Новости особняк в подсосенском переулке морозова

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке.

Собянин: реставрация усадьбы Морозова началась в центре Москвы

Усадьба Морозовых, Подсосенский переулок д.21. Хороший повод отправиться на экскурсию «Экскурсия в особняк Морозова в Подсосенском переулке», которую проводят профессиональные гиды Катя и Никита. Усадьба Джаз в проекте Мирайф. 07:27. Особняк в Подсосенском переулке, обычно закрытый, скрывает за своими дверями интерьеры гениальных архитекторов — от Чичагова до Шехтеля — и историю Алексея Морозова, одного из наследников династии промышленников, филантропа, страстного коллекционера искусства.

Усадьба Морозовых в Подсосенском переулке

Шехтелю предстояло проектировать двухэтажную, в два света, библиотеку, создать придуманный, как видно, вместе с заказчиком, целый мир. Выбрали готический стиль. Материал — темное дерево. Фантазия Шехтеля била через край, интерьеры он проектировал от дверной ручки до вентиляционной решетки. Архитектор был, кроме всего прочего, виртуозом по проектированию лестниц. Резная лестница особняка Алексея Морозова с карликом у подножья и взгромоздившимся на столб глазастым драконом здесь отдельное произведение искусства. Под лестницей — поддерживаемый горгульями белоснежный камин выполнен в мастерской М. Кутырина с геральдическими линиями, резными головками грешников с разными выражениями лиц. У камина скрыта маленькая потайная дверка в старообрядческую молельню.

Свет в это пространство проникает сквозь окно, приглушенный цветным витражом. Живописные панно на сюжет «Фауста» кисти Михаила Врубеля покрывают стены сегодня это копии, подлинники в Третьяковке : «Полет Мефистофеля», «Мефистофель и ученик», «Фауст и Маргарита». Фриз на темы сатирической поэмы «Рейнеке-лис» Иоганна Вольфганга Гете — в самой библиотеке. Вход в нее отмечен готической стрельчатой аркой. Вся мебель кабинета выполнялась на фабрике Поставщика Двора Его Императорского Величества Павла Шмидта, мужа Веры Викуловны Морозовой, в том числе стол-шестигранник, частично представляющий собой витрину. И, наконец, еще один интерьер — угловой кабинет в стиле рококо, даже напоминающий будуар с французскими гобеленами, оформил Франц Шехтель. Еще в 1913 году Алексей Морозов составил завещание о передаче коллекции «русских гравюр, миниатюр, лубка, а также фарфора, хрусталя, серебра русского производства громадной ценности» в дар Москве для создания музея своего имени. После революции купец не эмигрировал.

Его сокровища национализировали, сам он остался при них смотрителем.

Зато он был и остается своеобразной стартовой площадкой для тех, кто стремится вверх. Особенно это стало заметно после пожара 1812 года: в район Смоленского бульвара хлынули те, кто хотел поднять свой социальный статус или подтвердить его. Власти такие устремления поддерживали, но хаотические проявления буйных амбиций решили регламентировать: была создана специальная комиссия, которая предлагала застройщику несколько вариантов размещения и украшения объекта. И он был буквально шокирован, поражен тем, в какие грубые цвета были раскрашены фасады домов московских, крыши, заборы. Это была некая такая пестрота. Крыши, в основном, были черного цвета. А фасады раскрашивались в темно-вишневый, зеленый, красный цвет, голубой», — говорит искусствовед Нина Зайцева. Город напоминал пестрое лоскутное одеяло.

Тут же издается указ: все перекрасить. Выбор утвержденных цветов был скудный: бланжевый он же телесный , палевый с прозеленью и дикой, то есть серо-голубой. Москвичи заскучали, но подчинились. Однако относительно внутреннего декора никаких царских указов не было. Под слоем побелки, дранки, верблюжьей шерсти обнаружились обои первой четверти XIX века ручной раскраски. Они расписывались по трафарету специальными клеевыми красками. Для такой работы приглашался художник, а это требовало немалых затрат. Находка в кругах искусствоведов и исследователей городского быта стала настоящей сенсацией. Кто же такой был этот Палибин Гавриил Алексеевич, коллежский советник — человек, который не стал строить дорогой дом, зато выложил круглую сумму на внутреннюю отделку.

Ответ обескураживающе прост: да никто, в общем, обычный чиновник, имеющий вполне типичный для Москвы характер, размах и скупость, хитрость и дерзость, внешнее послушание и внутреннее бунтарство. Особенно часто такие типажи встречались на Смоленском бульваре, ведь здесь в основном селились купцы и фабриканты — выходцы из не самых высоких слоев общества, которые не упускали случая поразить окружающих вполне экзотическими и непомерно дорогими домами и интерьерами. Этот Попов образовал первые наши чайные плантации в Батуми», — утверждает Наталья Леонова. Особняк М. Зато внутри все было так, как нравилось чайному королю: роскошно и разнообразно. Именно этот дом в 1892 году купил 20-летний Михаил Абрамович Морозов. В общем, все настолько было разное, каждая комната не напоминала другую: одна была в стиле ампир, а другая, как я уже говорила, в восточном стиле. И не очень это понравилось Маргарите Морозовой, но, тем не менее, стали они жить в этом доме», — говорит Леонова. Маргарита Кирилловна старалась не перечить мужу ни в чем, — слишком уж буйным нравом он славился.

К затее заказать Валентину Серову парадный портрет она отнеслась поначалу вполне ровно, как к очередному чудачеству супруга. Но когда в их гостиной появился живописец, сердце Маргариты Морозовой от чего-то тревожно сжалось. Сразу вспомнились рассказы о том, что говорил родной дядя ее мужа Михаил Хлудов. Маргарита не сдержалась и напомнила супругу эти слова. Но кто и когда мог остановить Михаила Морозова? Бросив на жену веселый взгляд, он с утроенным азартом стал договариваться с Серовым о скорейшем создании портрета. Разумеется в полный рост. Маргарита отступила, о чем в последствии горько пожалела. Маргарита Морозова по рождению принадлежала к известной купеческой семье Мамонтовых.

Ее отец проиграл все состояние в рулетку и застрелился в марсельской гостинице. Маргарита стала бесприданницей, но красивой бесприданницей. Михаил Морозов, наследник миллионного состояния, влюбился в нее с первого взгляда и заявил семье, что женится. Мать Михаила Варвара Алексеевна стала на дыбы. Однако Морозова и в 20 лет остановить уже было невозможно. Родной дядя Морозова по материнской линии Михаил Хлудов тоже имел характер неистовый и буйный. Поговаривали, что он отравил свою первую жену, причем по ошибке, — яд предназначался его родному брату Василию. Миша Морозов тогда посчитал, что дядя уже не в себе, и слова его превратил в анекдот. Маргарита же отнеслась к предупреждению покойного родственника серьезно.

Выйдя замуж, она вообще каждый день жила в ожидании беды, — Морозов оказался совершенно непредсказуемым человеком. Очень жаловался об этом друзьям, в частности Виноградову говорил, что вот денег мало дают. Тем не менее, деньги в дальнейшем появились — сердобольная мама стала давать», — говорит Наталья Леонова Миша Морозов занимался писательством, пытался управлять городской мануфактурой, стал почетным мировым судьей, начал коллекционировать картины и скульптуры. Однажды, путешествуя с женой по Волге на собственном пароходе, взялся за руль и тут же посадил корабль на мель. Корабль пошел ко дну Судно перевернулось. Беременная первым ребенком Маргарита оказалась на дне, придавленная обломками. Ее с большим трудом вытащил один из матросов. Морозов отметил это счастливое спасение грандиозной попойкой, а Маргарита погрузилась в горькие размышления о своей семейной жизни. И когда вот я проходила мимо этого здания, вот оно хотя очень красивое, но почему-то какое-то ощущение тоски я испытывала», — вспоминает Галина Зубец.

Это было в конце 50-х. Внутри здания ничто не напоминало о прежних хозяевах. Наталья Кильченко также жила неподалеку и не раз бывала в райкоме. Ничего здесь не было. Здесь была советская атрибутика. Ну, я ходила в комитет комсомола», — утверждает начальник управления по связям с общественностью банка Наталья Кильченко. В 1992 году у дома появился новый владелец — банк. Особняк сразу же стали восстанавливать. Не хватает только одного: в нише, которая находится дальше за моей спиной, находилась мумия, которую Михаил Абрамович привез из Египта.

К сожалению, эту мумию мы утратили. Мы восстанавливать ее не стали. Ну, так как мы банк, мы поставили там огромный банковский сейф, как символ надежности», — рассказывает Наталья Кильченко. В советские времена для жителей Смоленского бульвара символом надежности стала высотка, построенная в начале 50-х. И затем всю свою юность я провела как бы в ощущении таком, что я нахожусь под его какой-то защитой вот этой огромной какой-то горы», — говорит Галина Зубец. В 50-е годы чувство защищенности у советских детей удивительным образом сочеталось с ощущением постоянной опасности: везде мерещились шпионы. Он был, наверное, хорошо одет и очень странно себя вел. Он все время оглядывался, кого-то ждал. И мы постепенно все более и более убеждались, что он наверняка шпион.

Американский шпион», — утверждает Галина Зубец. Его отец в начале 80-х годов получил заказ на многофигурную аллегорическую композицию для секретного тогда мраморного зала Кремля, в котором проходили неофициальные встречи генерального секретаря КПСС. Двухметровые фигуры требовали большой мастерской. Орехов начал искать помещение и нашел его рядом со Смоленским бульваром в Земледельческом переулке. Мне было 6 лет. Отец привез нас, как сейчас помню, на 24-й Волге. И мы зашли в Земледельческий переулок дом 9, как раз в мастерскую. Что я увидел? Это были только стены.

Наверху была сгоревшая крыша и голубое небо. Это вот яркое впечатление было. Я еще спросил: «А почему… как ты будешь здесь работать, пап? Тут же дождь будет заливать». Он сказал, что вот сейчас я получу как раз гонорар за эту работу и восстановлю это здание. Как раз отец после работы получил Ленинскую премию. Тогда она составляла 20 тысяч рублей. Это были огромные деньги. И тоже мое впечатление было, когда отец показал эти деньги в чемодане, прямо как в кино.

И все деньги он вложил вот в воссоздание этого старого московского особняка», — вспоминает скульптор Григорий Орехов. Это был не просто старый московский особняк. Здесь 3 года жил Илья Репин. Искусствоведы считают эти годы расцветом творчества художника. Здесь он заканчивает «Царевну Софью» и «Крестный ход в Курской губернии», пишет знаменитую картину «Отказ от исповеди», начинает делать эскизы к «Запорожцам». Здесь вместе с Репиным работал и Валентин Серов. Совсем еще юношей он брал уроки у знаменитого художника. В это окно он смотрел и делал наброски всего, что видел. То есть я думал, что здесь живут привидения.

Вроде бы мистика, но почему-то я в это верил, потому что столько здесь было людей… дому больше 200 лет», — говорит Григорий Орехов. Прошел уже месяц, а художник все никак не мог решить, где он будет писать хозяина особняка. Морозов недоумевал: «В чем загвоздка? Серов говорил, что никак не уловит суть Морозова. Маргарита Кирилловна заметно нервничала. Однажды посетившее ее предчувствие беды изо дня в день все нарастало. В один из вечеров Серов вдруг остановился в мало освещенной греческой зале и заявил: «Вот здесь буду писать. Именно так. И Вы, Михаил Абрамович, будете в черном».

Морозов возмутился: для своего парадного портрета он хотел чего-то более яркого. Но художник был неумолим: «Нет, только здесь и в черном». Серов тут же достал блокнот и сделал первые наброски. Морозов взглянул. Ему понравилось. Маргарита же была уверена: темная комната, черная одежда — это все предвестники смерти, о которой предупреждал покойный дядя. Он чем-то пугал ее как художник: своим отношением, своими фразами, брошенными иногда, как будто просто так», — говорит Наталья Леонова. На все предостережения жены Морозов отвечал насмешками. Он не верил ни в какую мистику, и уж, тем более что картина может забрать жизнь.

Написал же Серов чудесный портрет его младшего сына Мики — и ничего, живет мальчишка. А вот этого Морозову, по мнению Маргариты, говорить не стоило. Она так и не простила мужу той грандиозной ссоры, обернувшейся трагедией. Это пьеса известного писателя Сумбатова Южина, которая так называлась «Джентльмен». И в ней практически был описан и этот дом, и то, как жили Морозов с Маргаритой. И по городу распространяются всевозможные слухи, тычут пальцем. Узнала об этом мама Маргариты. До не дошли эти слухи, видимо, ей тоже стали говорить, и она скоропостижно скончалась. А Маргарита была беременна тогда и родила этого Мику, сына своего, преждевременно», — рассказывает Наталья Леонова.

Гнев на милость Михаил Абрамович долго вымаливал у жены прощение. В конце концов Маргарита сменила гнев на милость. Морозов повеселел и тут же отправил кухарку за парным мясом на Смоленский рынок. В 30-е годы он на какое-то время превратился в Торгсин, где можно было за царские золотые червонцы, драгоценности или валюту купить продукты. В 1936 году Торгсин на Смоленской площади снова стал обычным гастрономом. Однако заурядным он не был никогда, — всегда старался поразить москвичей чем-то особенным. Так, в начале 50-х здесь начали делать первые в Москве молочные коктейли. И вот мы шли, и вот эти копеечки, которые нужны были для этого, собирали до этого, и шли, и днем вот пили этот коктейль. И вот вкус этого коктейля не перебьет никакой современный коктейль, я думаю, для меня», — рассказывает Галина Зубец.

Но одноклассники Гали Зубец его не жаловали, — по привычке продолжали переходить площадь по верху. Так мы и бегали туда-сюда прям буквально в ту арку. Нарушали», — утверждает Галина Зубец.

Холст, масло. Фото пресс-служба выставки Название выставки отсылает к стихотворению поэта Серебряного века Саши Черного «Два желания», которое созвучно нашему времени. Одних это время побуждает на новые свершения, других — на глубокую рефлексию и бездействие. Бумага, карандаш, тушь. Фото пресс-служба выставки Художники покажут свои размышления о желаниях — собственных и чужих — через живопись, современную скульптуру, аудио и видеоинсталляции.

Так и вышло — не пропустила! В нем пройдет выставка современного искусства «Два желания» от Grabar Gallery. Разумеется, еще в поезде я вбивала в Яндекс. Карты адрес — пер. Подсосенский, 21.

Именно здесь расположена великолепная старинная усадьба Морозовых, чья история начинается в 1839 году.

Особняк Алексея Морозова в Подсосенском переулке с Ириной Левиной

Дом недели: усадьба Алексея Морозова в Подсосенском переулке В 1839 году Елисей Саввич Морозов приобрел владение в Подсосенском переулке.
Сергей Собянин сообщил о начале реставрации городской усадьбы Морозова В Подсосенском переулке началась реставрация усадьбы Морозова. Об этом на своей странице "ВКонтакте" написал Сергей Собянин.

Ольга Любимова приняла участие в первой экскурсии для волонтёров по усадьбе Морозовых в Москве

Особняке Морозова в Подсосенском переулке, д. 21 стр. 1., проводит выставку скульптуры и мозаики Теймураза Рашоева в Москве. Особняк Морозовых Москва Подсосенский переулок. Подсосенский переулок, 21/1 (Москва). 7-14 декабря 2023 года. В столице приступили к реставрационным работам в усадьбе Морозова, расположенной в Подсосенском переулке. Усадьба Морозовых в Подсосенском переулке, 21 известна с конца XVIII века, в ту пору она принадлежала фабрикантам Плавильщиковым.

Экскурсии в особняк Морозовых в Подсосенском переулке в Москве 2024

Мой рассказ об одной из великолепных городских усадеб, что высится в пределах Садового кольца, недалеко от Курского вокзала в тихом Подсосенском переулке. Ещё один адрес в Москве, по которому находилась старообрядческая моленная — Подсосенский переулок, усадьба Морозовых. Про городскую усадьбу Морозовых в Подсосенском переулке я писал 2,5 года назад, но внутрь тогда я не попал. Особняк Морозовых — Подсосенский переулок, 21/1 (Москва) Morozov Mansion — 21/1 Podsosensky Lane (Moscow, Russia). Особняк был построен в конце 1890-х годов, и этот проект стал для Шехтеля знаковым – он принес ему славу и позволил на вырученные (естественно, немалые) деньги выстроить себе небольшой дом в Ермолаевском переулке.

Особняк морозова подсосенский переулок

Владение включало в себя небольшие дома. В 1879 году по красной линии возведено помещение, предназначавшееся Викуле Морозову, имевшему текстильную мануфактуру в Орехово-Зуево. Архитектор Михаил Чичагов, известный по проектам зданий для театра Корша в Богословском переулке и для Бахрушинской больницы на Стромынке совместно с Б. В 1895 году главный дом перестроен. Алексей Викулович Морозов в основном занимался коллекционированием фарфора, серебра, икон, портретов. Его коллекцию после 1917 года национализировали. Здесь заработал музей фарфора.

Здание на Спиридоновке — это бывший особняк Зинаиды Морозовой Усадьба, считающаяся прообразом дома булгаковской Маргариты, возводилась для любимой жены Зинаиды. Кстати, история любви Морозовых действительно чем-то похожа на встречу Мастера и Маргариты, в свое время произвела большую шумиху. Совсем еще дитя, 18-летняя Зинаида, в то время жена Сергея Морозова, на балу познакомилась с его дядей — Саввой. Любовь была так сильна, что Савва Морозов, рьяный старовер, переступил через религиозные запреты ради брака с Зинаидой.

Родственники благочестивые старообрядцы — восприняли развод и последующую женитьбу, как семейный позор. Но влюбленным не было до этого никакого дела. И в 1888 году они поженились, прожив вместе 17 лет. Оформление особняка сочетает в себе элементы ренессанса, ампира и рококо, фасад украшен горельефами, витражами. Над интерьером поработал Михаил Врубель. После смерти мужа, в 1905 году, Зинаида продала дом со всей обстановкой не менее знаменитому предпринимателю и меценату Михаилу Рябушинскому. Настоящее время Бывший особняк Зинаиды Морозовой сегодня — административное здание, отданное под нужды Министерства иностранных дел. Попасть в него можно в День музеев и День исторического наследия Москвы, когда двери его открываются для посетителей. В обычные дни вход для простых граждан туда закрыт. Остается только любоваться фасадом и фотографировать его на память.

Точный адрес особняка Морозовых в этой части Москвы: ул. Спиридоновка, 17. Особняк Морозовых в Подсосенском переулке Особняк Морозовых в Подсосенском переулке, 21, который вы видите на снимке, был выстроен в 1879 г. Именно у них Елисей Саввич Морозов и приобрел владение в 1839 году. А уже его сын и наследник Викула Елисеевич в период с 1878 по 1879 годы выстроил новый главный дом по проекту одного из самых известных тогда архитекторов Дмитрия Чичагова. Особняк Морозовых в Подсосенском переулке. Внешний вид Следующий наследник — Алексей Викулович — вступив во владение усадьбой в 1895 году, решает перестроить дом по своему вкусу и для переоформления интерьеров приглашает архитектора Федора Франца Шехтеля. Созданное Шехтелем внутреннее убранство особняка Морозовых в Подсосенском переулке — одна из вершин творчества архитектора, демонстрирующая его оригинальный талант и высочайший уровень мастерства. К оформительским работам были привлечены известный художник Михаил Врубель и молодой скульптор Сергей Коненков. Мы же начнем знакомство с особняком Морозовых с его внешнего оформления, стиль которого можно определить как эклектический.

Главный аттик строения украшен картушем с буквой «М» Морозовы В аттиках по бокам ангелочки держат жезл, который является атрибутом богов торговли Гермеса в Древней Греции и Меркурия в Древнем Риме , что вполне объяснимо для главного дома городской усадьбы купцов и фабрикантов, известных на всю Европу «ткацких королей» России Читайте также: Как посещать рестораны Москвы летом 2021 года: гид от KudaGo Династия Морозовых очень многочисленная, обычно её представителей различают по ветвям рода: Захаровичи, Абрамовичи, Викуловичи и Тимофеевичи. У каждой ветви была своя мануфактура предприятие в разных городах России. Так, Викула Елисеевич, который выстроил этот особняк, владел Орехово-Зуевской мануфактурой. Именно на средства Викуловичей была выстроена в Москве Морозовская детская больница, которая до сих служит своему предназначению. Но вернемся к особняку Морозовых в Подсосенском переулке. Прямо под боковыми аттиками в картушах над окнами второго этажа увековечена дата постройки особняка По углам фасада здание украшают вазы в античном стиле и гирлянды изобилия Парадный вход выделен балконом второго этажа и фигурами поддерживающих его мифологических атлантов Эти скульптуры более поздние, выполнены Сергеем Коненковым. Он в то время был совсем начинающим скульптором, студентом, а при оформлении этого дома не только хорошо платили, но и не ограничивали в фантазиях В общем стиле особняка выполнены и въездные ворота в усадьбу Повнимательней посмотрим на грозные лица богов по обеим сторонам ворот В отличие от большинства других особняков Москвы, эта усадьба мало переходила из рук в руки: Морозовы владели ею вплоть до революции 1917 года. После национализации особняк сменил множество постояльцев: анархисты, детский сад, научный институт, издательство, различные общественные организации. В безвременье 90-х здесь функционировал даже коммерческий магазин, достаточно бесцеремонно обращавшийся с интерьерами. Сейчас здесь располагается не то какое-то подразделение общества «Знание», не то общественный фонд ветеранов-военнослужащих.

Вход в особняк осуществляется не через парадный подъезд с атлантами, а через боковой, со двора, куда ведут въездные ворота. В итоге мы попадаем на двухмаршевую мраморную лестницу. Она имеет кессонированные потолки с лепными карнизами и росписями в технике гризайль в верхней части стен. Росписи изображают грифонов. Аналогично оформлена и верхняя площадка лестницы, куда выходят двери помещений второго этажа Фотографии внутри помещений редко получаются удачными, поэтому далее будут использоваться в том числе и фотографии, взятые с сайта «Дворянские усадьбы. Эти снимки легко определить по логотипу сайта в углу. Итак, с верхней площадки лестницы через холлы двигаемся к залам и гостиным особняка. Но эти холлы сами по себе представляют произведение искусства: посмотрите, насколько сложен и прихотлив многоярусный карниз потолка, какая изящная роспись стен Считается, что холл отделан росписями в стиле римских вилл, так что любуемся на помпейскую манеру, столь редкую в Москве Вот росписи верхней части стен Росписи пилястр и внутренней поверхности арки, отделяющей одну часть холла от другой: Вторая часть холла имеет такой потолок с двумя рядами кессонов Внутри кессонов живописные изображения Ценно то, что здесь сохранился не только потолок, но и декор вертикального стенового пространства Очень изящно оформление стенных панелей и дверных групп холла Как я поняла, автором интерьеров второго этажа является архитектор М. Не знаю, он ли проектировал тот вариант холлов, который мы видим, но точно, что следующие залы второго этажа сохранили его отделку. Сначала мы войдем в голубую танцевальную гостиную Здесь также восстановлены и потолок, и стены, но так как здание используется в качестве административного, то помещение заполнено современной офисной мебелью.

Не будем обращать на неё внимание, рассмотрим лепнину потолка и дверных порталов Оформление дверного портала в танцевальной гостиной особняка Морозовых в Подсосенском переулке Впечатляющий потолочный плафон под люстру люстра современная, я её не показываю В танцевальной гостиной сохранился мраморный камин Над ним находится зеркало с очень пышным лепным убором Другие двери из холла ведут в такую музыкальную гостиную О музыкальном предназначении комнаты говорят объемные изображения на стенных панно Впечатляет пышная лепнина потолка и стен Лепнина занимает всё пространство потолка, так что плафон под светильник становится её частью Далее экскурсантам показывают помещения первого этажа, оформленные уже Ф. Во-первых, это парадный вестибюль помните парадный вход с атлантами и балконом вместо козырька? Он решен в египетском стиле Очень яркие, сочные краски. Необычны изображения крылатых змей Причудливо сочетание в одном объекте и стилизованных лотосов, и пятиконечных звездочек Ну и, наконец, визитная карточка этого особняка, одно из лучших творений Ф. Шехтеля — двухсветный кабинет хозяина Вот вид в противоположную сторону, на входную арку Кабинет выполнен в излюбленном архитектором готическом стиле, целиком отделан дорогим темным деревом Украшенная изысканной резьбой лестница, ведущая на второй этаж, как бы стекает в нижнее помещение У подножия лестницы сидит гном или старичок У его ног — раскрытая книга с надписью на латыни «Жизнь коротка, искусство вечно» Мне этот старичок добрым не показался, крючковатый нос и торчащий зуб доверия не внушили Необычный образ лестницы, самой по себе являющейся произведением искусства, дополняет дракон, сидящий на столбе-шесте в верхней части лестницы Обратите внимание, что даже столб, на котором сидит дракончик, словно бы покрыт чешуёй. А уж фантазия рисунка и великолепная деревянная резьба лестницы вообще запредельны На первом этаже ещё привлекает внимание камин, полку которого поддерживают горгульи Этих чудищ интересно разглядывать с разных ракурсов, у них словно меняется выражение лиц написала и задумалась: а может у них мордочки? Ну у этих-то скорее лица;- В верхней части камина присутствуют две маски горгулий и четыре неповторяющиеся резные головы Сохранились часы в форме готической башни и стул, похожий на трон, с резным готическим навершием спинки Постараемся оторвать глаза от волшебства первого этажа и посмотреть вверх, на потолок, оформленный резьбой и росписями На втором уровне оконные проемы заполнены витражами, которые приглушают яркий свет с улицы и создают в кабинете полумрак Так же на уровне второго этажа деревянные панели кабинета оформлены большими живописными панно, созданными Михаилом Врубелем на темы «Фауста» Гёте. Слева панно «Мефистофель и ученик», справа — «Полет Мефистофеля» все подлинники хранятся в Третьяковской галерее Если же подниматься по лестнице, то по бокам от ниши на промежуточной площадке будет ещё два узких вертикальных панно кисти Врубеля: «Фауст»… …и «Маргарита» этот образ Врубель писал со своей жены Сама ниша на промежуточной площадке лестницы напоминает о временах рыцарей и королев Столбики лестницы здесь завершаются вот такими фантазийными шишками-репейниками Лестница ведёт в библиотеку, вот такой стреловидной аркой оформлен вход в неё Библиотека, хоть и является частью кабинета, решена в иной вариации готического стиля. Тут более светлое дерево, к тому же это угловая комната и здесь больше окон и света. На следующей панораме библиотеки помимо шкафов вы видите дверь в соседнее помещение второго этажа, со стрельчатой аркой и накладными фигурными петлями Замечу, что на фото электроосвещение и фотовспышка искажают естественный оттенок дерева, делают его желтым и вульгарным.

В действительности фактура дерева библиотеки запомнилась мне мягкой и благородной. На снимках без вспышки цветопередача более приближена к реальности. Потолок же сам по себе достоин внимания и восхищения По всему периметру библиотеки на верхней части стен под потолком идет расписной фриз на сюжет поэмы Гёте о Рейнеке-лисе. В этой поэме выведены разные типажи общества средневековой Германии в образах зверей примерно как в баснях Крылова Скорее всего, повторное обращение в оформлении особняка Морозовых в Подсосенском переулке к творчеству Гёте не случайно: архитектор не просто создавал интерьер, а выражал какую-то идею, какое-то мироощущение в соответствии с замыслами и пожеланиями заказчика. Интересно сравнить кабинеты хозяев в этом и другом моём любимом особняке — С. Рябушинского на Малой Никитской. Насколько кабинет Рябушинского представляет собой островок делового человека в доме-прообразе мироустройства, настолько кабинет А. Морозова показывает нам творческого человека, полностью посвятившего себя коллекционированию художественных изделий Вдоль стен стоят дубовые книжные шкафы, изготовленные специально для этого помещения. Обратите внимание, что верх шкафов оформлен как крыша средневекового европейского дома: с черепицей и башенками Здесь всё продумано и в высшей степени функционально: шкафы имеют выдвижные полки для удобства работы с литографиями и тяжелыми фолиантами. Ведь заказчик, Алексей Викулович Морозов, собирал древние иконы, гравюры, фарфор, изделия из хрусталя, стекла, а также изделия народных промыслов.

Для хранения и демонстрации своей обширной коллекции А. Морозов в 1914 году пристроил к особняку новое здание из трех залов. А эти застекленные шкафы кабинета использовались хозяином под витрины для фарфора. Ну, и посмотрите на резное дерево — так и хочется к нему прикоснуться, провести рукой по этим изгибам Вообще, резное дерево во всём кабинете — это просто песнь песней, восхитительный результат безудержной фантазии, изысканного вкуса и виртуозного воплощения. Вот входная арка украшена таким элементом, назначения которого не знаю, но любоваться готова бесконечно Хочется особо обратить ваше внимание на высочайшее мастерство исполнения: здесь именно тот случай, когда ремесло достигает высот искусства. Рассматриваешь резьбу кабинета и гостиной — и на ум невольно приходят строки О. Мандельштама: …красота — не прихоть полубога, А хищный глазомер простого столяра. Так вот, вся мебель изготовлена на фабрике Павла Шмидта, замужем за которым была сестра хозяина, Алексея Морозова. Мебельная фабрика П. В центре библиотеки находится шестигранный стол, изготовленный по проекту Ф.

Шехтеля Изначально каждая вторая ячейка этого шестигранника представляла собой витрину, где были выставлены ценные раритеты из собрания, сложившегося за три поколения рода Морозовых. А для изучения фолиантов и гравюр использовались промежутки в виде столов, расположенные между витринами. Вот посмотрите на фото столетней давности, как это было задумано и первоначально реализовано. Обратите ещё внимание на светильники: на центральный над столом и на индивидуальные лампы над каждым рабочим местом. Ведь светильники особняка до наших дней не сохранились, а Ф. Шехтель проектировал интерьеры комплексно и разрабатывал все мелкие детали, вплоть до дверных ручек и вентиляционных решеток Кроме того, этот стол помогает обеспечить освещение гостиной, расположенной под библиотекой. Не совсем помню, то ли раздвигаются ячейки стола, то ли снимается шестигранник в центре стола, но каким-то образом обеспечивается доступ к электролампочкам, расположенным в полу под столом и освещающим нижнюю гостиную по принципу встроенных потолочных светильников. Сейчас мы туда отправимся и вы увидите, как организовано освещение гостиной. Непосредственно из библиотеки в расположенную под ней гостиную пройти нельзя, надо вернуться по лестнице с гномом на первый этаж кабинета и через вот такие двери войти в рокайльную гостиную. Обратите внимание, со стороны кабинета двери выполнены в готическом стиле… …а изнутри эти двери уже выполнены в стиле рококо, как и сама гостиная Как я уже упоминала, архитектор стилизовал интерьер до мельчайших деталей.

Вот как оформлены изнутри дверные ручки и замочные скважины Ну и непосредственно сами двери. Похоже, что здесь использовано несколько видов дерева по типу маркетри. И, конечно, высочайшее искусство резчика Дверной проём изнутри чем-то напоминает павлина с гигантским хвостом, что, впрочем, очень соответствует стилю и духу рококо Рокайльная гостиная небольшая, сделать панорамный снимок трудно, да и экскурсанты толпятся, спешат всё рассмотреть и запечатлеть, поэтому ни у себя, ни в интернете я не нашла общий снимок гостиной. Будем рассматривать её по частям. Вот наиболее общий вид Стены декорированы французскими гобеленами, цветочная и куртуазная тематика которых вкупе с нежными пастельными оттенками очень подходит общему стилю помещения. Из-за этих шпалер помещение называют ещё гобеленовой гостиной Считается, что из-за гобеленов, которым вреден яркий свет, здесь было сделано приглушенное центральное освещение через матовые стекла потолка. Для технического обслуживания этого освещения и использовался шестигранный стол наверху, в библиотеке. Вот как выглядит потолочный светильник при выключенной люстре проектом вообще никаких подвесных светильников не предусматривалось, люстра — это творчество последующих обитателей особняка Вот потолочный светильник рокайльной гостиной при включенной люстре Ещё раз восхищусь ярким талантом зодчего: стиль рококо предполагает большую декоративную нагруженность, но стилизация Шехтеля столь изысканна и изящна, что у зрителя нет ощущения чрезмерности и обременённости, всё гармонично, но в то же время роскошно, игриво и комфортно. Бал здесь правит завиток, изящная кривая линия, как и положено в интерьерах рококо. Потолок гостиной украшен золоченой резьбой В двух противоположных углах рокайльной гостиной расположены зеркала для зрительного увеличения пространства за счет многократного отражения.

Но как оригинально это выполнено! В одном углу оформлен зеркальный эркер с диванчиком Эркер производит впечатление драгоценной игрушки, сказочно-волшебного уголка В оформлении здесь тоже угадываются какие-то сказочные птицы А напротив зеркального эркера располагается зеркало над камином из яшмы Массив яшмы внушает почтение своей мощью и природной красотой Здесь даже решетки отопления и вентиляции представляют собой произведения искусства Вот, пожалуй, всё по кабинету и по рокайльной гостиной, эти двум жемчужинам особняка Морозовых в Подсосенском переулке. Экскурсантам показывают ещё два помещения первого этажа, недавно воссозданных. Фактически там остался только потолок. Предназначение помещений точно не известно. Первую комнату представляют как курительную или мужскую гостиную. Здесь кессонированный потолок из дерева с очень необычным декором, напоминающим шахматные фигуры В этом кабинете сохранилась обшивка стен деревянными панелями, но абсолютно обычная. Комната напротив, судя по декору, женская или, скорее, девичья гостиная. Вот смотрите сами Здесь применена роспись по лепнине Букеты и гирлянды очень нежных цветов и оттенков И в заключение о всей усадьбе в целом. Во дворе особняка находится дом, кардинально перестроенный и надстроенный тремя этажами.

Считается, что часть его подвалов и первого этажа остались ещё от первого хозяина — купца Плавильщикова. К этому дому по проекту Ф. Шехтеля был пристроен зимний сад. Он до наших дней не дошел даже на изображениях, но кое-какие его следы ещё видны. На фото ниже кирпичный забор с железным ограждением поверху показывает периметр зимнего сада. Арка, следы которой видны на фасаде, скорее всего задавала форму свода. На фото не очень понятно, но среднее окно — это дверь. Сейчас она ведёт буквально в никуда, а раньше от неё в зимний сад спускалась лестница. Сама арка была украшена скульптурными изображениями работы М. Ещё по проекту Ф.

Шехтеля в глубине усадьбы была возведена старообрядческая купольная молельня, которая также не сохранилась. Все Морозовы принадлежали к старообрядцам и строго придерживались дореформенных обычаев. Так, мужчины Морозовы непременно носили окладистую бороду. Вот они, представители 4-х ветвей семьи Морозовых: Абрам Абрамович, Тимофей Саввич, Василий Захарович, Викула Елисеевич В благодарную память о хозяевах особняка Морозовых в Подсосенском переулке необходимо сказать, что после революции 1917 года А. Морозов не уехал за границу, а остался хранителем при национализированных сокровищах. Он даже добился открытия в бывшем своем особняке музея на недолгий период, но потом уникальнейшая коллекция разошлась по музеям. Представьте, что это была за коллекция, если даже после понесённых в революционные годы утрат её предметы ушли в Оружейную палату, Исторический музей, Третьяковку, нынешний ГМИИ им. Пушкина и другие музеи! Уникальный фарфор в основном попал в музей в Кускове. Вот портрет кисти В.

Серова этого незаурядного человека, коллекционера, собравшего, помимо прочих, лучшие коллекции фарфора и икон из когда-либо существовавших в России Share on Facebook Share Share on Pinterest Share Кустарный музей — бывший особняк Морозовых В районе улиц Большая Никитская и Тверская располагались 2-этажные каменные палаты Автонома Головина, сподвижника Петра Великого. Впоследствии в помещениях располагалась типография Анатолия Мамонтова. Это один из самых симпатичных домов семьи Морозовых Кустарный музей в Москве В начале ХХ века большое владение разделили на две части, одну из которых приобрел промышленник и коллекционер Сергей Морозов, брат того самого Саввы, описанного выше. Любитель народных промыслов, он сделал зданием таким, каким его можно видеть сегодня. Настоящее время Старинные палаты были перестроены под древне-русские терема и подарены Кустарному музею, который просуществовал в особняке некоторое время. Визитной карточкой его был вестибюль с керамическим камином, выполненным по эскизам Врубеля. Сегодня в здании бывшего владения Морозовых и когда-то Кустарного музея работает Музей народного промысла. Попасть в старинный особняк может любой желающий. Точный адрес: Москва, Леонтьевский переулок, д. Морозова 18 мая, во Всемирный Международный день музеев, я с мамой отправилась на экскурсию в два интереснейших места столицы: в городскую усадьбу Викулы Морозова, частично оформленную величайшим архитектором московского модерна Фёдором Шехтелем, и в Петровский Путевой дворец — нынешний Дом приёмов Правительства Москвы.

Впечатлений много, фотографий — море, так что я решила разделить виртуальную экскурсию на две части очень уж хочется поделиться со всеми вами этой красотой, к сожалению, большую часть времени скрытой от глаз. Надеюсь, вам понравится мой фотоотчёт. Итак, Городская усадьба Морозова Архитекторы: М.

Более 2500 фарфоровых предметов, изъятых из особняка коллекционера. До восстановительных работ особняк Морозовых располагал различными государственными, частными учреждениями Москвы, негативно повлиявшими на первозданный облик постройки. Реставраторам полностью удалось вернуть исторические интерьеры. Интерьеры особняка: египетский вестибюль Экскурсия по особняку Морозова начинается с вестибюля в стиле древнего Египта. Египетские мотивы пользовались популярностью в Москве XX века благодаря премьере оперы Д. Верди «Аида» 1975 г.

Шехтель украсил пространство колоннами, восхищающими туристов Карнакского храма Луксора, характерными для античной цивилизации орнаментами. Незыблемые формы, массивность, надежность подчеркивают основательность буржуазии. Демотические надписи придают интерьерам оригинальность, красочность. Внимание туристов привлекает огромное зеркало, обрамленное расписным порталом. При детальном обзоре композиции наблюдается огромное количество крылатых змей, часто встречающихся в египетской культуре. Вверху отображен крылатый солнечный диск. Подобным декором украшен вход в гробницу фараона, символ являет мировое равновесие, защиту. Красное солнце олицетворяет бога Гора, две боковые кобры - Нижний, Верхний Египет, размахивающая крыльями птица - богиню Изиду. Под солнечным диском отображен гриф, символизирующий богиню Нехбет, защитницу фараона от всевозможного зла.

Отсутствие яркого освещения создает эффект волшебного портала в мир бога Ра. Верхняя часть колонн украшена яркими красками, интересной лепниной. Взоры посетителей привлекают изысканные лотосы, двуцветные пятиконечные звезды, геометрические линии. Лотос является символом Верхнего Египта, творчества, возрождения. Верхняя часть стен, отделанная великолепными яркими орнаментами, интересны также изображения египетских жрецов со змеями. Второй этаж особняка Морозова в Москве Посещая экскурсию по особняку Морозовых, туристам изначально предлагают осмотреть старые интерьеры, спроектированные Чичаговым в 1879-м. Помещения уцелели на втором этаже. Подъем обеспечен величественной мраморной лестницей. Далее гостей встречает холл с кессонированным потолком в древнеримском стиле.

Детализация убранства поражает воображение. Голубая танцевальная гостиная Обзор второго этажа особняка Морозова начинается с танцевальной гостиной. В помещении уцелела лепнина, каминный портал из мрамора.

Первая буква фамилии владельцев на фронтоне здания. В 1839 году усадьба была приобретена купцом Елисеем Саввичем Морозовым. В 1878-1879 годах его сын и наследник Викула Елисеевич, выстроил для своей семьи новый дом, по красной линии переулка. Новый усадебный дом, с буквой М в картуше, был построен архитектором Чичаговым. Главный аттик дома украшен картушем с буквой «М» Морозовы. Сохранились также построенные в тот же период въездные ворота. В 1895 году семейная фирма «Товарищество мануфактур В.

Морозов с сыновьями», главные фабрики — Никольская и Богородская мануфактуры и усадьба перешли старшему сыну Викулы Елисеевича - Алексею Викуловичу. Для того чтобы перестроить доставшийся в наследство дом по своему вкусу им был приглашен уже зарекомендовавший себя архитектор Федор Шехтель.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий