19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. ПОЛОЖЕНИЯ ФЕВРАЛЯ — ПОЛОЖЕНИЯ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 законодательный акт, оформивший отмену крепостного права в России и начавший крестьянскую реформу 1861. Третьего марта 1861 года (по новому стилю; по старому — 19 февраля) был провозглашен Манифест об отмене крепостного права в Российской империи.
Главархив рассказал, как горожане и селяне реагировали на отмену крепостного права
19 февраля 1861 г. Александр II опубликовал Манифест об отмене крепостного права. 19 февраля (3 марта) 1861 года, в пятую годовщину восшествия на престол, Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян из крепостной зависимости. 19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права[20] и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости[21], состоявшее из 17 законодательных актов, касавшихся вопросов освобождения. 19 февраля 2021, 11:00. Факсимиле манифеста 19 февраля (3 марта) 1861 года по изданию «Великая реформа», 1911 год.
Дата отмены крепостного права в России
Главная» Новости» 19 февраля отмена крепостного права 1861. 19 февраля (3 марта) 1861 года был издан высочайший Манифест об отмене крепостного права в России. 19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права[20] и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости[21], состоявшее из 17 законодательных актов, касавшихся вопросов освобождения. В 1861 году в России провели реформу, отменившую крепостное право. Манифест об этом император подписал (19 февраля) 3 марта 1861 года. 19 февраля (3 марта) 1855 года на престол вступил император Александр II. 19 февраля (3 марта) 1861 г. в Петербурге император Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из.
160 лет назад Александр II освободил крестьян от крепостной зависимости
Дата отмены крепостного права в России - 19 февраля 1861 года | Отказываясь от наиболее жестоких проявлений крепостного права и медленно, выборочно отменяя его на отдельных территориях, наша страна пришла к полному упразднению отживших порядков 19 февраля 1861 года. |
Отмена крепостного права | Реформа, принятая 19 февраля 1861 (отмена крепостного права), несмотря на недостатки, дала основательный толчок развитию страны. |
19 февраля 1861 года принят Манифест Об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости.
Событие это было настолько значимо для России, что кондитеры даже отразили его на кондитерских обертках. Подробнее об агитационной функции конфетных фантиков читайте в истории «Со сладким привкусом пропаганды».
На разводе в Михайловском манеже Александр сам причитал его войскам. Так пало крепостное право в России. Положения манифеста распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 22 563 тысяч душ обоего пола крепостных крестьян.
Но существовала и другая зависимость крестьян, о которой вспоминают гораздо реже. Я имею в виду зависимость от крестьянской общины. Большинство российских крестьян кроме Сибири и Севера европейской части жили в общинах. Именно общине принадлежала земля, делившаяся между крестьянами в результате регулярных переделов. И поскольку именно община выступала коллективным налогоплательщиком, то существовала достаточно серьезная зависимость крестьян от самой общины. Именно сход, крестьянский мир, решал, как делить землю, отпустить ли крестьянина в паломничество или в монастырь например, преподобному Василиску Сибирскому община препятствовала посвятить свою жизнь монашеству, поскольку опасалась лишиться налогоплательщика. Зависимость крестьянина от общины после 1861 года не только сохранилась, но и усилилась. Опасность этого «общинного крепостного права» недооценивалась в эпоху освобождения крестьян. И более всех эту опасность недооценивали как раз славянофилы. Они ведь считали крестьянскую общину идеалом социального устройства. Тут вообще парадокс: будучи ярыми противниками помещичьего и государственного крепостного права, они стремились сохранить общинное крепостное право — не понимая, что это мина замедленного действия. Были такие примеры? Каждый раз это был подвиг конкретных лиц — монахов или приходских священников. Наиболее известный пример — это когда святитель Игнатий Брянчанинов , будучи на тот момент еще архимандритом, боролся с произволом помещика Страхова, который надругался над крепостными девушками и преследовал обличившего его приходского священника. Были и другие примеры, не столь, может, яркие. Но массового протеста духовенства всё же не было. Тут тоже надо сделать некоторые пояснения. Многие наши современники совершенно не понимают, каким было положение сельских священников в XIX веке. Они целиком зависели от благоволения местных помещиков, которые чаще всего и содержали церкви, и от местного начальства. Помещичий произвол порой касался не только крестьян, но и сельских батюшек. Бывало, что священников травили собаками как, кстати, травили собаками и монахов, живших отшельниками в лесах — местным помещикам не нравилось такое соседство. У Лескова в повести «Старые годы села Плодомасова» есть эпизод, когда помещик как бы мы сегодня сказали, «беспредельщик» , укравший у соседа-помещика дочь и принуждавший ее к замужеству, заставляет приходского священника их обвенчать. Заставляет просто: накидывает ему петлю на шею. Не обвенчаешь — повешу. Подобных историй было, видимо, немало, хотя документированы они плохо. Святитель взял за основу проект Ю. Самарина и качественно его переработал. Позднее вариант святителя Филарета, с небольшими изменениями, и стал текстом Манифеста от 19 февраля 1861 года. Но здесь тоже надо пояснить исторический контекст. Дело в том, что к середине XIX века у Церкви вновь появляются земли — не села с крестьянами, а леса, ловли, промысловые земли, иногда пашни. Это им дарило правительство. Так вот, в преддверии 1861 года в церковной среде стали распространяться слухи, что вслед за освобождением крестьян последует новая секуляризация церковных земель, что эти земли раздадут частично крестьянам, частично помещикам. Складывалась парадоксальная ситуация — раскрепощения крестьян духовенство ждало с настороженностью: не последует ли за ним какого-то притеснения Церкви. Так вот, святитель Филарет написал специальный отзыв который есть в собрании отзывов на проект манифеста , что хорошо бы так не делать, что нельзя увязывать освобождение крестьян с изъятиями церковной земли. Общий жертвенный котел в престольный праздник. Илларион Прянишников.
Платонов, И. Иванюков, А. Корнилов, Г. Джаншиев и другие рассматривали освобождение крестьянства, прежде всего, как акт гуманизма и человеческий подвиг, который примиряет сословия, смягчает вражду народа и власти, крестьян и помещиков. Тому факту, что впервые в истории России император счёл личную свободу всех своих подданных ценностью и естественным правом, интеллигенция придавала не меньшее значение, чем фактическому освобождению 23 млн человек. Потому они назвали эту реформу «великой». Источник: lforum. В основном они сосредоточились на критике реформы, её половинчатого и продворянского характера и правда, крестьянам пришлось несладко из-за той цены, которую их обязали уплатить за свою свободу, отсюда и крестьянские волнения в 1861 г. Марксистская историография вслед за В. Лениным называла отмену крепостного права буржуазным преобразованием, в 1861 г. Вместе с тем и марксисты, как правило, признавали прогрессивный характер реформы. Известный советский историк П. Зайончковский писал, что крепостничество «мешало развитию промышленности и подъёму сельского хозяйства» и «исчерпало себя экономически» — этот тезис до сих пор имеет влияние и мелькает в учебниках истории хотя некоторые современные исследователи, например, Б. Миронов, довольно убедительно оспаривают его. Россия, — делал вывод Зайончковский, — благодаря реформе ступила на путь буржуазной монархии и капитализма, а царь-реформатор действовал из желания предотвратить крестьянское восстание. Таким образом, советская историография стремилась представить мотивацию Александра II и его сторонников как чисто прагматическую — реформа из страха, а не ради свободы или благородства что совершенно несправедливо, ибо ни император, ни его сподвижники вовсе не были лишены идеалов и искренне желали России лучшего. Граф Д.
Новости и события Российского исторического общества
В основном они сосредоточились на критике реформы, её половинчатого и продворянского характера и правда, крестьянам пришлось несладко из-за той цены, которую их обязали уплатить за свою свободу, отсюда и крестьянские волнения в 1861 г. Марксистская историография вслед за В. Лениным называла отмену крепостного права буржуазным преобразованием, в 1861 г. Вместе с тем и марксисты, как правило, признавали прогрессивный характер реформы. Известный советский историк П. Зайончковский писал, что крепостничество «мешало развитию промышленности и подъёму сельского хозяйства» и «исчерпало себя экономически» — этот тезис до сих пор имеет влияние и мелькает в учебниках истории хотя некоторые современные исследователи, например, Б. Миронов, довольно убедительно оспаривают его. Россия, — делал вывод Зайончковский, — благодаря реформе ступила на путь буржуазной монархии и капитализма, а царь-реформатор действовал из желания предотвратить крестьянское восстание. Таким образом, советская историография стремилась представить мотивацию Александра II и его сторонников как чисто прагматическую — реформа из страха, а не ради свободы или благородства что совершенно несправедливо, ибо ни император, ни его сподвижники вовсе не были лишены идеалов и искренне желали России лучшего. Граф Д.
Милютин, военный министр: «Ни один царь после Петра не сдвинул так Россию с реакционного пути восточной деспотии, как Александр II. Я помню, мы вместе были молоды. Тогда он кипел, работал, был великодушен, верил людям. О, если бы он и в старости остался таким! Какую блестящую эпоху внёс бы он в нашу отечественную историю. Его мечты, я до сих пор без слез не могу думать о них». Экономический рост России — после реформы или из-за реформы?
Но так было до XVI века. А вот затем начались очень сложные исторические процессы, когда, с одной стороны, в западноевропейских странах происходила эмансипация, то есть освобождение крестьянских общин от феодальной зависимости, а с другой стороны, в Восточной Европе, наоборот, усилилось закрепощение крестьян. Даже можно провести условную границу — к востоку от Эльбы. Процесс этого «нового закрепощения» охватил северовосточные земли Германии, Польшу и, чуть позже, Московскую Русь. Причина прежде всего в экономике: восточное побережье Балтийского моря в тот момент стало хлебородной житницей Европы, причем пригодной для земледелия земли было много, а рабочей силы — мало. Поэтому-то крестьян и стремились жестко прикрепить к земле. В Германии и Польше это была инициатива помещиков, а в России — государства. Отсюда и последовательное ограничение прав крестьян на уход с земли введение так называемых «заповедных лет» , а в итоге и вовсе отмена Юрьева дня в конце XVI века. При этом надо понимать, что весь XVII век — это время активного закрепощения крестьян именно государством. Государство исходило из фискальных нужд: если люди жестко прикреплены к земле, то с них проще взять налоги. Соответственно, и крестьяне на тех землях, что принадлежали Церкви, тоже становятся прикрепленными к земле. Частное же крепостное право — это уже XVIII век, эпоха роста дворянства, роста его самосознания и автономии от других сословий. Алексей Венецианов. То есть считала ли Церковь нормальным для себя владеть крепостными? Вернее, рефлексия, и мощная, была по другому вопросу: может ли Церковь вообще владеть землей? И коль скоро тогда этот вопрос был решен положительно — то есть что Церковь может владеть землями, то в рамках этой концепции Церковь и дальше смотрела на вещи. Более того, владение землями и селами рассматривалось как последний залог церковной самостоятельности перед лицом абсолютистского государства, всё более наступающего на права Церкви. Но закрепощение крестьян — это был, с точки зрения Церкви, вопрос экономической политики государства. В эту сферу Церковь не считала нужным вмешиваться, поскольку это внешний для нее процесс. А вот вопрос о церковном землевладении был принципиально иным — ведь он затрагивал вопрос о внутреннем монашеском устройстве. Тут, наверное, надо пояснить, откуда вообще брались у Церкви земли. Чаще всего эти земли по завещанию жертвовали монастырям бояре и князья, с условием вечного поминовения души. Надо ли было соглашаться? Стоило ли брать эти завещанные земли? Стоило ли поминать усопших за такие вклады? Поэтому тут кипела полемика, тут вставали вопросы и о внутреннем устройстве Церкви, и о ее взаимоотношениях с царской властью. Николай Неврев. Можно ли сравнить положение этих крестьян с положением крепостных, принадлежащих помещикам? Кому было хуже? Особенно в XVIII веке, когда у дворян появилась фактически ничем не ограниченная власть над своими крепостными. Возможность частного помещичьего произвола была гораздо выше, чем у корпоративных собственников — монастырей, епископских кафедр или государства. Есть свидетельства в исторической литературе, что среди крестьян второй половины XVIII века церковные крестьяне считались наиболее привилегированной категорией жителей. Помещичьи крестьяне им завидовали. Причин тут несколько. Во-первых, в монастырских владениях были исключены зверства помещиков — монахи не покушались на честь крепостных женщин, монахи не истязали дворовых людей которых, кстати, у них вообще не было , не устраивали псовых охот, не пропивали крестьян и не проигрывали их в карты. Более того, крестьяне ведь были прихожанами монастырских храмов, и монастыри занимались их духовным окормлением, боролись с пьянством, с распутством.
Для подавления наиболее крупных выступлений, сопровождавшихся захватом власти, как в сёлах Бездна Казанская губерния и Кандеевка Пензенская губерния , были использованы войска. Несмотря на это, крестьянская реформа 1861 г. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Отмена крепостного права проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества. Падение крепостного права в России: Документы и материалы. Щерба, под ред.
В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте. Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, император Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах. Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий, чрез течение событий поданный нам рукою Провидения. Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам. Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном совете. Призвав Бога в помощь, Мы решились дать сему делу исполнительное движение. В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.
19 февраля 1861 года принят Манифест Об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости.
Многие крестьяне не поверили так и не понятому ими Манифесту. Среди них сложилось стойкое убеждение в том, что чиновники нарочно дурят доверчивого доброго царя, выдавая крестьянам волю, но не наделяя их при этом землей на безвозмездной основе — крестьянам приходилось вновь ломать спину на помещика, просто по немного измененным правилам. Как следствие, многие губернии страны сотрясли бунты недовольных. Для их подавления приходилось привлекать войска. Случились массовые жертвы. Многие из других реформ Александра II также не были доведены до логического завершения. Что-то из задуманного отцом свел на нет Александр III, которому больше импонировал жесткий самодержавный стиль деда — Николая I. Современник крестьянской реформы Николай Врангель рассказывал о негативном влиянии освобождения крестьян на жизнь многих помещиков. Не склонные к производительному труду, привыкшие жить за счет своих крепостных, они массово разорялись, продавали усадьбы и перебирались в города. В запустение приходили парки, когда-то разбитые французскими садовниками, зарастали пруды, на дрова шла старинная мебель: ее новые владельцы не знали цену антиквариату.
С крестьянами было то же. Темные и неразвитые, привыкшие работать из-под палки, они стали тунеядствовать, работать спустя рукава, пьянствовать. К тому же в некоторых губерниях наделы были недостаточные. И повсюду попадались заброшенные усадьбы, разоренные деревни, невозделанные поля. Леса сводились, пруды зарастали, молодое поколение крестьян уходило в города на фабрики. Старая Русь вымирала, новая еще не народилась». И все же крестьянская реформа 1861 года имела огромное историческое значение. Она открыла перед Российской империей совершенно новые перспективы, создала возможность для широкого развития рыночных отношений. Страна вступала на путь капиталистического развития.
Это было 19 февраля 1861 года. Иван Васильев, ярославский крестьянин С выходом положения 19 февраля 1861 [года], прослушавши в церкви Высочайший Манифест со слезами восторга, сделался таким оптимистом, что теперь стыдно становится того увлечения и того, что говорил я тогда по этому поводу. Я надеялся, что крестьяне поймут дарованную им свободу, постараются воспользоваться свободным трудом. Но, как назло, они стали пить пуще прежнего, благодаря почти одновременному с благодатным актом свободы введению акцизной системы в отмену ненавистных откупов, понизившей на первых порах цену на водку. Федор Бобков, костромской крестьянин А. Ему объявили о получении царского манифеста, экземпляр которого велено передать владельцу имения. Посмотрим, как вы оправдаете дарованную вам милость. Слова эти Б.....
Вслед за этим послышались голоса в толпе. Нас три году сряду теснили засыпать рожь и овес; а гамазея теперича пуста! Стало быть, надобно пополнить из барского амбара. Услышав эти речи из уст своих прежних крепостных, Б..... По территории страны крепостные распределялись неравномерно — в некоторых губерниях, например в Смоленской и Тульской, они составляли две трети населения, в некоторых их не было вовсе во всей Сибири в конце 1850-х жило несколько тысяч крепостных. Закрепощение крестьян Крепостное право окончательно сложилось к середине XVII века — Соборное уложение 1649 года запретило крестьянам менять место жительства и закрепило именно отсюда происходит слово «крепостной» их за конкретным земельным владением, а владельцы земли получили право на неограниченный во времени розыск беглых крестьян. Так де-факто у крестьян появились хозяева. Уложение еще запрещало продажу крестьян, но у государства того времени не было ни необходимости, ни инструментов этому препятствовать.
Уже в конце XVII века продажа обмен, дарение и т. Крепостной крестьянин нес повинности и перед государством в отличие от дворянина он должен был платить налог — подушную подать, введенную в 1724 году , и перед своим владельцем: он либо работал на него барщина , либо платил деньги оброк , либо и то и другое, взамен получая участок земли для личного пользования. Двойственность в статусе крестьянина сохранялась и в другом: закон формально но далеко не всегда на практике защищал его от чрезмерных поборов и насилия со стороны владельца. Именно в этом отличие крепостного права от хрестоматийного рабства «Хижины дяди Тома».
Такого же мнения придерживался, например, историк Н. Рожков — один из наиболее авторитетных специалистов по аграрному вопросу дореволюционной России, а также ряд других авторов, писавших о крестьянском вопросе. Как указывал историк П.
Известный общественный деятель либерального направления Ю. Существует мнение, что законы 19 февраля 1861 года, означавшие юридическую отмену крепостного права в юридических терминах второй половины XIX в. Иными словами, согласно данному мнению высказываемому, например, историками Б. Литваком и Л. Захаровой , они запустили или ускорили процесс исчезновения крепостного права [31] [32]. Крепостное право в России возникло в конце XVI — начале XVII века как запрет на уход крестьян с обрабатываемого ими участка, и сам термин крепостное право появился позднее, чем данный запрет, который в течение нескольких десятилетий существовал как некая временная мера, принятая ввиду чрезвычайных обстоятельств Смута 1598 — 1613 годов , экономический кризис, разруха и так далее. Лишь в течение первой половины XVII века окончательно — в Уложении 1649 года крепостное право было зафиксировано юридически как постоянное прикрепление крестьян к земле [33].
Но возникновение крепостного права однозначно датируется историками не с момента его полного юридического оформления, а с момента фактического возникновения конец XVI — начало XVII вв. Соответственно, и после реформы 1861 года, вплоть до 1906 г. Миронов пишет о постепенном ослаблении крепостничества в течение нескольких десятилетий после 1861 года [34]. Выкуп земли[ править править код ] Что касается конкретных условий выкупа земли, то по данным Н. Рожкова и Дж. Блюма в нечернозёмной полосе России, где проживала основная масса крепостных крестьян, выкупная стоимость земли в среднем в 2,2 раза превышала её рыночную стоимость, а в отдельных случаях она её превышала даже в 5—6 раз [35] [36]. Поэтому фактически цена выкупа, установленная в соответствии с реформой 1861 года, включала не только выкуп земли, но и выкуп самого крестьянина с семьёй — подобно тому, как ранее крепостные могли выкупить вольную у помещика за деньги по договорённости с последним.
Такой вывод делают, в частности, историки Дж. Блюм [37] и П. Зайончковский [38]. Таким образом, условия освобождения крестьян в России были значительно хуже, чем в Прибалтике, где они были освобождены ещё при Александре I без земли, но и без необходимости уплачивать выкуп за себя. Как писал П. Зайончковский, условия выкупа земли имели «наиболее грабительский характер». Соответственно, по условиям реформы крестьяне были по существу принуждаемы к выкупу земли, которую М.
Покровский называет «принудительной собственностью». Как указывает П. Зайончковский, за пользование помещичьей землёй «временнообязанные крестьяне» были обязаны отрабатывать барщину или платить оброк, которые даже выросли по итогам реформы в расчёте на десятину земли крестьянина. Они не имели права отказаться от предоставленного им помещиком надела и соответственно, от «феодальных повинностей» по крайней мере, в первые девять лет. В последующие годы отказ от земли был ограничен рядом условий, затруднявших осуществление этого права [41]. А после 1881 года выкуп земли и вовсе стал обязательным. Лосицкого, всего порядка 5,262 млн десятин , которые ранее были в ведении крестьян, но теперь оказавшихся в ведении помещиков и не подлежавших выкупу.
Как указывал Н. Рожков, раздел земли был специально проведён помещиками таким образом, что «крестьяне оказались отрезанными помещичьей землёй от водопоя, леса, большой дороги, церкви, иногда от своих пашен и лугов… [В результате] они вынуждались к аренде помещичьей земли во что бы то ни стало, на каких угодно условиях» [42]. Покровский , — луга, выгоны, даже места для прогона скота к водопою, помещики заставляли их арендовать эти земли не иначе, как под работу, с обязательством вспахать, засеять и сжать на помещика определённое количество десятин» [43]. В мемуарах и описаниях, написанных самими помещиками, указывал историк, эта практика отрезков описывалась как повсеместная — практически не было помещичьих хозяйств, где бы не существовало отрезков. В одном примере помещик «хвастался, что его отрезки охватывают, как кольцом, 18 деревень, которые все у него в кабале; едва приехавший арендатор-немец в качестве одного из первых русских слов запомнил atreski и, арендуя имение, прежде всего справлялся, есть ли в нём эта драгоценность» [43]. На то же значение отрезков как результата крестьянской реформы указывал П.
Таким образом, крестьяне были связаны круговой порукой. Однако при этом все лучшие земли помещик забирал себе.
Крестьянин на одной ноге. Карикатура на реформу 1861 года. Стоит ли говорить, что крестьяне ждали совсем другой реформы… Последствия крестьянской реформы 1861 года и её значение Из расположенной ниже таблицы можно увидеть основные плюсы и минусы, а также результаты проведения реформы 1861 года: Положительные последствия реформы 1861 года Отрицательные последствия реформы 1861 года Крестьяне становились свободным сословием. Реформа носила грабительский характер-крестьянин должен был почти всю свою жизнь платить за выделенный ему надел земли. Упразднение крепостного права привело к росту производства. Помещики сохранили за собой лучшие земли, это вынуждало крестьян, особенно малоземельных арендовать землю у помещиков. Активизировалось предпринимательство. В селе по-прежнему сохранялась община.
Появились два новых социальных слоя населения-промышленная буржуазия и пролетариат. Дворянские привилегии оставались нетронутыми, так как реформы не коснулись этого социального слоя. Реформа была первым шагом к гражданскому равноправию, так как средневековое крепостное рабство наконец-то уничтожалось. Основная часть крестьян разорялась после реформ.
160 лет отмене крепостного права в России
В 1861 году состоялось 1176 крестьянских восстаний. В 1861 году в России провели реформу, отменившую крепостное право. Манифест об этом император подписал (19 февраля) 3 марта 1861 года. 19 февраля 1861 года император Александр II официально отменил в России крепостное право.