Новости кронштадт во время блокады ленинграда

Композитор Дмитрий Шостакович (первый справа) в дни блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны был бойцом добровольной противопожарной команды и дежурил на крыше консерватории. город-герой наравне с Ленинградом, выстоявший 900 дней блокады, не давший немецким захватчикам победить. все очевидно: "Кронштадт во время блокады Ленинграда ". Конечно, о трагедии перехода наших кораблей из Таллина вспомнили.

История обороны Кронштадта и Ораниенбаумского плацдарма время Блокады Ленинграда

Несколько слов о самом художнике-бойце. В июне 1941 года Непринцев подал заявление о зачислении в добровольцы и попал в окопы под Ораниенбаумом. В первые дни войны Ю. Непринцев вместе с архитектором М. Бенуа участвует в маскировке одного из заводов Ленинграда. С июля 1941 г. С ноября 1942 г.

Музей истории Кронштадта присоединяется к празднованию и приглашает гостей на выставки и тематические встречи, которые пройдут на разных площадках в январе 2024 года.

С 16 января заработала выставка «900 дней подвига. Блокаде вопреки». Она рассказывает посетителям об истории жизни, труда и борьбы гражданского населения Кронштадта в период блокады и обороны Ленинграда. Кронштадтцы, наравне с матросами и солдатами Красной Армии и флота, внесли огромный вклад в победу над врагом, работая на предприятиях и организациях, в госпиталях и бойцами МПВО. Экспозиция повествует о жизни в блокадном городе в условиях голода, холода и постоянной опасности, когда любой день мог стать последним. На стендах представлены фотографии разрушений Кронштадта, рисунки, воспоминания жителей блокадного города. В витринах выставки можно увидеть письма, газеты, документы, справки, а также предметы быта того времени из фондов Музея истории Кронштадта.

На выставке «Подвиг блокадного учителя» представлен материал об истории кронштадтских школ в период блокады. На экспозиции присутствуют документы из санкт-петербургских музейных и личных семейных архивов жителей Кронштадта, которые будут продемонстрированы впервые. Гости увидят, в том числе, заявления учителей в 1942 году о приеме в партию, тетради с конспектами уроков учеников и фотографии военного времени. Перед зданием музея в сквере Желобовского на стендах будет развернута выставка «Кронштадт в фотографиях. Блокада», которая напомнит о трагических блокадных днях, пережитых жителями города в 1941 — 1944 годах.

В этой неразберихе учесть каждого человека было крайне сложно. А сколько таких историй случилось за всю войну? Позже детей целенаправленно вывозили по Дороге жизни, особенно активно — весной-летом 1942 года. На том берегу Ладоги всех пересаживали на поезда. У железной дороги имелись свои приоритеты — военные грузы, поэтому эшелоны шли в том темпе и по тем направлениям, куда их можно было направить. Места направления менялись довольно часто и неожиданно, особенно если начинались бомбёжки. Истощенные дети в дороге болели, их могли высадить, оставить в госпиталях. Если везли малышей, то бывало, что дети не знали или забывали свои имена и фамилии, адреса. Могли также поменяться или умереть в пути сопровождающие детей взрослые со списками. То есть возникала масса непредвиденных ситуаций… Самая трагическая страница истории войны — это возвращение и поиск детей. Найти и возвратить родителям потерянного ребенка удавалось не всегда. Порой поиск велся десятилетиями и продолжался уже в наше время. В архивах хранится очень много запросов от людей, которые детьми в войну были вывезены из Ленинграда. Даже когда им исполнялось 60 и больше лет, они продолжали надеяться, искать своих родителей и родных. Оставшиеся в живых родственники Тани Савичевой — сестра Нина и брат Михаил — ничего не знали о её судьбе до самых 1960-х. О том, что она умерла в эвакуации, близкие узнали через 20 лет после её смерти. И это только один случай из тысяч… Галина Тольская с преподавателем Бишкекского финансово-экономического техникума, в котором когда-то училась. Фото: предоставлено семьёй Галины Тольской Личное дело Рассказывает жительница Бишкека Кыргызстан Галина Тольская: — О том, как мы жили во время блокады Ленинграда, я написала воспоминания и назвала их так: «Неужели это было со мной? Так случилось, что папа уехал в Кронштадт и потом не смог оттуда выбраться, а позже был оттуда эвакуирован. Он болел, на фронт его не взяли из-за болезни. Мы с мамой и двумя младшими сестрами остались в осаждённом городе. Мама и сестры умерли в первую зиму. Я осталась одна. Какое-то время жила у соседей. Потом попала в детский дом, и нас вывезли в Ярославскую область. В 1943 году папа сумел меня разыскать, приехал в детский дом. Мы очень радовались тому, что снова оказались вместе. Думали, что потеряли друг друга навсегда.

Из моряков, в свою очередь, формировались отряды морской пехоты. А всего за войну Кронштадт послал на фронт 115 тыс. Это были стойкие и бесстрашные бойцы, спаянные морской дружбой и преданностью Родине. Они участвовали и в штурме Берлина. И на закопченных стенах рейхстага оставили надпись: «Мы из Кронштадта! Первым командиром Кронштадтской военно-морской базы в начале войны был контр-адмирал В. С июня 1942 г. Кронштадтская ВМБ была главной базой Балтийского флота. В январе 1943 г. Силы базы вели боевые действия в Выборгском заливе, участвовали в создании Восточной и Тыловой минно-артиллерийских позиций, привлекались к обороне Таллина, п-ова Ханко, Моонзундских о-вов, обеспечивали развертывание подводных лодок, действовавших на морских коммуникациях противника. Кронштадт надежно прикрывал остров от ударов противника с моря. Сыграл свою роль Кронштадт и в наступательных операциях советских войск под Ленинградом.

Ледовый фронт

  • Музей истории Кронштадта расскажет о «Подвиге блокадного учителя»
  • Таллинский переход: как Балтийский флот по немецким минам шел в Кронштадт
  • Прорыв блокады Ленинграда
  • Новости Кронштадта
  • Кронштадт в блокаду выжил благодаря колюшке
  • Содержание

История обороны Кронштадта и Ораниенбаумского плацдарма время Блокады Ленинграда

Световое оформление уже получили свыше 140 мемориалов. Ранее мы сообщили о том, что Александр Дрозденко почтил память жертв блокады Ленинграда. Фото: Правительство Петербурга.

Президент России Владимир Путин поручил провести мероприятия в честь двух важных дат — прорыва блокады, которая отмечается 18 января, и 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Масштабный проект о подвиге моряков открывает череду памятных мероприятий, отметил Пиотровский в Telegram-канале. Экспозиция была создана при участии ведущих российских военно-морских и исторических музеев, архивов, организаций, занимающихся сохранением военно-морского наследия.

И сегодня, находясь здесь, в легендарном Кронштадтском Морском соборе, проводя эти мероприятия, посвященные юбилею снятия блокады, мы говорим о том, что и Собор, и Кронштадт , сыграли также решающую роль в освобождении Ленинграда», — отметил глава администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга Андрей Кононов. Напомним, в годы Великой Отечественной войны внутри находились метеорологический пост и пост наблюдения за воздушной обстановкой, чтобы знать, откуда вражеская авиация будет идти на блокадный Ленинград.

Во время артобстрелов в здание попало несколько артиллерийских снарядов. В ходе реставрации, приняли решение сохранить след от неразорвавшейся немецкой бомбы.

Он установлен в качестве напоминания о ледовой дороге, проходившей по Финскому заливу. Именно через неё в Кронштадт поступали продовольствие и боеприпасы во время блокады. Напомним, что проект подсветки памятников был запущен в Петербурге с 2020 года.

Завод 1941-1945

Бывший суровый военный объект преображается, наполняясь светом и теплом. Активно развивается туристический потенциал города. Центр Кронштадта охраняется ЮНЕСКО, хотя архитектурные достопримечательности немного теряются на фоне главного украшения — огромных военных кораблей на пристани и разбросанных вокруг острова Котлин фортов. Большинство достопримечательностей Кронштадта объединены морской темой, что задаёт прогулкам немного романтическое настроение.

Чтобы их осмотреть, достаточно одного дня. А если задержаться в городе ещё на сутки, то можно съездить в отдалённые объекты — парки, бастионы и природные заказники. Как добраться От Москвы до Санкт-Петербурга на поезде или самолёте.

Также в город можно попасть за полчаса по воде, сев на «Метеор» около Тучкова моста или Дворцового моста в Санкт-Петербурге. День 1: пешая прогулка по центру Чистый и ухоженный центр города сохранил военную выправку строгих улиц, даже несмотря на многочисленные туристические кафе и сувенирные лавки. В одних районах можно прогуляться среди стройных рядов двухэтажных купеческих и дворянских домов, в других — попасть в советскую атмосферу дворов между военных казарм.

Якорная площадь Традиционно гости города начинают прогулку с Якорной площади, на которую удобно выйти со стороны эффектного Макаровского моста. Неподалёку от него можно найти бесплатную парковку. Уже здесь, в сквере, можно почувствовать влажный морской воздух и постоянный ветер.

Так что даже в тёплую погоду лучше взять с собой на прогулку шарф. Архитектурная доминанта Якорной площади — грандиозный Никольский военно-морской собор. Многоярусное нарядное строение с большим количеством фантазийных арок завораживает своей красотой и торжественностью.

В ясную погоду можно долго любоваться отражением солнца в ажурном золоте куполов. По замыслу архитекторов они, как маяки, должны были быть заметны морякам издалека. Храм построили в первое десятилетие XX века.

В советскую эпоху кресты были сбиты, купола разрушены, интерьеры утрачены. Сегодня в храме ведутся активные реставрационные работы, и многое уже восстановлено. Собор обязательно стоит осмотреть изнутри, чтобы увидеть масштабные контрастные росписи в бело-бордовых тонах, грандиозные люстры, а также любопытные отсылки к морской тематике в оформлении.

Например, мозаичного кальмара на полу. С колокольни собора хорошо заметен огромный якорь, выложенный на площади светлой плиткой. Ансамбль Якорной площади также дополняют несколько важных для истории города объектов: скульптура причисленного к лику святых адмирала Фёдора Ушакова перед входом в храм, вечный огонь в память о погибших революционерах и памятник вице-адмиралу С.

Их подвиг отображен в многочисленных памятниках, памятных мемориальных досках, на которых, правда, не всегда можно видеть алую гвоздику... Родина высоко оценила подвиг защитников Кронштадта, присвоив ему звание «Город воинской славы России! К сожалению, с каждым годом уходят от нас ветераны-блокадники. Последствия блокады и время не щадят их... Дорогие ветераны! Участники блокады Ленинграда и защитники города Кронштадта! Примите искренние поздравления с 66-й годовщиной со дня окончательного снятия блокады Ленинграда. Ваши мужество, стойкость и сила духа бессмертны, как бессмертна память о тех, кто не дожил до сегодняшнего дня.

В советские годы храм был закрыт, но во время войны вновь стал прибежищем, причём не только верующих. Здесь прятались от обстрелов и бомбёжек — собор считался самым безопасным местом на острове, в нём укрывали малышей и даже утраивали для них детские утренники. Всё же два снаряда попало — один пробил подкупольное пространство и взорвался там без особого ущерба, а другой пробил, упал на пол, разбился, но не взорвался, — вспоминает научный сотрудник филиала центрального военно-морского музей «Кронштадтская крепость» Виталий Пирогов. Разбитые плиты даже не стали восстанавливать — отныне это музейный экспонат, сохранились даже даты — 23 сентября и 2 марта 43 года с подписью: «Жертв нет». В морском соборе находился радиоузел, а под самым куполом — наблюдательный коррекционный пункт — обзор на 40 километров. Данные о передвижениях гитлеровцев по всем направлениям поступали непрерывно, и это позволило не подпустить захватчиков близко к крепости. Доставалось противнику и от зенитчиков — первые фашистские самолёты были сбиты 22 июня в 3:37 утра.

Трибуца в ноябре 1941 года. Трибуц В. Трасса начиналась по льду Финского залива от станции Бронка станция находится рядом с Ораниенбаумом , до Кронштадта, далее от Кронштадта до Горской и Лисьему носу. Малая дорога жизни — это ледовая в зимнее время и водная трасса, действовавшая во время Великой Отечественной войны через Финский залив от Лисьего носа и Горской через Кронштадт до Ораниенбаума с осени 1941 и до снятия блокады в 1944 г. Протяженность трассы составляла 37 километров. Ранее, в период ожесточённых боёв на Ораниенбаумском плацдарме и до наступления морозов, кораблями Краснознамённого Балтийского флота осуществлялась перевозка войск, боевой техники, боеприпасов, продовольствия, на плацдарм и в Кронштадт, обратно проводилась эвакуация жителей и раненых. С 17 ноября 1941 года начала действовать ледовая трасса. Для контроля за состоянием трассы и расчета нагрузок были привлечены соответствующие военные гидрографическая и гидрометеорологическая службы, а также привлечены учёные П. Кобеко, В. Шулейкин и другие. Для скрытности были предусмотрены меры маскировки, и также организована охрана трассы. Так в декабре 1941 — январе 1942 года на льду были установлены управляемые минные заграждения для взламывания льда. Затем шли минные поля с противопехотными минами.

Экскурсия в Морской собор г. Кронштадта, посвященная 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда.

Артиллерия Кронштадта защищала подступы к Ленинграду с запада и юго-запада. По льду Финского залива была проложена «Малая дорога жизни» через Ораниенбаум, форты, Кронштадт и Лисий нос. На кронштадтском Морском заводе производился ремонт кораблей.

Кронштадт был подготовлен к уличным боям.

За первые 6 месяцев войны по всеобщей мобилизации и добровольцами из Кронштадта ушло на фронт около трех тысяч бойцов, 50 медицинских сестер, 48 сан. С первых дней вой-ны женщины Кронштадта заменили мужей на производстве, стали активно участвовать в донорском движении. Был оборудован эвакогоспиталь, рассчитанный на 400 коек, инфекционный госпиталь.

Население города активно участвовало в оказании помощи фронту и материально. В народный фонд обороны от Кронштадта поступило на 1. На боевые корабли и в дей-ствующую армию коллективы предприятий и учреждений посылали 100 посылок, не считая огром-ного количества подарков, передаваемых больным и раненым, находящимся на излечении в госпи-талях.

Разрушения, причиненные врагом городу, были значительны. На Морском заводе не было ни одного цеха, который бы не подвергся разрушению. Отдельные участки завода были полностью уничтожены.

Выведен из строя Петровский док. В 18 местах поврежден водопровод, разрушена го-родская канализация. Вышел из строя банно-прачечный комбинат.

Порвано до 20 км радиотелефон-ной и около 9 км электрической сети. Оказалась поврежденной почти половина жилищного фонда. Всего было разрушено 140, разобрано на дрова и оборонительные сооружения 115 строений.

К это-му времени численность гражданского населения города-крепости составляла 9800 чел. Но силами команд противовоздушной обороны, с привлечением всего работоспособного населения немедленно принимались меры к ликвидации последствий воздушных нападений и арт-обстрелов. Городской водопровод и канализация ремонтировались круглосуточно, что обеспечило бесперебойность в снабжении водой населения, предприятий, корабле и частей КБФ.

Предметом постоянной заботы являлось также обеспечение населения продуктами питания и топливом. В нача-ле войны в Кронштадте был 4-5 —месячный запас продовольствия. Нормы питания, также как и в Ленинграде, постепенно сокращались.

До 25 де-кабря 1941 г. Таким образом, жители Кронштадта полностью разделили в блокаду участь ленинградцев. Смертность среди жителей от холода, голода и других лишений была довольно высокой.

Особенно в первый, наиболее тяжелый год войны. К 20 июля 1942 года умерло 5 146 человек. Ленинград в те тяжелые дни пришел на помощь своей крепости.

Из своих скудных за-пасов продовольствия, доставляемых по Ладожской «Дороге жизни», он находил возможность вы-делять часть Кронштадту. В 1942 г. Люди держались буквально до последних сил и до последней возможности шли на работу.

Орденом Ленина награжден Морской завод, сотни трудящихся нашего города награждены орденами и медалями за боевые и трудовые заслуги в годы Вов, Кронштадту вручен орден Красного знамени. Тралили фарватера в минных полях ФЗ дивизиона тральщиков Виктора Кимаева, Героя Со-ветского Союза Федора Пахольчука, Михаила Безбородова, теряя в боевом тралении корабли и без-заветно храбрых героев моряков. Их работу прикрывали от атак противника сторожевые корабли, малые охотники, торпедные катера.

Корабли Кронштадта ушли на Запад добивать врага в его логове. Были тяжелые и кровопро-литные бои. Были победы торпедных катеров и подводных лодок, в том числе победы подводной лодки С-13 Александра Маринеско, которому с запоздание присвоили звание Героя Советского Со-юза.

Перед группой армии «Север» стояла главная задача: «…уничтожить войска в Прибалтике и захватить Кронштадт и Ленинград». А для этого нуж-но было уничтожить мощную артиллерию фортов и кораблей Кронштадта и овладеть Ораниенбаум-ским плацдармом. В общей сложности за эти 3 дня в налетах участвовало около 500 самолетов противника.

К кораблям и Кронштадту подходили тремя колон-нома с трех сторон одновременно — это, так называемый «звездный налет». Но внезапности не полу-чилось. Вражеские самолеты были обнаружены дежурной сменой радиолокационной станции «Ре-дут-3» на удалении порядка 200 км.

По данным Института военной истории МО РФ, в результате массированных бомбар-дировок были потоплены и суда БФ: сел на грунт по верхнюю палубу эсминец «Стерегущий», с ко-торого были сняты орудия главного калибра и другое оборудование в 1944 г. Пострадал и Кронштадт: серьезные повре-ждения были причинены Морскому госпиталю, Морскому заводу, доку, пострадали жилые дома, городские коммуникации. Это были тяжелые, невосполнимые потери.

Тем не менее это восстание заставило Ленина перейти к Новой экономической политике НЭП и отменить практику военного коммунизма. С весны 1922 началось массовое выселение жителей Кронштадта с острова. В 1925-1926 годах в городе были закрыты два лютеранских храма св. Елизаветы и св. Великая Отечественная война[ править править код ] Линии фронта на 21 сентября 1941 года 22 июня 1941 в начале четвёртого часа утра наблюдатели на фортах и на кораблях обнаружили группу чужих самолётов. Немецкие самолёты ушли, сбросили магнитные мины на внешнем рейде в стороне от Кронштадтского корабельного фарватера и в Ленинградский морской канал. Береговая оборона крепости состояла из трёх укреплённых секторов Кронштадтского, Выборгского и Гогландского. Противовоздушная оборона базы флота состояла из 2 зенитных артиллерийских полков и 4 отдельных дивизионов.

В ходе налёта Кронштадт понёс большие разрушения, был тяжело повреждён линкор «Марат» [48] , другие корабли и суда, разрушены здания и Морской завод. Обводный канал в центре Кронштадта В конце августа флоту пришлось оставить Таллин. Около 140 кораблей и судов прорвались в Кронштадт. Кронштадт из главной военно-морской базы 30 октября был преобразован в военно-морскую крепость. Зимой 1941 из кронштадтских запасов в Ленинград было перевезено более 3000 тонн продуктов. Во время блокады кронштадтцы ловили рыбу вокруг острова; дошло до мелкой, до четырёх сантиметров в длину, рыбки-колюшки позже сделали небольшой памятник блокадной колюшке на набережной [47]. Город находился в блокаде , но удерживался советскими войсками. Малая дорога жизни связывала Ораниенбаум, Кронштадт и Лисий Нос.

В 1950 году Кронштадтский районный Совет был ликвидирован, и город перешёл в ведение Управления гражданской администрации при коменданте крепости Кронштадт; райсовет был восстановлен 6 июня 1958 года [49]. В 1996 году город перестал быть закрытым городом — въезд в него для россиян и иностранцев стал свободным. Ежегодно, в последнее воскресенье июля, в Кронштадте традиционно отмечается День Военно-Морского Флота России с участием парада военных кораблей [50]. В городе активно развивается туристическая отрасль. Так, в 2018 году Кронштадт посетили 1,52 миллиона туристов. В 2019 году стало известно, что по поручению президента РФ Владимира Путина в течение пяти лет в Кронштадте будет создан туристско-рекреационный кластер [51]. Реализация проекта «Кронштадт. Остров фортов» [52] обсуждалась на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме [53].

Проект подразумевает возведение самого большого в мире музея военно-морского флота , океанариума, дайвинг-центра, гостиницы, марины для яхт и катеров, а также научных и образовательных площадок. По словам члена рабочей группы по вопросам развития Кронштадта Ксении Шойгу , финансирование проекта будет складываться из трёх источников: средств инвесторов, меценатов и правительственного финансирования по линии министерства культуры для реконструкции и реставрации фортов [54]. По прогнозам, появление кластера приведёт к увеличению туристического потока до 5 миллионов человек в год. Появится более 1200 новых рабочих мест. Тогда же утверждено Положение о гербе МО город Кронштадт.

Однако в обороне Ленинграда был и такой момент, когда ставка Верховного главнокомандования посчитала необходимым сменить командующего Ленинградским фронтом.

На смену маршалу Ворошилову прибыл генерал армии Жуков. Он командовал фронтом всего 27 дней — с 14 сентября по 10 октября 1941 года. Он направил все силы на ликвидацию катастрофического положения, сложившегося в войсках и на флоте с началом блокады города. Требовалось срочно изменить, переломить тяжёлую ситуацию. Жуков пошел на крайние меры, надеясь, прежде всего, вернуть войскам уверенность в своих силах и возможностях. Тогда и появился ряд суровых приказов Г.

Далее перечислены случаи нарушения присяги, что в любой армии мира влечёт самое суровое наказание. Приказ завершается следующими словами: «Военный Совет Ленинградского фронта предупреждает весь личный состав о том, что он и впредь не будет останавливаться перед крайними мерами уничтожения изменников Красной Армии». Жуков переводит значительное число моряков с кораблей в сухопутные части, снимает некоторые войсковые соединения с Карельского перешейка и ставит их на особо опасные участки в районе Урицка и Пулковских высот. Формирует резервные части, пополняет их рабочим ополчением, в составе которого была значительная часть коммунистов — рабочих ленинградских заводов, снимает часть зенитных орудий, расположенных в городе и использует их как противотанковые средства. По его приказу боевые порядки сравнительно малочисленных войск, равномерно распределенных по всему фронту, перегруппировываются, эшелонируются в глубину, создаются подвижные резервы. Артиллерия всех калибров стала более широко использоваться для стрельбы прямой наводкой, а танки — в качестве неподвижных зарытых в землю и маневренных огневых точек.

Были также приняты меры по прикрытию стыков и флангов войск огнем и минными полями, организовано тесное взаимодействие между соединениями и объединениями. В интересах всемерного укрепления обороны города были успешно использованы силы и средства Балтийского флота под командованием вице-адмирала В.

Жизнь гражданского населения в блокадном Кронштадте

Квест проходит через памятники и знаковые места, связанные с жизнью осажденного врагами Кронштадта. Квест-карта содержит не только маршрут перемещения по городу, но информацию о тех объектах, которые встретятся на остановках, поэтому участники сами смогут использовать квест-карту, как обычный путеводитель или игровой элемент, собрав ключи и расшифровав послание из прошлого. Квест-карту можно будет получить бесплатно на всех площадках Музея, скачать на официальном сайте visitkronshtadt. Предварительная регистрация не требуется. Справки по телефону: 311-95-90 Адрес музея: Якорная пл. Послевоенное детство». В мероприятии примут участие ветераны, сотрудники Музея и учащиеся школ Кронштадта. Главный вопрос, который обсудят, участники круглого стола - как сохранить память о тех суровых днях. Ветераны поделятся своими воспоминаниями о блокадных днях, а также научат ребят варить блокадную «гороховую кашу». На уличных стендах будет представлена история Малой дороги жизни - морских коммуникаций в Невской губе Финского залива, а в зимнее время дополнявших и заменявших их — ледовых трасс, которые с началом вражеской блокады и осады Ленинграда в сентябре 1941 г.

Малая Дорога жизни помогла выжить жителям Кронштадта, Ораниенбаумского пятачка, островам в Финском заливе. В декабре 1943 г. Восстания, д. Посетителям выставки будут представлены обмундирование и макеты оружия, используемые бойцами РККА во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.. Один из стендов выставки будет посвящен полному кавалеру ордена Славы Н. Петровой, которая проживала в Кронштадте. Советская, д. Выставка посвящена одному из самых трагических событий XX века - блокаде Ленинграда и Кронштадта.

Всего один факт: в июле 1941 года, еще до того, как город взяли в кольцо, был организован первый этап эвакуации детей. Он оказался неудачным. Тогда в южные районы Ленинградской области было вывезено более 160 тысяч детей. Оказалось, что их вывезли в те районы, куда наступали немецкие войска. Детей решили срочно вернуть обратно в город. Но кто-то всё же остался в поселках Ленинградской области. В этой неразберихе учесть каждого человека было крайне сложно. А сколько таких историй случилось за всю войну? Позже детей целенаправленно вывозили по Дороге жизни, особенно активно — весной-летом 1942 года. На том берегу Ладоги всех пересаживали на поезда. У железной дороги имелись свои приоритеты — военные грузы, поэтому эшелоны шли в том темпе и по тем направлениям, куда их можно было направить. Места направления менялись довольно часто и неожиданно, особенно если начинались бомбёжки. Истощенные дети в дороге болели, их могли высадить, оставить в госпиталях. Если везли малышей, то бывало, что дети не знали или забывали свои имена и фамилии, адреса. Могли также поменяться или умереть в пути сопровождающие детей взрослые со списками. То есть возникала масса непредвиденных ситуаций… Самая трагическая страница истории войны — это возвращение и поиск детей. Найти и возвратить родителям потерянного ребенка удавалось не всегда. Порой поиск велся десятилетиями и продолжался уже в наше время. В архивах хранится очень много запросов от людей, которые детьми в войну были вывезены из Ленинграда. Даже когда им исполнялось 60 и больше лет, они продолжали надеяться, искать своих родителей и родных. Оставшиеся в живых родственники Тани Савичевой — сестра Нина и брат Михаил — ничего не знали о её судьбе до самых 1960-х. О том, что она умерла в эвакуации, близкие узнали через 20 лет после её смерти. И это только один случай из тысяч… Галина Тольская с преподавателем Бишкекского финансово-экономического техникума, в котором когда-то училась. Фото: предоставлено семьёй Галины Тольской Личное дело Рассказывает жительница Бишкека Кыргызстан Галина Тольская: — О том, как мы жили во время блокады Ленинграда, я написала воспоминания и назвала их так: «Неужели это было со мной? Так случилось, что папа уехал в Кронштадт и потом не смог оттуда выбраться, а позже был оттуда эвакуирован. Он болел, на фронт его не взяли из-за болезни. Мы с мамой и двумя младшими сестрами остались в осаждённом городе. Мама и сестры умерли в первую зиму.

И в результате хорошо спланированной операции блокада была снята. Вот что говорил ветеран Великой Отечественной войны капитан второго ранга в отставке Иван Сакшин: «Кронштадт стал главным защитником Ленинграда от немецких захватчиков. Если бы не Кронштадт, я не знаю, удалось бы Ленинграду выжить или нет. Поэтому большая заслуга кронштадтских моряков в том, что они своей грудью, своей кровью защищали город Ленинград». Но не только огневой мощью помогал Кронштадт Ленинграду. По решению Военного совета фронта из запасов флота, находившихся в Кронштадте, ленинградским предприятиям было передано 6700 тонн мазута и соляра, 40 тысяч литров бензина, в самые тяжелые дни блокады Ленинград получил из Кронштадта 3242 тонн продовольствия. Кроме того, ленинградцам отчислял часть своих пайков личный состав кораблей и частей.

Впоследствии эта трасса, сыгравшая спасительную роль в жизни Ленинграда, будет названа Дорогой жизни. Всего таких разведывательных групп на льду озера, начиная с середины ноября, действовало больше десяти. Известно, что они формировались, как правило, из состава гидрографов Балтийского флота и сапёров 88-го отдельного мостостроительного батальона РККА. Участие же военнослужащих войск НКВД в этой разведке имело целью определить меры для защиты будущей трассы от нападений диверсантов и для пресечения хищений идущего в город и к фронту имущества. Результатом рекогносцировки явилось вскоре последовавшее решение командования 2-й дивизии войск НКВД командир — полковник Янгель, военный комиссар — полковой комиссар Громов о формировании в одном из полков этой дивизии 51-м полку войск НКВД совершенно нового 3-го батальона трёхротного состава - специально для охраны продовольственных грузов, поступающих через Ладожское озеро, включая перевалочные базы.

Кронштадт в ВОВ

Во время блокады Ленинграда были построены «Дорога жизни» и «Дорога победы», но мало кто знает где, как и кем они были сооружены. В первый год блокады по Малой дороге жизни Кронштадт снабжал Ленинград продовольствием, не прекращал работу Кронштадтский Морской завод, кронштадтцы тушили зажигательные бомбы, купол Морского собора служил навигационным постом. В начале блокады Кронштадт отдал свои запасы Ленинграду. Накануне Дня памяти жертв блокады Ленинграда мемориал "Малая дорога жизни" в Кронштадте обрёл подсветку.

30 памятных мест Ленинградской блокады

Из них 2.5 года я участвовал в защите Кронштадта, которая была не только и не столько защитой самой крепости, сколько обороной Ленинграда. Дело в том, что на образовании 8 сентября 1941 года кольца окружения Ленинграда, враг не собирался ограничиваться блокадой. В юбилейный для снятия блокады год совместно с Шенкурским краеведческим музеем мы провели презентацию фотоальбома военврача Григория Кулижникова, лечившего военно-морских летчиков Кронштадта во время Великой Отечественной войны. Добирался до Ленинграда очень сложно (через Кронштадт) и не без волнений – фарватер у Петергофа простреливался противником. С 15 по 17 января в Кронштадте состоится XX Рождественский турнир по боксу, посвященный дню прорыва блокады Ленинграда.

Справка, что ты ленинградец

  • «900 дней подвига. Блокаде вопреки»
  • Рассказы о блокадном Ленинграде
  • В огне войны - Архивы Санкт-Петербурга
  • Экскурсия в Морской собор г. Кронштадта, посвященная 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда.
  • Завод 1941-1945
  • Метка: блокада Ленинграда

Таллинский переход: как Балтийский флот по немецким минам шел в Кронштадт

Во время блокады Ленинграда были построены «Дорога жизни» и «Дорога победы», но мало кто знает где, как и кем они были сооружены. 1. Город Ленинград не был блокирован во время войны, блокады города, как таковой, никогда не было. В память кронштадтских защитников блокадного Ленинграда.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий