Садовничий занимает кресло главы университета 27 лет, ему продлили полномочия и на 7-й срок. С 92 года господин Садовничий является бессменным руководителем главного университета России.
Ректору МГУ Виктору Садовничему исполняется 85 лет
20 декабря завершается шестой срок пребывания Виктора Садовничего на посту ректора МГУ, и тут же, согласно указу президента, начинается новый. Академик РАН, ректор Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова родился 3 апреля 1939 года в селе Краснопавловка Харьковской области (Украина). Работы ректора МГУ далеки от передовых достижений в области специализации Садовничего, уверен профессор университета Торонто и Сколтеха, математик Александр Браверман – ведь и без того крайне низкий индекс цитируемости его работ вообще стремится к нулю среди.
Седьмой срок Садовничего. Почему президент Путин переназначил ректора МГУ?
3 апреля ректору Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Виктору Садовничему исполнилось 85 лет. Ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. 3 апреля ректору Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Виктору Садовничему исполнилось 85 лет. Садовничий, Виктор Ректор МГУ, вице-президент Российской академии наук Ректор Московского государственного университета имени Ломоносова, заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета МГУ. Московский Государственный Университет (МГУ) Ректор. 20 декабря завершается шестой срок пребывания Виктора Садовничего на посту ректора МГУ, и тут же, согласно указу президента, начинается новый.
Виктор Садовничий из шахты под Харьковом в МГУ
Одним из ключевых достижений Садовничего во время его ректорской работы стало усиление международных связей МГУ. Он старался привлекать ведущих зарубежных ученых и профессоров для организации совместных исследований, обмена опытом и проведения семинаров. Благодаря его усилиям МГУ стал одним из активных участников международных научных проектов и программ, что положительно сказалось на качестве научной работы в университете. Также Садовничий сосредоточил свое внимание на улучшении учебного процесса МГУ.
Он активно внедрял новые технологии и методы обучения, стремился усовершенствовать программы образования и создать комфортные условия для студентов. Благодаря его инициативе появились современные лекционные залы, современное оборудование для лабораторий и компьютерные классы.
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Бессменный ректор главного университета страны — МГУ. Науки любил с самого детства. Еще в родной Горловке знал: будет ученым. Но чтобы учиться, нужны были документы. Их давали только тем, кто работал.
Науки любил с самого детства. Еще в родной Горловке знал: будет ученым. Но чтобы учиться, нужны были документы.
Их давали только тем, кто работал. Поэтому совмещал школу и шахту. Как правило, садился на заднюю парту и спал.
Садовничего определили на работу рубильщиком угля, а его товарищей — крепильщиком и коногоном. Через некоторое время будущий ученый поступил в вечернюю школу и каждый день после работы корпел над книгами. Соседями по общежитию ему достались зэки, правда, по его словам, оказались они весьма душевными людьми, всегда с пониманием относились к вечерним занятиям юноши и старались не мешать ему. А впоследствии даже на память о знакомстве подарили Садовничему часы, которые ходили потом много лет, уже в те времена, когда Виктор Антонович стал профессором МГУ.
После окончания школы Садовничий отправил свои документы в Белорусскую сельхозакадемию. Но тут один из товарищей по шахте рассказал, что собирается поступать в МГУ, и предложил попробовать с ним за компанию. Находчивый приятель на спор, на пол-литра, пообещал вернуть документы, уже отправленные в Белоруссию. Выяснилось, что его жена работала начальником местной почты, поэтому ей удалось остановить отправку бумаг.
Так что бутылку Садовничий таки проиграл, правда, и выиграл от этой ситуации очень многое. Виктор Антонович не раз вспоминал, что учиться на мехмате ему было отнюдь не легко. Среди его однокурсников были выпускники известных школ, победители и призеры всесоюзных олимпиад — такому уровню юноше из глубинки было очень трудно соответствовать. Приходилось прятаться в институтской библиотеке после закрытия и сидеть за книгами ночи напролет.
В результате уже со второго курса Садовничий стал круглым отличником. С тех пор много воды утекло. Прежде чем стать ректором, Виктор Антонович успел поработать и завкафедрой, и заместителем проректора, и проректором, в неспокойные 90;е годы и вовсе практически тащил весь университет на себе. В те времена возникали разные отчаянные идеи, в том числе о передаче МГУ в частные руки, то есть о его приватизации.
Однако Садовничему удалось предотвратить этот процесс и добиться автономии для университета с сохранением его государственного статуса. Поначалу он не планировал выдвигать свою кандидатуру на должность ректора, очень не хотелось оставлять науку ради административной работы, однако позже все-таки решился. Официально пара расписалась в загсе в тот же день, когда им вручили дипломы. После этого в общаге накрыли классический украинский стол с колбасой и красным вином.
Садовничий Ректор МГУ: Биография, Национальность, Семья
Ректор московского государственного университета им. м. в. ломоносова виктор садовничий: биография, деятельность и интересные факты. Виктор Антонович Садовничий — ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, математик, академик РАН. Руководителю МГУ, академику РАН Виктору Садовничему исполнилось 85 лет. Садовничий, Виктор Ректор МГУ, вице-президент Российской академии наук Ректор Московского государственного университета имени Ломоносова, заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета МГУ. По мнению ректора университета ИТМО Владимира Васильева, именно Садовничий спас российские вузы: они традиционно занимали обширные площади и у властей был соблазн их распродать.
85-летие ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего
Руководителю МГУ, академику РАН Виктору Садовничему исполнилось 85 лет. Член Высшего совета Партии, ректор Московского государственного университета им. сова. Ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Ректор Московского государственного университета имени сова с 1992 года.
Виктору Садовничему исполнилось 85 лет: легендарный ректор МГУ опередил время
Понятно, что в основном, поступающие за деньги — это дети богатых родителей. И большинство таких детей совсем не являются гениями, к тому же благосостояние родителей обычно негативно сказывается на их детях — они чаще других становятся наркоманами, алкоголиками. Плохо учатся они уже в школе, так как знают, что родители дадут деньги кому надо, и они поступят в любой институт. Если вы зайдете в общественный мужской туалет здания на Моховой, то обнаружите в урнах огромное количество использованных шприцев. Это оставляют студенты, будущие журналисты. Процент наркоманов среди студентов журфака очень высок. Один из преподавателей так ответил автору этого материала на вопрос о том, стоит ли ребенку поступать на журфак: «Если хотите лишиться своего ребенка, пускай поступает в МГУ! С этого момента фамилия абитуриента ставится на специальный контроль — преподаватели на всех экзаменах ставят этому абитуриенту не ниже тройки. Так он доходит до конца экзаменов.
Естественно, что сразу троечника зачислить не могут, поэтому ректором издается приказ о дополнительном наборе, под который выделяются места. И на эти места как раз принимают тех самых абитуриентов, а родители отдают вторую половину суммы. Согласитесь, все гениальное - просто! Точно такая же ситуация с платным приемом сложилась и в других государственных ВУЗах. Разница лишь в ценах, которые часто ниже, чем в МГУ. Мориса Тереза — от 6 тысяч. А вот, например, для того, чтобы стать слушателем экономического отделения МГИМО надо выложить около 17 тысяч «зеленых». Тут, как говорится, действует вечный престиж марки дипломатической школы.
Кроме вышеперечисленных сумм родителям приходится нести значительные расходы по подготовке к экзаменам. Так час занятий с репетитором сегодня стоит от 50 до 100 долларов за час. Теперь подведем итог. Для того, чтобы ваш сын или дочь гарантировано поступили в высшее учебное заведение вам, в среднем придется выложить 10-15 тысяч долларов. У вас есть такие деньги? Глава 2. Гамлет 2000: давать или не давать? Непременный «участник» школьной программы Родион Раскольников, подобно многим, нуждался в деньгах.
Намереваясь поправить свое финансовое положение и удостовериться попутно в собственной исключительности, он совершил то, что в нынешней криминальной хронике называют двойным убийством. Согласно классику, молодой человек был студентом юридического отделения Петербургского Университета, временно прервавшим занятия по причине денежных затруднений. Достоевский, описывая сомнения своего персонажа, упоминает разнообразные доводы, которыми Родион Романович оправдывает запланированное мероприятие. Единственное, пожалуй, что не приходило бедняге в голову - это необходимость оплатить обучение. Ибо требуемая сумма была незначительной и вполне покрывалась несколькими десятками рублей в год, присылаемыми из дома. Ныне просвещение не столь доступно для небогатых дарований. Разумеется, официально оставаясь бесплатными, государственные Вузы вынуждены устраивать ежегодные экзамены. Но передовым преподавателям МГУ, МГИМО и других престижных учебных заведений, путем многолетних экспериментов удалось разработать поистине не имеющую мировых аналогов систему отсеивания «посторонних» абитуриентов.
Основной целью, преследуемой составителями экзаменационных вопросов, является превращение их в хитроумно спланированные минные поля. Пробраться через такую полосу препятствий, не обладая специальной подготовкой и поддержкой «с тыла» практически невозможно. Бывает, что иной выпускник школы, опрометчиво размахивая своей золотой медалью, несется напролом. Но прогрессивные преподаватели не верят в разнообразные талисманы и обереги, которые для них всего лишь предрассудок. На противника сбрасывают вопросы небывалой сложности, обычно не имеющие отношения к теме его билета и, в целях маскировки, называемые общими. Если же абитуриенту, всю сознательную жизнь засыпавшему под шуршание учебников и словарей, удается уйти от обстрела, то, сообразуясь с тактической обстановкой, применяются вопросы, запрещенные всеми правилами здравого разума. Они способны озадачить даже академика. Выживают лишь единицы.
Психика их навеки искалечена подобными испытаниями. Встречая любого, в ком наблюдается малейшее сходство с экзаменатором, «счастливые студенты» начинают рыдать или неестественно смеяться. Многие, помня об участи этих несчастных, предпочитают неформальные методы поступления, давно уже являющиеся основной дорогой в любой приличный вуз. Зачем, казалось бы, требуется столь утомительная формальность, как экзамены, если списки почти всех первокурсников большинства престижных факультетов можно составлять за год до их фактического поступления по рейтингу взяток. Конечно, попасть в Лесотехническую академию или областной пединститут имени Крупской не представляет особой сложности для каждого школьника, слегка знакомого с модными ныне сборниками сочинений и шпаргалок. Если такие люди станут студентами, а затем аспирантами, то они, чего доброго, могут потеснить нашу геронтократическую профессуру, большая часть которой давно перевалила за 70 и чрезвычайно близка к маразму. Ведь мало того, что и денег-то для оплаты репетиторов то есть на прибавку к жалованию тем же преподавателям у них нет. Такие люди оказываются способны спорить с нашей, почти столетие неподвижной, «передовой» мыслью.
Вспомним, например, слова Льва Толстого: «Дело университетов состоит в том, чтобы оправдывать отжившие основы жизни, это хуже для молодого человека, чем для девушки — проституция». К слову. Однажды ректор МГУ заглянул на кафедру, где справлялся день рождения одного из профессоров. Самому юному участнику посиделок как раз исполнилось 65 лет. Ведь разве есть у молодежи уважение к титулам и бирюлькам, полученным еще при коммунистическом царе горохе, она даже и на собственное мнение способна, а всем известно, что подобная вольность позволительна лишь после шестидесяти. Лучше уж пусть все эти подозрительные молодые люди сразу увязнут в нашей системе. Поэтому, принимать их следует только по знакомству и непременно за деньги. Дрожащие родители ожидают своих «отличников», пишущих сочинение в зашторенных изнутри аквариумах аудиторий первого гуманитарного корпуса.
Неподалеку от них университетский шпиль, завершающийся аляповатой пентаграммой в оправе из металлических колосьев, щекочет влажные шеи московских облаков, смешавших с ливнями полную таблицу Менделеева. Виктор Антонович Садовничий, бессменный ректор с 1992 года, c высоты своего стометрового «графина», усеянного окнами, благодушно наблюдает за новыми поступлениями. Недавних выпускников школы в этот момент вряд ли способны тронуть привычные увещевания Садовничего, обещающего всем кристальную честность экзаменаторов, «нравственность которых непоколебима». О беспрецедентной коррупции на вверенной ему государственной территории ректорат предпочитает не распространяться. Несчастные подростки в этот момент переживают сильнейший стресс. Силы их стремительно улетучиваются, память, несмотря на все попытки вспомнить что-нибудь по теме билета, подло снабжает несчастных словами популярных песенок. Вспоминаются скорее картины в квартирах многочисленных репетиторов и изрядные суммы, уплаченные родителями за обучение, но только не описание этого чертового дуба в «Войне и Мире», около которого стрелялись Онегин с Ленским… или они там принимали Базарова в декабристы… все перепуталось… и сладко повторять… вот дьявол! Но это лишь в художественной литературе бесы обычно за все в ответе.
Значительная часть преподавателей вынуждена заниматься подготовкой поступающих, поскольку средняя зарплата преподавателя или научного сотрудника, вполне достаточная для прокорма пары кошек, не устраивает взрослого человека, тем более семейного. Уровень которых сообразуется со связями и средствами поступающего. Простейший и наиболее обширный слой — многочисленные курсы, которыми обильно облеплен любой институт или университет. Некоторые курсы представляются как официально созданные при ВУЗе, другие о своем происхождении скромно умалчивают. Определенный прок от таких новообразований все-таки возможен, поскольку заведениям с катастрофически низким конкурсом приходится порой засчитывать экзамены курсов за вступительные. Но средний уровень подобной подготовки обычно невысок, ибо основная цель не дать необходимый объем знаний, а заставить раскошелиться небогатое большинство. Один мой знакомый, по недомыслию связавшийся с одной из этих контор, рассказывал про оригинальную манеру чтения лекций преподавателем истории. Тот, совершенно позабыв о своем предмете, увлеченно делился со студентами подробностями из брошюры, повествующей о разнообразных способах казней в Древнем Китае.
На следующем занятии историк обнаружил немалую осведомленность в устройстве парников. На третью лекцию никто не пришел. Второй круг — занятия с репетитором. Здесь многое зависит от степени близости вашего знакомства с преподавателем а также от его личного положения во внутреннем табеле о рангах. Разумеется, заниматься следует с работником того вуза, в который Вы намерены поступать. Это может быть и библиотекарь или младший научный сотрудник, главное — его связи поскольку неприметный лаборант порой оказывается сыном заведующего кафедрой. Ведь отнюдь не преемственность поколений способствует тому, что дети самих сотрудников вуза обычно проходят курс наук на том же факультете, где работает их родственник. Однажды дочь известного университетского историка, по странному стечению обстоятельств обучавшаяся именно на истфаке МГУ, сдавала курсовой экзамен.
Принимавший, опрометчиво не посмотрев в зачетку, громко возмущался ее незнанием предмета: «Вы же ничего не выучили, девушка! Как Вам только не стыдно! Назовите свою фамилию, и я Вас отправлю на пересдачу». Бедолага преп поперхнулся и вышел из аудитории. Как правило, репетитор набирает группу из 4-10 человек. Количество учеников определяется им путем деления желаемой суммы вознаграждения на приличествующую должности стоимость урока. Пристроить ребенка к действительно «полезному специалисту» довольно сложно, поскольку спрос, увы, превышает предложение. В первую очередь принимаются родственники и дети хороших знакомых, дабы можно было спокойнее обсуждать финансовые тонкости экзаменационного процесса.
Профессора и прочие «члены комиссий» дерут втридорога, однако если Вы желаете получить серьезные гарантии поступления своего чада, придется оплачивать подобную услугу дополнительно. Так как сдавать приходиться 3-4 экзамена, необходимо наличие у репетитора устойчивых межфакультетских связей. Вас интересует прейскурант? Поскольку «расценки» постоянно меняются и сильно зависят от степени родства с оказывающим «протекцию», не станем составлять прайс-лист. Приведу лишь пару примеров, дабы ознакомить интересующихся с общим уровнем цен. Борис Пастернак, выбрал юридический факультет МГУ «ввиду его легкости». В 1908 году, он был зачислен туда без экзаменов, что было «при царизме» естественно для любого выпускника гимназии. В 1997 году за поступление через «черный ход» просили 15 тыс.
Другого пути на этот факультет, кстати, не предусмотрено. Недавно цены выросли. Мой друг детства, Алексей П. Узнав о его желании учиться на одном из престижных отделений Университета, отец обрадовался: «Давай, сын, я тебя поддерживаю». Благо, их дачным соседом был декан факультета, смежного с избранным. Можно заменить на: «чуть ли не сам ректор». С ним состоялась беседа, после которой друг мой возмущенно рассказывал: «Представляешь, экспонат этот «полтан» 50 тыс. Раньше деньги занимал, рабочие наши ему камин на халяву отгрохали, а как попросили его помочь, — сразу счет открыл».
Отец Алеши, обидевшись, решил, что: «Нечего у таких жаб учиться». Он отправил сына в Швейцарию, тем более что стоимость обучения там мало отличалась от затребованной местными «умами» суммы. На социологическом факультете МГУ просят несколько меньше. Однако 8 тыс. Он, собрав через год требуемые деньги, решил перестраховаться, используя для поддержки сразу два независимых «канала». Получилась досадная накладка, поскольку за его сочинением начали охоту одновременно несколько экзаменаторов. Пытаясь отобрать друг у друга нужные листы, они привлекли внимание прочих членов комиссии, принявших самое деятельное участие в разрешении ситуации. Приятеля ожидал потом пре неприятнейший разнос: «Из-за Вас мы, точно дети в песочнице подрались!
Подобные истории известны во множестве, почти любой сталкивался с взятками в системе образования. Ведь возможно, что и Ваш ребенок штурмует в этом году один из таких ВУЗов. Остаются вопросы, — отчего официально бесплатное государственное образование давно уже стало привилегией только богатого и влиятельного меньшинства? Почему любое престижное учебное заведение, созданное для просвещения талантливой молодежи, заполняется в первую очередь детьми самих же преподавателей, их родственников и знакомых? Может ли руководство ВУЗа, при котором взяточничество расцветало в течение восьми лет, в одночасье остановить его? Неужели оно не замечает происходящего под носом, поскольку давно уже наблюдает себя не в зеркале, а по телевизору. Скорее всего, прекрасно обо всем осведомленные, люди эти существующую систему приема поддерживают и укрепляют. И что, наконец, станет с наукой в стране, где на первый курс приходят не наиболее одаренные, но самые обеспеченные и влиятельные.
Если бы сегодня простой крестьянский мальчик из Архангельской области, везущий в столицу рюкзачок с книжками и тетрадями, приехал поступать в Университет, шансы его были бы пректически равны нулю. Но талант и желание учиться ценились только во времена дремучего крепостничества. Ныне предпочтение отдается твердой валюте. Ведь именно участь рядовых абитуриентов является подлинным критерием для проверки соблюдения изначальных демократических традиций. Глава 3. Новый главный «счетчик» страны будет считать по-новому Назначение Сергея Степашина на должность Председателя Счетной палаты повлечет за собой массу интересных последствий. Такую информацию мы получили от нашего источника в окружении Сергея Вадимовича. Под «интересными последствиями» подразумеваются дальнейшее расследование и огласка недоступных ранее для широкой общественности фактов проводимых ранее проверок некоторых учреждений и предприятий.
От себя добавим, что Счетная палата сумела добиться для своей деятельности существенных полномочий.
Выяснилось, в частности, что университетский устав грубо противоречит действующему Гражданскому кодексу РФ и ряду других профильных законов, что имеет место не целевое использование руководством МГУ государственных финансовых средств. Так, на бесплатное обучение лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, было истрачено не менее 5 миллионов американских долларов из государственного бюджета. Однако Виктору Антоновичу Садовничему удалось добиться понимания депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, которые, в частности, признали, что университет имеет право обучать «нерезидентов» на средства российского бюджета, поскольку это записано в уставе МГУ! Вот уж воистину, «хвост виляет собакой».
О нарушениях, творимых за фасадом МГУ, многие госчиновники догадываются. Первый серьезный сигнал прозвучал, когда в печати появилось сообщение о том, что ректор юридического колледжа МГУ был объявлен в федеральный розыск. Из публикаций следовало, что упомянутый негосударственный! Гром среди ясного неба: крупный политик и государственный деятель , известный своей давней нелюбовью к «самозванцам», «липовым» коллегам-частникам, с легкостью визирует дипломы колледжа, где со студентов, кроме платы за учение и «добровольных» взносов на развитие учебного процесса, планомерно собирают дань едва ли не за каждый шаг. За пропуск занятий, пересдачу отчетов и курсовых, за неубранную посуду в столовой… Самое пикантное, однако в том, что скандально прославившийся юридический колледж, руководитель которого скрывается от правоохранительных органов, ведет образовательный процесс и поныне, будто ничего и не было, под той же маркой МГУ.
В прошлом году на праздновании, посвященном подведению итогов конкурса «Учитель года-99» вице-премьер по социальным вопросам Валентина Матвиенко предложила устроить всероссийский родительский заговор. Все родители страны сговорились, и ни один не дает взятку за поступление. Ни один. Представляете, как было бы здорово? Мы сами развращаем недобросовестных людей.
Сами даем взятки. Ведь бесплатный прием в вузы не сокращается. Государство обеспечивает, финансирует высшее образование". В конце этой пламенной речи Валентина Ивановна призвала Министерство образования усилить контроль за вступительными экзаменами и беспощадно наказывать взяточников - вплоть до уголовной ответственности. Однако, как упоминалось в самом начале нашего материала наказать взяточника очень сложно, так как нет ни одного заявления о взяточничестве в сфере высшего образования а, следовательно, нет и фактов получения взяток.
Как же так нет? Вновь возмутится «бывалый» читатель? А разве та «десятка», что я уплатил в прошлом году жулику из МГУ за поступление моей дочки на юридический факультет, не является фактом? Нет, уважаемый читатель, не является! Так как об этом нет соответствующего заявления в органах внутренних дел.
Почему нет? Потому что вы его не написали! Глава 5. Я всегда с нетерпением ждала, когда, наконец, станет тепло, начнется отпуск, и мы с мужем и с сыном уедем на море отдыхать. В этом году лето началось поистине ужасно.
Судя по всему, отдыхать мы никуда не поедем, — сын заканчивает 11 класс. Впереди выпускные экзамены в школе и затем, самое страшное, — вступительные в институт. Сыночек мой, как, впрочем, наверное, и большинство его сверстников учиться никогда особенно не любил. Да и сейчас я с трудом заставляю его готовиться к выпускным экзаменам. Сомнений в том, что этот злосчастный аттестат зрелости мой Миша получит, у меня нет.
Гораздо страшнее то, что грядет после этого. Миллионы матерей волнует сегодня эта проблема — поступление в институт. Родителям девочек, наверное, немного спокойнее. Моему же, сами понимаете. Причем освободить его или дать отсрочку по причине какой-либо болезни абсолютно нереально - бугай у меня вырос здоровый и ни один светила медицинской науки при всем желании не найдет в его организме даже намеков на какое-либо заболевание.
Поэтому, дабы, сильно затянувшаяся «решающая» фаза операции по ликвидации бандформирований на территории Чечни проходила бы без участия моего сына, я решила, во что бы то ни стало, «поступить» его в один из ВУЗов страны. Выбор пал естественно на МГУ, на факультет журналистики. Сама я заканчивала этот факультет, муж мой учился там же, ну и решили на семейном совете, что нашему, с позволения сказать, потомку журфак МГУ будет самым подходящим местом. На следующий же день мы с мужем принялись обзванивать всех наших влиятельных знакомых, которые в той или иной степени по нашему мнению могли бы хоть как-то посодействовать в решении нашей непростой задачи. Или же, по крайней мере, подсказать, к кому можно обратиться за помощью.
Понятно, что никаких иллюзий по поводу самостоятельного поступления Миши на один из самых престижных и «блатных» факультетов главного ВУЗа страны мы не питали. Так или иначе, поиски наши особых результатов не дали. Максимум, что мне пообещали это поискать, поговорить, посоветоваться с некими загадочными знакомыми, которые, вероятно, смогут чем-то помочь. Но на этом все и заканчивалось. В какой-то момент я осознала, что этот путь результатов не даст.
Все наши влиятельные знакомые, неоднократно кичившиеся своими связями отступали перед случайно возникшими трудностями. И тогда я решила сама поехать в МГУ и разузнать, что да как. Почему я так решила и на что я надеялась ответить сложно. Я знала только одно — где-то должен быть этот маг и волшебник, который за определенное вознаграждение распределяет места в высших учебных заведениях. Поиски я решила начать места с главного здания на Воробьевых горах.
Выбор места был обусловлен следующим: я подумала, что если где-то и есть такие люди, которые «продают» места на факультетах, то должны они быть где-то в одном месте и так сказать «торговать оптом», то есть предлагать все факультеты сразу. Самое оптимальное место, решила я — сквер перед главным зданием МГУ. Забегая немного вперед, скажу, что я не ошиблась. Все-таки за спиной был многолетний опыт журналистских расследований, поиска сенсаций и прочее, без чего журналисту не обойтись. В какой-то мере это я уже потом поняла я подошла к решению вопроса именно как к журналистскому расследованию.
Может поэтому, мне и улыбнулась удача. Сидя на скамеечке, я наблюдала за растрепанной встревоженной женщиной лет 40, которая нервно курила одну сигарету за другой и нарезала круги вокруг скульптуры великому русскому ученому. Минут десять я не решалась к ней подойти, но, глядя на нее, я четко нарисовала ее портрет: это мать то ли студента, то ли абитуриента и она кого-то ждет, а этот кто-то запаздывает. Наконец, я придумала вопрос, который стал поводом для знакомства с ней. Я встала со скамейки и подошла.
Это название я вспомнила из одной прошлогодней статьи, в которой рассказывалось о результатах проверки финансовой деятельности МГУ, проведенной Счетной палатой Государственной Думы. Женщина остановилась и я поняла, что каким-то боком я попала в точку. Я загадочно улыбнулась и неуловимо кивнула головой, якобы выражая согласие. Мы договорились с ним на 12, а вот уже пол первого, - она грустно взглянула на часы, - а его все нет и нет. А вам он, во сколько обещал подойти?
Руки у нее слегка дрожали. Их дети в прошлом году сюда поступили, - она махнула рукой в сторону гигантского здания — именно через эту фирму! Гарантия, говорят, сто процентов! Но цены у них, конечно, это что-то страшное — придется продавать дачу и машину, но это же лучше, чем в Чечню попадет! Это что-то - маг и волшебник потерявших веру родителей абитуриентов, оказался человек с простым русским именем Иван Сергеевич.
Ах, как мне не хватало в тот момент диктофона, я бы записала ту волшебную беседу, которая произошла чуть позже между этой женщиной и главным торговцем мест на любые факультеты МГУ. Для МВД это бы был замечательный материал. Сама по себе ситуация действительно сложилась уникальная. Вот оказывается, что такое настоящий рынок, настоящая рыночная экономика , настоящая демократия, когда все покупается и все продается. Я то — дура.
Звонила по разным знакомым, искала пути, выходы, а так все просто оказалось, — купи газету и позвони. Я потом проверила, действительно в выпусках газеты «Из рук в руки» есть такое объявление, в котором коротко и ясно написано: реальная помощь абитуриентам в поступлении на любой факультет МГУ. И телефончик дан той самой конторы, которую представлял Иван Сергеевич. Так вот, где-то минут через десять после нашего знакомства с растрепанной женщиной «пунктуальный» представитель фирмы с громким и непонятным названием «ИниЦЕНТР» появился из-за зарослей сирени. Немного запыхавшийся он подошел к моей новой знакомой, извинился за опоздание и деловито заговорил.
Передаю их диалог, возможно с некоторыми неточностями, но так или иначе я старалась ловить каждое слово и запоминать. Женщина: Да, МГУ — экономический факультет. Надо же было так все предугадать! Он открыл элегантный портфель из нежно коричневой кожи, порылся и извлек оттуда какой-то листок. Сейчас посмотрим.
Ага, вот он экономический. У вас сын или дочь? Женщина: Сын. Иван Сергеевич: Сколько лет-то ему? Женщина: Да вот через четыре месяца 18 исполняется.
Иван Сергеевич: Ага, значит, призывник. При последних словах лицо Ивана Сергеевича расплылось в улыбке. Иван Сергеевич продолжал: Для призывников у нас тариф особый. Он еще раз сверился с бумажкой, лукаво посмотрел на слегка оторопевшую от такого начала мамашу и выпалил: Это будет стоить десять тысяч долларов. Я, честно говоря, ожидала от этой, неказистой на первый взгляд, женщины другой реакции.
Ну, например, я ждала, что она скажет, что это безумные деньги, что у нее нет таких возможностей или хотя бы что-то в этом роде. Однако на этот раз интуиции меня подвела. Мамаша с ходу выпалила, что она согласна отдать деньги хоть сейчас только, чтобы ее любимый сын поступил. Иван Сергеевич улыбнулся еще более загадочно и несколько смущенно произнес: Ну-ну, не горячитесь — сейчас ничего отдавать не надо. И вообще все эти вопросы мы обсудим немного позже.
Сейчас давайте я разберусь с этой дамой Иван Сергеевич кивнул в мою сторону, он видимо догадался, что я по тому же вопросу, так как в течение всего их разговора я стояла неподалеку и внимательно слушала , а потом мы с вами поедем к нам в офис и все решим. Он еще раз загадочно улыбнулся и подошел ко мне. Ну, мадам, вы тоже на экономический? Нет, я хотела бы узнать по поводу журналистики, а вы что на любой факультет устроить можете? Конечно, на любой, - улыбнулся Иван Сергеевич.
Я надеюсь, - корректно заметил Иван Сергеевич, - вы не о своем чаде так говорите? Я спохватилась. Нет, конечно, просто интересно, неужели не надо иметь никакой подготовки, а так вот запросто заплатить деньги и все в порядке? Знаете, - ответил Иван Сергеевич, - Вообще-то при желании могу даже осла засунуть на любой факультет. Понимаете только, проблема в том, что я гарантирую лишь поступление, поэтому не факт, что раздолбая и двоечника не отчислят в первом же семестре.
Понимаю, - задумчиво ответила я, представляя своего Мишку, прогуливающего занятия с друзьями. Ну, так что же, мадам, - прервал мои раздумья Иван Сергеевич. На журналистику, - отрешенно сказала я. Сын или дочь? Сын, призывник, - предугадывая следующий вопрос, сказала я.
Иван Сергеевич послюнявил палец и стал внимательно перелистывать странички своей тетради. Скажите, - вдруг неожиданно даже для самой себя спросила я, - А как вот это все происходит, ведь для того, чтобы поступить, надо сдать экзамены, по крайней мере, на четверку. Я вот, например, более чем уверена, что мой на четверку не ответит. Это уже не ваши проблемы, - сухо ответил Иван Сергеевич, - Ваше дело заплатить деньги и подать документы. Остальное мы все организуем.
У нас существует ряд договоренностей на самом высшем уровне. Ниже тройки ваш сын все равно не получит, это уж поверьте мне, поэтому он будет сдавать все экзамены до конца. Потом формируются группы поступивших, то есть тех, кто сдал на пятерки, конкурс, кстати, в этом году, как всегда огромный. Так вот, после того, как основной набор сделан, издается специальный приказ о создании дополнительных мест, в соответствии с этим приказом и зачисляется, к примеру, ваш сын. А кто издает этот приказ?
Иван Сергеевич поднял на меня бездонно честные, голубые глаза и, не скрывая изумления, ответил: Я не понимаю, мадам, вы, что из прокуратуры?
Несмотря на постоянную занятость, он учился хорошо и окончил школу с отличием. Сдав экзамены на "отлично" юноша вскоре стал студентом механико-математического факультета. Будучи от природы наделенным организаторскими и лидерскими качествами, он вступил в ряды студенческого совета, а затем возглавил комитет. Виктор Садовничий также был главой комсомольской организации математического факультета.
В 1963 году он с красным дипломом окончил мехмат, и его направили учиться в аспирантуру, которую он окончил досрочно, блестяще защитив диссертацию. Карьера После защиты он был оставлен на кафедре в качестве ассистента. Затем стал доцентом. Далее, была должность замдекана по науке факультета мехмат и зав. В середине 1974 года он, закончив работу нас докторской диссертацией, защитил ее и получил степень доктора физико-математических наук, а через год - должность профессора университета.
С 1980 по 1982 годы он был 1-м заместителем проректора МГУ, а в последующие два года был назначен проректором учебно-научной части факультета естествознания. На протяжении нескольких лет до своего избрания главой МГУ он был 1-м проректором. Преподавательская деятельность и достижения Вот уже более 30 лет Виктор Садовничий читает лекции на родном мехмате по дисциплине "Математико-функциональный анализ". Садовничий является выдающимся специалистом по математике, механике и информатике. Под его руководством были разработаны методы математической обработки информации, идущей из космоса.
Он также является автором нового аналитического направления, в частности, процесса управления движением различный летательных аппаратов, в большей степени космических кораблей.
Ломоносова академик Виктор Антонович Садовничий награжден почетным знаком Республики Саха Якутия «За укрепление мира и дружбы народов» за «значительный вклад в развитие мира и дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами, укрепление государственности, многолетнюю плодотворную научную и образовательную деятельность».