Хотя торжественное празднование дня Благовещения началось в IV веке, но иконы, отображающие это событие, появились в христианской церкви несравненно раньше. Новейшая история Тиноса связана с чудотворной иконой Евангелистрии, то есть Благовещения. – Ее присутствие – главная особенность этого музейного образа, потому что изображение служанки очень редко встречается на иконах Благовещения. 493 предложения - низкие цены, быстрая доставка от 1-2 часов, возможность оплаты в рассрочку для части товаров, кешбэк Яндекс Плюс.
Читаем икону «Благовещение»
Икона Благовещения: Навстречу восходящему солнцу Евангелия. Традиционно в православной церкви икона Благовещения размещается на Царских вратах в окружении четырех евангелистов. В отличие от икон "первого" мастера, колорит "Благовещения" строится на сочетании спокойных неярких тонов. Икона «Благовещение». Кирилло-Белозерский монастырь: экспозиции и выставки, экскурсии, фестивали, концерты, семинары и мероприятия. Вы можете купить билеты на сайте или.
Благовещение
В противовес внешней стороне, праздничной и яркой, внутренний смысл происходящего — решительный момент в истории мира, определивший всю его дальнейшую судьбу, — передается крайне сдержанно и скупо, позой и еле заметными жестами Богоматери. Икона подчеркивает обычно один из трех моментов события. Первый момент — появление Архангела, его приветствие, смущение и испуг Девы Марии. В этом случае Она оборачивается и от неожиданности роняет пурпур, который пряла. Второй момент — недоумение и осторожность Божией Матери, которые особенно подчеркивает служба праздника, сопоставляя Благовещение, начало нашего спасения, с началом падения человека. Из-за падения праматери Евы Дева Мария осторожна и не сразу принимает необычную весть из потустороннего мира, ссылаясь на закон природы: Како будет сие, идеже мужа не знаю? На иконе это передается жестом Ее руки, которую Она держит перед грудью ладонью вперед — знак недоумения, неприятия. Наконец, другие иконы передают заключительный момент события — согласие Божией Матери. Здесь Она, наклонив голову, прикладывает правую руку ладонью к груди — жест приятия, покорности, решившей судьбу мира: Се, Раба Господня: буди Мне по глаголу твоему Лк. Митрополит Филарет Московский о значении этих слов говорит: "Во дни творения мира, когда Бог изрекал Свое живое и мощное: да будет, слово Творца производило в мир твари: но в сей беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам изрекла свое кроткое и послушное буди, — едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось — слово твари низводит в мир Творца"308. Но подчеркивание одного из указанных моментов не есть общее правило, и на многих иконах они соединяются: показывается как бы синтез психологического состояния Богоматери.
Она держит руку в направлении ангела, спрашивая ответа на возникшие в Ней сомнения, и в то же время наклоном головы изъявляет Свою покорность. На нашей иконе взгляды Богоматери и Архангела направлены не друг на друга, а кверху, где мы видим традиционную часть сферы — символ горнего неба и исходящие из нее лучи — действие Духа Святого. Взгляды Богоматери и Архангела направлены на эти нисходящие лучи.
Наконец, другие иконы передают заключительный момент события — согласие Божией Матери. Здесь Она, наклонив голову, прикладывает правую руку ладонью к груди — жест приятия, покорности, решившей судьбу мира: Се, Раба Господня: буди Мне по глаголу твоему Лк. Митрополит Филарет Московский о значении этих слов говорит: "Во дни творения мира, когда Бог изрекал Свое живое и мощное: да будет, слово Творца производило в мир твари: но в сей беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам изрекла свое кроткое и послушное буди, — едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось — слово твари низводит в мир Творца"308. Но подчеркивание одного из указанных моментов не есть общее правило, и на многих иконах они соединяются: показывается как бы синтез психологического состояния Богоматери. Она держит руку в направлении ангела, спрашивая ответа на возникшие в Ней сомнения, и в то же время наклоном головы изъявляет Свою покорность. На нашей иконе взгляды Богоматери и Архангела направлены не друг на друга, а кверху, где мы видим традиционную часть сферы — символ горнего неба и исходящие из нее лучи — действие Духа Святого. Взгляды Богоматери и Архангела направлены на эти нисходящие лучи.
В этой детали глубочайше прочувствован и передан основной смысл происходящего, а именно — единство воли и действия Бога и твари, о котором говорит служба праздника: "Ангел служит чудеси, Девича утроба Сына приемлет, Дух Святый низпосылается лучи. Ибо Воплощение есть не только дело воли Божией, но и свободной воли и веры Приснодевы Марии, — говорит св. Николай Кавасила в слове на Благовещение. Поворот головы ангела указывает на то, что он говорит не от себя; говоря с Богоматерью, открывая Ей тайну Божественного Промысла, он взглядом подчеркивает свою зависимость от Пославшего его — стоит пред лицом Бога. Принимая весть Архангела, Она Своим жестом отвечает не посланнику, а Пославшему. Ангел хотя и смотрит кверху, все движение его направлено к Божией Матери; напротив, Ее движение и вся Она устремлена кверху. Этим движением как бы подчеркивается, что согласие Божией Матери не есть пассивное принятие Благовещения, а активная Ее отдача Себя воле Божией, добровольное и самостоятельное участие Приснодевы, а в Ее лице — и всей твари в деле спасения.
Одновременно с этим Она вышивала новую завесу для Иерусалимского храма.
То есть каждый день Пречистой был постоянно занят или чтением, или молитвой, или рукоделием, чтобы праздность не разлагала волю. Это часто отражается на иконах праздника, где Богородицу изображают с веретеном и книгой на аналое. Интересные факты о Благовещении В иконографии Благовещения архангела Гавриила иногда изображают с одним крылом, воздетым вверх — в знак приветствия и почтения. Сегодня диаконы во время чтения ектений также поднимают правой рукой свой орарь. В праздник Благовещения принято выпускать на волю белых голубей или других птиц, в знак освобождения человечества от рабства греху. Например, так ежегодно поступает Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. А Александр Сергеевич Пушкин даже посвятил этой традиции своё стихотворение «Птичка». Именно с этого события Евангелие начиналось и таким образом символически отображена его полнота — от начала и до изложения апостолами.
Поэтому на Царских вратах храмов, наряду с иконами четверых евангелистов, изображается именно этот сюжет. Поскольку даты Светлого Христова Воскресения и предшествующего ему Великого поста являются подвижными, Благовещение может совпасть с Пасхой. Такое совпадение случается очень редко и называется Кириопасхой. Ритм современной жизни не всегда позволяет христианам присутствовать в храме.
Связана пленницами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто. В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляюще мя. Жизнедателя Бога рождшая, умервщлена мя страстьми оживи. Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми, сподоби. Пресвятая Дево, услыши глас непотребнаго раба Твоего.
Струю давай мне слезам. Пречистая, души своея скверну очищающи. Стенания от сердца приношу. Душетленных мя пакостей избави, Христа прилежно умоляющи.
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Что мы видим на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы? | Благовещение в православии входит в перечень двунадесятых праздников, то есть двенадцати важнейших после Пасхи. |
Устюжское Благовещение: тайна воплощения Бога | Православный журнал "Нескучный сад" | Икона Благовещения. |
История праздника и его названия
- Икона Богородицы «Благовещение» Московская
- Благовещение в 2024 году — какого числа
- Характеристика иконы
- ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ. Самые известные иконы и традиции этого праздника
Благовещение в 2024 году: история и традиции праздника
В "Александровской слободе" хранится редкая икона "Благовещенье" | Sputnik Беларусь, 1920, 04.04.2023. |
Что мы видим на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы? | Икона Благовещения, называемая Устюжским, 12 века. На этой иконе нет никаких второстепенных деталей. |
О монастыре | Ганина Яма | Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 2024 году православные верующие будут отмечать 7 апреля. |
Благовещение Богородицы 2024: история, традиции и смысл праздника, что можно и нельзя делать | Из икон Благовещения, прославившихся своей чудотворной силой, известны две, находившиеся в Москве: в Успенском соборе («Устюжская») и в церкви Благовещения. |
Благовещение | Канон празднику Благовещения написан в VIII веке святым Иоанном Дамаскиным и Феофаном, митрополитом Никейским. |
Образ Благовещения
Такое название праздник получил, потому что в этот день более 2. Что изображается на иконе Существует несколько икон, посвященных Благовещению. Они появлялись еще в начале развития христианства. Во все времена это событие глубоко волновало иконописцев и верующих. На одном Гавриил на другом Дева Мария. Иконы с Благовещением почитают во всем православном мире.
Последний раз — в 1991 году. А следующая Кириопасха случится только в 2075-м. Традиции и обычаи В Благовещение в храмах проходят праздничные богослужения. Священнослужители надевают в праздник облачение голубого цвета — этот оттенок является символом Богородицы. Во время богослужения рассказывается о сути праздника и явления ангела к Марии. Праздничная Божественная литургия пройдет 7 апреля и в томском Богоявленском кафедральном соборе начало в 9 часов. Как сообщает епархия, после окончания литургии в соборе митрополит Томский и Асиновский Ростислав по традиции выпустит в небо белых голубей. Выпускать птиц в этот день — давний обычай. Жаворонков, голубей, синичек и других лесных птиц ловили, сажали в клетки, а потом символически отпускали в небо при большом скоплении людей. Например, на рыночной площади. В народе считалось, что птички, выпущенные на волю, станут ходатаями за человека перед Богом, «попросят за того», кто дал им свободу.
Новый рассказ о наших иконах посвящён редкой иконе «Благовещение» миниатюрного аристократичного письма первой трети XIX века. Икона — яркий пример письма староверов из поволжского городка Романова-Борисоглебска. История современного открытия полузабытой иконописной традиции — «романовских писем», знаки авторской манеры великого иконописца XIX столетия Максима Архиповского в этой иконе, красота и утонченность ее неповторимых деталей — всё это предмет рассказа. Вы узнаете, почему искусствоведы ценят иконы «романовских писем» выше палехских, сколько мастеров насчитывал этот иконописный центр, в чем тайны и загадки его существования.
Необычно показан сюжет беседы Марии и Иосифа - персонажи этой сцены часто предстают в иконописи стоящими друг напротив друга. Здесь же представлен переработанный иконописцем традиционный сюжет Благовещения с пряжей. Ангел на иконе изображен летящим трижды: принимающим благословение Саваофа, несущим благую весть Марии и указующим путь к дому Иосифа и Марии. По одной из версий, праздник Благовещения Богородицы был установлен святителем Кириллом I, епископом Иерусалимским, в середине IV века. По другой версии, праздник был известен еще в III веке.
Икона Благовещение Пресвятой Богородицы
306) На многих иконах Благовещения Архангел изображен как бы в еще незавершенном полете. Такова икона Благовещения Андрея Рублева – левая рука Богородицы прижата к груди, правая же протянута к Ангелу, знаменуя принятие воли Господа. Сотрудники музея-заповедника "Александровская слобода" показали редкие иконы, посвященные празднику Благовещения. Такова икона Благовещения Андрея Рублева – левая рука Богородицы прижата к груди, правая же протянута к Ангелу, знаменуя принятие воли Господа. Икона Благовещения, называемая Устюжским, 12 века. На этой иконе нет никаких второстепенных деталей. Традиционно в православной церкви икона Благовещения размещается на Царских вратах в окружении четырех евангелистов.
Что за редкая икона Благовещение в сибирском храме?
Здесь же представлен переработанный иконописцем традиционный сюжет Благовещения с пряжей. Ангел на иконе изображен летящим трижды: принимающим благословение Саваофа, несущим благую весть Марии и указующим путь к дому Иосифа и Марии. По одной из версий, праздник Благовещения Богородицы был установлен святителем Кириллом I, епископом Иерусалимским, в середине IV века. По другой версии, праздник был известен еще в III веке. В этот день ослабляется строгий Великий пост - христианам разрешается есть рыбу во все время поста подобное послабление делается только дважды: на Благовещение и на праздник Входа Господня в Иерусалим.
В Ней нет ничего искусственного, изворотливого, наигранного, но все по-детски просто, целомудренно, ясно и прямодушно. Великий Гавриил, присутствовавший при сотворении человека в начале времен и имеющий силу насквозь презирать души человеческие, видел взволнованные помышления Пречистой Девы яснее, нежели мы можем видеть тела. Итак, узрев Ее душевное смущение, он поспешил умирить его умилительными словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога.
Не бойся, Дитя! Не бойся, благодатная Дщерь Божия! Не бойся, Благословеннейшая из всех смертных, ибо благословение Божие снизойдет чрез Тебя на весь род человеческий! Не бойся, ибо Ты обрела благодать у Бога. Богодухновенный Андрей Критский, проникая в мысли великого архангела, так объясняет благовещение Пресвятой Деве: "Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога, благодать, коей не приняла Сарра, коей не ощутила Ревекка; обрела благодать, коей не удостоилась ни славная Анна, ни Феннана, ее соперница. Ибо, хотя они стали матерями, все же в бесчадии утратили девство, а Ты, становясь Материю, сохраняешь и девство Свое неповрежденным.
Итак, не бойся; Ты обрела благодать Божию - благодать, коей, кроме Тебя, никто от вечности не обретал". Слово на Благовещение. Сии последние слова свидетельствуют против утверждения некоторых западных богословов о так называемом "непорочном зачатии", то есть о том, будто Дева Мария зачата и рождена от Своих родителей без тени греха Адамова и ответственности за этот грех. Если бы сие было так, к чему бы архангелу говорить: Ты обрела благодать у Бога? Благодать Божию, включающую в себя понятие прощения, обретает, во-первых, нуждающийся в ней, а во-вторых, ищущий ее. Нет, Пресвятая Дева приложила исполинский труд для возвышения Своей души к Богу, и на этом пути возвышения встретила Ее благодать Божия. Умирив Девическую душу Марии, крылатый вестник Божий теперь передает Ей главное послание небес: и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
Божий вестник глаголет точно до подробностей. Зачнешь во чреве, то есть в теле; как и Псалмопевец употребляет схожее выражение: и дух прав обнови во утробе моей Пс. Подчеркивая во чреве, архангел словно желает заведомо предостеречь против лжеучения еретиков-докетов, будто бы Христос не имел настоящего тела, и не был по-настоящему рожден, и не был настоящим телесным человеком, но только призраком телесного человека. Имя Иисус, или, по-еврейски, Йешуа, также значимо. Имя сие носил сын Навинов, который ввел народ израильский в землю обетованную и тем прообразовал роль и дело Иисуса Спасителя, введшего род человеческий в истинную и бессмертную землю обетованную, в Царствие Небесное. Все прочее, сообщенное архангелом, рассчитано на то, дабы уверить Деву: Ее Сын будет ожидаемым Мессией. Он наречется Сыном Всевышнего, получит от Бога престол Давида и будет царствовать над домом Иакова вовеки - все сие в сознании всякого израильтянина, тем паче в сознании духовно воспитанной Девы Марии, относится исключительно к ожидаемому Мессии.
Он не говорит Ей о всемирной и всечеловеческой роли Иисуса, не говорит о Нем как о Спасителе всех народов и племен, как об Основателе духовного Царствия, Судии всех живых и мертвых, а еще менее - как о Слове Божием, Одной из Трех вечных Ипостасей Святой Троицы. Если бы он сказал Ей это, он еще более смутил бы Ее. Она не всеведуща, несмотря на Свое целомудрие и чистоту. Архангел строго придерживается рамок израильских представлений. Он в органической связи приводит все то, что рассеяно в пророческих книгах и что Она знает Ис. Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем Пс. Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля Ис.
Выслушав сие послание небес, Дева Мария в Своем детском целомудрии и простодушии вопрошает чудного посетителя: как будет это, когда Я мужа не знаю? Слова сии выражают не Ее неверие гласу архангельскому, но лишь Ее детское целомудрие и простодушие. Что бы сказал кто-нибудь из вас на подобное извещение, полученное от самого необыкновенного гостя из всех гостей? То, что вам пришло бы на ум первым, когда вострепетало бы сердце ваше, не так ли? Но Дева Мария не изрекла ничего излишнего. Если Ее вопрос, предположим, является излишним для Нее, то для нас он не таков. Ради нас Ее благодатный дух вопрошает о том, о чем, конечно, спросили бы все мы, находящиеся под бременем законов природы.
Для рождения нужен муж; где же муж? Так спросил бы всякий из нас - удаленных от радующейся всемогуществу Божию свободы, привыкших ко гнету природных сил. Поэтому надлежало, ради нас, чтобы Дева задала вопрос сей, а мы услышали ответ посланника Божия. Что отвечает Гавриил? Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Полный и совершенно исчерпывающий ответ. Бог идеже хощет, побеждается естества чин.
Природа и законы ее словно бы и не существуют, когда Бог живый творит Свою волю и Свое домостроительство человеческого спасения. Григорий Неокесарийский I слово на Благовещение. Дух животворит Ин. Дух животворит косвенно или непосредственно. Непосредственно Дух Божий подавал жизнь в Раю, до грехопадения. И сказал Бог - и стало так! После грехопадения Дух подает жизнь косвенно, посредством сотворенных душ и сотворенных тел.
Это опосредованное действие Духа мы и называем природою и законами природы. Но у Духа Божия есть зарезервированное право и неограниченное могущество давать жизнь и непосредственно - по Своей воле и в соответствии с Божиим домостроительством спасения человеческого. Тем не менее, и подавая жизнь косвенным образом, Дух является зачинателем и владыкою жизни. Природа, как она есть, - только сень, завеса, сквозь которую действует Дух. Однако и в случаях опосредованного воздействия Духа бывают разные степени, более прямое и более косвенное воздействие. Так происходит с плодовитыми и с неплодными женщинами. Косвенным, но менее косвенным является случай и с престарелою Елисаветой, как и с матерями Исаака, Самсона и Самуила.
Ибо зачатие престарелых жен все-таки невозможно наречь непосредственным действием Духа, так как все плодовитые и неплодные женщины начиная с Евы - причастницы греха, связанные с миром сим вожделениями и похотями, в большей или меньшей мере. Единственное зачатие при непосредственном наитии, или воздействии Духа Жизни есть зачатие Пречистой Девицы Марии. Во всей истории сотворенного мира от Адама до Христа такого случая не было.
Молитва Обращаясь к Пресвятой Деве перед иконой "Благовещение", произносят следующее: Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов свет-лейши и Серафимов честнейши сущая.
И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков.
Он был вдовцом, имел взрослых детей, четырех сыновей и двух дочерей. О Благовещении мы узнаем в Евангелии от Луки: После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. В церковном предании говорится, что непосредственно перед Благовещением Пресвятая Дева читала книгу пророка Исаии, в которой говорится: Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил Ис. Настолько велико было смирение Пресвятой Девы, что пожелала быть хотя бы последней служанкой для Той, которая будет избрана Богом. В этот момент, когда Она всем сердцем была готова послужить тайне Боговоплощения, к ней явился Архангел Гавриил с благой вестью. Однако возникновение особого праздника произошло не ранее IV века. Этому способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве.
Есть сведения, что праздник установил святитель Кирилл Иерусалимский. Уже к концу VII века этот праздник был в Византии одним из важнейших. Примерно в то же время он распространился и в западной Церкви. Дата 25 марта была выбрана не случайно. Одно из первых упоминаний об этом содержится в творениях Ипполита, папы Римского III век , как день распятия Спасителя. Поэтому в основе александрийской и византийской календарных систем лежит отождествление даты Благовещения и Пасхи. Существует также и связь с праздником Рождества Христова — между ними ровно 9 месяцев.
В византийской традиции считается, что 25 марта — день сотворения мира. Благовещение было в 5499 году от сотворения мира, в субботу, в пятый час дня. Таким образом, Рожество Христово было в 5500 году от сотворения мира. Праздник Благовещения всегда выпадает в период между четвергом 3-й седмицы Великого поста и средою Светлой седмицы включительно, то есть во время периода постной или цветной Триоди. Богослужение Праздник Благовещения в православной традиции созвучен Евангелию от греч. Икона этого праздника обычно помещается на Царских вратах, сверху на правой половине изображена Богородица, на левой — Архангел Гавриил. Благовещение иногда совпадает с Пасхой.
Праздник этот настолько велик, что даже пасхальная служба его не отменяет. По особенному Уставу песнопения Благовещения и Пасхи могут соединяться. Праздничное богослужение рассказывает молящимся о событии праздника, объясняет смысл исполнившихся ветхозаветных пророчеств. Вновь и вновь мы слышим пояснения великой Тайны Боговоплощения. В стихерах, кроме описания события Благовещения, излагаются те же мысли, что вообще в Богородичные праздники. Говорится, что, благодаря рождению Господа от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Евва освобождается, и мы становимся причастными Божеству, становимся церковью, т. На полиелеосе всегда поется величание празднику или святому, начинающееся словами: «Величаем тя…».
Канон празднику был составлен в VIII веке. Его написали известные православные гимнографы Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский. Канон построен в виде диалога между Богородицей и Архангелом Гавриилом. В каноне говорится о Божественном снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на необычайное величие Пресвятой Девы, принявшей в себя Бога. II, 11—18 высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. В Евангелии Лк. I, 24-38 содержится повествование о Благовещении Пресвятой Деве Марии.
Тропарь празднику. Русский текст: Сегодня начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благодати. Кондак празднику. Русский текст: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая. Празднование Благовещения на Руси. Народные обычаи и традиции По силе народного почитания и по размерам чествования христианских праздников в сельском быту издревле день Благовещения Пресвятой Богородицы находится на третьем месте после Рождества Христова и Св.
В обиходе трудовой деревенской жизни этот праздник считался днем полнейшего покоя. Во многих селах целые семьи вечером, при закате солнца, шли на мельницы и здесь располагались на соломе для мирной беседы о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай. Благовещение считалось днем благословения на всякое доброе дело, в особенности же на земледельческий труд. По народному преданию, в этот день, как и на Пасху, солнышко на рассвете «играет» и грешников в аду не мучают. До революции существовал также обычай выпускать в этот день заточенных в клетки птиц на волю, как символ возвещения свободы всем людям. В этот день величайшим грехом считалась мельчайшая физическая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Не праздное веселье с приправою праздничного разгула, а именно сосредоточенное, молчаливое раздумье приличествовало этому празднику совершенного покоя, свободы от дел, основанной на непреложном веровании и повсеместном убеждении, что «в Благовещеньев день птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает».
Ни на один день в году не приходится столько примет и гаданий, как на день Благовещения: от него находилось в зависимости наибольшее количество тех верований, которые были укреплены на практических хозяйственных основах. Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах II век и изображения на раннехристианских саркофагах. Уже к V веку из раннехристианских развились иконописные каноны, которые остаются почти неизменными в византийской и русской иконописи. Андрей Рублёв, 1408. Икона праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире. Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть. Согласно Преданию, Деве Марии выпал жребий прясть красную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Ее Сына разодралась надвое.
Костромской музей, конец XVII в. Мозаика на алтарных столбах Софийского собора в Киеве. XI век Благовещение с клеймами жития Богоматери. XVI век. Сольвычегодский музей В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» «Устюжское Благовещение» делается попытка представить идею непорочного зачатия.
«БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В противовес внешней стороне, праздничной и яркой, внутренний смысл происходящего — решительный момент в истории мира, определивший всю его дальнейшую судьбу, — передается крайне сдержанно и скупо, позой и еле заметными жестами Богоматери. Икона подчеркивает обычно один из трех моментов события. Первый момент — появление Архангела, его приветствие, смущение и испуг Девы Марии. В этом случае Она оборачивается и от неожиданности роняет пурпур, который пряла. Второй момент — недоумение и осторожность Божией Матери, которые особенно подчеркивает служба праздника, сопоставляя Благовещение, начало нашего спасения, с началом падения человека. Из-за падения праматери Евы Дева Мария осторожна и не сразу принимает необычную весть из потустороннего мира, ссылаясь на закон природы: Како будет сие, идеже мужа не знаю? На иконе это передается жестом Ее руки, которую Она держит перед грудью ладонью вперед — знак недоумения, неприятия. Наконец, другие иконы передают заключительный момент события — согласие Божией Матери.
Здесь Она, наклонив голову, прикладывает правую руку ладонью к груди — жест приятия, покорности, решившей судьбу мира: Се, Раба Господня: буди Мне по глаголу твоему Лк. Митрополит Филарет Московский о значении этих слов говорит: "Во дни творения мира, когда Бог изрекал Свое живое и мощное: да будет, слово Творца производило в мир твари: но в сей беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам изрекла свое кроткое и послушное буди, — едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось — слово твари низводит в мир Творца"308. Но подчеркивание одного из указанных моментов не есть общее правило, и на многих иконах они соединяются: показывается как бы синтез психологического состояния Богоматери. Она держит руку в направлении ангела, спрашивая ответа на возникшие в Ней сомнения, и в то же время наклоном головы изъявляет Свою покорность. На нашей иконе взгляды Богоматери и Архангела направлены не друг на друга, а кверху, где мы видим традиционную часть сферы — символ горнего неба и исходящие из нее лучи — действие Духа Святого. Взгляды Богоматери и Архангела направлены на эти нисходящие лучи.
Cнимки были сделаны профессиональным фотографом В. После приобретения иконы в 2019 году она находилась в Козельске, в доме И. Яценко, перед ней постоянно читался акафист Благовещению с составленным преподобным Амвросием припевом: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое"».
Из воспоминаний настоятельницы Болховского Богородичного Всесвятского женского монастыря игумении Иларии известно, что образ «Спорительницы хлебов» был написан по благословению старца Амвросия. В январе 1894 года игумения Илария писала в Оптину пустынь: «…в начале июня 1889 г. При прощании с ним он ей приказал сказать мне, чтобы я приказала сделать список с Божией Матери, которая на иконе Всех святых, у нас местная, и подписать "Спорительница хлебов", прислать ему; такую же оставить себе в монастыре и поставить в амбаре для того, чтобы не было оскудения хлеба. Мною исполнено все, как он приказал. В феврале 1890 г. Он ответил: "Хорошо, а я думал, что ты не исполнишь моего желания".
На эту часовню снаружи и была помещена Корсунская икона, обращенная ликом к входящим в город. Так как часовня была сооружена в «остром» конце города над воротами, то и название иконы постепенно заменилось новым: она стала именоваться Островоротной или Остробрамской брама — ворота. Во времена унии образ Пресвятой Богородицы перешел сначала в собственность базилиан, а затем, приблизительно в 1624 году, — кармелитов, захвативших и часовню, и икону в свои руки. В 1671 году кармелиты устроили вместо прежней ветхой часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, то есть внутрь.
После страшного пожара Вильны в 1714 году икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 году, когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал святой образ. В 1812 году икона была немного повреждена французами, а в 1829 году отреставрирована. После закрытия в 1832 году кармелитского монастыря Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католического духовенства. Икона написана на дубовой доске, изображение поясное.
Изображение на иконе можно условно разделить на две части: левая часть представляет архангельский небесный мир, а правая — богородичный земной мир. Их беседа передается с помощью жестов. Архангел Гавриил протягивает правую руку в жесте оратора, который в античности использовался для привлечения внимания, и одновременно благословляет Ее.
Мария, склонив голову, внимательно его слушает. Положение Ее головы и открытая ладонь символизируют принятие Божественной воли. В некоторых вариантах Мария прикладывает руку к сердцу, что также означает согласие и принятие Божественной воли, выраженное в словах: се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему Лк 1:38. Иногда, правда, Богоматерь отклоняется чуть назад, что передает Ее страх и смущение от неожиданного явления архангела. Благовещение, София Киевская, ок. Традиционно Богородица изображается сидящей на возвышении но иногда — и стоя. В руках она держит пурпурную пряжу.
Благовещение 2023: как празднуют, что можно делать и чего нельзя
Вы узнаете, почему искусствоведы ценят иконы «романовских писем» выше палехских, сколько мастеров насчитывал этот иконописный центр, в чем тайны и загадки его существования. Предлагаем Вашему вниманию видео экскурсию. Благовещение Богоматери. Первая треть ХIХ в.
На колодце Благовещение у источника или кладезя.
Этот сюжет иногда еще называют "предблаговещением" — то есть подготовительным этапом к самому Благовещению. Литературным источником в данном случае является апокрифическое Протоевангелие от Иакова 11:1—4. На иконах греческого письма обычно изображается что-то типа античного бассейна, который в более поздних изображениях часто заменялся деревянным срубом — копией русского колодца. Наиболее часто сцену предблаговещения можно видеть в составе целого ряда изображений, относящихся к акафисту Пресвятой Богородицы.
С веретеном с рукоделием.
Вы узнаете, почему искусствоведы ценят иконы «романовских писем» выше палехских, сколько мастеров насчитывал этот иконописный центр, в чем тайны и загадки его существования. Предлагаем Вашему вниманию видео экскурсию. Благовещение Богоматери. Первая треть ХIХ в.
Само это слово означает «добрая, благая весть». Именно этот момент отражен на иконах, посвященных Благовещению. Этот сюжет чаще всего изображается в верхней части царских врат иконостаса, как бы напоминая всем о важности произошедшего события, которое, как поется в праздничном тропаре, стало главизной, то есть началом нашего спасения. На иконе Благовещения изображены две ключевые фигуры — Архангел Гавриил в образе юноши и Пресвятая Богородица. Изображение на иконе можно условно разделить на две части: левая часть представляет архангельский небесный мир, а правая — богородичный земной мир.
Их беседа передается с помощью жестов. Архангел Гавриил протягивает правую руку в жесте оратора, который в античности использовался для привлечения внимания, и одновременно благословляет Ее. Мария, склонив голову, внимательно его слушает. Положение Ее головы и открытая ладонь символизируют принятие Божественной воли. В некоторых вариантах Мария прикладывает руку к сердцу, что также означает согласие и принятие Божественной воли, выраженное в словах: се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему Лк 1:38.
Икона Благовещение Пресвятой Богородицы: описание, особенности
Икона Благовещения. Одна из древнейших русских икон Благовещения (т.н. «Благовещение Устюжское») XII века изображает не только саму сцену архангельского благовестия, но и воплощение Сына Божьего. В день праздника икону Благовещение из Троицкой духовной миссии в Иерусалиме привозят к источнику, из которого брала воду Сама Пресвятая Богородица.