Экспорт и добыча угля сократились в Казахстане.
Эн+ инвестирует порядка 50 млрд руб. в крупнейший угольный проект Забайкалья
- Инфраструктурный оптимизм для экспорта российского угля
- МЭА: добыча угля в России к 2026 году снизится почти на 4%
- Экспорту металлургического угля требуется ускорение (18 сентября 2023) |
- При этом объем экспорта твердокаменного топлива также сокращается
- Остается только вспоминать
- Отказ от российских поставок по политическим мотивам обошелся Китаю удорожанием угля
новости угольной промышленности
Летняя погода на архипелаге Шпицберген позволила отгрузить на очередное судно более 35 тыс. т угля, добытого на руднике Баренцбург. Напротив, в США, бывших когда-то ведущим мировым производителем угля, наблюдается значительное снижение добычи с момента ее пика в 2008 году. Экспорт и добыча угля сократились в Казахстане. Правительство планирует отменить экспортную пошлину на уголь, чтобы ослабить кризис, в котором оказалась угольная отрасль из-за падения мировых цен на каменное топливо. Добыча угля в России в январе-мае выросла на 2%, до 162 млн тонн.
новости угольной промышленности
Однако план по отказу от инвестиций в угольный сектор может столкнуться с неприятием со стороны азиатских стран, таких как Индия и Китай, чье энергопотребление во многом зависит от угля. Все это может углубить разногласия на предстоящем саммите в Дубае. Примечательно, что Франция почти не использует энергетический уголь, поскольку ее энергетика основана на атомных электростанциях. И в структуре энергетики Франции одна из самых низких в Европе доля электроэнергии, вырабатываемой из ископаемого топлива. Производство электроэнергии на угле будет полностью прекращено во Франции к 2027 году, обещают местные власти. Российские власти обещают, что доля угольной генерации в энергетическом балансе России также будет сокращаться. При этом он ожидает, что мировой спрос на уголь будет расти как минимум ближайшие 10—20 лет вслед за ростом энергопотребления.
По мнению Новака, есть несколько стран, которые не обеспечены источниками электроснабжения, и начинать они будут с угля. Ранее в интервью ТАСС замминистра энергетики Сергей Мочальников заявлял, что по итогам года общая добыча и экспорт угля из РФ сохранятся примерно на уровне 2022 года — около 440 и 220 млн тонн соответственно.
В этих условиях такой низкомаржинальный груз, как уголь, никак не мог конкурировать с контейнерами за место на железной дороге», - объяснил причину спада Дмитрий Коптев.
Экспортные цены, в зависимости от географии отправки, составляли от 110-120 долларов до 160-170 долларов за тонну. Этап - стабилизация Старший эксперт фонда Института энергетики и финансов Александр Титов отмечает , что ситуация на мировом рынке угля для российских экспортеров начала стабилизироваться. Но долгосрочные перспективы будут зависеть от нескольких ключевых факторов: цена зимой она будет расти , спрос и предложение Китай и Индия сами наращивают добычу и это риск и, конечно, состояние инфраструктуры в России.
А состояние инфраструктуры - ограниченная пропускная способность железных дорог Восточного полигона - давняя проблема угольщиков уже ведутся работы по увеличению провозной способности до 180 млн т. Экономика поставок из портов Европейской части России не слишком хорошая. По состоянию на сентябрь FCF всех таких поставок был отрицательным.
А по коксующемуся углю с доставкой в Индию он был отрицательным и при отправлении из Находки Индия располагает собственными большими запасами коксующегося угля, поэтому цены на него там относительно невысоки », - объяснил Коптев. Шахты закрываются?
Говорит, каждую секунду помнит — от его действий зависят жизни десятков человек. Мы называем ходки. Спуск, выезд — это, как бы, одна ходка идет", — говорит машинист подъемной установки Виктор Незнанов. Но вагонетка — это только первая часть пути. До лавы весь путь намного длиннее и труднее. На глубине 260 метров двигаемся в сторону места, где уголь добывают. И общая длина этого пути от поверхности — от здания наверху до самой выработки — почти 7 километров.
Дальше есть еще один автоматизированный транспортный участок. Чуть менее комфортный, но все равно намного более удобный, чем пеший путь. Называется — канатно-кресельная дорога. По ней надо еще вниз спуститься: садишься — и поехал. По канатной дороге двигаться нужно почти 15 минут. Спуск довольно крутой, но можно рассмотреть все детали горной выработки.
В газовой отрасли санкции затронули только сферу производства сжиженного природного газа СПГ. Другой разговор, что в далеком 2019 году планировалось, что все 15 танкеров для "Арктик СПГ-2" будут построены в России, но этого не произошло. При этом, как отметил в беседе с "РГ" руководитель аналитического центра "Яков и Партнеры" Геннадий Масаков, за последний год сокращение поставок российского газа на зарубежные рынки составило около 20 процентов в сравнении с 2022 годом для газа - с 131 млрд до 101 млрд кубометров, для СПГ - с 36 млн тонн. Объем экспорта нефти и нефтепродуктов сократился приблизительно на два процента, угля - всего лишь на 0,9 процента.
Кроме того, с газом мы оказались в сильной зависимости от нашего партнера - Китая, и его решения по строительству газопровода "Сила Сибири-2", которое застопорилось на стадии подписания контрактов на поставку. Также от Китая мы сильно зависим в экспорте нефти и угля. Это около 80 миллионов тонн, приблизительно треть всего нашего экспорта нефти всего в 2023 году в Китай ушло 109 млн тонн, а весь экспорт - 234 млн тонн. Остальное добирается с Сахалинских проектов и поставками из других портов - Балтики и Черного моря. Надо ли говорить, что стоимость доставки нефти, например, из Усть-Луги, в обход всей Европы и Азии а сейчас в период нестабильности на Ближнем Востоке, возможно, и в обход Африки зашкаливает. Эксперт по энергетике Кирилл Родионов считает, что инфраструктурные и технологические ограничения, так или иначе, связаны с фактором санкций, даже несмотря на отсутствие прямых запретов. Один из примеров - перевозка российских нефти и нефтепродуктов. Формального запрета на их транспортировку из РФ нет, однако из-за необходимости "обхода" ценового потолка 60 долларов за баррель российские нефтяники вынуждены использовать танкеры, зарегистрированные вне стран "Большой семерки" и ЕС, а также Австралии, Швейцарии и Норвегии. А танкеры из этих стран, как правило, отличаются более высоким сроком эксплуатации.
Уголь в мире
Созданное ПО осуществляет идентификацию пользователей, которые присоединяются к созданной на промплощадках компании вай-фай сети. В [читать далее] «Русский уголь» обеспечит топливом энергетиков Амурской области 1 апреля 2024 В течение 2024-2025 гг. АО «Русский уголь» обеспечит предприятия энергетической промышленности и ЖКХ Амурской области угольной продукцией в объеме 6,3 млн тн. Почти половина от [читать далее] Навигация по записям.
Общие цифры экспорта есть выше.
Помимо роста объемов экспорта растут и цены, поэтому экспортная выручка 2021 года по отношению к 2020 выросла почти в полтора раза с 12 до 17,5 млрд долларов США. В 2022 году рост будет еще более значительным, поскольку в условиях энергетического кризиса и нехватки газа уголь становится единственной альтернативой. Ниже внушительный график фьючерсов на уголь. Перспективы угля Поскольку основное потребление угля приходится на развивающиеся страны из АТР, ожидаемый энергетический переход Европы едва ли окажет существенное влияние на спрос на данный вид топлива.
Другое дело Китай. В стране не могут не замечать экологических проблем, поэтому хоть и осторожно, но планируют снижать долю угля в энергобалансе. Кроме того, планы Китая способны оказать непосредственное влияние на угольную отрасль в России, так как логично предположить, что прежде всего страна будет отказываться от импортного угля, а уже потом от своего. Такое падение спроса разом не восполнит ни Индия, ни другие развивающиеся рынки.
Текущий энергетический кризис, разумеется, отодвинет планы по снижению доли угля и продлит период высоких цен, однако цены на газ не будут вечно заоблачными, за периодом роста всегда следует период снижения, а нынешний ажиотажный спрос вызовет и рост предложения. И если перспективы рынка угля в отношении объемов можно назвать предсказуемыми и стабильными, то цены, вероятно, снова окажутся под давлением тогда, когда стабилизируются цены на газ. Если западные страны смогут и дальше продавливать зеленую повестку, переход по крайней мере на газ является целесообразным компромиссом для небогатых стран. Углем же будут и дальше затыкать дыры в энергобалансе по мере необходимости.
Для России это означает высокие риски наращивания вложений в отрасль и инфраструктуру для вывоза угля, если такая инфраструктура не имеет двойного назначения и не может быть использована для иных целей. Ориентированность отрасли на экспорт делает ее крайне уязвимой к конъюнктуре мировых цен, а высокие транспортные издержки при возможной в будущем низкой маржинальности продаж делают российский уголь менее конкурентоспособным относительно австралийского или индонезийского. Теги: макроэкономика.
Эксперт в сфере промышленности, индустрии, ТЭК, кандидат экономических наук Леонид Хазанов в комментарии «ФедералПресс» тоже не исключил возможность существования «серых» схем по продаже угля за пределы России, самой простой из которых может быть вывоз его дорогих марок под видом дешевых. Он предложил закрепить на законодательном уровне сертификацию угля для ликвидации ниши теневого экспорта. Для РЖД тоже различия в марках угля значения не имеют, они все проходят по одному и тому же классу тарифов на перевозки грузов. Правда, они могут предоставлять скидки к тарифам в зависимости от вида груза или станции его отправления, и вот тут сертификат как документ доказательства на правомерность получения скидки может понадобиться.
Соответственно, существует лакуна в законодательстве, которая может быть устранена за счет введения обязательной сертификации угля как при поставках на внутренний рынок для нужд бытовых и промышленных потребителей, теплоэлектростанций , так и на экспорт», — отметил он. Как отметила в беседе с «ФедералПресс» директор Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова, «основная идея противодействия любым негативным явлениям заключается в том, чтобы издержки на борьбу оказались не выше, чем выгоды, которые получит страна в результате решения проблемы». В КНР весь ввозимый уголь из других стран проходит обязательную экспертизу. Понятно, что покупателю не все равно, какой уголь он приобретает с технологической и экологической точки зрения. Возможно, стоит наладить обмен информацией для отслеживания потоков угля. И это будет дешевле, чем вводить обязательный лабораторный контроль», — говорит она. В целом, по мнению Татьяны Кулаковой, всю ситуацию необходимо рассматривать с двух направлений.
Здесь необходим мониторинг потоков угля, чтобы понимать, какой уголь на самом деле реализуется. Этим занимается Минэнерго. Прозрачности рынка может поспособствовать цифровизация сделок по этому пути пошел Казахстан еще в 2018 году. Сопоставление типа груза в транспортных накладных и таможенной декларации позволит увидеть расхождения. Роль трейдеров может быть уменьшена при приобретении компаниями, добывающими уголь, собственных морских судов. Вопрос усложняется, так как российские компании обращаются к зарубежным трейдерам, например, из ОАЭ и Кипра.
Всего будет демонтировано восемь ветроустановок. Делается это для обеспечения энергетической безопасности Германии, которая продолжает бороться с последствиями кризиса в энергетике, связанного с санкциями в отношении России. Компании разрешили добыть дополнительно 15-20 млн т угля в этом разрезе в обмен на обещание поэтапно свернуть добычу угля в стране до 2030 года на 8 лет раньше, чем было оговорено ранее. Министр экономики Германии Роберт Хабек преподнёс эту договорённость как «правильное решение», а политик партии зеленых Оливер Криш описал расширение карьера и более ранний поэтапный отказ как «одно из величайших достижений, которых мы добились за последние годы».
Добыча угля в мире по итогам 2022 года может достигнуть рекордных 8,3 млрд тонн
новости угольной промышленности. Делегация Кузбасса посетила ДНР и ЛНР в рамках работы НОЦ «Кузбасс-Донбасс». Он также сообщил, что добыча угля в третьем и четвертом квартале должна быть выше, чем в первой половине года. Правительство планирует отменить экспортную пошлину на уголь, чтобы ослабить кризис, в котором оказалась угольная отрасль из-за падения мировых цен на каменное топливо. актуальная информация о финансовых, экономических и политических моментов данной промышленности.
Четыре проблемы мешают Донбассу «дать стране угля»
В 2022 году мировая добыча угля выросла на 8,2%. Цены на него оставались высокими из-за геополитических потрясений и перебоев с поставками. Добыча угля в мире: топ-30 стран. Власти Великобритании в разгар энергетического кризиса решили вернуться к добыче угля. Цены на уголь в будущем будут определяться глобальным снижением спроса и средней себестоимостью добычи, так как дешевый уголь (в плане добычи) в мире заканчивается. Компании разрешили добыть дополнительно 15-20 млн т угля в этом разрезе в обмен на обещание поэтапно свернуть добычу угля в стране до 2030 года (на 8 лет раньше, чем было оговорено ранее). Текущая динамика рынка угля предполагает тенденцию относительно стабильного роста добычи сырья в этом году по сравнению со скромным ростом на 2,9% в предыдущем.
новости угольной промышленности
Эльгауголь Угледобывающий холдинг "Эльгауголь" добыл на своих активах в 2023 году 26 млн т коксующегося угля. В 2022 году этот показатель составил 20 млн т, сообщает Интерфакс со ссылкой на пресс-службу холдинга. К настоящему времени на Эльгинском угольном проекте введено 7 обогатительных фабрик.
Основной объем экспорта идет через порты Балтийского и Дальневосточного бассейнов; с учетом ценовой конъюнктуры восточное направление последние несколько лет является наиболее приоритетным и, соответственно, активно развивается с точки зрения портовой и железнодорожной инфраструктуры. Рисунок 14. Объемы перевалки угля в портах России, млн тонн Источник: ООО «Морстройтехнология» Крупнейшие угольные терминалы в стране принадлежат угольным компаниям. Рисунок 15. Таким образом, если планы по строительству заявленных терминалов реализуются, то к 2024 году совокупные перевалочные мощности в Приморье увеличатся с текущих 60 млн тонн в год до 180 млн тонн в год. В марте 2020 года в порту Ванино бухта Мучке завершилось строительство первого этапа специализированного угольного перегрузочного комплекса АО «ВаниноТрансУголь». Мощность первого этапа составляет 12 млн тонн в год, после завершения в 2022 году строительства второго этапа этот показатель будет удвоен.
В перспективе пяти лет в порту Ванино должен появиться еще один терминал в рамках реализации комплексного проекта по освоению Элегестского угольного месторождения, который реализует АО «ТЭПК». С учетом всех заявленных проектов совокупные перевалочные мощности в порту Ванино будут увеличены с 25 млн тонн в год примерно до 70 млн тонн в год. Проекты на Балтике. В сравнении с восточным направлением, новые угольные терминалы на Балтике не столь масштабны, что говорит о меньшей популярности этого направления для угольных компаний. Бум запуска новых проектов на Балтике пришелся на 2017—2018 годы, когда цены на уголь были достаточно высокими. Многие терминалы успели запустить первую фазу — перевалку по универсальной или комбинированной технологии и планировали построить специализированные терминалы большей мощности. О закрытии проектов пока никто не объявлял, однако и с запуском вторых очередей по расширению мощностей специализированных угольных терминалов инвесторы не спешат, так как ценовая конъюнктура угля на западных рынках не внушает оптимизма. Основными проектами по строительству терминалов на Балтике являются проекты в портах Усть-Луга, Высоцк, Приморск и Мурманск. В случае реализации всех заявленных проектов установленная совокупная мощность по перевалке угля на Балтике возрастет с 30 млн тонн в год до более чем 70 млн тонн в год.
Проекты на юге. На южном направлении проектов еще меньше, чем на Балтике. Тем не менее в 2019 году грузооборот порта составил всего 1,8 млн тонн угля. Еще один крупный проект на юге — сухогрузный район порта «Тамань». Однако на фоне снижения цен на уголь инвесторы пересмотрели свои планы, и в настоящий момент строительство этих терминалов не стоит на повестке. Волатильность цен на уголь — основной фактор риска Высокая волатильность цен на угли на мировых рынках — ключевой фактор риска для российских угольных компаний, так как от угольных котировок зависит прибыльность экспортных поставок и, соответственно, возможность инвестировать в развитие своих портовых терминалов. В период с 2015 по 2020 год можно было наблюдать формирование очередного цикла, в рамках которого цены на энергетический уголь варьировались от 42 долл.
Саймон Ву ожидает, что производство может восстановиться примерно до уровня шестимесячного максимума сентября за последние два месяца года. Но маловероятно, что он достигнет новых максимумов, поскольку зимняя погода обычно препятствует работе открытых рудников на севере Китая.
Аналитики Китайской ассоциации транспортировки и распределения угля CCTD , отраслевой ассоциации, ранее предупреждали, что объемы производства в четвертом квартале могут оказаться ниже, чем ожидалось, учитывая проверки. Китай также предоставляет энергетическим компаниям больше гибкости при подписании долгосрочных контрактов на 2024 год, что является признаком того, что опасения по поводу поставок уменьшились, поскольку объемы производства и импорта выросли по сравнению с уровнями предыдущего года.
И стоит признать, у Польши это получается. Правда, только в отношении первого пункта — избавиться от угля. Прогресс в сфере возобновляемых источников энергии пока достаточно посредственный, особенно учитывая тот факт, что атомную энергетику развивать не получается. Соглашение с американскими Westinghouse и Bechtel, конечно, подписано, но запустить в 2033 году первый реактор вряд ли получится, так как этот план назвали "слишком рискованным". Но несмотря на отсутствие реальных альтернатив, польское правительство все же стремится избавиться от угольной генерации. Как рассказал в беседе с Baltnews политолог Станислав Стремидловский, в Евросоюзе поставлена задача к 2050 году создать полностью безуглеродную экономику. И вряд ли правительство Дональда Туска будет помогать угольщикам. Это не их электорат, да и следующие выборы в Сейм будут только через четыре года, а президентские — через два.
Им нет смысла поддерживать Силезию. И в первую очередь это угольная генерация. Ранее в Польше только одна партия хотя бы на словах поддерживала шахтеров. Это была входящая в прошлую правящую коалицию партия "Суверенная Польша" Збигнева Зебро", — сказал Стремидловский Baltnews. Но при этом партия "Право и Справедливость" уже была не столь лояльна к шахтерам. Премьер от этой партии Матеуш Моравецкий подписывал соглашения в области "зеленой" энергетики, которые предлагал ЕС. Так что у нынешнего правительства нет ни экономических, ни политических причин поддерживать угольщиков", — добавил он. Станислав Стремидловский напомнил, что традиционно уголь в этой стране используется в частных хозяйствах, а электричество генерируют больше с помощью газа, какая-то часть идет от ВИЭ. И очень многое будет зависеть от того, когда и как реализуют проекты, которые предложила "Партия право и справедливость" "ПИС" — постройка трех АЭС. Если прошлое правительство даже торопило реализацию этих проектов, то нынешние власти сбавляют обороты и притормаживают многие энергетические инициативы.
Добыча угля в мире в 2023 г достигнет рекордных 8,7 млрд тонн - МЭА
В декабре вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что на этот транспортный коридор бросят все силы, а план строительства третьего этапа должны подготовить уже к весне текущего года. Правда, эксперты считают, что даже после расширения инфраструктуры удовлетворить потребности регионов будет невозможно. Читайте также: «Разворот российского экспорта на Восток: решаем проблемы с логистикой». Разгрузить железные дороги может развитие морской логистики, которое наверняка продолжится в наступившем году. В 2023-м по Севморпути перевезли уже около 36,25 млн т грузов. С круглогодичной навигацией в 2024 году показатель существенно прирастёт. Сейчас власти обсуждают возможность передачи права приоритета на перевалку угля специализированным терминалам.
Минтранс считает, что, если перенаправить грузопотоки в направлении профильных портов, скорость транспортировки и объёмы перевалки вырастут в разы. Ассоциация морских портов и некоторые угольные компании, впрочем, высказались против этого предложения. Увеличению экспорта на Восток в 2024-м могут помешать не только проблемы с логистикой. Вполне вероятно, что Россия уже не сможет добиться рекордных поставок топлива в Китай, как это было годом ранее 100 млн т. Кроме того, спрос на уголь в Поднебесной может упасть как минимум на 200 млн т. Поскольку КНР в прошлом году удалось пополнить запасы сырья для стабильной работы энергетических предприятий, возможно, в 2024-м Китай сократит его импорт.
Уголь для внутреннего рынка Пока Минэнерго не подводило итогов потребления в 2023-м и не строило планов на текущий год, но можно обратиться к статистике министерства угольной промышленности Кузбасса. Рост спроса на уголь среди металлургов компенсировал сокращение спроса среди других указанных потребителей. Вероятнее всего, производители продолжат наращивать закупки сырья, так как от металлургической отрасли ждут положительной динамики.
Россия и Китай готовят межправительственное соглашение о фиксированных поставках угля на уровне 100 миллионов тонн. Это объясняется отличным качеством российского угля по сравнению с другими странами-производителями, такими как Индонезия. Дефицит угля внутри Индонезии был причиной снижения ее экспорта, в то время как российская угольная промышленность продолжает расти. Поставки угля в Китай и Индию являются практически золотой жилой для России. Увеличение экспорта угля приведет к угольному ренессансу в среднесрочной перспективе, особенно учитывая огромные запасы угля в России, превышающие 400 миллиардов тонн.
В то время как у Китая уголь постепенно иссякает, его потребление продолжает расти. Согласно Международному энергетическому агентству, потребление угля в Китае увеличилось на 18 миллионов тонн в прошлом году и ожидается дальнейший рост до 4,34 миллиарда тонн к 2025 году.
Добыча угля в мире, по данным Международного энергетического агентства МЭА , вскоре достигнет рекордного уровня. Фото: chinacoalintl. Спрос на уголь продолжал расти в этом году в основном из-за потребностей крупных азиатских стран.
А также из-за нехватки газа, вынуждающей европейские государства вернуться к углю. В текущем году добыча угля пережила резкий рост. В 2021-м уровень производства должен достичь рекордно высокого уровня, а в 2022-м — уровень спроса.
Давайте теперь посмотрим на динамику добычи угля в мире по годам. А она в свою очередь объясняется снижением цен на альтернативные энергоносители, прежде всего на нефть, с ценами на которую коррелируют цены на газ. В последние годы добыча практически восстановилась, и с учетом еще не попавшего в статистику 2022 года, когда цены на альтернативные источники энергии выросли, можно с уверенностью прогнозировать добычу угля в ближайшие годы на более высоком уровне, нежели на пике в 2012-2014 годах.
С уверенностью говорить по тренд на снижение можно только в отношении развитых стран, но с поправкой на экспортный спрос. Так, снижение в Австралии обусловлено в большей степени снижением спроса со стороны Китая, который таким образом «наказывает» страну за антикитайскую политику. С учетом же энергетического кризиса текущего года и потребности снабжать газом европейский рынок, добыча угля может существенно возрасти уже в этом году. Потребление угля Поскольку транспортировка угля удельно по отношению к стоимости единицы потребления выше, нежели у газа и нефти, не трудно понять, что торговля углем ведется в меньшем масштабе, чем газом и нефтью. Большая часть добываемого в мире угля потребляется в тех странах, где идет добыча впрочем, это справедливо и для других энергоресурсов, просто в меньшей степени. Крупнейшие по потреблению страны приведены ниже.
В тройку входят также Индия и, неожиданно, Соединенные Штаты. По годам потребление угля в мире выглядит следующим образом. Интересно, что в 2021 году потребление выросло, в том числе, в ориентированной на экологию Европе. Сказались тогда уже достаточно высокие цены на газ. По итогам 2022 года рост потребления будет еще более высоким. Динамика потребления Китаем в целом схожа с динамикой его добычи, поэтому с изображения ниже данные по этой стране убраны для более наглядной демонстрации динамики в других крупных странах-потребителях.
В России уголь постепенно вытеснялся доступным и более экологичным газом.