79 лет назад, 12 января 1943 года, советские войска начали деблокирующую операцию под Ленинградом (операция «Искра»). С 12 по 30 января 1943 года силами двух советских фронтов – Ленинградского и Волховского – проводилась наступательная операция «Искра», целью которой было прорвать блокаду Ленинграда.
Операция «Искра»
Балтийский флот. Освобождение Донецкого бассейна. Операция "Багратион". Танковый бой на Висле. Путь на Берлин. Взятие Кёнигсберга. Штурм Берлина.
Это были отзвуки артподготовки, которая велась в районе Ораниенбаумского плацдарма. Ее вела артиллерия армии и Балтийского флота. Ведь несколько дней советские войска делали вид, что собираются наступать на правом фланге. Генерал-лейтенант Иван Федюнинский, командовавший Второй ударной армией, вспоминал, что для введения фашистов в замешательство использовались деревянные макеты, а авиация демонстративно разведывала Копорское направление. Артподготовка началась в 9 часов 35 минут, а уже в 10 часов 40 минут войска Федюнинского пошли в наступление с Ораниенбаумского плацдарма. Им помогла проведенная ночью сложнейшая операция — стрелковые части под покровом темноты смогли выйти на нейтральную полосу и окопаться всего в паре сотен метров от передовой немцев. На подступах к Ленинграду произошла самая мощная в истории этой войны артиллерийская схватка.
Пока коридор не был пробит, положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению — Вячеслав, расскажите о роли и значении временной линии Поляны — Шлиссельбург, получившей название «Дорога Победы»? В ходе своих исследований я выяснил, что мы имеем дело с некоторым «перекосом». У нас считается, что Ленинград к лету 1942 г. Ключевое значение дороги в том, что пока этот коридор не был пробит, и не появилась устойчивая железнодорожная связь Ленинграда с «большой землей», положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению. Всё снабжение города до постройки дороги зависело от капризов Ладожского озера. Интересный факт: зимы 1941-1942 и 1942-1943 годов были гораздо более холодными, чем это бывало обычно на северо-западе, и знаменитая «Дорога жизни» по льду замерзшей Ладоги открывалась раньше. У советского командования были и планы строительства железнодорожной ветки прямо на льду по Шлиссельбургской губе, но их пришлось отменить. Что касается самого прорыва блокады, который и позволил проложить «Дорогу Победы», я убежден, что он напрямую зависит от общего положения на всём советско-германском фронте. Советское командование получило возможность накопить силы, немцы же, напротив, сокращали свою группировку войск у Ленинграда. Несмотря на прорыв блокады утром 18 января 1943 года, не была освобождена ключевая станция Мга, прямой ветки к городу не было. Поэтому в кратчайшие сроки пришлось строить ветку Поляны — Шлиссельбург. Только героическим трудом Ленметростроя и военных инженеров под руководством И. Зубкова удалось за 17 суток проложить под огнем противника дорогу. Одновременно при этом снимали с пути мины свыше 2 тыс. Новая дорога постоянно находилась под угрозой, её называли коридором смерти. В первые два месяца работы дороги стало ясно, что немцы не прощают ни единой ошибки, артиллерийским огнем им удалось взорвать два наших состава с боеприпасами, направлявшихся в город. Но положение города заметно улучшилось, снабжение пошло. Когда мы говорим, что Ленинград обеспечивал себя сам, то, конечно, лукавим. Город прочно зависел от поставок извне, нуждался в боеприпасах крупных калибров, бронетехнике, танках. В результате вся вторая половина 1943 года и начало 1944 года — это фактически попытка развить успех операции «Искра» и максимально обезопасить созданный коридор, для чего требовалось отодвинуть немецкие позиции.
В Ленинград, который всё ещё находился на осадном положении, была проложена железная дорога, получившая название «Дорога Победы». Из-за того, что дорога проходила в непосредственной близости к месту боев, у неё также было и другое название - «Коридор смерти». Транспортная ветка на некоторых участках была настолько близко проложена к немецким позициям, что они имели возможность совершать артиллерийские обстрелы составов. Борьба шла за каждый метр дороги. Движение поездов регулировали железнодорожники в основном женщины , стоящие днем и ночью вдоль «Дороги Победы» с керосиновыми фонарями с зеленым и красным светом и полевыми телефонами. Как только угроза прохождения состава устранялась, они давали сигнал к дальнейшему движению поезда. Ленинградские предприятия стали производить продукцию по планам мирного времени, на прилавках магазинов стали появляться даже шоколад и конфеты. Интересный факт: после прорыва блокады в январе 1943 года из Ярославской области в Ленинград привезли четыре вагона дымчатых кошек. На них была возложена миссия: отвоевать город у крыс. Кошки стали отгонять грызунов от складов и магазинов, что сильно улучшило продовольственную и санитарную обстановку в городе. Окончательно же с крысиной проблемой расправилась «сибирская дивизия» в составе 5000 котов, которая уже в 1945 году прибыла в Ленинград из Тюмени, Иркутска и Омска и других зауральских городов.
Как прорвали блокаду Ленинграда в 1943-м: операция "Искра" и Дорога Победы
В этом году исполняется 75 лет операции «Искра», в результате которой советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда. Опера́ция «И́скра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского. Сражения операции "Искра" продолжались восемь дней — с 12 по 30 января 1943 года. Подготовка к активной фазе операции «Искра» производилась в течение декабря 1942 – начала января 1943 года.
Началась операция «Искра» с целью прорыва блокады Ленинграда
Операция «Искра» стала первым шагом к спасению города на Неве. 18 января 1943 года в ходе операции советских войск под кодовым названием «Искра» в районе Рабочего поселка № 1 под Шлиссельбургом был осуществлен прорыв блокады Ленинграда. Операция «Искра» в историографии Операция «Искра» в официальной российской историографии имеет точные временные рамки 12 — 30 января 1943 года.
Операция «Искра»: когда Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда
Однако непосредственно перед 12 января, той датой, которой суждено было стать началом Третьей битвы на Ладожском озере, такое не повторилось». Мехлис Л. Секретность соблюсти удалось лишь частично, а именно только перед 12 января 1943 года. Противник очень даже «смекал» вопреки мнению К.
Ворошилова по поводу наших приготовлений, но, имея прошлый победный опыт, приобрёл излишнюю самоуверенность. Само наличие достаточного количества перебежчиков с их готовностью выложить всё, что они знали или услышали, говорит о тяжёлой обстановке на фронтах и полной их неуверенности в исходе войны. В конце 1942 года приказом Ставки были созданы заградительные отряды и штрафные роты необходимо отметить, что такие же меры были и в вермахте.
В Военный совет Волховского фронта был введён Л. Мехлис карающая рука Сталина. Романовский В.
Командующим 2-ой ударной армией был назначен генерал-лейтенант В. Романовский, членом Военного Совета армии буквально в последние дни перед началом операции к нему был направлен руководитель Ленинградской партийной организации А. Командующим 8-ой армии был назначен генерал лейтенант Стариков Ф.
Далее необходимо привести краткую хронику развития операции «Искра». Стариков Ф. Следует отметить, что обычно ограничиваются общими фразами, из которых не возможно понять, как и кто, конкретно, совершил великий подвиг прорыва блокады Ленинграда.
У меня всегда было впечатление, что официальные историки чего-то не договаривали, как будто бы стыдились, или имели установку сверху на умалчивание подробностей. Изложение событий здесь в очень краткой форме следует данным исследования В. Выбор этого исследования сделан потому, что впервые этот автор проверил все события при прорыве блокады, сравнивая советские и немецкие источники, в том числе журналы боевых действий воинских частей обеих сторон, мемуары советских и немецких участников, что позволило уточнить даты, время событий и масштабы успехов или неудач тех или иных подразделений, их вклад в этот великий подвиг: 12 япв.
Ленфронт: 67 армия форсировала Неву, освобождены деревни Марьино и Пильня Мельница, Волховский фронт: вступили в бой за рощу «Круглая». Жданова встретила самое сильное сопротивление. За день дивизия потеряла 2000 человек.
Неудача крайне осложнила положение на правом фланге 268-й сд комдив Борщёв С. Симоняк Н. П, вскоре 63-я гвардейская Красносельская ордена Ленина, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия, новая нумерация дивизии и её частям присвоена с 6 февраля 1943 года.
Всем четырём полкам дивизии приказом Верховного Главнокомандующего было присвоено почётное наименование «Ленинградский» преодолела открытое пространство Невы всего за 6—8 минут почти без потерь. Тем не менее, уже на левом берегу у дивизии Симоняка потери оказались значительными. Трубачёв В.
Она так не смогла форсировать Неву на участке против Шлиссельбурга. Дивизия потеряла за 12 января 1093 человека. Только во второй половине дня части этой дивизии развернулись на левом фланге 136-ой сд.
Всего по 67-й армии за сутки было убито и ранено 3817 человек. Радыгин П. Южнее 372-я сд комдив Радыгин П.
Самое значительное продвижение за день имела 256-я сд комдив Фетисов Ф. Ее бойцы углубились в немецкую оборону почти на 2 км. Фетисов Ф.
На крайнем северном участке, южнее поселка Липки, советские танки раздавили немецкий опорный пункт «Красный мост». И уже утром 13 января из штаба Волховского фронта пришел грозный приказ за подписью Мерецкова и Мехлиса, в котором говорилось, что причина невыполнения приказа кроется в плохом руководстве со стороны штаба 8-й армии. Мало того, что Старикову в этом приказе был объявлен выговор, так ему еще и пригрозили судом за срыв боевой задачи.
Расстояние между фронтами составляло 8 километров. Утро началось для бойцов 45-ой гв. Атака была отбита, и затем 45-я все же пыталась наступать.
Борщёв С. Ей удалось немного продвинуться на восток, а также создать реальную угрозу немецким позициям в Городокском укрепленном узле ныне Кировск. Вскоре он был практически уничтожен.
Эти танки ничего не могли противопоставить появившимся на поле боя «Тиграм» и все были подбиты за очень короткое время. Однако, два танка Pz. Kpfw III были уничтожены в бою артиллеристами капитана Н.
Родионова, который не отступил, дрался с немецкими танками и пехотой и погиб в этом бою. Родионов, скорее всего, является человеком, который спас операцию «Искра» от превращения в третий «Невский пятачок» для Ленинградского фронта. Именно действия артиллеристов при отражении этой атаки достойны наиболее высокой оценки, в отличие от поведения некоторых командиров стрелковых подразделений.
В наградном листе Родионова указано, что дивизион дрался без поддержки пехоты и вел бой до последнего снаряда. Однако 268-я сд оказалась на время почти полностью дезорганизованной. Часть ее бойцов, во время беспорядочного отхода, вышла на участок соседней 136 сд, где и была задержана заградотрядами.
В итоге после 13 января 268-я сд выбыла из активной борьбы». Эти поселки являлись небольшими крепостями. Около 16 часов бойцы 136 сд захватили в зоне наступления позицию 3-й батареи 641-го тяжелого артиллерийского дивизиона нем.
За бой рядом с этой артиллерийской позицией звания Героя Советского Союза был удостоен Д. Молодцов похоронен на кладбище посёлка Марьино. За время боев потери только двух полков 136-ой сд составили более 1500 человек.
Симоняк 136 сд 13 января имел небольшой шанс привести всю оборону противника южнее Ладоги к коллапсу.
И Ленинград нужно было срочно выручать. В течение 1942 г.
Красная Армия дважды предпринимала попытки деблокировать город. Однако и Любанская, и Синявинская наступательные операции не увенчались успехом. В ноябре 1942 г.
К этому моменту войска Северо-Западного фронта, не добившись успеха, уже завершали операцию, которая была окончательно прекращена 17 марта. Продолжение наступления, 19 марта — 2 апреля 1943 года[ править править код ] 19 марта 55-я армия начала наступление из района Красного Бора в направлении Ульяновки. В начале операции войска армии сумели прорвать фронт на участке в 6,5 километров и продвинуться вперёд до 2,5 километров. В дальнейшем, после ожесточённых боёв, передовые части армии продвинулись на 8—10 километров и достигли северо-западных окраин Саблино и Ульяновки [52]. Соединения 55-й армии до начала апреля неоднократно пытались возобновить наступление, но успеха так и не достигли. Одновременно с началом наступления 55-й армии 8-я армия начала наступление на Мгу из района южнее Вороново. На участке фронта от Гонтовой Липки до района Погостья советским войскам противостояли части 1-й, 223-й, 69-й пехотных и 285-й охранной дивизий [50]. После трёх дней боёв первый эшелон 8-й армии 256-я, 265-я, 286-я, 374-я и 378-я стрелковые дивизии при поддержке 35-го, 25-го, 33-го и 50-го танковых полков прорвал немецкую оборону на участке Вороново — Лодва шириной 8 километров и продвинулся вперёд до 2—5 километров. Подвижной группе в составе полка 64-й гвардейской стрелковой дивизии и танкового батальона 122-й танковой бригады удалось обойти с севера мощный узел обороны Карбусель и перерезать железную дорогу Мга — Кириши восточнее станции Турышкино.
Однако командование немецкой 18-й армии сумело перебросить 21-ю, 121-ю пехотные дивизии, 2 полка 11-й пехотной дивизии, которые сумели остановить продвижение 8-й армии. Ввод в бой 1 апреля 14-й стрелковой дивизии и 1-й стрелковой бригады для поддержки успеха 64-й дивизии результата не принёс [53]. Таким образом, и вторая попытка окружения мгинско-синявинской группировки противника закончилась провалом. Подготовка[ править править код ] К началу операции войска Ленинградского фронта поддерживали 13-я воздушная армия , ВВС Краснознамённого Балтийского фронта, 7-й истребительный корпус ПВО и смешанные авиаполки 42-й , 67-й и 23-й армий. Все эти силы находились в оперативном подчинении командующего 13-й воздушной армией. К началу операции в 13-й воздушной армии и в 7-м истребительном авиакорпусе насчитывалось 287 самолётов: 26 бомбардировщиков, 40 штурмовиков, 171 истребитель, остальные 50 самолётов — самолёты-разведчики, корректировщики, транспортные, связь. В основном это были новые типы самолётов — бомбардировщики Пе-2 , штурмовики Ил-2 , истребители Як-7 , Ла-5 [55]. В ВВС Балтийского флота было 238 самолётов. Войска Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия , 2-й истребительный авиакорпус , 232-я штурмовая авиадивизия.
Эти силы оперативно подчинялись командующему 14-й воздушной армией. В составе этой группировки насчитывалось 374 исправных самолёта. Таким образом в составе двух фронтов и флота было 899 самолётов [55]. Со стороны немецко-фашистских войск перед Ленинградским и Волховским фронтами базировалось около 150 самолётов, выделенных из состава 1-го воздушного флота , поддерживающих с воздуха 18-ю немецкую армию. Вражеская авиация вела в основном разведку наших войск, коммуникаций, небольшими группами пыталась бомбить перевалочные базы на Ладожском озере и в ночное время Ленинград и особой активности не проявляла [55]. В период подготовки к операции лётчики 13-й воздушной армии провели тщательную разведку оборонительных полос врага. Особенно подробно изучался передний край, аэродромы и коммуникации. Разведку и перспективно-панорамное аэрофотографирование обороны противника провели 5-я дальнеразведовательная эскадрилья и специально выделенные экипажи в авиаполках армии. По данным фоторазведки создавались топографические карты с впечатанной обстановкой.
Было изготовлено 196 фотопланшетов с дешифрованными целями. Ими обеспечивались сухопутные войска и авиационные части [55]. Для улучшения взаимодействия авиации Ленинградского, Волховского фронтов, ВВС Балтийском флота с сухопутными войсками развернули вспомогательный пункт управления командующего 13-й воздушной армией с командующим 67-й армией, наносившей главный удар в полосе Ленинградского фронта. В стрелковые дивизии первого эшелона были направлены офицеры-авиаторы со средствами связи, в задачу которых входило принимать от наземного командования заявки на уничтожение войск и объектов противника и передавать их на КП авиационных соединений и частей, а также информировать авиационное командование об изменениях на линии боевого соприкосновения с противником [55]. Подготовку к проведению операции провела инженерно-авиационная служба. Были полностью укомплектованы личным составом, инструментом и оборудованием полевые авиаремонтные мастерские. Каждая ремонтная база и авиамастерская подготовила бригады специалистов по ремонту самолётов в полевых условиях с необходимыми запасами материалов и запчастей [55]. Большую работу проделали и специалисты авиационного тыла. К началу операции было построено 375 укрытий для самолётов на аэродромах, отремонтированы подъездные пути и дороги, дооборудованы старые аэродромы и построены новые, отремонтированы взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки.
Создавалась сеть ложных аэродромов, оборудовались узлы связи, строились землянки, мастерские, столовые. До начала операции частями авиационного тыла были завезены боеприпасы, необходимое авиатехническое имущество, горюче-смазочные материалы [55]. Наступление[ править править код ] 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. Метеоусловия в это время были очень тяжёлыми для действий авиации. Облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость не превышала 500 м. Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами. Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей. При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации [55]. За первый день наступления лётчики 13-й воздушной армии произвели 159 самолёто-вылетов.
На Волховском фронте до начала артиллерийской подготовки группы бомбардировщиков и штурмовиков 14-й воздушной армии атаковали опорные пункты и огневые позиции артиллерии противника. С началом наступления части 14-й воздушной армии выполняли задачи, аналогичные тем, что решали ВВС Ленинградского фронта [55]. После улучшения метеоусловий в боевую работу включились лёгкие ночные бомбардировщики По-2. В ночь на 14 января 15 самолётов По-2 произвели 44 боевых вылета 29 на бомбометание и 15 на разведку. Ночные удары по врагу имели важное значение, потому что гитлеровское командование стремилось не допустить соединения Ленинградского и Волховского фронтов и удержать любой ценой шлиссельбургский выступ. Активизировала свои действия и немецкая авиация. Из 416 вражеских самолётов, отмеченных в полосе прорыва во второй декаде января, 187 приняли участие в воздушных боях. Особенно тяжело приходилось нашим штурмовикам, которые действовали у самой линии фронта на малых высотах. После прорыва блокады Ленинграда наши войска должны были закрепиться на освобождённой территории и расширить фронт прорыва.
В конце января к боевым действиям на Волховском фронте был привлечён 1-й бомбардировочный авиакорпус [55]. Немецкое командование срочно доукомплектовало действующие соединения 1-го воздушного флота — под Ленинград были переброшены три группы бомбардировщиков. Численность самолётов на ленинградском направлении была доведена до 250. Активность вражеской авиации значительно возросла. За первую декаду января она совершила 215 самолёто-вылетов, во вторую декаду 311, а в третью 558. Немецкая авиация действовала главным образом по нашим войскам на поле боя и ближнем тылу [55]. Противодействие нашим военно-воздушным силам усилилось, борьба в воздухе стала более ожесточённой. Бои приняли затяжной характер. В течение всего января, несмотря на очень сложные метеоусловия, авиационные части и соединения 13-й воздушной армии произвели 2426 самолёто-вылетов, из них 1636 днём и 790 ночью.
За январь 1943 года наши лётчики сбили в воздушных боях 74 вражеских самолёта, ещё 45 уничтожила наша зенитная артиллерия [55]. Во время наступательных действий наших войск в феврале экипажи 13-й воздушной армии, содействуя 55-й и 67-й армиям, произвели 2027 самолёто-вылетов, подавили огонь 200 артиллерийских и миномётных батарей, уничтожили много боевой техники и живой силы противника, провели 48 воздушных боёв и сбили 37 вражеских самолётов. На начало наступления в этот период авиация 13-й воздушной армии насчитывала 310 самолётов [55]. При возобновлении в марте войсками 55-й армии Красноборской операции, основные усилия 13-й воздушной армии были направлены на поддержку сухопутных войск. Из 2988 самолёто-вылетов 2004 произведены на уничтожение живой силы и техники противника на поле боя и в его тылу, 241 на разведку. Упорные воздушные бои продолжались в течение всего месяца [55]. Итоги операции[ править править код ] Первый поезд, прибывший в деблокированный Ленинград по дороге Поляны — Шлиссельбург, Финляндский вокзал, 7 февраля 1943 г. Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8—11 километров , политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить.
В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург , автомобильная магистраль после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р21 и несколько мостов через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Всё это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта.
Из-за оттепели раскисли торфяные болота, а на Неве, через которую предстояло переправляться, подтаял лед. Операцию пришлось отложить на две недели. Сталин так беспокоился за успех предстоящего наступления, что срочно отозвал с Воронежского фронта и отправил под Ленинград генерала армии Георгия Жукова, поручив ему координировать операцию. Тот проинспектировал части и пришел к выводу, что танков, пушек и боеприпасов на направлении главного удара все же недостаточно. Кроме того, он выявил ряд недочетов в тактике.
С одобрения Сталина запасы снарядов пополнили, технику между подразделениями перераспределили более грамотно. В Великую Отечественную войну в Зимнем дворце все подвалы были приспособлены под бомбоубежища? А в 12 помещениях дворца до 1942 года постоянно проживали около 2000 жителей блокадного Ленинграда? Здесь же укрывали некоторые музейные коллекции Эрмитажа, также культурные ценности из пригородных дворцов и различных учреждений Ленинграда, которые не успели эвакуировать. Зимний дворец сильно пострадал от бомбежек, как его не берегли. Но благодаря золотым рукам советских мастеров он остался таким, каким был. Утро 12 января. На участках прорыва загрохотали первые залпы советской артиллерии.
Позиции немцев почти два с половиной часа методично утюжат из сотен сухопутных и корабельных стволов, по штабам и опорным пунктам массированно работает авиация. Немецкие траншеи накрывают волны разрывов тяжелых снарядов. Практически одновременно с завершением артподготовки в атаку под прикрытием огневого вала поднимается пехота обеих ударных групп. Наступающие изнутри блокадного кольца стрелковые дивизии с ходу форсируют Неву по льду и вгрызаются в боевые порядки вермахта. Несмотря на мощную артиллерийскую обработку, ожившие немецкие окопы встречают советских солдат шквальным пулеметно-артиллерийским огнем. Тяжелых и средних танков у наступающих нет — их не выдержал бы тонкий лед, поэтому приходится довольствоваться поддержкой легких Т-60, БТ-5, Т-26 и бронеавтомобилями. Они, словно картонные, вспыхивают под ударами бронебойных снарядов противотанковых пушек гитлеровцев. Вскоре наступление 67-й армии захлебывается, к концу дня удается вклиниться в оборону противника всего на три километра.
Темпы прорыва снижают непроходимые торфяники и минные поля. Не легче обстановка и с внешней стороны кольца, в полосе атаки 2-й ударной, идущей с востока. На левом фланге наступают части 8-й армии. Немцы яростно сопротивляются. Увязшие в боях стрелковые дивизии за день захватили три траншеи и пробились на пару-тройку километров к западу. Вскоре бойцы 327-й стрелковой овладели особо укрепленным опорным пунктом гитлеровцев — рощей «Круглая». Это первый сокрушительный удар по всей системе немецкой обороны в этом районе. Понимая серьезность ситуации, немецкое командование экстренно затыкает зоны прорыва тремя свежими пехотными дивизиями.
Разорвать кольцо: как 18 января 1943 года прорвали блокада Ленинграда
Подготовка к активной фазе операции «Искра» производилась в течение декабря 1942 – начала января 1943 года. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г. Советские солдаты в атаке во время операции по прорыву блокады Ленинграда, январь 1943-го. Фото: Всеволод Тарасевич / РИА Новости. Фотографии в альбоме «Операция «Искра» (январь 1943 г.). Прорыв блокады Ленинграда.», автор Краеведъ (FotosergS) на Из блокадного дневника / РИА Новости. Проект 'Прорыв блокады Ленинграда' посвящен событиям операции 'Искра', которая привела к успешному разгрому блокады Ленинграда 18 января 1943 года.