Практическое руководство, как самостоятельно написать бизнес-план и повысить вероятность запуска успешного и прибыльного бизнеса. Разработку бизнес-плана можно разделить на 4 этапа: анализ рынка, сбор исходных данных, формирование финансовой модели и написание плана. Данные примеры составленных бизнес-планов помогут вам понять, какие шаги нужно сделать для получения государственной поддержки на открытие сельскохозяйственного бизнеса, какие расходы министерство сельского хозяйства готово финансировать за свой счёт. При правильном составлении бизнес-плана необходимо следовать его руководству до тех пор, пока внешние или внутренние факторы не окажут на него такое давление, что потребуется его корректировка.
Бизнес-план – первый шаг к своему бизнесу
Перед вами Руководство по составлению бизнес-плана для оформления социального контракта на осуществление индивидуальной предпринима-тельской деятельности. это чёткая программа действий предприятия, рассчитанная на определённый срок. Вам при составлении бизнес‑плана придётся провести гораздо большую работу и написать более подробный документ. Правильно составленный бизнес-план является опорой для открытия и поддержки своего дела. Сделать бизнес-план можно самостоятельно, но для этого нужны обширные знания в разных областях предпринимательства.
Бизнес-план: как его написать?
Лучше разрабатывать бизнес-план самостоятельно силами компании или обратиться в консалтинговое агентство. При составлении бизнес-плана сперва стоит рассказать об уже существующей компании или о процессе ее создания. Поэтому при составлении бизнес-плана важно уделить ему внимание.
Основы составления бизнес-плана
Раскрыта финансовая модель бизнеса, срок окупаемости проекта определен, просчитана точка безубыточности и рентабельность. Проведена оценка рисков, предложены пути их минимизации. План расписан поэтапно, логически сформирован правильно и полностью раскрыт. Отказ в заключении социального контракта В предоставлении субсидии могут отказать в следующих случаях: средний душевой доход выше прожиточного минимума в регионе; у гражданина в собственности много имущества; представлен неполный пакет документов или недействительные документы; документы содержат исправления или недостоверные сведения; заявитель прописан в другом регионе; исчерпан бюджетный лимит средств на соцконтракты; не истек срок с момента заключения предыдущего контракта. Решение о заключении соцконтракта или об отказе в этом озвучивается по завершении комиссии. Отказ оформляется в письменном виде.
Пример бизнес-плана по соцконтракту для маникюрного кабинета, мастера маникюра Этот вид деятельности набирает всё большую популярность. Тем более его подготовительный этап не является затратным. Есть мастера, которые на начальном этапе даже не арендуют помещение, а услуги маникюра предоставляют на дому. Кроме того, чтобы начать бизнес, не требуется больших вложений. Достаточно приобрести необходимое оборудование, инструменты, материалы и пройти обучающие курсы.
Далее бизнес можно развивать, улучшая качество услуг, ведь опыт приходит со временем. Скачать бизнес-план по соцконтракту для маникюрного кабинета Пример бизнес-плана по соцконтракту для парикмахера Одной из хорошо развитых предпринимательских сфер являются парикмахерские услуги. Парикмахерскими пользуются все — мужчины, женщины, дети, а потому данный вид бизнеса всегда востребован и достаточно прибылен. Этот вид оказываемых услуг требует умеренных вложений, что значительно облегчает создание своего бизнеса. Однако стать парикмахером может не каждый.
Она расшифровывается так: S — Strengths — сильные стороны бизнеса, которые выделяют его среди конкурентов W — Weaknesses — слабые стороны компании O — Opportunities — возможности для роста и развития бизнеса T — Threats — внешние угрозы, которые препятствуют развитию компании и могут привести к негативным последствиям Представим, что вы собираетесь открыть интернет-магазин. Шаг 3. Собираем исходные данные Прежде чем приступать к написанию плана, важно определиться с вводными вашего бизнеса. Например, это: Выбор системы налогообложения. Выберите налоговый режим, который подойдёт вашей компании, и рассчитайте размер налогов. Инвестиционные расходы.
Сюда входят затраты на ремонт помещения, закупку оборудования и обучение сотрудников. Перечень прочих затрат. Он может включать в себя аренду, коммунальные платежи, расходы на рекламную кампанию и многое другое. Расчёт источников финансирования и сроки выплаты займов. Численность персонала и размер оплаты труда. Анализ закупки сырья.
Выберите, какое сырьё, где и с какой периодичностью придётся закупать. Расчёт выручки, прибыли, рентабельности, а также прогнозирование зависимости от сезонности при необходимости. Политика ценообразования. Определите, за счёт чего будет формироваться цена на услуги. Это только минимальный перечень сведений, которые нужны для планирования. Список будет различаться для бизнесов в разных сферах.
Например, если деятельность компании связана с доставкой товаров из-за границы, нужно будет заранее продумать логистику и способы оплаты за рубежом. Шаг 4. Формируем финансовую модель проекта Финансовая модель — система, куда заносятся все основные финансовые показатели проекта. Она помогает спрогнозировать прибыль, выручку и как изменения внутри компании отразятся на её финансовом состоянии. Собственникам финансовая модель поможет проконтролировать развитие компании, а кредиторам — принять решение о выдаче денег. Финансовая модель поможет также рассчитать сроки, когда вложения в бизнес начнут себя окупать Крупному бизнесу имеет смысл заказать финансовую модель у профессионалов.
Небольшой компании для расчётов подойдёт таблица в Яндекс Документах.
Файлы cookie, применяемые для определения целевой аудитории и в рекламных целях, например Яндекс. Общество может использовать файлы cookie для рекламирования услуг пользователям сайта «myfin. Например, если пользователь посетит указанный сайт, то в дальнейшем может встретить рекламу Общества на некоторых сторонних веб-сайтах. Иногда Общество использует сторонние файлы cookie для отслеживания эффективности своих рекламных объявлений. Такие файлы cookie, например, запоминают, с помощью каких браузеров пользователи посещают сайты Общества. С помощью данной процедуры Общество также регулирует и оценивает эффективность рекламной деятельности. Метрика» статистические , установлены на сервере Общества и не передаются третьим лицам, часть из которых хранятся во время пользования сайтом; Остальные - не более года. Пользователи могут принять или отклонить все обрабатываемые на сайте файлы cookie. При этом корректная работа сайта возможна только в случае использования необходимых файлов cookie.
В случае их отключения может потребоваться совершать повторный выбор предпочтений куки, языковой версии сайта, а также могут некорректно отображаться некоторые версии страниц. Отключение аналитических файлов cookie не позволяет определять предпочтения пользователей сайта, в том числе наиболее и наименее популярные страницы и принимать меры по совершенствованию работы сайта исходя из предпочтений пользователей. Помимо настроек файлов cookie на сайте субъекты персональных данных могут принять или отклонить сбор всех или некоторых файлов cookie в настройках своего браузера.
Например, в случае кофейни или салона красоты всё уже есть в свободном доступе. Более того, вы также найдете ряд сервисов для формирования бизнес-плана. Если же ваше начинание — это что-то более узкоспециализированное, то вам может потребоваться помощь. При недостаточности данных для анализа вы всегда можете заплатить за консультацию специалистам в той или иной области. Выше мы уже приводили стандартную структуру бизнес-плана.
Объем и содержание каждого из 12 пунктов напрямую зависят от особенностей проекта. Титульная страница Здесь указываются: Наименование компании и проекта, который планируется реализовать. В этом же пункте указываются все контактные данные для связи телефон, адрес юридического лица и т. ФИО руководителя организации. Лицо или список лиц, составлявших бизнес-план. Дата составления документа. В некоторых случаях допускается вынесение на титульную страницу ключевых показателей проекта. Меморандум о неразглашении Этот документ, являющийся частью бизнес-плана, не позволит кому бы то ни было украсть вашу идею или инновацию.
Меморандум содержит требование о запрете делиться информацией, полученной при ознакомлении с вашим пакетом документов. Данный раздел гарантирует конфиденциальность. При наличии меморандума любые действия, нарушающие авторские права, будут преследоваться согласно закону, в том числе точное повторение бизнес-модели или копирование документов. Краткое резюме Данный раздел, несмотря на его расположение в начале документа, должен заполняться в последнюю очередь. По сути это выдержка основных положений всего бизнес-плана: описание концепции, смысла начинания, а также краткий обзор финансовых показателей. Вот как правильно оформить данный раздел: Сначала нужно описать свой товар или услугу. Приведите описание целевой аудитории. Укажите объем запрашиваемых средств и планируемые затраты.
Не забудьте про юридические и организационные нюансы. Впишите сведения о привлечении наемных работников. Укажите список источников субсидий для проекта если применимо. Впишите срок достижения безубыточности и окупаемости проекта. Первое, на что обращают внимание инвесторы, — это краткое резюме бизнес-плана. От того, насколько грамотно составлен данный раздел, зависит решение о выделении денег. Не забудьте также указать в этом пункте суммарный годовой доход, общий объем средств на конец года, сведения о рентабельности предприятия и чистом дисконтированном доходе. Полезный материал!
Сборник статей по целевому управлению. Вот что следует указать: Суть начинания максимально просто, избегая возможности двойного толкования. Что важно сделать, чтобы достичь поставленных целей. Какие вы видите препятствия на пути к реализации идеи, как их можно устранить. Какие конкретные шаги вы планируете предпринять, чтобы компания за максимально короткий срок достигла поставленных целей. В этом пункте лучше указывать конкретные цифры: 2 месяца, 6 месяцев, год, 7 лет и т. Указывайте только факты, излагайте информацию кратко. Идеальный вариант, если данный раздел поместится на 2 страницах.
Наиболее наглядно показать степень жизнеспособности проекта помогает метод SWOT-анализа другое его название — анализ возможностей и рисков. Данный способ позволяет визуализировать достоинства, недостатки и возможные трудности начинания. В результате этого можно дать целостную оценку проекту. Суть метода зашифрована в самой аббревиатуре SWOT: сильные стороны, слабости, возможности и проблемы. Информация о проекте при анализе распределяется по этим четырем категориям. Преимущества выбранной ниши рынка указывают в качестве сильных сторон. Слабости следует описать наиболее подробно, так именно их придется устранять при реализации проекта. Сюда относят все теоретические недостатки плана, например проблемы с рентабельностью и отсутствием помещений для открытия или расширения бизнеса.
Пункты, включенные в сильные и слабые стороны, чаще всего подпадают под категорию внутренних факторов, на которые может повлиять учредитель предприятия. Возможности и проблемы, наоборот, относятся к внешним факторам. Их можно или использовать, или подстраиваться. Частая ошибка в рамках SWOT-анализа — работа с плюсами и минусами конкретного продукта, а не предприятия в целом. Нужно анализировать бизнес в целом, а не один товар. Анализ ниши рынка Составить бизнес-план как для малого бизнеса, так и для крупного предприятия важно с учетом маркетинговой ситуации на определенном рынке сбыта. Вот что можно указать: Показатели продаж похожего продукта за значительный срок 3—6 месяцев, 7 лет.
Инструкция по созданию бизнес-плана
Составлять бизнес-план можно только тогда, когда вы точно знаете себестоимость продукта. Как построить и создать бизнес-план с нуля: пошаговая технология по созданию, а также примеры готовых инструкций для малого бизнеса. Составление бизнес-плана начинается с предварительного анализа текущей ситуации. один из самых важных этапов, к которому нужно подойти со всей ответственностью.
Как самостоятельно составить бизнес-план
Составление бизнес-плана. Лучше разрабатывать бизнес-план самостоятельно силами компании или обратиться в консалтинговое агентство. А теперь я перейду к важному вопросу: как формируется цена на разработку бизнес-плана и из чего исходят аналитики, когда озвучивают стоимость разработки бизнес-плана. Составлять бизнес-план можно только тогда, когда вы точно знаете себестоимость продукта. Правильно составленный бизнес-план является опорой для открытия и поддержки своего дела. Рассказываем, как составить бизнес-план самостоятельно, даём образец и пошаговую инструкцию.
Как правильно составить бизнес-план самому?
Ответьте на вопросы: Кто ваши прямые конкуренты? Какой процент доли рынка они занимают? Кто ваши косвенные конкуренты? Каковы сильные и слабые стороны ваших конкурентов? Какую продукцию, товары или услуги предлагают ваши конкуренты? По какой цене ваши конкуренты предлагают свою продукцию, товары или услуги? Сможете ли вы обеспечить лучший ассортимент продукции, товаров или услуг для своих потенциальных клиентов? Предложите ли вы лучшие цены для своих потенциальных клиентов? Будет ли ваше обслуживание клиентов более эффективным? Вопросы маркетингового плана Рекламная стратегия. Ответьте на вопросы: Как вы будете сообщать своим целевым клиентам о своем продукте, товаре или услуге?
Почему вы выбираете именно эти направления например, офлайн магазин, веб-сайт, социальные сети и т. Какие рекламные материалы у вас есть или нужны, и какова будет их стоимость? Сколько вы планируете потратить на маркетинг с целью привлечения потенциального клиента? Как вы будете удерживать существующих клиентов? Как ваш бизнес привлечет внимание общественности? На какие СМИ вы будете ориентироваться? Как ваш продукт, товар или услуга будут представлены на рынке?
Или имеет смысл сразу обратиться за помощью к специалистам в сфере коммерческой недвижимости. Таким, как эксперты агентства недвижимости «Маралин Ру». В каталоге «Маралин Ру» можно найти готовые офисные помещения, торговые павильоны, нежилые подвальные помещения, складские комплексы, готовые рестораны и многое другое. Много предложений и по аренде, и по продаже. Для тех, кто готов вложить средства в покупку коммерческой недвижимости для получения дохода, разработаны готовые бизнес-решения. Намного проще и выгоднее воспользоваться механизмом финансовой аренды или лизингом. Предприниматель в этом случае заключает договор на аренду активов с правом последующего выкупа по остаточной стоимости. Такая услуга популярна у представителей самых разных сфер бизнеса. Выполнить требования лизинговой компании зачастую проще, чем требования кредитных организаций. А это дает значительную экономию времени. К тому же, вероятность одобрения заявки намного выше именно у лизинговых компаний. При кредитовании смена собственника происходит сразу при заключении договора, а при лизинге активы остаются зарегистрированными на лизинговую компанию до окончания всех расчетов по договору. При этом каждый платеж фактически является инвестицией, а имущество в итоге будет выкуплено по остаточной в большинстве случаев — крайне низкой цене. Это предпочтительнее аренды, поскольку уплаченные арендные платежи являются лишь дополнительными расходами, а имущество нужно будет вернуть. Лизинг подходит индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность свыше одного года, которым требуется спецтехника, транспорт, недвижимость или оборудование для развития бизнеса.
В меморандуме может содержаться запрет на копирование, на передачу проекта третьим лицам и требование о возврате проекта автору. Бизнес—план всегда должен быть кратким и ёмким. Правда, иногда, чтобы раскрыть суть проблемы, его делают довольно глубоким по содержанию. Рекомендуемый же объем: 30 — 70 страниц, не более. А все дополнительные материалы желательно вынести в приложения к бизнес—плану. Важно предоставлять дозированную информацию. Вот главные моменты, которые вам необходимо будет предусмотреть: Аннотация до 1 страницы — письменное обращение для высшего руководств. Резюме 1-3 страницы — основная информация, для ознакомления с бизнес—планом. Бизнес—план 45-60 — для подробного изучения проекта специалистами инвестора и экспертами. Любой бизнес имеет свои особенности, следовательно, не может существовать некий «стандартный» план, приемлемый во всех случаях. Существует, если так можно выразиться, только общий принцип, структура составления бизнес—плана. Далее изложим содержание бизнес—плана более подробно. Резюме Ваш бизнес всегда должен начинаться с выводов, вы напишите их в самую последнюю очередь, но именно они должны быть самыми первыми пунктом вашего бизнес—плана. Резюме — это результат уже написанного бизнес—плана. Эта единственная часть, которую читают большинство потенциальных инвесторов. Цель бизнес-плана. Потребность в финансах, для каких целей они необходимы. Краткое описание бизнеса и его целевого клиента. Основные отличия от конкурентов.
Такую статистику можно собрать, исходя из запросов пользователей в определенных регионах поисковые системы Яндекс и Гугл ; Результативность рынка за период времени. Чаще всего берут интервал, равный 1-2 годам для того, чтобы оценить перспективы на ближайшие 2-3 года. Если на протяжение нескольких лет наблюдается тенденция снижения, то вкладчики будут с опасением смотреть на вашу идею, и наоборот, в случае роста. Поэтому, заранее просматривайте и анализируйте рынок, чтобы оценить собственные шансы на успех; Какие мероприятия проводят оппоненты для увеличения клиентской базы? Здесь могут быть акции, скидки на товары или бонусы за покупку. Полученная информация даст почву для оценки собственной значимости на рынке. Чтобы открыть свое дело, план которого должен быть продуман до мелочей, необходимо понимать, что конкуренты тоже не стоят на месте и стараются развиваться по мере возможностей. Если вы никогда не занимались бизнесом, то на этом этапе появятся вопросы, ответить на которые самостоятельно бывает крайне сложно. Для поиска достоверной информации можно воспользоваться следующими инструментами: Любое финансовое издание, которое публикует открытую статистику в конкретной категории товаров по вашему региону. Зачастую такую информацию можно отыскать в различных бесплатных газетах, а также изданиях про предпринимателей и торговлю; Интернет. На просторах интернета содержится огромное количество информации практически по каждому региону России, поэтому отыскать необходимую не составит большого труда. Если есть возможность взять данные за последние 5 лет, то это будет еще большим плюсом для объективной оценки. Обратите внимание, что существуют компании, которые за вознаграждение готовы самостоятельно найти всю необходимую информацию. Стоимость такой работы находится в диапазоне от 2 до 10 тысяч рублей, а срок предоставления информации не превышает 3-х рабочих дней. Поэтому, если нет желания заниматься самостоятельным поисков, то попробуйте обратиться в организации такого типа для сокращения времени на самостоятельный поиск и составление результатов. Раздел 5. Конкуренция на рынках сбыта Здесь необходимо определить своих прямых конкурентов, узнать ценовую политику различных компаний в вашем регионе, а также выявить постоянных клиентов. На этом этапе важно понять, кто является вашим основным конкурентом, ведь на фоне него вы будете выстраивать собственную стратегию. Для анализа ситуации потребуется: Определить конкурирующие компании, располагающиеся в округе открытия; Определить наличие товара, подобного вашему; Оценить наименьшую цену за товар в регионе; Выявить маркетинговое продвижение, а также его эффективность; Оценить ситуацию оппонентов. Есть ли рост или компания постепенно идет к закрытию. Факторы, влияющие на ситуацию; Может ли ваш товар услуга дать клиенту наиболее лучшее предложение? Почему вы считаете? Комплексная оценка имеет ряд функциональных преимуществ, которые дают сформировать объективное мнение. Если рынок в определенном регионе показывает плохие результаты, то вряд ли вы сможете кардинальным образом исправить ситуацию. Совет: сделайте простенький excel-файл с двумя столбцами, где вы опишите все достоинства и недостатки собственной продукции, а затем сделайте тоже самое с товаром ближайшего конкурента. Раздел 6. План маркетинга От данного пункта зависит то, как вы будете выходить на рынок, а также какие у вас планы на ближайшее будущее обычно проставляют цели на 3 года. Маркетинг важен сразу по нескольким причинам: Вы даете вкладчикам уверенность, что вложенные средства принесут доход; Вы сами убеждаете себя в том, что компания может уверенно состоять на рынке, держа высокие позиции. Письменная аргументация лишь усиливает собственные ожидания; Даже если инвесторы не одобрят бизнес-план, то его можно выгодно продать, если стратегия развития будет действительно перспективной.