Новости где живут чукчи

Как живут чукчи — в фотогалерее «Известий».

Владимир Кудрявцев

  • Где живут чукчи в России – Telegraph
  • Золото Крайнего Севера. Проблемы и перспективы Чукотки | Чукотский автономный округ | ФедералПресс
  • 7 неожиданных фактов о жителях Чукотки
  • Дальний Восток
  • Они обладают очень хорошим обонянием

Представители более 90 национальностей проживают на Чукотке

Где живут северные народы. Оленеводы ведут кочевой образ жизни, они постоянно переезжают с места на место, подыскивая пастбища для оленей. Особой категорией считаются чукчи-собаководы, что разводят собак для упряжек, на которых народ путешествует по снежным просторам. Кто знает,как называется хижина где живут ескимосы или чукчи. Оленные чукчи – в отличие от береговых – с самого детства живут в тундре, многие здесь и родились.

Что за город

  • Богатые оленями: откуда появились и как живут современные чукчи
  • Представители более 90 национальностей проживают на Чукотке - МК Чукотка
  • 11 вопросов о самой неизвестной войне в русской истории • Arzamas
  • 1. Могли поменять пол по велению духов

11 вопросов о самой неизвестной войне в русской истории

Традиционно плетение например, сумок из волокон кипрея и дикой ржи — женское занятие, а обработкой твердых материалов занимаются мужчины. Фото: ethnomuseum. Теперь резьбу по кости успешно осваивают и женщины. Среди известных мастериц — Кмеймит, Янку, Тынатваль. Гордость чукчей — резьба по кости. Из моржовых клыков вырезают удивительные по выразительности и пластике миниатюрные скульптуры, покрывают их гравировкой — сценами охоты и быта, сюжетами легенд и преданий, геометрическими орнаментами.

Военное дело чукчей. Первая иллюстрированная энциклопедия. Российские военные экспедиции против чукчей, как правило, насчитывали до 500 человек солдат, казаков, а также местных союзников — юкагиров и коряков. Основным преимуществом русского войска было наличие огнестрельного оружия, включая мобильную пушку. Чукчи же обычно имели в бою численный перевес, лучше знали свою местность и передвигались на оленьих нартах.

Какое оружие было в распоряжении сторон? Чукча в доспехе с копьем и луком. Из книги Эдварда Хардинга «Костюм народов Российской империи». Лондон, 1810 год Shapero Rare Books До XIX века у чукчей было только холодное оружие: сложносоставные луки, стрелы, копья, три вида ножей поясной нож, заспинный и поясной тесаки. Они использовали пластинчатые доспехи из кости, рога или железа, а также шлемы, наручи и поножи Наручи — часть доспехов, защищающая руки от кисти до локтя. Поножи — часть доспехов, защищающая переднюю часть голени.. Тактика боя была достаточно простой: выстрелив из луков, чукчи переходили в рукопашную, фехтуя на копьях. У русских же было огнестрельное оружие. Основным оружием казаков было ружье пищаль, мушкет, фузея. Холодное оружие, которое приобретали сами казаки, было разнообразно: сабли, шпаги в XVIII веке , топоры, саадаки с луком и стрелами, ножи.

Характерной особенностью служилых Восточной Сибири в XVIII веке были кольчуги и шлемы — защитное вооружение, к тому времени уже вышедшее из употребления в европейской части России. В чем главные особенности и сложности чукотской войны? Россия не смогла покорить чукотские территории военной силой из-за целого ряда факторов. Так, на ход войны напрямую влиял суровый климат Чукотки: потерь от простуды и гриппа было не меньше, чем от противника. Поскольку Чукотка удалена от основных центров, у российской стороны постоянно возникали сложности с доставкой провианта, оружия и войск. В Восточной Сибири также всегда ощущалась нехватка финансовых и человеческих ресурсов. Более того, с экономической точки зрения Чукотка в XVIII веке представлялась не самым привлекательным местом: соболь здесь не водился, а полезные ископаемые еще не были найдены. Единственным стимулом оставалась возможность добычи ценных моржовых клыков и бивней мамонта. Немаловажным фактором, повлиявшим на исход войны, было военное искусство чукчей, которые яростно сопротивлялись чужеземцам-захватчикам. С течением времени северным бойцам удалось приспособиться к тактике казаков и научиться справляться с их натиском.

Еще один фактор, мешавший российским войскам покорить Чукотку, — децентрализованность власти на ее территории. Из-за этого казакам приходилось иметь дело сразу с множеством групп и предводителей, что крайне усложняло решение военных задач. Гравюра Дэниела Лерпиньера. Какие кампании были решающими в ходе войны и каковы были потери с обеих сторон? Самые заметные события чукотской войны — это военные походы Дмитрия Павлуцкого на Чукотку 1731, 1744 и 1747 годов. Были возвращены часть трофеев, взятых чукчами у отряда Шестакова. Потери с русской стороны пропавшими, умершими и убитыми составили 23 человека.

Важно отметить, что чукчи и эскимосы не являются одним и тем же народом. Гражданством они также могут отличаться — на Чукотке, например, проживают и чукчи, и эскимосы. Однако, традиционный уклад и типы хозяйства у них довольно существенно отличаются.

Основная часть эскимосов — охотники на морского зверя, в то время как чукчи в большей степени занимаются оленеводством. Некоторые чукчи также являются охотниками на морского зверя, но они называются анкалын, что означает «морские люди». Несмотря на то, что сегодня чукчи сталкиваются с рядом сложностей в сохранении своей культуры и традиций, они продолжают бережно хранить свои обычаи и обряды.

Но такая рубаха не длинная, а до колен. Более длинные кукашки носят только старики. Воротник рубахи вырезан низко и обшит кожей, внутрь опущен шнурок. Снизу кукашка опушена тонкой линией собачьего меха, который молодые чукчи заменяют мехом росомахи или выдры. В качестве украшений на спину и рукава рубахи пришиты пенакалгыны — длинные кисти, окрашенные в пунцовый цвет, сделанные из кусочков шкурок молодых тюленей. Такое украшение более свойственно для женских рубах. Женская одежда также своеобразна, но отличается нерациональностью и состоит из цельных сшитых двойных штанов с низко вырезанным корсажем, который стягивается в области талии. У корсажа в области груди имеется разрез, рукава очень широкие. Во время работы, женщины высвобождают руки из корсажа и работают на морозе с голыми руками или плечами. Старые женщины надевают на шею шаль или полоску оленьей шкуры. Летом в качестве верхней одежды женщины носят балахоны, сшитые из оленьей замши или покупных материй пестрого цвета, и камлейку их шерсти оленя с тонким мехом, расшитую различными обрядовыми нашивками. Шапка чукчи шьется из меха пыжика и теленка, лап росомахи, собаки и выдры. Зимой, если предстоит идти в дорогу, поверх шапки надевают очень большой капюшон, сшитый в основном из меха волка. Причем кожа для него берется вместе с головой и оттопыренными ушами, которые украшают красными лентами. Такие капюшоны носят в основном женщины и старики. Молодые пастухи надевают даже вместо обычной шапки головной убор, прикрывающий только лоб и уши. Мужчины и женщины носят рукавицы, которые шьют из камуса. Вся внутренняя одежда надевается на тело мехом внутрь, верхняя одежа — мехом наружу. Таким образом, оба типа одежды плотно прилегают друг к другу и образуют непроницаемую защиту от мороза. Одежда из оленьей шкуры мягкая и не вызывает особого дискомфорта, носить ее можно без белья. Нарядная одежда оленных чукчей белого цвета, у приморских чукчей она темно-коричневого оттенка с белыми редкими пятнами. Традиционно одежда украшена нашивками. Оригинальные узоры на одежде чукчей имеют эскимосское происхождение. В качестве украшений чукчи носят подвязки, ожерелья в виде ремешков с бусами и повязки. Большинство из них имеет религиозное значение. Есть и настоящие украшения из металла, различные серьги и браслеты. Грудных детей одевали в мешки из оленьей кожи, с глухими разветвлениями для ног и рук.

Почему чукчи до сих пор разводят оленей и охотятся на морских зверей

Чукчи, дети Ворона Как жили и во что верили представители самого таинственного 4. Чукчей вообще мало, всего 14 тысяч, большинство из которых живет на Чукотке. Ново-Чаплино совсем недалеко в 4-х километрах, где живут чукчи. Фотограф и путешественник Тимур Ахметов с детства живет на Чукотке и не устает исследовать край, в котором вырос. Чукчи, которые живут у берегов рек и морей, занимаются охотой на морских обитателей. Главный приз фестиваля, Гран-при «Золотого ворона», за лучший фильм конкурса полнометражных игровых и неигровых фильмов по итогам рейтингового зрительского голосования присужден картине «Там, где танцуют стерхи» режиссера Михаила Лукачевского.

Золото Крайнего Севера. Проблемы и перспективы Чукотки

Главный приз фестиваля, Гран-при «Золотого ворона», за лучший фильм конкурса полнометражных игровых и неигровых фильмов по итогам рейтингового зрительского голосования присужден картине «Там, где танцуют стерхи» режиссера Михаила Лукачевского. В Якутии насчитывается около шестисот чукчей, в том числе около триста локально проживают в Халарчинской тундре — это потомки чукотоязычной этнической группы чачинцев, перекочевавших на левый берег Колымы в 1866 году. Морскими зверобоями чукчи стали относительно недавно, переняв секреты промысла у потесненных ими с побережья аборигенов — эскимосов. Всё это о Чукотке, где живут почти 50 тысяч человек и посетить которую с каждым годом стремится все больше туристов.

Сайт Владимира Кудрявцева

Это оказалось сложной задачей, так как живут там почти одни русские. А вот в Анадыре чукчей много, но все они "городские": оленеводство и охоту давно сменили на обычную работу, а яранги - на квартиры с отоплением. Говорят, отыскать самых что ни на есть настоящих чукчей крайне проблематично. Советские реформы на Чукотке сильно повлияли на культуру народа. Маленькие школы в поселках закрывали и строили интернаты в районных центрах, отрывая детей от национальных традиций и языка. Тем не менее, во время нашего экспедиционного круиза мы высадились рядом с островом Ыттыгран, где встретили настоящего чукчу Владимира и его жену Фаину. Живут они одни, в приличном отдалении от внешнего мира.

То-то же! В общем, бабло потекло, а учитывая ту жопу, которая тут была до прихода Абрамовича, изменения были особенно заметны. Сегодня с кем ни заговоришь об Абрамовиче — все отзываются о нём исключительно в положительном ключе.

Редкий человек смотрит чуть дальше и с сожалением заметит, что деньги, которые он вкладывал в регион, были получены им в 90-е не совсем честным путем, что покраской домов Чукотку не поднять и что Абрамович — бенифициар той системы, при которой сегодня таким регионам, как Чукотка, остаётся надеяться только на чудо. В своё время он лично стал таким чудом, но два раза так повезти не может. Анадырь стоит посреди бескрайней снежной пустыни.

Вон, небольшое поселение. Вообще-то оно находится на берегу Берингова моря, но зимой это не сразу заметишь. Местные шутят: "Наша Фудзияма!

Самолет приземляется, и сразу видны цветные чукотские домики. Щит Родины 05. Сам Анадырь — это несколько десятков пятиэтажек, и всё.

Раньше пятиэтажки были облезлыми и серыми. Когда приехал Абрамович, он покрасил их в яркие цвета. Кстати, с Абрамовичем сюда приехал и Сергей Капков ;.

Относительно цветных пятиэтажек. Вы же помните, что главное — это не цвет, а качество? Если говно посыпать сахарной пудрой, пирожком оно не станет.

Ну и к цветовой гамме есть вопросы. Раз уж сам Капков приложил руку к покраске, можно было дизайнера получше нанять. Но кроме раскраски при Абрамовиче тут построили и новые дома!

Строили, кстати, турки. Помимо пятиэтажек на Чукотке при губернаторе-олигархе строились и частные дома, причём некоторые семьи получали жильё бесплатно. Чтобы было ещё веселее, на торцы пятиэтажек прилепили баннеры с патриотическими высказываниями.

Сейчас эти баннеры выцвели и смотрятся совсем грустно. В советское время на торцах зданий делали мозаики. Уж Абрамович мог бы и и мозаики заказать!

Когда он только приехал, надо было где-то прописаться. Вот и прописался в обычной пятиэтажке — вон, вдалеке подъезд его. Говорят, там до сих пор долги за коммуналку.

Но тут есть один тонкий момент. До 2003 года Чукотка была "внутренним офшором", то есть зарегистрированные там компании могли получать большую скидку на налог на прибыль. При Абрамовиче на Чукотке были зарегистрированы филиалы его компании "Сибнефть", которые не вели там никакой хозяйственной деятельности, но, тем не менее, были очень полезны.

Вот как описывает чукотскую схему "Коммерсантъ" : "Зарегистрированные на Чукотке компании, аффилированные с «Сибнефтью», до 2003 года получали значительную скидку по налогу на прибыль. Схема выглядела следующим образом: офшорные чукотские компании покупали у дочерних компаний «Сибнефти» нефть по низкой цене, а затем перепродавали сырье им обратно, по существенно более высоким ценам, таким образом, основной налог на прибыль приходился именно на чукотские компании, а у них была значительная льгота. Поскольку Абрамович направлял большие деньги на развитие региона, ему удалось довольно легко отбиться от проверки Счётной палаты, которую та затеяла в 2003 году.

Мальчик крикнул ему: — Эй, чего делаешь? Зашел мальчик в ярангу , стали они играть. Играет мальчик, а сам смотрит по сторонам, ищет родных. Понял он всё и говорит богу: — Поиграй один, я до ветра схожу! Выбежал он из яранги. Отвязал двух самых злых собак и побежал с ними в лес. Забрался на дерево, а собак привязал под деревом. Играл, играл бог, есть захотел и пошёл разыскивать мальчика. Идёт он, нюхает след.

Дошёл до дерева. Хотел вскарабкаться на дерево, а собаки поймали его, разорвали на куски и съели. А мальчик пришёл домой со своим стадом и стал хозяином [29]. Исторические предания сохранили рассказы о войнах с соседними эскимосскими племенами [30]. Народные танцы[ править править код ] Несмотря на тяжёлые условия жизни, народ находил время и для праздников, где бубен был не только ритуальным, но и просто музыкальным инструментом, напевы на который передавались из поколения в поколение. Археологические свидетельства дают основания утверждать, что танцы существовали у предков чукчей ещё в I тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют петроглифы , обнаруженные за Полярным кругом на Чукотке и исследованные археологом Н. Диковым [31]. Все танцы можно разделить на обрядово-ритуальные, имитационно-подражательные танцы, танцы-инсценировки пантомимы , игровые и импровизационные индивидуальные , а также на танцы оленных и береговых [32] чукчей [33].

Ярким примером обрядо-ритуальных танцев было празднование «Первого убоя оленя»: После еды снимают все принадлежащие семье бубны, висевшие на шестах порога за занавеской из сырых шкур, и начинается обряд. В бубны бьют в продолжение всего остатка дня по очереди все члены семьи. Когда кончают все взрослые, их место занимают дети и в свою очередь продолжают бить в бубны.

Одним из главных чукотских праздников считался праздник байдары, который восходит к религиозным представлениям, что душу имеет все, что окружает человека. Издавна байдара была средством добычи морского мяса, и , чтобы вода приняла лодку во время охоты, чукчи устраивали специальный обряд. Для начала байдарку торжественно снимали со столбов из челюстных костей гренландского кита, на которых она хранилась зимой. Затем приносили жертву морю: бросали в воду куски вареного мяса.

После этого байдарку ставили возле жилища и ходили вокруг нее всей семьей. Первой шла самая старая женщина в семье, затем хозяин лодки, рулевой, гребцы и остальные участники праздника. На следующий день байдарку переносили на берег, снова совершали жертвоприношение морю и лишь после этого ее спускали на воду. Еще одним чукотским праздником является праздник кита, который проводился в конце промыслового сезона, поздней осенью или в начале зимы. Цель обряда — извиниться перед убитыми морскими животными и загладить вину перед богом Кэрэткуном — хозяином морских обитателей. Люди наряжались в праздничные одежды и распевали песни о том, что это не охотники убили животных, а камни, упавшие со скал. После этого чукчи приносили жертву хозяину морей, опуская в морские глубины скелет кита.

Чукчи считали, что таким образом они воскресят всех убитых ими животных и на следующий год у берегов снова появятся киты. В конце марта — начале апреля чукчи проводили обряд Кильвэй, связанный с рождением оленят, которые появляются на свет в это время. Начинался праздник с того, что пастухи пригоняли стадо к ярангам, а женщины раскладывали священный костер, причем огонь нужно было добыть, как и много веков назад, трением. Оленей встречали восторженными криками и песнями, чтобы отпугнуть злых духов. Музыкальным сопровождением служили бубны, на которых поочередно играли мужчины и женщины. Нередко вместе с оленеводами в празднике принимали участие береговые чукчи, которых заранее приглашали на праздник. И чем зажиточнее была семья, тем больше гостей съезжалось на праздник.

Во время торжества мужчины - оленеводы забивали нескольких взрослых оленей, чтобы пополнить запасы еды, предназначавшейся семьям. После праздника обитатели стойбища делились на две группы. Старики, женщины и дети оставались на зимних стоянках, где собирали летом ягоды и растения. А мужчины отправлялись с оленьими стадами в дальний путь, на летние стоянки. Так что праздник молодого оленя для чукчей был еще и прощанием перед долгой разлукой. Свои танцы они делили на обрядово-ритуальные, имитационно-подражательные, танцы-инсценировки, которые похожи на пантомимы, а также игровые и импровизационные. В своих подражательных танцах они отображали поведение зверей и птиц , например полет журавля, бег оленя, танец чайки или ут ки , повадки лебедя или ворона.

Большинство плясок сопровождал о сь аккомпанементом бубна и варгана. Шаманы играли на бубне толстой мягкой палочкой, а певцы на праздниках — тонкой палочкой из китового уса. При этом бубен являлся семейной святыней, его звучание символизировало для чукчей « голос очага ». Известно о существовании струнных инструментов, которые представляли собой лютни для исполнения песенных мелодий. Смычок для лютней делали из китового уса, а струны — из жильных ниток либо кишок. Музыкальный фольклор чукчей очень схож с музыкой соседних народов: коряков, эскимосов и юкагиров. К одной из его специфических особенностей относится феномен личной песни.

Личная персональная песня — это песня, сочиненная человеком для себя или для другого лица. У чукчей каждый человек имел по меньшей мере три персональные песни, сочиненные для него в детстве, в зрелом возрасте и в старости. Детскую песню чукча получал в подарок от родителей. Затем в процессе жизни у чукчи возникали новые мелодии, связанные с событиями из его жизни: выздоровление, прощание с другом или возлюбленной. Личная песня служила песней-оберегом и несла в себе не только функцию защит ы от злых духов, но и становилась связующей нитью между настоящим и прошлым, воспоминанием об отце и о своем роде.

НАРОДЫ АРКТИКИ

Поскольку Чукотка удалена от основных центров, у российской стороны постоянно возникали сложности с доставкой провианта, оружия и войск. В Восточной Сибири также всегда ощущалась нехватка финансовых и человеческих ресурсов. Более того, с экономической точки зрения Чукотка в XVIII веке представлялась не самым привлекательным местом: соболь здесь не водился, а полезные ископаемые еще не были найдены. Единственным стимулом оставалась возможность добычи ценных моржовых клыков и бивней мамонта. Немаловажным фактором, повлиявшим на исход войны, было военное искусство чукчей, которые яростно сопротивлялись чужеземцам-захватчикам. С течением времени северным бойцам удалось приспособиться к тактике казаков и научиться справляться с их натиском. Еще один фактор, мешавший российским войскам покорить Чукотку, — децентрализованность власти на ее территории. Из-за этого казакам приходилось иметь дело сразу с множеством групп и предводителей, что крайне усложняло решение военных задач. Гравюра Дэниела Лерпиньера.

Какие кампании были решающими в ходе войны и каковы были потери с обеих сторон? Самые заметные события чукотской войны — это военные походы Дмитрия Павлуцкого на Чукотку 1731, 1744 и 1747 годов. Были возвращены часть трофеев, взятых чукчами у отряда Шестакова. Потери с русской стороны пропавшими, умершими и убитыми составили 23 человека. Второй поход Павлуцкого 1744 , который длился восемь месяцев, считается самой крупной военной операцией против чукчей: в ней приняли участие 644 человека. Потери Павлуцкого увеличились почти в три раза и составили 62 человека из них 11 солдат и 39 казаков умерли от голода на обратном пути. В свой последний поход в 1747 году отряд Павлуцкого потерпел разгромное поражение в бою с 500 чукчами на реке Орловой: из 299 русских бойцов выжило чуть больше половины; потери противника неизвестны. Погиб и сам Павлуцкий: несмотря на численное превосходство врага, он приказал идти в атаку, не дождавшись подкрепления и не дав своему отряду отдохнуть после похода.

Напротив, северный народ продолжил свои разорительные набеги на русских, коряков и юкагиров. Каждая такая атака чукчей уносила жизни примерно десятка человек. Что происходило между боями? Между боями русские и чукчи находились в состоянии холодной войны: любая случайная встреча могла перерасти в жестокую стычку. Так, в 1734 году русские отпустили пленного чукчу в одежде, которая была инфицирована оспой: в результате на территории неприятеля в течение двух лет свирепствовала эпидемия. Анадырский острог на карте Ивана Львова. Большой по меркам Сибири гарнизон в 588 человек 303 солдата и 285 казаков был расформирован, жители переселились в Нижнеколымск и Гижигу. Снабжение крепостей было местным: служилые люди сами охотились и ловили рыбу.

В Анадырске держали оленей. Лечением раненых занимались местные лекари в Нижнеколымске в их роли выступали шаманы. Чем закончилась чукотская война? Не желая нести дальнейшие людские потери, признав россиян за сильного и равного им противника и нуждаясь в русских товарах, которые поступали нерегулярно, чукчи стали склоняться к мысли о замирении. Итогом всей чукотской войны стало присоединение Чукотки к Российской империи. Чукчи крайне нуждались в табаке и металлических изделиях, а со своей стороны они могли предложить пушнину, моржовую кость и китовый ус. Основным же местом ежегодной встречи русских и чукчей стала река Ангарка — приток Большого Анюя, где с 1788 года велась торговля.

Но, оказывается, чукчам тоже есть чем удивить! Эти люди не переносят соль, а мягкий хлеб кажется им кислым на вкус, зато горячая похлебка с полупереварившимся мхом, извлеченным из желудка оленя, считается здесь деликатесом. Еще чукчи любят ферментированное мясо, кашу из щавеля, нерпичий жир, различные коренья и внутренности животных. В общем, если вы собрались ехать на Чукотку, будьте готовы к кулинарным экспериментам. Различали только 4 цвета Вплоть до XX века люди этого северного народа могли различать лишь несколько цветов — белый, черный, красный и серый. Виною всему недостаток цветового разнообразия в окружающей их природе. Еще иногда они видели желтоватый оттенок в шкуре оленей, но все остальные цвета различали плохо. Другое цветовосприятие появилось у чукчей после того, как они овладели русским языком. У них появились первые памперсы Местные женщины использовали довольно необычный способ пеленания грудных детей, который по своей сути является примитивным прообразом современного памперса. В комбинезоны младенцам матери помещали специальную «подкладку» изо мха и оленьего меха, которая хорошо впитывала продукты жизнедеятельности и одновременно защищала их от холода. Женщины во время родов не стонут и не просят о помощи Женщинам-чукчам запрещено как-либо демонстрировать свою боль во время рождения ребенка. Наоборот, будущая мать должна стоически выдержать этот процесс, самостоятельно перерезать пуповину, выбросить послед и сделать все для новорожденного, не обращаясь за помощью. Если же супруг решит ей помочь, то на всю оставшуюся жизнь за ним закрепится слава «повитушного». Мать, не сумевшую справиться с родами самостоятельно, тоже будут укорять и периодически припоминать ей это.

Из напитков чукчи предпочитали отвары из трав наподобие чая. Своеобразное блюдо представляет так называемое моняло — полупереварившийся мох, извлечённый из большого оленьего желудка; из моняла делают различные консервы и свежие блюда. Полужидкая похлёбка из моняла, крови, жира и мелко покрошенного мяса до XX века была самым распространённым видом горячей пищи у чукчей. Другое популярное блюдо чукотской кухни — копальхем , представляет собой разложившееся в вечной мерзлоте мясо оленя или тюленя. Тяжёлые условия жизни и недостаточность питания привели к такому явлению среди чукчей, как добровольная смерть [24]. Предвидя многие спекуляции, Богораз пишет: Поводом к добровольной смерти стариков служит отнюдь не недостаток хорошего отношения к ним со стороны родственников, а скорее тяжёлые условия их жизни. Эти условия делают жизнь совершенно невыносимой для каждого, кто не способен заботиться о себе. Не только старики прибегают к добровольной смерти, но также и страдающие какой-нибудь неизлечимой болезнью. Число таких больных, умирающих добровольной смертью, не меньше, чем число стариков [25]. Праздники[ править править код ] Оленные чукчи проводили несколько праздников: убой молодых оленей в августе, установка зимнего жилища кормление созвездия Пегыттин — звезда Альтаир и Таразед из созвездия Орла , разбивка стад весной отделение важенок от молодых быков , праздник рогов Кильвей весной после отёла важенок, жертвоприношения огню и др. Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака — тотема. Оригинальный узор на колчанах и одеждах приморских чукчей — эскимосского происхождения; от чукчей он перешёл ко многим полярным народам Азии. Исконные верования — анимизм ; персонифицирование и обоготворение отдельных областей и явлений природы хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей и т. Существовал целый ряд регулярных праздников осенний праздник убоя оленей, весенний — рогов, зимнее жертвоприношение звезде Альтаир , родоначальнику чукчей и т. Каждая семья, кроме того, имела свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня посредством трения для известных празднеств, по одному на каждого члена семьи нижняя дощечка снаряда представляет фигуру с головой хозяина огня , далее связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не было достоянием лишь специалистов-шаманов. Будущие шаманы, почувствовав своё призвание, переживали предварительный период своего рода невольного искуса, впадали в глубокую задумчивость, бродили без пищи или спали по целым суткам, пока не получали вдохновения. Некоторые даже умирали от этого кризиса; некоторые получали внушение о перемене своего пола , то есть мужчина должен превратиться в женщину, и наоборот. Превращённые принимали одежду и образ жизни своего нового пола, даже выходили замуж, женились и т. Покойников либо сжигали, либо обёртывали пластами сырого оленьего мяса и покидали в поле, предварительно прорезав покойнику горло и грудь и вытащив наружу часть сердца и печени. Предварительно покойника обряжали, кормили и гадали над ним, заставляя отвечать на вопросы. Старики часто заблаговременно убивали себя сами или, по их просьбе, убивались близкими родственниками.

Женщины тоже оформлены как оленеводы официально, хотя и занимаются, в основном, хозяйством. В яранге Тамары. Приготовить на всех еду, прибраться в жилище, проверить технику, подготовить запасы на зиму, подлатать одежду, постирать - дел больше, чем в городе, на самом деле. В одиночку не справиться. Когда кто-то устает от общения, то может уйти в тундру - поразмышлять о жизни. Морзвербои из Лорино Регата на традиционных байдарах, Лорино. Между общинами распределяются определенные квоты. Наибольшее количество китов - более 40 в год - добывают в национальном селе Лорино население около 1500 человек примерно в 500 км восточнее Анадыря и в 150 км западнее Аляски. Кроме китов, добывают ластоногих - моржей и тюленей нескольких видов. Современные чукчи ходят на промысел на специальных моторных лодках. Они только кажутся крошечными, но могут тянуть за собой несколько тонн. Для охоты используют ручные гарпуны. Ребенок на пляже Берингова моря, Лорино. Работа у них очень опасная: мало того, что Берингово море само по себе строптивое, так бывает, что животные переворачивают лодки, и тогда на помощь оказавшимся за бортом людям приходят коллеги. Многие чукчи, хотя и живут всю жизнь на море, не умеют плавать. А как тут плавать, если вода круглый год ледяная? Здоровье охотников страдает от таких тяжелых условий, но даже в старости они сохраняют любовь к морю. Дмитрий ходил на морского зверя с 15 лет и до самой пенсии. Сейчас ему 68.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий