Новости что такое купец

Купцы занимались торговлей, а также промысловой деятельностью. Купцами же назывались менее крупные торговцы – как сказали бы сейчас, средний и мелкий бизнес.

Зачем в России возрождать купечество

Зажиточная верхушка этого сословия, которая занималась, как правило, внешней торговлей, именовались гостями. Самые ранние упоминания о купцах относятся к первой половине IX века. Купцы привозили свои товары — меха, кожу, рабов — в греческие причерноморские колонии, спускались по Дону и Волге к Каспийскому морю и далее, сухим путем, доходили до Багдада. Но больше всего любили гости бывать в Византии, с которой князья Олег и Игорь заключали специальные договоры, защищавшие интересы их подданных — купцов.

Во время своих дальних странствий гости открывали и осваивали новые земли, становились их первопоселенцами. Постоянный риск походной жизни, угрозы со стороны степных кочевников и «лихих людей» вырабатывали в купцах навыки опытных путешественников и смелых воинов. Не случайно среди героев русского фольклора — удалые, неунывающие, много повидавшие гости — Василий Буслаевич, Садко, Иван Гостиный Сын.

К XI—XII векам торговые люди — гости и купцы — постепенно обособились в привилегированную группу городского населения, выделявшуюся имущественным положением и поддержкой княжеской власти, заинтересованной в пополнении казны. Именно в это время в наиболее крупных городах возникли первые купеческие общества. В Новгороде в XII веке была основана торговая корпорация.

Она объединяла крупных оптовых торговцев воском и владела монопольным правом взвешивать и мерить некоторые товары, взимая за это соответствующую пошлину. Ее представители участвовали в заключении важнейших торговых договоров и были членами совета Новгородской Республики. Купеческие корпорации возникали и в других городах Древней Руси.

Монгольское нашествие нанесло тяжелый удар по всему укладу хозяйственной жизни Руси. В XIV — XV веках богатые московские купцы объединились в две корпорации — гостей-сурожан Сурож — современный город Судак, в Крыму , торговавших в основном шелком, и «суконников», закупавших шерстяные ткани на Западе.

Украшением домов купцов могла служить богатая резьба на деревянных особняках или толстые каменные стены при каменных домах. Такие дома были не только местом жительства, но и символом достатка и успеха в торговле.

Купцы жили в соответствии с их статусом и социальным положением, их дома отражали их богатство и влияние в обществе. Позже, они оседали в населенных пунктах, где осуществлялся наибольший товарообмен. Купцы были основными участниками торговли, заключали выгодные сделки и обеспечивали хранение и перевозку товаров.

Лицо, принадлежащее к купеческому сословию дореволюц. Гончаров был из купцов.

Торговое судно, в отличие от военного мор. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Одоевский, «Импровизатор», 1833 г. Татищев, «Наказ комиссару екатеринбургских заводов Федору Неклюдову», 1723 г. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов.

Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир.

Федотова, «Приезд гувернантки в купеческий дом» В. Перова, «Купчиха за чаем» Б. Кустодиева и др.

С конца ХIХ в. Некрасова «Ой, полным-полна коробушка», в которой поется о любовном свидании молодого купца. Многим известны арии варяжского гостя и индийского гостя из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко».

Гостями в опере, соответственно древнерусскому значению слова, называются иностранные купцы, торгующие с Великим Новгородом. Художник А. Художник Н. Фотография конца XIX в.

Большой лингвострановедческий словарь. Чернявская, К. Милославская, Е. Ростова, О.

КУПЕ́ЧЕСТВО

Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу «куны в гостьбу», для оборота из барыша». Городские предприниматели, справедливо отмечает Ключевский, являлись то сотрудниками, то соперниками княжеской власти, что отражало их большую роль в обществе. Законодательство русское дорожило жизнью купца, за его голову полагался штраф вдвое больший, чем за голову простого человека 12 гривен и 5—6 гривен. Успешный рост купеческой деятельности в Древней Руси подтверждался развитием кредитных отношений.

Новгородский купец Климята Климент , живший в к. XII — н. XIII в.

Климята был членом «купеческого ста» союз новгородских предпринимателей , занимался он преимущественно бортным промыслом и скотоводством. К концу жизни ему принадлежали четыре села с огородами. Перед смертью он составил духовную, в которой перечислял свыше десятка различного рода людей, связанных с ним предпринимательской деятельностью.

Из перечня должников Климяты видно, что он выдавал также и «поральское серебро», за что взимались проценты в виде наклада. Деятельность Климяты была такова, что он не только предоставлял кредиты, но и брал их. Так, он завещал в уплату долга своим кредиторам Даниле и Воину два села.

Все свое состояние Климята завещал Новгородскому Юрьеву монастырю — типичный для того времени случай. Одним из самых характерных купеческих городов был Новгород Великий. Торговлей здесь жила большая часть населения, а купец считался главной фигурой, о которой складывались сказки и легенды.

Типичный пример — новгородская былина о купце Садко. Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями, или компаниями, представлявшими из себя хорошо вооруженные отряды. Купеческих артелей в Новгороде насчитывалось десятки, в зависимости от товаров, которыми они промышляли, или местности, куда ходили торговать.

Были, напр. Самые основательные новгородские купцы объединялись в торгово-промышленную «ассоциацию», именуемую тогда «Иваново сто», имевшую свой центр около храма св. Иоанна Предтечи в Опоках.

Здесь располагался общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары, а также находилась «гридница» большая палата , своего рода зал для проведения деловых совещаний. На общем собрании «Иваново сто» купцы выбирали старосту, который руководил делами этой «ассоциации», наблюдал за общественной кассой и оформлением деловых документов. Около церкви проходил торг, стояли специальные весы, при которых находились выборные присяжные чины, наблюдавшие за правильностью веса и торговли.

За взвешивание, как и при продаже товара, взималась особая пошлина. Кроме больших весов возле церкви стояли и малые, служившие для взвешивания драгоценных металлов, слитки которых заменяли монеты. Возникавшие между купцами и покупателями противоречия решались в специальном торговом суде, председателем которого был тысяцкий.

Купцы, входившие в «Иваново сто», обладали большими привилегиями. В случае финансовых затруднений им предоставляли кредит или даже безвозмездную помощь. При опасных торговых операциях от «Иваново сто» можно было получить вооруженный отряд для охраны.

Однако вступить в «Иваново сто» мог только очень состоятельный купец. Для этого в кассу «ассоциации» нужно было внести большой взнос — в 50 гривен — и, кроме того, безвозмездно пожертвовать в пользу церкви св. Иоанна в Опоках еще почти 30 гривен за эти деньги можно было купить стадо в 80 волов.

Зато, вступив в «Иваново сто», купец и его дети участие было наследственным сразу занимали почетное положение в городе и получали все связанные с этим привилегии. Большую взаимовыгодную торговлю новгородские купцы вели с Ганзейским союзом. Новгородские купцы скупали по всей России и продавали ганзейцам льняные ткани, выделанные кожи, смолу и воск высокого качества, хмель, строевой лес, мед, меха, хлеб.

От ганзейцев новгородские купцы получали вино, металлы, соль, сафьян, перчатки, крашеную пряжу и разные предметы роскоши. Сильно развитая система купеческого предпринимательства вкупе с народным самоуправлением были главными условиями экономического процветания Древнего Новгорода, которое неоднократно отмечалось иностранными купцами и путешественниками. Кроме «Иваново сто» в русских городах существовали и другие профессиональные объединения купцов.

Рядовичи сообща владели отведенной под лавки территорией, имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своих товаров. Чаще всего их центром была патрональная церковь в подвалах ее хранились товары , нередко им также предоставлялись даже судебные функции. Имущественное положение купцов было неравное.

Самыми богатыми были «гости-сурожане» — купцы, торговавшие с Сурожем и другими городами Причерноморья. Состоятельными были и купцы суконного ряда —«суконники», торговавшие привозным с Запада сукном. В Москве патрональным храмом «гостей-сурожан» была церковь Иоанна Златоуста.

Принадлежность к корпорации московских гостей обставлялась примерно теми же правилами, что и в новгородской «Иваново сто». Положение в этой корпорации было тоже наследственным. Гости возглавляли купеческие караваны, отправлявшиеся в Крым.

Уже в XV в. Тверской купец Афанасий Никитин в 1469 посещает Индию и, по сути дела, открывает ее для России. В эпоху Ивана Грозного символом русского купечества становится энергичная деятельность купцов Я.

Строгановых, стараниями которых начинается активное освоение русскими Урала и Сибири. Кильбургер, побывавший в Москве в царствование Алексея Михайловича в составе шведского посольства, отмечал, что все москвичи «от самого знатного до самого простого любят купечество, чему есть причиной то, что в Москве помещается больше торговых лавок, чем в Амстердаме или хотя бы ином целом княжестве». Некоторые города по внешнему виду напоминали пестрые торговые ярмарки.

Широкое развитие торговли отмечалось и в более ранние времена. Иностранцы, побывавшие в Москве XV в. Погрузка товаров на корабль По описанию венецианца Иосафата Барбаро, «зимою привозят в Москву такое множество быков, свиней и других животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно купить до двухсот штук… Изобилие в хлебе и мясе так здесь велико, что говядину продают не на вес, а по глазомеру».

Другой венецианец, Амвросий Контарини, также свидетельствует о том, что Москва «изобилует всякого рода хлебом» и «жизненные припасы в ней дешевы». Контарини рассказывает, что каждый год в конце октября, когда р. Москва покрывается крепким льдом, купцы ставят на этот лед «лавки свои с разными товарами и, устроив таким образом целый рынок, прекращают почти совсем торговлю свою в городе».

На рынок, расположенный на Москве-реке, купцы и крестьяне «ежедневно, в продолжение всей зимы привозят хлеб, мясо, свиней, дрова, сено и прочие нужные припасы». В конце ноября обычно «все окрестные жители убивают своих коров и свиней и вывозят их в город на продажу… Любо смотреть на это огромное количество мерзлой скотины, совершенно уже ободранной и стоящей на льду на задних ногах». Ремесленными изделиями торговали в лавках, на рынках и в мастерских.

Политика конфиденциальности и соглашение Что такое купец Купец — это предприниматель, занимающийся куплей-продажей товаров. В России купчими назывались представители торговых мещанских сословий, которые вели разнообразную торговую деятельность. Слово купец происходит от древнегреческого emporos, что означает торговец. Купцы имели высокий социальный статус и часто занимались не только торговлей, но и финансовыми операциями, ссудами и даже дипломатическими делами.

Купеческое сословие играло важную роль в экономической и социальной жизни России.

При царе Федоре Иоанновиче членов «гостиной сотни» насчитывалось 350 человек. Еще ниже стояли купцы — члены «суконной сотни». Собственно, отличие их правового положения от положения членов «гостиной сотни» было не принципиальным.

Они различались лишь «в чести», то есть «суконники» выполняли более мелкие поручения государства и по должности были ниже, чем две более высокие категории купцов. В конце XVI века членов «суконной сотни» насчитывалось 250 человек. Указанные выше данные по количеству членов различных купеческих разрядов относятся только к главам торговых семейств, однако правовые привилегии сословия распространялись на всех членов семей купцов, а также на их братьев, на племянников и даже на их приказчиков. Гостиная и суконная сотня пополнялись из посадских людей и черных сотен.

Переход в новое сословие был возможен с согласия сотен. Обе сотни обладали правом самоуправления и избирали из своей среды голов и старшин. Низший разряд купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом продавали.

Этот разряд, условно говоря, непрофессиональных торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, так как черные сотни, торгуя собственной продукцией, могли продавать ее дешевле. В середине XVI века русские предприниматели получили право беспошлинной торговли с Англией она шла Беломорским путем и имели в Лондоне несколько зданий для своих нужд. Русские везли в Англию меха, лен, пеньку, говяжье сало, юфть, ворвань, смолу, деготь, а получали ткани, сахар, бумагу, предметы роскоши. Таким образом, при сословно-представительной монархии купцы занимали видное место и в экономике, и в структурах государственного управления, и в работе верховного органа власти — Земского собора.

Государство своими решениями разделило купцов на различные разряды и, в связи с тем, что в это время еще не сформировался класс бюрократических чиновников, использовало высшие разряды для исполнения государственных обязанностей. Объем прав представителей каждой из групп отличался в зависимости от масштабов торговли и личных заслуг.

Товары перемещались на большие расстояния, например, из Кяхты на ярмарку в Нижний Новгород. В середине XIX века формируются артели ямщиков, и купеческие компании по доставке грузов. Перевозки осуществляются на подрядной основе. Товары подрядчики перевозили, как правило, только по территории своего уезда, или губернии, а на границе товар передавали следующему подрядчику. Также купеческие капиталы вкладывались в промышленное производство: бумага, ткани, стекло, вино и др. Мелкие купцы создавали небольшие заводы и мастерские по производству мыла, свечей, кожи и т. Участие купечества в общественной жизни Городовое самоуправление регулярно изменялось в XVIII—XIX веке: «Учреждение о губерниях» 1775 года , «Устав благочиния» 1782 года , «Городовое положение» 1785 года , реформа 1822 года.

Существовало большое количество выборных должностей: депутаты для составления обывательских книг, депутаты квартирной комиссии, счетчики, таможенные целовальники, винные и соляные приставы, смотрители запрещенных товаров и т. Многие купцы хотя бы один раз в жизни исполняли какую-либо общественную обязанность. В городах Сибири жило мало дворян, и практически все купцы исполняли по нескольку раз общественные обязанности [1]. Городовое положение 1870 года ввело в городах городские думы законодательный орган и управы исполнительный орган. Круг избирателей определялся имущественным цензом. Поэтому многие купцы не только получили избирательные права , но и стали избираться в гласные думы. Купцы зачастую избирались городскими головами. Например, крупный сибирский золотопромышленник П. Кузнецов трижды избирался городским головой Красноярска.

Подобные общественные должности требовали больших финансовых затрат, и купцы иногда стремились избавиться от таких должностей. Основатель красноярской династии золотопромышленников Кузнецовых — И. Кузнецов несколько раз записывался в купечество Минусинска , чтобы избежать должности головы Красноярска. Городской голова возглавлял и думу и управу. Бюджеты городов были довольно слабыми, и городские головы часто вкладывали свои средства в развитие городов. Благотворительность В XIX веке российское купечество значительно расширило свою благотворительную деятельность. Это делалось как для получения почётного гражданства, медалей, так и с религиозными, и иными — не меркантильными целями. Так Иркутский купец Медведников Иван Логгинович вместе с женой Александрой Ксенофонтовной урождённая Сибирякова , будучи глубоко верующими людьми, более 10 миллионов рублей направили на строительство и содержание больниц, церквей, монастырей, гимназий и т. Здания, построенные на их деньги, до сих пор служат Москве и Иркутску.

Средства вкладывались не только в образование, сиропитательные заведения, церковь, но и в научные экспедиции. Например А. Сибиряков за финансирование научных и географических исследований был награждён: шведским королём — почётным Крестом полярной экспедиции, французским правительством — знаком отличия «Пальмовая Ветвь», серебряной медалью Русского географического общества. Уровень неграмотности среди женщин-купчих был выше, чем у мужчин. Торговля требовала простейших познаний в арифметике. Документы составляли грамотные родственники, или приказчики. Внуки купцов уже учились в университетах, иногда и заграничных. Так В. Баландина — внучка сибирского золотопромышленника Аверкия Космича Матонина закончила образование в парижском институте Пастера.

Картина В. Перова , Приезд гувернантки в купеческий дом.

Честное слово купеческое

#купцы В Сибири купечество начало формироваться на рубеже XVII–XVIII вв., но термин «купец» вошел в употребление гораздо позднее. Это были все школьные новости, до встречи в эфире! Купцам второй гильдии разрешалась торговля внутри империи, поэтому они могли иметь только речные суда.

Честное слово купеческое

Жених во время сватовства, свадебного обряда. О словаре Толково-образовательный словарь русского языка Т. Ефремовой представляет собой один из наиболее полных на настоящее время словарей русского языка. В словаре содержится более 136 тысяч словарных статей, в которых в свою очередь вниманию читателя представлено более 250 тысяч семантических единиц, в том числе служебные части речи.

Впервые словарь был издан в 2000 году и с тех пор регулярно переиздается. Одна из особенностей словаря — формирование заглавных показателей есть через связь по значению слов. Уделено внимание и омонимам.

Словарь ориентирован на широкий круг читателей. Целью издания было способствовать успехам отечественной промышленности указанием торговых домов, фабрик, заводов, со всеми условиями сбыта и приобретения товаров и изданий. О словаре Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона — универсальный русскоязычный энциклопедический словарь, изданный в период 1890-1907 годов.

Словарные статьи охватывают широкий круг вопросов, от истории России и ее науки, которым отведено два полутома словаря, до юриспруденции. Манера изложения словаря лишена привычной стилизации и некоторые статьи изложены художественным языком. В составлении словаря принимали участие именитые ученые того времени, в том числе Д.

Словарь будет интересен широкому кругу читателей и полезен тем, кто хочет познакомиться с представлениями о науке и культурными особенностями России того времени. Толковый словарь живого великорусского языка Даль Владимир купец купчина; в песня. На гнилой товар слепой купец.

Купчик голубчик. Дрянной купчишка. Миллионный купчища, купчина.

Первостатейный купец, именитый. Купчиной зовут также, для отлики, приказчика в отъезде, поверенного для закупок, от купца. Первого купца покупателя не упускай, не обегай.

Бог поможет, и купца пошлет. Купец, что стрелец: попал, так с полем; а не попал, так заряд пропал! Не по купцу товар.

Каков купец т. Не товар кормит, а купец, т. То не купец, у кого деньги дома, не налицо.

Купчиха ж. По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается.

Одежда купца 19 века. Одежда 19 века в России купцы мещане.

Купец и Купчиха. Купеческая одежда. Одежда Купцов. Костюм купца.

Максим Дмитриев купец Ознобишин. Максим Дмитриев фотограф 19 век. Максим Дмитриев автопортрет. Русский купец костюм.

Купец на прозрачном фоне. Бояре и купцы. Бояре 19 век. Купец и Купчиха вектор.

Ярославский купец 17 век. Купечество для детей. Купцы детские. Верхняя одежда купеческих времен.

Приключение купеческого сына. Петр Клобуков купец Вятка. Клабуков Вятский купец. Купец Филат Рязанцев Вятка.

Лянгусов Вятский купец. Торговля в средние века. Торговец средневековья. Купцы в средние века.

Купец Коробейник Нижний Новгород. Роберт кохун купец. Скульптура купца. Купец статуя.

Астрахов Василий Егорович художник. Астрахов Василий Егорович купцы играющие в шашки. Астрахов Василий художник картины. Астрахов Василий Егорович Георгиевич [1867].

Купец Варгин. Купец Чикин Орел. Иван Кожевников купец Свиблово. Дом купца Чикина в Орле.

Владимир Муллин "купцы гуляют". Фирс Журавлев — «купеческие поминки» 1876 год. Художник Владимир Муллин купцы гуляют. Купеческая жена.

Портрет купца. Портрет торговца. Купеческий портрет картины. Фабриканты Иваново-Вознесенска.

Куваевской мануфактуре в Иваново-Вознесенске. Купец, Фабрикант, предприниматель Терещенко 1916 год. Фабрикант 19 век. Купец иллюстрация.

Гостеприимство иллюстрация. Иллюстрации Купцов. Купеческий быт иллюстрации. Кустодиев купец сундучник.

Купечество 19 века в картинах Кустодиева. Купечество 18 века.

Отцы же наши говорили: «Если не Господь дом созидает, то зря трудится созидающий». Рябушкинский дает глубоко христианское понимание сути Божиего расположения к людям: «Не нужно думать, что благоволение Божие только в богатстве: когда в богатстве, а иногда в бедности. Многих из нас когда-то Господь благословил богатством, а сейчас бедностью или даже нищетою. Это благословение, думается, еще и выше» Бурышкин, 1991:141. Рассуждая о русском хозяине, он писал, что в третьем и четвертом поколениях вера в Божий промысел в отношении богатства исчезла, а вместе с ней разрушилось и патриархальное единение хозяина и рабочего. На хозяйственной арене появляется новый тип предпринимателя, во многом ориентированного на образ жизни и ценности западноевропейской цивилизации. В начале XX в.

Рябушинский, возник и другой «чисто русский» тип предпринимателя, пытавшегося восстановить патриархальный стиль управления хозяйством, основываясь на традициях и особенностях российской экономической жизни. Последнему не суждено было осуществиться из-за революции 1917 года. Заключение: духовные истоки. В завершение обратимся к главному — к духовным истокам отечественного предпринимательства. Основой формирования российского и западноевропейского типа хозяйственного поведения и мышления было христианство. Христианское понимание человека как личности, обладающей свободой выбора и воли, привело к зарождению нового типа экономического человека с новой хозяйственной мотивацией. Булгакова, — есть та духовно-хозяйственная сила, которая утверждает фундамент всей европейской культуры» Булгаков, 1991:202. В широком смысле хозяйство — это деятельность, совершаемая хозяйствующим субъектом, который является конкретным духовным типом с многообразием и сложностью психологических мотиваций. Поэтому религиозное мировоззрение определяло особенности поведения «человека экономического».

Купцы большей частью происходили из крестьян, унаследовав от них глубокую религиозность, они строили свои деловые отношения в соответствии с православной этикой. Хозяйственная жизнь регулировалась нормами, сложившимися по обычаям предков, осмысленными в духе христианского учения. Смыслом жизни мирянина, согласно православному мировоззрению, считалось спасение души через стяжание Св. Духа в таинстве Евхаристии и исполнении заповеди — любви к Богу и к ближнему как к самому себе. На этой основе сформировался вполне определенный тип православного хозяйственного поведения в России. Изучение этого типа как базовой структуры личности показывает большое влияние социальных архетипов, то есть изначальных наиболее фундаментальных элементов психики людей, составляющих данное общество. Оставаясь неизменными в поколениях, архетипы определяют формы и направленность развития менталитета 21 7 личности Румянцев, 2005:40 , то есть восприятие общезначимых норм социального и хозяйственного поведения. В отечественной традиции наиболее значимыми архетипами являются добродетели терпения и самоограничения. Они связаны с отношением к страданию как к способу формирования личности.

Другим важнейшим архетипом является «хранение совести». В понятие совести входит: взаимопомощь, милосердие, честь и достоинство, репутация, вера, трудолюбие и уважение к старшим, а также обычай просить прощение друг у друга. Национальной особенностью российского купечества было его стремление к церковной общности соборности , тогда как политическая деятельность привлекала купцов сравнительно мало. Русские предприниматели были христианами по своему воспитанию и традициям. Крупный московский купец Н. Вишняков писал: «Как у отца, так и у матери, основы мировоззрения и морали покоились на религиозных началах, а в нашей среде религиозность почти всегда отождествлялась с державностью: одну от другой не отличали» Вишняков, 1911: ч. Присущая русским людям веротерпимость помогала преодолевать отчуждение различных религиозных конфессий и их хозяйственных практик. Благотворительность была нормой хозяйственного поведения, и предприниматели не подвергали сомнению ее богоугодного значения. Назовем только крупнейшие династии благотворителей в среде московского купечества.

Бахрушины, Третьяковы, Морозовы и др. Они создавали больницы и приюты, дома бесплатных квартир, содержали учебные заведения, театры и картинные галереи. Пожертвования на эти нужды только в 1916 г. Размеры пожертвований поражали воображение не только соотечественников, но и иностранных предпринимателей. Таким образом, для русских предпринимателей конца XIX — начала XX века общезначимыми социальными архетипами, определяющими национальную особенность хозяйствования, были: 1 нестяжательность; 2 религиозная солидарность и сотрудничество; 3 нестрогая прибыльность; 4 державность или государственный патернализм; 5 веротерпимость и открытость другим хозяйственным практикам; 6 благотворительность.

Мещане и крестьяне стремились получить разрешение на торговлю. Им было нужно было оплатить торговый сбор. Налоги в начале 18 века составляли 40 алтын. После принятия Жалованной грамоты в 1785 году налогообложение начало резко увеличиваться. В результате разорившееся купечество вынуждено было переходить в обратно в более низкое сословие. Каждый купец уплачивал взносы в гильдию. Естественно, подобные увеличения налоговых сборов отсеивали неспособных платить по счетам. Купечество никогда не было большим сословием, там наблюдалась большая «текучка кадров». Купеческое свидетельство Купеческое свидетельство было важным документом, подтверждавших два факта: Оплачен гильдийный сбор Принадлежность к сословию. В купеческое свидетельство записывали всю семью купца: жену и детей. По достижению совершеннолетия дети могли получить собственные свидетельства и заниматься торговлей самостоятельно. Внуки могли быть записаны в свидетельство деда, только если отец ребенка тоже числился в этом документе, но своей торговли не вел то есть не имел собственного свидетельства. Любопытно, что в свидетельство, оформленное на женщину купчиху , не вносилась информация о ее супруге. Все, кто был вписан в свидетельство могли вести торговлю от имени хозяина документа. Свидетельства выдавались в городах, причем все регионы были разделены на 5 категорий цена свидетельства зависела от категории местности. Вести свою торговую деятельность можно было лишь в конкретной прописанной местности. Введение государственного промыслового налога в 1898 году позволило заниматься торговлей без купеческого свидетельства. Манифест о купечестве 1 января 1807 года был принят Манифест о дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий. Его можно назвать сборником постановлений, торговым кодексом. В нем определялись понятия «товарищество», «торговый дом». Описывались правила участия дворянства в купеческих товариществах.

О купечестве

Купцы, как торговые специалисты, обладали особым статусом в обществе, и их образ жизни отражал эту привилегированность. Несмотря на то, что купцы, даже первой гильдии, по своим привилегиям не дотягивали до дворянства, со временем это динамично развивающееся сословие по своей роли в обществе стало не менее значимо. Купец набирал в кредит товара, затем продавал или прятал его, составляя фиктивные бумаги о неудачной продаже и грандиозных убытках.

Что такое купец

Платонов Олег Анатольевич. Его юбилеи можно было отмечать вместе с тысячелетием России, которое праздновалось в прошлом веке. Однако до сих пор, говоря о тысячелетии России, почемуто подразумевают тысячелетие российской государственности, забывая важнейший факт, что, какой бы великой ни была эта государственность, она не смогла бы выполнить свои задачи без тесного союза с русским предпринимательством. Только опираясь на предпринимательство и частную инициативу, русское государство сумело освоить безбрежные просторы нашей страны. Политическое освоение гигантских территорий, осуществляемое Российским государством, шло параллельно с их экономическим освоением русскими предпринимателями, тяжелым самоотверженным трудом. В 1918 году предпринимательство было запрещено под страхом смертной казни.

Из российской жизни изъяли важнейший элемент экономического развития. За несколько лет был ликвидирован слой людей предпринимателей — профессиональных организаторов российской экономики, которых Россия вынашивала и рождала столетиями. К 1920 году было физически истреблено или оказалось в вынужденной эмиграции более 100 тысяч предпринимателей. В последующие десятилетия вплоть до последних лет предпринимательство по закону рассматривалось как уголовно наказуемое преступление. Потеря предпринимательского слоя была непоправима для России.

Она лишилась уникальных тружеников, которые по своей культуре, психологии, образу жизни заметно отличались от западных предпринимателей. Очень важно подчеркнуть, что, наряду с крестьянством, русские предприниматели в гораздо большей мере, чем другие слои, сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности русского национального сознания и русской культуры. Были среди них и очень большие по тем временам города. Наверно, не случайно русской княжне Анне Париж XI века показался большой деревней, а спустя несколько веков англичанин Р. Ченслер отмечал в 1554 году, что Москва по размерам превосходит Лондон.

Именно города становились оплотом развития предпринимательства, складочными местами, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли, или, как тогда называли, «гостьбы» — купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие тогдашние «промышленники». Места эти получали названия погостов от слова «гостьба». Позже, уже после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и устраивались кладбища.

Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь весы, меры , складывались товары, а также хранились торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев особую пошлину. Купцы и предприниматели в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества в том числе князья и бояре.

Тем не менее уже в XI—XII веках русское законодательство дорожит жизнью купца, и за голову купца полагался штраф вдвое больший, чем за голову простого человека 12 гривен и 5—6 гривен. Интересное описание предпринимательской деятельности русских людей еще в дохристианский период оставил в своих записках византийский император Константин Багрянородный 905—959 гг. По его словам, с ноября месяца, как только подмерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы покидали города и направлялись в глубь страны. Всю зиму они скупали по погостам товары, а также собирали с жителей дань в оплату за ту охрану, которую им давал город. Весной уже по Днепру с полой водой возвращались купцы в Киев.

К тому времени подготавливались суда, на которых купцы отправлялись в Царьград. Плыли огромным караваном, состоявшим из купцов разных земель — смоленских, любечских, черниговских, новгородских, вышегородских. Труден и опасен был этот путь. И только большая охрана спасала купцов от многочисленных грабителей. Проплыв Днепр, выходили в море, держась берега, так как в любой момент могли погибнуть от крутой волны.

Прибыв в Царьград, торговали там шесть месяцев. Согласно договору, оставаться на зиму они не могли. Размещали их не в самом городе, а у «святого Мамы» монастырь св.

Звание гостя получали самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тыс. Все они были приближены к царю, свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины. Члены гостиной и суконной сотен в XVII в. Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины. Низший разряд купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом продавали. Этот разряд, условно говоря, непрофессиональных торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, т.

В крупных городах посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились на лучших, средних и молодших. Сфера деятельности русских купцов XVII в. Беломорский Вологодский путь шел через Вологду по Сухоне и Северной Двине в Архангельск ранее к Холмогорам и на Белое море, а оттуда в зарубежные страны. К этому пути тяготели знаменитые центры русского предпринимательства: Великий Устюг, Тотьма, Сольчевыгодск, Яренск, Усть-Сысольск, давшие России тысячи купцов. В сер. XVI в. Русские везли в Англию меха, лен, пеньку, говяжье сало, юфть, ворвань, смолу, деготь, а получали ткани, сахар, бумагу, предметы роскоши. Важнейшим перевалочным центром на этом пути была Вологда, куда всю зиму свозились товары из Москвы, Ярославля, Костромы и других городов, а затем по воде направлялись в Архангельск, откуда, в свою очередь, осенью приходили товары для отправки в Москву санным путем. Этим путем в Германию шли русский лен, пенька, сало, кожи и красная юфть. Главным предпринимательским центром на этом пути был Н.

Новгород с располагающейся рядом с ним Макарьевской ярмаркой. Путь от Н. Новгорода до Астрахани преодолевался русскими купцами примерно за месяц. Шли караванами из 500 и более судов с большой охраной. И даже на такие караваны время от времени совершались разбойные нападения. Купцы плыли и останавливались в местных предпринимательских центрах — Чебоксарах, Свияжске, Казани, Самаре, Саратове. Торговля с Хивой и Бухарой проводилась в Караганском пристанище, куда из Астрахани под охраной приходили купеческие суда, а на встречу с ними приезжали местные купцы со своими товарами. Торговля велась ок. После этого часть русских судов возвращалась в Астрахань, а другая шла в Дербент и Баку, откуда купцы уже посуху добирались до Шемахи и торговали с персами. Сибирский путь шел водой из Москвы до Н.

Новгорода и до Соликамска. От Соликамска купцы волоком двигались до Верхотурья, где был большой торг с вогулами, а затем снова водой до Тобольска, через Туринск и Тюмень. Далее дорога шла на Енисейск мимо Сургута, Нарыма. В Енисейске был устроен большой гостиный двор. От Енисейска путь пролегал в сторону Илимского острога по Тунгуске и Илиму. Часть купцов следовала и дальше, достигая Якутска и Охотска, проникая даже на Амур. Главным предпринимательским центром Руси по торговле с Китаем был Нерчинск, где был построен специальный гостиный двор. Основными товарами, которые покупали или выменивали на этом пути, были меха и звериные шкуры, из Центральной России в Сибирь везли железо, оружие, ткани. Смоленский Литовский путь шел из Москвы через Смоленск в Польшу, но из-за постоянных войн этот путь для широкой торговли использовался сравнительно мало. Более того, в Москве очень неохотно привечали польских и еврейских купцов, имевших плохую репутацию, а русские купцы избегали отношений с торговцами местечковой Польши.

Степной Малороссийский Крымский путь пролегал через рязанские, тамбовские, воронежские края, выходил к донским степям, а оттуда в Крым. Широкий размах основных путей торгово-предпринимательской деятельности наглядно свидетельствовал о гигантских усилиях, вложенных в экономическое освоение огромной территории России. В Древней Руси эта деятельность была связана и с путевыми трудностями. Осуществляя торговлю теми или иными товарами, русские купцы нередко принимали участие в организации их производства, особенно это касалось выработки воска, сала, смолы, дегтя, соли, юфти, кож, а также добычи и выплавки металлов и производства различной продукции из них. Но основу его богатства составила торговля сибирской пушниной. Строил он ладьи и суда, перевозившие разные товары, хлеб и соль. В 1614 он получает звание гостя. С 1632 Никитников вкладывает капиталы в солеваренную промышленность. Никитников держит целый ряд для продажи соли в разных городах, располагавшихся по течению Волги и Оки и связанных с ними рек: в Вологде, Ярославле, Казани, Н. Новгороде, Коломне, Москве и Астрахани.

Семейный портрет купцов Никитниковых Долгое время центром торговой деятельности Никитникова был его родной г. Ярославль с обширным двором, принадлежавшим его предкам. По старым описаниям, усадьба купца Никитникова превращается в настоящий торговый центр Ярославля, становится узловым торговым пунктом, в котором скрещивались волжские и восточные товары, приходившие из Астрахани, с западными товарами, привозившимися из Архангельска и Вологды. Здесь Никитниковым была построена в 1613 деревянная церковь Рождества Богородицы. Недалеко от усадьбы стоял знаменитый Спасский монастырь, рядом с которым находился рынок. Ближе к р. Которосли размещались соляные и рыбные амбары Никитниковых. В 1622 Никитников по приказу царя переезжает в Москву, туда же перемещается и его торговый центр. В Китай-городе Никитников строит богатые палаты и красивейшую церковь Троицы в Никитниках она сохранилась до сих пор. Никитников возводит большие склады для ведения оптовой торговли.

Его дом становится местом встречи богатых купцов и заключения сделок. Купец Никитников прославился не только предпринимательством, но и своей общественно-патриотической деятельностью. XVII в. Никитников постоянно участвовал в несении государственных выборных служб, представительствовал на земских Соборах, участвовал в составлении челобитных царю от гостей и купцов, искавших защиты интересов русской торговли и ограничения привилегий иностранных купцов. Он был смел и уверен в себе, бережлив и аккуратен в платежах, не любил должать, но и не любил давать в долг, хотя в долг приходилось давать довольно часто, даже самому царю, который жаловал его в награду серебряными ковшами и дорогой камкой. Исследователь жизни Григория Никитникова свидетельствует о нем как «о человеке деловом и практичном, глубокого проницательного ума, твердой памяти и воли, с крутым решительным характером и большим жизненным опытом. Через все его наставления неизменно проходит требование сохранения семейного и хозяйственного порядка таким, каким он был при нем.

Мой предок, купец 3-й гильдии Козма Рыбенцов, будучи старостой, пил и не выполнял приказаний бургомистра, за что тот его «саживал в цепь неоднократно», а со слов Козмы, еще и бил. Важно для поиска информации о предках-купцах: В силу цензовых ограничений, введенных Жалованной грамотой городам 1785 года, органы городского самоуправления — «собрания Градского общества» — являлись по составу не всесословными, а купеческими учреждениями.

Купечество должно было каждые три года избирать из своей среды кандидатов в органы городского самоуправления. Таким образом исполнительная власть городов практически полностью перешла в руки купечества. Большую часть должностей занимали именно купцы. О должностных лицах упоминалось в различных справочниках, адрес-календарях и сборниках, также информация о многих из них осела в архивах. Например, мой пра 5 дед Семен Рыбенцов оказался головой города Александрова, четырежды прадед Никита Рыбенцов — бургомистром Пятигорской ратуши, а Георгий Никитич Рыбинцев, родной брат трижды прадеда — городским головой г. Их фотографии не сохранились, но есть фото другого купца, хорошо им знакомого, занимавшего пост головы города чуть позже. Пятигорский купец 2-й гильдии Михаил Фомич Николаенков 1870-1919. Владелец гостиницы «Варшава» в городе Пятигорске. Фото из фондов Пятигорского краеведческого музея.

В правила, конечно, постоянно вносились разные изменения. В 1786 году записываться в гильдии было запрещено дворянам, а в 1807-м им разрешили выкупать свидетельства 1-й и 2-й с 1824 года — только 1-й гильдий, с распространением на них прав и обязанностей купцов этих гильдий при сохранении дворянских преимуществ. Крепостные крестьяне и до 1863 года государственные служащие не могли выкупать гильдейские свидетельства и вступать в купеческие гильдии, однако крестьяне с 1812 года пользовались правом вести крупную, в том числе внешнюю торговлю путем покупки торговых свидетельств. Выходцы из духовенства могли вступать в гильдию в случае снятия сана. Если купец не возобновлял гильдейского свидетельства в срок, был объявлен несостоятельным должником или признан по суду виновным в совершении преступления, он терял права состояния и переходил в мещанское сословие; с 1807 купеческое общество могло, не дожидаясь решения суда, общим приговором исключить купца из гильдии. С принятием Положения «О пошлинах за право торговли и иных промыслов» в 1863 году представители всех сословий получили возможность заниматься предпринимательством, платя особые сборы и не причисляясь в купечество. В этом Положении подробно описаны торговые и промышленные действия, производимые без платежа пошлин и с оными, перечислены торговые права, предоставляемые по различным патентам и билетам, а также расписаны преимущества купеческих гильдий и прочие детали. С Положением «О пошлинах за право торговли и других промыслов» от 1863 года и другими материалами «Комиссии высочайше учрежденной для пересмотра системы податей и сборов» можно ознакомиться нажав на название документа: «О пошлинах за право торговли и других промыслов» Основное изменение 1863 года: вместо трех купеческих гильдий осталось только две! Первая гильдия давала право на оптовую и розничную торговлю по всей империи, позволяла содержать фабрики и заводы, принимать подряды, поставки и откупа без ограничения суммы.

Члены второй гильдии получили право на розничную торговлю в своем уезде где купец получил патент , могли содержать фабрики, заводы, ремесленные заведения, а также принимать подряды, поставки и откупа на сумму не выше 15 тыс. Свидетельства разделялись на купеческие гильдейские , предоставляющие купеческое звание и соединенные с ним личные преимущества, и промысловые, не предоставляющие никаких личных преимуществ, кроме прав торговли. Предприниматели должны были получать свидетельства ежегодно, в противном случае они теряли свой статус и привилегии купеческого сословия. Лица, не принадлежащие к купеческому сословию, могли брать купеческие свидетельства с сохранением настоящего своего звания или с причислением в купечество. Помимо свидетельств необходимо было получать билеты на торговые и промышленные заведения. За свидетельства и билеты взимались пошлины.

Теперь сведём всё в упрощённую схему. Линия означает наследование или деривацию, а стрелочка — заимствование. Литература: Этимологический словарь славянских языков. Выпуск 13.

Beekes R. Etymological Dictionary of Greek. Leiden — Boston: Brill, 2010.

Кто такой купец

А вот пользоваться купеческими правами, имея звание купца, мог только плательщик гильдейских сборов. Что такое купеческая гильдия, Бархатная книга купеческих родов. Стерлитамак возрождает славу купеческого города 18-19 августа в городе состоялся масштабный фестиваль гостеприимства «Купец 2.0», который побил рекорд по количеству гостей – его посетили более 65 тысяч человек. Ответ на вопрос: Купцы кто такие?. Ответы на часто задаваемые вопросы при подготовке домашнего задания по всем школьным предметам. работник советского торгового аппарата. Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию.

КУПЕ́ЧЕСТВО

Семья для купцов была не только личным делом – по ней складывалось представление о том, насколько ее глава влиятелен, тверд, авторитетен. Несмотря на древность происхождения этого предпринимательского слоя населения, понятие "купец" приобрело свое устоявшееся смысловое значение не сразу. Рассказываем про первые купеческие магазины, торговые лавки и рынок Надеждинска. Купеческое слово в былые времена являлось высшей гарантией, поскольку за ним стояла честь русского купца. Купец, что стрелец: попал, так с полем; а не попал, так заряд пропал!

Купечество в России

Такими в России всегда были соль, табак, икра, корабельный лес, поташ Поташ — соль, добываемая из древесной и травяной золы, которая используется в мыловарении, производстве стекла, красильном деле. Поскольку петровские реформы проводились за счет капиталов купечества, то вторым шагом со стороны государства было стремление максимально расширить социальную базу купечества и привлечь туда новые слои населения. Для этого Петр I подписал указ. Надо сказать, что все его указы — очень яркие тексты, потому что император писал как говорил, а говорил как хотел. Поэтому в его указы надо вчитываться. Указ 1711 года, по которому всем сословиям, кроме военнослужащих, разрешалось записываться в купечество, практически ликвидировал институт гостей. Следующий шаг — указ от 16 января 1721 года, который определил правовое положение купечества. В соответствии с указом все городское население, за исключением иностранцев, дворян, духовенства и так называемых подлых людей, то есть чернорабочих, поденщиков, разделялось на две гильдии. Если сегодня пойти в знаменитые дворцы Петергофа или Ораниенбаума в пригороде Санкт-Петербурга, то можно увидеть целые залы, заполненные картинами. Они появляются именно в XVIII веке, когда становится модно покупать картины и украшать ими состоятельные дома. Живописцы, которых на Руси было мало, писали в основном иконы, а тут заказ был совершенно другой — пейзажи, портреты, и надо было стимулировать эту деятельность.

Стимулировали таким образом: можно было записаться в первую гильдию, и если и картины художника продавались, то был шанс стать состоятельным человеком. Во вторую гильдию вошли все торговцы мелочными товарами и харчевыми припасами, то есть держатели кабаков, ремесленники и так далее. Теперь поговорим о судьбе реформ после смерти Петра I. Поэтому Ключевский делает вывод: «…внешняя торговля как была, так и осталась пассивной, в руках иноземцев Особенно это касалось англичан.

В то же время в первые десятилетия XVIII века в обиходе употреблялись термины "торговые люди" и "торговый человек", хотя и реже. Изменилось и их содержание. Их смысловое значение сузилось, и торговыми людьми стали называть посадских людей, которые занимались торговлей. Тогда же их начали именовать также "купецкими людьми", что положило начало возникновению термина "купец", обозначавшего продавцов. Именно такой смысл имел термин "купецкие люди" в постановлении Сената о свободной торговле от 1711 г. Впрочем, несколькими годами позже, в 1714 г. Однако уже вскоре это значение окончательно вышло из терминологического обихода.

Они путешествовали по всей стране и за границу и вели торговлю самыми разными товарами, от хлеба до шелка. Купцы были профессионалами своего дела и часто передавали свои знания и опыт младшим поколениям. Купеческие династии существовали многие поколения и играли важную роль в развитии торговли и экономики страны. Вам также может понравиться.

Купленая грамота, купчая, крепость. Куповаться или купляться; купиться; купываться, быть куплену. На брань слово купится. Припас купите на ярмарке, будет куплен. Когда-то хорошие сафьяны купывалшсь в Казани, а ныне лучшие выделываются в Питере. Вкупиться в артель. Выкупиться из кабалы. Докупить забытое. Закупить все. Я закупился, совсем. Искупить кое-что. Накупить лишнего. Расход окупился. Откупить вино или винную продажу. Насилу откупился от беды. Что покупаете? Следователь подкуплен. Торговки все перекупают. Прикупи аршин сукна. Прокупился, ошибся в покупке. Товар раскуплен. Он скупил весь хлеб. Купованье, купленье ср. Купля, торговля вообще: покупка; новокупка. Куплею да продажею торг стоит. Место купли, стар.

Выпуск 58. Российское купечество

В статье вы узнаете, кто такой купец, его функции и роль в обществе, а также историю купеческого сословия. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «купцы». Исторически Стерлитамак создавался как купеческий город, начиная с подписанного Екатериной II проекта Саввы Тетюшева по строительству Соляной пристани. Читайте наш канал в TelegramАктуальные новости о значимых событиях нашей жизниПодписаться. Несмотря на древность происхождения этого предпринимательского слоя населения, понятие "купец" приобрело свое устоявшееся смысловое значение не сразу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий