Всякие там Бухарская Социалистическая Советская Республика и Хорезмская Социалистическая Советская Республика канули в жертву национальных образований. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика[2] (Закавказская Федерация[3][4], ЗСФСР; до 13.12.1922 называлась Федеративным Союзом Социалистических Советских Республик Закавказья[1]) — союзная республика в составе.
«Армения не может жить без Азербайджана и Грузии»: как создавалась Закавказская республика
Выбор фотообоев и изображений для комнаты - это не просто решение по декорированию, это возможность придать... Объединение Закавказья, согласно БРЭ, было вызвано необходимостью предотвращения националистических выступлений и восстановления экономических связей между Грузией, Азербайджаном и Арменией, разрушенных в ходе Гражданской войны в России, и упрощения управления Кавказа государственным руководством. Административно-территориальное деление Государство имело федеративное государственное устройство и подразделялось на несколько республик: Азербайджанская Социалистическая Советская Республика, в неё входят Нахичеванская Автономная Советская Социалистическая Республика и Нагорно-Карабахская автономная область, Социалистическая Советская Республика Армения, Социалистическая Советская Республика Грузия, в неё входят Социалистическая Советская Республика Абхазия, Аджарская Автономная Советская Социалистическая Республика и Юго-Осетинская автономная область.
Грузинская ССР — 2 666 500 чел.
В то же время процент титульной нации в Армянской ССР был наибольшим. Валюта На территории федерации ходили различные валюты.
Именно в Батуме был потерян, а затем вновь найден памятник Хачатуру Абовяну, тот, что установлен возле его Дома-музея в Канакере. Он прибыл из Франции, но от ящика оторвалась табличка, и груз затерялся в порту. Потом его нашли, установили как памятник Неизвестному революционеру, и Абовян так и стоял бы по сей день в качестве безымянной фигуры, если бы работу скульптора Тер-Марукяна случайно не узнал кто-то, кто видел ее еще в мастерской в Париже.
Кстати, согласно переписи населения 1887 года большинство в Батуме составляли армяне, да и теперь они уступают по численности только грузинам. Как же получилось, что такой активный город, крупный и значимый региональный центр, воспринимается нами совсем по-другому? Все очень просто: изменились технологии, появилась авиация.
Сталину иные лживые пропагандисты?! Сталин полностью поддерживал В. Ленина в вопросах ускоренного развития отсталых в результате политики царизма национальных окраин. Сегодня эта проблема тоже не даёт покоя «имперцам», которые с достойным много лучшего применения упорством регулярно клеймят коммунистов за «излишнее»-де внимание национальным республикам якобы в ущерб «русским областям». Но вот что по этому поводу Сталин, которого казённые «патриоты» всё время пытаются «столкнуть» с Лениным, говорит в докладе «Об очередных задачах партии в национальном вопросе» на историческом X съезде РКП б весной 1921 года: «Суть национального вопроса в РСФСР состоит в том, чтобы уничтожить ту фактическую отсталость хозяйственную, политическую, культурную некоторых наций, которую они унаследовали от прошлого, чтобы дать возможность отсталым народам догнать центральную Россию и в государственном, и в культурном, и в хозяйственном отношениях» выделено мной. Любой непредвзятый аналитик, ознакомившись с этими строками, во-первых, даст высочайшую моральную оценку в целом позиции партии большевиков в национальном вопросе. Не кремлёвские подголоски и подпевалы, выступающие против активной поддержки национальных образований тот же напрочь «отвязанный» С. Михеев на очередном «Вечере... Во-вторых, представленная позиция отвергает даже отдалённый намёк на какую-либо отличную от ленинской точку зрения Сталина относительно помощи национальным республикам и, если говорить шире, в целом относительно их развития в рамках Советского государства. Итак, факты неопровержимо свидетельствуют о том, что к 1922 году позиция И. Сталина как одного из лидеров партии, авторитет которого постоянно возрастал, по всем важнейшим, в том числе — наиболее деликатным вопросам, касающимся межнациональных отношений, полностью совпадала с позицией В. Что же происходило дальше? В комиссию вошли выдающиеся деятели РКП б , в том числе — И. Сталин, В. Куйбышев, Г. Орджоникидзе, а также представители пяти советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении и Грузии. Обращаем особое внимание великодержавных болтунов и безответственных «экспертов», облепивших, словно мухи, основные политические ток-шоу российского телевидения на неоспоримый факт: к лету 1922 года на пространстве бывшей Российской империи уже реально существовали возникшие не по чьей-то личной воле, а в бурях Гражданской войны и доказавшие силой оружия и поддержкой большинства народа право на свою независимость национальные образования — в виде советских республик. Что касается советских республик Закавказья, то они в марте 1922 года уже сделали свой важный шаг к объединению непосредственно в союзное государство, сформировав Закавказскую Федерацию. Поэтому тот, кто сегодня на каналах государственного телевидения называет бывшие республики СССР ныне — суверенные государства «выдуманными», является в лучшем случае безграмотным и невежественным человеком, а в худшем — лжецом, сознательно пытающимся ввести россиян в заблуждение. У этих республик есть своя история, которую уже никому не переписать. Тот же, кто попытается это сделать, только навредит своей собственной стране — России. И в том, сколько реально вреда приносят такого рода безответственные заявления отношениям нашей страны с ближайшими соседями особенно с учётом складывающейся сегодня обстановки , мы, к сожалению, постоянно убеждаемся на практике. Но вернёмся в лето 1922 года, когда упомянутая комиссия приступила к работе. Вскоре был разработан первоначальный — подчеркнём это особо! Проект был поддержан большинством голосов членов комиссии, в том числе — И. Обращаем ещё раз внимание: это был всего лишь первоначальный вариант, и вариант всего лишь проекта резолюции комиссии, то есть был пройден только самый первый этап огромной интеллектуальной работы, которую ещё предстояло продолжить и завершить. А на таком этапе вполне естественны самые различные предложения и варианты, мнения, включая спорные — если, конечно, участники обсуждения действительно занимаются поисками истины, а не ограничиваются тупым поднятием рук, что кое-кому в сегодняшней России свойственно... И обмен мнениями оказался весьма горячим. Разосланный для дальнейшего обсуждения в ЦК компартий советских национальных республик проект резолюции был решительно отвергнут грузинскими коммунистами. В свою очередь ЦК КП б Белоруссии указал на необходимость сохранения в новом Союзе «договорных отношений между независимыми республиками», а ЦК КП б Украины вообще не обсуждал проект на этом этапе, что уже само по себе свидетельствует о позиции украинских коммунистов относительно идеи «вхождения». Ещё раз обращаем внимание: не возникло никакой чрезвычайной ситуации, тем более — катастрофы; это был жёсткий, но при этом абсолютно свободный обмен мнениями, что и было — вопреки визгу современных антисоветчиков — свойственно Коммунистической партии в ленинские времена. В связи с этим более чем показательно, как сам В. Ленин относился к обозначившимся поначалу разногласиям с И. Здесь необходимо сделать одно очень важное замечание.
СК Армении завел дело после сообщений о присоединении военных к акции протеста
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская Федерация, ЗСФСР; до 13.12.1922 называлась Федеративным Союзом Социалистических Советских Республик Закавказья) — союзная республика в составе СССР с 1922 года по 5. Против объединения и создания Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики выступили грузинские национал-уклонисты. государственное образование, существовавшее на территории современной Латвии в 1918-1920 годах. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика История народов Закавказья на пальцах Единый Южный Кавказ / Что, если Грузия, Армения и Азербайджан объединятся? Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская федерация) — федеративное объединение, существовавшее в форме федерации трех республик: Азербайджана, Армении и Грузиис 12 марта 1922 года по 5 декабря 1936 года.
«Армения не может жить без Азербайджана и Грузии»: как создавалась Закавказская республика
Ллойд-Джордж имел беседу с главой турецкой делегации Бекир-Сами-беем. Задав Бекир-Сами-бею несколько вопросов о положении в Советской России, Ллойд-Джордж в конце беседы предложил ему «взять под протекторат Турции Закавказье вместе с бакинскими нефтяными источниками». Планы иностранных империалистов и их агентов — дашнаков, меньшевиков, муссаватистов — и других врагов советской власти были разбиты вместе с разгромом банды Челокаева. Контрреволюционным империалистическим стремлениям необходимо было противопоставить братский союз Закавказских советских республик между собой и с РСФСР. Только такой союз мог удержать и укрепить завоевания социалистической революции на таком важном участке, как Закавказье. В своём знаменитом письме «Товарищам-коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской республики» Ленин писал: «Горячо приветствуя Советские республики Кавказа, я позволю себе выразить надежду, что их тесный союз создаст образец национального мира, невиданного при буржуазии и невозможного в буржуазном строе. Но как ни важен национальный мир между рабочими и крестьянами национальностей Кавказа, а еще несравненно важнее удержать и развить Советскую власть, как переход к социализму. Задача трудная, но вполне исполнимая». Выполнить эти указания В. Ленина можно было только объединёнными усилиями закавказских республик и Советской России. Объединение Армении, Грузии и Азербайджана в Закавказскую Федерацию, укрепление советской власти и диктатуры пролетариата, союз и помощь Советской России гарантировали свободу и независимость народов Закавказья и успешное строительство социализма.
Вот почему большевистская партия во главе с В. Лениным и И. Победа революции и дальнейшее укрепление диктатуры пролетариата во многом зависели от правильного решения национального вопроса, выбора правильной формы государственного устройства народов. До Октябрьской революции партия большевиков считала широкую автономию в едином государстве наиболее целесообразной формой государственного устройства народов после их освобождения. После победы Октябрьской революции Ленин и Сталин выдвинули новую форму государственного устройства — форму советской федерации государственный союз , которая была официально утверждена партией и введена в программу на VIII съезде РКП б как одна из «переходных форм на пути к полному единству». Партия отстаивала федеративное объединение государств, организованных по советскому типу. Эта эволюция взглядов большевистской партии по вопросу о государственной федерации, как указывает товарищ Сталин, объясняется тремя причинами: «Во-первых, тем, что ко времени Октябрьского переворота целый ряд национальностей России оказался на деле в состоянии полного отделения и полной оторванности друг от друга, ввиду чего федерация оказалась шагом вперёд от разрозненности трудящихся масс этих национальностей к их сближению, к их объединению. Во-вторых, тем, что самые формы федерации, наметившиеся в ходе советского строительства, оказались далеко не столь противоречащими целям экономического сближения трудящихся масс национальностей России, как это могло казаться раньше, или даже — вовсе не противоречащими этим целям, как показала в дальнейшем практика. В-третьих, тем, что удельный вес национального движения оказался гораздо более серьёзным, а путь объединения наций — гораздо более сложным, чем это могло казаться раньше, в период до войны, или в период до Октябрьской революции». Возможность по-новому поставить вопрос о федерации в значительной мере была обусловлена тем, что Ленин открыл новую политическую форму диктатуры пролетариата — республику Советов.
Советская федерация, творцами которой являются Ленин и Сталин, принципиально отличается от буржуазной федерации. Основой советской федерации является диктатура пролетариата, общественная собственность на орудия и средства производства, ликвидация эксплуатации человека человеком, в то время как буржуазная федерация основана на диктатуре буржуазии, частной собственности на средства производства, на эксплуатации и порабощении трудовых масс. К строительству Закавказской Федерации партия приступила сразу после установления советской власти во всём Закавказье. Отвечая на письмо товарища Орджоникидзе о тяжёлом продовольственном положении закавказских республик, Ленин писал: «Получил вашу шифровку об отчаянном предположении Закавказья. Мы приняли ряд мер, дали немного золота Армении, подтвердили всяческие поручения Компроду. Но я должен предупредить, что мы здесь сильно нуждаемся и помогать не сможем. Настоятельно требую создать областной хозяйственный орган для всего Закавказья…». В директивном письме коммунистам Кавказа от 14 апреля того же года Ленин, горячо приветствуя советские республики Кавказа, ещё раз подчеркнул необходимость объединения закавказских республик и выразил надежду, что «их тесный союз создаст образец национального мира, невиданного при буржуазии и невозможного в буржуазном строе». Орджоникидзе, развернули огромную работу по осуществлению директивы Ленина и Сталина о хозяйственном объединении республик Закавказья. На заседании были отмечены тенденции к национализму, проявившиеся при решении вопросов о территориальном разграничении республик, об упразднении таможен и контрольных пунктов.
В своём решении Кавказское бюро предложило ЦК компартий закавказских республик «строго внушить всем представителям партии исходить при разрешении подобных вопросов исключительно из интересов братской связи трудящихся масс этих республик». Пленум Кавказского бюро признал, что необходимо «заключение военной, торговой и хозяйственно-финансовой конвенции между Закавказскими республиками и РСФСР на началах добровольности». Орджоникидзе разработало тезисы об объединении финансовой политики и создании единой денежной системы для всех закавказских республик. Окончательное объединение финансовой политики и бюджета этих республик завершилось лишь после создания Закавказской Федерации. Огромное значение в процессе подготовки к созданию Закавказской Федерации имел доклад товарища Сталина на общем собрании Тифлисской организации Коммунистической партии Грузии 6 июля 1921 года. В своём выступлении И. Сталин беспощадно разоблачил шовинистов и показал нелепость и вздорность болтовни о возможности изолированного существования отдельных советских республик. Взаимная поддержка советских государств как военная, так и хозяйственная, является условием, без которого немыслимо развитие этих государств. Во-вторых, ясно, что Грузия, страдающая недостатком продовольственных продуктов, нуждается, не может обойтись без русского хлеба. В-третьих, Грузия, не имеющая жидкого топлива, очевидно, нуждается для поддержания транспорта и промышленности в нефтяных продуктах Азербайджана, не может обойтись без них.
В-четвёртых, также несомненно, что Грузия, страдающая недостатком экспортных фондов, нуждается в помощи со стороны России золотом для покрытия дефицита в товарном бюджете». Указав на необходимость объединения республик Закавказья, И. Сталин сказал: «Едва ли нужно доказывать, что эти и многие подобные конкретные условия обязывают Советскую Грузию, так же как Советскую Армению и Азербайджан установить между собой некое единство хозяйственной деятельности, некое объединение хозяйственных усилий…». Товарищ Сталин разоблачил вынашивавшийся в то время некоторыми великодержавными шовинистами проект восстановления старых губерний Тифлисской, Бакинской, Эриванской , усматривая в нём желание повернуть назад колесо истории. Восстановление старых губерний и ликвидацию национальных правительств в Грузии, Армении, Азербайджане товарищ Сталин считал равносильными восстановлению помещичьей собственности на землю и ликвидации завоеваний революции. Товарищ Сталин поставил перед коммунистами всех республик Закавказья боевую задачу: «Раздавить гидру национализма и создать здоровую атмосферу интернационализма для облегчения дела объединения хозяйственных усилий советских республик Закавказья…» и укрепления уз братства между рабочими и трудящимися различных национальностей Закавказья и Советской России. Этому мешали национал-уклонисты, имевшиеся в парторганизациях Грузии, Армении и Азербайджана. Требовалось более тесное хозяйственное и политическое объединение республик. Молотова и руководящих работников коммунистических организаций Закавказья признал необходимым заключение «федеративного союза между республиками, прежде всего в области военной, хозяйственной, финансовой работы и иностранной политики». Ленин 28 ноября 1921 г.
Сталину проект своего предложения об образовании Федерации закавказских республик. В нём говорилось: «1 признать федерацию закавказских республик принципиально абсолютно правильной и безусловно подлежащей осуществлению, но в смысле немедленного практического осуществления преждевременной, т. Сталин ответил В. Ленину: «Тов. Они еще не достроены. Думаю, что нужно положить 2 — 3 месяца на то, чтобы идея федерации одержала победу в широких массах Грузии». Ленин принял эту поправку. Ленин и И. ЦК РКП б , вынося решение о положении в Коммунистической партии Грузии в связи с национал-уклонизмом в её рядах и возвращаясь к вопросу о федерации закавказских республик, указывал: «Борьба за укрепление национального мира и братская солидарность трудящихся масс Закавказья является по-прежнему основной политической задачей коммунистической партии. В частности ЦК, ещё раз подтверждая своё решение о федерации Закавказских республик, вменяет в обязанность коммунистической партии Закавказья безусловное и безоговорочное проведение в жизнь этого решения».
На протяжении 5 месяцев ноябрь 1921 — март 1922 г. ЦК РКП б и закавказские партийные организации проводили широкую агитационно-пропагандистскую кампанию с целью довести идею Закавказской Федерации до сознания широких масс всех народов Закавказья. Необходимо было добиться того, чтобы идея Федерации стала ясна и близка широким рабоче-крестьянским массам многонационального Закавказья, чтобы трудящиеся сами помяли необходимость объединения. Лозунг Закавказской Федерации должен был стать лозунгом самих народов Армении, Грузии и Азербайджана. Решение об образовании Закавказской Федерации обсуждалось на многочисленных собраниях и митингах рабочих, крестьян, красноармейцев и интеллигенции Закавказья, на всех городских и сельских партийных и общих собраниях трудящихся, на республиканских съездах партии и Советов. Агитационно-пропагандистскую работу по популяризации идеи федерации возглавили руководители большевиков Закавказья Г. Орджоникидзе и С. Они неоднократно выступали на собраниях трудящихся, на съездах и конференциях партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, на районных, городских и республиканских съездах Советов депутатов рабочих и крестьян закавказских республик, писали популярные статьи в республиканских и краевых газетах. Всякий удар по какому-нибудь уголку маленькой советской республики является ударом по всем советским республикам. Советские республики — это неразрывный революционный союз трудящихся масс, окружённых врагами.
Без взаимной экономической и военной помощи советские республики не могут существовать.
РСФСР была не государством русских, а своего рода СССР в миниатюре; территория этнографической Великороссии управлялась не особой русской Компартией и русским Верховным Советом как в других республиках, а центральными союзными органами. Это была сознательная позиция, которую вождь большевиков — В. Ульянов-Ленин не скрывал. Большевики считали, что государством русских была Российская империя, которую они воспринимали как одну из европейских колониальных империй, угнетавших народы нашей «внутренней Азии», Закавказья, а также «братьев-славян» — украинцев и белорусов, само национальное бытие которых в имперский период отрицалось. Следовательно, по мысли большевиков, «нация-унетательница» должна быть наказана за свое «колониалистское прошлое», и лишена своего национального государства в составе СССР.
Используя советскую терминологию 1920-х годов, русские были для большевиков «народом-лишенцем».
В 1918 году на обломках Российской империи образовалась Закавказская демократическая федеративная республика , которая располагалась на территории пяти губерний — Тифлисской, Кутаисской, Эриванской, Бакинской, Елизаветпольской; одной области — Карсской; и одного округа -Закатальского. В свою очередь понятие «Южный Кавказ», как синоним «Закавказья», стало широко применяться после распада Советского Союза, хотя первые попытки употребления этого термина относятся к периоду начала Первой мировой войны и распада Российской империи. Оно, как и понятие «Азербайджан» для Восточного Закавказья в пределах бывшей Российской империи , было предложено англичанами и подхвачено Турцией[источник не указан 265 дней]. Например, в 2007 году был открыт Южно-Кавказский газопровод. Но если понятие «Азербайджан» для Восточного Закавказья сохранилось в советский период и в Советском Союзе, то понятие «Южный Кавказ» не смогло вытеснить традиционное понятие «Закавказье». Пушкина, 2015 — С. Понравилась статья?
К строительству Закавказской Федерации партия приступила сразу после установления советской власти во всём Закавказье. Отвечая на письмо товарища Орджоникидзе о тяжёлом продовольственном положении закавказских республик, Ленин писал: «Получил вашу шифровку об отчаянном предположении Закавказья. Мы приняли ряд мер, дали немного золота Армении, подтвердили всяческие поручения Компроду. Но я должен предупредить, что мы здесь сильно нуждаемся и помогать не сможем. Настоятельно требую создать областной хозяйственный орган для всего Закавказья…». В директивном письме коммунистам Кавказа от 14 апреля того же года Ленин, горячо приветствуя советские республики Кавказа, ещё раз подчеркнул необходимость объединения закавказских республик и выразил надежду, что «их тесный союз создаст образец национального мира, невиданного при буржуазии и невозможного в буржуазном строе». Орджоникидзе, развернули огромную работу по осуществлению директивы Ленина и Сталина о хозяйственном объединении республик Закавказья. На заседании были отмечены тенденции к национализму, проявившиеся при решении вопросов о территориальном разграничении республик, об упразднении таможен и контрольных пунктов. В своём решении Кавказское бюро предложило ЦК компартий закавказских республик «строго внушить всем представителям партии исходить при разрешении подобных вопросов исключительно из интересов братской связи трудящихся масс этих республик».
Пленум Кавказского бюро признал, что необходимо «заключение военной, торговой и хозяйственно-финансовой конвенции между Закавказскими республиками и РСФСР на началах добровольности». Орджоникидзе разработало тезисы об объединении финансовой политики и создании единой денежной системы для всех закавказских республик. Окончательное объединение финансовой политики и бюджета этих республик завершилось лишь после создания Закавказской Федерации. Огромное значение в процессе подготовки к созданию Закавказской Федерации имел доклад товарища Сталина на общем собрании Тифлисской организации Коммунистической партии Грузии 6 июля 1921 года. В своём выступлении И. Сталин беспощадно разоблачил шовинистов и показал нелепость и вздорность болтовни о возможности изолированного существования отдельных советских республик. Взаимная поддержка советских государств как военная, так и хозяйственная, является условием, без которого немыслимо развитие этих государств. Во-вторых, ясно, что Грузия, страдающая недостатком продовольственных продуктов, нуждается, не может обойтись без русского хлеба. В-третьих, Грузия, не имеющая жидкого топлива, очевидно, нуждается для поддержания транспорта и промышленности в нефтяных продуктах Азербайджана, не может обойтись без них. В-четвёртых, также несомненно, что Грузия, страдающая недостатком экспортных фондов, нуждается в помощи со стороны России золотом для покрытия дефицита в товарном бюджете».
Указав на необходимость объединения республик Закавказья, И. Сталин сказал: «Едва ли нужно доказывать, что эти и многие подобные конкретные условия обязывают Советскую Грузию, так же как Советскую Армению и Азербайджан установить между собой некое единство хозяйственной деятельности, некое объединение хозяйственных усилий…». Товарищ Сталин разоблачил вынашивавшийся в то время некоторыми великодержавными шовинистами проект восстановления старых губерний Тифлисской, Бакинской, Эриванской , усматривая в нём желание повернуть назад колесо истории. Восстановление старых губерний и ликвидацию национальных правительств в Грузии, Армении, Азербайджане товарищ Сталин считал равносильными восстановлению помещичьей собственности на землю и ликвидации завоеваний революции. Товарищ Сталин поставил перед коммунистами всех республик Закавказья боевую задачу: «Раздавить гидру национализма и создать здоровую атмосферу интернационализма для облегчения дела объединения хозяйственных усилий советских республик Закавказья…» и укрепления уз братства между рабочими и трудящимися различных национальностей Закавказья и Советской России. Этому мешали национал-уклонисты, имевшиеся в парторганизациях Грузии, Армении и Азербайджана. Требовалось более тесное хозяйственное и политическое объединение республик. Молотова и руководящих работников коммунистических организаций Закавказья признал необходимым заключение «федеративного союза между республиками, прежде всего в области военной, хозяйственной, финансовой работы и иностранной политики». Ленин 28 ноября 1921 г. Сталину проект своего предложения об образовании Федерации закавказских республик.
В нём говорилось: «1 признать федерацию закавказских республик принципиально абсолютно правильной и безусловно подлежащей осуществлению, но в смысле немедленного практического осуществления преждевременной, т. Сталин ответил В. Ленину: «Тов. Они еще не достроены. Думаю, что нужно положить 2 — 3 месяца на то, чтобы идея федерации одержала победу в широких массах Грузии». Ленин принял эту поправку. Ленин и И. ЦК РКП б , вынося решение о положении в Коммунистической партии Грузии в связи с национал-уклонизмом в её рядах и возвращаясь к вопросу о федерации закавказских республик, указывал: «Борьба за укрепление национального мира и братская солидарность трудящихся масс Закавказья является по-прежнему основной политической задачей коммунистической партии. В частности ЦК, ещё раз подтверждая своё решение о федерации Закавказских республик, вменяет в обязанность коммунистической партии Закавказья безусловное и безоговорочное проведение в жизнь этого решения». На протяжении 5 месяцев ноябрь 1921 — март 1922 г.
ЦК РКП б и закавказские партийные организации проводили широкую агитационно-пропагандистскую кампанию с целью довести идею Закавказской Федерации до сознания широких масс всех народов Закавказья. Необходимо было добиться того, чтобы идея Федерации стала ясна и близка широким рабоче-крестьянским массам многонационального Закавказья, чтобы трудящиеся сами помяли необходимость объединения. Лозунг Закавказской Федерации должен был стать лозунгом самих народов Армении, Грузии и Азербайджана. Решение об образовании Закавказской Федерации обсуждалось на многочисленных собраниях и митингах рабочих, крестьян, красноармейцев и интеллигенции Закавказья, на всех городских и сельских партийных и общих собраниях трудящихся, на республиканских съездах партии и Советов. Агитационно-пропагандистскую работу по популяризации идеи федерации возглавили руководители большевиков Закавказья Г. Орджоникидзе и С. Они неоднократно выступали на собраниях трудящихся, на съездах и конференциях партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, на районных, городских и республиканских съездах Советов депутатов рабочих и крестьян закавказских республик, писали популярные статьи в республиканских и краевых газетах. Всякий удар по какому-нибудь уголку маленькой советской республики является ударом по всем советским республикам. Советские республики — это неразрывный революционный союз трудящихся масс, окружённых врагами. Без взаимной экономической и военной помощи советские республики не могут существовать.
Достаточно на 24 часа изолироваться какой-нибудь советской республике, и она будет немедленно уничтожена окружающими её врагами». Федерация между советскими республиками экономически и политически настолько необходима, указывал Г. Орджоникидзе, что ещё до предопределения формы федерации самой жизнью диктовалась необходимость немедленного объединения ряда отраслей экономической жизни республики — железных дорог, внешней торговли, таможенной политики. Ещё до решения Кавказского бюро на Карсской конференции представители Закавказских советских республик официально заявили турецкой делегации, что между советскими республиками Закавказья существует политический и экономический союз. В начале декабря 1921 г. Киров сделал доклад по вопросу об объединении закавказских республик. Киров отметил, что благодаря правильному проведению ленинско-сталинской национальной политики партия достигла национального мира на Кавказе и кошмарное прошлое, созданное меньшевиками, муссаватистами и дашнаками, отошло в область истории. Подробно останавливаясь на причинах, неотложно требовавших государственного объединения Армении, Грузии и Азербайджана, С. Если против нас будет сделана малейшая попытка — мы шарахнем по общему врагу объединенною силою, — и наше независимое существование тем самым будет лучше всего обеспечено». Партийные и общие собрания трудящихся повсеместно выносили резолюции, одобрявшие и горячо приветствовавшие создание Закавказской Федерации.
Сила закавказских республик, говорилось в решении, заключается в их единстве. Экономический и политический союз Азербайджана, Армении и Грузии делает из них несокрушимую силу против внутренней и внешней контрреволюции. Открытое партийное собрание железнодорожников станции Эривань, на котором присутствовали 700 коммунистов и беспартийных, в своей приветственной телеграмме на имя Кавказского бюро заявило: «Мы глубоко убеждены в том, что лучшие представители закавказского пролетариата окончательно закрепят единство трудящихся Закавказья». Решение Кавказского бюро приветствовало и трудовое крестьянство советской Армении. В телеграмме из Эривани сообщалось: «В Эчмиадзине состоялся ряд беспартийных конференций по вопросу о федерации Закавказских республик. Крестьянство и трудовой элемент приветствуют федерацию как залог братского единства кавказских народов». Общее собрание 1-го района Тифлисской партийной организации приняло по докладу Г. Орджоникидзе резолюцию, в которой всецело одобрило идею создания Закавказской Федерации и одновременно вменило районному комитету и каждому члену районной организации в обязанность «самым энергичным образом проводить кампанию в духе принятых резолюций». В телеграмме из Батума говорилось: «26 ноября в Центральном рабочем клубе состоялась конференция правлений профсоюзов, фабзавкомов и месткомов, созванная по вопросу о федерации закавказских советских республик. После доклада конференцией была принята резолюция, в которой собрание приветствовало решение Кавбюро ЦК РКП б по поводу федерации закавказских республик».
Революционный комитет Абхазии сообщал об отношении широких масс трудящихся Абхазии к идее создания федерации Закавказья: «Весть о федерации советских республик Закавказья была встречена в Абхазии восторженно… После получения известия о федерации в Сухуме состоялся большой митинг, на котором присутствовали партийные и беспартийные. Известие о федерации Закавказья вызвало единодушный энтузиазм. Вынесенная по этому поводу резолюция приветствует мудрый акт Кавбюро о федерации, который является лучшим средством к более тесному и братскому единению трудящихся Закавказья и уничтожению шовинизма оставленного в наследство от былого режима.
Банкноты Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР)
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская федерация) — федеративное объединение, существовавшее в форме федерации трех республик: Азербайджана, Армении и Грузиис 12 марта 1922 года по 5 декабря 1936 года. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (13) РСФСР (12819). Закавказские советские социалистические республики превратились в несокрушимую крепость СССР на рубеже Ближнего Востока. Закавка́зская Социалисти́ческая Федерати́вная Сове́тская Респу́блика (Закавказская Федерация, ЗСФСР; до 13.12.1922 называлась Федеративным Союзом Социалистических.
13 декабря 1922 года образована Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика[2] (Закавказская Федерация[3][4], ЗСФСР; до 13.12.1922 называлась Федеративным Союзом Социалистических Советских Республик Закавказья[1]) — союзная республика в составе. Первоначально в Союз вошли РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская Федерация, оформившаяся в ЗСФСР (в тот период расшифровывалась как Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика). 12 марта 1922 года три советские республики на Кавказе — Армянская ССР, Азербайджанская ССР и Грузинская ССР, — образованные во время Гражданской войны на территории бывшей Российской империи, объединились в Закавказскую Социалистическую Федеративную. Всякие там Бухарская Социалистическая Советская Республика и Хорезмская Социалистическая Советская Республика канули в жертву национальных образований.
Мамед Аракелов: Дежавю: Третья попытка Закавказской федерации
Transcaucasian Socialist Federative Soviet Republic. Закавказская федерация наряду с РСФСР, Украинской и Белорусской республиками явилась учредителем Союза Советских Социалистических Республик. В Закавказье была провозглашена федеративная советская республика, в 1922 году ставшая одним из учредителей СССР. С 13.12.1922 Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР). ЗСФСР — Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (30.12.1922 — 05.12.1936) полное повествование)). С 13.12.1922 Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР).
«Армения не может жить без Азербайджана и Грузии»: как создавалась Закавказская республика
Движение за объединение Румынии и Молдавии , или унионизм, — социальное и политико-экономическое движение, имеющее разные характеристики и разный уровень поддержки в современных государствах Молдавия и Румыния. Политическая партия существовавшая в Средней Азии в 1918-1926 годах. С 1920 г. Государственное совещание в Уфе известно также как Уфимское государственное совещание, Уфимское совещание — наиболее представительный форум антибольшевистских правительств, политических партий, казачьих войск и местных самоуправлений востока России в г. Уфе 8—23 сентября 1918 г. Балканская федерация Балканская федеративная республика — проект федеративного или конфедеративного государства, зародившийся в конце XIX века, которое включало бы в себя Югославию, Болгарию, Румынию, Албанию и Грецию, основанный главным образом на левой политической идеологии. Была создана в результате объединения Кубанской и Черноморской советских республик. Азербайджанская диаспора — азербайджанцы, проживающие за пределами азербайджанской автохтонной и этнической территории, лица, считающие себя связанными с Азербайджаном и азербайджанским этносом с точки зрения этнической, языковой, культурной или исторической общности.
Межобщинный конфликт, имеющий давние исторические и культурные корни, приобрёл новую остроту в годы перестройки 1987—1988 , на фоне резкого подъёма национальных движений в Армении и Азербайджане. К ноябрю — декабрю 1988 года в этот конфликт, как отмечал А. Ямсков, оказались вовлечены большинство жителей обеих республик, и он фактически перерос... Столица — Ставрополь. Съезд азербайджанцев мира — это мероприятие высокого уровня для дальнейшего укрепления связей с азербайджанцами, проживающими за рубежом, для обеспечения единства и солидарности среди азербайджанцев мира, а также для укрепления и координации деятельности азербайджанских общин, сообществ и ассоциаций.
В то же время процент титульной нации в Армянской ССР был наибольшим. Марка 1922 года.
Ответ на этот вопрос был дан в статье Сталина «Политика Советской власти по национальному вопросу в России», опубликованной в «Правде» 10 октября 1920 года. Сталин как главный советский специалист по национальному вопросу в стиле катехизиса отмечал: «Центральная Россия не может долго держаться без помощи окраин, изобилующих сырьем, топливом, продуктами продовольствия.
Окраины России, в свою очередь, обречены на неминуемую империалистическую кабалу без политической, военной и организационной помощи более развитой центральной России». Главным экономическим ресурсом Закавказья являлась бакинская нефть, которую можно было сравнительно легко транспортировать по железным дорогам и далее через черноморские и каспийские порты. Именно транспортная инфраструктура и торговые цепочки были объединены в первую очередь.
Среди местного населения тут же поползли слухи о возвращении к старым царским порядкам. Советская власть дезавуировала эти подозрения ссылками на необходимость преодоления буржуазного национализма. Объединение хозяйственных систем проходило на фоне привычных взаимных претензий.
Азербайджанская сторона указывала на безвозмездные поставки нефти в Грузию и Армению.
Ульянов-Ленин не скрывал. Большевики считали, что государством русских была Российская империя, которую они воспринимали как одну из европейских колониальных империй, угнетавших народы нашей «внутренней Азии», Закавказья, а также «братьев-славян» — украинцев и белорусов, само национальное бытие которых в имперский период отрицалось. Следовательно, по мысли большевиков, «нация-унетательница» должна быть наказана за свое «колониалистское прошлое», и лишена своего национального государства в составе СССР. Используя советскую терминологию 1920-х годов, русские были для большевиков «народом-лишенцем». Впрочем, это было лишь официальное, так сказать, идеологическое объяснение.
На самом деле большую роль сыграло то, что проект русского национального государства — в форме единой и неделимой демократической «России для русских» был проектом врагов большевиков — «белых» Братья Швайнеры Мыслитель 9938 4 года назад Да каких только небыло, финно-угорская социалистическая, татарская....
1917 год: Развал России и большевики - 2
Самостоятельных государственных образований в Закавказье не было с незапамятных времен: с VII по XV века территория подвергалась нашествиям арабов, византийцев, турок-сельджуков, монголо-татар, с XVI по XVIII века Закавказье было предметом раздора между Турцией и Персией, время от времени в большом количестве возникали различные мелкие княжества и ханства, а в XIX веке вся территория современного Закавказья была включена в состав Российской империи. В результате бесконечных войн жителям азербайджанских, армянских и грузинских городов и сел приходилось кочевать с места на место, что в итоге образовало национальную чересполосицу и диаметрально противоположное понимание автохтонности того или иного народа на территории конкретных районов. В такой ситуации, в момент провозглашения независимости между новообразованными республиками не могло не возникнуть разногласий в вопросе определения границ, что, в свою очередь помноженное на многовековые локальные межэтнические конфликты и религиозное различие, привело к серьезным вооруженным столкновениям, в немалой степени провоцируемым извне. Таким образом, проходившая под лозунгом "права первородства" борьба за спорные территории, по существу была ничем иным, как банальным "перетягиванием одеяла" новообразованных республик. И кровопролитие было прекращено лишь тогда, когда Закавказье было советизировано - когда молодые республики заполучили нового общего "патрона" в лице большевиков, а вопрос определения собственных границ вышел из сферы их компетенции и в какой-то мере потерял свою остроту. Попытка вторая В 1920-1921 не прекращались всякого рода провокации Закавказья со стороны Ирана и, особенно, Турции. Последняя вела, по существу, военные действия против cоветских республик и очень важно было сплотить Закавказские государства как на военном, так и на дипломатическом фронтах. В этом отношении серьезное место занимали разнообразные переговоры Закавказских республик, завершившиеся Карсским договором с Турцией, который подтвердил суверенитет cоветских Азербайджана, Армении и Грузии над их территориями. В определении границ названных республик возникли две проблемы: с одной стороны, Турция старалась тем или иным способом взять некоторые земли под свой контроль часть Армении, включая Нахичевань, Аджарию , с другой стороны, возникла проблема ряда республик Абхазия, Аджария , которые хотели получить статус независимых, а не автономных. Карсский договор закрепил Нахичевань за Азербайджаном, но обязал его предоставить области определенную автономию. Суверенитет над Батумом и его округом был закреплен за Грузией.
В ходе работы Карсской конференции родилась и идея объединения Закавказских республик в федерацию. Вскоре после этого о ней шел разговор и на заседании Кавказского бюро РКП б. В ноябре 1921 года идея Закавказской Федерации уже широко и бурно обсуждалась в партийных организациях Закавказья, а затем решение этого вопроса было передано в центральные партийные ограны, в Москву. Все это происходило очень и очень негладко, поскольку в Грузии создалась оппозиция, направленная против объединения республик, но в итоге идея была в принципе одобрена. В результате подготовительной работы 12 марта 1922 полномочная конференция Центральных исполнительных комитетов Закавказских республик приняла "Союзный договор об образовании Федеративного союза социалистических советских республик Закавказья". По существу, впервые в истории Закавказья создавалось классическое федеративное объединение: три государства соединялись в нечто новое. Органы Закфедерации помещались над органами всех трех республик, входивших в объединение на равных правах. По существу же Закавказский федеративный союз был не федерацией, а конфедерацией, поскольку конструкция государственных органов была еще довольно слабой и несовершенной. Союз строился на модели, выработанной в Закавказье. Заключение Таким образом, провозглашение Советской власти, осуществление большевиками единого руководства закавказскими организациями привело к созданию второго после Закавказской Демократической Федеративной Республики, единого государственного образования в Закавказье, и первым после 1918 года шагом в направлении консолидации отведавших независимости Азербайджана, Армении и Грузии.
Конечно, можно было включить уже советизированные закавказские республики в состав СССР и по отдельности, однако слишком живы были еще в народах воспоминания о недавних кровопролитных войнах, и фактическое утверждение республик в каких бы то ни было границах могло в тот момент привести к непредсказуемым последствиям. Объединение же их в единое федеративное государство с дальнейшим вхождением в СССР, с одной стороны, давало большевикам возможность централизованного управления всем Закавказьем, а с другой - снижало значимость предмета конфликта - оспариваемых пограничных "исторических территорий". С другой стороны, этот процесс требовал адекватной тонкой и мудрой политики центрального союзного руководства, соответствующей национальному возрождению. В ином случае загоняемые до поры до времени внутрь национальные чувства и их игнорирование таили в себе потенциальную опасность взрыва национализма при неблагоприятном раскладе событий. К сожалению, в дальнейшем руководство СССР мало задумывалось об этом, щедрой рукой нарезая территории отдельным государственным образованиям, даже если коренные жители и не составляли на них большинства населения, или легко передавая их "из рук в руки", от одной республики к другой, создавая таким образом еще один потенциальный источник напряженности. История повторяется Нельзя сказать, что межнациональные отношения в Закавказье в годы Советской власти были безоблачными. В частности, определенная напряженность между грузинами и абхазами, между армянами и азербайджанцами, вызванная как самим административным подчинением, так и неумелой политикой в отношении нацменьшинств руководителей микроимперий - Грузии и Азербайджана - имела место всегда, и время от времени выливалась в акции протеста различной интенсивности. Однако своего апогея все это достигло лишь после 68 лет их более или менее мирного сосуществования, когда централизованное управление новой "российской империей", каковой по существу являлся Союз Советских Социалистических Республик, ослабло в очередной раз. Можно по-разному относиться к проводимой в СССР национальной политике, но верно одно - в условиях сильной централизованной власти межнациональные распри не могли достичь такого разгула страстей, какой произошел в конце 1980-х и не утихает по сей день. Этому предшествовали аналогичные решения районных Советов.
Кровопролитие удалось предотвратить с большим трудом. В феврале 1988 был образован Оргкомитет, который руководил митингами и демонстрациями. Сразу вслед за этим, 27-29 февраля 1988 в городе Сумгаите начались массовые погромы и убийства армян. Состоявшийся 27 февраля в Сумгаите митинг закончился тем, что первый секретарь сумгаитского горкома коммунистической партии Муслимзаде, взяв в руки государственный флаг Азербайджана, повел за собой огромную толпу. В течение трех дней резни и погромов десятки армян были убиты, сотни ранены, огромное количество подверглось насилию, пыткам и издевательствам, 18.
Съезду придется только наложить свою печать и влить конкретное содержание в принципиальные формы27. Это празднование широко освещалось в центральной и местной печати. На ее первом заседании были выработаны организационные формы конференции, а также уточнены формы государственного устройства федерации и образован руководящий орган - Союзный совет. Несколько позже, 22 апреля, председателем Союзного совета был избран А. Конференция утвердила положения о "Полномочной конференции" и "Высшем Экономическом Совете". Высшим органом являлась Полномочная конференция, которая состояла из представителей, делегируемых ЦИК каждой национальной республики, в количестве 25 человек30. Исполнительным органом Полномочной конференции являлся Союзный совет, члены которого избирались и отзывались конференцией. Союзный совет состоял из трех председателей по числу входящих в состав федерации республик и восьми членов. Полномочная конференция избрала также Президиум Союзного совета из трех лиц, которые поочередно исполняли обязанности председателя как Союзного совета, так и его Президиума. Кроме того, в состав Президиума входили председатели Центральных исполнительных комитетов Азербайджана, Грузии и Армении и руководители некоторых ведомств республик. Союзный совет созывал по своему усмотрению пленум и выполнял фактически функции правительства федеративного союза Закавказских республик. В целях единого руководства всеми экономическими органами Советского Закавказья союзный договор предусматривал создание Высшего Экономического Совета. Для окончательного оформления Закавказской федерации как своеобразной формы советского государственного устройства понадобилось довольно значительное время. И действительно, в процессе становления федерации можно выделить три основных периода. Первый, по существу, еще дофедеративный период, когда были уже, однако, сделаны серьезные практические шаги к государственному объединению Закавказских республик, начинается с мая 1921 г. Начало второму периоду было положено в марте 1922 г. В это время окончательно определились задачи Закавказской федерации. Третий период связан с созывом в декабре 1922 г. I Закавказского съезда Советов, когда федеративный союз трех республик преобразовался в Закавказскую федерацию. Согласно Конституции, верховным органом государственной власти Закавказской федерации являлся Закавказский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и матросских депутатов. Съезд Советов избирал Закавказский Центральный Исполнительный комитет. Закавказский ЦИК был высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом государственной власти в период между съездами Советов. Закавказский ЦИК избирал Президиум в составе 13 членов, в том числе трех председателей, по одному от каждой республики, которые поочередно председательствовали на заседаниях Исполнительного комитета. Еще до образования Закавказской федерации партийными организациями Азербайджана, Грузии и Армении в соответствии с принципами демокра- 30 "Сборник официальных документов по советскому государственному праву". В Азербайджане, Грузии и Армении существовали центральные комитеты коммунистических партий как руководящие органы партийных организаций соответствующих республик. Закавказская федерация показала на практике реализацию ленинской идеи экономического единства края. Она сыграла роль политического центра по объединению экономических ресурсов Закавказья. Для разрешения жизненно необходимых задач Закавказской федерации была предоставлена широкая самостоятельность. Подъем экономического могущества Закавказского края и входивших в его состав советских республик во многом зависел от роста экономического могущества Союза Советских Социалистических Республик в целом и его государств-членов - в первую очередь РСФСР и Украинской ССР. Кроме того, и сами Закавказские республики - Азербайджан, Грузия и Армения - должны были, как республики единого экономического района, энергично помогать друг другу в подъеме народного хозяйства и укреплении социалистического уклада. Народам Закавказья пришлось строить основы социалистической экономики в чрезвычайно трудных экономических и политических условиях. Необходимо было наладить народное хозяйство, улучшить материальное положение рабочих и крестьян, поднять производительность труда.
Поначалу английские официальные лица вообще не торопились признавать самостоятельность закавказских республик и рассчитывали на победу белых в гражданской войне. Командующий британскими войсками на Кавказе генерал Томсон заявил, что задачей держав Антанты является «восстановление от имени русской власти прежнего наместничества на Кавказе для облегчения возрождения политической и экономической жизни края». Однако англичане не смогли эффективно разрешить многочисленные территориальные споры между тремя закавказскими республиками, а также сбить волну насилия, захлестнувшую регион. После поражений белых армий Деникина и Колчака зимой 1919—1920 годов англичане лишились сильных союзников и начали поддерживать закавказские республики, но было уже слишком поздно. В 1920—1921 годах в Азербайджане, Армении и Грузии силы 11-й Красной армии установили советскую власть. Зачем Советам окраины? Ответ на этот вопрос был дан в статье Сталина «Политика Советской власти по национальному вопросу в России», опубликованной в «Правде» 10 октября 1920 года. Сталин как главный советский специалист по национальному вопросу в стиле катехизиса отмечал: «Центральная Россия не может долго держаться без помощи окраин, изобилующих сырьем, топливом, продуктами продовольствия. Окраины России, в свою очередь, обречены на неминуемую империалистическую кабалу без политической, военной и организационной помощи более развитой центральной России».
Чешская Социалистическая Республика чеш. Башкирское национальное движение — движение за автономию башкир в 1917—1921 годах. Де-факто являлось «буферным» государством между Советской Россией и Японией. Алашская автономия каз. Алаш-Орда — существовавшее в годы Гражданской войны самопровозглашенное казахское национально-территориальное образование, под управлением правительства «Алаш-Орды». Алашская автономия была провозглашена партией «Алаш» и учреждена Общекиргизским общеказахским съездом в Оренбурге 5-13 декабря 1917 года. Ликвидировано большевистским Военно-революционным комитетом по управлению Киргизским краем 5 марта 1920 года. Национально-культурная автономия мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири — форма экс-территориальной автономии татарского и башкирского народов на территории бывшей Российской империи. До 1963 года носила название Федеративная Народная Республика Югославия. Латышский временный национальный совет латыш. Юго-Западная Кавказская демократическая республика или Карсская Республика — неофициальные названия государственного образования, провозглашённого 1 декабря 1918 года в Карсе после вывода турецких войск с территорий, оккупированных ими в Закавказье в марте — ноябре 1918 года, на завершающем этапе Первой мировой войны. Прекратила существование 19 апреля 1919 года. Среди казахов единственным политическим оппонентом Алаш орды была партия Уш Жуз, цели которой, как ни странно, мало чем отличались от целей партии Алаш, но Уш Жуз быстро вошла в число союзников большевиков, и выдвинула своих кандидатов в Учредительное Собрание в декабре 1917 года.