Нашествие получило название "Федорчукова рать" — и это было последний случай, когда хан Золотой Орды силой устранял неугодного ему великого князя.
14th Century
Восстание в Твери 1327 г. Федорчукова рать 1327. Каждое новое вторжение оставалось в народной памяти в виде сочетания из двух слов: «Неврюева рать», «Дюденева рать», «Ахмылова рать», «Федорчукова рать». Ответом на восстание стала страшная Федорчукова рать, направленная Узбеком на Русь. Командующим стал крещеный татарин Федорчук, поэтому и карательный поход на Тверь получил название «Федорчукова рать». Летописи того времени удивительно кратко сообщают о походе Федорчюковой рати и участии москвичей в разорении Твери.
Восстание в Твери 1327 года
Избегайте рекламных призывов вида "Подпишись, репостни, переходи по ссылке", чтобы не провоцировать раздражение читателей. Укажите оригинального автора, если у вас копия другой работы или срисовка фото. Посты-повторы запрещены. Публикуйте одну работу один раз. Если это сделали раньше вас, можно выложить её с тегом "повтор".
Эротика разрешена в NSFW-сообществах.
Следовательно, можно предположить, что численность его равнялась 50 тыс. Командующим стал крещеный татарин Федорчук, поэтому и карательный поход на Тверь получил название «Федорчукова рать». Войско Федорчука и двух князей разорило не только Тверь, но и все города и многие села Тверского княжества. Сам князь Александр скрылся в Новгороде Великом, а оттуда убежал в Псков. Результатом подавления восстания в Твери стало изменение расстановки сил в северо-восточных русских княжествах. Иван Калита получил от хана ярлык на великокняжеский престол во Владимире, а также до 1337 года стал новгородским князем.
Московское княжество стало центром объединения русских земель. Соперничество с Тверью прекратилось, и новыми конкурентами для московских князей стали суздальско-нижегородские. Тверской князь Александр Михайлович также был отлучен от церкви митрополитом Феогностом, который сменил на кафедре митрополита Петра. Последний интересен тем, что переехал из Владимира в Москву в 1326 году и сделал ее церковным центром русских земель. Иван Калита.
Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть». Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу. Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов. Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы [1] [2] [3] [4]. Федорчукова рать Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться рискованным положением Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси.
Он отправился в Орду и предложил помочь восстановить власть над взбунтовавшимся княжеством. Интересы двух сторон совпали, и Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников [1] и велел идти на Александра Михайловича. К войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского.
Александр Тверской Своего князя в Твери любили. Почитали и его отца. Поддержка горожан и радость в Твери были велики: многие годы город соперничал с нахально выскочкой - Москвой.
Поэтому посольство во главе с Чол-ханом, князь принял ласково и с почетом: царевич потребовал освободить княжеский терем для себя и своей свиты. Это было целенаправленное унижение для Александра, но князь стерпел. Кобыла дьякона Дудко А гости наглели с каждым днем. Обосновавшись в тереме хозяев, Щелкан со свитой вели себя нагло, могли и девку обесчестить, и русских торговых гостей обидеть. Люди начали роптать. По Твери понеслись слухи, что ордынцы собираются перебить княжескую семью и сам Щелкан станет Тверским князем, обратив народ насильно в ислам.
Этот ропот доходил и до Александра, который убеждал народ потерпеть и ничего не предпринимать. Но, когда готова бочка с порохом, достаточно одной искры. Такой искрой и стала несчастная кобыленка дьякона по имени Дудко, которую 15 августа 1327 года попытались отнять татары из свиты Щелкана.
Антиордынское восстание в Твери 1327 года...
- Как Кострома укрепила могущество Московского государства
- Взаимоотношения Тверского княжества и Золотой Орды - РУССКАЯ ИСТОРИЯ
- Взаимоотношения Тверского княжества и Золотой Орды - РУССКАЯ ИСТОРИЯ
- Также по теме
Татаро-монгольское иго и возвышение Москвы – основные даты к ЕГЭ
Рассказ о том как Александр Васильевич Суздальский помог Ивану I Даниловичу Калите добыть шапку Мономаха. Однако вскоре татары организовали карательную экспедицию против тверичей, вошедшую в историю как «Федорчукова рать». Но в XIV все еще эти рати продолжались: Ахмылова рать – это 20-е годы XIV века; Федорчукова рать, погубившая Тверь. После Федорчуковой рати разоренная и обескровленная Тверь больше не могла противостоять Москве. «Федорчукова рать». Этот этап назван в связи с управлением княжества Щелканом Дудентьевичем.
«Федорчукова рать»
Этот погром получил название Федорчукова рать. Ответом на восстание стала страшная Федорчукова рать, направленная Узбеком на Русь. «Федорчукова рать», карательный поход ордынских войск, направленных ханом Узбеком против Тверского княжества. по имени одного из темников. В результате военных действий «Федорчуковой рати» полному опустошению и сожжению подверглись Тверь, Кашин, другие города Тверского княжества, а также Новоторжская волость.
"Летопись" - Поход на Тверь. Федорчукова рать.
Ковальченко Кузьмин стал заместителем главного редактора журнала «Вопросы истории», совмещая эту должность с работой на кафедре истории феодализма исторического факультета МГУ». Спицина «Узнав о восстании в Твери, разъяренный хан Узбек послал на Русь карательную рать темника Федорчука. Расправившись с рязанским князем Иваном Ярославичем, заподозренным в связях с тверским князем, ордынцы двинулись к Коломне, где их ряды пополнили полки московского и суздальских князей. Затем объединенная русско-ордынская рать двинулась к Твери, где учинила страшный погром и «бысть велиа тягость, и томление, и кровопролитие от татар по всей русской земле» ….
По мнению одних историков А. Горский , Узбек пошел на столь неординарный шаг, поскольку на примере Юрия Московского и Александра Тверского зримо убедился в том, что безраздельное обладание великокняжеским ярлыком неизбежно ведет к резкому усилению позиций его обладателя и естественным актам неповиновения ханской власти. Их оппоненты А.
Насонов, А. Кузьмин полагали, что в этом новшестве Узбека четко просматривалась традиционная политика всех ордынских ханов, нацеленная на сознательное стравливание русских князей» Труд «Древняя и средневековая Русь, IX — XVII веков» по истории Руси создавался историком Е. Спициным более 15 лет и предназначен для учителей истории и преподавателям исторических факультетов.
Приведём другую точку зрения: «Заметим при этом, что нет никаких оснований для часто звучащих заявлений о том, что московское войско участвовало в разгроме Тверской земли. Тверская и новгородская летописи вообще не упоминают о московском князе или его воинах: «Безаконный царь на зиму посла рать на землю Рускую, а воевода Федорчюкь, 5 темниковъ; и людей множество погубиша, а иныа въ пленъ поведоша, а Тверь и вся гради огнемъ пожгоша» Тверская летопись. Московская же летопись говорит лишь о том, что Калита сопровождал татар по приказу хана: «Тое же осени князь Иванъ Даниловичь Московскии въ орду пошелъ.
Тое же зимы и на Русь пришелъ изъ орды; и бысть тогда великая рать Татарская, Федорчюкъ, Туралыкъ, Сюга, 5 темниковъ воеводъ, а съ ними князь Иванъ Даниловичь Московскии, по повелению цареву…» Симеоновская летопись. По всей видимости, во время похода на Тверь Калита вынужден был находиться при татарском войске на положении полузаложника. Подтверждение этого предположения можно найти в описании татарского карательного похода против Твери, содержащемся в московской летописи: «[Татары] шедъ ратью, плениша Тферь и Кашинъ и прочия городы и волости, и села, и все княжение Тферское взяша и пусто сътвориша, и бысть тогда земли великая тягость и много томлениа, множества ради грехъ нашихъ, кровь хрестианская проливаема бываше отъ поганыхъ Татаръ, овыхъ въ полонъ поведоша, а другиа мечи изсекоша, а иныа стрелами истреляше и всякимъ оружиемъ погубиша и смерти предаша, а князь Александръ побежалъ съ Тфери въ Псковъ.
Того же лета убиша князя Ивана Ярославичя Рязанскаго. Великии же Спасъ милостивыи человеколюбецъ Господь своею милостию заступилъ благовернаго князя нашего Ивана Даниловичя и его ради Москву, и всю его отчину отъ иноплеменникъ, отъ поганыхъ Татаръ» Симеоновская летопись. Напомним, что речь идет о военных действиях против княжества, бывшего тогда злейшим врагом Москвы.
Тем не менее симпатии московской княжеской летописи здесь целиком на стороне страдающих тверичей, а отношение к татарам целиком враждебное, хотя они, как казалось бы действуют в интересах московского князя.
Терпение населения кончалось, и последней каплей стал факт избиения священника за коня, которого татары решили отобрать. Русские убивали татар без разбора, убивали повсюду, и в округе не осталось ни одного татарина.
Сам Челхан вместе с остатками своей рати закрылся в тереме, где был сожжен заживо. Иван Калита князь московский просит хана Узбека дать воинов, для наказания Твери и ведет на Тверь 50 тыс. В летописях это войско получило название Федорчукова рать, по имени командующего-христианина.
Запылали городки и деревни Твери, татары уничтожали всё, что встречали на пути — сопротивление было бесполезным, и князь бежит сначала в Новгород, затем в Псков, а потом в Литву. Татары требовали выдачи князя и шли по его следам. Новгород сумел откупиться от татар, а другим городам, где прятался тверской князь, это было не по силам.
Русским было приказано искать князя и выдать его местонахождение. Разгромленные тверские земли были разделены между князьями, а ярлык на княжение получил самый слабый. Татары это делали специально, чтобы провоцировать конфликты.
Москва главного своего врага убирала чужими руками. Через два года тверской князь вернулся в Псков из Литвы, в 1336 г он едет в Орду, чтобы получить тверские земли вновь. Свою судьбу он вверяет хану и тот неожиданно его прощает, но Иван Калита не может успокоиться и снова наговаривает хану о подготовке нового восстания.
Вельможи, хатум, евнухи вступаются за князя, но это не помогает, и хан выносит свое решение о смертной казни Александра Михайловича. Его казнят вместе с сыном, отрубив головы, затем четвертовав, привозят в таком виде в Тверь. Второму возрождению Твери не суждено быть, Калита забирает земли Москве.
Люди начали роптать. По Твери понеслись слухи, что ордынцы собираются перебить княжескую семью и сам Щелкан станет Тверским князем, обратив народ насильно в ислам. Этот ропот доходил и до Александра, который убеждал народ потерпеть и ничего не предпринимать. Но, когда готова бочка с порохом, достаточно одной искры. Такой искрой и стала несчастная кобыленка дьякона по имени Дудко, которую 15 августа 1327 года попытались отнять татары из свиты Щелкана. Дьякон свое достояние пытался защитить, тогда ордынцы начали избивать его самого, а там и понеслось. Восстание Люди видели, люди в стороне стоять не стали, за дьякона заступились тверичи, началась потасовка, которая переросла в побоище и избиение ордынцев по всему городу. Разъяренные тверичи били их там, где увидели, не жалея, до смерти. И свиту, и купцов ордынских, прибывших с посольским караваном.
Щелкан с приближенными укрылся в княжеском тереме, надеясь затвориться и спастись. Сам ли Александр, увидев, что уже началось или потеряв терпение сказал свое резкое: "Жечь! Тверское восстание Или люди сами догадались, но ордынцев во главе с царевичем сожгли вместе с княжескими палатами.
Но столь решительное восстание и истребление татар вряд ли стало бы возможным, если бы тверичи не прониклись страхом за то, что Чолхан собирается отвратить их от веры Христовой, насильно обрезать и сделать басурманами. Утверждение ислама в Золотой Орде Мусульманская религия на землях будущей Золотой Орды стала устанавливаться в начале 10 века. Тогда ислам был принят правителями Волжской Болгарии. Монголы и татары, пришедшие из Центральной Азии, были язычниками. В дальнейшем монголы приняли буддизм, а тюркские народы, составлявшие большинство населения Золотой Орды, проявляли, вслед за булгарами и башкирами, тягу к исламу. Первым ханом Золотой Орды, принявшим ислам, стал второй независимый властитель этой державы Туда-Менгу, правивший в 1282-1287 гг.
Два его преемника оставались приверженцами традиционных тюркских верований. Но вступивший на трон в Сарае в 1313 году Узбек перешёл в ислам в 1320 году. С тех пор ислам стал государственной религией Золотой Орды. Очевидно, русские опасались, как бы эта перемена не коснулась и их.