Великий театральный режиссёр Карл Казимир Теодор Майергольд (именно так Всеволода Мейерхольда звали при рождении) родился 9 февраля 1874 года в Пензе, в семье лютеранских немцев, отец Всеволода занимался виноделием. Всеволод Эмильевич Мейерхольд – один из тех великих режиссёров, творчество которых определило театральный облик ХХ века. Русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог.
История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера
Легендарный Всеволод Мейерхольд, урождённый Карл Казимир Теодор Мейергольд, самобытный театральный актёр и режиссёр, не избежал внимания со стороны «компетентных органов» царизма. Парнах вернулся в СССР в 1931 г. Никаких сведений о его контактах с театром Мейерхольда и самим режиссером с этого времени нет. Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (при рождении Карл Казимир Теодор Майерхольд; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold, впоследствии Мейерхольд-Райх; 28 января [9 февраля] 1874. русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Прокуратурой СССР проверено дело бывшего главного режиссера театра им. Станиславского народного артиста СССР Мейерхольда-Райх Всеволода Эмильевича. Мейерхольд, режиссер, театр, Троцкий, военное ведомство, Всевобуч, почетный красноармеец, тюрьма, арест, особый конвой.
Режиссеры, интриги и цензура
1940)- выдающийся театральный деятель и педагог, главный режиссер Императорских театров, один из первых режиссеров- авангардистов в СССР, создавший «биомеханику», систему специальных упражнений для актёров. Великий театральный режиссёр Карл Казимир Теодор Майергольд (именно так Всеволода Мейерхольда звали при рождении) родился 9 февраля 1874 года в Пензе, в семье лютеранских немцев, отец Всеволода занимался виноделием. О Мейерхольде он, в частности, сказал, что Всеволод Эмильевич давно работает на японскую разведку, что в Токио он известен под псевдонимом Борисов и что совместно с Секи Сано он ведет подготовку к теракту против Сталина. Всеволод Мейерхольд – русский и советский режиссер, актер и педагог, народный артист РСФСР (1923), создатель театральной биомеханики. Еще одно обличение: главный режиссер Малого театра Пров Садовский называет театр Мейерхольда «школой формалистических выкрутасов».
Репрессированные музыканты. Всеволод Мейерхольд
У него было все: поклонники и критики, преданные последователи и ученики, которые решили идти своим путем, друзья и недруги. Чего рядом с ним никогда не было, так это разногласий о масштабе его дарования: нет, не талант — гений. Актер Михаил Чехов, говоря о Мейерхольде, так объяснил разницу: «Талант попадает в цель, в которую никто не может попасть, гений — в цель, которую никто не видит». Всеволод Мейерхольд 1874—1940 стал одним из первых авангардных режиссеров Советского Союза. Он экспериментировал с декорациями и актерской техникой, использовал собственные режиссерские приемы и изучал традиции старинных театров.
Театр разместился на улице Большая Дмитровка, 17. Здесь же находилась и Оперная студия-театр под руководством Константина Станиславского. Конкурс проектов на постройку отдельного здания для театра Немировича-Данченко, а также на проведение реконструкции театра для труппы Станиславского был объявлен в 1935 году.
Архитектурное состязание выиграл проект архитекторов Георгия Крутикова и В. Попова, а спустя год на Тверском бульваре было запущено строительство, которое крайне медленно двигалось. Так, к лету 1941 года появились лишь стены. На время Великой Отечественной войны работы на объекте прекратились. В том же 1941 году труппа Немировича-Данченко примкнула к коллективу Станиславского. Объединенный театр стал давать спектакли в прежнем здании.
Недалеко от Троицкого моста посередине улицы лежал с разбитыми стёклами и погнутыми колесами трамвайный вагон. Днём по этой же улице двигались массы народа, требуя "хлеба" — и только ли хлеба? Ещё вечером раздавались одиночные выстрелы. В публике с почтением передают, что одна только часть декорации обошлась в восемнадцать тысяч рублей, что вся постановка стоит сотни тысяч… Жутко сидеть на этом мёртвом "Маскараде", среди неслыханной роскоши постановки, среди этих живых мертвецов, трагических масок современности". В газете "Речь" рецензент под псевдонимом Amadeo назвал спектакль красивым мыльным пузырём и связал его с концом самодержавия. Тем не менее следующие 30 лет спектакль шёл с неизменным успехом, как дань памяти ушедшей эпохе. Это пустое и громоздкое зрелище было последним бесцельным фейерверком на фоне только что умершего прошлого Amadeo, статья "Напрасная красота" После Февраля С приходом к власти Временного правительства положение Мейерхольда несколько изменилось. После "Маскарада" он целый год не ставил спектаклей, но проявил интерес к кинематографу. Лето 1917 года Мейерхольд провёл в Москве, где снимал фильм "Навьи чары", который так и не был завершён. Несмотря на деятельность, режиссёр злился, он писал подруге и актрисе Ольге Сафоновой: "... Я ненавижу Москву и вот сижу здесь. Как в ссылке". До революции Мейерхольд ко всем обращался в письмах — "дорогой", "милостивый государь", после февральского переворота "государи" стали "товарищами". Изменился и тон писем: из нарочито любезного он стал официальным и более чопорным. Пример письма Мейерхольду русскому поэту и прозаику Михаилу Кузмину: "Дорогой Михаил Алексеевич, отчего Вы забыли о моем существовании? Отчего никогда не хотите позвонить по телефону?
А музыкальный театр с его очевидной условностью ближе Мейерхольду, нежели драматический. На этом «наиболее отсталом и неразработанном участке современного театра система Мейерхольда завершит свой цельный и своеобразный путь». Между тем Мейерхольду в 1931 году, когда эти слова были сказаны, принадлежало уже множество оперных постановок, впереди была лишь одна. Если же говорить о планах Мейерхольда, то есть о несбывшемся, арифметика получится совсем иной. Что сбылось? В Мариинском театре с 1909 по 1919 годы [ 1 ]: «Тристан и Изольда» Вагнера с разновысотным рельефом сцены, костюмами Александра Шервашидзе в цветовой гамме средневековых миниатюр и мощью статичных мизансцен. Еще — «Соловей» Игоря Стравинского. Мейерхольд поместил солистов-певцов на авансцене, усадил их на деревянные скамьи с пюпитрами и нотами. В глубине сцены те же роли исполняли безмолвные танцоры-мимы — но в танце и жестах. Опера прошла в Мариинском театре в этой постановке единожды, а идей спектакля хватило еще лет на сто. Перемонтированный Чайковский, финал в сумасшедшем доме, как в повести; трагическая петербургская гофманиана, перенесенная из авторского XVIII века ближе к пушкинскому времени. Прочее — не осуществлено. Еще: не жизненная правда нужна, а театральная. Вообще, мейерхольдовская идея органической враждебности оперного спектакля натурализму об этом же позднее писал Сергей Радлов: «Оперный спектакль антиреалистичен и враждебен натурализму в самой своей музыкальной основе и так же не нуждается в оправдании, как стихи, которые не похожи и не хотят быть похожими на разговорную речь» родственна позиции Стравинского, заявлявшего в связи с постановкой «Соловья» о том, что в отличие от демонстрации лжи, которая хочет казаться правдой, он показывает зрителю ложь, которая открыто заявляет о том, что является ложью. Неосуществленные оперные спектакли Мейерхольда — не менее интересная тема, чем «Гамлет». Началось все, видимо, с «Игрока» Сергея Прокофьева [ 5 ]. Репетиции оперы начались в Мариинском театре в октябре 1916 года. Вдова писателя приняла его вполне ласково, сын Федор Федорович дал разрешение на заимствование сюжета, но на фоне революционных событий в театре начались финансовые проблемы. Первоначально оперу должны были ставить режиссер Боголюбов и художник Ламбин, затем были назначены Мейерхольд и Головин. Наконец, произошла роковая потеря — в мае 1917 года внезапно умер блестящий тенор Иван Алчевский, который с большим энтузиазмом готовил роль Алексея Ивановича. Тем временем Прокофьев, уехавший в США, реализовал там замысел оперы «Любовь к трем апельсинам», возникший под воздействием Мейерхольда, который в 1914 году переработал совместно с Владимиром Соловьевым и Константином Вогаком сценарий фьябы Гоцци. Мейерхольд отнюдь не забыл об «Игроке», партитура которого осталась в Петрограде. В 1922 году он попытался заинтересовать оперой Большой театр. Затем, еще на Западе, стал обсуждать с Прокофьевым планы переработки опуса. В одном из выступлений 1925 года режиссер говорил со свойственной ему императивностью: «Прокофьев пошел дальше Глюка, он пошел дальше Вагнера, значительно дальше. В сугубо речитативном, экспрессивном «Игроке» Мейерхольд видел воплощение музыкальной драмы нового века. Наконец, в 1927 году Прокофьев приехал в СССР на гастроли впервые после отъезда и получил в библиотеке бывших императорских театров нотный материал «Игрока». Композитор написал вторую редакцию, оказавшуюся, по его словам, «полным пересочинением». К этой постановке Мейерхольд привлек режиссера Сергея Радлова и художника Виктора Шестакова, в тот период бывшего главным художником Театра им. Мейерхольда дирижером должен был стать Владимир Дранишников, сделавший с Радловым двумя годами ранее выдающегося «Воццека». Зная монументально-лаконичную манеру конструктивиста Шестакова, его пандусы и разновысотные площадки, можно представить себе образ несбывшегося «Игрока».
Всеволод Мейерхольд — великий режиссёр и приспособленец
26 мая 1929 года в Твери выступал прославленный режиссер, народный артист России Всеволод Мейерхольд, который сделал доклад на тему «Новые бои на театральном фронте». Как Всеволод Мейерхольд оказался главным призраком русского театра ХХ века. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил театральное училище и стал работать в труппе театра Станиславского и Немировича-Данченко. Прокуратурой СССР проверено дело бывшего главного режиссера театра им. Станиславского народного артиста СССР Мейерхольда-Райх Всеволода Эмильевича.
Гибель красного режиссера Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД
Таиров называл оппонента театральным хамелеоном, а Мейерхольд презрительно именовал его творчество идейного противника «театральной грамотой для малограмотных». Эту аббревиатуру придумал Всеволод Мейерхольд, создатель актерской системы, получившей название "биомеханика". Как режиссер Мейерхольд, действительно, был вездесущим, а описание Дапертутто чем-то напоминало внешность Всеволода Эмильевича. Всеволод Мейерхольд был признан в дореволюционной России, где он был с 1907 года главным режиссером Императорских театров Санкт-Петербурга, драмы и оперы – Александринского и Мариинского. Всеволод Мейерхольд в роли Карено(справа) и Николай Ходотов в роли Иервена в пьесе Кнута Гамсуна «У врат царства» на сцене Александринского театра, 1908 г. Фото: РИА Новости. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Великий режиссёр с трагической судьбой: 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда
После смерти Станиславского Мейерхольд стал главным режиссером театра. В этом театре он завершил начатую Станиславским работу над оперой «Риголетто». Семья: Мейерхольд родился в обрусевшей немецкой семье владельца винно-водочного завода Эмилия Федоровича Мейергольда и его жены Альвины Даниловны урожденной Неезе. Увлечение родителей театром, музыкой, ранние впечатления от балаганов, народных представлений, участие в детских домашних спектаклях сыграли важную роль в формировании художественных вкусов будущего режиссера. Частная жизнь: 17 апреля 1896 Всеволод Мейерхольд обвенчался в Пензенском кафедральном соборе с Ольгой Мунт. Их брак продлился до 1921 года.
Супруга родила ему трех дочерей: Марию 1897-1929 , Татьяну 1903-1986 и Ирину 1905-1981. Тем не менее, брак распался, и виновницей этого стала жена Сергея Есенина Зинаида Райх. Поговаривают, что Ольга Мунт прокляла их обоих. Так это или нет, сейчас уже вряд ли важно. Тем не менее, факт остается фактом: 20 июня 1939 года был арестован Всеволод Мейерхольд, а в ночь с 14 на 15 июля в своей квартире была убита Зинаида Райх.
Ей были нанесены многочисленные ножевые раны; убийцы исчезли, не оставив никаких улик. Хобби: Мейерхольд был страстно увлечен историей. Вот суть историзма, как его понимал Мейерхольд: историзм, преломленный через поэтическое видение и философию истории избранного драматурга. Общий характер его спектаклей определяла не историческая конкретность, не реставрированный быт, а историческая мифологема. Он инсценировал мифы истории и мифы культуры, версальский миф, петербургский миф, мифы гражданской войны, китайской революции и заката Европы.
Враги: В 1930-е началась травля режиссера в прессе: его искусство было названо чуждым советскому народу и враждебным советской действительности. В номере «Известий» за 18 декабря 1937 года целая колонка была отведена публикации «открытых писем общественности». На этот раз они были обращены в адрес знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда. Вот некоторые имена. Еще одно обличение: главный режиссер Малого театра Пров Садовский называет театр Мейерхольда «школой формалистических выкрутасов».
А вот и совсем неожиданный автор. Его письмо озаглавлено «Банкротство»: «Театр Мейерхольда для меня всегда был чужим. Я против туманных режиссерских вывертов, извращающих смысл событий и облик героев. Банкротство театра Мейерхольда — это логический конец неправильного, ошибочного пути». И подпись — «полковник Валерий Чкалов».
Вряд ли, конечно, все эти авторы действительно искренне старались заклеймить режиссера, но свою роль эти письма, безусловно, сыграли. Постановление об аресте Мейерхольда подписал лично тогдашний нарком внутренних дел Лаврентий Берия. В числе обвинений, предъявленных Мейерхольду на первом же допросе, помимо «преступной связи» с писателями, значилась «работа на японскую и литовскую разведки». Не забыли режиссеру и еще одного «греха»: в 1920-е годы он очень много общался с Троцким. А свой спектакль «Земля дыбом» даже посвятил «первому красноармейцу Льву Давидовичу Троцкому» за то, что он помог оформить постановку, приказав выделить для нее военную амуницию, прожектора, полевые телефоны и даже мотоцикл.
Из обвинительного заключения по делу Мейерхольда: «В 1934-1935 гг. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе. Являясь агентом английской и японской разведок, вел активную шпионскую работу, направленную против СССР... Обвиняется в том, что является кадровым троцкистом, активным участником троцкистской организации, действовавшей среди работников искусства». Молотову: «Вот моя исповедь, краткая, как полагается за секунду до смерти.
Я никогда не был шпионом. Я никогда не входил ни в одну из троцкистских организаций я вместе с партией проклял Иуду Троцкого. Я никогда не занимался контрреволюционной деятельностью... Меня здесь били — больного 66-летнего старика: клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине; когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам сверху, с большой силой и по местам от колен до верхних частей ног. И в следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-сине-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что, казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток я кричал и плакал от боли.
Меня били по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты». На основании этих обвинений Военная коллегия Верховного суда СССР на закрытом судебном заседании, состоявшемся 1 февраля 1940 года, приговорила Всеволода Мейерхольда к расстрелу. На следующий же день — 2 февраля — приговор был приведен в исполнение в подвале здания на Лубянке. Стреляла группа новобранцев НКВД — малограмотных парней «из простого народа», никогда и не слышавших ни о каком Мейерхольде. Соратники: Мейерхольду посчастливилось работать со многими театральными знаменитостями.
Правды, 13 Мейерхольд В. Статьи, письма, речи, беседы : в 2 ч. Коршунова, М. Впервые собранная переписка выдающегося режиссера В. Мейерхольда вводит читателя в мир творческих замыслов художника, в процесс его режиссерской, педагогической театроведческой работы, в историю его взаимоотношений с видными деятелями русской и зарубежной культуры.
Среди адресатов В. Мейерхольда - А. Чехов, А. Блок, А. Луначарский, К.
Станиславский, Вл. Немирович-Данченко, А. Таиров, Б. Асафьев, М. Гнесин, С.
Прокофьев Н. Островский и многие другие. Правды, 13 Мейерхольдовский сборник. Сборник научных публикаций воссоздает широкий круг творческих контактов Мейерхольда. Большая часть книги посвящена работе Мейерхольда с драматургами — с А.
Ремизовым, Ф. Сологубом, З. Гиппиус, а также трудной творческой истории поставленных им пьес.
Мейерхольда и 3. Райх с Л. Публикация В. Коршуновой и М. Из честности, якобы ответил Мейерхольд. Ликвидация Всеволод Мейерхольд. Реконструкция здания так и не была завершена, театр ютился в небольшом и неподходящем помещении, от Мейерхольда требовали то реализма, то постановок современных пьес, запрещая при этом ставить Эрдмана, Платонова, Олешу, Булгакова. Все попытки найти компромиссное решение, не отказываясь от своего понимания театра, проваливались. Осенью 1936 года Мейерхольд снова за границей, туда ему пишет Шостакович: «Мне мучительно грустно стало, когда в списке награжденных званиями народных артистов СССР не оказалось Вас» Цит. Выпуск пятый. Это неверно: молодой класс должен пройти те этапы, которые мы, интеллигенты, уже прошли. Статья правильно бьет по этому пункту. Верен упрек в отсутствии современных советских пьес о стране, о партии, о вожде, — значит, политический тупик. Общественность, партия и правительство прислушаются к нашему желанию исправиться. Он не организовал коллектив. Преследования, уходы. Надо быть искренним, любить людей. Что заставляло Мейерхольда так вести себя? Гнилой организм. Здесь ничего нельзя было получить, ничего хорошего. Мейерхольду надо окончательно перестроиться. Я признателен партии и правительству за такое большое внимание. Это правильно, своевременно, это исцелит нас. Единоначалие должно опираться на массы. Мейерхольд не предвидел. У Мейерхольда нет нежности и любви к людям. Сейчас у нас большинство — беспартийные большевики. Наш театр имеет все силы, чтобы доказать свою нужность, но Мейерхольд-человек губит человека-Мейерхольда. Мейерхольда не интересует ансамбль и актер. Для него артист — марионетка и исполнитель мизансцен. Отсюда отсутствие образа. Вся система Мейерхольда построена на отрицании внутреннего оправдания. Я из молодого поколения. Всегда слышал, что Мейерхольд и Станиславский — две вершины театрального мастерства. Люблю Мейерхольда, но критика правильная. Надо резко изменить что-то в коллективе. Творчество Мейерхольда выходит за пределы союза. Мейерхольд и коллектив должны просить о сохранении существования театра, чтобы исправить свои ошибки. Не следует! Я, конечно, затормозил ход советского театра к соцреализму. Я буду отчитываться в парторганизации. Назовите фамилии, кого я угнетал! Просмотрите себя. Нет ли лодырей? Не путайте моих отношений к ней как к другу и жене — и как к актрисе. Учитывать надо было мою утомляемость, возраст. Значит, те, кто не помогал, скептики, стадо, вредители» Вс. Мейерхольд: «Я оказался в состоянии величайшего одиночества». Публикация Н. Из протокола общего собрания На нем присутствовали 188 человек. Мейерхольда по поводу статьи т.
Фото: телеканал «Санкт-Петербург» «Перед репертуарными спектаклями Новой сцены в течение этого сезона периодически мы будем делать перфомансы в фойе на 10-15 минут для зрителей, которые купили билеты на спектакли Александринского театра. Они будут также посвящены Мейерхольду», — поделился планами генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра Александр Малич. Режиссеру, чье имя носит Новая сцена Александринки, посвящен весь театральный сезон 2023-2024. Он так и называется «Мейерхольдоведение».
В ГИТИСе прошла Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего»
Мейерхольд продолжал театральные инновации в течение десятилетия 1907-1917, работая с императорскими театрами Санкт-Петербурга. русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Всеволод Мейерхольд стал одним из первых авангардных режиссеров Советского Союза. Верховным судом СССР, в том же 1955-м году гения театральной режиссуры Всеволода Мейерхольда посмертно реабилитировали. Совместный проект Камерного театра и Музея МХАТ посвящен 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, режиссера, определившего облик современного театра.