Бумажные доверенности в налоговую / ФНС и СФР отменили для ряда налогоплательщиков, возможна работа только через МЧД. Машиночитаемая доверенность — это электронный документ в утверждённом ФНС формате, который юридическим лицам и ИП надо оформлять сотрудникам, наделённым правом подписания документов от имени компании. 3.1. При оформлении доверенности Управление должно соблюдать следующие основные правила.
Что такое генеральная доверенность и как ее оформить?
Также в Приказе рассмотрены особенности оформления доверенностей в электронной форме и порядок применения доверенностей, оформленных на бумажном носителе. «Известия» разбирались, в каких случаях требуется оформлять доверенности и где не стоит ставить подпись. *Если вам нужно оформить МЧД для приема документов по ЭДО, то необходимо приобрести либо сервис "Обмен с контрагентами" (входит регистрация 5 доверенностей), либо "Сервис МЧД"+расширение на необходимое количество доверенностей. Но в любом случае доверенность должна быть заверена определённым образом (порядок прописан в Гражданском кодексе РФ). Машиночитаемая доверенность, или МЧД — это доверенность в электронной форме, в формате XML, где описаны полномочия сотрудника какой-либо организации, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — УКЭП). Изменения с 1 сентября 2023 года по машиночитаемым доверенностям и теперь оформлять МЧД по требованиям ФНС.
Изменения в доверенностях с 2023 года
Конституционный Суд РФ вынес Определение № 736-О/2023, которым указал, что закон допускает возможность участия в деле об административном правонарушении защитника, не имеющего статуса адвоката, без оформления доверенности в случае. С помощью электронной доверенности формата 5.01 оформить передоверие было нельзя. Машиночитаемая доверенность — это электронный документ в утверждённом ФНС формате, который юридическим лицам и ИП надо оформлять сотрудникам, наделённым правом подписания документов от имени компании. Санэпидемслужба О требованиях, предъявляемых к доверенностям. Машиночитаемая доверенность, или МЧД — это доверенность в электронной форме, в формате XML, где описаны полномочия сотрудника какой-либо организации, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — УКЭП).
Срок действия доверенности
На налогоплательщиков, которые вправе сдавать налоговую отчетность на бумажных носителях, обязанность по переходу на применение МЧД не распространяется. Кто должен применять МЧД в 2024 году С 1 марта 2024 года перейти на применение МЧД ФНС должны следующие налогоплательщики: организации и ИП, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек; вновь созданные, в том числе при реорганизации организации, численность работников которых превышает 100 человек; налогоплательщики и налоговые агенты, обязанные представлять налоговые декларации по НДС; организации и ИП, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков; организации и ИП, обязанные представлять ту или иную отчетность строго в электронной форме в силу специальных норм НК РФ например, компании, численность работников которых превышает 10 человек, должны представлять в электронной форме расчеты 6-НДФЛ, расчеты по страховым взносам, а также персонифицированную отчетность в ИФНС. Новые правила действуют в отношении доверенностей, оформленных начиная с 1 марта 2024 года. Организации и ИП могут продолжать представлять отчетность через представителя на основании бумажной доверенности, оформленной до 29 февраля 2024 года, до окончания срока действия такой доверенности. Новые бумажные доверенности на представление отчетности например, при истечении срока бумажной доверенности, увольнении бухгалтера или в других ситуациях оформлять уже нельзя , налоговые органы принимать их не будут.
Достоверность вправе проверить любой желающий бесплатно и круглосуточно. Не нотариальное оформление электронной доверенности. Оформление электронной доверенности не у нотариуса зависит от того, соблюдены ли 3 условия: - соответствие закону; - требования к ЭП; - наличие согласия контрагента. Дело в том, что доверенность не отличается от других документов, которые подписывают стороны в рамках электронного документооборота, например, договор, соглашение, акт.
Порядок оформления такой же, что и при подписании ЭП других документов: - Убедитесь, что доверенность в электронном виде соответствует общим требованиям закона. Учитывайте общие правила, которые нужно соблюсти, когда оформляете любую доверенность в простой письменной форме. Например, нельзя оформить доверенность без указания даты составления. Такая доверенность будет ничтожна, независимо от того, сделали ее на бумаге или электронно. Для электронной доверенности, подписанной ЭЦП, нужно соблюсти условия, при которых электронная подпись будет равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Например, сертификат ключа подписи не должен утратить силу.
Полный перечень таких контор с контактами можно найти на официальных сайтах нотариальных палат регионов. Сначала перебрать все доступные варианты решения вопроса. В ряде случаев «генеральная» доверенность является далеко не единственным вариантом решения юридически значимых вопросов, и от нее совершенно спокойно можно отказаться. Например, если речь идет о сделке с контрагентом, проживающим где-то далеко и на встречу с которым нужно потратить много времени и сил. В этом случае можно воспользоваться дистанционным форматом удостоверения сделки, когда каждая из сторон идет к удобному для себя нотариусу, и уже сами нотариусы связываются между собой и проводят сделку по видеосвязи. Никаких доверенностей как и приобретения дополнительных инструментов вроде личной электронной подписи в этом случае не понадобится. Нередки ситуации, когда люди оформляют доверенности на посредников, чтобы избавить себя от бумажной волокиты и хождений по разным инстанциям. Однако и здесь стоит сначала разобраться, а точно ли такая волокита предстоит. К примеру, если сделка проходит через нотариуса, то все вопросы с запросом сведений и направлением готовых документов на регистрацию в Росреестр решает он сам. Сторонам сделки в этом случае нужно будет лишь один раз посетить нотариальную контору. При необходимости нотариусы оказывают и выездное обслуживание — нотариуса можно вызвать и домой, и в офис, и в больницу, и на производство, и в социальные учреждения, и в другие необходимые места. Поделиться Московская городская нотариальная палата Московская городская нотариальная палата является некоммерческой организацией, созданной в 1993 году в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, и представляет собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов города Москвы. Московская городская нотариальная палата является членом Федеральной нотариальной палаты. Палата возглавляется президентом, а текущее руководство осуществляется управляющим делами. Высшим органом палаты является собрание ее членов. В период между собраниями руководство палатой осуществляет правление палаты. Контактная информация.
Отправлять отчетность по ней можно будет на протяжении всего срока действия. Затем вам все равно придется перейти на работу с МЧД. Подписывать отчетность КЭП физлица можно только с машиночитаемой доверенностью.
Образец доверенности: как правильно оформить
Напомним, что с 1 марта 2024 года вступят в силу положения, внесённые в статью 29 НК федеральным законом 389-ФЗ, который был подписан летом 2023-го. Будет установлено, что те налогоплательщики, которые обязаны представлять декларации и налоговые расчеты только в электронном виде, должны будут обзавестись электронными доверенностями на уполномоченных представителей.
Согласно нововведениям доверенность, выполненную в простой письменной форме, можно будет отменить буквально за один день, без посещения доверителем нотариальной конторы. Данное правило вступит в силу с 29 декабря 2021 г. Напомним: согласно действующему регулированию отмена доверенности возможна в той же форме, в которой выдана доверенность, либо в нотариальной форме [2]. Возможность отмены любой доверенности как выполненной в простой письменной форме, так и нотариально удостоверенной посредством обращения к нотариусу была введена уже давно [3]. Однако для отмены доверенности таким способом в любом случае необходимо посещение заявителем нотариальной конторы.
С одной стороны, доверенность — простой и удобный документ, который позволяет делегировать то, на что не хватает времени и сил. С другой — даже одностраничная и незамысловатая по смыслу доверенность может привести к большим проблемам. Тем более, если речь о так называемых «генеральных» доверенностях, которые так полюбились многим из наших сограждан. В чем риски такого документа, что важно учесть при оформлении и чем его можно заменить, рассказываем далее. Официально понятия «генеральная» доверенность не существует. Как правило, под этим понимают доверенность на совершение самого широкого круга юридически значимых действий: регистрационных, представительских, а также действий, связанных с распоряжением движимым и недвижимым имуществом гражданина. Именно в столь широком перечне полномочий и кроется основной риск. Получая на руки такую доверенность, поверенный в буквальном смысле может делать с указанным в ней имуществом все, что ему захочется. Более того, отсутствие в «генеральной» доверенности четких условий и рамок, которых должен придерживаться поверенный, еще больше развязывает ему руки. Поверенный сможет не только продать или подарить прописанное в доверенности имущество в любой момент времени, но и самостоятельно выбрать стоимость и условия сделки. Кроме того, многие доверители оказываются крайне щедры относительно сроков действия доверенности. Выдача доверенности на год, два или больше — обычная и, объективно говоря, пагубная практика. Кто-то из доверителей впоследствии и вовсе забывает, что несколько лет назад оформлял такой документ. А те, кто помнит, могут не знать, что доверенность важно отменять, как только она «отработала» свое. Всем этим, естественно, активно пользуются мошенники — именно аферы по доверенностям занимают одну из верхних строчек «рейтинга» популярных схем по отъему жилья. В таких историях обязательным аккомпанементом к доверенности на распоряжение недвижимостью идет заключение сделки в простой письменной форме. Тут стоит отдельно отметить, что наличие в сделке доверенности с печатью нотариуса не делает саму сделку нотариальной. Нотариус, который удостоверял только доверенность, а сделка прошла без его участия, не будет отвечать за ее законность и правомочность.
Новая мера, разработанная Правительством, дополнила этот комплекс. При этом впервые за 30-летнюю историю современного нотариата России закон предусматривает возможность компенсации указанных затрат за счет средств региональных бюджетов. Нотариат выступает активным участником системы оказания бесплатной юридической помощи. В рамках своей профессиональной деятельности нотариусы консультируют граждан и предпринимателей по вопросам гражданского, семейного, земельного и корпоративного права. Напомним, что все консультации по нотариальным действиям бесплатны.
Особенности оформления доверенности в электронном виде
А если бухгалтер, на которого оформлена основная МЧД, заболел или уходит в отпуск, то он может оформить МЧД в порядке передоверия на своего коллегу. Кому обязательно нужно оформить МЧД и как это сделать? С 31 августа 2023 г. Пока действует переходный период. Он позволяет проверить доверенность, создать заявление о ее отмене и т. Чтобы сотрудники представители могли подписывать электронные документы, им понадобится КЭП физического лица без привязки к организации или ИП. Получить такую КЭП можно в любом аккредитованном удостоверяющем центре.
После внесения данных в сервис сотрудник представитель при направлении отчетности и иных электронных документов от имени организации или ИП подписывает их своей КЭП и прикладывает к ним файл МЧД. При оформлении МЧД в ней указывается срок действия — на усмотрение руководителя. Ограничений по сроку действия доверенности нет. При этом доверитель может аннулировать МЧД в любое время, в том числе до окончания срока, установленного изначально. Через сервис можно оформить как основную доверенность, то есть от имени руководителя компании или ИП, так и доверенность в порядке передоверия.
Общая — дает право распоряжаться и управлять имуществом гражданина, совершать от его лица различные юридические, медицинские и иные действия.
Позволяет многократно совершать разнородные действия от лица того, кто эту доверенность выдал. Что касается срока действия доверенности, он либо указывается в ней и может быть любым , либо по умолчанию устанавливается в один год с даты подписания доверенности. Как правильно составить доверенность: общие правила Как мы уже упоминали, доверенность составляется в письменной форме. Существуют правила оформления доверенности, пусть и не очень строгие. В ней должны быть указаны следующие сведения: Сведения о доверителе и составителе: ФИО, дата рождения, адрес регистрации, паспортные данные. Полномочия, которые даются представителю, то есть указание, перечисление тех действий, которые представитель может совершать от лица, выдавшего доверенность.
Дата составления и подпись доверителя. Желательно также указать: Срок действия доверенности, если не устраивает «стандартный» в один год. Передоверие, если может смениться представитель. Образец подписи представителя, чтобы можно было сличить при предъявлении доверенности. Какие документы нужны для оформления доверенности? Документ, удостоверяющий личность того, кто передает права, и того, кто будет от его лица совершать определенные действия.
Образец написания доверенности можно найти в интернете, также допустимо составлять ее в свободной форме особенно для простых действий, когда не требуется нотариальное заверение.
Кроме того, нотариального удостоверения требует отмена нотариально удостоверенных доверенностей. Как составить и удостоверить доверенность у нотариуса? Процесс выдачи нотариально заверенной доверенности от физического лица физическому лицу крайне прост.
Все, что вам понадобится как доверителю, — прийти на прием к нотариусу, имея при себе свой паспорт, паспортные данные доверенного лица и понимание, какие действия сможет выполнять представитель от имени доверителя. Перед удостоверением доверенности нотариус предупредит о правовых последствиях выдачи доверенности во избежание злоупотреблений и нарушений прав и интересов каждой из сторон. Затем нотариус установит личность обратившегося лица, проверит дееспособность, при необходимости поможет составить доверенность и удостоверит ее. При удостоверении доверенности нотариус разъяснит право предусмотреть в доверенности возможность передоверия полномочий, переданных по этой доверенности.
Кроме того, разъясняется и право отменить доверенность и порядок ее отмены. Нотариус вносит сведения о нотариально удостоверенных доверенностях в частности, о лице, удостоверившем доверенность, дате удостоверения доверенности, ее регистрационном номере в реестре нотариальных действий, дате и времени внесения сведений об отмене доверенности в случае, если доверенность отменена в единую информационную систему нотариата. Эти сведения можно получить в сервисе проверки доверенностей. Как отменить доверенность?
Согласно законодательству, отмена доверенности совершается в той же форме, в которой была выдана доверенность. Таким образом, если доверенность была оформлена в простой письменной форме, то доверитель в простой письменной форме обязан известить об ее отмене представителя, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми доверенность была выдана.
Распоряжение об отмене такого документа нужно будет подписать усиленной квалифицированной электронной подписью УКЭП. За исключением некоторых случаев, информация об отмене простой доверенности может быть опубликована в соответствующем реестре, который создан на платформе ЕИС нотариата. Доверенности в простой письменной форме можно отменить за один день, причем без посещения нотариальной конторы. Для публикации сведений об отзыве доверенности доверители должны будут направить соответствующее распоряжение через интернет-портал ФНП, предварительно заверив документ УКЭП.
В качестве подтверждения о размещении доверитель получит электронное уведомление.
Доверенность: зачем она нужна, как правильно составить и в каком случае потребуется нотариус
Кроме того, уже давно на сайте ФНС функционирует сервис « Создание и проверка доверенности в электронной форме ». С его помощью можно оформить МЧД, чтобы подавать документы в налоговую. Такая МЧД будет действительна во всех налоговых органах — в любом субъекте России. Но этот сервис не подойдет, если нужно оформить МЧД для электронного документооборота с контрагентами. В таком случае необходимо воспользоваться новым сервисом. Организации и ИП, которые обмениваются электронными документами через операторов ЭДО, уже сейчас могут оформить МЧД и регистрировать их в названных сервисах. Почему не стоит откладывать оформление МЧД? Машиночитаемые доверенности станут обязательными с 31 августа 2023 г.
Без МЧД налоговую и другую отчетность за третий квартал 2023-го сдать не получится. При этом предпринимателям рекомендуется не забывать о контроле за доверенными лицами. Например, в случае увольнения работника или расторжения договора об оказании бухгалтерских услуг важно вовремя аннулировать МЧД. При использовании сервисов по оформлению МЧД могут возникнуть проблемы технического характера.
К ним относятся: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, паспортные данные. Полномочия представителя. Права, которые доверитель передает представителю, должны быть законными, исполнимыми и конкретными. Например, можно уполномочить заключить договор дарения или получить посылку, но нельзя доверить заключить брак или получить паспорт. Еще нужно указывать максимальные суммы сделок по доверенности, любые законные условия и ограничения полномочий максимально подробно и понятно. В законе предусмотрены обязательные требования к некоторым доверенностям: В доверенности на принятие наследства или на отказ от наследства должно быть соответствующее полномочие. Полномочия на ведение дела о банкротстве должны быть оговорены в доверенности отдельно, в частности право представителя подписывать заявление о признании должника банкротом и голосовать по поводу заключения мирового соглашения. Доверенность на представительство на стадии исполнительного производства оформляют в соответствии с требованиями статьи 57 закона «Об исполнительном производстве». Например, полномочия обжаловать действия пристава или получать присужденное имущество должны специально оговариваться в доверенности. Представительство в органах загса должно предусматривать специальное полномочие на получение повторных свидетельств — пункт 2 статьи 9 закона «Об актах гражданского состояния». Подпись доверителя. Доверенность недействительна без подписи человека, выдавшего ее. Что желательно прописать в доверенности Срок действия доверенности. Если в доверенности он не указан, она действительна год. Максимального срока нет. Образец подписи представителя.
В таких случаях люди с помощью доверенности делегируют решение вопросов, имеющих юридическую значимость, кому-то другому. По доверенности можно совершать сделки, получать документы или деньги со счетов, представлять интересы в суде и многое другое, пояснили в Федеральной нотариальной палате ФНП. Некоторые виды таких бумаг составляются в простой письменной форме. Не имеет смысла идти к нотариусу, например, чтобы поручить другому человеку визит в учреждение за справкой или документом. А вот доверенности на распоряжение недвижимостью по закону подлежат обязательному нотариальному удостоверению. Все остальные могут быть выданы в простой письменной форме, но при желании можно и через нотариуса, — рассказывает нотариус города Москвы, член комиссии Московской городской нотариальной палаты по имиджу и взаимодействию со СМИ Марина Соколова. По данным ФНП, доверенности различаются по сроку действия, кругу полномочий. Документ может быть выдан для совершения одного конкретного действия, например получения свидетельства о праве на наследство. А может и уполномочить гражданина решать ваши вопросы в течение некоторого времени — в частности, если надо получать посылки или бандероли, отправленные по установленному адресу. Законопроект об этом уже поддержали в кабмине и правовом управлении Госдумы Закон и порядочность Само понятие «доверие», лежащее в основе названия документа, означает безграничную уверенность в порядочности другого человека. Однако на деле так бывает не всегда. Марина Соколова приводит пример: в Архангельске мужчина под надуманным предлогом убедил тяжелобольного родственника оформить на себя доверенность и потом, никому ничего не сказав, продал квартиру больного. По мнению экспертов, доверие не должно быть безграничным. Тем более если речь идет о генеральной доверенности. В ней содержатся все возможные к передаче полномочия, поэтому надо хорошенько взвесить любые за и против, прежде чем выписывать такую бумагу другому человеку. Здесь доверие должно быть полным. И главное — надо следить за сроками действия документа. Бывает, что после решения проблемы про доверенность забывают все, кроме человека, на которого она была оформлена. Если этот гражданин не отличается честностью и принципиальностью, то есть шанс, что он может воспользоваться своими полномочиями в корыстных целях. Так что лучше отменить доверенность сразу, как только насущный вопрос был решен. Опять же за исключением случаев, описанных в самом документе.
Укажите причину отзыва она попадает в файл заявления на отзыв. Нажмите «Отозвать» и выберите сертификат электронной подписи юридического лица или ИП , которым будет подписано заявление на отзыв. Работник, которому выдали доверенность, может сам от нее отказаться отозвать доверенность. Чтобы работнику отказаться от доверенности, необходимо: Войдите в сервис по сертификату. В разделе «Мои доверенности» откройте свою действующую доверенность. Подпишите своим сертификатом. Заявление будет направлено в ФНС автоматически, дополнительно для этого ничего делать не нужно. Выберите «Создание заявления на отмену доверенности». Выберите тип доверенности — B2B, для обмена электронными документами между организациями. Заполните поля заявления на отмену доверенности: укажите, кто отзывает доверенность доверитель или доверенное лицо , номер доверенности, причину ее отмены, сведения о доверителе ИНН, ОГРН, КПП, наименование. В правом нижнем углу нажмите кнопку «Скачать xml-заявление». Загрузите ранее скачанный файл и подпишите его своей электронной подписью. Отзыв МЧД в собственной информационной системе организации. Для компаний, которые хотят выпускают МЧД самостоятельно, также самостоятельно можно разработать возможность отзыва выпущенных доверенностей, с автоматическим перенаправлением данных в распределительный реестр ФНС.
Как оформить доверенность у нотариуса
Эксперты Системы Юрист пояснили, что такое электронная доверенность, в каких случаях ее оформлять и в каком порядке. Новые правила действуют в отношении доверенностей, оформленных начиная с 1 марта 2024 года. Сейчас граждане в первую очередь хотят оформить доверенности на распоряжение имуществом, на оформление тех или иных документов, согласия на сделку, юридически значимые действия в адрес ребенка и другое, рассказали нам нотариус Москвы от. Машиночитаемая доверенность создается в XML-формате и подписывается электронной подписью руководителя организации или ИП.