джапаридзе не давал проходу красивым женщинам, каждую ночь присылал в барак «сваху», такую же заключенную, как и остальные, и она приводила к нему тех, кого он выбрал. Однажды такая сваха пришла и сказала, что начальник умирает, и просит Марию, чтобы она написала письмо его дочери. Капнист пришла, и вместо письма, начальник начал к ней приставать. Когда он начал ее хватать, Мария ударила его, от ненависти и собственного бессилия. Шалва ей отомстил, приказал конвойным бросить женщину к уголовникам в мужском лагере. Она испугалась, притаилась, ждала. Когда к ней вразвалку подошел их старший, Мария в отчаянии начала кричать, обзывать их червями вонючими, дышащими парашей, живущими в грязи и издевающимися над слабыми. Она говорила о войне, и о том, что были бы у нее пули, она бы им всем показала. Один из заключенных предложил убить ее, но их главный остановил всех, приказал не трогать женщину. Зеки сцепились между собой, и конвоирам ничего не оставалось делать, как забрать Марию обратно. Оказавшись в своем бараке, Мария Капнист с отчаянием подумала, что не выживет. После освобождения Капнист отправлена на поселение в Казачинский район Красноярского края. Второй раз актрису арестовали 11 октября 1951 года, и в декабре того же года Красноярский районный суд обвинил ее в антисоветской агитации. Марии Капнист дали десять лет лагерей. Следствие проходило под таким давлением, что бедная женщина оговорила себя. Она сказала, что зовут ее не Мариэтта, а Мария, и в постановлении суда ее записали, как Марию Капнист. Фото арестованной Марии Капнист В заключении Мария встретила Валентину Базавлук, срок отсидки которой подходил к концу. Валентина сумела добиться аудиенции у Анастаса Микояна , и благодаря ее усилиям, Мария вышла из тюрьмы в 1956-м. Если бы не ее участие, то свободу Капнист получила бы только в 1963-м. Полная реабилитация Марии Капнист состоялась в 1958 году. Суд отменил все приговоры в отношении ее, так как не нашел в ее действиях состава преступления. Получив свободу, Мария Капнист вернулась в Киев. У нее не было ни работы, ни жилья, женщина едва смога устроиться дворником, потом массажистом. Ночевала, где попало — на вокзале, в сквере и даже в телефонной будке. Фильмы Из тюрьмы Мария вышла 42-летней женщиной, но внешне напоминала старуху. Однажды Капнист стояла возле кассы кинотеатра, в привычном своем наряде — фуфайке. К ней подошел молодой человек, и спросил, в какой картине она снимается. Это был Юрий Лысенко, начинающий режиссер. Он буквально силой затащил женщину на съемочную площадку, предложил ей роль игуменьи в фильме «Таврия». После этого режиссеры студии им. Довженко наперебой предлагали Капнист роли в своих картинах. В 1972-м Мария сыграла роль одного из ключевых персонажей в ленте «Руслан и Людмила».
Отца расстреляли большевики в Крыму в Гражданскую, там же на глазах у шестилетней Мариэтты убили тётку. Из-за происхождения представительница древнего греческого рода Капниссисов была выгнана из театрального института в 1933 году. Переехала в Киев, стала работать бухгалтером, потом уехала в Батуми, снова вернулась в Ленинград. В начале 1941 года её арестовали по подозрению в "антисоветской пропаганде". Дали восемь лет лагерей, в которых она оставила красоту и молодость. Чтобы избавиться от внимания мужчин, Мариэтта разыгрывала сумасшедшую. Она работала на угольных шахтах, пасла отары овец в Казахстане. Там она встретила отца дочери — инженера Яна Волконского, который спас красавицу из пожара. Чтобы не допустить рождения ребёнка, охранники топили женщину в ледяной ванне и били, норовя попасть сапогом в живот. Она выжила и родила. Выжила и её дочь, а Волконского расстреляли. В Карлаге она познакомилась с Анной Тимирёвой — женой Колчака. К тому времени Тимирёва сидела уже 18 лет. Освободилась Капнист в 1956 году. Из красавицы она превратилась в "пиковую даму" — старуху с жутким взглядом. Выйдя, она металась по СССР, искала дочь, пыталась вытащить её из детдома. Ребёнка ей отдали, когда Раде исполнилось 15 лет. Первую роль в кино Капнист сыграла в 45 лет. Это была игуменьей в фильме "Таврия". Затем последовали "Бронзовая птица", "Дикая охота короля Стаха", "Руслан и Людмила", "Новые приключения янки при дворе короля Артура" и другие фильмы. Валентина Малявина: жертва страсти А вот актрису Валентину Малявину до тюрьмы довели алкоголь и страсть. Её бурный роман с актёром Стасом Жданько окончился трагедией — в 1978 году после очередного загула парочки мужчину нашли с ножом в сердце.
Довженко «Я из тебя, суки, выбью врага народа! Встречаясь с дочкой, Мариэтта стала замечать на лице и теле ребенка ссадины и синяки. Однажды, отведя Раду в сад, она не ушла, а спряталась за дверью и стала наблюдать в щелочку. И увидела, как воспитательница схватила ее девочку за щеку и начала со всей силы трепать. А потом стала отвешивать малышке оплеухи, приговаривая: «Я из тебя, суки, выбью врага народа! Обезумев от ужаса, Капнист ворвалась в комнату и накинулась на воспитательницу с кулаками. В результате женщину увезли в больницу, а Мариэтте добавили еще 10 лет срока и перевели в Сибирь на лесоповал. Раду же, несмотря на мольбы матери, отправили в детский дом. В 1956 году, на 7 лет раньше положенного срока, Мариэтта вышла на свободу В Сибири Мариэтта подружилась с Валентиной Базавлук, которой предстояло вот-вот выйти на свободу и попросила ее разыскать Раду. И Валентина сделала почти невозможное: она не только нашла девочку, но и перевела ее в Харьковский детский дом, по своему месту жительства. А после совершила еще один беспримерный поступок — пробилась на прием к тогдашнему заместителю Совета Министров Анастасу Микояну и попросила его заступиться за Мариэтту Капнист. Так как к тому времени Сталина уже не было в живых, просьбу бывшей заключенной рассмотрели и удовлетворили. И в 1956 году, на 7 лет раньше положенного срока, Мариэтта наконец-то вышла на свободу. Правда, при выдаче документов паспортистка напутала и написала: Мария Капнист. Под этим именем бывшая графиня и начала новую жизнь. Но увидев свое отражение, она едва смогла сдержать рыдания. Вместо молоденькой розовощекой девушки с густыми черными волосами, какой Мариэтта запомнила себя, на нее смотрела худая изможденная морщинистая старуха с коротко отрезанными седыми волосами. Так 15 лет сталинских лагерей навсегда стерли былую красоту графини Капнист. А ведь на момент освобождения ей было всего 44 года. Стоило ей войти — как будто свежий ветер влетал Первым делом Мария поехала в детский дом к Раде. Но забрать девочку ей не разрешили. Препятствием стала справка, которую Капнист выдали при освобождении — о том, что она не может воспитывать ребенка из-за психической неуравновешенности. Кроме того, хотя Рада и жила в детдоме, но мамой привыкла считать Валентину Базавлук, а с Марией видеться не хотела. И только когда Раде исполнилось 15 лет, она смогла понять и полюбить свою настоящую родную маму. Это произошло на праздновании дня рождения Марии Ростиславовны. В доме ощущалась необыкновенная атмосфера, которую создавала именно она. У нее всегда собиралась масса людей разных возрастов и профессий. Стоило ей войти — как будто свежий ветер влетал, и начиналось удивительное общение», — вспоминает Радислава. Довженко «А хотите я сниму вас в своем фильме? Клеймо бывшей заключенной закрыло перед ней многие двери. Обосновавшись в Киеве, Мария несколько недель ночевала на вокзалах, в скверах и даже в телефонных будках. А работала и дворником, и разнорабочей, и массажисткой. Но мечта стать актрисой по-прежнему жила в ее сердце и в свободное время Мария часто приезжала к киностудии имени Александра Довженко и подолгу стояла возле здания. В один из таких дней в 1958 году на нее обратил внимание молодой режиссер Юрий Лысенко и спросил: «А вы у кого снимаетесь?
«Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист
Заслуженная артистка Украинской СССР Мария (Мариэтта) Капнист называла свою жизнь адом – уже в раннем детстве она стала свидетельницей казни тети. мария капнист графиня из гулага. Все Капнисты достойно соответствовали девизу на своем родовом гербе: «В огне непоколебимые». Мария была младшей дочерью потомка старинного дворянского рода — графа Ростислава Капниста. В судьбе дворянки Марии Капнист были и 15 страшных лет сталинских лагерей, и роли в 120 кинофильмах. После всех суровых испытаний, мук и пыток, она сохранила чувство. Граф Сергей Капнист, прямой потомок русского поэта и драматурга Василия Васильевича Капниста. Мария Капнист прошла очень трудный жизненный путь: с детства познала горе и нужду, позже пережила настоящий ад. Но до последнего дня оставалась Женщиной с большой буквы.