Робот получает картинку с видеокамеры, после чего искусственный интеллект начинает "сортировать" предметы, помечая их разными цветами. роботов столичного производства установили с начала 2023 года на 80 заводах страны, в том числе в Москве, Подмосковье, Омске, Екатеринбурге, Челябинске, Санкт-Петербурге.
Производители промышленных роботов. Кто работает в России в 2023 году?
К примеру, в конце 2022 года в России завершилась разработка робота "Теледроид", предназначенного для работы в открытом космосе. Мы собрали самые заметные разработки, которые состоят на вооружении российской армии. Новости робототехники и многое другое. Российский рынок промышленных роботов: текущее состояние, новости и прогнозы.
«Россия 24» рассказала о «самом современном роботе», которым оказался человек в костюме
Это необходимость, и никто даже не задает вопросов, сколько это стоит. Все говорят: как быстро сможете это сделать и дать нам эту технологию? Это не только госпредприятия, но и частный сектор. У «госов» все немного сложнее: они реагируют медленнее. Частный бизнес действует оперативнее: случился кризис — они перестроились и уже сегодня подписывают с нами контракты. Роботы будут сделаны в России — Как вы продолжаете работу в условиях закрытых границ?
Вы успели перестроить производство? У нас было несколько европейских вендоров, но также мы параллельно развивали партнерство с лидирующими компаниями из Юго-Восточной Азии и готовились к тому, чтобы делать ставку на них. Мы перестроились достаточно быстро и особо этого не заметили. Я говорю, в частности, о разработке собственного промышленного робота, который мы хотим оперативно представить и запустить в продажу в течение года. Да, там будут, скорее всего, определенные импортные запчасти, но степень локализации будет очень высокой.
Всех надо обучать с нуля — Вы упоминали про корпоративную культуру и Академию роботизации. Как вы обучаете специалистов? Россия находится на 48-м месте по роботизации, и одна из причин этого в том, что не было ни институтов, ни колледжей, ни курсов по робототехнике. У нас до 2015 года про роботов вообще мало кто знал. А кто сегодня собственники бизнеса?
Это люди в возрасте от 45 до 70 лет. В то время, когда они все получили высшее техническое, профессионально-техническое или какое-либо другое образование, робототехнике еще не учили. И поэтому при развитии своего бизнеса они зачастую смотрят на те знания, которые у них есть, и на опыт коллег, а там нет ничего про роботов! Видя запрос рынка, видя необходимость в первую очередь обучать кадры для себя, для отрасли, для наших заказчиков, мы год назад создали внутри TECHNORED академию роботизации, где мы обучаем будущих специалистов. Причем учат их эксперты, которые ежедневно создают и запускают роботов, которые работают на ведущих заводах и фабриках России.
Мы учим не тому, как создать робота, а как правильно найти точки, «узкие бутылочные горлышки» на производствах, где нужны роботы, как обеспечивать их окупаемость, какие люди нужны в команде. Мы скорее учим проектных менеджеров, которые понимают, где и как внедрять роботов, какие есть подводные камни.
Эксперты полагают, что в первую очередь увеличился выпуск роботов специального назначения. На них есть спрос, а у российских компаний есть необходимые компетенции. Наибольшим спросом у промышленников пользуются роботы, способные делать то, что не умеет человек. Сейчас активнее всего развивается сервисная профессиональная робототехника, - рассказала "РГ" исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники НАУРР Ольга Мудрова.
Либо там, где слишком высока цена человеческой ошибки. Например, активно развивается направление морской робототехники в целом и арктической в частности. Есть интерес к развитию беспилотных систем для инспектирования морского дна, для прокладки подводных трубопроводов". Робот нужен там, где человеку тяжело из-за физических возможностей, либо там, где высока цена ошибки Еще одно направление для беспилотных систем - инспектирование поверхности Земли. И в ближайшей перспективе этот сегмент индустрии робототехники совершенно точно сохранит востребованность и продолжит активно развиваться". В числе роботизированных систем, безусловно, стоит упомянуть и беспилотный общественный транспорт, работающий на базе искусственного интеллекта.
На некоторых улицах Москвы уже появились такси без водителя, а в Санкт-Петербурге разрабатываются и уже внедряются в городскую среду беспилотные трамваи. Постоянным трендом робототехники был и остается космос.
Больше в России такое оборудование не производит ни одно предприятие.
Софт написан таким образом, что оператору для разработки программы робота-станка не обязательно знать язык программирования, и достаточно просто задать точки, выбрать тип движения и наложить на это технологию. А система уже автоматически формирует коды и отправляет их в систему управления оборудованием», — пояснил преимущество созданного продукта генеральный директор «РТ-Капитал» Семен Якубов. Дополнительно поясняется, что создание ПО позволило сохранить неизменным весь функционал установок электронно-лучевой сварки: возможность автоматически строить программу сварки через опорные точки без написания кода, обеспечение строгой синхронизации между движением пушки и управлением параметрами электронного пучка, и возможность задавать для различных участков сварочной траектории свои скорости, токи луча и токи фокусировки.
Правда, надо сказать, что в период пандемии в России прирост внедряемых роботов был достаточно высокий — выше среднерыночного. Это связано с тем, что Россия находилась на низких позициях. Главным образом повышенную потребность в наращивании робототехнических мощностей продемонстрировали те предприятия, у которых резко выросли заказы, например, фармацевтические компании производящие маски, санитайзеры, лекарства, обеззараживающую аппаратуру, или пищевые компании, особенно производители круп, макарон, которыми все люди на период пандемии запасались. Кроме роста заказов, естественно, сыграл ещё один фактор — дефицит кадров, связанный с самоизоляцией и повышенной заболеваемостью. Скачкообразный рост заказов на фоне недостатка рабочей силы создал условия возникновения повышенного спроса на роботов. В 2021 году в России было продано порядка 1300 штук роботов. В Китае за тот же период — 40. Разрыв достаточно большой, но при этом несколько лет назад в России продавалось всего лишь от одной до двух сотен роботов. Так что прирост есть. Что касается внедрения.
Это осуществляется как на отдельные производственные процессы в виде отдельных робототехнических ячеек, так и в виде линий. И, конечно, наиболее эффективное внедрение — когда при строительстве нового завода или фабрики производство проектируется сразу роботизированное, и все процессы выстраиваются наилучшим образом под использование средств автоматизации и роботизации. Так что, если говорить о том, что лучше — то, либо производство с нуля, заточенное под роботов, либо отдельная автоматизированная линия для отдельного процесса. Изначально они задумывались как устройства для выполнения монотонных операций на конвейере. Несмотря на то, что сегодня роботы очень универсальные машины, и могут работать и на единичном, и на серийном, и на массовом производстве, в большинстве своём они присутствуют именно в автомобильной промышленности. Практически все производители автомобилей и автокомпонентов внедряют робототехнику. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Если говорить о других отраслях, то на предприятиях, где есть большой объём заказа, безусловно, служба главного инженера смотрит в сторону роботизации, потому что это машины, которые позволяют прорывным образом увеличить производительность труда, резко нарастить объёмы производства. Поэтому, когда компания имеет стабильный рост заказов, конечно, рассматривается роботизация. Насколько они крупные?
Насколько отличаются от зарубежных по объёму производства? Это несколько небольших компаний, которые имеют очень маленькие объёмы производства по сравнению с ведущими мировыми производителями, и даже в России они далеко не на лидирующих позициях. В основном, это компании близкие к стартапам, хотя при этом они производят достаточно хорошие робототехнические комплексы. Поэтому отличия от зарубежных именно в масштабах предприятия. Или, прежде чем масштабировать, нужно сначала эти мощности довести до приемлемого технологического и организационного уровня? Но есть нюанс, связанный с конфигурацией уже китайского рынка: здесь активно присутствуют и ведущие мировые, и китайские производители.
"Россия 24" выдала человека в костюме за «самого современного» российского робота
журнал стратегия | От военных роботов на современном этапе нет никакой практической пользы, только деньги на ветер. |
В России разработали робота-собаку второго поколения | IT-эксперт Ускова: в России есть все, чтобы производить роботов эшелонами. |
Какие тренды робототехники в России развиваются наиболее активно
Современные роботы могут применяться на поле боя в качестве разведчика, сапера, а также доставщика боеприпасов. В России начато серийное производство боевых роботов с искусственным интеллектом. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу в ходе марафона "Новое знание". Онлайн-выставка самых известных российских робототехнических изделий "Роботы в России" на Кроте того, в список нового ассортимента вошел робот для паллетирования, позволяющий автоматизировать и оптимизировать монотонную работу на предприятиях и складах. Сообщество единомышленников вокруг наших роботов растет каждый день», — с гордостью замечает Сергей Ложкин. Современные российские роботы общаются с клиентами, доставляют посылки, защищают от коронавируса и помогают в промышленности.
Пресс-центр
Один из старейших российских разработчиков промышленных роботов «Рекорд-Инжиниринг» с 2006 года занимается автоматизацией производств. Один из старейших российских разработчиков промышленных роботов «Рекорд-Инжиниринг» с 2006 года занимается автоматизацией производств. Российская техкомпания Napoleon IT развивает технологию для борьбы с воровством на кассах самообслуживания торговых залов. В России специфичным драйвером является низкий уровень модернизации производств, в отдельных отраслях процент износа оборудования превышает 50%, при замене вместо устаревшего оборудования устанавливается более современное. В первую очередь современные роботы заменяют человека на опасных для здоровья производственных участках.
«Все упирается в деньги»: как в России пытаются наладить производство роботов
Основное содержание: Основным драйвером развития отрасли является промышленная робототехника. При этом сервисная робототехника имеет больший потенциал в силу того, что глобальная экономика основана на сервисной модели; Россия — один из мировых лидеров в сервисной робототехнике, в том числе благодаря существующему в Сколково кластеру робототехнических стартапов; Среди возможностей для России для ускорения развития робототехники — субсидирование внедрения промышленных роботов, развитие кластера сервисной робототехники, проведение роботехнических конкурсов разного типа и др. Мировым лидером по плотности роботизации являлась Южная Корея; Человекоподобные роботы становятся предметом более фокусного внимания венчурных инвесторов частично в силу того, что могут раскрыть новые возможности больших языковых моделей; Пандемия COVID-19 способствовала кратному росту инвестиций в робототехнические стартапы.
Мы анализировали международный опыт.
Знаем, что и в Германии, и в Швеции, и в Дании, и в других странах для развития собственной робототехники запускались государственные программы. Поэтому и госпрограмма, и привлечение средств, и стимулирование спроса, и стимулирование научных исследований, и подготовка кадров очень важны для того, чтобы решить задачу прорывного роста робототехники, а, следовательно, и прорывного роста производительности труда. Причём ещё с советских времён готовят именно робототехников, которые должны уметь проектировать роботов.
При этом очень мало где готовят людей способных их эксплуатировать. Очевидно, что это две стороны одной монеты. Если нет специалистов, которые знают где эффект робототехники, как и на каких процессах её внедрить, как осуществить проектирование, пусконаладку, тестирование, ввод в эксплуатацию, то не будет и спроса на создание робототехнической продукции.
С другой стороны, если не будет робототехнической продукции, нечего будет и внедрять. Поэтому образование должно ориентироваться как на подготовку специалистов способных конструировать, проектировать, производить робототехнику, так и на подготовку специалистов способных внедрять и эксплуатировать. В нашем кластере мы сотрудничаем более чем с двадцатью университетами, у нас есть четыре совместных магистерских программы по проектированию промышленной робототехники вместе с петербургским политехом, по цифровым двойникам и офлайн программированию робототехники вместе с Кемеровским государственным техническим университетом, по индустриальному дизайну современного оборудования и современных производств с Университетом технологии и дизайна Санкт-Петербурга, и по продажам высокотехнологичной продукции и услуг с Экономическим университетом.
Там мы стараемся всесторонне подготовить молодых специалистов, даём им возможность реальной практики в реальных производственных условиях, и помогаем трудоустраиваться в робототехнические компании. На каких позициях мы могли бы сейчас находится, если бы не прервалось развитие, начатое ещё в советское время? Понятно, что можно обратится к тому положительному опыту, который был в советское время, так как в начале 80-х Советский Союз считался одним из лидеров по разработке и производству промышленных роботов.
Но в тех условиях была совершенно другая концепция развития робототехники, в какой-то степени она была схожа с тем, что сейчас происходит в Южной Корее и Японии. Эти страны действительно сохранили своё лидерство в этой области. В советское время каждая отрасль имела определённые институты, и на крупных заводах создавались свои собственные роботы как средство технологического оснащения для обслуживания своих собственных производств.
Такие робототехнические производства были в автопроме — на КАМАЗе, были в судостроении — в Центре технологий судостроения. Для соответствующей отрасли создавались свои необходимые роботы. Так же, к примеру, как сейчас существуют роботы Hyundai, которые родились на Hyundai и для обслуживания производств Hyundai.
Роботы Mitsubishi точно также появились на свет. И так далее. Тем не менее сегодня в мире лидерами являются специализированные робототехнические компании, которые производят роботов для всех отраслей, и развивают свои компетенции именно в производстве роботов, применяемых во всём спектре индустрии.
Видимо, развитие и отечественной робототехники сегодня должно идти таким путём. Потому что распределение по отраслевому принципу, с учётом относительно небольшого рынка, вызывает много вопросов и рисков. Поэтому, наличие нескольких робототехнических компаний в современной России вполне может заполнить тот спрос, который сегодня имеется.
Опять же, безусловно, плановое и программное развитие тех или иных отраслей в советское время, в том числе во многом способствовало успешности реализации индустриальных программ.
Если в прошлом году экспозицию компании посетило более 500 человек, то в этом году оборудованием компании заинтересовалось свыше 650 посетителей. На стенде были представлены автоматизированные сварочные комплексы на базе роботов и орбитальной сварки MWG MWF Mwelding Technology - одного из ведущих китайских производителей такой техники. Следующим звеном в осеннем выставочном проекте стали выставки, прошедшие под эгидой «Российской промышленной недели».
Для профессионалов сварочного дела компания подготовила инновационные решения в области сварочного оборудования, материалов и технологий сваривания металлов.
Максимальная автономность работы необходима РТК военного, специального и двойного назначения, чтобы исключить участие человека в потенциально опасных операциях. В 2018 году российский Фонд перспективных исследований ФПИ поручил НПО "Андроидная техника" разработать полностью автономный наземный робототехнический комплекс. Новый проект российских инженеров, получивший название "Маркер", — наземный робот на универсальной платформе, которая может нести на себе десятки различных модулей полезной нагрузки, отмечает главный конструктор НПО "Андроидная техника", руководитель лаборатории проекта "Маркер" Алексей Богданов. В составе платформы — десятки различных модулей полезной нагрузки, обеспечивающие платформе многофункциональность. Это своего рода конструктор, который позволяет менять модули полезной нагрузки в зависимости от текущих задач Алексей Богданов главный конструктор НПО "Андроидная техника", руководитель лаборатории проекта "Маркер" Боевой "Маркер" Одна из основных задач РТК "Маркер" — участие в боевых действиях.
Впервые платформа "Маркер" с пулеметом "Утес" и блоком для двух РПГ-26 появилась на испытательном полигоне в 2020 году. Во время испытаний робот, перемещаясь по полигону, в автоматическом режиме осуществлял распознавание целей и вел по ним высокоточный огонь. Благодаря тому, что модули "Маркера" не имеют механических передач безредукторный прямой привод , можно сказать, что робот точен, как станок с ЧПУ или как профессиональный снайпер. В "Маркере" использована новая схема приводных решений, при которой оптико-электронный приборный блок, ведущий наблюдение, захват объекта и его сопровождение, находится в центре и имеет собственные отдельные приводы, а приводы для установки полезной нагрузки вооружения находятся справа и слева от него и действуют отдельно, не связанно между собой.