Выступая на саммите в узком составе, где были лишь главы государств, Путин заявил, что взаимодействие в рамках СНГ развивается на фоне сложной геополитической обстановки. Министра иностранных дел Армении не будет на апрельском заседании СМИД стран СНГ. СНГ (Содружество Независимых Государств) — объединение ряда стран ранее входивших в состав СССР, созданное в декабре 1991 года.
Содружество Независимых Государств
Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Также в конце года, как правило, проходит саммит глав государств СНГ с обсуждением результатов работы как в рамках Содружества, так и в других интеграционных. Белорусский лидер убежден: мудрость, знания и опыт Лебедева в его работе позволят и далее эффективно реализовывать новые форматы сотрудничества в рамках СНГ. Восемь лидеров стран СНГ, включая Шавката Мирзиёева, приняли участие в неформальном саммите Содружества, состоявшемся в день юбилея президента России. Взаимодействие в рамках СНГ развивается на фоне сложной геополитической обстановки, но содружество остается эффективным и востребованным форматом.
В Москве прошло заседание Совета глав правительств стран СНГ
О возрастающей роли содружества СНГ подробнее в этой статье. СНГ (Содружество Независимых Государств) представляет собой международную организацию, основной целью которой является регулирование отношений сотрудничества. 06.03.2024 (23:45) В Международном военном центре состоялась рабочая встреча руководителей структур органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере безопасности.
СНГ | Содружество Независимых Государств
Об участии АТЦ СНГ в 39-м заседании рабочей группы по Афганистану при Совете министров ОДКБ. Смотрите видео онлайн «Заседание Совета глав правительств СНГ в Москве» на канале «ТАСС» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 18 декабря 2023 года в 10:47. Содружество Независимых Государств (СНГ), региональная межгосударственная организация, включившая часть бывших республик СССР. В состав Содружества Независимых Государств (СНГ) входит часть бывших республик СССР. Восемь лидеров стран СНГ, включая Шавката Мирзиёева, приняли участие в неформальном саммите Содружества, состоявшемся в день юбилея президента России. Главное по теме «СНГ» – читайте на сайте
Заседание Совета глав правительств СНГ в Москве
Исполком СНГ поддерживает отношения с исполнительными структурами более 20 международных организаций, с 15 из которых заключены соглашения о сотрудничестве. Взаимодействие в рамках СНГ развивается на фоне сложной геополитической обстановки, но содружество остается эффективным и востребованным форматом. На заседании глав СНГ в узком составе было принято решение о том, что в следующем году в СНГ будет председательствовать Россия. Содружество Независимых Государств (СНГ) – это межнациональная организация, государствами-участниками которой выступают 9 стран постсоветского пространства.
Развитие Содружества Независимых Государств на современном этапе
Содружество независимых государств (СНГ) будет расширено за счет взаимодействия со странами БРИКС и ШОС. Важное значение сегодня приобретают рабочие контакты Совета министров обороны СНГ со структурами ОДКБ и ШОС. От Договора к Организации Структура ОДКБ Руководство Генеральный секретарь Заместители Генерального секретаря Начальник Объединенного штаба Новости Документы Аналитика.
Все страны СНГ: список 2024, карта, характеристики
Три «скрепы» для СНГ Проект СНГ много раз называли мертворожденным и завершенным, но вопреки всем скептикам Содружество продолжает развиваться и остается востребованным. В чем причина такой завидной устойчивости? Хребтом её являлась мощная структура общесоюзного топливно-энергетического комплекса — т. По сути, она стала самым важным интеграционным механизмом на постсоветском пространстве. Сюда же следует отнести общие транспортные и транзитные коммуникации СССР, которые продолжают функционировать до сих пор, несмотря на формальную политическую и экономическую независимость новых государств. Вторая важная скрепа — «братство по оружию»; военно-политическая общность советской системы ПВО и единых военных стандартов. Она проявляется в совместном использовании складских запасов советского вооружения, взаимосвязанных элементов военной инфраструктуры и оборонно-промышленного комплекса бывшего Союза. Сюда следует также отнести проведение совместных учений, обмен разведывательной информацией, поставки дополнительного вооружения и схожесть командно-штабной культуры. Например, военные университеты и военные академии России до сих пор успешно обучают офицеров из стран СНГ. ОДКБ также является краеугольным камнем системы безопасности на территории постсоветских стран, которые в нее входят.
Одним из примеров такой взаимовыручки стала операция сил ОДКБ, проведенная в январе 2022 года в Казахстане. Третья — языковая и культурная общность, достигнутая в СССР. Она проявлялась в ведущей роли русского языка, существующем единстве образовательных, культурных, ментальных и управленческих шаблонов. Русский язык является общепризнанным мировым языком, по популярности и распространению он занимает пятое место среди 12 глобальных языков мира. Русский — государственный язык России и Беларуси, один из официальных языков Казахстана, Кыргызстана и некоторых других стран. Это основной язык международного общения в странах бывшего Советского Союза, да и во всей Северной Евразии. На русском языке накоплен огромный корпус текстов, причем это не только произведения великой русской литературы, но и гигантский пласт научной и технической документации. Попытки некоторых постсоветских государств в спешном порядке отказаться от русского языка или срочно перейти на латиницу всегда сопровождались провалами в образовании и технической культуре. Однако за минувшие тридцать лет после распада СССР произошли масштабные изменения в политическом устройстве, экономике и обществе постсоветских стран.
Национальное развитие стало превалировать над общесоветским прошлым, на историческую сцену вступает новое поколение, не имеющее советского опыта. Не только в странах Центральной Азии с их высокой рождаемостью, но и в других государствах СНГ количество граждан, родившихся после 1991 года, близится к половине населения. Нарастает расхождение республик бывшего СССР по их внешнеполитическим ориентирам, что порождает большие разрывы, как в уровне жизни, так и в политической культуре и бытовых практиках. Если внимательно посмотреть на события, происходившие в СНГ за последнее время, то нетрудно заметить, что значительной эрозии подверглись все три базовых «скрепы», соединявшие постсоветские страны с Россией. Все это заставляет думающих политиков предельно серьезно отнестись к необходимости назревших перемен в проекте Содружества. Новая перезагрузка Каким должен быть адекватный ответ со стороны СНГ на возникающие вызовы? Если внимательно присмотреться к тем демаршам, которые совершают страны прозападного выбора, то можно заметить как ими последовательно обрубаются все три базовые «скрепы» СНГ. К примеру, Украина, открыто обозначившая себя как «Анти-Россия», прекращает энергетическое сотрудничество и грузовой транзит, запрещает русский язык и культуру, стремительно переходит на вооружение и стандарты НАТО.
Итогом стало заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов распадающегося Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей [13] [14]. Впоследствии президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений. В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана , Армении , Белоруссии , Казахстана , Киргизии , Молдавии , России , Таджикистана , Туркмении , Узбекистана , Украины из бывших союзных республик отсутствовали Латвия , Литва , Эстония и Грузия. Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации , в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни над государственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием , фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и или нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Также был подписан протокол к соглашению о создании СНГ [16].
Ответственный, не пасующий перед политическим преследованием. Самоотверженно бьётся за интересы людей, за их будущее, а не является проводником и назначенным управляющим чужой воли». RT вёл прямую трансляцию.
Сразу по прибытии сюда Глава белорусского государства пообщался с журналистами — они поинтересовались настроением перед саммитом. И, естественно, куда же без главного предновогоднего вопроса: каким будет наступающий 2023 год? Александр Лукашенко твердо заверил: — Самым счастливым, самым удачным. Не переживайте, будет нормально. То, что нас объединяет Президент Беларуси прилетел в Санкт-Петербург в минувшее воскресенье, 25 декабря, днем ранее он посетил Звездный городок в Подмосковье. Примечательная деталь: в аэропорту белорусского лидера встречали сразу два губернатора: Ленинградской области Александр Дрозденко и Санкт-Петербурга Александр Беглов. С обоими Александр Лукашенко уже встречался в этом году. Беларусь с Ленинградской областью и Санкт-Петербургом исторически связывает тесное сотрудничество в самых различных областях, которое в последнее время только укрепляется. На повестке дня в том числе масштабные проекты по использованию российской портовой инфраструктуры для перевалки белорусских грузов. Подписывайся на наш канал в Youtube Смотри видео первым! Жителей Беларуси и Северной столицы России, как и в целом народы двух стран, связывает также общая историческая память. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области 18 января будет отмечаться 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда, запланированы памятные мероприятия, на которые пригласят и проживающих в Беларуси блокадников. В духе подлинного партнерства Тема укрепления сотрудничества, но уже в более широком масштабе, звучала в понедельник и на неформальном саммите СНГ. В центре внимания, конечно же, продвижение в экономике, безопасность, вопросы региональной и международной повестки.
Заседание Совета глав государств СНГ в узком составе проходит в Бишкеке
Одна из них чисто военная — Совет министров обороны СНГ, созданный в 1992 для выработки единой военной политики. В рамках ОДКБ созданы коллективные силы быстрого развёртывания в составе нескольких батальонов мобильных войск, вертолётной эскадрильи, фронтовой авиации. В 2002 — 2004 реальное сотрудничество в военной области развивалось лишь в рамках ОДКБ, поскольку у её членов имеется общий противник — международный терроризм. В рамках ОДКБ регулярно проводятся совместные учения, в качестве координирующего штаба действует единый Антитеррористический центр. Военные структуры СНГ свою задачу построения общей военной организации стран Содружества выполнить не смогли, поскольку государства СНГ не смогли прийти к единому пониманию военной угрозы, так что отмирание и ликвидация Совета министров обороны СНГ и его военных структур — лишь вопрос времени. В марте 2005 , после того как российское руководство потерпело целый ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими республиками СССР Грузия, Украина, Молдавия , и в самый разгар кризиса власти в Киргизии, Владимир Путин высказался уже более категорично: «Все разочарования — от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или в военной сфере, естественно, этого не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому…».
Как выразился Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а всё остальное — «политическая шелуха и болтовня». Реальными же интеграционными инструментами, по его мнению, сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство ЕЭП. Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера». В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаевпредложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества: согласованная миграционная политика, взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью.
Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией см. Российско-грузинский шпионский скандал 2006. Последние события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались беспрецедентными. Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении стран СНГ и вообще постсоветских государств стала «формировать» российская газовая монополия « Газпром », как бы заменившая собой Министерство иностранных дел.
Встреча лидеров в Константиновском дворце началась в районе 15:00 17:00 по ташкентскому времени. Многих лидеров, приехавших на саммит, перевозили по городу и окрестностям российские автомобили представительского класса Aurus, сообщает РИА Новости. Кадр видео агентства БелТА. Владимир Путин уже несколько лет ездит на Aurus. Такую же машину доставляли в Самарканд для его передвижения в рамках недавнего саммита ШОС. Фото: Life. Открывая встречу, президент России поблагодарил коллег за приезд в Санкт-Петербург, отметив , что «в силу огромного количества обстоятельств и исторических причин их страны являются ближайшими друзьями и союзниками России». Он сообщил, что на этой встрече и на предстоящем саммите в Астане главы государств уделят первостепенное внимание развитию торгово-инвестиционного партнёрства в рамках СНГ, повышению устойчивости экономик стран, в частности, через «наращивание двусторонних и многосторонних кооперационных связей, по обеспечению технологического суверенитета». Собственно говоря, мы с вами делаем это на протяжении уже многих лет, и это никак не привязано к какой бы то ни было политической конъюнктуре.
В прошлом году товарооборот России со странами СНГ вырос более чем на треть, а экспорт превысил 65 миллиардов долларов. Основные сферы — это промышленное производство и грузоперевозки. Мишустин заявил, что Россия намерена создать с помощью бывших советских республик экономическое пространство на платформе СНГ, которое станет основой многополярного мира. В этой связи он особо подчеркнул необходимость расширения деловых контактов между бывшими союзными республиками, укрепления технологической и финансовой независимости государств-членов Содружества. Оно призвано защищать права инвесторов и интересы государств, сформировать благоприятный инвестклимат с использованием мировых практик», — сказал премьер-министр РФ.
По информации помощника российского лидера по международным делам Юрия Ушакова, президенты обсуждают вопросы региональной безопасности, касающиеся прежде всего ситуации на границе Таджикистана с Афганистаном. Кроме того, по данным представителя Кремля, главы стран обсудят тему функционирования на территории Таджикистана 201-й российской военной базы. В фойе здания их встречает президент Кыргызстана Садыр Жапаров. Далее лидеров стран ожидает церемония совместного фотографирования.
Последние новости и события СНГ
Площадь государства: 447 400 квадратных километров. Таджикистан Парк Ленина, Душанбе, Таджикистан Таджикистан принимает самое активное участие в гуманитарном взаимодействии, организованном между странами, участниками Содружества Независимых Государств. С этой целью, страной было инициировано создание Международного Фонда по вопросам содействия на гуманитарном уровне. Численность населения составляет 9 миллионов 537 тысяч человек. Площадь государства: 41 400 квадратных километров. Азербайджан Набережная, Баку, Азербайджан Позиции, который отстаивает Азербайджан, позволили этому государству помочь в разрешении ряда спорных вопросов между странами — бывшими членами СССР. Азербайджан активно принимает участие в борьбе с международным терроризмом, на основании подписанной им ранее Конвенции.
Численность населения составляет 10 миллионов 411 тысяч человек. Площадь государства: 86,6 тысячи квадратных километров. Сейчас, когда Содружество стало авторитетной международной организацией, Армения принимает деятельное участие в его работе. Численность населения составляет 2 миллиона 963 тысячи человек. Площадь государства: 29 741 квадратных километров. Сегодня Содружество задействовано в налаживании вопросов внешней политики этой страны.
Численность населения составляет 19 миллионов 125 тысяч человек. Площадь государства: 2 миллиона 724 тысячи 902 квадратных километра. На базе Содружества страна активно продвигает собственные интересы в области безопасности, политики, науки, обороны. Численность населения составляет 6 миллиона 523 тысячи человек. Площадь государства: 199 951 квадратный километр.
Именно они позволили грузинским гражданам посещать республики СНГ, а Тбилиси — торговать и экономически взаимодействовать в рамках Содружества. Эта высокая степень интеграции внутри СНГ напоминает кислород: пока он есть в комнате, мы его не замечаем, но как только он исчезает, нам становится трудно дышать. Постоянно забывают о другой важной функции СНГ — это обеспечение системы взаимного признания для постсоветских государств. В ходе распада СССР прежняя международно-правовая система оказалась разрушена — она перестала служить гарантией статуса для её учредителей и участников. В определенный момент выяснилось, что все бывшие союзные республики оказались «немного непризнанные» как новые государства.
Напомним, что современные нации-государства всегда существуют в рамках системы взаимного признания. Эта система исторически замещает роль верховного арбитра, имперского метасуверена или Папы Римского, который предусматривался политическим строем средневековой Европы и далее в Вестфальской системе. Этот постоянно замалчиваемый факт имеет три важных практических следствия. Во-первых, отсюда происходит родовая травма идентичности, присущая некоторым «независимым государствам» и изживаемая ими в разных формах. В том числе — в форме прозападных «бархатных революций» или возгонке негативного мифа о якобы многовековом «российском колониализме». Во-вторых, это означает их принципиальную зависимость от международной круговой поруки, как минимум в рамках СНГ. Отсюда следует очевидная робость к легитимации непризнанных государств на постсоветском пространстве, длительная неспособность к разрешению замороженных конфликтов и удивительное равнодушие к судьбе разделенных народов. И, в-третьих, сам принцип сохранения «статус-кво» или неприкосновенности постимперских границ довольно хрупок. Инерция не может служить основой безопасности, особенно при возникновении неоимперского пространства в глобальном масштабе. Речь идет о нынешней претензии коллективного Запада на роль мирового арбитра, решающего кто прав и кто виноват.
Мир пришел в движение, замороженные конфликты размораживаются — на Кавказе и на Ближнем Востоке. Похоже, что система взаимного признания государств-наций уже не является надежной гарантией суверенитета. Особенность России и нескольких других стран таких, как Китай или Иран в том, что они реализуют свой цивилизационный проект, а не чужой транснациональный. Россия участвует в международной системе, но она рассматривает собственное «большое пространство» как исторически самоценный мир. По сути, Россия реализует на пространстве Северной Евразии свой аналог доктрины Монро, предполагающий создание локальной международной системы, устойчивой к внешнему вмешательству. Три «скрепы» для СНГ Проект СНГ много раз называли мертворожденным и завершенным, но вопреки всем скептикам Содружество продолжает развиваться и остается востребованным. В чем причина такой завидной устойчивости? Хребтом её являлась мощная структура общесоюзного топливно-энергетического комплекса — т. По сути, она стала самым важным интеграционным механизмом на постсоветском пространстве. Сюда же следует отнести общие транспортные и транзитные коммуникации СССР, которые продолжают функционировать до сих пор, несмотря на формальную политическую и экономическую независимость новых государств.
Вторая важная скрепа — «братство по оружию»; военно-политическая общность советской системы ПВО и единых военных стандартов. Она проявляется в совместном использовании складских запасов советского вооружения, взаимосвязанных элементов военной инфраструктуры и оборонно-промышленного комплекса бывшего Союза.
Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в независимые государства [13]. Последним государством, ратифицировавшим соглашение о создании СНГ, стала Молдавия 8 апреля 1994 года , до этого являвшейся ассоциированным членом организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия [17].
Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске , было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса [18]. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств — участников Содружества Независимых Государств о Вооружённых Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных вооружённых сил [19]. Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января в Минске был принят Устав Содружества Независимых Государств [20] , основополагающий документ организации [21].
Это совершенно очевидные вещи. Направить обращение Обращения в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики в письменном виде направляются по адресу: 119121, г. Москва, ул.
Что такое СНГ — расшифровка, определение, состав (страны) Содружества Независимых Государств
Мередов на заседании Правительства. В этом контексте отмечалось, что в реализации внешнеполитического курса нейтрального Туркменистана большое значение придаётся плодотворному сотрудничеству со странами СНГ. Являясь ассоциированным членом Содружества, наше государство регулярно участвует в мероприятиях СНГ и вносит весомый вклад в развитие многостороннего партнёрства.
Но как бы то ни было, документ был подписан. Далее события развивались так: В Украине и Белоруссии Соглашение ратифицировали 10 декабря 1991 года, а вот в России возникли проблемы. Так и сделали в 1992 году, но результатом стал трехкратный отказ в ратификации.
Они выработали декларацию , отразившую принципы и цели деятельности СНГ. В 1993 году в Минске утвердили Устав объединения, в дальнейшем подписанный всеми партнерами за исключением Украины и Туркменистана. Главной целью образования СНГ было преодоление республиками , переставшими быть советскими, трудностей переходного периода, сохранение связей, разрушенных после распада СССР. Он собирается 2 раза в год и решает важнейшие моменты, касающиеся деятельности союза. Страны СНГ, список которых, если не считать ситуацию с Украиной, в последние годы не изменяется, в порядке очередности председательствуют в Содружестве.
Есть еще около 70 органов, координирующих отраслевое сотрудничество. Его штаб-квартира располагается в г. С 2007 года исполком возглавляет Сергей Лебедев. Деятельность СНГ Сразу после образования Содружества его основная деятельность была направлена на организационные моменты и на интеграцию в отраслях, где распад СССР привел к особенно неблагоприятным последствиям связь, транспорт, поставки энергоносителей и т. Начиная с 1996 — 1997 годов, взаимодействие строилось с учетом новых реалий.
Взаимодействие в СНГ строится на основе гибких механизмов. Учитывается разный уровень готовности стран к сотрудничеству, они задействованы в интеграционных процессах исходя из национальных интересов.
Этот постоянно замалчиваемый факт имеет три важных практических следствия. Во-первых, отсюда происходит родовая травма идентичности, присущая некоторым «независимым государствам» и изживаемая ими в разных формах. В том числе — в форме прозападных «бархатных революций» или возгонке негативного мифа о якобы многовековом «российском колониализме». Во-вторых, это означает их принципиальную зависимость от международной круговой поруки, как минимум в рамках СНГ. Отсюда следует очевидная робость к легитимации непризнанных государств на постсоветском пространстве, длительная неспособность к разрешению замороженных конфликтов и удивительное равнодушие к судьбе разделенных народов. И, в-третьих, сам принцип сохранения «статус-кво» или неприкосновенности постимперских границ довольно хрупок. Инерция не может служить основой безопасности, особенно при возникновении неоимперского пространства в глобальном масштабе. Речь идет о нынешней претензии коллективного Запада на роль мирового арбитра, решающего кто прав и кто виноват.
Мир пришел в движение, замороженные конфликты размораживаются — на Кавказе и на Ближнем Востоке. Похоже, что система взаимного признания государств-наций уже не является надежной гарантией суверенитета. Особенность России и нескольких других стран таких, как Китай или Иран в том, что они реализуют свой цивилизационный проект, а не чужой транснациональный. Россия участвует в международной системе, но она рассматривает собственное «большое пространство» как исторически самоценный мир. По сути, Россия реализует на пространстве Северной Евразии свой аналог доктрины Монро, предполагающий создание локальной международной системы, устойчивой к внешнему вмешательству. Три «скрепы» для СНГ Проект СНГ много раз называли мертворожденным и завершенным, но вопреки всем скептикам Содружество продолжает развиваться и остается востребованным. В чем причина такой завидной устойчивости? Хребтом её являлась мощная структура общесоюзного топливно-энергетического комплекса — т. По сути, она стала самым важным интеграционным механизмом на постсоветском пространстве. Сюда же следует отнести общие транспортные и транзитные коммуникации СССР, которые продолжают функционировать до сих пор, несмотря на формальную политическую и экономическую независимость новых государств.
Вторая важная скрепа — «братство по оружию»; военно-политическая общность советской системы ПВО и единых военных стандартов. Она проявляется в совместном использовании складских запасов советского вооружения, взаимосвязанных элементов военной инфраструктуры и оборонно-промышленного комплекса бывшего Союза. Сюда следует также отнести проведение совместных учений, обмен разведывательной информацией, поставки дополнительного вооружения и схожесть командно-штабной культуры. Например, военные университеты и военные академии России до сих пор успешно обучают офицеров из стран СНГ. ОДКБ также является краеугольным камнем системы безопасности на территории постсоветских стран, которые в нее входят. Одним из примеров такой взаимовыручки стала операция сил ОДКБ, проведенная в январе 2022 года в Казахстане. Третья — языковая и культурная общность, достигнутая в СССР. Она проявлялась в ведущей роли русского языка, существующем единстве образовательных, культурных, ментальных и управленческих шаблонов. Русский язык является общепризнанным мировым языком, по популярности и распространению он занимает пятое место среди 12 глобальных языков мира.
Открывая заседание в узком составе, премьер-министр Казахстана А. Смаилов особо отметил, что данная встреча стала местом для обстоятельного обмена мнениями по взаимодействию в рамках Содружества, по актуальным вопросам мировой и региональной экономической повестки дня. Он позитивно оценил проводимую работу по углубленному партнерству в рамках СНГ, отвечающему национальным интересам всех государств-участников. Благодаря принятым в рамках организации мерам успешно решены многие вопросы образовательного, медико-социального и гражданско-правового характера… Отрадно, что в сегодняшних непростых условиях СНГ не стоит на месте, ведется поиск новых направлений сотрудничества. В прошлом году товарооборот России со странами СНГ вырос более чем на треть, а экспорт превысил 65 миллиардов долларов.